Отзыв на рассказ недоросль

Недоросль — увлекательная пьеса так называемая комедия в пяти действиях , и в наши дни не теряет своей актуальности.
Лёгкая к прочтению пьеса может научить юное поколение , что нужно стремиться за знаниями. Очень понравилась часть где Стародум разказывает о своей жизни. Из его диалогов можно вычленить умные мысли.
Рекомендую к прочтению ???

«Доросли» ли вы до «Недоросля»?

Фонвизина могут читать даже младшие школьники — как вариант сказки о Золушке. Тут есть и бедная кроткая девушка, которую притесняет злая мачеха (в данном случае дальняя родственница госпожа Простакова), и добрый богатый дядюшка, который появляется внезапно, на манер феи-крестной, и устраивает судьбу своей протеже как по мановению волшебной палочки: превращает бесприданницу в богатую невесту и фактически отправляет на бал, выдавая замуж за принца — красавчика-офицера Милона.

Тем, у кого есть дети, полезно почитать Фонвизина как комедию воспитания, и задуматься над вопросом, когда и какой ценой разрывается патологический симбиоз матери и взрослого сына. Почему недовольное: «Отвяжись, матушка, как навязалась» вот уже третье столетие не выходит из топ-10 фраз, которые родители слышат чаще всего?

И наконец, тех, кто предпочел карьеру семейным радостям, а сейчас подводит грустные итоги, утешит афоризм Стародума: «Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану»

Садисты, абьюзеры и зоофилы в одной отдельно взятой усадьбе

Люблю эту комедию из-за ее невероятной актуальности.

Если перенести действие из провинциальной помещичьей усадьбы 80-х годов XVIII столетия в какой-нибудь современный офис или семью, умученную ипотекой, мы столкнемся с хорошо знакомыми типажами.

Грубая и невежественная барыня-самодурша госпожа Простакова, которая часа не может продышать, чтобы не разбранить кого-нибудь, превратится в начальницу отдела, а в недалеком ее братце, увлеченном исключительно свиньями, можно узнать и самого директора. Муж-подкаблучник, который во всем подчинен жене и не понимает, широк или узок кафтан, вздыхая: «При твоих глазах мои ничего не видят», — типаж еще более распространенный, а уж дядюшка Вавила Фалалеич, разбивший с перепоя каменные ворота лбом, есть у каждого.

Причем комедия «Недоросль» — комедия классицистская, а это значит, что из противоречивого реального мира мы переносимся в мир контрастный и четкий, где у каждого героя гротескным образом подчеркнута какая-то одна черта (обратите внимание на говорящие фамилии).

Отрицательные персонажи действуют грубо, говорят прямолинейно и сочно, а самое приятное, никогда не лицемерят. Если уж обобрали крестьян до нитки, то прямо об этом и заявляют, сокрушаясь, что не могут взять больше, а не рассказывают, подобно современным господам, как они сочувствуют бедному люду.

Придворная жизнь тоже мало изменилась за три столетия. Там по-прежнему «все объезжают крюком, надеясь доехать побыстрее», и диссидент Стародум, который не приравнивает наличные деньги к наличным достоинствам, устав отираться в «чужой передней», бросил придворную службу и уехал сколачивать состояние в Сибирь.

Мечты о «просвещенном государе», которыми делятся друг с другом положительные герои, остались лишь мечтами, и все идет по-старому: сильные чувствуют себя безнаказанными, издеваясь над слабыми, а кому на Руси жить хорошо — вопрос открытый, ведь даже верховный правитель занят «одним чувством, одною боязнию: рано или поздно сверзиться. Скажи, мой друг, счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?»

На этом фоне счастливее остальных выглядит собственно «недоросль» Митрофанушка. Он неглуп от природы, достаточно вспомнить, как остроумно он отвечает на вопрос: «Какое имя дверь: существительное или прилагательное?» Дверь, по мнению Митрофана, прилагательное, поскольку она «приложена к своему месту», а вот та, что у чулана стоит не навешана , «та покамест существительна».

Помимо находчивости, у Митрофана есть все необходимые качества для того, чтобы добиться успеха: он ни с кем не церемонится, думает только о себе, льнет к матушке, чувствуя ее силу, и тут же отворачивается от нее, когда она теряет власть. Судя по тому, как ловко он ловит руку дядюшки для поцелуя, памятуя про десятитысячное приданое, карьерные перспективы у Митрофана самые радужные.

В финале, как полагается в классической комедии, положительные герои торжествуют, а отрицательные наказаны. Правительственный чиновник с говорящей фамилией Правдин повергает злодеев ниц, отбирая у «злонравной фурии» имение, а упрямого ее братца отправляя «к свиньям».

В жизни, конечно, все было бы иначе. Простакова откупилась бы взяткой и продолжила тиранить всех вокруг, «задавая таску» и «зорю канальям своим людям». За Софью заступиться некому и, если бы не приезд богатого дядюшки, ходить ей в женах зоофила Тараса Скотинина, надеясь, что тот не только для каждой свинки соорудит «клевок особливый», но и жене найдет «светелку».

Но литература и хороша тем, что подсказывает жизни правильную развязку, а разница между читателем XVIII века и читателем современным только в одном: нам жалко отрицательных персонажей, на которыми публика времен Фонвизина лишь потешалась.

Прикрепляю фото внешнего вида и страниц для ознакомления. В этой серии качественные книги

В этой книге представлено 2 сочинения и критика Фонвизина.
Думаю, «Недоросль» — бессмертное произведение. Оно актуально и в наши дни. Полагаю, эту комедию стоит ценить не только за мастерски поставленную общественно- политическую проблематику, но и за чрезвычайно яркие образы, живость диалога, юмор, многие быстро вошедшие в пословицу цитаты («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Обязательно прочитайте это произведение! Обратимся ко 2 сочинению.
Герои «Бригадира» известны своим волокитством. Стоит упомянуть об иронии Дениса Ивановича, которая наблюдается на каждой странице. Например:
Сын. Париж понравился мне, во-первых, тем, что всякий отличается в нём своими достоинствами.
Бригадир. Постой, постой, Иван! Ежели это правда, то как же ты понравился Парижу?
Издание мне очень понравилось. Такой формат, мне кажется, благоприятен для чтения. Размер шрифта удобен.

Издание далеко не самое лучшее. Но зато дешевое. Для чтения подростком — наверное, на 1 раз: бумага тонкая, газетная, книга склееная, небольшого формата типа «покет бук», но толстая, поэтому читатель неизбежно будет «разворачивать» ее и страницы начнут отклеиваться. Мне как взрослому такой формат показался очень неудобным для чтения.

