Ответы на вопросы по рассказу станционный смотритель 7 класс

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

Paзмышляем о прочитанном 

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ? 

         Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.  

         Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями. 

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя? 

         Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя. 

3. В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

         Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын — это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни — бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал — каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви. 

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди,  рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью.  Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.  

         Единственный неравнодушный человек — это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.) 

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести. 

         Самсон Вырин жил небогато, но зато честно. Такое описание главного героя дает автор в начале произведения: “Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый», одетый в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”. 

         А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд:  “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”. 

         Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала? 

         Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям. 

 Литература и изобразительное искусство 

Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них  кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли  себе внешний облик героев? Чем отличается настроение, передаваемое художниками? 

         Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца. 

         Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме. 

         Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню. 

Фонохрестоматия 

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ 

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» 

1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими чувствами окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с автором? 

         Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.   

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра? 

         Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.  

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр? 

         Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.   

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его  сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца? 

         Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами. 

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении  рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор? 

         Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.  

6. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряного Пятака? 

         Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.  

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 134-136

А. Пушкин «Станционный смотритель»

Размышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Мы узнали, что путешественники вымещали на смотрителях всю злобу и недовольство, накопившиеся за время поездки. Они смотрели на смотрителя, как на врага.

А сам смотритель был несчастным существом, не знающим покоя ни днём, ни ночью. Они люди мирные, общительные, не слишком сребролюбивые.

Этот рассказ автора пронизан жалостью к смотрителю, желанием исправить несправедливость, к ним допускаемую.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ бедного отца был слишком эмоционален, он не смог бы рассказать историю понятно для читателя. Поэтому автор сам рассказывает её. В его изображении история получается более связанной, цельной, передающей личное отношение рассказчика, а не только чувства отца.

3. В чём художественный смысл картинок на стенах смиренной, но опрятной обители, изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

На картинках была изображена история блудного сына, который покинул родительский дом и предавался разгулу и порокам. В итоге он возвращается домой с покаянием, отец принимает и прощает его.

Между этой историей и историей Дуни есть несомненная связь. Дуня так же покинула отчий дом, погнавшись за призрачным счастьем. Она вернулась, когда отец уже умер и не мог её простить. Но в отличии от блудного сына, Дуня кажется счастливой новой судьбой. Она богата, у неё прекрасные дети.

4. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Не остался равнодушным к беде Вырина сам рассказчик. Он долго думал о смотрителе и о бедной Дуне. А значит принял эту историю близо к сердцу.

Старался помочь Вырину его полковой товарищ: «Приятель советовал ему жаловаться».

Жалел Вырина мальчик Ванька: «Выучил меня дудочки вырезывать. Царство ему небесное!».

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Характеристика Самсона Вырина.

Самсон Вырин был простым, честным и трудолюбивым станционным смотрителем. Он жил с дочерью Дуней и был общительным, приветливым и бодрым мужчиной лет пятидесяти. Дочь он обожал: «уж я ль не любил, я ль не лелеял», и старался удовлетворить все её прихоти.

Но внезапное горе изменило его. Самсон за несколько лет превратился в «хилого старика», поседевшего, небритого, сгорбленного. Причиной столь страшной перемены стал побег Дуни, которая отправилась с гусаром в город.

Вырин был наивным и доверчивым человеком, он не мог предполагать, что его так жестоко обманут. Привыкнув, что его всегда унижали, Вырин не осмелился настаивать на возвращении дочери. Он робко разговаривал с Минским, и хотя при виде ассигнаци на глаза старика навернулись «слёзы негодования», это стало единственным протестом, на который Вырин решился.

Он всё равно любил свою дочь и переживал о её судьбе. И сколько драматизма звучит в его словах «поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы».

Подавленный ударами судьбы, Самсон Вырин спился и умер. Так же незаметно, как и жил.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Рассказчик симпатизирует Самсону Вырину. Не зря он приехал к нему в третий раз, даже зная, что почтовая станция уже уничтожена. Рассказчик искрене переживал о Вырине, но и Дуня вызывала у него сочувствие. Поэтому он так подробно расспрашивал Ваньку о её приезде. Вот слова самого рассказчика, которые подтверждают это: «Долго не мог я забыть старого смотрителя, долго я думал о бедной Дуне».

Повесть пронизана грустным настроением. Она заставиа меня задуматься о взаимоотношениях родителей и детей, о том, что в поисках учшей жизни дети всё равно не должны забывать своих родителей. А ещё я подумала о судьбе маленького человека, беззащитного, не имеющего прав, которого легко может обидеть каждый.

Фонохрестоматия

1. Какими чувствами окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с автором?

Актёр передаёт чтением чувство горечи, сожаления.

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Рассказчик приехал в село в состоянии негодования. Он был в низком чине и с ним не церемонились. К тому же начался дождь и рассказчик промок.

Но красота Дуни поразила рассказчика. За самоваром он беседовал с девушкой, как будто был давно знаком с ней. А уезжая, даже несколько раз поцеловал Дуню. Уезжал он в прекрасном настроении.

