Отзыв на рассказ главный инженер пантелеева

Отзыв о рассказе Пантелеева «Главный инженер»Главные герои рассказа Пантелеева «Главный инженер» — ленинградский школьник Леша Михайлов и его товарищи. Во время войны, неподалеку от дома Леши, в роще на берегу пруда, стояла зенитная батарея, которая отражала налеты вражеских бомбардировщиков. Батарея была хорошо замаскирована, и враг ее не мог обнаружить, потому что днем батарея никак не реагировала на появление вражеского самолета-разведчика.

Местные мальчишки, которые давно разведали все подступы к батарее, даже выражали свое недовольство зенитчикам, что те не сбивают вражеский самолет. Но военные сказали ребятам, что они маскируются от врага, а потом прогнали их, потому что никому нельзя было подходить к зенитным орудиям.

Однажды, в конце ноября, ребята после школы стали играть в снежки, а потом Леша предложил построить на пруду копию зенитной батареи. Мальчишки все делали, как по-настоящему, и даже соорудили зенитное орудие из тележной оглобли. Когда прилетел немецкий самолет-разведчик, ребята стали наводить на него свое орудие и изображать стрельбу.

Наигравшись, мальчишки отправились по домам. Леша тоже пошел домой обедать. Но пока он обедал, прилетели вражеские бомбардировщики и разбомбили игрушечную зенитную батарею, приняв ее за настоящую.

Военные узнали о проказах мальчишек, и на следующее утро за Лешей приехал красноармеец на мотоцикле. Он отвез мальчика в штаб, где состоялся серьезный разговор между Лешей и пожилым полковником. Полковник был недоволен тем, что ребята построили свою игрушечную батарею рядом с настоящей. Потом он предложил ребятам помочь армии и построить еще несколько таких ложных батарей, но в безопасных местах.

Леша с радостью согласился, и вскоре под его руководством мальчишки стали строить из снега игрушечные зенитные батареи в местах, указанных военными. Теперь военные уважительно называли Лешу «главным инженером». Немецкие бомбардировщики регулярно сбрасывали бомбы на игрушечные постройки, считая, что они бомбят настоящие зенитные батареи.

Когда число построенных ребятами ложных батарей достигло дюжины, мальчишек вызвали в штаб фронта. Там Леше вручили медаль, а ребятам дали почетные грамоты за выполнение задания командования и помощь в обороне Ленинграда.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пантелеева «Главный инженер» заключается в том, что не обязательно быть взрослым, чтобы делать серьезные дела. Мальчишки построили игрушечную зенитную батарею, а враг принял ее за настоящую и сбросил на нее бомбы. Этим воспользовались наши военные, которые поручили построить ребятам еще несколько таких ложных целей для обмана врага.

Рассказ Пантелеева «Главный инженер» учит быть осмотрительным и продумывать последствия своих действий. Свою первую постройку ребята затеяли на берегу пруда и тем самым подвергли опасности настоящую зенитную батарею, а также жилые дома. Военные вовремя среагировали на шалости ребят и взяли процесс сооружения игрушечных оборонительных сооружений под свой контроль. Самодеятельность на войне не допускается!

В рассказе мне понравился главный герой, школьник Леша Михайлов, который придумал отличный способ обмануть вражескую авиацию и тем самым принес большую пользу своей стране. Вот только побольше дисциплины, и дела пойдут лучше!

Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?

Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Мал, да удал.

Пантелеев Л., «Главный инженер»

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа «Главный инженер» и их характеристика

  1. Леша Михайлов, 13 лет. Заводила всех игр, веселый и бойкий мальчик, патриот своей Родины.
  2. Полковник Шмелев. Умный, находчивый, с хорошим чувством юмора.
  3. Костя Мухин. Муха. Друг Леши.
  4. Валька Вдовин. Друг Леши.
  5. Фридрих Буш. Немецкий лейтенант, летчик, разведчик. Глупый и самодовольный.

