Как написать отзыв
Отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Примерный пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Автор
2. Название произведения
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)
4. Основная тема произведения (о чём?)
5. Какое впечатление произвело на нас прочитанное произведение?
6. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
7. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку.
8. Вывод (или рекомендация).
Во вступлении вы указали автора, название и жанр произведения. Знаком ли вам автор произведения? Какие его книги вы ещё знаете?
Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга?
В чем главная мысль истории? Чему она учит? Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но, не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для кого-то из действующих лиц книги.
Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга?
Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
— книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)
— эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
— интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
— автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
— особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также пригодятся такие выражения: эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод.., читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
В последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.
Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.
Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.
Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?
Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?
Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило — и почему.
Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно «зацепили»: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки — объясните, почему это вас зацепило.
Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.
Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)
1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.
2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?
Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.
Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.
Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.
3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?
Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову.
В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете.
4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Шпаргалка в помощь при написании отзыва
Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:
- книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история),
- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…),
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.),
- автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…),
- особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
Возможно, также пригодятся такие выражения:
- эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
- читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…
Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.
А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте.
Удачи и вдохновения!
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
Знакомясь с различными произведениями на уроках литературного чтения или же читая книги по внеклассному чтению, школьники достаточно часто получают задание НАПИСАТЬ ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Выполнение этого задания способствует развитию речи ребенка, тренирует умение четко формулировать свои мысли, способствует более глубокому и осознанному пониманию прочитанного.
Если ребенок впервые сталкивается с таким непростым для него заданием, то возникают различные вопросы.
Что такое отзыв о книге?
Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.
Говоря простым языком, в отзыве нужно написать понравилась или не понравилась книга, а также объяснить почему.
При этом важно дать развернутый ответ, подкрепленный доказательствами или цитатами которые также будут показывать знание произведения.
Предлагаю воспользоваться различными «помогаторами» для написания отзыва. Кому-то удобно пользоваться планом, кому-то отвечать на поставленные вопросы или же просто иметь под рукой памятку.
Итак:
Что обычно содержит отзыв?
- Краткие сведения о книге (имя автора, название произведения, место и время событий повествования).
- Тезис (мнение читателя о книге: какие поступки героев книги и какие их черты особенно взволновали).
- Вывод (общая оценка книги: чему книга научила, чем понравилась или не понравилась).
Чтобы легче было структурировать свои высказывания, можно придерживаться вопросов, плана или памятки.
Вопросы, которые могут помочь при написании отзыва:
- О чем книга?
- Какая тема и основная мысль произведения?
- Что ты знаешь об авторе книги?
- Что (какие места в книге) произвело наиболее сильное впечатление?
- Понравилась ли книга и чем?
- Кто из героев книги особенно понравился и почему?
- Кто главные герои и как ты их охарактеризуешь?
- С кем из персонажей хочешь подружиться? Почему?
Памятка по написанию отзыва
- Вступление
Напишите автора и название произведения, жанр (сказка, стихотворение, былина, рассказ, басня и так далее).
- Основная часть
- Кратко о чём произведение (не нужно пересказывать книгу, важно сформулировать главную идею произведения).
- Основные персонажи, их поступки, достижения.
- Какие моменты в произведении особенно понравились и почему.
- Сделайте вывод – чему учит произведение, какой урок можно извлечь.
- Заключительная часть.
Ваше мнение (впечатление) о произведении. Главная мысль произведения.
Шпаргалка в помощь при написании отзыва:
- Книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история)…
- Я прочитал, познакомился с произведением, недавно я узнал…
- Эта книга рассказывает, повествует, раскрывает историю…
- Эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…)
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.)
- Автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…)
- Особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).
- Эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
- Читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…
Примеры отзывов о прочитанных книгах
Отзыв о книге Е. Ильиной «Четвертая высота»
Книга Е. Ильиной «Четвертая высота» повествует о жизни простой, но очень волевой девушки — Гули Королевой. Еще в детстве она начала сниматься в кино. При этом девочка хорошо училась в школе и старалась добиваться отличных результатов во всем.