Если в начале голос актёра звучит раздражённо, потом он успокаивается, рассказывает с улыбкой.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Рассказчик был поражён произошедшей переменой. Смотритель сильно пострел, сгорбился, повсюду царили «ветхость и небрежение».

В голосе актёра отчетливо слышатся удивление и недоумение.

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы показать не только чувства Вырина, но и своё отношение, чтобы сделать рассказ более связанным, удобным для восприятия.

Актёр голосом передаёт переживания отца: его голос прерывается, дрожит, он полон обиды и непонимания.

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена пивовара мне показалась обычной деревенской женщиной, немного усталой, немного равнодушной, но не отказывающейся помочь незнакомцу.

Ванька — живой и добрый деревенский мальчишка, озорной, но иногда не по годам серьёзный. Он эмоциональный, непоседливый, всё ему интересно.

6. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя прекрасной барыней? Только ли из-за её серебряного пятака?

Из-за серебряного пятака Ванька назвал Дуню «славная барыня», а «прекрасной» она была когда мальчик описывал её приезд и слёзы, когда Дуня узнала о смерти отца. Он считал, что жалость и раскаяние делает барыню прекрасной.

Страница 20 из 29

«Станционный смотритель». Пушкин

Творческое задание (с. 110)

Прочитайте повесть А.  С.  Пушкина «Станционный смотритель». Подтверждаются ли наблюдения А.  Л.  Слонимского вашими личными впечатлениями от повести, её языка, размышлениями о поступках героев?

Да, наблюдения А.Л. Слонимского подтверждаются моими впечатлениями. Язык Пушкина прост, точен, он не вдается в подробное объяснение поступков героев.
раз. о проч.

Размышляем о прочитанном (с. 122)

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

В начале повести рассказчик сообщает о жизни станционных смотрителей следующее: они имеют низший чин, что не застраховывает их от ругани и даже побоев. Должность станционных смотрителей, по мнению рассказчика, настоящая каторга: во всех бедах проезжающие винят именно их. Короче говоря, не весела судьба станционного смотрителя, героя пушкинской повести.
Во время первой встречи рассказчик увидел Дуню девочкой лет четырнадцати, он отметил её удивительную красоту, разумность, умение вести беседу; сам смотритель был человек лет пятидесяти, «свежий и бодрый».
Через несколько лет рассказчик вновь оказывается в том месте, но смотритель из бодрого мужчины превратился в хилого старика. Смотритель рассказал проезжающему историю Дуни: девушка влюбилась в офицера и сбежала с ним. Самсон Вырин очень горевал о судьбе дочери, он даже предположить не мог, что она может быть счастлива. Он придерживался общепринятого мнения о том, что гусар натешится и бросит Дуню. Его предположения не сбылись: судьба Дуни сложилась благополучно, она превратилась в «славную барыню».

2.  Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ ведется от лица автора – повествователя для того, чтобы передать отношение автора к Самсону, посмотреть на эти события со стороны.

3. В чем художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни?  Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Библейская история о блудном сыне может быть перенесена на историю Самсона Вырина и его дочери. Но история о блудном сыне — это повествование иносказательное, об обретении человеком Бога в своей душе, а бытовая история Самсона Вырина — это история о маленьком человеке, который из-за своих представлений о жизни стал несчастным.
Сочувствие в повести вызывает Самсон Вырин, он главный герой повести, поэтому она и называется «Станционный смотритель». Но, сочувствуя печальной судьбе героя, мы понимаем, что он сам виновен в том, что вообразил судьбу дочери трагичной, его собственные убеждения во многом предрешили его судьбу.

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передает, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Рассказчик не остается равнодушным к истории Самсона Вырина, он говорит о том, что долго не мог забыть старого смотрителя, долго думал и о Дуне. Он но доброй воле «решился посетить знакомую сторону». Когда рассказчик узнал о том, что прекрасная барыня приезжала на могилу смотрителя, он перестал жалеть о потраченных на поездку деньгах.
Также участие в жизни смотрителя принимал его приятель («приятель его советовал ему жаловаться»), но смотритель не внял его совету.
При сочувствии со стороны других людей Самсон Вырин не может справиться со своими проблемами, спивается и умирает.