План пересказа рассказа «Главный инженер»

  1. Две медали в один день
  2. Замаскированная зенитная батарея
  3. Снежная батарея
  4. Бомбежка
  5. Леша боится расстрела
  6. Леша и полковник Шмелев
  7. Трудное задание
  8. Снежные батареи
  9. Награждение

Кратчайшее содержание рассказа «Главный инженер» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Леша Михайлов и Фридрих Буш получили награды в один день.
  2. Ребята построили снежную батарею возле деревни и рядом с настоящей зенитной батареей.
  3. Немцы разбомбили снежную батарею, и Леша боялся, что его расстреляют.
  4. Но полковник Шмелев дал ему задание строить побольше снежных батарей, только вдали от настоящей.
  5. Ребята настроили двенадцать батарей и смеялись, слушая, как немцы бомбят снег.
  6. За это Леше дали медаль «За оборону Ленинграда», а Фридриху Бушу — «Железный крест».

Главная мысль рассказа «Главный инженер»
Смекалка на войне называется военной хитростью.

Чему учит рассказ «Главный инженер»
Рассказ учит любить свою Родину, быть настоящим патриотом. Учит проявлять военную хитрость, смекалку, находчивость. Учит использовать слабости противника и свои собственные слабости. Учит побеждать.

Отзыв на рассказ «Главный инженер»
Мне понравился этот рассказ и особенно находчивость полковника, который придумал как использовать в своих целях игру мальчишек. Ребята стали строить из снега фальшивые батареи, а немцы принимали их за настоящие, и бомбили в другой стороне.

Пословицы к рассказу «Главный инженер»
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Где смекнет боец, там врагу конец.
Враг боек, да наш народ стоек.
У сметливого солдата и рукавица граната.
Боец со смекалкой воюет и палкой.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Главный инженер»
Немецкий летчик Фридрих Буш и мальчик Леша Михайлов получили медали в один день. Буш за то, что нашел двенадцать зенитных установок, Леша за то, что помог ему их найти.
И это не ошибка, а Леша не предатель. Свою награду он получил за заслуги. А за что получил медаль Буш надо еще разобраться.

***

В роще возле деревни, где жил Леша Михайлов, стояла зенитная батарея. Она вела огонь по немецким самолетам, но только по ночам. Днем батарея молчала, даже когда над ней кружил самолет-разведчик.
Ребята, которые подкрались к самой батарее, однажды не выдержали и стали кричать командиру, чтобы тот сбил немца. Но командир заругался на них, прогнал прочь, и сказал, что он маскируется.
Ребята убежали, но продолжали осторожно подглядывать за батареей.
А в ноябре случилась неприятная история, из-за которой Леша чуть не угодил под трибунал.

***

Когда выпал снег, ребята решили построить из снега зенитную батарею, почти как настоящую с блиндажами и пушкой, сделанной из старой оглобли. Когда прилетел самолет-разведчик, ребята стали делать вид, что стреляют в него. Самолет улетел, а ребята пошли обедать.
Вдруг началась бомбежка, детей стали прятать в подпол, а Леша выбежал на улицу.
Там он столкнулся с Костей Мухиным, Мухой, который рассказал, что бомбили их снежную батарею. В нее было два точных попадания.
А после этого их друга Вальку Вдовина увели на настоящую батарею.

***

Вальки не было целый день, а вечером он сам пришел к Леше и рассказал, что того наверно отдадут под трибунал. Валька все рассказал командиру батареи, а тот даже записал адрес Леши.
Леша повесил голову, но не стал осуждать друга. Он сказал, что сам собирался идти на батарею с повинной. И только надеялся, что его не расстреляют.

***

Леша лег спать сам не свой и долго ворочался, думая не убежать ли к партизанам, чтобы стать героем.
Но перед рассветом его разбудила испуганная мать и сказала, что за ним приехал военный. Это был красноармеец на трофейном мотоциклете.
Леша быстро собрался, стуча зубами и едва попадая руками в рукава, и поехал на батарею.

***

Лешу привезли к зданию детского сада, где как подумал мальчик, размешался трибунал. Сопровождающий его красноармеец сказал на входе, что Лешу ведет к полковнику Шмелеву, и велел мальчику подождать на скамейке.
От полковника вышел хмурый командир батареи, а потом в кабинет пригласили Лешу.

***

Полковник стал расспрашивать мальчика про построенный снежный блиндаж и Леша признался, что это он зачинщик. Он заплакал и стал клясться, что никогда больше не будет играть.
Полковник на это усмехнулся, и сказал, что играть можно. Тогда Леша стал говорить, что не будет строить блиндажей. А полковник вдруг сказал, что они его попросят построить блиндаж.
Леша с недоумением посмотрел на полковника.
Полковник рассказал мальчику, что тот поступил неправильно, построив блиндаж рядом с жилыми домами и настоящей батареей, но что фальшивые блиндажи им очень нужны, чтобы обманывать немцев. И предложил Леше с ребятами построить еще пять-шесть блиндажей из снега.
Леша обрадовался, но сказал, что оглобель не хватит.
Тут полковник вновь усмехнулся и пообещал оглоблями обеспечить.

