Произведения В.М. Гаршина отличаются глубоким анализом чувств героев и вниманием к причинам их поступков. Как писал В.Г. Короленко, «живoe тpeпeтaниe чyткoй coвecти и мыcли дeлaлo paccкaзы Гapшинa тaкими близкими eгo пoкoлeнию». Многомудрый Литрекон предлагает Вам прочитать краткий пересказ основных событий рассказа «Сигнал». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений.
Краткий пересказ
(429 слов) Рассказ «Сигнал» начинается с описания жизни Семёна Иванова. Девять лет назад он побывал на войне и испытал на себе все её тяготы. После возвращения жизнь не задалась: умер его отец, затем и сын. Семён с женой решили уехать из родной деревни. Но и тогда жилось им трудно: жена пошла в прислуги, а Семён находился в бесконечных поисках заработка.
Однажды он повстречал офицера из своего полка, и тот, узнав о проблемах сослуживца, обещал помочь. Так и случилось: Семёна устроили сторожем на железнодорожной станции, выделили жильё с небольшим огородом. Мужчина выполнял свои обязанности исправно, жена хлопотала по хозяйству.
Семён познакомился с соседями — один был уже совсем старым, и работу за него зачастую выполняла жена, другой, Василий, был молчаливым и серьезным. С ним то Семён и продолжил общение. Собирались они, курили и рассказывали о своих жизнях. Так Семён узнал, что Василий видит причину всех бед в злости людей, в их жестокости. Сосед рассказал и о том, что часть денег из заработка сторожей уходит в карман начальникам. Василий хотел уйти от такой жизни, но Семён убеждал его в том, что и малого для жизни достаточно.
Василий рассказал Семёну, что он однажды высадил в своём огороде капусту, за что получил выговор и штраф от пьяного дорожного мастера. Это возмутило сторожа, поэтому он планировал пожаловаться на несправедливость начальнику при встрече.
И вот однажды начальник проезжал, осматривая пути. Сторожи хорошо подготовились к его приезду. Однако когда Василий решил пожаловаться начальнику на несправедливость поступка дорожного мастера, его ждало разочарование: начальник не только не воспринял негодование сторожа всерьёз, он ещё и ударил его в ответ на грубое слово. Семён узнал об этом, когда встретил сторожа, направляющегося в правление в Москву, чтобы оставить жалобу. Василия не было много дней. Жена его, заплаканная, лишь отмахивалась, когда Семён спрашивал её о муже.
В один из вечеров сторож пошёл лес, чтобы нарезать палок для изготовления дудок. И там, рядом с путями, он увидел человека. Подумав, что очередной хулиган ворует гайки, Семён бросился туда. Но он увидел Василия, который ломом поддел рельс, отодвинул его и ушёл.
Семёна охватила паника, ведь скоро тут должен был проехать пассажирский поезд, а поломка рельса привела бы к катастрофе. Понимая, что флагов нет, рельс не подвинуть, до будки не добежать, сторож решается на отчаянный поступок. Семён берёт бумажный платок и бьёт себя ножом в левую руку, чтобы окрасить флаг кровью. Но и этого машинист не увидит. Сторож отчаянно машет палкой с флагом, но ему становится плохо, он представляет, что упадёт, что поезд проедет по нему. Но в этот момент его руку перехватили, машинист увидел флаг и затормозил.
Пассажиры вышли из вагонов. Василий признал свою вину, призывая повязать его.
Отзыв
(389 слов) Моё впечатление от рассказа «Сигнал» сложилось не сразу. Сначала мне показалось, что произведение расскажет о том, как люди находят своё место в жизни, несмотря на все трудности. И лишь после эпизода знакомства Семёна с Василием я поняла, что замысел автора заключается совсем в другом.