Фото внешнего вида книги, содержания и тонкости бумаги.

Одна из любимих книг моего детства.Может быть по этому я вырос эгоистом.Советую к прочтению.

Данная книга — это сборник,который состоит из двух произведений Д.И.Фонвизина,а также включает в себя критику автора,непосредственно от таких известных людей,как Гоголь,Ключевский и тд. На мой взгляд,это очень здорово,что издательство подготовило такой интересный набор в данной книге. Я с большим удовольствием прочитал критику,открыв для себя новых,интересных критиков.

Что касается произведений Фонвизина,в сборнике находится программное произведение «Недоросль«,а также менее известное «Бригадир»,на мой взгляд,несправедливо недооцененное. Так что,если вы хотите приобрести себе пьесу «Недоросль» для школьной программыподготовки к ЕГЭили просто коллекции,то обязательно не упускайте входящие в этот сборник рукописи.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Отзыв на произведение Недоросль

Отзыв на комедию Фонвизина Недоросль

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.

Главная героиня госпожа Простакова невежественная и жестокая дама. Она любит командовать. Муж господин Простаков безвольный человек. Боится выразить своё мнение. Всегда соглашается с мнением жены. Поддакивает ей, когда решается судьба их племянницы Софьи. Выразив своё мнение по поводу сшитого для сына кафтана, и услышав брань в свою сторону от жены, мнение своё меняет.

Единственный человек которого самозабвенно любит г-жа Простакова — её сын Митрофан. Для него она готова на всё. Однако она не воспитывает сына в том смысле, каком это принято понимать. Для Простаковой важно, чтобы Митрофанушка был сыт и здоров. А остальное ему не нужно. Даже учителей она нанимает только потому, что так требует нынешний век. Но это только для вида. Простаковы платят учителю Немецкой национальности, чтобы тот учил его французскому. На мой взгляд, это один из самых комичных моментов пьесы. Кроме того господин Адам Адамович Вральман был приставлен к Митрофанушке, чтобы следить за его бездельем, а не изучать всякие науки. Вральману даже за это платили больше чем другим двоим учителям. В результате Митрофанушка с трудом мог сложить 1 +1. Дверь для него была как прилагательным, так и существительным в зависимости от расположения в доме. А про науку географию Митрофанушка вообще и не слышал. Да и не нужна была ему география. Ведь есть извозчик. «Куда надо, туда и отвезёт»- сказала госпожа Простакова Правдину и всем собравшимся.

Также в пьесе поднимаются вопросы корысти. Госпожа Простакова и её брат Скотинин корыстные люди. Скотинин свою корысть проявляет уже в самом начале комедии. Он хочет жениться на Софье. Но не потому, что любит её, а лишь затем, чтобы владеть Софьиными свиньями. Свиней он любит больше всего на свете.

Госпожа Простакова открывает свою корыстность после того, как узнаёт, что Софья становится обладательницей десяти тысяч. Она сразу же меняет своё отношение к племяннице. Становится ласковой, хотя прежде была груба. Госпожа Простакова мечтает выдать Софью замуж за своего сыночка. Хотя до того момента была готова отдать её за брата. Начинается борьба между Скотининым и Простаковой. Каждый из них пытается выслужиться перед дядюшкой Стародумом. Получается как в известной пословице «всяк кулик своё болото хвалит».

К положительным героям пьесы относятся дядюшка Стародум, племянница Софья, её жених Милон и друг Стародума Правдин. Это умные и добросердечные люди. Они говорят правильные вещи о жизни и учении. Автор противопоставляет невежественным и безграмотным, а местами и глупым Скотинину и семье Простаковых.

Тем не менее, всё в комедии заканчивается хорошо. Жестокость и корыстолюбие наказано. Учёность, добродетель и мягкосердечность вознаграждены. Герои, которых обижали счастливы.

Госпожа Простакова получила плод своих трудов в виде грубости от сына. В ответ на её фразу: «один ты у меня остался Митрофанушка!» он сказал, чтобы матушка от него отвязалась. А то ведь навязалась.

На мой взгляд, комедия «Недоросль» очень поучительная. Но есть языковые сложности. Просторечный язык госпожи Простаковой и умные речи Стародума и Правдина, порой затрудняют восприятие. Зато это заставляет читать комедию вдумчиво.

2 вариант

Большое количество гениальных литераторов родила русская земля. Они подарили нам, современным читателям, массу шедевральных произведений, которые поднимают важные темы и заставляют пересмотреть свое отношение к жизни. Одним из таких произведений является комедия под названием «Недоросль», которая принадлежит перу известного драматурга и политического деятеля Дениса Ивановича Фонвизина.

В название произведения вынесено слово «недоросль». Но что оно обозначает и от чего происходит? Недорослями во времена Фонвизина называли молодых людей из дворянских семей, которые были необразованные и не хотели учиться. Таковым и является главный герой Митрофанушка.

Работа над произведением была начата в 1778 году, а окончательно закончена через четыре года. Примечательным является тот факт, что каждый из героев имеет говорящую фамилию, характеризующую его характер.

Воспитание любви к образованию и просветлению у молодого поколения – вот основная тема произведения. Так же автор хотел показать в смешном и нелепом свете молодых и необразованных людей, то как забавно они смотрятся.

Также в пьесе подняты многие социальные вопросы, касающиеся изданного недавно Петром Первым указа о запрете на женитьбу и службу недорослей. Молодых и ленивых дворян это должно было как-то смотивировать к тому, чтобы они начали грызть гранит науки.

В центре всех событий находится семья Простаковых. Они издавна являются дворянами, гордятся своим положением в обществе и титулом. Кроме этого они ничего не видят и не замечают. В самом деле жадность и горделивость, самодовольство закрывает им глава на понимание того, что их глупому сынишке Митрофанушке просто необходимо учиться, чтобы стать достойным человеком. Поднимается тема семьи. Фонвизин доносит к читателю мысль, что общество, в котором воспитывается человек, максимально влияет на формирование его личности в дальнейшем. Пример – Митрофанушка, окруженный тупыми людьми, у которых на уме только богатство. Такой же он и вырастет и это большая проблема во многих семьях. Вот что хотел сказать автор.

К сожалению, Митрофанушку можно считать лицом многих современных детишек, которые также не желают учиться, но права свои качают.

Также читают:

Картинка к сочинению Отзыв на произведение Недоросль

Отзыв на произведение Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Любовь это счастье

    Любовь многих сводит с ума, доводит до плохих поступков, иногда люди от нее очень страдают, но все-таки, я считаю, что любовь — это счастье.