Первое значимое достижение Гули произошло на съёмках. Ей удалось заставить упрямого коня прыгнуть через препятствие. Второй её высотой была успешная сдача экзамена и переход в восьмой класс. Затем гуля прыгнула с восьмиметровой вышки. Четвертую свою высоту она взяла во время войны. К сожалению, этот героический бой оборвал жизнь храброй девушки.
Читая эту книгу, я восхищался твёрдостью характера Гули, её умению не опускать руки, способностью уверенно достигать свои цели.
Книга мне понравилась. Она учит не сдаваться перед трудностями, преодолевать любые препятствия, любить свою Родину.
Отзыв о повести В. Катаева «Сын полка»
Недавно я познакомился с повестью В. Катаева «Сын полка». Книги о войне всегда тяжело читать, но это произведение мне понравилось. Это не только история мальчишки-сироты Вани Солнцева, но и яркое правдивое повествование о самой войне, о мужестве наших воинов.
Ваня мне очень понравился. Оказавшись в артиллерийском полку, этот бесстрашный паренек воевал наравне со взрослыми солдатами. Ваня для меня пример смелости, героизма и несгибаемой воли.
Повесть «Сын полка» учит никогда не терять надежду, всем сердцем любить свою Родину и верить в лучшее.
Задание написать отзыв о прочитанной книге часто вызывает затруднение. Многие современные дети читают книги поверхностно, с неохотой. И как следствие скудный словарный запас, плохо развитая речь, непонимание прочитанного, частые ошибки.
Если у вашего ребенка подобные сложности, то рекомендую следующие профессиональные результативные тренинги:
О. Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи»
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
ПОДАРОК ПОСЛЕ ПОКУПКИ — 20 слоговых таблиц
О. Наумова «Я УМЕЮ СОЧИНЯТЬ»
Рабочая тетрадь для развития речи младших школьников
В наше время очень трудно быть успешным без развитой речи. А каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок крепко стоял на ногах и много добился в жизни. Этому во многом будет способствовать уверенная речь, творческое мышление, гибкий ум и грамотное письмо.
Занятия по рабочей тетради «Я умею сочинять» решают эти задачи.
Рабочая тетрадь «Я умею сочинять» для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка. Кто понимает как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.
• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• Покупаете 1 раз, а распечатать можно сколько угодно раз!
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.
Результат ребёнка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.
Тетрадь может быть использована как индивидуально для творческой работы дома, так и в классе учителем.
О. Наумова «Большая книга слоговых таблиц»
(не повторяют таблиц из подарка)
Таблицы для чтения слогов и слов являются одним из лучших и необходимых инструментов при обучении чтению и для улучшения качества чтения.
Приобретая БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ
Вы получите:
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах.
Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору, желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе!
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Как писать отзыв о прочитанном произведении
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 122.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 122.
В школе часто домашним заданием является написание отзыва. В данной статье рассмотрим, как писать отзыв о прочитанном произведении. Материал поможет при подготовке к урокам литературы (4 класс).
Особенности
Отзыв о рассказе или другом художественном произведении базируется на личном мнении пишущего. Важно не просто показать, понравилось произведение или не понравилось, а доказать свою точку зрения конкретными примерами и собственными рассуждениями.
Отзыв обычно пишется по такому плану: вступление, краткое содержание, главная мысль, собственная позиция, вывод.
Советы
При анализе произведения важна личность автора. Нужно указать не только имя, отчество и фамилию писателя, но и отметить, чем он известен в литературе.
Специфику произведения передает жанр, который указывает на следующие особенности: объем произведения, количество действующих персонажей, количество сюжетных линий. Поэтому так важно указывать жанр анализируемого произведения.
Отзыв – это рассуждения, а не констатация фактов, отраженных в произведении.
Не нужно ограничиваться пересказом сюжета произведения, достаточно указать основную сюжетную линию, дающую представление о всей книге.
Автор произведения написал его с определенной целью. Необходимо понять ее и проиллюстрировать, согласиться с ней или не согласиться.
Недостаточно просто сказать о том, понравилось произведение или нет, важно аргументировать свою позицию: что понравилось, что не понравилось, правильны ли поступки центральных персонажей, чему учит произведение и т.д.
Образец
Приведем пример отзыва о сказке «Снежная королева»:
Датский сказочник Ганс Христиан Андерсен известен по всему миру. Он часто в своих произведениях рассуждал о борьбе добрых и злых начал. Этой теме посвящена и сказка «Снежная королева».
Данное произведение мне понравилось, потому что в нем отобразились многие актуальные проблемы: дружбы, помощи и самопожертвования. Девочка Герда не побоялась вступить в борьбу со Снежной королевой, смелость Герды и ее искреннее желание помочь смогли освободить Кая от злых чар.
Сказка «Снежная королева» интересна в прочтении, потому что в ней присутствуют волшебные силы, а также в основе повествования лежит борьба добра и зла, в которой побеждает добро.
Сказка Г. Х. Андерсена учит тому, что всегда нужно помогать близким людям, никогда не стоит опускать руки, ведь только в этом случае добро победит зло.
Что мы узнали?
Отзыв основывается на личном мнении пишущего. В нем нужно не только отметить, понравилось произведение или не понравилось, а аргументировать свою точку зрения. При написании отзыва стоит обращать внимание на личность автора, на жанр произведения, на главную мысль, отраженную в произведении, на то, чему учит прочитанное произведение. Стоит уделить особое внимание аргументации собственной позиции, а не обычному пересказу произведения.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Светлана Земцова
5/5
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 122.
А какая ваша оценка?
Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и далее, в 3-4 классе, когда они закрепляются. И чем старше ребенок, тем больше умений он должен показывать.
Ученики 6-7 класса уже должны уметь хорошо излагать на бумаге свои собственные рассуждения о сказке, рассказе или повести. И так постепенно, к окончанию школы молодые люди учатся иметь свое мнение на статью в журнале или газете или литературное произведение и делиться им с другими.
Нелишним будет сказать, что все эти навыки пригодятся на выпускных экзаменах ЕГЭ или ОГЭ.
Что такое отзыв
Эмоциональное и интеллектуальное переживание от прочитанного текста оформляется в небольшую статью в одну-две странички. Ребенок обязательно полюбит писать отзыв.
Потому что это не сочинение, где нужен более-менее глубокий литературоведческий анализ по заданной учителем теме, план, эпиграф, мнение литературоведов и аргументация. А достаточно свободное повествование о вещах, которые действительно зацепили.
Даже если читатель не в восторге от пройденного – пожалуйста: делись впечатлениями, объясняй причины, оспаривай чужие восторги.
Примерный план составления отзыва о прочитанном произведении
Учитель в силу своего профессионального характера уверен: писать отзыв надо правильно. Ведь ему нужно оценить работу. Так что лучше внимательно слушать его рекомендации в классе.
Можно сделать отзыв, отталкиваясь от следующего плана:
- Автор произведения и название книги.
- Главная тема и идея произведения (в романе их может быть несколько – выбрать наиболее близкое и интересное).
- Кратко о главных героях (или ключевых моментах книги): нужно показать, что читатель уловил реализацию идейного уровня в образном строе текста.
- Собственно, индивидуальное отношение к тексту: объяснение, почему произведение понравилось (или нет), чем оно откликнулось в душе, о чем заставило задуматься, почему это нужно читать и в наше время.
Набираясь опыта, ученик все больше будет отклоняться от этой структуры и, покидая школу, научится формулировать отзыв совершенно самостоятельно. Можно будет считать, что юный человек состоялся как читатель.
Как написать отзыв о прочитанной книге
Реализовать план будет легче, если перед каждым пунктом автор отзыва ответит для себя на вопросы:
- Это первое знакомство с писателем или нет? Что было известно о нем до прочтения книги? Смысл названия произведения.
- О чем оно? Каковы тема и идея творения? Когда и где происходит действие? Что известно об этом времени и месте из других книг, кинофильмов, учебников, рассказов родителей и других родственников.
- Какие герои, эпизоды особенно зацепили и почему? Характеристика главных героев, их взаимоотношения.
- Чем вещь понравилась или оттолкнула? Что показалось необычным? Какой урок можно извлечь из прочитанного? О чем может задуматься читатель? Что чувствовал ребенок по завершении чтения?
Обратите внимание: последняя часть плана – самый крупный текстовый блок, по предыдущим достаточно двух-трех предложений.
Пример написания отзыва
Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление.
Представим небольшой пример:
«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?
Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.
Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.
Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.
Мне очень понравилось, как знаки препинания плясали перед сонным чиновником и как он сам себе смешно объяснял их значение. Но особенно меня впечатлил финальный эпизод, когда он на работе, расписываясь в какой-то бумажке, написал «Ефим Перекладин!». Я была в этот момент очень рада за героя. Потому что хотя он и употребил восклицательный знак не там, где нужно, но по-человечески он прав. Он как бы сказал «Я – человек Ефим Перекладин и очень этому рад, испытываю от этого восторг и счастье!». А значит, жизнь его не совсем пуста.
Это произведение заставило меня задуматься о том, как связан язык, письмо и наша жизнь. Как не однозначны правила, люди и ситуации. О том, что всегда люди хотели и хотят испытывать чувства, которые выражаются на письме восклицательным знаком».
Рекомендации при написании отзыва
Несколько советов для школьников и студентов:
- Искренность. Не понравилось произведение или не поняли что-то – пишем об этом (но в уважительной к творчеству классика манере).
- Воссоздание исторического контекста книги прояснит многое, поможет заметить и оценить больше деталей: можно будет говорить не о целом слоне (четырехтомнике «Война и мир», а о его ухе (компаньонка Марьи Болконской).
- Вспомните, как разрабатывали сходную тему другие писатели, или как романист разрабатывал ту же проблематику в других своих произведениях – здорово, если удалось подметить своеобразие, особый почерк именно конкретного автора.
- Очень сложно писать отзыв о стихотворении. В обычных школах дети начинают пробовать размышлять о стихах не раньше шестого класса. Здесь можно:
- сосредоточиться на художественных средствах (эпитет, метафора и т. д. – то, что, по крайней мере, понятно),
- сопоставить произведение с предметами изобразительного искусства или музыкой (многие стихи положены на музыку и стали песнями, а главный образ или персонаж поэмы может являться мифологическим героем, которого не раз воплощали в своих картинах великие художники),
- развивать ассоциативное мышление: старайтесь уловить значение ритма, характер и эмоции звуков, переносные значения слов.
- Текст должен быть не только кратким, но, что важнее – связным. Не нужно оформлять отзыв в виде ответов на вопросы. Нужно сделать небольшое выступление в публицистическом стиле, приятное для слуха.
Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге
Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:
- Связать в единое мысли о пройденном произведении помогут такие выражения:
«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,
«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,
«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,
«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,
«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,
«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».
- Примеры глаголов, передающих воздействие текста на читателя:
Впечатлил, вдохновил, понравился, вызвал воспоминания, опустошил, озадачил, потряс, зацепил, поглотил, вызвал негодование или смех, желание обсудить, поспорить, порадоваться или поговорить, опечалил, подавил, расстроил, зарядил хорошей энергией, возродил, исцелил, помог понять, запутал, привел в смятение, напугал, заставил задуматься, переоценить, переосмыслить.
Заключение
В течение школьной жизни ребята могут успеть попробовать свои силы в написании отзыва на любое произведение. Научившийся улавливать авторский посыл и свое ощущение от книги, а также выражать это сложное взаимодействие, сможет достичь научного понимания текста: ученические отзывы сменятся научными монографиями.
Как правильно написать отзыв о прочитанной книге? Этот вопрос задают себе все школьники, получившие задание описать свои впечатление о том или ином литературном произведении. Как правило, это предполагает самостоятельную работу ученика, которую преподавателю нужно сдать в формате сочинения-отзыва.
Поэтому сегодня мы разберем, как писать отзыв о прочитанном произведении.
Что должно быть написано?
Отзыв – это высказывание отдельно взятого человека о том или ином произведении, имеющее эмоционально-оценочный характер, содержащее аргументацию мнения автора, подкрепленную доказательствами.
Звучит сложно, но по факту нужно лишь дать оценку (понравилась или не понравилась), а также объяснить почему. Очень важно максимально раскрыть тему и дать развернутый ответ.
Литературный отзыв – вещь субъективная. В нем автор не только делится эмоциональным впечатлением, он также раскрывает себя через свои читательские пристрастия. Значительная часть аргументации основана на личном опыте, книжных вкусах и предпочтениях.
Что это значит? По сути, ученик имеет право на собственное независимое мнение о любой книге, тем более, если он грамотно сформулирует свои мысли и подкрепит их доказательствами (цитаты, фрагменты текста). Однако не стоит скидывать со счетов мнение преподавателя: на уроках обычно разбираются рецензии литературоведов, подкрепленные реальными историческими фактами.
План отзыва о прочитанном произведении
С чего стоит начать? Для начала следует прочитать книгу внимательно и вдумчиво. После прочтения не стоит сразу садиться за работу, необходимо дать себе время на обдумывание интересных мыслей и идей. Ждать слишком долго также не следует, как правило, для того чтобы прочитанное улеглось в голове, достаточно 2-3 дней.
Далее необходимо составить план отзыва о прочитанном произведении:
- Вступление. В нем должно прозвучать название книги и имя писателя. Начать текст можно со слов: «Недавно я прочитал…» или «Это произведение написано известным автором детских книг…».
- Описание книги. Здесь нужно рассказать о персонажах, начать можно так: «Основными героями романа являются…» или «В этой истории автор рассказал о…».
- Сюжет. Не нужно делать подробный пересказ всего текста, достаточно двух-трех поясняющих предложений. Например, так: «В рассказе описан конфликт между…» или «Книга знакомит читателя с приключениями…».
- Рассуждение. Основная часть отзыва. В ней нужно высказать свое мнение о произведении, аргументировать его, можно дать отдельную оценку различным эпизодам, персонажам. Начать можно так: «Из всех героев рассказа мне больше всех понравился…, потому что… (перечислить черты характера)».
- Заключительная часть. В ней нужно дать обобщённую оценку всей книге, возможно путем сравнения с другими работами того же автора или той же жанровой направленности. Но можно и ограничиться рекомендациями: «Я всем советую прочитать книгу…».
Сочинение-отзыв в 5,6 классах
Чаще всего сочинение-отзыв пишется о прочитанной книге.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, тогда он обычно содержит тезис (мнение читателя о книге), доказательства справедливости этого мнения, вывод (общая оценка книги), рекомендации (кому прочитать данную книгу). Нередко в отзыве автор говорит о том, где, когда и при каких обстоятельствах он впервые узнал о книге, когда её прочитал, как складывались его впечатления о прочитанном и др. Иногда отзыв содержит в себе описание внешнего вида книги, её иллюстраций. В отзыве могут сочетаться разные типы речи.
Примерный план сочинения-отзыва:
- Вступление обозначает автора, название произведения, по которому пишется отзыв, в нём кратко описано место и время действия.
- Основная часть выражает мнение о прочитанном тексте: эмоциональное восприятие.
- Заключение должно включать оценку произведения: совет прочитать, рекомендация с объяснением своей позиции.
Как писать сочинение-отзыв? Алгоритм написания:
1. Вспоминаем и перечитываем те части и эпизоды книги, которые произвели на вас большее впечатление, отмечая, чем привлекли вас герои книги, почему запомнились те или иные эпизоды. 2. Пишем вступление.Указываем автора, название произведения, рассказываем историю прочтения книги: по совету, по устному или письменному отзыву, выбор книги по обложке и др.), указываем жанр, тему, выражаем основную мысль. 3. Пишем основную часть отзыва. В основной части необходимо отразить вашу оценку прочитанного: каким образом содержание прочитанного повлияло на ваши взгляды, характер, отношение к чтению и т.д. 4. Пишем заключение отзыва. Не забываем, что в начале и концовке отзыва должно проявиться единство вашего высказывания: важно подтвердить мысли, высказанные в начале отзыва: чем обогатила вас книга, над какими проблемами и вопросами заставила задуматься, порекомендуете ли вы прочитать другим эту книгу. 5. Проверяем и переписываем отзыв.
