Отзыв на рассказ бумажная победа

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 Вопросы «Бумажная победа»
  • 3 Анализ «Бумажная победа»

Послевоенная весенняя Москва. Здесь с мамой Мусей и бабушкой живет школьник Геня Пираплетчиков. И он несчастен. Не любит свою странную фамилию, плохо ходит, вечно болеет и дышит ртом. И у него нет папы. Не погиб на фронте, как у других. Его просто нет. Друзей у Гени тоже нет. Ведь он для ребят «Генька хромой, сопли рекой». Как завидят его – забрасывают грязью. Особенно старается Колька Клюквин, а вожак, Женька Айтыр, одобряет.

Переживая за сына, мама приглашает дворовую компанию на день рождения Гени. Надеется, что мальчишки подружатся с ним. Геня боится насмешек. Ведь у них пианино, маска Бетховена на стенке, книги. Ожидая в гости «врагов», мальчик складывает из бумаги парусник. Болея, он овладел этим искусством. По книжке Гершензона.

Приходят 12 гостей. Без подарков. Среди них Женька Айтыр, Колька Клюквин, Валька Боброва, Лилька. Мама играет для них на пианино, потом предлагает сыграть в фанты. Фант Женьки – бумажный кораблик Гени. Айтыр нашел его на подоконнике. Ребята обступают Геню. И он на их глазах складывает человечков, собачек, стаканчики.

Все в восхищении. Благодарят за «бумажные чудеса». И лица у ребят «не злые». Геня счастлив. «Он был ничем не хуже их». Мама Гени украдкой плачет от радости. Айтыр пытается сложить кораблик – не выходит. И он просит у Гени помощи. А «счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»

Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой

Сюжет

Геня Пираплетчиков часто болеет, хромает, и у него нет папы, только мама с бабушкой. Ребята во дворе его обижают. Мама зовет «врагов» (главаря мальчишек Женьку Айтыра, Кольку Клюквина, Валю Боброву, Лилю и других) на день рожденья сына. Женька замечает на окне бумажный кораблик. Ребята наперебой просят себе фигурки из бумаги. Счастливый Геня дарит им свои «бумажные чудеса», и даже учит Женьку их складывать.

Отзыв

Рассказ о мальчике, которому талант помог найти друзей. Тема детской жестокости, травли непохожих, беззащитных, тема одиночества, непростой послевоенной жизни, поддержки семьи. Мальчик одержал победу над «врагами», «бандитами» и своими страхами. Его «оружием» стала бумага. Рассказ учит судить людей не по внешности, а по поступкам, уметь ставить себя на место другого, дружить, прощать и мириться, иметь интересные увлечения, быть щедрым, дарить радость.

Вопросы «Бумажная победа»

  1. В какое время года происходят события рассказа? (весной).
  2. Почему Геня был несчастен? (из-за фамилии, хромоты, болезней, из-за того, что у него нет отца).
  3. Кто бросался в мальчика грязью? (Колька Клюквин).
  4. Как относились к герою девочки? (дразнили).
  5. Как бабушка называли ребят? (бандиты).
  6. Кто предложил позвать ребят на день рождения Гени? (мама Гени).
  7. Как мальчик называл ребят? (враги).
  8. Кто первым увидел бумажный парусник Гени? (Женька Айтыр).
  9. Почему герой был счастлив? (ребятам понравились его игрушки).
  10. Кто попросился к Гене в ученики? (Женька Айтыр).

Анализ «Бумажная победа»

Рассказ о послевоенной жизни. Геня – чужак для ребят. Этот болезненный мальчик несчастен, в нем засел страх. Над ним смеются, его обижают, с ним не дружат. Взрослые приходят на помощь. Мама надеется, что его «враги» станут друзьями на дне рожденья. Так и выходит. Но не из-за пирога и маминой музыки, а из-за таланта самого мальчика. Подолгу болея, он научился складывать из бумаги красивые фигурки. Никто из ребят такого не видел, и так не умеет.