5. Подготовьте Характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

                                        Характеристика Самсона Вырина

Самсон Вырин — главный герой повести A.C. Пушкина «Станционный смотритель».
Вначале рассказчик повествует нам о печальной участи всех станционных смотрителей, а эпиграф, где есть слово «диктатор», звучит иронически, говорит об авторском отношении к герою.
Каков же герой произведения и почему его судьба привлекла A.C. Пушкина?
В начале повести Самсон Вырин — крепкий мужчина лет 50-ти, живущий на станции со своей дочерью Дуней, это простодушный человек, устроивший себе и Дуне незатейливый быт и порядок.
Интересно описание жилища смотрителя, где украшением служат картинки, изображающие историю блудного сына. Эта библейская история показана как бы не по-настояще- му. Читатель еще не знает о том, что случится дальше, по параллель Дуня — блудный сын уже сложилась в его сознании. Читателя поражает перемена, произошедшая со смотрителем в течение нескольких лет (далее уточняется — трех-четырех): из бодрого мужчины он превратился в хилого старика.
Наше сочувствие опять наталкивается на иронию рассказчика: «Я надеялся, что пунш развяжет язык моего старого знакомца».
Самсон Вырин рассказывает историю о побеге Дуни с гусаром Минским. Смотритель направился на её поиски, нашел Дуню и убедился, что ей хорошо, но выводы сделал такие: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой».
Самсон Вырин — это «маленький человек», литературный образ, которому уделяли внимание писатели пушкинской эпохи. В повести «Станционный смотритель» автор анализирует психологию героя и делает выводы о том, что «маленький человек» — это не только социальное положение, но это еще и состояние души, которое характерно для таких людей.
Всё это делает жизнь «маленьких людей» часто невыносимой или приводит к драматическому финалу.
Так и случилось с Самсоном Выриным: он умер и покоится на кладбище, печальнее которого сложно найти.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Сострадание к герою — определяющий мотив в организации всего повествования. Именно в этом ключе описана встреча рассказчика с Выриным, именно это определяет эмоционально-сочувственную окраску текста.
Но сочувствие к герою сочетается с ироничным отношением к нему. Автор сопровождает описание смотрителя эпитетом «бедный», но это слово многозначно. «Бедный» — это и социальное положение, и отношение к жизни, и духовное развитие. Таким настроением и пронизана повесть.
Повесть заставила задуматься о том, что человек сам ответственен за свою судьбу, о том, что, как бы так ни было, нельзя предполагать плохое будущее, нельзя ждать от жизни неприятностей, потому что тогда они обязательно будут.

Литература и изобразительное искусство

Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту? Каким вы представляли себе внешний облик героев? Чем отличается настроение, передаваемое художниками?

Ближе к тексту Пушкина рисунки М. Добужинского. Самсона я изначально представляла, как крепкого и бодрого мужчину, но во второй части он предстает перед читателем в облике дряхлого старика. Дуня представляется молодой красавицей с голубыми глазами. Минский представляется, как крепкий молодой мужчина.

Проект

Подготовьте сценарий вечера, посвящённого произведениям Пушкина: составьте программу конкурса чтецов, определите условия проведения конкурса иллюстраций, отберите отрывки из произведений для инсценирования, составьте перечень вопросов для литературной викторины, подберите музыкальное сопровождение для инсценировок.

План вечера
1. Конкурс чтецов.
2. Инсценировка отрывков из произведений «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге».
3. Викторина по произведениям Пушкина
4. Выставка рисунков. Подведение итогов и награждение победителей.

Фонохрестоматия (с. 123)

1.  Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?

Актёр окрашивает чтение первых страниц сочувствием и иронией.

2.  Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?

Изначально автор приезжает на станцию раздраженный и промокший до нитки. Его настроение улучшается после того, как он отдохнул, согрелся и познакомился со смотрителем и его дочерью. Эти изменения в настроении автора актёр передает с помощью тона и интонации.

3.  Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

На рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения произвела удручающее впечатление. Актёр говорит об этом с пренебрежением и сожалением.

4.  Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Прослушав их разговор, я представляю жену пивовара грузной женщиной, немного уставшей. Ванька представляется бойким и смешным.

5.  Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «пре-красной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?

Ванька назвал дочь станционного смотрителя «прекрасной барыней» так как она не была похожа на деревенских женщин: красиво одета, изящная, стройная.

Читаем самостоятельно

Прочитайте повесть «Барышня-крестьянка» из этого же цикла повестей и попробуйте ответить на вопросы:

1.  Насколько серьёзны разногласия и споры между Берестовым и Муромским?

Они были в ссоре из-за того, что один был помешан на всём английском (английский сад и т.д…), а другому, наоборот, нравилось всё русское. Это совершенно несерьёзная почва для разногласий, но герои к этому относились серьёзно.

2.  Что в характерах и в поведении Лизы Муромской и Алексея Берестова естественно, а что надуманно и ложно?

Алексей – добрый молодой человек, он хорошо воспитан и умен. Ему не нравятся чопорные и самовлюбленные барышни светского общества. Сам он жизнерадостный и веселый, любит посмеяться и порезвиться, поэтому он часто шутит и играет с дворовыми крестьянскими девушками. Они нравятся ему своим крепким здоровьем, ярким румянцем и веселостью. Алексей ведет активный образ жизни, часто ездит на лошади, любит охотиться. Он отказывается быть чиновником, ему не нравится скучная однообразная жизнь, Алексей не хочет корпеть над бумагами. Искренний и честный молодой человек влюбился в простую девушку, так как он ценит настоящие человеческие качества.

Лиза — барышня 17-ти лет. Она рано осиротела и воспитывалась отцом, богатым помещиком. Муромский баловал свою единственную дочь, даже нанял для ее воспитания и образования чопорную англичанку мисс Жаксон. Лиза, как и все уездные барышни, была романтична, но отличалась сообразительностью и развитой смекалкой. Когда она узнала, что в деревню приехал сын соседнего помещика Ивана Петровича Берестова, тут же решила сама с ним познакомиться.

