Главный герой рассказа Юрия Сотника «Хвостик», школьник Володя Иванов, однажды имел несчастье получить обидную кличку Хвостик. Эта кличка прилипла к нему после урока математики, когда он, замечтавшись о чем-то, на вопрос учителя сказал: «Двенадцать с хвостиком».
Володя был человеком самолюбивым и болезненно относился к такой кличке. Старшеклассники это быстро поняли и перестали так звать Володю, но младшие школьники продолжали звать его Хвостиком.
Володя с увлечением занимался в школьном драматическом кружке, и в спектакле по пьесе Островского «Бедность не порок» ему поручили играть роль Любима Торцова. Юноша серьезно отнесся к своей роли и старательно ее репетировал, оттачивая мельчайшие оттенки той или иной фразы.
И все бы ничего, но в день премьеры гример, забывшись, назвал его Хвостиком, и Володя громко объявил, что если кто-то еще раз назовет его так, он уйдет со спектакля.
Присутствовавший за кулисами журналист, от лица которого ведется рассказ, поинтересовался у Роди Дубова, помощника режиссера, отчего молодой актер так нервничает? Тот пояснил, что на спектакле сегодня будет присутствовать девушка, которая Володе очень нравится и ему вовсе не хочется, чтобы она услышала его обидную кличку.
Когда журналисту показали ту девушку, которая уже сидела в зале, он узнал в ней соседку по квартире, Лидочку. Журналист вышел в зал и сел рядом с Лидочкой, поздоровавшись с ней. Спектакль начался. Школьные актеры играли неплохо, но когда на сцену вышел Володя в образе Любима Торцова, зал просто замер, настолько хорошо юный актер исполнял свою роль.
Когда спектакль закончился, зал взорвался аплодисментами. И в этот момент кто-то из младших школьников крикнул: «Браво, Хвостик!». И весь зал стал кричать: «Браво, Хвостик!». Лидочка, стоявшая рядом с журналистом, тоже отчаянно аплодировала и кричала: «Браво, Хвостик!». Володя, услышавший из зала ненавистную ему кличку, вздрогнул, но сдержался.
После спектакля начались танцы. Володя вышел в зал и, увидев Лидочку, отвернулся от нее. Журналист, заметив это, подозвал Володю и повел его знакомиться с Лидочкой. Но когда он подошел к девушке, то замялся, не зная, как представить Володю. И тогда Володя, подумав немного, представился сам, сказав: «Хвостик».
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что не имя красит человек, а человек – имя. Володя Иванов считал обидной кличку Хвостик, которую когда-то заработал. Но после оглушительного успеха на спектакле, когда весь зал скандировал: «Браво, Хвостик!» эта кличка перестала быть для него обидной.
Рассказ учит не быть обидчивым и думать всегда об успехе общего дела, а не о личных обидах.
В рассказе мне понравился главный герой, Володя Иванов, который прекрасно сыграл роль в любительском спектакле и не побоялся представиться девушке кличкой, которую он считал обидной для себя. Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. Именно благодаря этому правилу Володя не стал упорствовать, а отнёсся ко всему с долей юмора.
Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Хвостик»?
Не имя красит человека, а человек – имя.
Не смотри на кличку, смотри на птичку.