Мое мнение о героях рассказа «Сигнал» менялось на протяжении всего рассказа. Семёну достаточно того, что ему уже дано жизнью: тёплый дом, огород, работа, жена. Его устраивает всё то, что с ним происходит. Василий же недоволен своим положением, он недоволен людьми. Василий видит злость, жестокость и несправедливость. Образы двух сторожей противопоставлены друг другу. Однако ни один из них не является абсолютно положительным или абсолютно отрицательным героем. Семён живёт честно, работает, довольствуется тем, что есть, и в финале совершает самоотверженный поступок, достойный внимания. Но у него нет стремлений, нет целей; он не размышляет о будущем и том, как и где ему могло бы быть лучше. Василий тоже исправно выполняет свои обязанности. Однако он думает о неравенстве, о несправедливости и возможности лучшей жизни. Когда Василий идёт жаловаться, он надеется, что его послушают, что ему помогут. Но он в очередной раз сталкивается с равнодушием, что и приводит его в отчаяние. Он совершает преступление, обрекая людей на смерть. Но Василий в последний момент и спасает этих людей, а затем и признаёт свою вину. Таким образом, автор хотел показать, что эти два героя имеют как достоинства, так и недостатки.
О чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал»? Автор обращает особое внимание на причину поступка Василия. К безысходности его привела человеческая природа — жестокая, безнравственная, почти что звериная. Автор учит читателя видеть это, бороться с человеческой злостью и предотвращать её трагическое влияние. Мораль рассказа «Сигнал» заключается в осознании Василием его неправоты. Несмотря на то, как с ним обходится жизнь, как несправедлива судьба, он не может причинять боль невинным людям. Главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в правильной расстановке приоритетов: как бы ни было нам трудно, каким бы мир ни казался плохим, мы не имеем морального права лишать жизни невинных людей. Человечность должна стоять выше справедливости.
Рассказ «Сигнал» — это произведение, которое вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это рассказ о героическом поступке Семёна. С другой стороны, это история Василия, которого нестерпимая боль, жгучее чувство несправедливости и отчаяние привели к совершению преступления. Гаршин мастерски передаёт чувства героев через их действия. Это произведение ославляет неизгладимое впечатление, заставляя задуматься над вечными вопросами. Таково моё отношение к рассказу «Сигнал».
Автор: Татьяна Булычева
Жанр: рассказ
Главные герои рассказа «Сигнал» и их характеристика
- Семен Иванов. Старый ветеран, ответственный, трудолюбивый, добрый.
- Василий Степанович. Старик-сторож. Озлобленный, совестливый.
- Арина. Жена Семена.
- Дорожный мастер. Грубиян и хам.
План пересказа рассказа «Сигнал»
- Семен в денщиках.
- Семен в сторожах
- Знакомство с Василием.
- Обида из-за капусты
- Поиски правды.
- Ветки для дудок
- Отвороченный рельс
- Окровавленная тряпка
- Признание Василия.
Кратчайшее содержание рассказа «Сигнал» для читательского дневника в 6 предложений
- Семен вернулся с войны разбитым и больным, он устроился сторожем на железную дорогу.
- Семен познакомился с Василием и тот рассказал о капусте, которую велел вырвать мастер.
- Василий жаловался начальству, а потом пошел жаловаться в Москву.
- Семен увидел человека, который отворачивал рельс и узнал Василия.
- Он намочил в крови тряпку и стал останавливать поезд.
- Когда Семен потерял сознание, тряпку подхватил Василий и остановил поезд.
Главная мысль рассказа «Сигнал»
Человек всегда должен оставаться человеком, даже если его окружает несправедливость.
Чему учит рассказ «Сигнал»
Рассказ учит ответственности, отзывчивости, смелости и решительности. Учит готовности пожертвовать собой ради спасения других людей. Учит отвечать за свои ошибки. Учит добиваться правды. Учит не впадать в отчаяние, не поддаваться жажде мести.
Отзыв на рассказ «Сигнал»
Это очень тяжелый рассказ. С одной стороны жаль Василия, старика, которому запретили выращивать капусту. Но с другой стороны, из-за поступка Василия могли погибнуть люди. Никакая капуста не стоит человеческих жизней. И хорошо, что Василий вернулся и не допустил катастрофы. Нельзя мстить невиновным за несправедливость, которую допустили к тебе.
Пословицы к рассказу «Сигнал»
С волками жить по волчьи выть.
Кто в деле, тот и в ответе.
Кто заварил, тот и расхлебывает.
В жизни всегда есть место подвигу.
Каков грех, такова и расплата.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Сигнал»
Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. Это был старый и больной человек.
Когда-то он служил в армии, денщиком у офицера, и много раз бегал под пулями, доставляя офицеру горячий чай.
