Главный герой рассказа Виктора Астафьева «Далекая и близкая сказка» — деревенский паренек, от лица которого ведется рассказ. Он рос сиротой, его мать и сестры давно умерли. Мальчик жил под присмотром бабушки. В гости к его бабушке иногда заходил человек, которого в деревне звали Вася-поляк.
Вася-поляк жил в сторожке на краю села, которая густо заросла зеленью. Неподалеку от сторожки, которая разместилась у подножия горы, бил ключ, который и давал растениям жизнь. Вася сторожил общественное имущество: сельскохозяйственную утварь и семена. Деревенские жители относились к Васе настороженно, для них он был чужим человеком. Ребятишки, хоть и любили заглядывать в окна его сторожки, тоже побаивались непонятного человека.
Вася единственный в селе носил очки, а еще у него была скрипка, на которой он изредка играл. Однажды герой рассказа находился неподалеку от сторожки, и он услышал звуки скрипки. Музыка настолько поразила паренька, что он слушал ее до самой темноты. В этой музыке было много печали и какой-то непонятной пареньку тоски.
Когда Вася-поляк закончил играть, мальчик вошел к нему в сторожку и попросил еще поиграть на скрипке. Вася сказал ему подбросить дров в печурку и снова начал играть. И вновь герой рассказа словно очутился в сказке, настолько волшебной для него показалась музыка.
Вася-поляк рассказал мальчику, что эту музыку сочинил его земляк Огинский, когда вынужденно покидал свою Родину, которую после уже не видел до конца жизни. Еще Вася сказал, что человек не может считать себя сиротой, если у него есть Родина.
Паренек уходил от Васи поздно ночью, потрясенный волшебными звуками скрипки. Сам не зная отчего, он по дороге домой зашел на кладбище и долго сидел у могилы матери. Бабушка не стала его ругать, когда узнала, что мальчик слушал скрипку. Она сказала, что от этой музыки деревенские бабы плачут, а мужики напиваются и буянят, настолько скрипка теребит им душу.
Бабушка рассказала внуку, что Вася – сын ссыльных поляков, которых еще при царе сослали в Сибирь за участие в восстании. Настоящее имя его – Стась, но деревенские жители переиначили имя на привычный лад. Вася родился по пути в ссылку и никогда не видел своей Родины. Всю жизнь он проработал сторожем и к старости начал слепнуть.
Прошло несколько лет. Общественные семена стали хранить на элеваторе, и Стась остался без работы. С годами он совсем ослеп, и за ним присматривали деревенские старухи, которые носили еду слепому старику. А потом Вася-поляк умер.
Герой рассказа в день похорон пришел в сторожку, где жил Вася. Он увидел, что на столе лежат Васины очки, а на стене висит его скрипка. Мальчик схватил очки и скрипку и побежал догонять похоронную процессию. Он положил очки и скрипку Васе на грудь. Так старика и похоронили с очками и скрипкой.
После смерти Васи его сторожка постепенно разрушилась, а ключ, бивший из подножия горы, засох. Казалось, что с уходом этого человека жизнь ушла и с того места, где он жил. А деревенские жители, которые при жизни Васи сдержанно к нему относились, стали часто вспоминать его добрым словом.
В годы войны герой рассказа участвовал в сражении за один польский город. Когда утром в отбитый у немцев и разрушенный бомбежкой город вернулись жители, в церкви, тоже пострадавшей от бомб, заиграл орган. И рассказчик вновь услышал ту музыку, которую ему играл Вася-поляк — человек, тосковавший по своей родине, но так никогда и не увидевший ее.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Астафьева «Далекая и близкая сказка» заключается в том, что Родина дорога человеку так же, как и мать с отцом. Вася-поляк родился и вырос вдали от Родины своих родителей, но он всю жизнь тосковал по ней.
Рассказ Астафьева «Далекая и близкая сказка» учит ценить и понимать музыку, которая может без слов рассказать о чувствах человека. Герой рассказа услышал, как играет на скрипке Вася-поляк, и эта музыка перевернула ему душу, он запомнил ее на всю жизнь.