Не можешь в жизни что-то изменить, измени к ней своё отношение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гальбштадская средняя общеобразовательная школа» Алтайского края
Исследовательская работа
Тема нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка» в книге «Затеси» В. П. Астафьева
Выполнил: Фишер Кирилл, ученик 9 класса
Руководитель проекта: ЛЫМАРЕВА Н.В. учитель литературы, ОПК и ОДНКНР
с. ГАЛЬБШТАДТ, 2021
Оглавление
Глава 1 Введение………………………………………………………………..………….1
1.1Актуальность данной темы…………………………………………………………………………………………………………3
1.2 Цели задачи………………………………………………………………………………………………………3
1.3 Обзор используемой литературы…………………………………………………………………………………………….. 4
1.4 Практическая значимость работы…………………………………………………………………………………………………… 4
Глава 2 Основная часть
2.1 Биография В. П. Астафьева……………………………………………………………………………………………….6
2.2 Сборник рассказов — миниатюр «Затеси»…………………………………………………………………………………………………7
2.3 Анализ миниатюры «Хвостик»……………………………………………………………………………………………..7
2.4 Анализ рассказа-миниатюры «Записка»……………………………………………………………………………………………..9
Глава 3 Заключение
3.1 Выводы……………………………………………………………………11
3.2 Самооценка проделанной работы………………………………………………………………………………………………….11
3.3 Перспективы работы по данной теме………………………………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………….12
Глава 1
Исследовательский проект посвящен тому, как писатель В.П. Астафьев раскрывает тему нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка», помогает каждому из нас постичь смысл жизни, стать добрее к окружающему миру, познать себя и через это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.
Тема моей исследовательской работы: «Тема нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка» в книге «Затеси» В. П. Астафьева»
Актуальность темы (обоснование)
Актуальны ли сегодня нравственные проблемы: добра и жестокости, ответственности и долга перед тем, что нас окружает, проблемы воспитания в семье, проблемы «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле?
Конечно, актуальны! Человек живет на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее, дарить окружающему миру искорки своей души. Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя! Но как часто мы забываем об этом!
Как разбудить в людях совесть? «тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал» Произведения В.П. Астафьева не дают нам равнодушно наблюдать, как люди вокруг совершают аморальные поступки, заставляют нас активно вмешиваться в жизнь, делать ее лучше. Они помогают осмыслить свое назначение на Земле.
Цель исследования:
— вызвать интерес к творчеству В. П. Астафьева.
— выяснить, какие проблемы поднимает В.П. Астафьев в своих книгах. Актуальны ли они в наше время?
— воспитывать ответственное отношение к людям, к окружающей природе
— способствовать осмыслению своего назначения.
Задачи:
— изучить литературу по теме исследования;
— познакомиться с биографией писателя;
— проанализировать миниатюры «Хвостик» и «Записка»;
— поразмышлять над нравственными и экологическими проблемами, поднятыми в данных миниатюрах, сделать выводы.
Для решения этих задач мне больше всего подойдут методы:
— поиск информации из различных источников, работа с текстом (анализ текста миниатюр).
Гипотеза
состоит в том, что истоки отзывчивости писателя на чужую боль, готовности откликнуться «на беду человеческую, на страдание дерева или пичуги» закладывались с детства, что интерес писателя к проблемам нравственности, памяти (памяти о доме, родителях, предках, о своей малой Родине) связан с личными этапами жизни писателя.
Объект исследования: миниатюры В. П. Астафьева
Предмет исследования: вклад произведений В.П. Астафьева в воспитание нравственных идеалов человека.
Анализ источников литературы по теме
В процессе исследовательской работы я обращался к различным источникам: исторической информации, работал с биографическим материалом, произведениями писателя, интернет — материалами.
Практическая значимость: Результаты научно-исследовательской работы принесут пользу не только мне, но и другим ученикам, учителям, так как исследование стало дополнительным информационным материалом, который можно использовать на уроках литературы, классных часах, на занятиях кружков и факультативов.
Основные термины и понятия
Ключевые понятия для нашего исследования – это экология и нравственность.
ЭКОЛОìГИЯ —и; ж. [от греч. oikos — дом, жилище и logos — учение]
1. Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Растений, животных, человека.
2. Экологическая система. Экология леса.
3. Природа и вообще среда обитания всего живого (обычно о плохом их состоянии). Заботы об экологии. Нарушенная экология. Удручающее состояние экологии. Экология северо-запада России
НРАВСТВЕННОСТЬ
1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности
2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности.
За́тесь
То же, что затёс; стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.