Лиза знала, что отец давно враждует с соседом, но, прослышав про обаяние молодого Алексея, все же увлеклась мыслями о нем. Для этого она попросила свою горничную и поверенную в тайных делах Настю понаблюдать в Тугилове за молодым барином. Когда Настя рассказала, насколько тот хорош и воспитан, Лиза сразу же придумала, как с ним познакомиться. Переодевшись в крестьянку, она отправилась гулять в соседние владения. Там на нее напала хозяйская собака, а Алексей вовремя подоспел на помощь бедной девушке. Так они и познакомились. Лиза представилась дочерью кузнеца — Акулиной. С этого дня они встречались каждый день и гуляли в роще, но ничего большего девушка не позволяла и просила в деревне ее не искать.

Когда отец вздумал однажды пригласить Берестовых на ужин, Лиза страшно испугалась, но придумала новый план. Она нарядилась на английский манер, при этом изрядно набелила себе лицо, так что Алексей даже не узнал её. Правда раскрылась лишь тогда, когда Муромский решил выдать за Алексея свою дочь. Тогда Алексей пришел объяснить, что любит другую, то есть кузнецову дочь Акулину, и поэтому жениться на Лизе не намерен. Каково же было его удивление, когда он узнал, что Лиза и есть та самая Акулина.

3.  Как вы думаете, почему повесть заканчивается весело и счастливо?

Повесть заканчивается счастливо, потому что ее герои- хорошие люди, и автор отнесся снисходительно к ним и с юмором к распрям между их родителями.

Тестовые задания по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В какой цикл повестей входит повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

А) «Петербургские повести»

Б) «Миргород»

+ В) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Г) «Маленькие трагедии»

2. В каком году была издана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

А) В 1824 году

Б) В 1830 году

+ В) В 1831 году

Г) В 1837 году

3. Какой чин был у главного героя повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсона Вырина?

+ А) Коллежский регистратор

Б) Провинциальный секретарь

В) Коллежский секретарь

Г) Титулярный советник

4. Каким вопросом задаётся А.С. Пушкин в самом начале повести «Станционный смотритель»?

А) Кто не приезжал на станцию и не видел этой убогой жизни смотрителя?

+ Б) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?

В) Ездили ли вы когда-нибудь на почтовых каретах?

Г) Были ли вы знакомы с людьми, имеющими наименьший чин?

5. Кем называет А.С. Пушкин станционного смотрителя?

А) Гордостью русского народа

Б) Маленьким человеком

В) Уважаемым человеком

+ Г) Мучеником четырнадцатого класса

6. Когда познакомился повествователь с Самсоном Выриным?

+ А) В мае 1816 года

Б) В мае 1822 года

В) В декабре 1828 года

Г) В феврале 1830 года

7. О каком общеудобном правиле говорит повествователь?

А) Уважай старших

+ Б) Чин чина почитай

В) Помоги слабому

Г) Не зазнавайся, ума набирайся

8. Сколько было лет Дуне в начале повествования?

А) 10 лет

+ Б) 14 лет

В) 17 лет

Г) 20 лет

9. Что было изображено на картинках, висевших в доме станционного смотрителя?

А) Вход Христа в Иерусалим

Б) Всемирный потоп

В) Вавилонское столпотворения

+ Г) История блудного сына

тест 10. На каком языке были написаны стихи под этими картинками?

А) На русском языке

Б) На французском языке

+ В) На немецком языке

Г) На английском языке

11. Сколько лет было Самсону Вырину на момент встречи с повествователем?

А) 40 лет

+ Б) 50 лет

В) 60 лет

Г) 70 лет

12. Что привлекало внимание окружающих во внешности Дуни?

А) Рыжие волосы

Б) Очень высокий рост

В) Слишком светлая кожа

+ Г) Небывалая красота

13. Какого цвета были глаза у Дуни?

А) Зелёного

+ Б) Голубого

В) Чёрного

Г) Серого

14. Через какое время вновь встретился повествователь с Самсоном Выриным?

А) Через год

+ Б) Через несколько лет

В) Через 10 лет

Г) Через 20 лет

15. Что насторожило повествователя в этот раз в доме станционного смотрителя?

А) Отсутствие аромата булочек

Б) Засохшие цветы

В) Отсутствие самовара

+ Г) Ветхость и небрежение

16. Почему ротмистр Минский задержался в доме станционного смотрителя?

А) Не было лошадей

Б) Разыгралась непогода

+ В) Притворился больным

Г) Сломалось колесо в его карете

17. Куда вызывался подвезти ротмистр Минский Дуню?

А) К озеру

+ Б) В церковь

В) В столицу

Г) На рынок

18. Что случилось со станционным смотрителем, когда он понял, что его дочь пропала?

А) Умер

+ Б) Слёг в горячке

В) Сошёл с ума

Г) Ушёл в монастырь

19. Как узнал Самсон Вырин куда направлялся ротмистр Минский?