***

С тех пор ребята строили фальшивые батареи одну за другой, и слушая, как немцы где-то далеко бомбят их очередную снежную батарею, посмеивались, за что их ругали взрослые, не знавшие их военной тайны.
А Леша часто бывал в штабе, где его стали называть инженером первого ранга.
Когда немцы разбомбили двенадцатую снежную батарею, Лешу и его друзей вызвали в штаб фронта и командующий вручил Леше медаль, а ребятам почетные грамоты за оборону Ленинграда.
А Фридрих Буш в тот же день получил железный крест. И лицо у него при этом было отменно глупое.

Автор: Леонид Пантелеев

Название: «Главный инженер»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: Война

Число страниц: 24

Главные герои и их характеристики:

  1. Леша Михайлов – смелый, ответственный, патриотичный, резвый, бойкий
  2. Полковник – строгий, мудрый
  3. Костя Мухин и Валька Вдовин – друзья Лёши

О чем произведение:

Леша Михайлов помогал фашистам искать батареи. Но он далеко не предатель, а герой, удостоенный медали «За оборону Ленинграда».

Сюжет — краткое содержание:

Мальчики никак не могли понять, почему настоящая батарея стреляет только ночью, им объяснили, что так они маскируют установки. Лёша и его друзья сооружают снежную батарею, и делают вид, что пытаются стрелять. На следующий день их сооружение уничтожили вражеские войска. Мальчиков вызвали к полковнику. Тот попросил Лёшу сделать ещё несколько ненастоящих батарей вдали от зданий. Мальчики соорудили 11 снежных установок. Через какое-то время Лёша получил медаль, а немецкий лейтенант Буш «за отличную разведывательную деятельность над позициями противника у Ленинграда, в результате чего были обнаружены и уничтожены 12 зенитных установок русских».

Понравившийся эпизод:

Я была очень рада, когда Лёше Михайлову вручили медаль. Ведь он придумал хитрый план и вёл себя как настоящий герой!

План произведения для пересказа:

  1. Медали в один день
  2. Почему батарея стреляет ночью?
  3. Батарея из снега
  4. Вызов к полковнику
  5. Предложение полковника Лёше
  6. 11 снежных батарей
  7. Награда за хитрый план

Главная мысль:

Даже дети помогали взрослым одержать победу в этой тяжёлой схватке с немецкими фашистами. Любой ребёнок, переживший войну, — это уже герой.

Чему учит этот рассказ:

Смелости, патриотизму, стремлению помочь взрослым.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Война – это очень-очень страшное явление. Приблизить победу старались все, даже самые маленькие. Дети нередко совершали подвиги, защищали свою страну, наравне со взрослыми.

Новые слова и выражения:

Батарея –  воинское подразделение, состоящее из нескольких артиллерийских орудий или ракетных установок и обслуживающих их огневых взводов

Трибунал – специальный судебный орган, ведающий рассмотрением военных и особо тяжелых гражданских преступлений

Пословицы к произведению:

Жизнь дана на смелые дела.

На героя и слава бежит.

Война приносит шрамы и раны.

Другие читательские дневники здесь


0

Пантелеев «Главный инженер: какой отзыв написать, какие пословицы подходят?

Какой написать отзыв о рассказе Алексея Пантелеева «Главный инженер»­?

Какие пословицы отражают суть рассказа?

Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?

1 ответ:



1



0

Рассказ Пантелеева «Главный инженер» я прочитала на одном дыхании — настолько он был интересным и необычным. Никогда раньше я не читала о том, как простые советские ребята помогали военным громить фашистских захватчиков. А делали они это без оружия — возведением снежных зенитных батарей.

Мне было забавно читать, как немецкие летчики принимали ложные объекты за настоящие, после чего вываливали на них множество бомб. А в это время настоящие зенитки оставались целыми и невредимыми, и зенитчики могли и дальше громить врага.

Больше всего мне понравился Леша Михайлов, который умел создавать правдоподобные объекты из снега. Он показался мне человеком умным, честным и ответственным, умеющим правильно организовать работу. Леша — настоящий патриот своей Родины.