Для Гени это «чепуха», для них – чудо. Главный среди мальчишек Женька – и тот просится в ученики к «хромому» Геньке. Это победа. Победил Геня, его мама и бабушка. Было побеждено зло, несправедливость ребят и страхи самого Гени. Его оружием стала бумага. Игрушки завоевывают сердца детей во все времена. Талант придает мальчику уверенности в себе. Рассказ вселяет надежду, что любые отношения можно исправить, и стать счастливым совсем не трудно. Достаточно поддержки родных людей и желания дарить людям радость.

Детские рассказы современной писательницы Людмилы Улицкой осмысляют важные проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение. Это и осознание себя, и детские конфликты, которые могут в дальнейшем перерасти в проблемы во взрослой жизни, это и школьная жизнь. Очень многие ее детские рассказы включают ее воспоминания о своем детстве. Писательница родилась в 1943 году, и во многих ее рассказах герои – дети, живущие в тяжелое, голодное послевоенное время, учащиеся жить и выживать в эпоху безденежья и разрухи.

«Бумажная победа» — рассказ, в котором также затрагивается тема воспитания детей в тяжелое послевоенное время, когда многие остались без родителей. Война ожесточила и подрастающее поколение, отучила детей от жалости и сострадания, не давала им верить в сказки. Дети войны повзрослели рано, но это все еще дети, и они становятся героями этого произведения.

Содержание рассказа «Бумажная победа»

Главным героем рассказа является болезненный, хрупкий и слабый мальчик Геня. Он растет в интеллигентной, культурной, образованной и творческой семье, получает в семье огромное количества опеки и внимания из-за своей болезненности. Геня в глазах других детей жалок: он несамостоятелен и не умеет за себя постоять, и оттого другие дети видят в нем объект издевок и насмешек. И для подростков это абсолютно нормальное поведение. Даже сейчас, в современных школах постоянно возникают ситуации, когда в классе одного, более слабого и жалкого ученика, травят остальные. И, казалось бы, этак ситуация неизменна, однако Людмила Улицкая доказывает в своем рассказе обратное.

Основным событиям рассказа является день рождения Гени, на который его мама приглашает всех хулиганов из его класса. Когда «враги» мальчика приходят к нему домой, они видят Геню с другой стороны и имеют возможность оценить своего болезненного и обычно жалкого одноклассника по-новому, исходя из его человеческих качеств и талантов. Они слушают его мать, которая увлечена музыкой, смотрят на то, как Геня складывает из бумаги сложные игрушки. Этот глупый и, казалось бы, ненужный талант жалкого для них одноклассника заставляет их задуматься, увидеть в нем человека и поменять свое мнение.

Смысл рассказа «Бумажная победа»

Рассказ имеет метафоричное название и вместе с тем отсылает на сразу же к орудию, с помощью которого главному герою удается победить предвзятость, грубость и издевки своих одноклассников, завоевать их доверие и любовь. Бумажные фигурки – это одновременно и символ чистоты сердца главного героя, который не дает обидчикам отпор и принимает их у себя на дне рождения, и символ божественного света, который осеняет жестокие сердца детей и дает им возможность прозреть, ощутить укол совести и изменить свое отношение к Гене. Улицкая в своем рассказе обращается к теме качественного перерождения души под прикосновением светлого, доброго, божественного, которое ранее было для детей недоступно. И при этом писательница облекает светлые образы в оболочку материализма, пропитывая свое произведение духом того времени, когда вера в божественное была под запретом.

Герои Уликой просты и понятны. Это не сложные личности, это обычные дети со своими простыми устремлениями, такие, каких полно в школах и детских садах, те дети, которые судят мир и видят его не с высоты своего опыта, а с точки зрения своих подсознательных стремлений и убеждений. И пусть этот рассказ затрагивает тему голодного послевоенного времени пусть дети в рассказе жестоки после пережитых недетских впечатлений во время войны, они все равно остались детьми, и невинный, ненужный талант Гени впечатляет их, растапливает их сердца и возвращает им немного детской наивности и веры в чудо.

Смысл заглавия текста «Бумажная победа».

— Вспомните значение слова победа. Какое для вас лично значение имеет слово победа?

Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-нибудь, осуществление, достижение

— Подберите определения к слову «победа».
— Первая, долгожданная, неожиданная, необходимая, золотая, безоговорочная, желанная.
— Произведение, которое мы будем анализировать, названо «Бумажная победа». Такого определения у нас с вами нет. Предположите, о чём может идти речь.

Прогнозирование содержания по заглавию — важнейший этап работы по технологии критического мышления. Это один из приёмов обучения пониманию текста.

— Какое впечатление произвёл на вас текст?

— Мне очень понравился. Заставил задуматься об отношениях друг с другом.
— Вначале очень жалко главного героя и хочется, чтобы его не обижали и чтобы хоть кто-то из ребят его принял. В финале хочется плакать от непонятных чувств, ведь вроде бы всё хорошо, но сохранятся ли такие отношения между ребятами?
— Этот текст о том, как много могут сделать любящие люди. На меня особое впечатление произвела мама. Она пригласила всех ребят к Гене на день рождения, хотя они над ним издевались, но она не побоялась пустить их в свой дом и устроила праздник. Мне произведение очень понравилось.

— Определите тему и идею текста.

— Произведение Улицкой об отношениях детей в трудное послевоенное время.
— Идея его в утверждении возможности преображения человека из презренного существа, каким мы видим главного героя в начале, в нечто значимое, причастное к музыке и творчеству в конце.

— Идея — в признании и принятии человека.

Идея рассказа определяется не сразу, а в ходе работы. Необходимо по казать учащимся, что вся структура текста работает на раскрытие идеи.
Обсуждение заглавия текста.

Заглавие является сюжетообразующим, что характерно для современной литературы. Читатель как бы приглашается автором к сотворчеству по воссозданию смысла, поскольку возможна множественная интерпретация рассказа.

Учащиеся отмечают, что в заглавии содержится и некий элемент парадокса, который открывается при сопоставлении значения слов.
Победа — сущ. По значению глагола.

Слово, образованное от «побеждать», «победить кого» — осиливать, одолевать, превозмогать, побороть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании.

Бумага ассоциируется с чем-то непрочным, недолговечным. По словарю В.И,Даля, бумага — хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянный пух растения хлопчатника, бумага писчая или разбитое в пух тряпье (льняное и пеньковое), распластанное листами

Определение жанра произведения.
Ребята легко определяют, что это рассказ.
— Почему вы так решили?
— Произведение небольшое по объёму, мало действующих лиц, нет больших описаний.

Далее выявляем особенности этого жанра.

Рассказ — малая эпическая форма художественной литературы — небольшое по охвату изображённых явлений жизни прозаическое произведение.
1. Отличается «режимом экономии»; не может быть длинных описаний.
2. Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в
изображении пейзажа, портрета, интерьера).
3. Психологизм: важно не столько отразить душевный процесс во всей полноте,
сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героев в данный момент.
4. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит характер либо сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо открытого финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).

Проследим, как наши теоретические знания реализуются в тексте.

— В какое время года происходит действие рассказа? Найдите в тексте описание
природы.

«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли … ».

«И воздух, и земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые
деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой готовой листвой».
«Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро
отточенная трава покрыла засорённый двор, и всё население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым».
— Действие происходит весной. По описанию пробуждающейся при роды это, скорее всего, апрель.

Это календарный рассказ, а точнее — пасхальный. Пасхальный рассказ связан с
праздниками всего пасхального цикла – от Великого поста до Троицы и Духова дня. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви; он призван напомнить читателю евангельские истины.

Его сюжеты — «духовное проникновение», «нравственное перерождение человека», прощение во имя спасения души, воскрешение «мертвых душ», «восстановление» человека. Обязательны два признака: приуроченность времени действия к пасхальному циклу праздников и «душеспасительное» содержание.