Вспомогательные вопросы для написания отзыва о прочитанной книге:
Почему я выбрал именно эту книгу? Что можно сказать об оформлении книги: об обложке, иллюстрациях? Какова тема и основная мысль произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нём события?
- Какие языковые средства усиливают впечатление от прочитанного?
Кто из героев особенно понравился и почему?
- Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Какова моя общая оценка книги? Чем меня обогатила эта книга, над какими вопросами заставила задуматься? Кому я могу посоветовать прочитать эту книгу? Клише для написания отзыва о прочитанной книге:
- это произведение о …
- особенно понравилось …
- запомнился эпизод …
- автор хотел показать …
- читается легко, …,
- советую прочитать …
Шаблон (клише) для написания отзыва.
Во избежание появления речевых ошибок при написании отзыва можно использовать следующие синонимы и выражения:
- книга (произведение, роман, рассказ, сказка, повесть, история);
- эта книга понравилась (запомнилась, оставила впечатление/яркий след, глубоко тронула, привлекла моё внимание, обратила на себя внимание, впечатлила, взяла за душу);
- интересная книга (увлекательная, захватывающая, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, занимательная);
- автор рассказывает (показывает, описывает, изображает жизнь, представляет, говорит, иллюстрирует, знакомит с проблемами…, очерчивает круг таких вопросов, как…);
- особенно мне нравится главный герой истории (он интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, запоминающийся, колоритный, необычный, тронул меня…);
- эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …;
- читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые, яркие, запоминающиеся) иллюстрации;
- автор пишет простым (доступным) языком.
Вопросы, которые могут помочь при работе
Для того чтобы понять, как писать отзыв о прочитанном произведении, можно попробовать задать себе несколько вопросов.
- О чём рассказано в книге?
- Знаком ли тебе автор, какие еще произведения этого писателя ты читал?
- Основная идея произведения?
- Что больше всего понравилось (отдельные эпизоды, персонажи)?
- Что не понравилось?
- На кого хочется быть похожим из героев?
- Где и в какое время происходит история, описанная в книге?
- Описаны ли в книге какие-нибудь исторические события, необычные природные явления?
- Есть ли какие-нибудь особенности языка книги – необычные выражения, интересные литературные приемы?
- О чём ты задумался после прочтения?
Особенности
Отзыв о рассказе или другом художественном произведении базируется на личном мнении пишущего. Важно не просто показать, понравилось произведение или не понравилось, а доказать свою точку зрения конкретными примерами и собственными рассуждениями.
Отзыв обычно пишется по такому плану: вступление, краткое содержание, главная мысль, собственная позиция, вывод.
Рис. 1. План отзыва о прочитанном произведении.
Пример
Г. Х. Андерсен
«Снежная королева»
Ганс Христиан Андерсен – известный во всем мире сказочник. Его книгами зачитываются дети во всех странах мира. Совсем недавно я прочитал сказку «Снежная королева» и хочу поделиться с вами впечатлением.
Я думаю, что многие уже прочитали эту книгу, или даже смотрели замечательный мультфильм, снятый по мотивам известной сказки.
В истории, которую поведал всему миру Г. Х. Андерсен, речь идет о двух детях – девочке Герде и мальчике Кае. Злая Снежная королева сделала сердце Кая холодным, как лёд, и он стал злым и грубым. Одна Герда верила в то, что ее друг остался таким же хорошим и добрым, как раньше, и нужно только помочь ему вспомнить. Чтобы спасти Кая, маленькая, но храбрая девочка отправляется в опасное путешествие.
Сказка «Снежная королева» учит всех бороться со злом и несправедливостью, всегда приходить на помощь друзьям. Больше всего в книге мне понравилась Герда – она добрая и самоотверженная.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку. Она не только очень интересная, еще в ней показано, как можно победить зло.
Мой отзыв о прочитанной книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Мой отзыв о прочитанной книге
Б. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»
автор отзыва: кадет 6 «Б» класса
Шеин Богдан
Я хочу рассказать вам о книге, которую невозможно читать без слёз на глазах. Она затронет и перевернёт душу любого человека. Это произведение о самоотверженности, мужестве русского лётчика. Перед вами книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Русский советский писатель Борис Николаевич Полевой (1908-1981 г.г.) во время Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) работал военным корреспондентом. За » Повесть о настоящем человеке» автор был награждён Сталинской премией. Эта книга принесла писателю мировую славу.
Жанр произведения — повесть. Она рассказывает потрясающую историю лётчика, который во время Великой Отечественной войны был сбит немецким самолётом, потерпел крушение в лесу, вдали от людей. Лётчик Алексей Мересьев был тяжело ранен и 18 суток полз к своим. Когда он добрался, его отправили в госпиталь, где ампутировали обе ноги. Но благодаря упорству, силе воли пилот научился управлять самолётом с ножными протезами и вернулся в ряды боевых товарищей.
Своим произведением Б. Полевой хотел показать нам, что для настоящего человека нет ничего невозможного в жизни. Алексей Мересьев — человек, восхищающий нас силой духа, сильным характером. Потеряв ноги, он не сдался, а достиг своей цели — сел за штурвал самолёта и продолжал уничтожать фашистских захватчиков с неистовой злобой и ненавистью к ним за себя, за своих погибших друзей, за всех русских людей…
Книга мне очень понравилась. Читается быстро, легко. Потрясающая история! Такие произведения проходят через сердце, душу. Её надо обязательно прочитать каждому! Эта повесть не о настоящем человеке, совсем нет. Она рассказывает нам о настоящих людях. Каждый герой этого произведения — настоящий человек! Начиная с мальчишек, которые нашли Алексея в лесу, деда Михайлы, женщин, живших в землянках, Семёна Воробьёва (комиссара-кавалериста), Григория Гвоздева (обгоревшего танкиста), Стручкова (лётчика, шедшего на таран), Александра Петрова (сержанта, ведомого Мересьева), заканчивая самим Алексеем.Кто-то помогал, кто-то поддерживал, кто-то подстрекал, в хорошем смысле этого слова. Это произведение-не выдумка! Такой человек действительно был, выживал, делал всё, даже невозможное, чтобы над нами сияло мирное небо. Это военный лётчик. Алексей Петрович Маресьев. Историю его жизни описал в своей повести Борис Полевой, изменив фамилию на Мересьев. Больше всего меня заинтересовал главный герой — Алексей Мересьев. Хорошо совершать подвиги, когда у тебя целы и руки, и ноги. А если у тебя, молодого человека, отнимают ноги, вот тогда трудно оставаться в строю и продолжать борьбу. Но Мересьев сжал свою волю в кулак. Он стал тренироваться каждый день, учился вновь ходить на протезах, бегать, даже танцевать. Он хотел встать в строй рядом с теми, кто летает и бьёт врагов в небе. Он достиг своей цели. Наградой была не » Золотая Звезда» Героя Советского Союза, а чувство удовлетворения, что он такой, как и все, с кем он воюет, хотя он и без ног. Я хочу быть, как он. Таким же смелым, решительным, целеустремлённым.
Самый запоминающийся эпизод для меня, когда главный герой сел за штурвал самолёта и полетел. Глаза Мересьева наполнились слезами, он не мог поверить в своё счастье. Но ещё больше был поражён лейтенант Науменко, когда узнал, что у Алексея нет ног. » Родной, да как же? Да ты… ты просто даже не знаешь, какой ты есть человек!» После этого инструктор поверил в Мересьева, и постепенно Алексей вновь стал летать. Ещё много раз он поднимался в воздух на истребителе Ла-5 и без пощады убивал немцев. Безногий лётчик-истребитель в то время — сенсация. Такого ещё не было. Я преклоняюсь перед подвигом этого человека, героя с большой буквы!