  • «Вся Россия наш сад!» — сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»

    Антон Павлович Чехов издал своё последнее произведение пьесу «Вишневый сад» в 1903 году, а уже в середине января следующего года в Московском художественном театре состоялась ее премьера. Антон Павлович

  • Образ мещанина во дворянстве

    Стоит сказать, что в образе мещанина показан центральный герой в комедийном произведении, которое написал Мольер. С одной стороны, можно заметить, что герой обладает качествами тщеславия и гордыни, а с другой стороны

  • Сочинение Как экономить воду

    Вода – это основополагающий ресурс, поддерживающий биологические процессы в организме живых существ. С детства нам известно, что человек способен прожить без жидкости не более шести дней

  • Сочинение Дружба в моей жизни

    По сей день у слова «дружба» нет определенного понятия. Сотню лет назад во имя дружбы шли сражаться или погибать. Охарактеризовать одним предложением дружбу не выйдет.

  • Бурный восторг, перешедший в тихое недоумение…

    Первые две книги цикла «Уникумы Вселенной» были для меня откровением. Юрию Ивановичу удалось создать оригинальную, продуманную и очень интересную историю.

  • Ольга Милая аватар

    Это далеко не про химию. Это книга о жизни.

    Доброго времени суток, дорогие читатели! Недавно попалась вот такая книжка мне в руки. Заинтересовало название, но книга не про химии и стало очень интересно. По сути это биография молодого парня и его мысли. Автор использует много повседневного жаргона, порой мат.

  • vladawombat аватар

    Неожиданно порадовавшая книга!

    Расскажу -ка я про книги.Давно собиралась. Я люблю почитать в свободное время и хоть использую частенько ,,электрическую,, книгу, приятнее держать в руках изделие из свежеотпечатанной бумаги и глянцевого картона с запахом типографской краски.

  • Арьята аватар

    «Иная Россия — Пламя клинка» Дениса Чекалова — книга в стиле «гоблина»! Книга, которая разочаровала меня с самых первых страниц. Любителям фэнтези с захватывющим сюжетов посвящается: пройдите мимо!+++ФОТО

    Распродажи на озоне до добра не доводят.Совсем недавно была скидка на весь раздел фэнтези и фантастики, поэтому я заказала несколько книг, «купившись» на их описание. Что из этого вышло- читаем ниже.   Вообще, читать я люблю.

  • Lystik аватар

    Отличный детектив для ценителей черного юмора)

    «Денежки дважды имеют значение», или в оригинале «Two for the Dough» — вторая книга Джанет Иванович из серии про Стефани Плам. Первая часть наверняка многим известна, так как по ней снят фильм (Название «One for the money» трансформировалась в «Очень опасная штучка» — богатая фантазия у наших…

  • Userша аватар

    Баллада о любви

    По совету подруги прочла очень необычный для меня рассказ в современном жанре «контркультура» [ссылка]   Описание мне понравилось: Зачастую единственная возможность вырваться из реальности, что тебя окружает, — порвать порочный круг.

  • dimur.thefirst аватар

    Образец плохой фантастики, легкая и глуповатая книга на один вечер

    Вы уже в курсе, что мой любимый литературный жанр — это фантастика? Я очень люблю книги Алексея Пехова, будь то «Искра и Ветер» или «Хроники Сиалы» или Виталия Зыкова ( «Безымянный раб» ) или даже Алекса Коша, с его «Огненным патрулем» .

  • Tati2309 аватар

    Чему же учит рассказ «Белый пудель»?

    Замечательный рассказ написал Александр Иванович Куприн под названием «Белый пудель». Как хорошо что он включен в школьную программу. В этом рассказе Куприн сопоставил две разные жизни, два разных воспитания.

  • ††Ищущи醆 аватар

    – Что Марс делает с людьми! – тихо произнесла она. – Примерно то же, что люди с Марсом, – ответил я, – они хотели переделать его, а в результате он переделывает их.

    Денис Ватутин стал для меня очередной находкой, чья книга досталась нам бесплатно благодаря акции «Лабиринта». Да. мы практикуем с женой подобные эксперимента в виде «вытащи бесплатную книгу» и удивись прочитанному. Изредка бывают конкретные книги, которые мы действительно хотели.

  • nutamas аватар

    Когда я прочитала четверть книги и поняла о чем она — захотелось бросить и никогда не возвращаться. Но потом любопытство взяло верх.

    В какой-то момент эта книга стала такой популярной, что ее было сложно купить. Я почитала отзывы на Айреке и они были достаточно неоднозначны. А потом Читай-город прислал рассылку с хорошей скидкой на эту книгу и я ее спонтанно заказала.

  • Tatyana0721 аватар

    Тот самый случай, когда многие, читая книгу, видят то, что должны были увидеть еще на экране телевизора… Или ответ на вопрос: «Почему столько негативных отзывов»? Абьюз, пошлость, грубость — жизнь, как она есть

    Добрый день, уважаемые читатели! Кто из нас не смотрел фильм «Москва слезам не верит»? Ведь уже одно название стоит знакомства с этой шедевральной экранизацией…

  • Jul.G. аватар

    Гарри Поттер — Мальчик, Который Писается в штанишки. Спасибо, Джо, именно этого мы и ожидали от восьмой книги серии! Перевод «Росмэн» не смог сгладить впечатления от книги, но он хотя бы не раздражал…

    Никогда не писала отзывов на книги, да и на эту, честно говоря, тоже не собиралась. Но, прочитав ее, не могу не высказаться — слишком неоднозначное у меня сложилось впечатление.

  • Анна Сатурния аватар

    Что будет в результате сношения с собакой или свиньей, нелегального аборта с помощью военной катапульты и дегустации многовековой мертвечины. Воспоминания советского судмедэксперта. Шок-контент и чернуха, которая затягивает с первой страницы

    Предисловие Тема смерти будоражила меня с самого юного возраста. Даже в детстве, когда мои ровесники проявляли естественную любознательность в вопросах, откуда люди появляются на свет, меня почему-то больше интересовало, как они этот бренный мир покидают, и что происходит с душой и телом после…

  • OksSol аватар

    Новинка от Вячеслава Праха. «Мы не можем знать, о чувствах и силе переживания другого человека. Насколько ему больно или не больно. Мы больше сосредоточены на собственных чувствах»

    Вячеслав Прах тоже из тех писателей, чьи книги я готова читать не переставая. (отзыв есть только один, поскольку до некоторого момента не писала отзывы, а сейчас хочу делиться с вами своими ощущениями от прочитанной книги, или же от новой освежающей маски, или от шампуня).