Типологические приметы пасхального рассказа:
— приуроченность времени действия к пасхальному циклу;
— герои — обычные люди со своими проблемами;
— пасхальный рассказ назидателен — он учит добру;
— его сюжеты — «нравственное перерождение человека», прощение во имя спасения души, «восстановление» человека;
— счастливый финал.
— Найдём в рассказе «Бумажная победа» типологические приметы пасхального
рассказа:
— действие происходит весной;
— обстановка реальная, герои — обычные люди со своими проблемами;
— рассказ назидателен — он учит добру;
— разобщённость, даже вражда детей в начале про изведения, изменение отношения детей к Гене в конце произведения;
— открытый финал.
— В чём отличие сюжетной схемы рассказа «Бумажная победа» от традиционной
схемы пасхального рассказа?
— Нет конкретной при вязки к пасхальным праздникам и открытый финал.
— Что можно сказать о композиции рассказа?
— Композиция последовательная, линейная. В основе композиции — антитеза, как и в рождественских рассказах. И опять открытый финал, как и в рассказе «Капустное чудо».
— В рассказах Улицкой финал остается открытым. Нам хочется надеяться, что главный герой рассказа «Бумажная победа» нашёл своё место среди ребят, но возможен и другой вариант: на следующий день начнётся то же самое, что мы видели в начале рассказа — полная разобщённость героев.
— А может ли быть всё таким, как прежде? Я считаю, что не может.

При анализе текста можно использовать метод «чтение с остановками».
Читаем от слов «Когда солнце растопило … » до слов «мальчика жалко».

— Каково настроение этого эпизода?

— Настроение мрачное. Это передаётся и через описание природы (чёрный зернистый снег, грязная вода, отбросы человеческого жилья, кутерьма запахов, голые деревья), и через описание главного героя (свою фамилию он ощущал «как унижение», «у него от рождения было неладно с ногами», «у него всегда был заложен нос, и он дышал ртом», «у него отца не было вообще»), и через
отношения героя с другими ребятами, которые кидались грязью в Геню и дразнили его.

— Какие чувства вызывает у нас Геня Пираплётчиков?

— Его искренне жаль. Он такой несчастный, его никто не принимает, все ребята над ним издеваются: обзывают его, кидаются в него грязью. Он противопоставлен всем остальным ребятам.

— Геня вызывает не только чувство жалости, но ещё и презрение. Он вечно сопливый, совершенно не самостоятельный и не умеющий постоять за себя: кинули в него грязью, он сразу побежал к бабушке. Хотя, конечно, трудно одному быть против всех и защищать себя. Он действительно очень несчастный.

Анализ первого предложения.
«Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло, — и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплётчиков».

И ветошь человеческого жилья, и грязная вода, и появление главного героя — всё в одном ряду, в одном предложении.

— Почему Улицкая сводит описание природы и появление главного героя в одно
предложение?

— Изображение при роды помогает лучше понять состояние персонажа. Показана
дисгармония в природе, и это предвосхищает изображение внутреннего мира главного героя.

— Дальше мы видим, что дисгармония не только в природе, но и между детьми: «Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр».

— Какие приёмы использует автор для создания образа главного героя?
(Портрет, характеристику героя другими персонажами, характеристику героя через
его действия и поступки)

Портретная характеристика героя дана через детали, подробного описания нет:
прыгающая походка, всё время заложен нос, «в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под неё платком и в длинном зелёном шарфе, обмотанном вокруг шеи».

Показывая, что герой несчастен, автор использует однотипные синтаксические конструкции (сложносочиненные предложения) и анафорический повтор.
«Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, У него всегда был заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать. Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец
погиб на войне: у него отца не было вообще».

В последнем абзаце то же начало предложения «Помимо этого, у него … », но дальше Улицкая использует простые предложения. В первом предложении внимание читателя привлечено к Гене, во втором — к ребятам, в третьем появляется противительный союз но: так на уровне синтаксиса показано, что
герой отличается от других ребят, что он по другую сторону. Дальше идёт вывод: «Всё это вместе взятое делало Геню очень несчастным человеком».

— Что вы можете сказать о матери и бабушке, как они изображены?
(Прямых описаний нет. Бабушка показана более подробно: « … крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелёными и вечноголубыми цветами над ухом … Мёртвая потёртая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у неё на плече». Мёртвая потёртая лиса, вечнозелёные и вечноголубые цветы в описании говорят о какой-то застывшей, «искусственной» жизни.