Вернулся с войны Семен больным. У него умер отец, потом четырехлетний сынишка. Семен с женой долго скитались по разным местам и нигде не могли найти покоя. Но потом Семен встретил знакомого офицера, и тот предложил Семену место сторожа на железной дороге. Семен с женой поселились в небольшой будочке, к которой прилагался огород, и стал думать о том, как обзаведется хозяйством.
Семен быстро освоился с новыми обязанностями, делал обход путей, подкручивал гайки, и даже стал скучать.
Потом познакомился с соседями, стариком-сторожем Василием и его женой. Стал беседовать с Василием на разные темы, о судьбе человеческой, да о Боге. Раз Василий рассказал Семену про дорожного мастера, который велел выкопать посаженную капусту и обещал искать правду у начальства. И пожаловался.
А потом приехал начальник, осмотрел хозяйство Степана, похвалил, поехал к Василию. Забеспокоился Степан, пошел в обход, видит навстречу Василий идет с узелком.
Рассказал Василий, что в Москву идет, в правление жаловаться. Начальник-то его в лицо ударил и обругал за жалобы непотребные. Вот и решил Василий до конца за правду стоять. Ушел, будку на жену оставил.
Четыре дня прошло, встретил Семен жену Василия, спросил про мужа, а та только рукой махнула.
Через некоторое время пошел Семен в лес, к болоту, веток для дудок нарезать. Обратно идет, слышит звон. Кинулся он к рельсам, а там человек ломом рельс поддевает и в сторону отводит. Узнал Семен Василия, стал кричать тому, умолять вернуться, а тот с ломом в лес убежал.
Не знает Семен, что делать. Поезд должен пройти пассажирский, а рельс голыми руками на место не поставишь. Заметался Семен, то к будке бросился, то обратно к рельсам. Схватил палку свою, побежал навстречу поезду. Привязал к палке платок, перекрестился и ножом руку разрезал около локтя. Намочил платок кровью и стал красным флагом размахивать.
Идет поезд, не видит Семена машинист, а тот уже слабеет, сознание терять начинает. Знатно руку разрезал.
И вот падет Семен, но не упал флаг. Подхватил его кто-то рукой, удержал. Заметил машинист сигнал, остановил поезд. Бегут люди по рельсам, видят два человека, один без памяти в крови лежит, второй с красным флагом стоит.
Опустил Василий флаг, протягивает руки — вяжите, я рельс открутил.
Автор: Гаршин Всеволод Михайлович, родился в 1855г, умер в 1888г. Русский писатель, поэт, литературный критик. В возрасте 33 лет совершил самоубийство на почве психического расстройства. Наиболее известные произведения – «Красный цветок», «Лягушка-путешественница», «Денщик и офицер» и другие рассказы.
Название: «Сигнал»
Жанр произведения: рассказ
Тема произведения: проблема мести, жертвенности и человеколюбия
Число страниц: 8
Год написания рассказа «Сигнал» — 1887 г, опубликован в том же году в первом выпуске журнала «Северный вестник».
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Семен Иванов – сторож на железной дороге. Простой, бедный человек, бывший денщик у офицера. Очень нездоровый. Добрый, мирный человек, верящий и добро. Ответственный работник. «Первое время Семен ночи не спал, все расписание твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд».
- Василий Степаныч Спиридов – сторож на железной дороге, сосед Семена. Молодой, жилистый мужчина. Недобрый, обиженный на жизнь, никому не верит. Агрессивно настроен по отношению к власти, считает, что жизнь к нему несправедлива. «Много жил, мало нажил, много смотрел, мало увидел. Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти».
Время и место действия рассказа «Сигнал» — вторая половина XIX века, Россия, участок железной дороги в районе Петербурга.
Краткое содержание рассказа «Сигнал»
- Семен Иванов, бывший денщик, служил сторожем на железной дороге, на участке между двух небольших станций. С войны он пришел весь больной, маленький сын умер, и они с женой много переезжали в поисках лучшей жизни и сильно нуждались. Наконец Семену случайно встретился офицер из его полка, который теперь служил начальником станции и пригласил его к себе на работу.