+ А) Из подорожной

Б) Гусар сам рассказал об этом

В) Получил письмо от дочери

Г) Рассказал случайный знакомый

тест-20. Как добирался Самсон Вырин в Петербург?

А) В почтовой тройке

Б) На поезде

В) Верхом

+ Г) Пешком

21. В чём уверял ротмистр Минский отца Дуни во время их первой встречи в Петербурге?

А) Что он женится на Дуне

+ Б) Что он никогда не оставит Дуню

В) Что он вернёт ему Дуню

Г) Что он убьёт старика, если ещё раз придёт

22. Чем закончилась встреча Самсона Вырина и ротмистра Минского?

А) Самсон Вырин забрал свою дочь домой

Б) Самсон Вырин заставил его жениться на Дуне

+ В) Ротмистр Минский выставил Самсона Вырина за дверь

Г) Встреча не состоялась

23. Как Самсон Вырин узнал, где живёт его дочь?

+ А) Случайно увидел, куда идёт Минский

Б) Следил за Минским

В) Увидел её в церкви

Г) Дуня сама написала ему письмо

24. Как отреагировала Дуня на встречу с отцом?

А) Выбежала из комнаты

+ Б) Потеряла сознание

В) Накричала на него

Г) Просила прощения на коленях

25. Что сделал Самсон Вырин после того, как разгневанный ротмистр Минский выставил его снова за дверь?

А) Пожаловался его начальству

Б) Ударил его

В) Вызвал его на дуэль

+ Г) Уехал домой

26. Кто поселился в доме станционного смотрителя после его смерти?

А) Священник

+ Б) Пивовар

В) Отставной офицер

Г) Дуня

27. От чего умер Самсон Вырин?

А) От лихорадки

Б) Утопился в речке

В) Его убили

+ Г) Спился

28. Как звали сына пивовара?

А) Алёша

+ Б) Ваня

В) Вася

Г) Елисей

29. С кем приехала Дуня на могилу к родному отцу?

А) С ротмистром Минским

Б) С гувернанткой

+ В) С детьми

Г) Сама

тест_30. Кем называл князь Вяземский станционного смотрителя в эпиграфе к повести?

А) Размазнёй

Б) Героем

В) Мучеником

+ Г) Диктатором

1. Как звали станционного смотрителя:
а) Самсон Вырин +
б) Самсон Яковлев
в) Марат Прокофьев

2. Как звали дочку смотрителя:
а) Лена
б) Дуня +
в) Маргарита

3. Сколько лет было девочке:
а) 18
б) 15
в) 14 +

4. Что такое скуфья:
а) Круглая шапочка +
б) Домработница
в) Ваза

5. Что сделал Минский, когда смотритель пришел просить отдать ему дочь в первый раз:
а) Пообещал, что она будет счастлива с ним, сунул за рукав деньги и вытеснил за порог +
б) Сказал, чтобы тот больше не являлся
в) Отпустил дочку

6. Что было изображено на картинках, которые висели у смотрителя в доме:
а) Цветы
б) История блудного сына +
в) Он и его семья

7. Как гусар обманул смотрителя, чтобы забрать его дочь с собой:
а) Ночью похитил девушку
б) Усыпил смотрителя и похитил девушку
в) Притворился, что у него горячка и предложил девушка прокатиться до церкви +

8. Расстроился ли смотритель из-за пропажи дочери:
а) Да +
б) Нет
в) В произведении об этом не говорится

9. Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей:
а) Потому что им не хватает человеческого общения
б) Потому что это унылая и однообразная работа
в) Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей +

10. Чем поразила рассказчика дочь станционного смотрителя:
а) Трудолюбием
б) Красотой +
в) Смешливостью

11. Как изменился смотритель за те несколько лет, которые его не видел рассказчик:
а) Он стал угрюм и неразговорчив +
б) Он был очень рад встрече, но казался уставшим от жизни
в) Он был все тот же, только немного постарел

12. Как смотрителю удалось увидеть дочь:
а) Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью
б) Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его +
в) Он дождался ее в квартире Минского

13. На кого было похожа дочь, когда смотритель все-таки смог ее увидеть:
а) На содержанку +
б) На счастливую жену и мать
в) На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14. Какую цифру смотритель назвал рассказчику, говоря о том, когда в последний раз видел свою дочь:
а) 2 года
б) 5 лет
в) 3 года +

15. Что рассказчику рассказали о судьбе смотрителя, когда он в третий раз был проездом в тех местах:
а) Дочь не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась на его могиле +
б) Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург
в) Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

16. В каком году была написана повесть Пушкина «Станционный смотритель»:
а) 1828
б) 1830 +
в) 1832

17. К какому литературному направлению относится повесть «Станционный смотритель»:
а) Классицизм
б) Романтизм
в) Сентиментализм +

18. В какой из циклов автора вошла повесть «Станционный смотритель»:
а) «Проза Пушкина»
б) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» +
в) «Повести о маленьких людях»

