Главный герой рассказа Юрия Сотника «Хвостик», школьник Володя Иванов, однажды имел несчастье получить обидную кличку Хвостик. Эта кличка прилипла к нему после урока математики, когда он, замечтавшись о чем-то, на вопрос учителя сказал: «Двенадцать с хвостиком».
Володя был человеком самолюбивым и болезненно относился к такой кличке. Старшеклассники это быстро поняли и перестали так звать Володю, но младшие школьники продолжали звать его Хвостиком.
Володя с увлечением занимался в школьном драматическом кружке, и в спектакле по пьесе Островского «Бедность не порок» ему поручили играть роль Любима Торцова. Юноша серьезно отнесся к своей роли и старательно ее репетировал, оттачивая мельчайшие оттенки той или иной фразы.
И все бы ничего, но в день премьеры гример, забывшись, назвал его Хвостиком, и Володя громко объявил, что если кто-то еще раз назовет его так, он уйдет со спектакля.
Присутствовавший за кулисами журналист, от лица которого ведется рассказ, поинтересовался у Роди Дубова, помощника режиссера, отчего молодой актер так нервничает? Тот пояснил, что на спектакле сегодня будет присутствовать девушка, которая Володе очень нравится и ему вовсе не хочется, чтобы она услышала его обидную кличку.
Когда журналисту показали ту девушку, которая уже сидела в зале, он узнал в ней соседку по квартире, Лидочку. Журналист вышел в зал и сел рядом с Лидочкой, поздоровавшись с ней. Спектакль начался. Школьные актеры играли неплохо, но когда на сцену вышел Володя в образе Любима Торцова, зал просто замер, настолько хорошо юный актер исполнял свою роль.
Когда спектакль закончился, зал взорвался аплодисментами. И в этот момент кто-то из младших школьников крикнул: «Браво, Хвостик!». И весь зал стал кричать: «Браво, Хвостик!». Лидочка, стоявшая рядом с журналистом, тоже отчаянно аплодировала и кричала: «Браво, Хвостик!». Володя, услышавший из зала ненавистную ему кличку, вздрогнул, но сдержался.
После спектакля начались танцы. Володя вышел в зал и, увидев Лидочку, отвернулся от нее. Журналист, заметив это, подозвал Володю и повел его знакомиться с Лидочкой. Но когда он подошел к девушке, то замялся, не зная, как представить Володю. И тогда Володя, подумав немного, представился сам, сказав: «Хвостик».
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что не имя красит человек, а человек – имя. Володя Иванов считал обидной кличку Хвостик, которую когда-то заработал. Но после оглушительного успеха на спектакле, когда весь зал скандировал: «Браво, Хвостик!» эта кличка перестала быть для него обидной.
Рассказ учит не быть обидчивым и думать всегда об успехе общего дела, а не о личных обидах.
В рассказе мне понравился главный герой, Володя Иванов, который прекрасно сыграл роль в любительском спектакле и не побоялся представиться девушке кличкой, которую он считал обидной для себя. Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним. Именно благодаря этому правилу Володя не стал упорствовать, а отнёсся ко всему с долей юмора.
Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Хвостик»?
Не имя красит человека, а человек – имя.
Не смотри на кличку, смотри на птичку.
Не можешь в жизни что-то изменить, измени к ней своё отношение.
Краткое содержание Астафьев Хвостик для читательского дневника
В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные. С самого начала произведения автор вспоминает былые времена, когда Овсянский остров был богат насаждениями: тальником, черемухой. С тех пор, как этих краях появилась гидростанция, стали ходить пароходы теплоходы, поредели леса, берега реки, цветы «вырваны с корнем». Боязно стало растениям расти на открытых местах, «растут в заглушье, украдкой». Теперь даже не найти те места, где были пашни и покосы. Теперь на деревянном причале постоянно толпятся дачники с ягодой.
Настоящей трагедией для автора стал поступок маленького мальчика, который без остановки над чем-то смеялся. Когда мужчина подошел ближе к нему, причина стала понятна. Среди остатков еды, мусора, которые взрослые так и не убрали после вчерашних посиделок, грызун, решивший подкормиться крошками хлеба, появившимися на природе во время гулянья людей, суждено было погибнуть от руки человека. Застрявшему не по своей воле в жестяной банке безобидному суслику ни один взрослый помог. Они лишь с издевкой написали на газете кровью животного «В защиту животного». Хвостик погибшего суслика в этот момент, который напоминал ржаной колос, странно торчал теперь из банки. Он почему-то вызывал у мальчика бурные эмоции и хохот, несмотря на то, что суслика уже не было в живых.
