Содержание
- Основные герои рассказа
- Основные события рассказа
- Смысл рассказа
«Гамлет Щигровского уезда» — рассказ И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника». Заметно отличается от других рассказов. Носит автобиографический характер.
Основные герои рассказа
Герой | Описание |
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости | Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события. |
Александр Михайлович | Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей. |
Войницын | Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать. |
Лупихин | Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын. |
Сановник | Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны. |
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда | Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени. |
Основные события рассказа
Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.
После сытного обеда и ужина решает остаться в имении Александра Михайловича и отправиться домой утром, а не ехать в ночь. Его укладывают в одной комнате с неназванным гостем. Ни ему, ни данному гостю не спится, и сосед начинает общаться с ним, потихоньку рассказывая некоторые события своей жизни.
Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.
Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.
От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.
После возвращения в Москву перестал быть молчаливым, возомнил себя гением. В Москве еще больше запутался, оказался стеснен в средствах и решил вернуться в деревню, так как не хотел жениться на купчихе, чтобы поправить свое материальное положение. Женился на дочери полковника из соседней деревни. Жена, по его словам, была у него словно птичка в лапах кота. Он не знает, любил ли ее. Жена умерла первыми родами вместе с ребенком. После ее смерти отправился в город, пробовал себя в литературе, но несчастен. Неизвестный сосед по комнате после рассказа попросил называть его Гамлетом Щигровского уезда.
Утром рассказчик его не застает.
Смысл рассказа
Показана трагедия «лишнего» человека. Гамлет не знает своего места в обществе, все время пытается убежать от проблем. Сначала он убегает от любви в Берлине, затем – от порицания обществом в Москве, нищеты. После решается жениться, не понимая, любит ли он девушку. О смерти жены и ребенка не слишком переживает, снова убегает от проблем, теперь уже в город. Боится раскрыться полностью, потому не называет своего имени.
написала рецензию14 декабря 2018 12:00
Гамлет Щигровского уездаИван Сергеевич Тургенев
Этот рассказ я выбрала из-за названия. Мне оно показалось интересным и загадочным. Но увы! мои ожидания не оправдались. Главному герою до Гамлета как до луны пешком.
Рассказчик приезжает в российскую глубинку поохотиться. Его приглашают в гости к помещику Александру Михайлычу, где ему приходится заночевать в одной комнате с неизвестным человеком, который представился Василием Васильичем, а потом сравнил себя с Гамлетом. Он поведал совершенно незнакомому человеку историю своей жизни. А жизнь его весьма скучная и неприметная, и он продолжает делать всё, чтоб она такой и оставалась.
Все же, на мой взгляд, герой рассказа вовсе не Гамлет, а скорее маленький человек, подобный Акакию Акакиевичу из гоголевской «Шинели» или Желткову из «Гранатового браслета» Куприна. Одинокий, несчастный, безобидный, неприметный, вызывающий жалость и сострадание. Он смирился со своей судьбой, все его желания и стремления остались в прошлом, он просто доживает свою жизнь, ни на что не надеясь. Грустно…
#адвенткалендарь
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Добавить комментарий
написала рецензию11 ноября 2018 17:43
Гамлет Щигровского уездаИван Сергеевич Тургенев
#адвенткалендарь
Почему так несправедливы детские воспоминания о родной литературе, в частности о «Записках охотника», как о скучнейшем и каком-то безликом цикле рассказов? Чего же такого не хватало тогда, какая душевная линза созрела с возрастом, которая позволяет теперь наслаждаться этой замечательной прозой? Таким языком в общем-то можно писать вообще ни о чем, чтение происходит легко и как бы само собой благодаря этому слогу.
Оказывается Тургенев был большой остряк, и на протяжении всего, далеко не увеселительного рассказа, я регулярно хихикала. Чудные мне встретились определения, не теряющие актуальности и по сей день: «старая дева мужеского пола», «какой-то братишка завалящий», «пришибленный судьбою» и т.д. «На купчихе с молодым, но уже дряблым телом, вроде желе, я жениться не хотел» и прочие описания иронично описывают и оживляют совершенно обыденные вещи.