19. Какой является ведущая тема повести «Станционный смотритель»:
а) Тема реализации личности
б) Тема любви к родине
в) Тема «маленького человека» +

20. От чьего лица ведется повествование в произведении «Станционный смотритель»:
а) От лица ротмистра Минского
б) От лица рассказчика +
в) От лица смотрителя

21. О ком идет речь в цитате: «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда»:
а) О станционном смотрителе +
б) О мелком чиновнике
в) О путешественнике

22. Почему Минский пробыл у Выриных несколько дней:
а) У гусара были дела в соседней деревне
б) Минский притворился больным +
в) Минский был старым другом Вырина

23. Куда отправился смотритель за дочерью:
а) В Екатеринбург
б) В Новосибирск
в) В Петербург +

24. Кому из героев принадлежат слова: «она будет счастлива, даю тебе честное слово»:
а) Дубровскому
б) Минскому +
в) Рассказчику

25. Как отреагировала главная героиня на приезд отца:
а) Расплакалась и начала просить прощения
б) Позвала к столу
в) Упала в обморок +

26. Кто, по словам сына пивовара, приезжал на могилу покойного смотрителя:
а) Молодой гусар
б) Барыня с тремя барчатами +
в) Красивая грустная женщина

27. Что случилось со смотрителем в конце произведения:
а) Он спился от горя и одиночества и умер +
б) Уехал в другую страну
в) Нашел дочь и жил еще очень долго

28. Кем стала дочка смотрителя в конце произведения:
а) Простолюдинкой
б) Бедным человеком
в) Барыней +

29. Повесть впервые была издана в этом году:
а) 1831 +
б) 1841
в) 1835

30. По повести создан литературно-мемориальный:
а) комплекс
б) музей +
в) дом

Повесть «Станционный смотритель » А.С. Пушкина

Вопросы к уроку и ответы на них.

1 Кто является рассказчиком в «Станционном смотрителе»? Кто автор повести?

Докажите, что язык персонажа-повествователя отличается от  языка автора. В чём состоит это отличие?

2 Для чего дано  описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина . Какую притчу они вам напомнили?

3 О чём эта притча?

4 Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

5 Для чего висят картинки на стене комнаты?

6 С какой целью так подробно останавливается на них повествователь?

7 Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдёт?

Притча  «Станционный смотритель»

8    Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

9    В чём, по-вашему , сложность так называемой “ПРОСТОТЫ” повести?

10  Каким образом наиболее полно удается передать автору сложный внутренний мир героев повести?

11  Дайте определение понятию СОВЕСТЬ

12  Что подразумевают под термином ДВУПЛАНОВОСТЬ ПУШКИНСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ современные литературоведы?

13Как Вы понимаете фразу “ Соотношение «нравственность — мораль» как соотношение «истина — правда».

Правд много, а истина одна. ”?

Раскройте эти понятия.

14  В чём, по-вашему, условность законов морали, жизненных стереотипов?

С чем они должны постоянно сравниваться, должны быть соотнесены?

15  Что в повести становится меркой внутреннего человеческого достоинства каждого персонажа?

16 Почему можно сказать, что ВИНОВАТЫ все  герои повести?

17  В чем вина Дуни?

18  В  чем вина Минского?

19  В чем вина Самсона Вырина? В каком смысле можно применить к нему определение МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК?

В каком смысле  финал повести “не безнадежен”?

 Притча о блудном сыне в литературе   

Притча- маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает, следует или не следует наставлениям. В притче должно быть два плана — видимый и невидимый. Редко кому открывается тайный, внутренний план.

С какой целью автор так подробно останавливается на описании лубочных картинок, развешенных в доме?

Картинок четыре: на первой «беспокойный юноша» спешит принять благословение и деньги от «почтенного старика в колпаке и шлафроке» ; на второй гравюре юноша «сидит за столом,

окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами» ,

 на третьей – герой, потеряв друзей и деньги, пасёт свиней.

Он раскаивается в содеянном.

На последней картинке изображено возвращение блудного сына

в отчий дом.

Картинки напоминают нам притчу о БЛУДНОМ СЫНЕ, Что же символизируют эти картинки?

Притча:

-Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

-Никто не ищет его

-Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

-Радостная встреча сына с отцом

-Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

-Примирение с отцом

Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдёт?

-Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно) , не думая, что расстается с ней навсегда.

-Отец ищет в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

— Дуня живет в Петербурге в богатстве.

-Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

-Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

-Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

В повести использован прием противопоставления счастья  Дуни несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не “ блудная ” Дуня вернулась на станцию, а несчастный странствующий пешком Вырин.

Как важно дать понять близким , что мы их любим, принести им хоть немного счастья. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял это и раскаялся, его можно простить. Раскаяние должно было осознанным.

Но на стене картинки висят для украшения.

Дуня и Самсон Вырин не обращают на них внимание.

Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня,

нарядная, разбогатевшая?

Почему же история столь щемяще грустна?

Почему с самого начала мы понимаем, что счастливый конец невероятен?