Глава 2
Творчеством В. П. Астафьева я заинтересовался неожиданно для себя.
Однажды мы приехали на озеро, но, прежде чем купаться, надо было убрать весь мусор, оставленный предыдущими отдыхающими. Меня возмутило поведение людей, не умеющих и не желающих убрать за собой. Я, конечно, громко и долго возмущался.
А когда вернулись домой, бабушка предложила мне прочитать рассказ-миниатюру В.П. Астафьева «Хвостик». Вот теперь я по-настоящему был поражен бездушием людей. О писателе Астафьеве я не знал почти ничего, но хорошо помнил два его рассказа «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». Их мы читали на уроках литературы. Поэтому свою работу я начал со знакомства с биографией писателя. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Мать утонула, когда мальчику было семь лет. Виктор после смерти матери воспитывался в семье бабушки, потом с отцом и мачехой переезжает в Игарку и вскоре оказывается в детском доме.
Тяжела жизнь детдомовца. Свою ребяческую боль он пронесет через всю жизнь: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!».
В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Дважды ранен, контужен. После войны работает слесарем, учителем, кладовщиком.
Первая книга писателя «До будущей весны» вышла в свет В 1953 году. С 1958 года Астафьев состоял в Союзе писателей СССР.
В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 — Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).
2001г. умер в Красноярске. Похоронен в с. Овсянка.
И вот теперь я прочитал миниатюры астафьевских «Затесей».
Что такое «затесь» я помнил еще по рассказу «Васюткино озеро». По Астафьеву, затесь – это не только зарубка, сделанная на дереве, чтобы не заблудиться в тайге. Это, прежде всего, зарубка в сердце, в памяти…
Мне понравились все рассказы, но остановиться для обсуждения я хочу на двух «Хвостик» и Записка», проследить, как в двух этих миниатюрах прослеживаются две темы: экологическая и нравственная, как они переплетаются, дополняя друг друга, показывая, как и что делает человека человеком, что пробуждает в нем чувство сострадания к близким, к окружающему миру.
Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшие. Это они должны своим поведением показать детям, как правильно поступить в том или ином случае. Равнодушное отношение взрослых к природе воспитывает качества нравственных уродов в молодежи.
Автор пишет: «Заблудиться в жизни еще легче, чем в лесу. Очень просто, особенно, когда вокруг вертится множество искушений и соблазнов, сойти с дороги и потерять исхоженную тропу, запаниковать, стать парализованным страхом перед будущим. Пойти по другому пути и осмеять добродетели — память, терпение, сострадание, любовь».
Рассказ «Хвостик» начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». Что может быть лучше смеха и радости ребенка! Ребенок смеется, и природа ликует. Все вокруг прекрасно! Гармония природы и человека!
Удивительное счастье — жить на этой Земле, просыпаться утром, видеть небо, солнце, маму. Мир вокруг прекрасен, людям подарена красота.
Овсянский остров — это прекрасный уголок Земли, «формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему». Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Остров напоминал «голову» — «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем…»
Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.
Живая природа цветет (багряно-мерцающие тальники, зеленая отава, желтая птица, алое крыло птицы), движется (кружилась, метелила, вспыхивала, утихала). В любое время года остров радостен, весел ). И вся эта картина озвучена (серебряно звучал венец). И «смеется, заливается, хохочет мальчик», потому что жизнь радостная. Мы хотим этой жизни, но действительность становится преградой гармонии.
Следующий абзац начинается словами «Гидростанция зарегулировала реку». Люди пришли! В один момент все испортилось в природе. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни).
А люди? А для людей в любое время все было прекрасно. «Жизнерадостный народ», — говорит о них автор. «Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега дачники… Под бравую песню «Толи еще будет» расползаются они по затоптанному клочку земли. «…еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь…».
Вот предложение, в котором заключена главная мысль второй части.
О людях судят по их поступкам. Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают. гадят, и никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать..»
«Оглохла земля, коростой покрылась»,- настоящая боль за изуродованную землю звучит в этих словах.
Но и это еще не предел. Последней каплей становится совершенно жуткое зрелище: «…средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисован заголовок: «В защиту природы…», а ниже кровью зверушки написано слово «Отклик».
Уходят краски, осталась одна красная – цвет крови. А люди? Они гадят.
Гармония нарушена, “оглохла земля”. Лишилась звука. (Украдкой… но живет – изуродованное, пораненное, битое, обожженное).
И вдруг… снова “… Хохочет мальчик”
Зачем? Ведь уже не до смеха. Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость. Этого мальчика родители не научили сострадать, жалеть. Сегодня он смеется над сусликом, над болью слабого, завтра пнет кошку, послезавтра выбросит на улицу свою собаку, а став взрослым, не протянет руку помощи другому или самое страшное — бросит своих старых «ненужных» родителей.
Разрушая природу, мы разрушаем в себе человека — вот к какому выводу приводит нас писатель. Из «смеющихся мальчиков вырастают взрослые люди, способные на самый низкий и подлый поступок. Экологическая проблема перерастает в нравственную.
Миниатюра «Записка» — это как продолжение рассказа «Хвостик». Вот он вырос этот «смеющийся» мальчик! Свою родную мать без копейки денег бросает на вокзале.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается этот небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок …. собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей!
Но что же будет дальше с матерью? Сможет ли она вернуться обратно в свою деревню? Скорее всего, никогда уже не сможет вернуться. Ей будет горько и стыдно перед односельчанами. Но хорошо, что таких людей, как этот «сынок», все же не так много.
А этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Автор сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.
Откуда у писателя такая боль, откуда пошла такая огромная любовь к природе, к матери? Почему же именно темы экологии и нравственности являются главными в творчестве Астафьева?
Ответ можно найти, если мы обратимся к детству писателя.
Виктор Петрович рано потерял мать, столько перенес в своем сиротском детстве, что когда читаешь его слова о матери, хочется кричать вместе с ним: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, — он пережил свою мать». «Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями и горестями, победами и поражениями, которые помогают видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить маму. Её мне не хватало всю жизнь».
Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
Глава 3
Выводы
Книга «Затеси» сыграет большую роль в воспитании человека.
Этот цикл рассказов-миниатюр объединен одной мыслью автора: «заставить читателя слышать боль каждого».
Название книги «Затеси» — метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только уже в нашем сердце, в душе, в нашей памяти.
Совесть, честность, ответственность, справедливость, желание и умение трудиться, приносить добро — вот такие зарубки оставляет нам Астафьев своими произведениями.
Читать Астафьева – не развлечение, его книги заставляют думать, оценивать свои поступки, размышлять над жизненными проблемами, писатель заставляет нас посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых, задуматься над тем, зачем мы живем на этой Земле.
Самооценка работы
Я думаю, что поставленные в моей работе цели и задачи были реализованы. Предполагаемая гипотеза подтвердилась.
Выполняя творческий проект я научился ставить перед собой определенные цели и задачи, достигать их.
Интересно было читать новые произведения, делать выводы, сравнивать свои мысли по прочитанному с заключениями литературоведов.
Затруднения в ходе работы вызваны тем, что я недостаточно еще умею анализировать художественный текст.
Перспективы работы по данной теме.
Работа рассматривает лишь две проблемы — экологическую и нравственную, а проблематика произведений В.П. Астафьева более широкая. Поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены в старших классах.
Список литературы
- Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
- Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. — Красноярск: Кн. издательство,1992.-336с.
- Виктор Астафьев «Посох памяти», издательство «Современник», Москва, 1980 год, стр.21-26
- Интернет-ресурсы
- astafiev.ru/files/943888267040412-61.doc
- —Викисловарь ru.wiktionary.org
Доклад
Представление своей работы я хотел бы начать с вопросов, которые В. П. Астафьев задавал себе, размышляя о своей судьбе.