«Крохотная бабуська в бурой шляпке» сама нуждается в защите. Как она может уберечь от «бандитов и воров» своего внука? Мы понимаем, что ни помочь, ни указать выход из сложной жизненной ситуации она не сможет. Единственное, что ей под силу, это завязывать внуку шарф и водить его в школу и на прогулку. Но как долго это может продолжаться?

О матери мы узнаём только из её диалога с бабушкой. Именно здесь происходит завязка произведения. «Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения».

Нелегко матери принять это решение — собрать всех в своём доме на празднование дня рождения сына, но она не видит другого выхода. Внутреннее состояние передано через детали: «хмуро отозвалась», «холодно ответила»)

— Как показан внешний мир, природа?

(Природа в ожидании весенних изменений: «И воздух, И земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой». И эти изменения обязательно произойдут.)

Читаем от слов «Прошло две недели … до слов «К четырём часам»

— Что противопоставлено внешнему миру в этом эпизоде?

(Это дом, семья. Обстановка дома передана с помощью деталей. Пианино, книжный шкаф, ноты, маска — это предметы-символы, за ними целый мир. Пианино, ноты – это мир музыки.)

— Дайте определение музыки по словарю символов. Музыка — самое символичное из всех искусств, так как может, не используя слов и зрительных образов, оказывать влияние на человека.

Древние считали, что добро гармонично, а диссонанс вызывается влиянием зла. Они осознавали, что небесные тела исполняют космический гимн по мере своего движения по небу.

Какое значение в рассказе имеет маска Бетховена? Почему именно маска, а не
портрет, бюст?

Снова обращаемся за помощью к словарю символов. Маска — важный компонент всех культур, позволяющий человеку представить свой страх, табу или божество, наполниться его силами. Поэтому маска во всех культурах почиталась как лик, святыня. К маскам относились как к вместилищу духов или богов. Часто маска имела свой храм и охранялась приставленным для этого жрецом. Маску подарила мамина учительница.

Для Улицкой очень важна преемственность поколений. Мать можно назвать «жрецом», хранительницей, поэтому и на детей, собравшихся в её доме, так благотворно подействовала музыка.

— Задайте ваши вопросы.
— Что нового мы узнаём о главном герое?

Он умел делать из бумаги разные предметы, он был «великим мастером этого
бумажного искусства». Умел играть на пианино, что вызывает у некоторых детей «почти» восхищение.

— Как показаны ребята и отношения между ними и главным героем?

— Для передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги … ».

— На ребят большое впечатление произвела игра матери на пианино: « … мама выдвинула вертящийся табурет, села за пианино и заиграла «Турецкий марш». Сестрички заворожённо смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется».

— Атмосфера дома — это атмосфера добра: звучит музыка, всех угощают, относятся к каждому ребёнку, как к своему («… а бабушка суетилась около каждого из ребят точно так же, как суетилась обычно около Генечки»). Всё это благотворно действует на ребят. Чтение рассказа со слов «Мать принесла сладкий сироп».

— О чём хочется спросить?
— Как представлено время и пространство в рассказе?

— Время указывается не прямо, а угадывается опосредованно: « … какая мама талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию … », «Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма». Музыка, книги – это вечные ценности, поэтому можно говорить о связи времён: до войны, война, после войны, современность.

— Пространство улицы, внешнего мира (чужое, враждебное) противопоставлено
пространству дома, семьи (своё). И в это своё пространство врываются «шумные, весёлые и непримиримые враги», но они меняются, как меняется и сам главный герой. Преображения в малом мире ведут к преображению и в большом.

— С чем можно сравнить атмосферу дома, тепла, щедрости, любви?

— С храмом. Происходят изменения, преображение всех детей в этой атмосфере.
Сам Геня из сопливого, презренного существа превращается в нечто значимое, причастное к этой музыке и к этому бумажному творчеству. И выходят у него не пули, не орудия борьбы, что было привычно и понятно детям послевоенного времени, а чудо создания, которое потрясает опалённое войной детское сознание. Меняются дети: «Он словно впервые увидел их лица: не злые. Они
были совершенно не злые … ».