Жизнь на самом деле мощнее и разнообразнее плоских пошлых лубочных картинок.  И гораздо трагичнее.

Сформулируем  особенности языка прозы А.С. Пушкина.

  1 Пушкин избегает в языке прозы всего избыточного и второстепенного, всего, без чего можно обойтись.

2  Он передает целый  комплекс понятий и эмоций через деталь, выраженную, как правило, несколькими словами.  “Прелесть простоты” является основой выразительности языка Пушкина.

  И. Северянин писал:

Как музыка!

Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте,

Действительном в любые времена……

Его хвалить!

— пугаюсь повторений…

Могу ли запах передать сирени?

 Могу ль рукою облако поймать?

Вспомним, что пишет о Пушкине Валентин Непомнящий     

  “Александр Сергеевич Пушкин…

«Солнце» русской литературы… Центр русской культуры… Мера нравственных ценностей. Мы не слышали ни о «моем» Шекспире или Сервантесе.

«Мой Пушкин»- не просто мой взгляд, мое мнение, или научная концепция…;

«Мой Пушкин»- это мой автопортрет, моя система ценностей в практическом приложении, как оно есть на самом деле; «мой Пушкин» — это ворота в мир. И все сколько-нибудь серьезные споры на пушкинские темы суть, в конечном счете, споры противостояния разных образов мира, жизненных позиций».

Невероятно, поэтому каждое поколение, да что поколение — каждый человек — имеет свое понимание Пушкина, в зависимости от своего образа мира, жизненной позиции и веры. И чем глубже мы постигаем тайны бытия, тем ближе мы становимся к Истине, воплощенной в пушкинских творениях. Пушкина не зря называют Солнцем русской литературы. Солнце всегда почиталось как главное божество в любом языческом пантеоне  Пушкин был истинно русской «широкой» натурой в том смысле, что в нем уживались крайности.

 Пророческая сила и божественная.

 Интересно, что чем больше перечитываешь «Повести Белкина», тем сложнее они тебе кажутся. От первоначальной простоты и ясности не остается и следа.

Поведение героев, первоначально кажущееся очень логичным, вдруг предстает совершенно лишенным логики и здравого смысла.

(Например, почему  Сильвио, всю жизнь мечтавший о мести, щадит графа , да еще и говорит о совести?  Почему С. Вырин так убивается по дочери, ведь она счастлива?)

Во всех повестях так или иначе звучат вопросы совести и морали.

Без понимания основ русской культуры нельзя понять вообще литературу XIX века, тем более пушкинские «Повести Белкина“  За кажущейся фабульной простотой «Повестей Белкина» скрывается сложнейшее сюжетное построение.

Пушкин не анализирует психологию героев, не делает душу героя объектом анализа. Мы не найдем в «Повестях Белкина» длинных внутренних монологов, вскрывающих мучительные внутренние размышления и переживания.

Но полнота психологической обрисовки героев от этого отнюдь не страдает. Сложный внутренний мир проявляет себя через поступки героев, подчас очень противоречивые.

Мы не будем пытаться объяснить, почему герой поступил так или иначе, плохо это или хорошо, Пушкин героя дает через его поведение, речь, вот о поведении героев мы и поговорим, причем с точки зрения того идеала человечности, который сам поэт провозгласил («Цель художества есть идеал») и которым пронизано все творчество А.С. Пушкина. Да, объектом нашего внимания будут поступки героев, но эти поступки отражают напряженную внутреннюю работу героев, совершая которую почти все главные герои вольно или невольно оценивают себя с высоты вечных истин.

Взгляд человека на себя «с высоты, которая задана человеку при Творении», называется совестью.

Удивительно, что у Пушкина о совести говорят даже герои с дьявольской наружностью (Сильвио).  В.И. Даль определяет совесть как «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла;… прирожденная правда…» (Непомнящий В. Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и историче­ский жребий России // Новый мир. — 1996.-№ 5.-с.178.)

Герои «Повестей Белкина» так или иначе преступают определенные нравственные законы или, чаще, законы морали [ своего круга, иными словами — законы чести (например, дворянской чести), но все они понимают, догадываются, чувствуют и оценивают вольно или невольно себя и свои поступки по самой высокой мерке, будь то Алексей Берестов или недалекий Адриан Прохоров, которого невероятный сон «силою» заставляет подумать о том, о чем гробовщик никогда и не подозревал.”

В. Непомнящий отмечает, что в произведениях Пушкина (особенно после «Бориса Годунова») «роль совести чрезвычайно важна — не только как постоянной темы одной из центральных проблем, но — как творческого элемента, позволяющего озарять светом Правды падший мир без помощи «моральных» оценок, как бы в полном молчании».

Мораль — более узкое понятие, чем нравственность. Нравственность — духовность, душевность (по Далю).

Мораль — нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека. Это более узкое понятие.

 Соотношение «нравственность — мораль» как соотношение «истина — правда».

 Правд много, а истина одна.“

По-человечески очень жаль и несчастного смотрителя, и рыдающую на могиле отца Дуню.