- К новой работе Семен относился очень ответственно, а когда освоился на новом месте, стал знакомиться с другими сторожами. С одним из них, Василием, у него иногда завязывался разговор. Семен рассказывал про свою тяжелую жизнь, но ни на кого за нее зла не держал, считал, что так сложилась судьба. Василий же во всем винил власть, обкрадывающую простых людей и несправедливость такого жизненного устройства. Василий решил пожаловаться на творящийся произвол начальнику дистанции.
- Спустя некоторое время начальник дистанции осматривал пути перед приездом важной комиссии из Петербурга. У Семена в дорожном хозяйстве все было в порядке, и начальник поехал к Василию, вспомнив, что это тот самый, кому дорожный мастер уже делал замечание на незаконное разведение огорода у дороги.
- Спустя два часа Семен встретил Василия на дорожном полотне с разбитым лицом, с узелком на палке. Тот пошел жаловаться в Москву на начальника дистанции, ударившего его в ответ на жалобы. Семен пытался отговорить товарища, но ничего не вышло. На четвертый день Семен увидел заплаканную жену Василия и понял, что ее муж так и не вернулся.
- Семен, полюбивший в свободной время мастерить дудки, пошел в лес за материалом. Он нарезал палок, и, возвращаясь вдоль железной дороги, услышал странный звук звяканья железа. На насыпи он увидел Василия, который открутил рельс и свернул его ломом на сторону. Василий не обернулся на его крик и сбежал.
- Через считанные минуты должен был пройти пассажирский поезд. Понимая, что авария неизбежна, Семен заметался, не зная, чем подать сигнал машинисту. Он сильно разрезал себе руку, намочил в крови платок и поднял его на палке высоко, чтобы увидел машинист. Разрез был такой глубокий, что Семен от потери крови быстро начал терять сознание, но тут другие руки подняли сигнал повыше, и машинист успел остановить поезд.
- Выскочившие из вагона люди увидели лежащего без сознания Семена и Василия с кровавой тряпкой в руке, сознавшегося, что это он испортил рельсы.
Главная мысль рассказа «Сигнал»
Человек не должен предавать человеческое начало в себе. Нельзя из-за собственных обид и горестей вредить другим людям, совершать непоправимые поступки, нужно уметь быть мудрым и великодушным.
Отзыв о рассказе «Сигнал»
Рассказ «Сигнал» повествует о двух простых людях, рабочих, которые во все времена становились жертвами беззакония и произвола власти. Но один ожесточился, а другой сумел сохранить в себе человечность и любовь к миру. Есть версия, что Гаршин задумывал большую книгу «Люди и война», состоящую из таких новелл о простых людях, и рассказ «Свисток» явно относился к этой серии. Сам по себе рассказ простой и грустный, он без прикрас описывает жизнь бывшего солдата, больного человека, у которого было совсем немного радостей. Тем дороже в нем доброта, принятие и стремление к самопожертвованию, тогда как ожесточенность Василия не приносит тому ничего, кроме окончательной беды: теперь его наверняка арестуют за содеянное преступление. Ведь нельзя умножать зло еще большим злом: губить неповинных людей.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего меня впечатлила развязка рассказа, когда Семен порезал руку и замочил тряпку кровью, чтобы подать сигнал. Развязка написана очень реалистично, так что невольно морщишься, представляя этот глубокий порез, из которого течет и не останавливается кровь, чувствуешь боль, которую превозмогает герой, чтобы спасти пассажиров поезда, и сопереживаешь Семену, когда он слабеет с каждой минутой, теряя кровь и саму жизнь.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Денщик – До 1917 года солдат или матрос, состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги
- Дрезина — самодвижущаяся тележка, передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок работников железнодорожного транспорта
- Жмых — продукт, получаемый после отжима растительного масла
- Тальник — ива
- Целковый – серебряная монета в один рубль
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- Нету на свете зверя хищнее и злее человека. Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.
- Весь сок выжимают, а стар станешь — выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм.
Другие читательские дневники вы найдете здесь
В сборник вошли рассказы, сказки, стихотворения, очерки, а также статьи о живописи. В первую очередь, меня интересовали первые два пункта.
Коротенькие заметки о наиболее запомнившихся произведениях сборника.