Гости богатой усадьбы знакомятся и общаются друг с другом и, как водится, находятся охотники излить душу и пересказать свою судьбу. Перед нами открывается весьма странный человек, кажется, так и не определившийся до конца со своим местом в этой жизни и настроем на дальнейшее будущее. Его рассказ ни к чему не ведет, он лишь эпизод, но какой целостный и эмоционально насыщенный, даже тревожный.
В рассказе есть и чинопочитание, и покорность судьбе, и жизнь на широкую ногу в красивой глубинке, и потеря родителей, и распоряжение наследством, и подробности женитьбы – многочисленные атрибуты первостатейной нашей классики. Слог великолепен, и похоже, что именно он больше всего и впечатляет.
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Показать все комментарии (3)
написала рецензию6 июня 2017 20:07
Гамлет Щигровского уездаИван Сергеевич Тургенев
Исповедь несчастного человека, который всю жизнь стремился найти в себе что-то особенное, оригинальное. Его никто не замечает, он совершенно не запоминающаяся и не привлекающая внимание личность. Он безумно страдает от этого факта, но в то же время сам делает всё, чтобы и впредь оставаться незаметным и непримечательным «…не возвышаю голоса; оттого, что я прячусь за других, стою за дверьми, ни с кем не разговариваю». Даже свою горькую историю он рассказывает, спрятавшись под одеялом и наотрез отказавшись назвать своё имя. Человек, не сумевший побороть свои комплексы и спрятавшийся от всех как улитка в раковине. Человек, так и не нашедший себя и своё место в этом мире.
Но в герое рассказа живут и другие, я бы даже сказала, противоположные чувства. Очень любопытно, как в одном человеке уживаются чувства робости и сильного самолюбия, чувство никчемности и чувство собственного превосходства.
#алфавитный_марафон
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Показать все комментарии (2)
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева
Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.
Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.
Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.
Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.
Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Как произведения искусства становятся бессмертными?
У шедевров может быть одна интересная особенность – бессмертие. Это возможно только в том случае, если произведение влияет на жизнь людей. Подобные произведения могут встречаться во всех разделах творчества
- Темы творчества Шолохова
Михаил Александрович Шолохов – один из самых титулованных писателей в Советском Союзе. Ранними произведениями он смело вошел в литературу, завоевал любовь и признание читателей и занял свое, особое, место в ней.
- Сочинение по произведению Чистый понедельник Бунина
Приблизиться к пониманию главного смысла бунинского рассказа-новеллы «Чистый понедельник» можно, уже рассуждая о его названии. В календаре, которому подчиняют свою жизнь верующие люди
- Сочинения о праздниках
- Любовь и страдания в лирике Ахматовой сочинение
Своеобразна поэзия Анны Ахматовой. Центральное место в ее творчестве занимает любовная тематика. Но, любовь эта выражается не только в проявлениях чувств к мужчине.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Гамлет Щигровского уезда» (из цикла «Записки охотника») Тургенева
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Рассказчик прибыл на обед к соседу, богатому помещику Александру Михайлычу Г***. Хозяин был старый холостяк, и общество у него собиралось мужское. Люди это были благонамеренные, холеные, почти благородные, сплошь картежники. Войницын (его, студента-недоучку и охотника, Г*** взял в дом) представил рассказчика шутнику Лупихину. Тот высмеял всех – хозяина, гостей, включая слащавого приятеля Кирилу Селифаныча, и самого себя, рогоносца и злюку.
Обед почтил своим присутствием важный сановник. Хозяин все силы бросил на то, чтобы угодить величавому гостю. Тот, в свою очередь, принимал всеобщее обожание. После еды и выпивки все уселись за карты. Ночевки было не избежать, но уже в 5 утра скучающий рассказчик рассчитывал покинуть дом. Из-за множества гостей ему пришлось делить комнату с каким-то господином.
Обоим не спалось. В полумраке рассказчик не разглядел его лица, но, кажется, это был человек средних лет. Он со вздохом признался, что даже не чудак, а так – заурядный человек, просто ужасно самолюбивый. Но иногда и ему хочется излить душу хоть кому-то. По его мнению, на земле должны жить только интересные люди. Себя он к таковым не относил.