Рассказ Астафьева учит любить свою Родину. Родина дает силу и защиту, спокойствие и уверенность. Счастлив тот, кто умеет ценить свою Родину, место, где вольготно и мирно душе.
В рассказе мне понравился главный герой, деревенский паренек, который понял, о чем тоскует Вася-поляк, понял его музыку и навсегда сохранил эту музыку в своей душе.
Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Далекая и близкая сказка»?
Чужая душа — потёмки.
Человек без Родины — соловей без песни.
Мир без музыки, что птица без крыльев.
Елена Фильшина
Красноярский край, Ермаковский р-н, 9 класс
Думы о рассказе В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка»
Я прочитала рассказ В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка». В нём рассказывается о человеке, который очень тосковал по своей родине. Вася-поляк жил в караулке. Он был небольшого роста, хромой, в очках, которые вызывали пугливую учтивость. Ребятишки украдкой заглядывали в окна к Васе и, пугаясь чего-то, с воплями убегали. Человек этот был очень трудолюбивый. Вечером после трудов Вася-поляк брал в руки скрипку и играл. Однажды эту прекрасную таинственную музыку услышал мальчик Витя. Она так заворожила его, что Витя не мог двинуться с места. Скрипка плакала, а от этих звуков и на душе у Вити сделалось тяжело, неспокойно. Музыка брала за душу. Поздно вечером он пришёл домой и за столом рассказал бабушке про скрипку и музыку, которая шла из домика Васи-поляка.
Как-то раз Вася пришёл к бабушке, она его посадила пить чай. Бабушка вздыхала и жалостливо смотрела на него. Вася ел стеснительно, а чай пил не по-нашему. Когда бабушка прикрывала за ним дверь, она сказала: «Господи, Господи! Доля ты тяжкая… Слепнет человек». Бабушка рассказала Вите, что Вася — человек без роду, без родины, а жить без родины тяжело. Неистребимая любовь к далёкой родной земле заставляла Васю брать в руки скрипку. И каждый вечер скрипка пела, плакала, а потом угасала. Это плакала Васина душа по родине.
Несколько лет спустя Вася ослеп. Однажды бабушка пришла озабоченная, выставила швейную машину и принялась шить. Витя помчался в караулку, он всё понял. Дверь была распахнута. Подле избушки толпился народ. Люди заходили в неё без шапок и выходили оттуда, вздыхая. Ушёл человек, и жизнь в этом месте остановилась.
Рассказ меня очень взволновал. Тоска по родине — это как болезнь. Я ещё не испытала такой тоски и печали по родине, но даже если на один-два дня отлучишься из дома, сразу снится мне рябина под окном, или наш дом, или мама. Вася свою любовь к родине выражал в музыке, а я выражаю — в рисунках. Для человека и вправду жизнь без родины тяжела. Родина — это твой язык, традиции, культура. И вдруг ничего этого нет. Страшно даже подумать. Наверное, поэтому, когда люди отлучаются надолго из родного дома, то берут с собой фотографии родителей, близких друзей и даже фотографию своего дома, в котором вырос.
Максим Бебешев
Красноярский край, с. Жеблахты, 11 класс
Моя затесь
«Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека; и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город». Так писал Виктор Петрович.
Читаю рассказы Виктора Петровича, а в памяти — Буйбинский перевал, ручей Горный. Там мы собирали кедровый орех. Я любовался могучими кедрами. И вот, собрав все шишки с одной стороны кедра, я на мгновенье поднял глаза, чтобы посмотреть на другую сторону кедра. И вдруг увидел шагах в десяти от себя зайца.
Он сидел, затаившись, прижав к груди левую лапу, а уши чуть-чуть шевелились и были направлены на меня. Одну секунду мы смотрели друг на друга: он не шевелился, чтобы я его не заметил, а я не шевелился, чтобы он не убежал, чтобы рассмотреть его как можно лучше. Интересно, о чём думал заяц? Я был счастлив встрече с пушистым зверьком, было великое желание погладить его, но стоило мне чуть пошевелиться — и зайца как не бывало. Не поверил косой человеку — убежал.