ЧЕТЫРЕ ДНЯ (1877) (оценка 4 из 5)
Солдат русской армии приходит в себя на опустевшем поле боя среди мертвецов. С ужасом он обнаруживает, что ноги перебиты и передвигаться он может только ползком. Выживет ли он? Классический антивоенный рассказ, и хотя, по мнению Воннегута, писать антивоенные произведения в какой-то мере бесполезно, ибо остановить войны так же легко, как остановить ледники, эта тема никогда не потеряет актуальность.
ПРОИСШЕСТВИЕ (1878) (4)
Также нередко встречающийся мотив: мужчина влюбляется в женщину с пониженной социальной ответственностью. Оба осознают, что это тупиковый путь. Это девятнадцатый век, и иной развязки я не ожидал. Рассказ пропитан безнадёгой и по уровню беспросветности и безысходности близок к рассказу «Денщик и офицер».
ТРУС (1879) (5)
Замечательный рассказ антивоенной направленности, очень напоминающий стиль А. Барбюса. Главного героя называют трусом, потому что он боится попасть на войну. Интересно, что Гаршин пошёл в армию добровольцем (как тогда говорили — «охотником») и сражался мало — в одном из первых боёв был ранен в ногу и в дальнейшем комиссован. Сколь незначительное время потребовалось писателю, чтобы осознать весь ужас, бессмысленность, почувствовать, как висит над солдатской душой рок войны. Добротный рассказ.
ВСТРЕЧА (1879) (4)
Очень актуальный рассказ! Небогатый учитель гимназии приезжает в город, где собирается преподавать, и встречает своего бывшего однокурсника Кудряшова, одного из беднейших в своё время студентов, который живёт на широкую ногу. Он имеет собственный экипаж с извозчиком, снимает большой дом, вкушает обильно да балуется вином. Как Кудряшову это удаётся при обычном среднем жаловании? Секрет успеха перекликается с нашими реалиями. Россия…
ХУДОЖНИКИ (1879) (5)
Диалог двух талантливых художников — Дедова и Рябинина — поднимает извечный вопрос «Что такое искусство?». Дедов более всего ценит в живописи красоту, знает, какие сюжеты актуальны, на какие полотна лучше спрос, пишет много и успешно. Рябинин отражает в картинах то, что хочется выразить самому живописцу, не считается с мнением критиков и публики, больше переживает, поэтому пишет не в быстром темпе. Понятно, на чьей стороне автор (да и читатель, думается). Прекрасный рассказ об искусстве с большим социальным подтекстом.
НОЧЬ (1880) (4)
Бурный поток рефлексии на классическую тему «Быть или не быть?». Это Гаршин. Ответ очевиден.
ДЕНЩИК И ОФИЦЕР (1880) (5)
Один из лучших рассказов. Незамысловатый сюжет — повседневная жизнь героев, вынесенных в заголовок, — даёт образ абсолютной беспросветности. Очень жаль денщика Никиту. История напоминает золушку, но хорошего финала ждать не приходится.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ РЯДОВОГО ИВАНОВА (1882) (4)
Рассказ создаёт ощущение незаконченности. В основе сюжета лежат, как я понимаю, события, произошедшие с автором во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Интересно, что в рассказе присутствует прапорщик Стебельков из «Офицера и денщика». Сквозные герои у Гаршина встретятся ещё раз. Очередной антивоенный мотив.
КРАСНЫЙ ЦВЕТОК (1883) (5)
Позволю себе перефразировать Толстого: «Все нормальные люди одинаковы, сумасшедшие же сходят с ума каждый по-своему». С другой стороны, нет нормальных, есть недообследованные? Зачётный рассказ на тему умопомрачения, особенно если смотреть на него через призму биографии Гаршина. В конце концов, несчастный, которого автор даже обделил именем, пытался бороться со злом, пусть и таким — необычным — способом.
