Автор: Лев Николаевич Толстой
Название: «Акула»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Опасный случай
Число страниц: 2
Главные герои и их характеристики:
- Два мальчика – резвые, быстрые, неосмотрительные
- Старый артиллерист – отец одного из мальчиков, смелый, умеет быстро действовать в опасных ситуациях
О чем произведение:
Два мальчика едва не погибли из-за своей неосмотрительности. Их спас отец одного из них, старый артиллерист.
Сюжет — краткое содержание:
Была прекрасная погода. Экипаж корабля решил искупаться. Для этого они соорудили специальный бассейн из паруса. Двум мальчикам было тесно, и они решили плавать в открытом море. Отец одного из них, старый артиллерист, отец одного из ребят, наблюдал за ними и любовался сыном. Неожиданно на горизонте появилась акула, которая начала быстро плыть к детям, которые не замечали её до определённого момента. Члены экипажа начали кричать и плыть к ним на лодке, но мальчики были слишком далеко. Тогда артиллерист зарядил пушку, выстрелил и попал в акулу. Дети были спасены.
Понравившийся эпизод:
Конечно, самый напряжённый момент был, когда к мальчикам начала подплывать акула. Я очень переживала за них. Я восхищена старым артиллеристом, который рискнул и спас своего сына и его друга.
План произведения для пересказа:
- Плавание в открытом море
- Акула на горизонте
- Выстрел из пушки
- Мальчики спасены
Главная мысль:
В любой, даже самой опасной ситуации важен контроль над эмоциями, чувствами и хладнокровие.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит действовать в разных ситуациях, уметь брать себя в руки, идти на риск, если терять уже нечего.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Плавание в открытом море ничем хорошим не заканчивается. Мне очень понравился старый артиллерист, который пошёл на риск ради своего ребёнка. Не каждый так смог бы!
Новые слова и выражения:
Фитиль – лента, жгут или шнурок, служащие для горения в осветительных и нагревательных приборах
Ропот – недовольство, протест, выражаемый негромко, не вполне открыто
Пословицы к произведению:
На задорном буяне всегда шкура в изъяне.
Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
Для отважного и палка оружие.
Другие читательские дневники здесь
Читательский дневник по рассказу «Акула» Льва Толстого
Автор: Толстой Лев Николаевич
Название произведения: «Акула»
Число страниц: 1
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: два мальчика, старый артиллерист.
Характеристика главных героев:
Артиллерист — ловкий и меткий. Отец одного мальчика.
Сумел одним выстрелом убить акулу и спасти мальчишек.
Мальчишки — веселились и купались, и даже не слышали, что к ним приближается акула.
Краткое содержание рассказа «Акула»
Корабль стоял у берегов Африки.
Было жарко.
Капитан дал разрешение искупаться.
Два мальчика стали соревноваться и отплыли далеко от корабля.
Матросы увидели акулу и стали кричать мальчикам.
Те не слышали.
Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побелел, когда увидел эту картину.
Мальчики увидели акулу и закричали.
Артиллерист бросился к пушке, выстрелил в акулу и упал, закрыв лицо руками.
Дым рассеялся и раздались радостные крики.
Акула была убита.
Матросы спустили шлюпку и привезли мальчиков.
План рассказа:
- Жара у берегов Африки.
- Купание.
- Появление хищницы.
- Крик над водой.
- Выстрел.
- Вверх жёлтым брюхом.
Детский рисунок-иллюстрация:
Основная мысль быль «Акула»
Главная мысль рассказа в том, что в минуту опасности важно сохранить самообладание, проявить решимость, пойти на риск и не поддаться общей панике.
Основная идея рассказа в том, что в такие моменты человек действует на пределе своих возможностей.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть решительным, смелым, сохранить самообладание в любой ситуации.
Учит находить выход в любых обстоятельствах.
Краткий отзыв к рассказу «Акула» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала сразу о двух вещах.
Прежде всего, меня поразило, как сумел в такой ситуации артиллерист попасть в плывущую акулу из пушки.