Автор обращает наше внимание на то, что на войне следует проявлять смекалку, действовать не прямолинейно, а придумывать хитрые уловки. Кроме того, автор учит нас быть патриотами своей страны и всегда её защищать, по мере своих сил и возможностей.

К рассказу подходят пословицы о смекалке и находчивости, поскольку иногда врага можно одолеть только с помощью военной хитрости.

Привожу пословицы, которые лучше всего отражают суть рассказа:

rLwwnWdT02D8iXX45VspCi82sIbs24a.png

Читайте также

Рассказ Георгия Скребицкого «Дружба» — это занимательная и поучительная история о дружбе и взаимопомощи. Мне рассказ очень понравился, поскольку в нем повествуется о братьях, которые спасли изможденного холодом и голодом грача.

Главные герои рассказа — ребята, которые оказались отзывчивыми и неравнодушными. Мальчики выходили птицу и показали нам пример заботливого отношения ко всему живому. Главными героями можно назвать и птиц: грача и сороку, которые подружились и не могли прожить друг без друга ни дня.

Мне понравилось, что грач не захотел присоединиться к прилетевшей грачиной стае. Он остался верен своей пернатой подружке Сиротке. Автор показал нам, насколько ценна дружба в жизни людей, птиц и животных.

Пословицы, которые отражают суть рассказа, о дружбе, а также о том, что без друзей очень тяжело в жизни. Пословицы к рассказу подходят такие:

9G1cCqOLRVTOzgQifaPFVVDrECseWO.png

Леша Михайлов — главный герой рассказа Пантелеева «Главный инженер» и этот обычный школьник достойно проявил себя в годы войны. Когда фашисты приблизились к деревне, в которой жил мальчик, Леша воспринял это близко к сердцу. Он ненавидит врага и мечтает оказать помощь красноармейцам — вскоре ему удастся это сделать.

Леша — человек инициативный и творческий, ведь именно ему принадлежала идея построить зенитки из снега. Орудия получились настолько достоверно, что вскоре их разбомбил вражеский бомбардировщик.

Вскоре Леша понял, что именно его неосторожность привела к бомбежке, и что могли бы погибнуть мирные люди. Мальчик переживает, но не пытается скрыться — он готов понести наказание за безалаберность. Леша — человек честный, поэтому не сваливает вину на других ребят, а без утайки рассказывает чистую правду полковнику.

Полковник Шмелев оценил смелость, правдивость и чувство ответственности паренька, поэтому и доверил ему выполнение важного задания. Теперь ребята должны были строить ложные снежные укрепления, но в заранее указанных местах.

Леша с воодушевлением берется за работу и организовывает ребят для строительства ледяных зенитных батарей. За умение руководить ребятами, за его наблюдательность и решительность мальчика стали называть «главным инженером».

Ребята возвели множество обманных ледяных объектов, и они были столь правдоподобны, что немецкий разведывательный самолет принял их за реальные зенитки. Фальшивые зенитные батареи были разгромлены, зато настоящие остались целыми и продолжали бить противника.

Благодаря Леше Михайлову враг был обманут, а ответственному, находчивому и храброму парню, патриоту своей Родины, была вручена медаль «За оборону Ленинграда».

В рассказе Пантелеева «Главный инженер»­­ повествуется о деревенских ребятах, которые в годы войны помогали советским воинам бороться с фашистскими захватчиками.

Представляю вопросы по содержанию рассказа:

1). Когда и где происходит действие в рассказе?

2). Как изменилась жизнь ребят с приходом войны?

3). Почему ребята тайком пробирались к зенитной батарее?

4). Что строили мальчики из снега?

5). Почему немецкий бомбардировщик разбил ледяные зенитки?

6). Как отреагировали дети на бомбовые удары по построенным снежным объектам?

7). Почему переживал Леша Михайлов, был ли он готов понести наказание?

8). Как себя вел Леша в кабинете полковника?

9). Можно ли считать Лешу честным человеком, почему?

10). Почему полковник Шмелев не наказал ребят?

11). Какое задание дал ребятам полковник?

12). Для чего были нужны ложные ледяные сооружения?

13). Почему Лешу стали именовать «главным инженером»?

14). Можно ли назвать Лешу творческой личностью, почему?

15). Сколько фальшивых объектов разгромили фашисты?

16). Каким образом командование фронта отметило заслуги ребят?

17). Какие награды получили Леша и его друзья?

18). Зачем автор ввел в повествование немца Фридриха Буша?

19). Можно ли назвать ребят патриотами своей Родины, почему?

20). Какие вы знаете примеры, когда дети помогали красноармейцам во время войны?

Рассказ Пантелеева «Главный инженер» — это история о суровом военном времени, когда каждый советский человек пытался хоть чем-нибудь помочь воинам, сражающимися с захватчиками.

Возле деревеньки, где проживали ребята, герои произведения, находилась зенитная батарея. Ребята частенько бегали смотреть на неё — вездесущие мальчишки прекрасно знали, где она скрывается. Вот иллюстрация, на которой изображен эпизод, когда ребята рассматривают зенитки:

На рисунке можно изобразить зенитные установки времен войны, а рядом с ними бойцов-зенитчиков:

Поскольку в рассказе описывается, как советские зенитки работали по вражеским самолетам, то можно сделать рисунок боя зенитчиков и немецких летчиков:

Леша Михайлов с друзьями строили снежные оборонные объекты, поэтому можно нарисовать как ребята создают фальшивые зенитные орудия:

Если вы хорошо рисуете людей, то можете изобразить эпизод в кабинете полковника Шмелева. Здесь нужно обратить внимание на выражение лица Леши — мальчик чувствует свою вину. Полковник относится к мальчику благосклонно и даже дает ему спецзадание на изготовление серии обманных объектов. Перерисовать можно следующую иллюстрацию:

А можно нарисовать Лешу Михайлова в момент, когда он возвращается из штаба. Теперь он доволен и спокоен, и мечтает поскорее приступить к выполнению задания. Попробуйте изобразить на рисунке Лешу и красноармейца на мотоцикле:

Действие в рассказе Пантелеева «Главный инженер» происходит в годы войны, а повествуется в нем о том, как деревенские ребята помогали красноармейцам бороться с фашистами.

Однажды мальчишки под руководством Леши Михайлова ради забавы возвели из снега зенитную батарею, очень похожую на ту, которую видели в укрытии за селом. Вскоре враг накрыл ледяную батарею бомбами и Леша очень переживал, что ему придется нести ответственность за снежную работу.

Однако военные, видя искреннее раскаяние Леши и его ненависть к врагу, решили взять сооружение снежных объектов под контроль. Полковник Шмелев поручил ребятам выстроить несколько ледяных укреплений, да так, чтобы немцы не смогли их отличить от подлинных оборонительных сооружений и зениток.

Ребята очень старались и смогли соорудить двенадцать ледяных зенитных батарей. Но теперь они размещали фальшивые объекты в оговоренных с руководством фронта местах.

Фашисты «клюнули» на обманки и успешно разбомбили снежные зенитки, принимая их за настоящие. А в это время подлинные советские зенитки сбивали вражеские самолеты. Таким образом Леше с друзьями удалось обвести вокруг пальца вражескую авиацию и сослужить добрую службу советской стране.

За качественное выполнение спецзадания командование фронтом наградило ребят: Лешу — медалью «За оборону Ленинграда», а других мастеров снежного дела — почетными грамотами.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Главный инженер» Пантелеева
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План рассказа «Главный инженер»
  • 3 Вопросы к рассказу «Главный инженер»

Новая Деревня в Ленинграде, снежный ноябрь, идет война. Немецкому летчику Фридриху Бушу дают железный крест в награду за уничтожение «12 зенитных установок русских». А помог ему в этом школьник Леша Михайлов. И заслужил медаль «За оборону Ленинграда». А дело было так. В Новой Деревне обосновалась зенитная батарея. Работала она по ночам, немцы, не знали, откуда. Зато местные школьники знали. Видели не раз, как кружит немецкий самолет-разведчик, ищет. Командир батареи гнал ребят. Чтоб маскировке не мешали. Да и опасно ведь.

И тогда ребята рядышком построили свою батарею. Из снега. Они ведь хорошо знали, что есть на настоящей. Немцы ее увидели – и разбомбили! После чего зенитчики увели Вальку Вдовина к себе. Пошел слух: судить мальчишек будут. «В трибунале», как предателей. Пришли и за Лешкой: ведь он все придумал. И предложили стать «главным инженером» по строительству ложных батарей. Чтобы отвлекать фашистов от настоящей, чтобы бомбы сыпались в безлюдные места. Леша, Коська Мухин, Валька и другие взялись за дело. Школу тоже не пропускали, конечно. И оглобли (жерди) им выдали, вместо пушек. Вот их-то и бомбил бравый летчик лейтенант Буш. За это и был награжден. Что с ним стало – неизвестно. А Леша теперь ученик 9 класса. У него – медаль, у его помощников – почетные грамоты.