Он уроженец Щигровского уезда Курской губернии, из небогатой семьи военного. Отец умер рано. Впрочем, судя по всему, это был глупый и малосимпатичный человек. Мать была типичная степная помещица, необразованная и с крутым нравом. Ребенком он был вялым и тепличным. В шестнадцатилетнем возрасте попал в московский университет, и, уже полный сирота к тому моменту, в лапы дяде-стряпчему, который обобрал юнца до нитки.
Любитель мрачных стихов и философии определился в кружок молодежи, где пристрастился к болтовне. Чесали языками обо всем: о смысле жизни, любви, искусстве. Отучившись, вступив в наследство, в 21 год он поехал искать мудрости у немцев. Книги манили его больше, чем русская жизнь, действительность. В Берлине он до одури слушал лекции, изредка ходил в театр. И чуть не женился на профессорской дочке. Красавицей Линхен не была, но умела слушать и мастерски варила кофе. Втайне он надеялся, что встретит кого получше – и уехал любоваться красотами Италии.
Вернувшись в Москву через пару лет, он вдруг почувствовал, что ему есть что сказать людям. Даже прослыл в кругу дам молодым «гением». Потом из-за нелепой сплетни уехал из города. Слухи поутихли, но совесть не позволила ему опять надоедать всем блестящей болтовней. Он вспомнил о делах в имении. Но и в деревне не нашел себя. Бурмистры (управляющие) сплошь воры, крестьяне нищие и вечно должники, скот мрет.
Одно было развлечение – визиты к вздорной полковнице, матери двух дочек. Ему приглянулась Софья. Поначалу он принял ее за глубокую натуру, потом увидел, что натура просто чахлая. Бетховен, Шиллер, прогулки под луной вместо солнца и непонятная тоска отняли у нее вкус к жизни. Хозяйка дома из нее была неважная. Он и сам затосковал, хотел даже повеситься в сарае. В итоге это, милое, в сущности, создание скончалось первыми же родами.
Он бросил деревню, устроился на службу в город. Но эта перемена его не вдохновила, да и здоровье стало шалить. Он вышел в отставку. И тогда окончательно признал: он – обычный, «неоригинальный» человек, бездарь и чудак. Самое неприятное, что и окружающие стали думать также. Соседи стали посмеиваться над ним. В конце концов, он, словно тень, стал таскаться по этим же соседям. У них его терпят или не замечают. И в этот раз такая же история. Беседу полуночников прервал господин Кантагрюхин: они мешали ему спать. Незнакомец умолк. Рассказчик спросил его имя, тот назвался «Васильем Васильевичем», одним из многих. По кличке, например, «Гамлет Щигровского уезда», хотя Гамлет из него так себе.
На следующий день рассказчик встал рано, но его собеседник, примечательный в некотором смысле человек, уехал еще раньше.
Читательский дневник по рассказу «Гамлет Щигровского уезда» (из цикла «Записки охотника») Тургенева
Сюжет
Рассказчик в числе гостей богача-помещика. Все пьют, едят, играют в карты, льстят тем, кто выше по чину и богатству. Ночью сосед по спальне, некий Василий Васильевич, бедный дворянин, делится с ним историей своей жизни. С детства он мечтал о необыкновенной судьбе, видел себя писателем, философом, общественным деятелем. Помотавшись по Европе, вернулся в деревню, женился, рано овдовел. И понял, что он – просто человек, как и все. И что русская действительность интереснее немецких книжек. Ненужный никому и самому себе, он убивает время в поездках по соседям. Рассказчик спрашивает имя собеседника, тот называет себя «Гамлетом Щигровского уезда».
Отзыв
Зарисовка из жизни дворянских кругов, русской интеллигенции того времени. Тема болтовни вместо дел, ошибочной оценки самого себя, будущего страны и человечества. Тема патриотизма, семейного воспитания, неудачной семейной жизни. В герое можно отыскать черты не только Ленского, Онегина, Печорина, но и Обломова. Он Гамлет мелкого пошиба, любитель размышлений, самокопания, самоедства. Трагедия лишнего человека. История учит трезво оценивать себя и свои способности, не отрываться от реальной жизни, учиться у нее, вникать в насущные проблемы русского народа, общества. Тема неприкаянности, одиночества в толпе, беспокойного и противоречивого ума и сердца.