Видимо в минуты страшной опасности всё восприятие человека обостряется и позволяет ему действовать на пределе возможностей.
Второе, о чём я подумала, это о безобразном поведении мальчиков.
Они знали, что купание в море может быть опасно.
Но ради игры рисковали жизнью.
Случившееся стало для них важным уроком.
Это очень хороший и удивительный рассказ.
Автору удалось наглядно показать какие страхи таит в себе море и почему на нём нужно соблюдать правила безопасности.
Мне больше всего понравился артиллерист, за его решительный выстрел.
Но когда он сам подбадривал мальчиков, он поступал плохо.
Ему, старому человеку, должно было лучше детей известно то, что море не любит баловства.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, всегда ли мы выполняем простые правила поведения на воде.
Ведь эти правила однажды могут спасти чью-то жизнь.
Пословицы к рассказу:
- Решительность отклоняет опасность
- Не узнав броду, да метнул в воду
- От глупого риска до беды близко.
- Хороша помощь в нужное время.
Словарь неизвестных слов:
- Артиллерист — военнослужащий в артиллерии.
- Хобот пушки — задняя часть орудия, которая упирается в палубу.
- Фитиль — загорающийся шнур для зажигания зарядов.
- Палуба — пол на корабле.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист.
Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Котёнок»
- «Прыжок»
- «Филипок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Лебеди»
- «Отец и сыновья»
- «Волга и Вазуза»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Детство»
- «Булька»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
- Главная
- Детская проза
- ⭐️Лев Толстой
- 📚Акула
- Отзывы на книгу
Отзывы на книгу «Акула»
отзывов и рецензий на книгу
Маленький рассказик ситуация. Сам Лев Николаевич, или его воображаемый персонаж, отдыхал на море где-то возле Африки. Все загорали на палубе, а присутствующие дети плавали в море. Отплыли они слишком далеко. Вдруг с палубы заметили приближающуюся к ним акулу. По акуле жахнули из пушки. Не из большого ума, конечно, потому что могли пострадать дети. Но они не пострадали. Конец.
Рассказ входит в школьную программу. Видимо, читатель George3 в своей рецензии угадал для чего ученикам младших классов нужно его проходить в школе. Исходя из случившегося, персонажи должны были для себя сделать выводы. Дети должны не отплывать далеко, если уж разрешили покупаться, а морякам надо понимать, что палить из пушки с риском задеть детей не стоит. Хотя, опыт показал, жахнули из пушки метко и эффективно, и даже без жертв. Нечего так безответственно заплывать далеко! Мораль сего рассказа должна быть именно такова. Не заплывайте за буйки, дураки! Но никакого вывода автором не предусмотрено. Не было, скорее всего, цели писать этот рассказ в назидание, просто, как я уже сказал, это рассказ ситуация или зарисовка. Но для зарисовки, даже, слишком мало тут текста. Считайте, что Лев Николаевич оставил запись в твиттере) Могу сказать, на моих школьников рассказ не произвел впечатления. В этом нет вины Толстого, его подставили, на мой взгляд.
Первый раз я прочитал этот коротенький, но глубокий по содержанию, рассказ в рамках школьной программы в учебнике по литературе для третьего класса. Потратили мы на него, как помнится, целый учебный час ( тогда он был 45 минут). Сначала нам его задали прочитать на дом, а на уроке учительница задавала вопросы, просила прочитать отрывки из текста, подтверждающие твой ответ на заданный вопрос, спрашивала, что думают другие ученики, вовлекая в процесс весь класс. В результате получалась настоящая дискуссия. А поскольку в классе, как и в школе, были только мальчики, то основные споры велись вокруг того,был ли прав отец одного из мальчиков,сделав выстрел. И уже тогда я понял, насколько велика может быть любовь родителей к своим детям.