— Вернёмся к названию рассказа. Какая же победа: бумажная или реальная?
— Победа не бумажная, настоящая. Победил дом. Победила мама, бабуська и Геня с помощью музыки, доброты и творчества. Бумажные игрушки сделали возможной реальную победу.

Анализ рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа»

Анализ рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа»
1. Как писательница раскрывает психологию детей, их взаимоотношения друг с другом.

2. Приёмы создания образов главных героев рассказа – взрослых и детей (портрет, особенности речи).

4. Средства художественной выразительности, их роль в тексте.

Для рассказов Людмилы Улицкой характерно сильное абзацное членение текста. Как известно, новый абзац означает начало новой мысли, нового действия. Значит, в рассказе много мыслей, много действия, и всё это подчёркивает автор. Кроме того, Л.Улицкая показывает отдельные фрагменты действительности, актуализирует отдельные элементы картины (к примеру, описание весны в начале рассказа). Все эти приёмы отвечают жанру рассказа. Использован синтаксический параллелизм, усиленный анафорой «помимо того» (2,3,4 абзац). Есть градация: недостатки Гени Пираплётчикова описываются по нарастающей, чтобы показать, насколько несчастен герой. Чтобы еще более выделить отдельные моменты жизни Гени, автор использует парцелляцию: «отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других… у него отца не было вообще». Мы понимаем, что для мальчика это очень большое горе. Для передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые, непримиримые враги». Рассказ начинается с подчинительного союза «когда», который готовит читателя к какому-то событию, что-то должно произойти. Выразительность достигается и с помощью индивидуально-авторских эпитетов: весеннее-зимние болезни, неправдоподобно тепло, поднебесный гул, самодельный стишок. А метафорический эпитет «счастливая листва» отражает эмоции Гени, которому с наступлением весны удалось выйти во двор, за жизнью которого он, болеющий почти каждую неделю, зимой наблюдал из окна. Вообще в тексте много эпитетов: черный снег (показывает состояние Гени); великий мастер (автор стремится изменить отношение к герою).

Сравнение «как звонкое копьё» помогает понять болезненность дразнилки.

С помощью разговорных слов «шлёпнуться», « пустился вприпрыжку» и других создаётся дворовая обстановка.

Рассказ построен на антитезе (Геня и другие), есть и отдельные случаи противопоставления: легко играющая женщина и плохо одетые дети. В начале рассказа – война, в конце – мир.

Чтобы показать, насколько счастлив Геня, использован лексический повтор: «..лица не злые. Они были совершенно не злые».

Заканчивается рассказ фигурой умолчания, значит, слова больше не нужны.

Благодаря всем этим средствам художественной выразительности рассказ получился очень ярким и динамичным.

Рассказ в целом отличает лаконичность, но при этом его отличает глубина, автор заставляет переживать за Геню. И мы искренне радуемся счастливому финалу.

5. Приёмы изображения внешнего мира в тексте и его соотнесённость с внутренним миром героев.

Действие в рассказе начинается с описания природы: «Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды выплыли за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло – и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли…».Весна…Но она какая-то неприглядная, некрасивая: чёрный снег, грязная вода, отбросы. Такой весну может увидеть только тот, у кого в жизни не всё хорошо. Действительно, Геня Пираплётчиков глубоко несчастный подросток, потому что все другие дети его обижают. Из-за этого очень переживают его мать и бабушка.

Внешний мир против этой семьи: всё разбухшее, переполненное в природе – и сердца Гени, матери, бабушки тоже готовы разорваться от отчаяния. И мир дворовых подростков настроен враждебно, потому что Геня не такой, как все. Он часто болеет, у него неладно с носом, у него совсем не было отца. Автор показывает, насколько далеки два мира: Гени и его семьи и мир двора, который спокойно наслаждается жизнью и теплом.

Очень важен эпизод праздничного обеда (это кульминация рассказа). У Гени побледневшее лицо, его сердце «едва не остановилось», он с ужасом ждал прихода гостей. А те ведут себя совершенно спокойно. Они удивляются тому, что привычно для Гени: музыке, маске Бетховена. Этим автор подчёркивает, что Геня и дети – из разных миров.