Как бы так сделать, чтоб люди и животные, встретившись глазами, увидели друг в друге доброту и не навредили бы друг другу? А может, и люди когда-нибудь внимательно посмотрят друг на друга и, улыбнувшись, станут друзьями или хотя бы не принесут друг другу зла.
Владимир Целищев
Красноярский край, Ермаковский р-н, 11 класс
Наш костёр
Мне душевно понравились рассказы Виктора Петровича Астафьева. Читал рассказ «Костёр возле речки», а сам думал о костре на карьере.
Улица наша, Сосновая, расположена у самого бора. Всё моё детство прошло на этой улице и в этом лесу. Здесь мне знаком каждый уголок. В сосновом бору летом нестерпимо пахнет смолой, и каждое дерево будто пышет жаром. В этом же лесу есть ягоды, грибы, белки. Всё для человека, всё рядом с человеком.
Но лес этот всё больше и больше заваливают бутылками из-под пива, пачками из-под сигарет, окурками, полиэтиленовыми пакетами. Бор превращается постепенно в свалку. А кто всё это делает? Мы, люди.
И вот тогда мы с друзьями находим свободное время вечером после школы и собираемся на карьере, который находится за лесом. Неторопливо двигаемся по сосновому бору к карьеру и собираем в полиэтиленовый мешок бумагу, бутылки, фольгу, обрывки газет, рваные обутки и многое другое. Всё это несём на карьер, складываем в широкую яму, поджигаем.
Сидим, разговариваем и ждём, когда загаснет костёр. Наверное, лесу полегчало, как будто умылся, чистым стал. А через неделю снова история повторится.
Юлия Макринова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Покаяние
Виктор Петрович Астафьев написал о древнем языческом существе. С самого начала рыба показалась главному герою — Игнатьичу — зловещей, «на доисторического ящера походила рыба», «что-то редкостное и первобытное было в её величии».
В своей повести автор показал, что у каждого, пусть неверующего, пусть грешного, человека есть ещё шанс переродиться, стать лучше, правильнее. Для этого в древности юноши проходили обряд инициации, во время которого должны были символически «умереть», а потом — «воскреснуть». Так они становились другими — взрослыми.
Быть проглоченным рыбой и переродиться — один из элементов обряда (подобное происходит и с ветхозаветным Ионой).
У Виктора Петровича Астафьева прослеживается подобная мысль: неверующий Игнатьич, который дома даже иконку не держал, в критический момент взмолился Богу и попросил прощения за грехи. А позже и вовсе просит об искуплении, хочет пострадать за других — всех тех, «кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину». Словно Иисус Христос, страдающий за всё человечество.
«И сомкнулась над человеком ночь…» — Игнатьич словно бы умер.
И снова возродился — отпустила его рыба. А он не забыл обещанное — о покаянии, пожелал рыбе удачной жизни. Игнатьичу от этого стало легче, душа его очистилась.
Видно, и в самом деле стал другим человеком.
Илья Сазонтов
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Бог видит всё!
Виктор Петрович Астафьев хотел нам сказать, что не надо грешить, даже если есть возможность покаяться. Ведь если грешить и долго не каяться, то, в конце концов, тебя заставят покаяться силой. В повести это «заставление» проявляется в виде царь-рыбы. Ведь Бог, я так думаю, сам создал обстоятельства для покаяния Игнатьича.
Очень даже возможно, что Бог подослал именно царь-рыбу, потому что Игнатьич — рыбный браконьер. Я думаю, что если бы Игнатьич убивал лосей, то Бог бы, наверное, подослал ему царя лосей.
А ещё Виктор Петрович Астафьев говорит о том, что Бог видит всё.
Настя Буланова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Прощение
Я думаю, Виктор Петрович Астафьев хотел сказать нам, что все могут попросить прощения, покаяться. И все могут быть прощены. Однако у автора покаяние происходит через испытание (вспомните Игнатьича, израненного, на крючках вместе с рыбой).