  • Агент Провокатор аватар

    Тихий дон: 1728 страницы моей ненависти к персонажам

    Если меня спросят, какое литературное произведение на меня наводит ужас? Я отвечу: «Тихий дом». Долгое время я говорила, что «Тихий Дон» мое самое нелюбимое произведение. Но повзрослев я поняла, что это не совсем так. Роман вызвал во мне отвращение к людям-героям книги.

  • Лика Терещенко. аватар

    «У меня есть дома такая страшная книжка, я её даже днем боюсь читать, называется — Кладбище домашних животных», — подслушала я давным давно разговор моих одноклассниц в школьной библиотеке, и вот, наконец, сама добралась до этой «страшной книжки»))

    Всем привет)) Много лет назад я, выбирая книжку в школьной библиотеке, подслушала разговор моих одноклассниц. Они говорили об ужастиках и с разных книгах, одна из них сказала следующую фразу: «Ты знаешь, у меня дома есть такая страшная книжка, называется — «Кладбище домашних животных».

  • Uchiha IR аватар

    Какой же это кринж… Кто ж знал, что 11 минут — именно про ЭТО 🐔

    Захотелось поностальгировать и вспомнить свой 2007 2009, который был наполнен субкультурой ванилек: кофточки с «Я лав NY», томные взгляды в окно, сигареты Кисс под чашку кофе и, конечно же, томик Коэльо, куда без него. Он меня и привлек.

  • La_Sirene аватар

    Настоящие сказки братьев Гримм без цензуры. Что было в оригинале Красной Шапочки? Самые страшные и зловещие сказки братьев Гримм по версии ребёнка

    Как только я увидела, что в России впервые изданы неадаптированные сказки братьев Гримм, да еще и ПОЛНОЕ их собрание, то поняла, что просто обязана иметь в коллекции эту книгу.     Вы только посмотрите на аннотацию! Жуть как интересно.

  • Lapatusik86 аватар

    Кошмар можно выдержать, пока ему просто покоряешься, но он убивает, если размышлять о нём.© Почему я начала читать книгу о войне именно во время войны? Что могу сказать сейчас?

    Здравствуйте!   Честно говоря, я не хотела и боялась писать этот отзыв. Написать абстрагированно и опосредованно я, наверное, не смогу, а возить опять тему и писать о восьми годах не хочется. Поэтому я изо всех сил постараюсь не касаться того, что происходит и рассказывать только о книге.

написала рецензию10 августа 2022 11:47

НедоросльДенис Фонвизин

Небольшая предыстория:

Название меня очень привлекло и решилась я на прочтение. А потом узнала, что это пьеса. Пьесы я читала не так уж и много раз, но эти опыты были неудачными. И лишь благодаря этой книге я поняла, что пьесы могут быть интересны и несложны. Когда я только собралась читать, то подумала, что будет как у Мольера в пьесе «Мещанин во дворянстве», в отличие о того творения, это было ненудно и легко.

Об авторе:

Денис Фонвизин – не только великий русский автор, но и переводчик, драматург, публицист, а также секретарь главы русской дипломатии Никиты Панина. Создатель бытовой комедии в эпоху русского классицизма. Прославился благодаря произведению «Недоросль»

О произведении:

«Недоросль» — пьеса-комедия, написанная в 1782 году. Она повествует об избалованном шестнадцатилетнем юноше, который хочет жениться, но не желает учиться.

Впечатления. В данном произведении я нашла только плюсы, но что-то все же не так, что-то что мешает поставить мне высшую оценку. Может оно просто не запало мне в душу для высшей оценки. Но сейчас не об этом, а о достоинствах книги:

Занимательный сюжет и события. Произведение, которое показало мне, что пьеса – прекрасный жанр, если найти свое творение. Комедию не всегда можно хорошо написать, но Фонвизин явно справился с этой задачей. Обычно пьеса читается не очень просто, и не всегда интересно, но слог у автора замечательный и увлекательный, поэтому книга читается отнюдь не сложно. Не забуду отметить справедливую концовку, что очень важно, ведь как в творчестве, так и в жизни важно знать, что справедливость всегда восторжествует. Но есть небольшой фрагмент, который я не очень поняла (НЕБОЛЬШОЙ СПОЙЛЕР: Митрофанушку в финале взяли на службу, но как по мне он достоин такой же участи как и Господа Простаковы, но это уже вопрос к автору). Хорошее произведение не может быть без важной темы и проблематики. В пьесе «Недоросль» поднимается такая тема, как необходимость образования для дворян, и их воспитание (что понятно по названию). А проблематикой является невежество из-за которого страдает не только сам человек, но и люди вокруг. Пришло время поговорить про персонажей. Здесь явно виданы положительные и отрицательные персонажи, да и их фамилии смогут о многом сказать (Простаковы, Скотинин, Стародум… я думаю. Тут все понятно)

Барабанная дробь:

В заключение хочу сказать, что прочесть произведение необходимо. И если вы не любите пьесы, то эта возможна изменит ваше мнение о данном жанре. Приятного прочтения!

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий

написала рецензию31 октября 2021 0:05

НедоросльДенис Фонвизин

#школа_октябрь_1

Весьма современная пьеса. Весьма. В юности воспринималась совсем иначе, признаться, линия Стародума совсем прошла мимо, запомнились уроки Митрофанушки и больше ничего.

Сейчас эта пьеса очень напомнила мне «Мещанина во дворянстве» Мольера. Но это не плагиат, несмотря на то, что пьеса Мольера вышла почти на век раньше. Дело в том, что и там, и там есть сцены «учения», в которых главные герои ведут себя сходно. А почему? Господа Журдены вырастают из Митрофанушек.

Проблемы в пьесах сходные — невежество, любовь к чинам, воспитание. У Мольера всё, конечно, поизящнее, переводы гораздо легче, да и юмор, чего скрывать, острее и веселее. У Фонвизина бывает нудновато, особенно рассуждения Стародума (там всё хорошо, но затянуто очень и очень, да и сцены построены искусственно в угоду принципам классицизма).

Но к «Недорослю». Зеркало ведь. Люди, не знающие любви, не знающие уважения просто не смогут научить этому ребёнка. Люди, не понимающие, зачем «еография», не способны никого развить. Простаковы ведь не старые. Для интереса спросила детей, сколько лет Простаковой (нигде нет намёка на возраст). Говорят, 60-65. А ей немного за тридцать ведь. И во что она превращена? Автор не смеётся ни над Простаковыми, ни над Скотиниными, он на них негодует. И печалятся.

Над Митрофаном смеётся. Почему? Да его ещё можно изменить. Немножечко. Да, я идеалист.

Но мне в этот раз интереснее были учителя. Это же две концепции преподавания. Кутейкин учит, берёт деньги за то, что вкладывается, но отсутствие результата его не тревожит. Цыферкин учить, но деньги брать отказывается, потому что, как сам объясняет, «он ничего от меня не перенял». Кутейкин — семинарист, Цыферкин — отставной сержант (вот вам и социальная подоплёка). Но они не учителя в списке действующих лиц. А учителем там указан тот, от кого Митрофан перенял много, — Вральман. Это хорошо.

Советую читать всем, кто способен увидеть за сложноватым старинным слогом нынешний день. Приятным путешествие не будет, зато точно будет, о чём подумать.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий

написала рецензию3 октября 2019 15:41

НедоросльДенис Фонвизин

#книжный_марафон

Последний раз читала «Недоросль» ещё в школе, теперь решила освежить впечатления. И эта пьеса для меня по-прежнему одна из самых любимых! Как же остёр на язык был Фонвизин! Невероятно искусно он передаёт быт не слишком умных дворян, их привычки, стиль речи, тонко, а порой и явно, высмеивает их невежество. Несмотря на то, что пьеса написана в 18 веке, многое из происходящего в ней актуально по сей день.

Итак, мы знакомимся с семейством дворян Простаковых, которые, особенно мать, души не чают в своём 16-летнем сыне Митрофане. А Митрофанушка-то и кушать не желает, подумаешь, всего «солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть». А тут ещё и над ученьем голову поломать приходится! Ведь нынче время такое, без образования никуда. Но Митрофанушка молодец, всего лишь третий год над дробями бьётся, уж какое блестящее будущее его ждёт! Да вот неувязка: не хочет молодой человек учиться, как и положено примерному дворянину, а хочет жениться, вот и предстоит Простаковым подыскать сыну достойную невесту, да чтоб приданое у неё в большом размере имелось. Ну а на такого молодца как не посмотреть? Только свистни, куча невест понабежит!

Чтением этой комедии я действительно наслаждалась, не часто у писателя получается рассмешить меня до слёз. Но в то же время пьеса наполнена мудрыми замечаниями (например, рассуждения Стародума), которые делают её поучительной.

Можно сказать, герои делятся на два лагеря: отрицательные (глупые, необразованные, жестокие, грубые) и положительные (умные, интеллигентные, благородные). К первым относятся, например, Простаковы, Митрофан, Скотинин, а ко вторым — Софья, её дядюшка Стародум, Правдин, Милон. На их противостоянии создаётся интрига, хотя, конечно, понятно, какая сторона одержит верх.

Очень рада, что смогла перечитать «Недоросль» и вновь испытать те же яркие эмоции! Для меня классика никогда не устареет.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий

написал рецензию28 апреля 2016 22:39

НедоросльДенис Фонвизин

«Недоросль» — это одна из моих любимейших комедий русских классиков. Написанное Денисом Фонвизиным в 1781 году произведение не теряет своей ценности и в наше время, потому что проблемы, выявленные в нём, актуальны во все времена.

Во-первых, комедия увлекает своей динамичностью — я проглотил её буквально за один вечер. Это, несомненно, большая заслуга Фонвизина.
Во-вторых, «Недоросль» привлекает простотой своих героев, характер которых можно уяснить просто из фамилий: Простаков, Скотинин, Правдин и т.д.
И в-третьих, возможность задуматься о таких проблемах как крепостное право, истинное благородство и отвага, на таких простых примерах, понятных каждому.

Как понятно из названия, в комедии отведено место и для недорослей — молодых дворянинов, не получивших письменного подтверждения о полученном образовании. К сожалению, таких Митрофанушек и в наше время полным-полно, и с этим точно что-то надо делать.
Также мне очень понравился стиль письма автора. Сначала было непривычно читать, восемнадцатый век, всё-таки, но потом стало понятно, что не будь стиль написания таким, какой он есть, не было бы и, в принципе, «Недоросля»: пропал бы тот особый шарм.

Таким образом, я считаю, что с этим произведения нужно ознакомиться каждому, и каждый вынесет из него что-то своё, что-то, что определённо пойдёт ему на пользу. Один вечер в уютной постели того стоит.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Добавить комментарий

написала рецензию15 февраля 2015 17:22

написала рецензию29 сентября 2014 10:43

НедоросльДенис Фонвизин

Потрясающая комедия! Фонвизин поднимает очень много проблем. Основные проблемы — это проблема жестокого обращения помещиков к крестьянам и проблема воспитания и образования молодых людей, столь важная и в наше время.
Более того, автор на примере своих героев четко показывает каким человеком надо быть и каким быть не стоит.

Митрофанушка — главный герой. Он невежда, лежебока и маменькин сынок, у него полностью отсутствует хоть какая-нибудь цель в жизни. С образом Митрофана в пьесе и связана важная для просветительской литературы идея воспитания. На образе Митрофана автор учит нас тому, что не надо халатно относиться к учебе, как это делает наш «недоросль». Его «познания» в арифметике или грамматике вызывают чувство смеха. «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна», «Нуль да нуль — нуль. Один да один… (Задумался).
Так же Митрофан был ужасным грубияном, особенно это хорошо видно по его отношению к другим героям пьесы. Няню, которая воспитывала его, которая пыталась научить его хоть чему-нибудь он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать». И даже к матери, которая любила его слепой материнской любовью, он был равнодушен, «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Г-жа Простакова — мать Митрофанушки, очень яркая представительницей класса помещиков. Она делает жизнь в доме невыносимой, из-за нее в семье господствует деспотизм и жестокость. Эта помещица уверена, что она обладает полной властью над слугами и крестьянами. Будучи сама глупой и необразованной женщиной, Простакова старается оградить от обучения и сына. Она боится просвещения и призирают умных людей.

Простаков — отец Митрофанушки, из-за деспотизма своей жены, превратился в безвольного, «маленького», и слабохарактерного человека. Он всегда старается угодить своей жене и не имеет права голоса в семье. Типичный подкаблучник.

Скотинин — брат г-жи Простаковой, любит свиней, полностью оправдывает свою фамилию. Нравственно и морально деградированный человек. Чтобы не походить на Скотинина, комедия учит нас любить людей, быть альтруистичным и не женится на человеке лишь из-за того, что в его деревне водятся свиньи.

Стародум — положительный герой комедии, стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Он презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин, но все они льстят ему для того, чтобы выдать Митрофана замуж за ее племянницу. «Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить».
Стародум никогда не болтает попусту, всегда даёт советы, рассуждает, но кроме того, он также шутит и смеётся. Подобными качествами обладают и Правдин — член наместничества; Милон — жених Софьюшки; Софьюшка — племянница Стародума. Они — пример идеального гражданина. Они образованные и нравственно воспитанные люди.

Из этого всего мы можем сделать вывод, что не надо быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.

Еще хотелось бы отметить, что язык повествования не очень сложен, да старинные обороты вызвали неудобства, но следует принять во внимание время написания пьесы и понять, что двести с лишним лет назад язык-то был другой. Более того, Фонвизин смог полностью завлечь читателя, перенести его в центр происходящих событий, дать ему самому прочувствовать атмосферу.

Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся. В этом мире нет места плохим качествам — в этом мире должно быть собрано самое лучшее, чтобы он мог существовать в гармонии.

#конкурсрецензий2

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Показать все комментарии (2)

  1. Главная
  2. Литература 18 века
  3. ⭐️Денис Фонвизин
  4. 📚Недоросль (сборник)
  5. Отзывы на книгу

«Недоросль» — комедия о благодетели. Недоросль — сын госпожи Простаковой, помещичий сын. Балованый, любимый маменькин сынок. Именно из этой пьесы родом всем известное выражение: «не хочу учиться, хочу жениться». Митрофанушка не хочет учиться, нет у него к тому таланта, потому как лень, а вот заблиставшая на горизонте благоприятная, выгодная партия с молодой девушкой Софьей, обладательницей десяти тысяч наследства, дает недорослю надежду на дальнейшую беззаботную жизнь без утомительного постижения наук. И хотя недоросль — Митрофанушка, он здесь не главный герой. Да и нет тут главного героя, как такового, потому что главная здесь — мораль. Хороша часть текста, где Софья и ее дядя Стародум рассуждают о благоразумии человека и общества, здравые мысли о браке и том, как должны строиться отношения мужа и жены, как следует выбирать мужа, чтобы брак был крепким и долговечным. С высоты своего опыта или, наоборот, из ямы, в которой я, волею судьбы, оказалась, могу только сокрушаться, что это произведение прошло мимо меня в школьные годы, да и сомневаюсь я, что если бы не прошло, вряд ли кто обратил внимание на столь важные вещи.
Говорящие фамилии у каждого персонажа, описывают их характер в полной мере. Язык витиеватый, местами мысль уходила вперед, особенно ломался мозг на репликах Вральмана. Немец-«учитель» околовсяческих наук, говорящий по-русски, больше половины его реплик мне остались непонятны.
Достойное внимания произведение, много умных мыслей, крепкая мораль, мне понравилось. Актуально, конечно, и по сей день, пусть и в иных декорациях.
«Бригадир» — пьеса о супружеской верности. Семья бригадира желает породниться с семьей советника. И рассыпают друг другу щедрые комплименты, льстят направо и налево, а в это время глазки так и посматривают на жен друг друга. И когда читаешь такое, так противненько внутри от этих лобызаний и любезностей. Все кажется ненастоящим, фальшивым. Разочарование в самом святом, что может быть, в семейных узах. Зато о любви сколько слов, сколько критики друг друга за спиной, сколько велеречивых откровений. Напоминает это все клубок змей и лишь одно светлое чувство любви, у дочери советника Софьи и молодого мужчины Добролюбова, они двое, как глоток свежего воздуха в этом царстве гнили и липкой вязкой приторно-сладкой лжи. Санта-Барбара по-русски или по-французски, какие уж тогда были манеры, кто разберет. Осталось только поменяться женами, чтобы они начали друг друга устраивать, но и это не так уж просто сделать. Высмеивается глупость, лживость, лицемерие, отсутствие совести. И живо все, к сожалению, до сих пор, и актуальны эти темы по сей день.

В данное издание входят две пьесы Дениса Ивановича Фонвизина: «Недоросль» и «Бригадир». Начнем с первого.

«Недоросль» примечателен тем, что в нем в полной мере раскрыт образ законопослушных и справедливых граждан (например, Правдин), высоконравственных и добрых людей (например, Софья, Милон и Стародум), необразованных и отсталых от жизни неграмотеев (например, Скотинин, Простаковы). Автор прекрасно выполнил свою работу, чем заслужил внимание Белинского:

… не будучи художественными созданиями в полном смысле этого слова, они все-таки несравненно выше всего, что ни написано у нас по сию пору в сем роде, кроме «Горе от ума»

Бестужева:

Его критические творения будут драгоценными для потомства

Гоголя:

В них < речь идет о «Недоросле» и «Бригадире» > уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества

и многих, многих других известных личностей того времени. Так почему же данная пьеса не актуальна в наше время, как, например, стихотворения Маяковского или Есенина? Почему молодежь не восхищается этим произведением? Ведь в нем и смехотворные реплики Простаковых, и глупая страсть Скотинина к свиньям, а не людям, и, признаюсь, чрезмерное морализаторство Стародума; но, как я считаю, для того времени это было в новинку: все только и делали, что восхищались «Недорослем» и «Горем от ума», но при этом не забывали их сравнивать. Их пьесы без передышки ставили на сцену, а все потому, что это был фурор в истории русской литературы, благодаря которому, может быть, вдохновлялись и Пушкин, и Лермонтов, и другие писатели. Так что стоить отдать должное Денису Ивановичу Фонвизину.

А что же в «Бригадире»? Признаюсь, и не ведал, что у Фонвизина есть еще что-то, кроме «Недоросля».

Там, знаете ли, нет ни одного человека, который бы никого не любил. Есть и религиозный Советник, любящий

спойлерглупую Бригадиршу,свернуть

которая, в свою очередь, не понимает, чего от нее хотят; грубый Бригадир, любящий… кого, как думаете? Правильно,

спойлерСоветницу.свернуть

Но не он один ее любит, а еще его сынуля Иванушка побывавший во Франции и с тех пор не прекращяющий о ней думать

спойлер(Советница его-то и полюбила, да-да!);свернуть

Софья, дочь Советника, искренно любит Добролюбова, человека, который по финансовой причине не мог быть ей мужем.

Что же объединяет этих людей? Все глупы, и каждый о себе думает, что он умнее всех. Кроме, конечно же, Бригадирши. Она действительно глупа, но у нее есть хотя бы такие качества, как верность и терпение. Софья и Добролюбов, в конце произведения показавшие себя очень благородно, тоже глупы, но это хорошо скрывают их качества.

Слог в обеих пьесах прост, читается легко, особенно из-за напряженной обстановки во второй пьесе, где каждый, думаю, вопрошал: «Чем же все кончится? Каждый будет с тем, кого любит?! Кто-нибудь умрет? Может самоубийство будет, а?» и не мог отвлечься от чтения.

Обе пьесы носят комедийный характер. Действительно, при чтении хочется смеяться, но после закрытия книги начинаешь о многом размышлять, так что не стоит расценивать эти произведения как сплошной анекдот.

Из плюсов — много крутых цитат, из минуса — это пьесса. Вы когда-то читали сценарий? Нет, тогда берите в руки данную книгу. Теперь я поняла, почему так долго не бралась за чтение этого творения. Читать конечно очень сложно, как мне сказали, что данную пьессу проходят в 9 классе, хоть убейте не помню. В 9 классе, я не питала большой любви к книгам, потому это произведение прошло мимо меня, и слава всем енотикам, что так произошло.

Думаю, всем знакома фраза «Не хочу учиться, а хочу жениться», так вот истоки этой цитаты плывут из этой книги. Именно в ней первый раз, всплыла эта фраза. Теперь я об этом знаю и вы знаете. Все, это ещё один плюс в этой книги (плюсы «высосанные» из пальца).

***

Первая пьеса – «Недоросль» — знакома всем со школьной скамьи, но о ней надо говорить, ведь на самом деле она гораздо интереснее и глубже, чем кажется на первый взгляд.

«Недоросль» написан по всем канонам русского классицизма: действие умещается в одном временном и пространственном промежутке, а всех персонажей можно без труда поделить на плохих и хороших – такой вот этюд в черно-белых тонах.

При этом, несмотря на отсутствие оттенков, образы героев комедии очень яркие и, как будто, с четко очерченными, точными, конкретными контурами.

Госпожа Простакова и сам недоросль Митрофан – в произведении одни из самых ярких примеров «как не надо», но если первая является практически главным двигателем событий, второй находится ближе ко второму плану.

Помимо отрицательной Простаковой, важные роли занимают и положительные персонажи, один из которых – Стародум, примечательный длинными монологами, направленными на воспитание в зрителях гражданственности и видения правильных жизненных ориентиров.

Но несмотря на объемы и открытость этих поучений, они не кажутся навязчивыми. Нравоучительные речи Стародума очень органично вписаны в сюжет и воспринимаются легко, как беседа с близким другом.

Если же говорить о «Бригадире», в нем напротив нет такой «неприкрытой» морали, а сатиры и иронии только больше. Героями здесь владеют низкие страсти и эмоции, и среди персонажей первого плана положительных отыскать крайне трудно (а, скорее всего, невозможно).

Здесь так же, как и предыдущей пьесе, все происходит за один день, который действительно насыщен крайне комичными событиями, и они, временами, кажутся даже несколько абсурдными.

В общем и целом, пьеса очень яркая и запоминающаяся, она читается быстро, но долго не отпускает. «Недоросль» и «Бригадир», конечно, в чем-то похожи, но при этом в основе своей довольно сильно отличаются, отчего сборник получился таким удивительно контрастным.

Несмотря на то, что произведение было написано в 18 веке, оно актуально и сейчас. Все герои узнаваемы, и в каждом вы найдете себя и своих знакомых.
Тема необразованности и пороков общества, как нить, ведёт нас по всему произведению к финалу.
Обязательно к прочтению или прослушиванию. Есть замечательный аудиоспектакль, который помогает воспринять пьесу.
Денис Иванович Фонвизин четко справился с своей задачей.
Что будет с недорослем и другими героями в этом круговороте глупости и безнравственности?

как же хорошо даже раньше, писатели могли высмеивать наглую и глупую простоту человека.
И даже сегодня эта пьеса очень-очень актуальна.
Это нравоучительная сатира над человеческими качествами
мне очень понравилась, объясню чем, в развязке повествования, все получили по своим заслугам.
Из-за того, что Простакова «отрывалась» на своих подданных: кричала, била, получилось так, что у неё отняли власть над «беными» людьми.
Митрофанушка же был, «маминькиным сынком», подчинялся ей, в большинстве случаях не имел своей точки зрения. Его отправили служить в армии.

на это я бы стала самой бедной из наших если был нормальных он тебе нравится во году до любовь его Настя мешать будет её ежедневно жена завод или йоги

Рецензии на книгу Недоросль

Потрясающая комедия! Фонвизин поднимает очень много проблем. Основные проблемы — это проблема жестокого обращения помещиков к крестьянам и проблема воспитания и образования молодых людей, столь важная и в наше время. Более того, автор на примере своих героев четко показывает каким человеком надо быть и каким быть не стоит.

Митрофанушка — главный герой. Он невежда, лежебока и маменькин сынок, у него полностью отсутствует хоть какая-нибудь цель в жизни. С образом Митрофана в пьесе и связана важная для просветительской литературы идея воспитания. На образе Митрофана автор учит нас тому, что не надо халатно относиться к учебе, как это делает наш «недоросль». Его «познания» в арифметике или грамматике вызывают чувство смеха. «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна», «Нуль да нуль — нуль. Один да один… (Задумался). Так же Митрофан был ужасным грубияном, особенно это хорошо видно по его отношению к другим героям пьесы. Няню, которая воспитывала его, которая пыталась научить его хоть чему-нибудь он называл «старой хрычовкой». С учителями Митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать». И даже к матери, которая любила его слепой материнской любовью, он был равнодушен, «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».

Г-жа Простакова — мать Митрофанушки, очень яркая представительницей класса помещиков. Она делает жизнь в доме невыносимой, из-за нее в семье господствует деспотизм и жестокость. Эта помещица уверена, что она обладает полной властью над слугами и крестьянами. Будучи сама глупой и необразованной женщиной, Простакова старается оградить от обучения и сына. Она боится просвещения и призирают умных людей.

Простаков — отец Митрофанушки, из-за деспотизма своей жены, превратился в безвольного, «маленького», и слабохарактерного человека. Он всегда старается угодить своей жене и не имеет права голоса в семье. Типичный подкаблучник.

Скотинин — брат г-жи Простаковой, любит свиней, полностью оправдывает свою фамилию. Нравственно и морально деградированный человек. Чтобы не походить на Скотинина, комедия учит нас любить людей, быть альтруистичным и не женится на человеке лишь из-за того, что в его деревне водятся свиньи.

Стародум — положительный герой комедии, стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Он презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин, но все они льстят ему для того, чтобы выдать Митрофана замуж за ее племянницу. «Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». Стародум никогда не болтает попусту, всегда даёт советы, рассуждает, но кроме того, он также шутит и смеётся. Подобными качествами обладают и Правдин — член наместничества; Милон — жених Софьюшки; Софьюшка — племянница Стародума. Они — пример идеального гражданина. Они образованные и нравственно воспитанные люди.