Наладить контакт помог «пустяковый» талант Гени. Дети были в восторге от фантов, которые так легко он делал. Конечно, и музыка сыграла немаловажную роль. Сердца детей начали оттаивать уже тогда, когда мать играла «Турецкий марш».

Детей можно понять: всегда вызывают восхищение и восторг люди, которые своими руками создают прекрасные вещи, например, картины, скульптуры, пишут книги. Это не каждому дано. К счастью, дети это поняли и оценили таланты семьи Гени.

ШколеNET

Бумажная победа

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья — ветошь, кости, битое стекло,- и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля — все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались,- враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери — с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

…Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

— Почему? Почему они его всегда обижают?- горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения,ответила мать.

— Ты с ума сошла,- испугалась бабушка,- это же не дети, это бандиты.

— Я не вижу другого выхода,- хмуро отозвалась мать.- Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

— Это бандиты и воры. Они же весь дом вынесут,- сопротивлялась бабушка.

— У тебя есть что красть?- холодно спросила мать.

Старушка промолчала.

— Твои старые ботики никому не нужны.

— При чем тут ботики?..- тоскливо вздохнула бабушка.- Мальчика жалко.

Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и все население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зеленым.

Ребята с утра до вечера играли в лапту. Заборы покрылись меловыми и угольными стрелами — это «разбойники», убегая от «казаков», оставляли свои знаки.
более месяца назад

20.05.2019

Улицкая Л. «Бумажная победа»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Бумажная победа» и их характеристика

Чему учит рассказ «Бумажная победа»

Рассказ учит никого не обижать напрасно, не смотреть на чужие недостатки, а уметь видеть чужие достоинства. Учит сочувствию и доброте. Учит тому, как надо находить друзей.

Отзыв на рассказ «Бумажная победа»

Мне понравился этот рассказ, хотя в начале Гену было очень жалко. Он казался таким несчастным. Но у любого человека есть свой талант, и этот талант всегда привлекает людей. Поэтому и Гена нашел своих друзей, ведь он лучше всех делал фигурки оригами.

Пословицы к рассказу «Бумажная победа»

Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. Неказист парень, да талантлив. Не родись дитя хорошее, а родись талантливое. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается. За доброе дело жди похвалы смело.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бумажная победа»

Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком. На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр. Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка. Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем. Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра. С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки. Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки Потом мать села за пианино и стала играть «Турецкий марш», потом Шуберта. Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена. Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант. Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы. Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку. А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми. Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь. Мать улыбалась и мыла посуду. А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.

Источник

Читать онлайн «Бумажная победа»

Людмила Улицкая

Бумажная победа

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды выплыли скопившиеся за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло, – и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом. Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

Помимо этого, у него не было отца. Отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней, в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и в длинном зеленом шарфе, обмотанном вокруг шеи.

На солнце было неправдоподобно тепло, маленькие девочки спустили чулки и закрутили их на лодыжках тугими колбасками. Старуха из седьмой квартиры с помощью внучки вытащила под окно стул и села на солнце, запрокинув лицо.

И воздух, и земля – все было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой счастливой листвой.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. Кошка, изогнувшись, прыгнула назад.

. Геня вздрогнул – брызги грязи тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

– Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, – враг всех, кто не был у него на побегушках, ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери – с лестницы уже спускалась его бабушка, крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелеными и вечноголубыми цветами над ухом. Они собирались на прогулку на Миусский скверик. Мертвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала у нее на плече.

. . . Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зеленой ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

–Почему? Почему они его всегда обижают? – горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

–Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, – ответила мать.

–Ты с ума сошла, – испугалась бабушка, – это же не дети, это бандиты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ответить на вопросы по рассказу дубровский
  • Отзыв на рассказ багульник
  • Ответим на вопрос урока как автор изображает зло и добро в сказке 5 предложений
  • Отзыв на рассказ андреева ангелочек
  • Ответ не полный или неполный как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии