Читательский дневник повести Алексеева «История крепостного мальчика» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о приключениях подневольного мальчика, которые ему довелось пережить. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.
Содержание
- «История крепостного мальчика» читательский дневник (анализ)
- Главная мысль повести «История крепостного мальчика»
- «История крепостного мальчика» главные герои
- План рассказа «История крепостного мальчика»
- Чему учит повесть «История крепостного мальчика»?
- Алексеев «История крепостного мальчика» отзыв
- Пословицы к повести «История крепостного мальчика»
- «История крепостного мальчика» краткое содержание для читательского дневника
- Краткий пересказ
«История крепостного мальчика» читательский дневник (анализ)
Автор – Алексеев Сергей Петрович
Год написания — 1958
Сколько страниц — 64
Жанр: повесть
Главная мысль повести «История крепостного мальчика»
Каждый человек по праву рожден свободным, и никому не дано лишать его этого. Поэтому стремление быть свободным это естественная потребность каждого человека, несмотря на то, сколько ему лет.
«История крепостного мальчика» главные герои
- Митя Мышкин – крепостной десятилетний мальчик, который отличался чувством справедливости, решительностью, отвагой и добротой.
- Мавра Ермолаевна – помещица, которая вырвала мальчишку из родной семьи.
- Франц Иванович Нейман – служил управляющим нового хозяина Митьки – графа Гущина.
- Даша – подруга Митьки, тоже крепостная.
- Александр Васильевич Вяземский – офицер, который стал новым хозяином Митьки, проигравший мальчика в карты.
- Гаврила Захарович Юсуповский – генерал в отставке, последний хозяин мальчика.
План рассказа «История крепостного мальчика»
- Печальная новость.
- Покупка за три рубля.
- Несладкая жизнь.
- Хозяин Гущин.
- Девочка Даша.
- Поджог.
- Жизнь в Питере.
- Война.
- Медаль за отвагу.
- Проигрыш в карты.
- Родители.
- Жизнь в генерала.
- Правда.
- Побег.
Чему учит повесть «История крепостного мальчика»?
Несмотря на то, что повесть достаточно тяжелая, она учит нас радоваться жизни и быть благодарным за все. Радоваться всему, что нас окружает. Ведь у кого даже этого может не быть.
Алексеев «История крепостного мальчика» отзыв
Алексеев показал незавидную долю крепостных, которые принадлежали своим хозяевам, словно вещи. Маленький мальчик Митя не мог смириться с подобной жизнью. Он жил сполна, надеясь на лучшее и сопротивляясь, порой, жестокой несправедливости.
Пословицы к повести «История крепостного мальчика»
- Справедливость у человека нигде не пропадет.
- Добра не смыслишь — так худа не делай.
- Не будь тороплив, но будь настойчив.
«История крепостного мальчика» краткое содержание для читательского дневника
- Жизнь десятилетнего мальчика вмиг изменилась, когда всю его семью решили продать, а самого Митьку купила старая барыня за три рубля.
- Недолго жил он у барыни и вскоре мальчика выкупил управляющий графа Гущина.
- На новом месте Митька познакомился с девочкой Дашей, которая ему приглянулась. Она умерла от воспаления легких, и за ее смерть мальчик поджег дом управляющего.
- Митьке удалось побывать на войне и получить медаль за храбрость от Суворова.
- Митька разыскал своих родителей, и даже год прожил с ними в их хозяина. Но когда всплыла правда, что это он поджог дом управляющего, то вновь убегает.
Краткий пересказ
Глава 1. Барыня Мавра Ермолаевна
Десятилетний Митя Мышкин из Закопанки узнал страшную новость: барыня решила продать всю их семью. На базаре в Чудово к нему подошла старая барыня Мавра Ермолаевна и купила за три рубля.
Ее называли помещицей из бедных, без мужа и детей. У нее служили кучер Архип и кухарка Варвара. Каждая суббота была одинаковой: сначала баня, потом барыня порола крепостных, чтобы они знали свое место, а после все ехали на вечернюю молитву в церковь.
Митька не понимал к чему вся эта порка, поэтому спрятал розги в перину. Барыня разгневалась и посадила его в гусятню. Там мальчишка боролся со злым гусаком, а потом был выпорен Маврой Ермолаевной.
Глава 2. Даша
По соседству было поместье графа Гущина, которым управлял немец Франц Иванович Нейман. Хозяин должен был вот-вот скоро приехать. Услышав, как Митя играет на дудочке, Франц выменял Митьку у барыни на два мешка овса и старую перину. Так мальчик стал жить с теткой Агафьей и злобной девицей Палашкой.
По осени сюда приехали крепостные артисты, среди которых была и девочка Даша. Митька подружился с ней. Мальчик втайне от всех планировал побег и собирал «сухари» на дорогу. Но его поймали и отпороли. Митя долго отходил от этой истории.
Однажды Митька пробрался в зал, чтобы посмотреть на Дашу когда труппа проводила генеральную репетицию. Девочка была в одеянии бабочки. Вдруг она упала, и немец Франц замахнулся палкой. Дети выбежали на улицу, где было слишком морозно. Даша заболела воспалением легким и умерла в новогоднюю ночь.
Митя подождал пока все уснули. И после поджег дом. Франц сгорел внутри. После мальчик сбежал.
Глава 3. Гвардейский поручик
В дороге его подобрал молодой гвардейский офицер и оставил у себя. Митька стал жить на Невском проспекте в Питере у самого поручика лейб-гвардии императорского полка — Александра Васильевича Вяземского. Новый хозяин был добр к нему.
После участия Вяземского у дуэли, его отправили на войну. Митя отправился с ним. При штурме Измаила хозяин был ранен. Мальчик кинулся и перетащил барина в более безопасное место. За данный подвиг сам Суворов удостоил его медалью. Вскоре по возвращению в Питер, Митьку ждало неприятное известие: барин проиграл своего верного помощника во время игры в карты. Поэтому мальчик убежал.
Глава 4. Добрый барин
Митя узнал, что его родители на службе у князя Юсуповского. Генерал Гаврило Захарович был добрым человеком, который в отставке из-за ранения в голову. Он обещал выкупить Митьку у графа Гущина, где тот находился.
Мальчик уж год жил у Юсуповского, хотя он еще не выкупил его. Митя постоянно развлекал генерала, несмотря на странности Гаврила Захаровича. А однажды на базаре он повстречал тетку Агафью и проговорился, что поджег дома управляющего – это дело его рук. Ну а тетка не смогла сдержать язык за зубами перед графом Гущиным. Хозяин отправил солдата, чтобы арестовать Митю. Но ему и в этот раз удалось избежать страшной участи.
0
Чему учит рассказ «История крепостного мальчика» Алексеева?
1 ответ:
2
0
История крепостного мальчика.
Эта повесть Сергея Алексеева о судьбе крепостного мальчика Мити Мышкина, которого неоднократно продавали разным хозяевам, подвергали унижениям и побоям. В результате, мальчик начинает понимать, что добрых господ не существует, он приходит к выводу, что власть над другими людьми несёт зло. Митя постоянно убегает, но опять попадает в неволю.
Когда его хотят арестовать за поджог усадьбы, он понимает, что скорее погибнет, чем вернётся в неволю.
Рассказ учит пониманию того, что каждый человек рождён свободным и никому не дано права лишать его этого права. Стремление к свободе, это естественная потребность человека.
Читайте также
Моржиха.
В этом рассказе Виталия Бианки, идёт речь о том, как два брата ненца отправились на охоту и младший подстрелил моржиху, у которой был моржонок.
Раненая моржиха опрокинула лодку и братья с трудом спаслись.
Этот рассказ учит любить природу, не охотиться на зверей без крайней необходимости. Ещё рассказ учит понимать, что нужно слушаться родителей, которые готовы спасать своих детей, рискуя собственной жизнью.
Старый Левонтий много лет добывал медь, потом работал на золотых приисках. Когда же совсем ослаб, разрешили ему на себя работать.
Стал Левонтий со своими сыновьями золото мыть. За неделю намыли они совсем мало. Левонтий отправился сдавать намытое золото в контору, а мальчишки остались одни на прииске. Они сварили уху из пойманной рыбы. К костру подошел старик Семеныч. Когда-то он был за ссору с приказчиком выпорот и сдан в солдаты. Вернулся через 25 лет. Родных не осталось, жил один в избушке. А деньги у него водились. Ребята угостили старика ухой, рассказали, что золота на участке совсем мало. Семеныч ушел, а потом вернулся с незнакомцем в золотой парчовой одежде. Незнакомец велел ребятам копать по его следу. И еще наказал не жадничать. Потом он превратился в огромного змея и переполз через реку. Оттуда указал место, где копать.
Семеныч объяснил, что это сам Великий Полоз, властитель золота. Он очень не любит жадности и мошенничества.
На следующий день ребята стали копать в указанном месте. Там был и золотой песок и мелкие самородки.
Великий Полоз помогал людям честным и работящим. От мошенников же золото прятал.