МЕДВЕДИ (1883) (4)
Мне неприятно читать истории, где страдают животные; на душе становится тяжело — данный рассказ из этой категории. Сюжет таков — цыгане собираются в небольшом городке на последнее представление с приручёнными медведями. Пять лет назад вышел закон, по которому запрещалось содержание ручных медведей. Цыганам, учитывая их кочевую жизнь и образ жизни, дали пять лет льготы. Вот настал момент, когда они вынуждены сами перебить всех своих медведей. Вроде бы и закон принят для защиты животных, и цыганам дали большой срок для подготовки. Но во что это превращается и какие даёт результаты — нас ждёт мученическая смерть живых существ, а цыгане, лишившись одного из основных промыслов, начинают заниматься конокрадством. Ну, а «цивилизованные» горожане поражают своим цинизмом.
НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА (1885) (5)
А вот и второй сквозной герой. Неожиданно данное произведение оказывается «сиквелом» к «Происшествию». Этот рассказ является самым объёмным из всех. Здесь мне больше всего понравилось нагнетание событий, причём автор не открывает всех деталей, умышленно оставляя за кадром многое, например историю взаимоотношений Надежды Николаевны, Бессонова и Гельфрейха. И снова искусство проникает в канву повествования, отсылая читателя, например, к мифу о Пигмалионе. А в целом главная идея — разрушающая сила любви, хотя в начале ничего не предвещало трагедии.
СИГНАЛ (1887) (4)
История о том, как несостоявшегося террориста замучила совесть. Высоконравственный поступок Семёна заслуживает высокой оценки. В противостоянии двух главных героев Семён — истинная, в классическом литературном смысле, русская душа, обладающая христианским терпением и способная не только на сострадание, но и на самопожертвование. Василий же осознал, что простые люди не должны отвечать за оскорбления, нанесённые ему со стороны государства (как кажется самому Василию). Может, на него повлияли действия Семёна, не знаю…
ATTALEA PRINCEPS (1879) (4)
Философская сказка, имеющая двоякий смысл, по крайней мере, для меня. С одной стороны, воспеваются свобода, любовь к родине, желание начать новую жизнь, вырваться из рутины. С другой стороны, итог, столь характерный для творчества писателя, задаёт сложнейший вопрос — а стоило ли всё это делать? Каковы последствия сделанного? Могла ли существовать другая развязка? Заслуживает ли одобрения подобное самопожертвование? Непростое произведение.
СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ (1884) (5)
Очередная пессимистическая история, хотя и не лишённая романтики и надежды. Для себя отмечу такую идею — надо стремиться жить, любить и ценить прекрасное. Банально… Но почему Гаршин поступил так, как поступил через четыре года после написания этой сказки, не знаю.
СКАЗАНИЕ О ГОРДОМ АГГЕЕ (1886) (4)
Сказка с совершенно «прямой», классической моралью — будь проще (добрее, честнее, щедрее и т.д.), и люди к тебе потянутся. В принципе, неплохо, но эта сказка показалась мне слабее остальных.
ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА (1887) (5)
Прикольная сказка — самая жизнерадостное и позитивное произведение из творческого арсенала Гаршина. Интересно сравнить с «Сказанием о гордом Аггее», где читателю прямо в лоб говорят, что и как. Здесь же в яркой и шутливой форме показана судьба незадачливой лягушки, которая не кажется мне отрицательным персонажем. Хотя бы капля тщеславия практически в каждом из нас, но кто бросит в нас за это камень? С другой стороны, как и в других работах Гаршина, мечта снова оказывается разбитой.
ПЛЕННИЦА (1876) (4)
Стихотворная версия сказки Attalea princeps, однако, как мне кажется, идея несколько отличается. Вопрос о необходимости осуществлённого уже не возникает — здесь только поиск свободы да воспоминания о потерянной Родине.
ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ЭНСКОГО ЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ (1876) (3)
Сатира на чиновничий аппарат, но какая-то сумбурная, похожая на фрагмент более крупного произведения; несмотря на актуальность, особого впечатления не произвела.
Гаршин из категории тех писателей, о которых можно сказать, что им «чем хуже, тем лучше». Другими словами, свой талант они наиболее ярко раскрывают, описывая тяжёлые жизненные ситуации, в какие попадают герои; часто им приходится выбирать из двух зол третье. В случае Гаршина добавляется тема сумасшествия или одержимости, а также духовного одиночества. В каких-то моментах писатель был мне близок, моя депрессивность вполне совпадала с авторской, его мысли я понимал и принимал. Моя тройка лучших: «Надежда Николаевна», «Красный цветок», «Денщик и офицер».