Оцените произведение:
- 3.26
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 35
Читать краткое содержание Хвостик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
- Ангел хранитель
- Бабушка с малиной
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Земляника
- Злодейка
- Капалуха
- Капля
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Легенда о стеклянной кринке
- Людочка
- Макаронина
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Осенние грусти и радости
- Пастух и пастушка
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Пролётный гусь
- Родные березы
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Картинка или рисунок Хвостик
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин
В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены
- Краткое содержание Платонов Возвращение
Главный герой-Алексей Алексеевич Иванов пробыл на войне четыре года и был демобилизован. С ним прощаются по всем законам, есть музыка, уважение и любовь со стороны сослуживцев, после чего он отправляется домой. 8 класс
- Краткое содержание Семяновский Фронтовое детство
Идет война. Очень быстро мальчик по имени Федя стал полным сиротой. Парня взял на работу куркуль Третьяк. Мальчик работал на него в течение нескольких лет. Чего он только не делал: занимался хозяйственными вопросами и делал любую работу.
- Краткое содержание Достоевский Кроткая
Начинается данное произведение с небольшого лирического отступления. Автор говорит несколько слов о сюжете и о некоторой предыстории. Только потом он вводит читателя непосредственно в сам рассказ.
- Краткое содержание Клад (Горшок) Плавт
Однажды бедняку Эвклиону невероятно повезло, он обнаружил горшок, набитый золотом. Ошалевший от счастья и не зная, что делать с находкой, решил Эвклион спрятать ценности.
- Краткое содержание Шолохов Бахчевник
Жизнь стала бы просто неприемлемой, если бы каждый решал бы, что ему делать и как поступать. Если бы люди решали бы делать все, что хотят, и что решают правильным, стало бы невозможно жить. Ведь каждый по-своему прав, независимо от ситуации
7
Напишите отзыв о рассказе «хвостик»
1 ответ:
0
0
Рассказ «Хвостик» — это гимн красоте природы и в то же время крик боли от жестокости, зверства человека. Люди «расползаются» по земле и «ломают, гадят» , портят всё вокруг, сбрасывают горы мусора, не замечая, как меняется окружающий мир и вместе с ним человеческое сознание.
Автор обращает наше внимание на поступки человека: на то, как он «лелеет» овощи и цветы у себя на огороде и как, убивая всё вокруг, может с изощрённой жестокостью лишить жизни маленькую зверушку. Он показывает отношение людей к миру, к природе, к жизни, которую они с лёгкостью могут загубить.
Герой этого рассказа — мальчик, смеющийся над бедным сусликом.
На мой взгляд, — это трагедия. Трагедия в том, что маленький ребёнок, видя жестокость, принимает её как должное и даже смеётся! Выросший среди жестокости, во взрослой жизни он может поступить ещё хуже. Смерть человека будет для него такой же забавой, как и убийство суслика.
Читайте также
Это эпоха классицизма итак 1.смешные фамилии 2. единство места и действия 3. проблема крестьянства и обучения
Александр Николаевич Радищев — первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в ‘России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа.
В мае 1790 года на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой “безымянный путешественник” наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.
Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что “это бунтовщик похуже Пугачева”.
Александр Николаевич Радищев в то время стоял на высоте наиболее передовых идей своего времени, он был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительской философии, но книга “Путешествие из Петербурга в Москву”, написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду “Манифест о вольности дворянства”, Радищев писал в “Путешествии из Петербурга в Москву”, что “крестьянин в законе мертв”. Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей — барщины и оброка. Именно об этом и говорит Радищев в главе “Любани”. Встречаясь с крестьянином, путешественник удивлен, что тот работает в воскресенье:
“— Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
— Нет, барин, я прямым крестом крещусь,— сказал он…— в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…
— Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?
— Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет”.
После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:
“— Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение”.
Постепенно автор переходит к рассуждениям о себе и своем слуге Петрушке. Разве не так же несчастен его крепостной, кто дал власть одним людям над другими? “Закон!” Слезы гнева и стыда текут по лицу путешественника. Он серьезно задумался о несправедливости окружающего мира и ужаснулся пропасти, которая разверзлась между ним и крестьянами. Это в силах понять только совестливый человек, именно таким и предстает перед читателями автор-рассказчик. “Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала”. А сам он очень за многое осуждает не только свой класс, но и себя. Радищев “взирает” на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей стране.
С каждой новой главой “Путешествия из Петербурга в Москву” перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное море страданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.
В “Путешествии из Петербурга в Москву” “благополучных деревень” не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы “добрых дворян”. Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.
Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против “алчных зверей, пиявиц ненасытных” и “злодея злодеев всех лютейшего” — царя проходит через все произведение. Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием.
Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время. “И мы страну опустошения назовем блаженною… где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?” Не про нас ли?!
<span>первое рассказ про кустики,2)кустики у нас,3)что получилось……4)вот что кустикам надо,5)маленький кустик</span>
Это сказка народов мира. В нашем случае — нанайская
Дмитрий Нарышкин — является автором сказки
Однажды в нашем классе начали происходить необыкновенные вещи. Те кто учился на 2 и 3 стали отличниками, а отличники наоборот. Все совсем изменилось. Учителя и родители недоумевали. Но оказалось, остался в классе ученик, который никак не изменился. Это была тихоня Ульяна.
На одной переменке она сидела и слушала музыку в наушниках. До нее случайно дотронулся Миша, когда бежал за Светой. На уроке математики он вдруг стал правильно отвечать, получил пятерку. Все были удивлены, даже сам Миша. На другой перемене дети играли в «Летела ворона». Позвали с собой и Ульяну. Те кто держался с ней за руку стали прежними. Удивительно, но это были только отличники. Тут-то все и поняли, как вернуть все обратно.
Но бывшие двоечники не захотели обратно становиться плохими. Ульяна не смогла их сделать прежними, зато весь класс стал хорошо учиться.
- Краткие содержания
- Астафьев
- Хвостик
Раньше остров Овсянский похож был на чубатую голову. Весь он порос высокой травой, черёмухой, вербой и пахучим смородинником. В любое время года его опоясывал венец из различных трав и кустарников. Осенью весь остров был укрыт золотой листвой. Только недалеко от воды стоял огромный стог сена. Часто на остров прилетали красивые жёлтые птицы, гонимые холодными ветрами с замёрзшего Енисея.
Сейчас этот уголок природы стал полуостровом, так как здесь построили гидростанцию, соединив остров с берегом. Уже редко речная вода заливала бывший островок. Засохли на нём кусты черёмухи, не видно ольхи и тальника. Трава там тоже растёт плохо. Цветы вытоптаны или вырваны с корнями. Растёт на берегу только колючий бурьян и курослеп. Были когда-то в заречье хорошие покосы. Вместо них сейчас построили деревянный причал.
Каждый выходной на катерах и теплоходах, моторных лодках и пароходах приплывают сюда дачники, строят парники, копают огороды, сажают овощи, ягоды и цветы. Часто можно увидеть здесь отдыхающих, которые ломают близлежащие кусты, жгут костры, едят, пьют, оставляя после себя промасленные пакеты, консервные банки, клочья бумаги и вытоптанную траву. Никто не считает нужным убрать всё это за собой, ведь они приезжают сюда отдыхать после тяжёлой трудовой недели.
Вдруг писатель услышал на берегу звонкий мальчишеский смех. Он подошёл поближе и увидел неприглядную картину: кучу мусора после вчерашнего выходного дня. Среди всего этого беспорядка на газетном листе стояла металлическая банка из-под мясных консервов. Из банки свешивался чей-то скрюченный хвостик, похожий на маленький колосок, и виднелись согнутые лапки. На развёрнутой газете было ярко выделено название статьи о защите окружающей природы. Края банки выпачканы засохшей кровью суслика, видно попался он отдыхающим ещё живым. Через всю статью кровью зверька, это писатель понял позже, было написано слово «отклик».
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Астафьев. Все произведения
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Вопросы-суждения к миниатюре «Хвостик» из книги В.П.Астафьева «Затеси»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»
Литература
Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»
Вопросы-суждения к миниатюре В.П.Астафьева «Хвостик» (из книги «Затеси»), II курс, 11класс
подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Азарова Светлана Васильевна
г. Зеленогорск
2016
1.Чем объяснить, что до неузнаваемости изменился Овсянский полуостров?
2.Как доказать, что отдыхающие калечат землю?
3.Когда произошло истязание животного?
4.В каком случае людям даже не приходит в голову «прибрать за собою»?
5.Каким образом гуляки расправились с сусликом?
6.Вследствие чего суслик оказался на берегу?
7.Почему «смеётся, заливается, хохочет мальчик»?
Ответы:
1. После сооружения гидростанции «Овсянский остров стал полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники… цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы …покосы и пашни уже не найти».
2.Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора и нечистот, уничтожают растения и животных. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене-гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою…Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко-изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое… не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем …».
3.Истязание маленького животного произошло в воскресенье, когда на полуострове было много отдыхающих.
4.Отдыхающим на полуострове людям даже в голову не приходит убрать за собою мусор, потому что они приехали сюда не работать, а отдыхать от трудов.
5.Гуляки поймали суслика, засунули его в банку, «судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете…написан не карандашом, а кровью зверушки.
6. «С голоду подался крошки по берегу подбирать, тут его и поймали весёлые гуляки».
7. «Средь объедков и битого стекла стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки…Да, хвостик суслика смешон-напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкоостый хвостик». Этот жалкий хвостик и рассмешил мальчика.
Список использованной литературы
1.Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. — Красноярск: Кн. издательство,1992.-336с.
В беседе выясняем, что наиболее удачные заголовки — это:
1. «История Овсянского острова».
2. «Оглохла земля».
3. «Хвостик суслика».
(Запись в тетради.)
— А теперь подумаем: рассказ называется «Хвостик», а о суслике, которому принадлежит хвостик, автор пишет только в последней, третьей части. Две трети рассказа — об острове. Почему? Над этим вопросом мы будем думать на протяжении всего урока. Он поможет нам понять идею рассказа. Прочитайте первое предложение рассказа.
(«Смеётся, заливается, хохочет мальчик…”)
- Как вы думаете, почему в конце предложения стоит многоточие?
(Потому что дальше речь идёт не о мальчике, а о другом — об острове. Видимо, смех мальчика вызвал у автора воспоминания.)
- Где ещё упоминается о смехе мальчика?
(В конце второй части и в конце рассказа.)
- Что же получилось?
(Описание острова, его история оказались между описаниями веселья мальчика, в кольце. Такая композиция называется кольцевой. Композиция рассказа строго продумана, имеет значение не только содержание каждой части, но и их последовательность.)
- Итак, что из себя представлял Овсянский остров? Какой приём использует автор в его описании?
(Остров напоминал «голову” — «туповатую с затылка” и «чубатую со лба”, «в окладе венца”, «с зимней плешью, обметанной черноволосьем…”
Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)
- Какую цветовую лексику использует автор, какие художественно-выразительные средства?
(Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки: «бледная”, «черноволосье”, «серо-свалявшийся”, «багряно-мерцающие”, «рыхлый цвет”, «бронзовел”, «зелёная”, «серебряно-жёлтая”, «алый”…
(Попутно объясняется значение слов «оклад”, «отава”, «оподолье”.)
Весной краски самые яркие, летом от жары, солнца, пыли они «утихали”, чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть, успокоиться зимой.
Автор использует новые яркие эпитеты — «свалявшаяся отава, вспененный черёмушник, небоязный смородинник”, которые помогают лучше представить красоту природы; развёрнутые метафоры: «тальники погружались в глубину черёмушника”, «черёмуха кружилась, метелила, вспыхивала, стряхивала с себя рыхлый цвет”, «оробело останавливалась гуща”, «утихали листом тальники”, «остров победно возносил мачту”, «темечко земли” и др.
)
12 стр., 5520 слов
Три раздела основной части заключение список использованных источников …
… посредничество в платежах, выдача кредитов, прием вкладов, консультации по финансово-кредитным вопросам. Коммерческий банк является кредитно-денежным институтом, занимающийся размещением и привлечением денежных ресурсов. Банки осуществляют активные и пассивные операции. Финансовые ресурсы …
— В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Слова записываются на доске.)
(Путалась, погружались, кружилась, метелила, вспыхивала, останавливалась, утихали, бронзовел, возносил.)
- Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе?
(Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого самые точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов. Здесь всё на своих местах, всё друг для друга.)
- Как звучат последние строки первой части?
(Они звучат поэтично, величественно.)
Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением весеннего и осеннего пейзажей острова.
- Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?
(Остров стал полуостровом, жизнь его изменилась.)
— Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены. (Слова записываются на доске во вторую колонку.)
(«Вода откатилась”, «Захудала некошеная трава”, «Усохли”, «Оголилась”, «Вода цветёт”, «Перестала рожать черёмуха”, «Обуглились ветки”, «Не полыхают цветы”, «Вытоптаны и вырваны”.)
— Законы острова, его процессы, гармония и красота — всё разрушено. Меняется ли речь, настроение автора?
(Речь очень изменилась, стала резкой, обрывистой, почти пропали метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось и настроение автора: оно стало грустным, безысходным. Если первую часть можно было назвать гимном, то вторую — плачем по острову.)
Методы работы, Формы организации учебной деятельности учащихся, Оборудование, техническое оснащение
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
II. Выступление ученика
Учитель: — В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.
А на высыпке мелкого камешника, возле маленькой, но уже по-старушечьи скрюченной пихточки я вижу крупныe багрово-розовые цветы.
Внизу, на склонах Урала, растут они выводками, корней по тридцати, голова к голове, лист в лист. И цветы там яркие, с желтыми зрачками.
Как же попали сюда эти? Каким ветром-судьбою занесло в безжалостные осыпи, в студеное поднебесье их тяжелые семена? Может, птица в клюве принесла? Может, лось в раскопытье?
Их всего три, И стебли их тонки, и листья у них будто из жести, и побагровели эти листья на срезах от стужи.
А цветы?
До чего же мудра жизнь! Венцы цветов прикрыты, и желтых зрачков не видать. Цветы стоят, как детишки в ярких шапочках с завязанными ушами, и не дают холоду сжечь семена. И лепестки у цветов с проседью, и мясисты они, толсты. Вся сила этого цвета идет на то, чтобы сберечь семена, и они не откроются во всю ширь, не зазеваются на приветливо сияющее солнце. Они не доверяют этому солнцу. Они слишком много перенесли, прежде чем пробудились от зябкого сна среди голых, прокаленных стужею камней.
Пройдут годы, и плеснут на осыпи всполохи ярких, багровых цветов. А пока их здесь всего три, мужественных, непокорных цветка, и в них залог будущей красоты.
Я верю, что они выживут и уронят крепкие семена свои в ручейки, а те занесут их меж камней и найдут им щелку, из которой идет хотя и чуть ощутимое, но теплое дыхание земли. Я верю в это, потому что лет восемьдесят назад возле Кваркуша и других приполярных вершин и сопок не было ни одного деревца. А сейчас в распадках низкие, костлявые, полураздетые, но сплошные леса, и даже на западном склоне Кваркуша, вокруг альпийских лугов где островками, где в одиночку — низкие, почти нагие деревца, но такие крепкие, узлистые, что корни их раскалывают камень, а от стволов отскакивает топор. Деревья ведут постоянное, тяжелое наступление и закаляются в борьбе, в вечном походе. Иные из них падают, умирают на ходу, как в атаке, а все-таки они идут. Идут вперед и вперед!
Первые солдаты тайги, согнутые, но непокоренные, иссушенные голодом и мертвящим дыханием скал, принимающие на свою грудь всю лютость севера ради лесов, что идут за ними, — низкий поклон им от бывшего солдата российского, который знает, как трудно быть первым.
А следом за лесом летят птицы, идут звери, идет живая жизнь, и вместе с нею эти багрово-розовые цветы с работящими корнями и живучим семенем. И все эти светящиеся внизу на полянах бледными лампадами купавки, желтые лютики, невиданно мелкие, с мошечку величиной, незабудки, и даже чудом проникшие сюда лазоревые цветы, и уверенные в себе подснежники с восхищением глядят на нездешних жителей, на трех разведчиков, как бы наполненных живою, горячею кровью.
Пусть не остынет алая кровь в тонких жилах цветов!
Герань на снегу
В бараке бушевал пьяный мужик. Жена пыталась его утихомирить. Он ударил жену, и она улетела в коридор. Ребятишки еще раньше разбежались. Стал пьяный мужик искать, чего бы разбить. Но в комнате уже все было разбито и порушено.
Тоскливо мужику.
И тут увидел он гераньку на окне.
В дырявом чугунке росла геранька. Забывали поливать ее, и потому нижние листья гераньки скоро чернели, свертывались и опадали. Но набралась сил геранька и отросла — расцвела. Один цветок и был у нее только да с пяток листьев, которые ночью примерзали к окну, а как печку затопляли, они оттаивали.
Мужик бухнул чугунком в стекло. Упала геранька под окно. Земля из чугунка вывалилась в снег. Мужик после этого успокоился и заснул.
Всю ночь светилась геранька под окном, еще живая. Наутро снег пошел, припорошил ее.
Днем мужик окно фанеркой заделывал и увидел гераньку. Она тускло светилась под снегом. Каплей крови показалась она мужику, и он перестал работать, тяжело замep возле окна.
А гераньку все заносило и заносило снегом. Так она тихонько и погасла, и мужик подумал, что лучше, покойней под снегом гераньке, и теплее, и бараком ее не душит.