Сказ учит добиваться успеха добросовестным трудом, не хищничать, не брать более того, что требуется. Жадность к добру не приведет.
Эта сказка повествует об игрушках, которые решили поиграть в людей и каждая из которых изображала выбранный ей образ. Главным цензором этой игры -спектакля была свинья – копилка из глины.
Свинья важничала, так как внутри неё были деньги, она все думала на кого из игрушек ей написать завещание, но… свинья упала и разбилась. На месте разбитой копилки , на следующий день появилась новая копилка в форме свиньи.
Собственно эта сказка пародирует людское общество, где для каждого человека есть своя роль, но каждый вполне может и «поиграть».
Главной мыслью является то, что ничто не вечно на земле и никакие богатства не могут дать счастье. Если есть возможность кому-то помочь, то это надо делать сейчас, не откладывая на будущее.
Сказка учит нас быть проще и не зазнаваться от того что ты богат. Мысли и желания у нас у всех одинаковы, если кто-то и добился успеха, то не значит, что это навсегда — всегда найдется другой, который займет твое место.
Автор рассказа «Ностальгия» Н.Тэффи была как и многие ее знакомые эмигранткой из нашей страны, ей пришлось перебраться в Париж в переломные годы революции.
Именно там и было написано произведение «Ностальгия», в нем описывается трудная и часто очень трагичная судьба людей лишившихся своей родины, их попытки выжить и как-то устроится на новом месте.
Данное произведение состоит из четырех частей, в каждой из них есть реплики различных людей, которые очень переживают и мучаются в отрыве от родной стороны.
После прочтения этого рассказа становится ясно, что практически все эмигранты в чужой стране сильно тоскуют по Родине, не могут найти место, они не могут принять действительность и начать жить по другому.
Основная тема произведения, а так же и основная мысль это тоска по Родине, переданная очень эмоционально и по женски ярко.
Мне очень понравился рассказ Константина Паустовского, который называется «Золотой линь». Данный рассказ читали в начальной школе, рассказ небольшой, но поучительный.
В данном рассказе два рыбака пошли на рыбалку, но день у них совсем не заладился, сначала женщины над ними смеялись, затем дед им мешал своими разговорами, затем погода внесла свои коррективы. В общем у них ничего не получалось.
но под конец им удалось поймать огромного линя.
Таким образом данное произведение учит нас не сдаваться, не смотря на все неудачи нужно идти вперед к своей цели. Рассказ учит терпимости, усидчивости, стрессоустойчивости.
Здравствуйте!
Сегодня я хочу рассказать о повести Сергея Алексеева «История крепостного мальчика», заданной по школьной программе. К счастью это было еще осенью, сейчас все, что нам задается, мы читаем в электронном виде. Правда, фото я тогда не сделала, разбирая произведения и помогая ребенку развернуто отвечать на заданные там вопросы, было не до этого. При чем читать пришлось чуть не 2 раза, второй уже бегло, когда отыскивали ответы на конкретные вопросы и формулировки.
Как и все, что дается в рамках программы, это произведение серьезное, без ноток юмора или развлечения. Тут читатель знакомится с бытом и реальностью крепостных.
На примере маленького мальчика лет 10, который до этого жил себе с родителями и горя не знал.Статус крепостного его не очень то и беспокоил. А понадобилось барыне кого-то продать, и началось…Ведь крепостных не особенно считали за людей, хоть и некоторое наказание за убийства или жестокие истязания хозяева могли понести. Но они были далеко не равноценны по отношению к тем же самым поступкам с людьми свободными.
Произведение простым не назову. Повесть и так написана почти 70 лет назад, тогда язык был иным. Да еще и автор учел время сюжета, от чего в тексте буквально в каждом абзаце и чуть ли не строке есть анахронизмы и непонятные слова.
Описывается крестьянский быт, поместье, есть отрывок, где мальчик попадает на войну. И все это содержит массу не очень понятных слов.
Но, к недостаткам я это не отнесу, потому как есть возможность расширить свой словарный запас. Конечно, многие слова вряд ли могут употребляться в жизни, но при чтении книг, особенно исторической направленности, уже не вызовут.
Читать все же ребенку было не так просто, но факт того, что на страницах книги ровесник, да еще с такой судьбой поддерживали интерес. Переживания были искренними, я и сама перечитав произведение с содроганием думала, как это дико, когда твоего ребенка просто берут и продают. Хотя, конечно, герои книги, особенно взрослые, другого не знали.
Если в вашей школьной программе 4 класса такое произведение не значится, для общего развития советую прочесть вместе с ребенком.