Слайд 1
- За что судьба даровала мне счастье жизни?
- Достоин ли я его, этого счастья?
- Все ли я сделал для счастья других?
- Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки?
- Всегда ли был честен перед собою?
- Не рвал ли хлеб изо рта близких?
- Не оттирал ли с дороги локтями слабых?
Что можно сказать о человеке, задающего себе такие вопросы? И как не заинтересоваться его биографией и творчеством?
Моя работа называется «Тема нравственности и экологии в рассказах — миниатюрах «Хвостик» и «Записка» В. П. Астафьева»
Слайд 2
Актуальность темы (обоснование)
Актуальны ли сегодня нравственные проблемы: добра и жестокости, ответственности и долга перед тем, что нас окружает, проблемы воспитания в семье, проблемы «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной земле?
Конечно, актуальны! Человек живет на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее. Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя! Но как часто мы забываем об этом!
Я ставлю перед собой следующие цели и задачи, которые решаю в ходе работы
Слайд 3
Гипотеза, которую я доказываю
Слайд 4
(показываю лист с гипотезой и читаю)
Слайд 5
Объект исследования: миниатюры В. П. Астафьева
Предмет исследования: вклад произведений В.П.Астафьева в воспитание нравственных идеалов человека.
(показываю лист и читаю)
Творчеством В. П. Астафьева я заинтересовался неожиданно для себя.
Однажды мы приехали на озеро, но, прежде чем купаться, надо было убрать весь мусор, оставленный предыдущими отдыхающими. Меня возмутило поведение людей, не умеющих и не желающих убрать за собой. Я, конечно, громко и долго возмущался.
А когда вернулись домой, бабушка предложила мне прочитать рассказ-миниатюру В. П. Астафьева «Хвостик». Вот теперь я по-настоящему был поражен бездушием людей. О писателе Астафьеве я не знал почти ничего, но хорошо помнил два его рассказа «Васюткино озеро» и «Конь с розовой гривой». Их мы читали на уроках литературы. Поэтому свою работу я начал со знакомства с биографией писателя.
Слайд 6 (показываю портрет Астафьева)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Мать утонула, когда мальчику было семь лет. Виктор после смерти матери воспитывался в семье бабушки, потом с отцом и мачехой переезжает в Игарку и вскоре оказывается в детском доме.
Тяжела жизнь детдомовца. Свою ребяческую боль он пронесет через всю жизнь: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!».
В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Дважды ранен, контужен. После войны работает слесарем, учителем, кладовщиком.
Первая книга писателя «До будущей весны» вышла в свет В 1953 году. С 1958 года Астафьев состоял в Союзе писателей СССР.
В 1996 г. Астафьев получил Государственную премию России, в 1997г.- Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).
В 2001г. умер в Красноярске. Похоронен в с. Овсянка.
Слайд 7 (книги Затеси, Записка)
Мне понравилось все рассказы, но остановиться для обсуждения я хочу на двух «Хвостик» и Записка», проследить, как в двух этих миниатюрах прослеживаются две темы: экологическая и нравственная, как они переплетаются, дополняя друг друга, показывая, как и что делает человека человеком
Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшие. Это они должны своим поведением показать детям, как правильно поступить в том или ином случае. Равнодушное отношение взрослых к природе воспитывает качества нравственных уродов в молодежи.
Автор пишет: «Заблудиться в жизни еще легче, чем в лесу. Очень просто, особенно, когда вокруг вертится множество искушений и соблазнов, сойти с дороги и потерять исхоженную тропу..»
Рассказ «Хвостик» начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». Что может быть лучше смеха и радости ребенка! Ребенок смеется, и природа ликует. Все вокруг прекрасно! Гармония природы и человека!
Овсянский остров — это прекрасный уголок Земли, «формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему». Особенно весной, когда цветёт черёмушник. (Остров напоминал «голову» — «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем…»
Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)
Живая природа цветет (багряно-мерцающие тальники, зеленая отава, желтая птица, алое крыло птицы), движется (кружилась, метелила, вспыхивала, утихала). В любое время года остров радостен, весел. И вся эта картина озвучена (серебряно звучал венец). И «смеется, заливается, хохочет мальчик», потому что жизнь радостная. Мы хотим этой жизни, но действительность становится преградой гармонии.
Следующий абзац начинается словами «Гидростанция зарегулировала реку». Люди пришли! В один момент все испортилось в природе. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни)
А люди? А для людей в любое время все было прекрасно. «Жизнерадостный народ,»- говорит о них автор. «Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега дачники… Под бравую песню «Толи еще будет» расползаются они по затоптанному клочку земли. «…еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь…» Вот предложение, в котором заключена главная мысль второй части.
О людях судят по их поступкам. Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают. гадят, и никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать..».
«Оглохла земля, коростой покрылась,»- настоящая боль за изуродованную землю звучит в этих словах.
Но и это еще не предел. Последней каплей становится совершенно жуткое зрелище: «…средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисован заголовок: «В защиту природы…», а ниже кровью зверушки написано слово «Отклик».
Уходят краски, осталась одна красная – цвет крови.
Гармония нарушена, “оглохла земля”. Лишилась звука.
И вдруг… снова “… Хохочет мальчик”
Зачем? Ведь уже не до смеха. .Этого мальчика родители не научили сострадать, жалеть. Сегодня он смеется над сусликом, над болью слабого, завтра пнет кошку, послезавтра выбросит на улицу свою собаку, а став взрослым, не протянет руку помощи другому или самое страшное-бросит своих старых «ненужных» родителей.
Разрушая природу, мы разрушаем в себе человека — вот к какому выводу приводит нас писатель. Из «смеющихся мальчиков вырастают взрослые люди, способные на самый низкий и подлый поступок. Экологическая проблема перерастает в нравственную.
Слайд 8
Миниатюра «Записка» — это как продолжение рассказа «Хвостик». Вот он вырос этот «смеющийся» мальчик! Свою родную мать без копейки денег бросает на вокзале.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается этот небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок … собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей!
Но что же будет дальше с матерью? Сможет ли она вернуться обратно в свою деревню? Скорее всего никогда уже не сможет вернуться. Ей будет горько и стыдно перед односельчанами. Но хорошо, что таких людей, как этот «сынок», все же не так много.
А этот человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Автор сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно”.
Откуда у писателя такая боль, откуда пошла такая огромная любовь к природе, к матери? Почему же именно темы экологии и нравственности являются главными в творчестве Астафьева?
Ответ можно найти, если мы обратимся к детству писателя.
Виктор Петрович рано потерял мать, столько перенес в своем сиротском детстве, что когда читаешь его слова о матери, хочется кричать вместе с ним:
«Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может… Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую…
И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить маму. Её мне не хватало всю жизнь».
Автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
По работе я делаю следующие выводы:
Книга «Затеси» сыграет большую роль в воспитании человека.
Этот цикл рассказов-миниатюр «заставляет читателя слышать боль каждого».
Название книги «Затеси» — метафора. Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только уже в нашем сердце, в душе, в нашей памяти.
Читать Астафьева – не развлечение, его книги заставляют думать, оценивать свои поступки, размышлять над жизненными проблемами, писатель заставляет нас посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых. задуматься над тем, зачем мы живем на этой Земле.
Самооценка работы
Я думаю, что поставленные в моей работе цели и задачи были реализованы Предполагаемая гипотеза подтвердилась.
Выполняя творческий проект я научился ставить перед собой определенные цели и задачи, достигать их.
Интересно было читать новые произведения, делать выводы, сравнивать свои мысли по прочитанному с заключениями литературоведов.
Затруднения в ходе работы вызваны тем, что я недостаточно еще умею анализировать художественный текст.
Перспективы работы по данной теме.
Работа рассматривает лишь две проблемы — экологическую и нравственную, а проблематика произведений В.П. Астафьева более широкая. Поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены в старших классах.
Спасибо за внимание.
Краткое содержание Астафьев Хвостик для читательского дневника
В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные. С самого начала произведения автор вспоминает былые времена, когда Овсянский остров был богат насаждениями: тальником, черемухой. С тех пор, как этих краях появилась гидростанция, стали ходить пароходы теплоходы, поредели леса, берега реки, цветы «вырваны с корнем». Боязно стало растениям расти на открытых местах, «растут в заглушье, украдкой». Теперь даже не найти те места, где были пашни и покосы. Теперь на деревянном причале постоянно толпятся дачники с ягодой.
Настоящей трагедией для автора стал поступок маленького мальчика, который без остановки над чем-то смеялся. Когда мужчина подошел ближе к нему, причина стала понятна. Среди остатков еды, мусора, которые взрослые так и не убрали после вчерашних посиделок, грызун, решивший подкормиться крошками хлеба, появившимися на природе во время гулянья людей, суждено было погибнуть от руки человека. Застрявшему не по своей воле в жестяной банке безобидному суслику ни один взрослый помог. Они лишь с издевкой написали на газете кровью животного «В защиту животного». Хвостик погибшего суслика в этот момент, который напоминал ржаной колос, странно торчал теперь из банки. Он почему-то вызывал у мальчика бурные эмоции и хохот, несмотря на то, что суслика уже не было в живых.
Оцените произведение:
- 3.26
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 35
Читать краткое содержание Хвостик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
- Ангел хранитель
- Бабушка с малиной
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Земляника
- Злодейка
- Капалуха
- Капля
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Легенда о стеклянной кринке
- Людочка
- Макаронина
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Осенние грусти и радости
- Пастух и пастушка
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Пролётный гусь
- Родные березы
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Картинка или рисунок Хвостик
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин
В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены
- Краткое содержание Платонов Возвращение
Главный герой-Алексей Алексеевич Иванов пробыл на войне четыре года и был демобилизован. С ним прощаются по всем законам, есть музыка, уважение и любовь со стороны сослуживцев, после чего он отправляется домой. 8 класс
- Краткое содержание Семяновский Фронтовое детство
Идет война. Очень быстро мальчик по имени Федя стал полным сиротой. Парня взял на работу куркуль Третьяк. Мальчик работал на него в течение нескольких лет. Чего он только не делал: занимался хозяйственными вопросами и делал любую работу.
- Краткое содержание Достоевский Кроткая
Начинается данное произведение с небольшого лирического отступления. Автор говорит несколько слов о сюжете и о некоторой предыстории. Только потом он вводит читателя непосредственно в сам рассказ.
- Краткое содержание Клад (Горшок) Плавт
Однажды бедняку Эвклиону невероятно повезло, он обнаружил горшок, набитый золотом. Ошалевший от счастья и не зная, что делать с находкой, решил Эвклион спрятать ценности.
- Краткое содержание Шолохов Бахчевник
Жизнь стала бы просто неприемлемой, если бы каждый решал бы, что ему делать и как поступать. Если бы люди решали бы делать все, что хотят, и что решают правильным, стало бы невозможно жить. Ведь каждый по-своему прав, независимо от ситуации
7
Напишите отзыв о рассказе «хвостик»
1 ответ:
0
0
Рассказ «Хвостик» — это гимн красоте природы и в то же время крик боли от жестокости, зверства человека. Люди «расползаются» по земле и «ломают, гадят» , портят всё вокруг, сбрасывают горы мусора, не замечая, как меняется окружающий мир и вместе с ним человеческое сознание.
Автор обращает наше внимание на поступки человека: на то, как он «лелеет» овощи и цветы у себя на огороде и как, убивая всё вокруг, может с изощрённой жестокостью лишить жизни маленькую зверушку. Он показывает отношение людей к миру, к природе, к жизни, которую они с лёгкостью могут загубить.
Герой этого рассказа — мальчик, смеющийся над бедным сусликом.
На мой взгляд, — это трагедия. Трагедия в том, что маленький ребёнок, видя жестокость, принимает её как должное и даже смеётся! Выросший среди жестокости, во взрослой жизни он может поступить ещё хуже. Смерть человека будет для него такой же забавой, как и убийство суслика.
Читайте также
1 Начало сказки
2 описание кустарника
3 как выглядела роза
4 Появление жабы
5 Смутное беспокойство жабы
6 О Мальчике
7 Что мальчик делал в цветнике
8 Мальчик болен
9 Жабо хочет сесть розу
10 сорезание розы
11 Конец ю
1 у обоих крепкое лицо
2 остап-сильный,умный.
Андрий-хитрый,твердый.
3 остап-плохо учился
андрий-хорошо
<span>Что можете рассказать о главном герое? <span>Кто взял к себе коня?
</span>А что же сделал Филька?Что происходит в природе, когда Филька покаялся?
Чему посвящены последние строки рассказа?1.Какой масти был раненый конь? (вороной)2.Кто взял себе коня? (Мельник)3.Какое прозвище имел Филька? (Ну, тебя)4.Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (Кинул в снег).5.Что случилось в природе после этого? (метель и сильный мороз).6.Сколько лет назад был такой же мороз? (сто).7.Отчего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы).8.Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату).<span>9.Что посоветовал Фильке Панкрат? (Изобрести изобретение от стужи).</span></span>
Эпитет-художественный приём в литературе,характеризует предмет или явление,добавляя образное и более красочное определение.
<u><em>Эпитеты:</em></u>»летнее солнце»;»веселый хоровод»;»бирюзовые спинки»;берег отлогий»,»песчаное дно».
Метафора-это вид художественной выразительности,приём переноса значения одного предмета,на другой за счёт сходства ,уподобление одного явления другому,путём скрытого сравнения.
<em><u>Метафоры</u></em>:»гнутся над омутом лозы»; «солнце печет»;»трепещут былинки».
Олицетворение-это перенос живых качеств на предметы,природу,
одушевление ,воплощение явлений природы в живом образе. Одушевление предметов,передача живых качеств явлениям природы или предметам.
<u><em>Олицетворения</em></u>:»пляшут стрекозы»;»ведут хоровод».
Сочинение:
Если бы каждый человек на земле сделала маленькое доброе дело,люди стали бы жить лучше и счастливее.Так пусть же девизом века станет слово «человечность».
<span>В этом небольшом замечательном произведении Толстой раскрыл как нельзлучше и понятней характеры и внутренний мир героев.Своим названием автор даёт нам тему над размышлением-так ли бедны на самом деле герои произведения,и в чём их бедность заключена.И что важней-богатый духовный мир ,или мир небедного человека,лишённого сострадания к обездоленным и несчастным?Думаю,у каждого найдётся свой ответ.Меня восхищает и радует поступок Жанны,которая,живя в бедности побоялась и взяла на себя ответственность за осиротевших детей соседки.Она мать,и чувства ей понятны.Переживая за мужа,не зная ,как он отреагирует на прибавление и так немаленького семейства,Жанна без колебания совершила подвиг.Пусть её жизнь тяжела,но женщина знает,что не взяв детей не смогла бы жить дальше.И это очень радует,потому что нет ничего хуже равнодушия.Муж Жанны очень волевой,сильный духом мужчина.И не зря эти двое взрослых людей вместе,потому что если у людей общая энергетика,то они преодолеют любые невзгоды и трудности</span>