Рассказ очень коротенький и написан, наверное, как назидание детям. Автор хотел показать насколько опасной может быть невинная шалость. Кроме этого, Лев Толстой показывает нам насколько родительская любовь может быть обширна. Безусловно, опытный моряк прекрасно осознавал все риски этого выстрела, но он не видел другого выхода. Это был единственный, пусть и очень рискованный шаг.
Прекрасный рассказ, но прочитать просто его мало — с детьми его надо обсуждать, чтобы они сделали выводы.
Мне понравился рассказ «Акула» потому что он очень поучительный. Мальчики в нем забыли про осторожность и тем самым подвергли свои жизни опасности. Если бы не решительность артиллериста, который выстрелил, они бы погибли. Рассказ учит быть осторожным, осмотрительным и внимательным. Учит тому, что опасность может подстерегать в самом спокойном месте и надо проявлять решительность и твердость духа в опасную минуту, не баловаться там, где это запрещено.
Произведение поучительное. Впечатление от описанного в рассказе события, произошедшего во время плавания мальчиков, неоднозначное. Взрослые люди своими действиями допустили опасную для жизни детей ситуацию. Правильным ли был поступок отца? Единственно возможным в тот момент? Не знаю. Хорошо, что трагедии не произошло, все закончилось благополучно.
Вывод: не нужно забывать о бдительности, ведь опасные ситуации могут подстерегать тебя везде, не только на воде. Нельзя паниковать, необходимо собраться с мыслями и принять правильное решение.
Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Акула» — морской офицер, артиллерист. Корабль, на котором он служил, однажды стоял возле африканского берега. Было очень жарко и душно. Капитан корабля разрешил всем купаться. Для этого матросы спустили в морскую воду парус, и получилась купальня. На корабле вместе со всеми плыли два мальчика, один из которых был сыном артиллериста. Мальчикам наскучило плавать в купальне, и они выбрались в открытое море, где стали плавать наперегонки.
С борта корабля с интересом наблюдали за соревнованием мальчиков, пока кто-то не заметил акулу, плывущую прямо к ним. Артиллерист стал кричать ребятам, чтобы они повернули назад, но те не слышали его. Матросы поспешно спустили шлюпку и поплыли на спасение мальчиков, но они не успевали это сделать. Акула подплыла уже совсем близко к ребятам.
Тогда артиллерист подбежал к пушке, навел ее на то место, где плыла акула, и выстрелил. После выстрела он в отчаянии закрыл лицо руками. Все заволокло пороховым дымом и люди с тревогой ждали, когда он рассеется. Прошла минута, дым рассеялся и на палубе раздался всеобщий ликующий крик. Акула была сражена наповал, а шлюпка с мальчиками уже плыла обратно к кораблю. Таково краткое содержание рассказа.
Главный смысл рассказа «Акула» состоит в том, что риск оправдан в тех случаях, когда речь идет о жизни и смерти. Поступок артиллериста был оправданным, не смотря на то, что его выстрел мог попасть в ребят. Но спасти мальчиков другим способом уже было невозможно, и они бы неминуемо погибли. Рассказ учит соблюдению правил безопасности. Капитан корабля не просто так приказал соорудить в море купальню из паруса, он сделал это для обеспечения безопасности купающихся. Если бы мальчики не нарушили правила купания и не выбрались в открытое море, то артиллеристу бы не пришлось идти на такие рискованные действия.
В рассказе «Акула» мне понравился главный герой, офицер-артиллерист, который, увидев опасность, грозящую его сыну, не стал паниковать, а действовал хладнокровно и обдуманно. Да, он рисковал жизнями мальчиков, но у него не было другого выхода.
Какие пословицы подходят к рассказу Л.Н.Толстого «Акула»?
Не испытав броду, да по уши в воду.
От умного риска до победы близко.
Хороша помощь, оказанная вовремя.
Толстой Л., рассказ «Акула»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Акула» и их характеристика
- Мальчики. Два молодых и безрассудных пацаненка, которые забыли про осторожность. Азартные и легкомысленные.
- Старый артиллерист. Отец одного мальчика. Решительный, отважный, смелый.