Пострадать, пройти испытание, постичь тайный смысл… И рыба — как будто древнее существо — выступает в роли «священника», отпускающего грехи, принимающего искупление. И, жертвуя собой, рыба «прощает» его, сама освобождается от крючков, разорвав своё тело в клочья… Это и её жертва.
Такова женщина… И всё, что окружает героя: луна, ночь, река и даже лодка,— всё женского рода… «Природа — она, брат, тоже женского рода!» — и это уже мысль не только Игнатьича, но и самого Виктора Петровича Астафьева, пронёсшего через всю жизнь трепетное отношение к женщине (рано ушедшей маме, бабушке, сёстрам, жене…).
Получается, и рыба — жертва покаяния, дарующая Игнатьичу возможность войти в новый мир с новой душой, более «взрослой».
Лиза Турова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Искупление
Повесть В. П. Астафьева «Царь-рыба» наполнена глубоким смыслом. Автор пытается донести до нас такую мысль: люди, никогда не поздно что-то изменить, никогда не поздно раскаяться, сознаться, молить о пощаде, признать все свои грехи, попросить прощения. У каждого есть ещё один шанс, один, только один — используйте его с умом, не скупитесь!
Я считаю так потому, что в этой повести Игнатьич был очень скуп, не веровал в Бога, насмехался над сказаниями деда, но был смелым и трусливым одновременно! Сразу возникает вопрос: как же так? Ситуация довольно странная, непонятная, даже парадоксальная. Трусость проявляется в момент, когда Игнатьич понимает, что ему пришёл конец. И, неверующий, он начинает молиться! Испугался смерти Игнатьич — грехов много совершил, а жить-то хочется, да и с грехами в придачу! А смелость проявляется в том, что — да, Игнатьич неверующий, да, не держит иконки на всякий случай, но смерть близко, вот-вот глаза сомкнутся! Игнатьич решает рискнуть. Он осмеливается взмолиться к Богу, хотя никогда не верил… Не верил… Но всё-таки пытается… Кается… А вдруг Бог поможет?
Смерти боится всякий, а искупить свою вину не каждый может.
Отдав голос за данное произведение, Вы оказываете влияние на его общий рейтинг, а также на рейтинг автора и журнала опубликовавшего этот текст.
Обновлено: 10.01.2023
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Тип проекта: исследовательский
Выполнила ученица 5 класса
Аганина Татьяна Александровна
Учитель русского языка и литературы
40 лет Победы, 2
д. Вандышевка 2019 год
ВВЕДЕНИЕ …………. 3
Теоретическая часть исследования
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева ʺДалекая и близкая сказкаʺ..6
Практическая часть исследования
Список использованной литературы ……………………………………….14
Вслушайся: весь мир поет –
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.
Сила воздействия произведений искусства на человека огромна и удивительна. Они заставляют нас волноваться, радоваться, любить и ненавидеть, делают нас благороднее и мудрее. Музыка и литература неотделимы, они не могут существовать друг без друга. Художественный мир, возникающий в нашем сознании благодаря искусству слова, даёт нам возможность смеяться и плакать над судьбами героев вместе со скрипкой Паганини; грустить над «Крейцеровой сонатой» Бетховена и Толстого, воспрянуть духом, слушая кантату Гайдна, полюбить вместе с героем, вспоминая «Лунную сонату», плакать над страницами, наслаждаясь «Мелодией слёз». Постижение искусства слова и музыкального искусства – одно из действенных средств преодоления духовно-нравственного кризиса в нашем современном сложном и неоднозначном мире, мире 21 века.
В работе я прослеживаю взаимосвязь и взаимовлияние музыки и литературы. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1.Проследить рост героя под воздействием музыкального произведения.
2.Раскрыть образ музыки в произведении.
З. Провести опрос среди учащихся о роли музыки в их жизни.
Актуальность данной темы заключается в том, что она, на мой взгляд, ещё недостаточно раскрыта и изучена.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что её можно использовать в дальнейшем как дополнительный материал на уроках литературы, музыки и во внеклассной работе.
Гипотеза : если не обращать внимание на музыку в художественных произведениях, то составить целостный образ литературных героев и понять суть произведения не получится.