«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, как глоток свежего воздуха. Её надо читать обязательно всем и каждому. Высокие идеалы и железные принципы её героев, проявляющих своё великодушие во время Великой Отечественной войны, пробуждают самое доброе и искреннее желание быть таким же настоящим человеком, как Алексей Мересьев. Надо уметь преодолевать трудности, горячо любить свою Родину и быть патриотом.
Отзыв о прочитанном рассказе
Давать оценку рассказу чуть легче, чем полновесной книге. Он меньше, прочитать его можно быстро, а при необходимости перечитать. Так можно уловить какие-то мелкие детали, которые ускользнули при первом знакомстве с текстом.
Принцип написания, структура отзыва о коротком рассказе ничем не отличаются от отзыва на любую другую литературную форму.
Часто также задается вопрос о том, как написать отзыв о произведении, прочитанном летом. Здесь порядок действий остается тем же, однако перед тем, как сесть за работу, стоит освежить воспоминания и хотя бы бегло перечитать книгу.
«Отзыв — жанр самостоятельного высказывания о художественном произведении на основе эмоционального переживания прочитанного, описание настроения, вызванного произведением. Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа».
https://avtor.net/page-id-28027.html
«Отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Отзыв о прочитанной книге — это свободное сочинение».
http://www.pushkinlib.spb.ru/Text/review_70blokada…
ПЛАН НАПИСАНИЯ ОТЗЫВА
1.Вводная часть
Краткая информация о книге (автор, название, жанр).
Информация о том, как произошла встреча с книгой (при каких обстоятельствах вы решили ее прочитать, что послужило толчком для ее чтения).
Ваше мнение о книге (чего вы ожидали от чтения этой книги и оправдались ли ваши ожидания).
2. Основная часть
Тема произведения (о чем рассказывает это произведение).
Место и время действия (где и когда происходят изображенные события).
Герои произведения (кто главные герои, кто из них особенно понравился/запомнился и почему).
Ключевые события (какие места в книге произвели сильное впечатление и почему).
Особенности языка произведения (запомнившиеся фразы, новые слова).
3. Заключительная часть
Основная идея произведения (над какими вопросами книга заставляет задуматься, в чем ценность ее прочтения для вас).
Название книги (почему автор назвал свое произведение именно так, а не иначе)
Приглашение к чтению (кому вы могли бы посоветовать прочитать книгу, каким читателям она может быть интересны).
ПОДСКАЗКИ ДЛЯ ГРАМОТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ
1.Вводная часть
Я бы хотел(а) рассказать о …
Недавно я прочитал(а)…
Эта книга написана в жанре…
Автором этой книги является…
Я ожидал(а), что…
2. Основная часть
В основе сюжета…
Книга повествует о том, как (что)…
В этом произведении рассказывается о…
Действие книги происходит…
Меня удивило…
Мне запомнилось, как…
Главный герой произведения…
Самый интересный момент…
3. Заключительная часть
Прочитанное заставляет задуматься о…
Когда читаешь это произведение, то…
Мне кажется, что автор выбрал такое название для книги, потому что…
Главное открытие, которое я сделал(а)…
Я бы посоветовал прочитать эту книгу тем, кто…
ЧТО ЧИТАТЬ:
Учимся писать отзывы:
http://book-hall.ru/delimsya-opytom/avtorskie-stat…
https://sites.google.com/site/skolareklamyknigi/ko…
https://www.kakprosto.ru/kak-45174-kak-pisat-otzyv…
Правила критических отзывов:
https://school-of-inspiration.ru/kak-napisat-otzyv…
Как написать отзыв о книге (произведении):
http://www.pushkinlib.spb.ru/Text/review_70blokada…
План отзыва о прочитанном произведении:
https://kinoarbat.ru/raznoe-2/kak-delat-otzyv-kak-…
Типы и стили речи:
https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/77-…
Рецензия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%86%D…
Отличие отзыва от рецензии:
https://obrazovaka.ru/question/otlichie-otzyva-ot-…
*СТАТЬЯ НОСИТ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР. ОТЗЫВЫ ПИСАТЬ НЕ НУЖНО.
Тема на форуме : https://www.chitalnya.ru/commentary/20950/
Материал из сети разместила СИрена