Читательский дневник по рассказу «Главный инженер» Пантелеева

Сюжет

Война, Новая Деревня в Ленинграде. Мальчишки строят для игры снежную зенитную батарею рядом с замаскированной настоящей. Фашисты бомбят снежную батарею. Командование просит построить 12 ложных батарей, чтобы обмануть фашистов. Главный инженер ребят – Леша Михайлов, его помощники – Коська Мухин и Валька Вдовин. Немцы награждают летчика Буша, бомбившего снег. А русские – Лешу и его друзей за оборону города.

Отзыв

Смекалка и находчивость – тоже вклад в борьбу с врагом. Награду дали обоим, немцу и мальчику, но только Леша ее действительно заслужил. Детская игра помогла в обороне города. А фашисты были одурачены. Рассказ учит любить Родину, самоотверженности, любознательности, взаимовыручке. Учит нести ответственность за свои поступки, приносить пользу людям, защищать родной край.

План рассказа «Главный инженер»

  1. Награждение одураченного летчика Буша.
  2. Медаль Леше за оборону города.
  3. Зенитная батарея в укрытии.
  4. Снежная батарея рядом с настоящей.
  5. Просьба командования.
  6. Главный инженер – Леша Михайлов.
  7. Фашисты бомбят снег.
  8. Благодарность ребятам.

Вопросы к рассказу «Главный инженер»

  1. Когда произошли события рассказа? (во время войны с фашистами).
  2. Где скрывалась зенитная батарея? (у пруда в Новой Деревне в Ленинграде).
  3. Почему зенитная батарея вела огонь по ночам? (чтобы не обнаруживать себя).
  4. Как враги искали батарею? (отправляли самолет-разведчик).
  5. Кто предложил строить батарею из снега? (Леша Михайлов).
  6. Какое задание получили ребята в штабе? (создать 12 ложных объектов для обмана немцев).
  7. Кто стал у ребят инженером по постройке? (Леша Михайлов).
  8. Как учились мальчишки в ту зиму? (хорошо, школу не пропускали).
  9. Как наградили ребят в штабе фронта? (Леше – медаль за оборону Ленинграда, остальным – почетные грамоты).
  10. За что наградили летчика Буша? (за бомбежку снежных укреплений).

Уроки доброты (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки Французского») 

В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. На мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо учиться, стать грамотным. Несмотря на то, что ему было плохо и горько жить среди чужих людей, он сильно любил свою семью и мать особенно. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мама наперекор всем несчастьям, собрала и отправила сына учиться. Он не хотел подводить мать и не убежал в деревню, претерпевая все трудности. От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому ни с кем из ребят он не сошёлся. Их к нему тоже не тянуло. Но нужда заставила мальчика научиться играть в «чику» . Получив выигранные деньги, он покупал на базаре баночку молока. Досыта всё равно не наедался, но из-за малокровия ему нужно было пить молоко, поэтому он и играл на деньги. 

В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Но она, по праву классного руководителя, внимательней относилась к ученикам, чем остальные учителя. А когда узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приходила его к себе домой, угощала ужином, но мальчик из гордости не ел, да и стеснялся очень. У Лидии Михайловны к этому парню было состраданье, она хоть немного хотела окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Она стала для него не только учительницей французского, но и другом, даже мамой, и игру в «замеряшки» придумала специально, чтобы дать возможность мальчику иметь свои деньги. 

Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, так и не разобрался по существу, что сподвигло учительницу на это. Но женщина, уехав к себе на Кубань, не забыла мальчика и прислала ему на школу посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. 
Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро людям. Я думаю, что мальчик это правильно понял и оценил, когда стал взрослым. 

А писатель надеется, что преподанные ему в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

  • Отзыв на рассказ где это слыхано где это видано где это слыхано
  • Отец реджины однажды в сказке
  • Отзыв к рассказу журавль и цапля
  • Отзыв на рассказ гаршина сигнал
  • Отец рассказ на дзене