 Герои повести оказываются в очень сложной ситуации, каждый из них совершает свой выбор, служащий показателем их нравственных возможностей.

Можно сказать, что в повести все в чем-то виноваты ,

В «Станционном смотрителе» перед каждым из трех главных персонажей встает проблема другого человека, которая становится мерилом внутреннего этического достоинства и Вырина, и Дуни, и Минского.

Удивительно, как Пушкин, изображая своих героев, избегает каких бы то ни было моральных оценок, он этичен по отношению к своим героям.

 С виной Минина и Дуни, в принципе, все ясно.

Дуня уходит отца, навещая его только после смерти последнего.

Минин похищает Дуню, оскорбляет Вырина .

Но в чем же вина самого СТАНЦИОННОГО СМОТРИТЕЛЯ?

Нам должно быть жалко этого «маленького  человека»,

погибшего от тоски по любимой и покинувшей его дочери?

Эта тоска- не только проявление эгоизма. Это неверие в любимого человека, в  возможность его счастья. Ведь Дуня и Минский любят друг друга.

Заверяя Вырина: «… не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово»,- Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести — рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца — неоспоримое свидетельство об этом…

По  одному мнению, С. Вырин проявляет крайнюю степень родительского эгоизма. Но не нужно забывать при этом, что старик — смотритель боится, что его дочери грозит обычная судьба соблазненной девушки, которую, натешившись, выбрасывают на улицу, на панель.

Но  Дуня счастлива: «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался».

Почему же несчастен ее отец?

Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней.

Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия, о котором пишет Лежнев: «Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери. Теперь эта любовь предана.  Жизнь потеряла для него смысл и вкус»

Сравнивая  контрастность лубочных  картинок и  истории блудного сына по отношению к истории «блудной дочери» можно сказать , что дело здесь, наверное, не только в том, что сын возвращается в объятия отца, а дочь не успевает, сын возвращается, доведенный нищетой до отчаяния, а дочь — прекрасной барыней.

Дело в самом смотрителе. Он-то не смирился со своим положением «обманутого» отца (нельзя говорить о смирении, если человек пьет.

Это не смирение, это протест, направленный и внутрь, и протест самой судьбе); он-то не надеется на хороший конец, не дожидается дочери; он-то не может простить дочь.

Он не верит ни в притчу, ни Минскому, ни дочери, ни себе.

Герой отвергает путь примирения с собой, с собственной совестью, не прощает ни себе, ни Дуне.

Он даже желает  дочери смерти: «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадет, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…».

И дело тут не только в обманутом доверии. Вырин вспоминает: «Ею дом держался… уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти; уж ей ли не было житье?».

Он даже не допускает мысли, что Дуня просто не могла жить всегда с ним  (Жена живет всегда в доме мужа).

Мы видим, что Пушкин не рисует какой-то одной краской героя. Страдания бедного смотрителя одновременно и понятны (страх за будущее дочери), и эгоистичны («уж ей ли не было житье?»)

Герой сжигает себя горем, спивается, предается отчаянию, унынию, которое считается самым тяжким смертным грехом.

Печальная повесть не безысходна.

Есть идеал и взгляд сверху.

Дочь возвращается, она живет благополучно, но никогда не будет счастлива, сознавая свою непрощенную вину.

Вот, наверное, почему и эта пушкинская повесть пронизана светом веры, герои сознают свою вину, свое несоответствие должному, а если осознают, значит, верят в это должное.

 Они не отступаются от своей совести, видят себя «с той высоты, которая задана человеку при Творении и которая достижима. Потому-то и страдают, осознавая свое отпадение от этой высоты, Истины.

Вот это мощное звучание голоса совести и не дает oсознания безысходности.

Валентин Непомнящий пишет:

”Поступки героев «Повестей Белкина» отражают напряженную внутреннюю работу героев, совершая которую почти все они вольно или невольно оценивают себя с высоты вечных истин, с той высоты, которая называется совестью.

 И хотя некоторые герои преступают законы морали (чести) или, хуже, нравственные законы, нельзя сказать, что они отступают от них. Они вольно или невольно оценивают свои проступки, страданием расплачиваясь за свои ошибки. Совесть в «Повестях Белкина» не только тема, но и творческий элемент, «позволяющий озарить светом Правды падший мир без помощи «моральных» оценок, как бы в полном молчании». Мы видим объективность, а подчас независимость от воли самого героя активного действия совести, которую можно по праву назвать главным действующим лицом «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных Александром Сергеевичем Пушкиным .”

 (Непомнящий В. Удерживающий теперь . Феномен Пушкина и исторический жребий России // Новый мир. — 1996.-№ 5.-с.178.)

Просмотр содержимого документа

«Russischunterricht. Повесть «Станционный смотритель » А.С. Пушкина Вопросы к уроку и ответы на них.»

  • Отварить или отварить как правильно пишется
  • Ответы на вопросы по рассказу дубровский литература 6 класс
  • Отварите картофель в мундире как пишется
  • Ответы на вопросы по рассказу дубровский 6 класс по главам
  • Отваренные овощи как пишется