Скоро пришла весна. Снег под окнами барака смыло ручьями, и водою подхватило стебелек гераньки с мокрым черным цветком и унесло в овражек. Корешок гераньки оказался живой, и этим корешком поймалась геранька за землю и снова расти начала. Но как вышли два листика и заметной сделалась геранька — ее отыскала в овраге коза и съела.
В земле еще оставался корешок гераньки, и, набравшись сил, он снова пустил росточек. Тут началось строительство и пришел экскаватор. Он зацепил ковшом гераньку вместе с жалицей и бросил в машину, машина вывалила землю под яр, к реке.
Геранька шевельнулась и в рыхлой земле, попробовала расти на новом месте, да на нее все валили и валили сверху землю, и она расти больше не смогла, унялась, и корень ее лишился сил под тяжестью и начал гнить внутри земли, вместе со щепьем, хламом и закопанной травою.
Дырявый чугунок хозяйка подняла и посадила в него помидор. Мужик не выбрасывал за окно чугунок с помидором, хотя по-прежнему пил мужик и бушевал после каждой получки и все время искал — чего бы разбить и выбросить.
Хвостик
Смеется, заливается, хохочет мальчик… Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.
Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды, В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…
Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
Хвостик — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева
Раньше остров Овсянский похож был на чубатую голову. Весь он порос высокой травой, черёмухой, вербой и пахучим смородинником. В любое время года его опоясывал венец из различных трав и кустарников. Осенью весь остров был укрыт золотой листвой. Только недалеко от воды стоял огромный стог сена. Часто на остров прилетали красивые жёлтые птицы, гонимые холодными ветрами с замёрзшего Енисея. Сейчас этот уголок природы стал полуостровом, так как здесь построили гидростанцию, соединив остров с берегом. Уже редко речная вода заливала бывший островок. Засохли на нём кусты черёмухи, не видно ольхи и тальника. Трава там тоже растёт плохо. Цветы вытоптаны или вырваны с корнями. Растёт на берегу только колючий бурьян и курослеп. Были когда-то в заречье хорошие покосы. Вместо них сейчас построили деревянный причал. Каждый выходной на катерах и теплоходах, моторных лодках и пароходах приплывают сюда дачники, строят парники, копают огороды, сажают овощи, ягоды и цветы. Часто можно увидеть здесь отдыхающих, которые ломают близлежащие кусты, жгут костры, едят, пьют, оставляя после себя промасленные пакеты, консервные банки, клочья бумаги и вытоптанную траву. Никто не считает нужным убрать всё это за собой, ведь они приезжают сюда отдыхать после тяжёлой трудовой недели. Вдруг писатель услышал на берегу звонкий мальчишеский смех. Он подошёл поближе и увидел неприглядную картину: кучу мусора после вчерашнего выходного дня. Среди всего этого беспорядка на газетном листе стояла металлическая банка из-под мясных консервов. Из банки свешивался чей-то скрюченный хвостик, похожий на маленький колосок, и виднелись согнутые лапки. На развёрнутой газете было ярко выделено название статьи о защите окружающей природы. Края банки выпачканы засохшей кровью суслика, видно попался он отдыхающим ещё живым. Через всю статью кровью зверька, это писатель понял позже, было написано слово «отклик».
Вступительное слово учителя.
Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц, журчанием ручья; затем характер мелодии меняется, слышен звук выстрела, удары топора.
— С этих грустных строк поэта Игоря Северянина, уже известных вам, мне хотелось сегодня начать наш разговор. Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов… Но всё так же вырубаются и горят леса, «редеют парки”, уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы… Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателей, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, «писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку”.
Виктор Петрович Астафьев, известный вам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю” и не устаёт «удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте”. Поэтому как личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всём этом его книга с кратким названием «Затеси». Свою задачу автор книги видит в том, чтобы «учить понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле”.
Дома вы прочитали рассказ из этой книги «Хвостик». А сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя.
(Запись темы и эпиграфов в тетради.)
- Определите тему рассказа.
(Тема рассказа — гибель природы по вине человека, жестокость взрослых людей и, как следствие, детей.)
9 стр., 4099 слов
Проблема «футлярности» жизни — аргументы и . Образы «футлярных …
… человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни. Сочинение Мир …
- Как построен рассказ? На сколько частей он делится? Что помогло вам прийти к такому выводу?
(Рассказ делится на три части; автор «подсказывает” читателю: после каждой части оставлен пробел, стоит многоточие.)
- Давайте озаглавим каждую часть рассказа.