Этапы реализации проекта:
Задача на данном этапе: систематизация и отбор информационного материала, создание проекта.
Задача на данном этапе: создание презентации для защиты проекта; эстетическое оформление, наглядность.
Задача на данном этапе: защита проекта; грамотное, логичное и чёткое изложение материала; раскрытие и аргументация позиции.
Теоретическая часть исследования
Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева ʺДалекая и близкая сказкаʺ
Сегодня большое внимание уделяется развитию у человека чувства прекрасного, формированию художественного вкуса, умению правильно понимать и ценить произведения искусства. В эстетическом воспитании человека огромная роль принадлежит искусству.
Художественная литература может быть существенным источником в познании музыки, выполняющей важную роль в понимании художественного образа. Часто при анализе литературного произведения недооценивается роль музыки, которая активизирует развитие действия и образов героев. Слияние слова с музыкой способствует активному развитию у человека образного мышления, понимания прекрасного в жизни и искусстве.
музыка – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства.
музыка – это искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие); равно искусство это в действии.
Нет только В.П.Астафьев, но и многие другие художники слова, такие как А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.И.Куприн включают в сюжет своих творений образ музыки. Я считаю, что авторы используют этот приём, чтобы подчеркнуть что-то значимое в образах главных героев, в их судьбах.
Прошло немалое время, пока Витя узнал музыку. Та же самая была она, какую слышал он у завозни в первый раз, и в то же время совсем другая. Мягче, добрее, тревога и боль только угадывались в ней, скрипка уже не стонала, не сочилась ее душа кровью, не бушевал огонь вокруг и не рушились камни.
(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных городов России. (4)И пахло в нём так же: гарью, трупами, пылью. (5)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (6)Над городом мрачно стоял купол пожара. (7)Он слабел, опускался к домам, проваливался в улицы и переулки, дробился на усталые кострища. (8)Но раздавался долгий, глухой взрыв, купол подбрасывало в тёмное небо, и всё вокруг озарялось тяжёлым багровым светом. (9)Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали.
(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.
(11)Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось на земле. (12)Это ощущение постоянно бывает в ночи, но особенно гнетуще оно при виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.
(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (15)Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (16)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.
(18)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.
(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.
(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (30)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.
(По В. П. Астафьеву)
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку.
I. Мотивационный этап урока. Целеполагание.
Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1)
Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку.
А) Вопросы и комментарии после прослушивания.
Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец)
— Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки?
— Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции?
От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы?
(Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”)
— Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему?
(Детству, бабушке, родным местам)
— Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке.
-
От чьего лица в рассказе ведется повествование?
- Кто находится в центре внимания Вити Потылицына? Почему? Что необыкновенного нашел в Васе-поляке деревенский мальчишка? И в чем состоит необычность повествования?
- Как рассказчик стремиться передать нам его восприятие музыки?
- Как это можно зафиксировать, чтобы всегда держать во внимании и что облегчило бы нам работу? (Составление соответствующей теме урока таблицы на интерактивной доске и в тетрадях)
III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы — на интерактивной доске)
IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске.
Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика.
При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, — горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость». После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию).
Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства.
V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания.
На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.
Что может быть красноречивей рук?
Что может быть красноречивей рук
Чувствительнее, мягче и нежнее?
Для музыканта Пальцы – образ! Слух –
Аккордов бесконечное движенье.
То звуки осторожны и тихи
Или задорны, жалостно-печальны.
Со всех сторон, снаружи, изнутри,
Возникшие нарочно и случайно.
Безумное шептание листвы
Осенним утром, ветра плач надрывный
Я слышу дребезжанье темноты,
И шелест волн, и чайки крик унывный.
Все в музыке, природе и во мне
Сливается, расходится кругами…
Я таю…Наяву или во сне…
Как млечная дорога под ногами.
-
Определите тему и идею стихотворения.
- Почему автор называет руки музыканта “красноречивыми”?
- Найдите строки, подтверждающие это.
- Укажите строки, с помощью которых автор передает силу воздействия музыки на слушателя.
Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”.
В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно…
Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)
Тишина над миром и покой,
Только плачет скрипка над рекой,
И поют в ночи тоскливо звуки,
говоря о боли и разлуке.
Изнывает скрипкина душа о стране,
Что очень хороша:
Полонез Огинского играл
Человек, что родины не знал.
В нем Огинский через много лет
Посылал свой Родине привет.
В помощь скрипке вторил Енисей,
О заветном напевая ей.
— Затаившись, слушал я хорал
И душою многое познал.
Я узнал тоску, печаль и боль
О стране далекой и чужой,
Я узнал, что трудные пути
Мне придется по земле пройти.
41-ый. Началась война.
Оборвалась скрипкина струна.
Нежный голос гулом заменен.
Ужас, страх и боль вселяет он.
И уж велено Всевышним мне
Оказаться в той чужой стране.
Через череду прошедших лет
Мне Огинский вновь прислал привет:
Сквозь огонь пожарищ, взрывов ураган
Я услышал, что звучит орган!
Как? Откуда этот звук проник?
Вижу: на стене Святого лик…
А в глазах его прямой укор
За кровавый смерч, войну, разор…
Музыка звучала все сильней!
Гром орудий прорывался в ней.
Но брала она над страхом власть,
Так сильна была по миру страсть!
Прекратите, люди, смерти пир –
Пусть на свете воцарится мир!
Астафьев
На окраине села, в караулке, жил Вася-поляк, он был небольшого роста, хромой на одну ногу. Вася был единственным человеком в деревне, который носил очки, был слабоват на зрение. Деревенские ребятишки ради забавы, украдкой заглядывали в окна Васиного дома, но чего-то, боясь, убегали с воплями. Вася был трудолюбивым человек, работы не боялся. Жил тихо и мирно, не причиняя зла, правда, редко кто к нему заходил. Вася любил играть на скрипке, но делал он это очень редко.
Как- то раз Витя услышал, как Вася играет на скрипке, это была таинственная музыка, она настолько заворожила Витю, что он не смог двинуться с места. Музыка была грустной, что даже у Вити на душе сразу же стало печально, тяжело и неспокойно. Стало жалко самого себя, и тех, кто спят вечным сном на кладбище.
Когда скрипка угасла, Витя зашел в избу Васи и попросил сыграть его еще раз. Тот сыграл, а потом рассказал Вити о том, как он любит родную землю, и тоска по родине никогда не угаснет в его душе. Вася- поляк произнес самые важные слова, что если нет матери и отца- самого ценного, то он еще не сирота, у него есть родина. Любовь к родине никогда не угаснет в человеке.
Можно было услышать, как Васина скрипка каждый вечер, плакала, а потом и вовсе угасала, так плакала Васина душа по родине. Автором музыки был Огинский, он написал её на границе, прощаясь с родиной, тем самым он передал ей последний привет. Композитора уже давно нет в живых, но боль и тоска по родине не утихает, она жива до сих пор.
По пути домой, Витя проведал могилку мамы и сестры, на душе у него было печально, после разговора с Васей. По возвращению домой, бабушка рассказала о Васиной судьбе. Родом он из Польши, а имя, настоящее, Станислав. Родители его погибли, живет он один, тоскуя по своей родине.
Через некоторое время случилось горе, Вася- поляк скончался. Витя положил скрипку в гроб на грудь Васе, когда того хоронили.
Повзрослевший Витя, при военных действиях, во время освобождения города от немцев, услышал звуки органа, она сразу напомнила Васину скрипку. Музыка была слышна даже при артиллерийских обстрелах. Таким образом, она утешала боль людей, защищавших родину, давая надежды на светлое будущее родной земли.
Читайте также:
- Сочинение про ольгу берггольц
- Сочинение по рисункам и данному началу 6 класс ладыженская
- Сочинение рассуждение признаки каких направлений можно наблюдать в комедии горе от ума
- Ученые социологи провели многолетние наблюдения позволившие проследить кем егэ сочинение
- Сочинение экскурсия по городу
Ответ:
(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,— это и была моя родина.
(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьева)
Объяснение:
Пожалуйста поставьте лучший ответ