План пересказа рассказа «Акула»
- Жара у берегов Африки
- Купание в парусе
- Соревнование мальчишек
- Поддержка отца
- Акула
- Паника на корабле
- Пронзительный визг
- Выстрел
- Спасение мальчиков
Кратчайшее содержание рассказа «Акула» для читательского дневника в 6 предложений
- Корабль стоял на якоре у берегов Африки, когда капитан разрешил всем купаться
- Два мальчика не стали купаться в парусе, а устроили гонку вокруг корабля
- К ним приближалась акула и все на корабле перепугались
- Мальчики бросились врассыпную и завизжали от страха
- Старый артиллерист выстрелил по акуле и все застлал дым
- Акула была убита, а мальчики спасены.
Главная мысль рассказа «Акула»
Никогда нельзя забывать об осторожности и осмотрительности.
Чему учит рассказ «Акула»
Рассказ учит быть осторожным, осмотрительным, внимательным и предусмотрительным. Учит тому, что опасность может подстерегать в самом спокойном месте. Учит проявлять решительность и твердость духа в опасную минуту. Учит не баловаться там, где это запрещено.
Отзыв на рассказ «Акула»
Мне понравился рассказ «Акула» потому что он очень поучительный. Мальчики в нем забыли про осторожность и тем самым подвергли свои жизни опасности. Если бы не решительность артиллериста, который выстрелил, они бы погибли. А для артиллериста, отца одного мальчика, этот выстрел стал страшным испытанием, ведь он мог попасть в своего сына.
Пословицы к рассказу «Акула»
Осторожность головной боли не причиняет.
Берегись козла спереди, коня сзади.
Баловство до добра не доводит.
Лучше выстрелить, чем остаться лежать.
Риск — благородное дело.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Акула»:
Корабль стоял на якоре у берегов Африки. Погода была очень жаркой и капитан разрешил матросам купаться.
Матросы спустили в воду парус, натянули его и привязали к кораблю. В этом парусе они и купались.
На корабле плыли два мальчика. Они тоже полезли купаться, но в парусе им было тесно, и они поплыли в открытое море. Они устроили в воде гонку до бочонка, которым отмечалась веревка с якорем.
Один мальчик сперва плыл впереди, но потом стал отставать и его отец, старый артиллерист, крикнул ему, чтобы он поднажал.
В этой время, с другой стороны раздался испуганный крик: «Акула!» Мальчики не слышали его и продолжали весело плыть вперед. Старый артиллерист побледнел как полотно и не отрываясь смотрел на мальчиков.
Матросы спустили лодку и помчались на веслах на выручку, но лодка была далеко, а акула метрах в двадцати от мальчишек.
И тут один из них обернулся и увидел акулу. Мальчики поплыли в разные стороны, а над морем полетел пронзительный визг.
Этот визг словно разбудил артиллериста. Он бросился к пушке, стремительно развернул ее в море, прицелился в акулу и поднес фитиль. Раздался выстрел и артиллерист упал на палубу закрыв лицо руками. Сизый дым закрыл мальчиков и акулу, а когда он рассеялся, со всех сторон раздался восторженный крик.
На волнах покачивалась развороченное брюхо акулы.
А мальчиков скоро забрала лодка.
Ответы на вопросы к рассказу «Акула»:
- Почему мальчики оказались в открытом море? — Им было тесно в купальне и хотелось посоревноваться.
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына? Когда его охватил страх? — Артиллерист одобрял забавы, пока не появилась акула. Тогда он испугался.
- Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией? — Причина — их легкомыслие и неосторожность.
- Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что в нем тебе нравится? — Он решительный и смелый. Он рискнул выстрелить, зная, что может убить сына. Но он предпочел самому убить сына, чем дать его съесть акуле.
- Почему рассказ назван «Акула»? Можно ли дать другое название? — Акула — символ рока, судьбы, трагедии. Но можно было назвать рассказ и менее символично, например «Баловство в открытом море», или «Отец и сын».