Из этого всего мы можем сделать вывод, что не надо быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.

Еще хотелось бы отметить, что язык повествования не очень сложен, да старинные обороты вызвали неудобства, но следует принять во внимание время написания пьесы и понять, что двести с лишним лет назад язык-то был другой. Более того, Фонвизин смог полностью завлечь читателя, перенести его в центр происходящих событий, дать ему самому прочувствовать атмосферу.

Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся. В этом мире нет места плохим качествам — в этом мире должно быть собрано самое лучшее, чтобы он мог существовать в гармонии.

#конкурсрецензий2

Создание произведения

Современники автора высоко оценили его юмор, живые и яркие диалоги. Большинство из них давали положительные отзывы о произведении Фонвизина «Недоросль».

фонвизин недоросль отзыв

Замысел пьесы родился у Фонвизина еще в 1778 году, когда он вернулся из Франции. За границей русский драматург занимался юриспруденцией, философией и исследовал социальную сторону жизни французов, подаривших миру основы просветительской доктрины.

Над «Недорослем» автор работал около трех лет. Окончил ее в 1782 году. Сохранился и ранний набросок пьесы под тем же названием, но с другими персонажами и иным сюжетом. В среде литературоведов его называют «Ранним «Недорослем». При этом до сих пор доподлинно неизвестно, принадлежит ли эта пьеса самому Фонвизину или его неизвестному предшественнику.

Потомки

Изучалась эта комедия во все последующие времена. Даже собраны исторические анекдоты, связанные с её постановками, их набралась целая книга. Например, после премьеры подходит к автору князь Потёмкин (по другой версии сам Державин) и говорит: «Умри, а не напишешь лучше, чем твой «Недоросль»!» Отзывы о книге с пьесой Фонвизина оставляют и наши современники.

Язык комедии восемнадцатого века в основе своей, конечно, кажется архаичным, но всё так же восхищают цитаты, ставшие пословицами. И со сценических площадок эта пьеса не сойдёт никогда, поскольку всегда актуальными будут человеческие пороки, которые так мастерски высмеял Фонвизин.

Круг вопросов

Фонвизин в своей комедии ответил на все вопросы, которые обозначило его время, которые волновали передовых людей. Это общественный строй и государственный, это гражданские обязанности каждого члена общества, это крепостное право, это воспитание детей и, собственно, брак и семья. Ближайший из предшественников Пушкина и Гоголя смог поднять литературный язык на небывалую высоту, разнообразить его, оснастить своих героев свойственной каждому интонацией и собственным словарём.

Пусть положительные герои у него получились несколько схематичными и не настолько индивидуализированы, как отрицательные – они тоже очень хорошо передают образ мыслей и понятия людей благонамеренных. Стародум напрямую излагает самые заветные идеи автора, позиционирует себя врагом продажности екатерининских вельмож, которые получали чины и поместья за подхалимство и лесть. Впервые на сцене показано, насколько отличается от такого паразитизма обыкновенное трудолюбие.

Решается судьба Софьи

В четвертом действии ключевой сценой становится разговор Софьи со Стародумом. В это время старик получает письмо, в котором один из его товарищей рекомендует в мужья Софьи достойного офицера.

отзыв о книге фонвизин недоросль

Выясняется, что речь идет как раз о Милоне, в которого влюблена девушка. Тут же появляется и Милон, который представляется Стародуму. Старику нравится молодой человек, и он уверенно соглашается на этот брак. Всем в доме Простаковых он объявляет, что Софья отныне помолвлена.

Театр в Москве

В Москве комедия игралась в театре Медокса, и успех был так же огромен. Затем восхищённое московское студенчество воплотило на своей сцене комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль». Отзыв о постоянно повторяющемся и все так же вызывающем смех спектакле постоянно распространялся. Появилось множество любительских постановок.

Слава автора быстро дошла до самой императрицы на его беду. Екатерина Великая, как впоследствии Гоголь (который, кстати, в своё время играл в этом спектакле роль госпожи Простаковой), сочла это произведение карикатурой на русскую жизнь. Реакция была изложена выше: запретить печатать от Фонвизина всё. И навсегда. Театр в Петербурге, осмелившийся первым поставить эту пьесу, был немедленно закрыт.

отзыв о произведении недоросль

Отзывы

О книге писали отзывы все самые светлые умы России. Александр Сергеевич Пушкин назвал комедию единственным памятником народной сатиры в статье «Опровержение критики». Он Фонвизиным восхищался и очень высоко ставил его литературное мастерство. Николай Васильевич Гоголь говорит о том, что написанное в комедии только кажется чудовищной карикатурой на всё русское, а на самом деле ничего карикатурного там нет, поскольку живьём взято с природы и знанием души проверено.

Виссарион Григорьевич Белинский писал, что «Недоросль» навсегда останется в истории русской литературы и в библиотеках порядочных людей. Он не считал эту пьесу комедией в художественном значении (в комедиях классицистов обычно интрига не касалась социальных протестов, обычно это была любовная линия, всё было гораздо легче выстроено по сюжету, а у Фонвизина, несмотря на искромётный юмор, тема вырисовывается слишком серьёзная). Белинский считал, что такие прекрасные произведения являются драгоценными свидетельствами общественной жизни своего времени.

Сюжет пьесы

Даже по кратким отзывам о «Недоросле» можно составить представление об этой пьесе. В самом начале перед читателем появляется вздорная и жестокая госпожа Простакова, которая держит в страхе всех окружающих. Ее единственная слабость – 15-летний сын, которого зовут Митрофанушка. Это ленивый, чрезвычайно избалованный и глупый подросток. Ее супруг – классический подкаблучник. Он старается жить тихо и меньше попадаться на глаза жене, которая, при случае, может его и поколотить.

отзыв о книге недоросль

В первом действии в гости к главным героям приходит брат Простаковой Тарас Скотинин. Жестокий и при этом крайне глупый помещик. Он хочет договориться о свадьбе с Софьей. Женитьба ему нужна, чтобы заполучить деревни, которыми она владеет.

Сирота Софья живет у Простаковых – она их родственница. За Скотинина она не хочет выходить замуж. Спасение приходит внезапно – выясняется, что к ней едет из Сибири ее дядя Стародум, который назначает ее наследницей своего состояния. Узнав об этом, уже Простакова хочет женить на Софье своего Митрофанушку.

Главные герои

Митрофан – шестнадцатилетний дворянин, капризный, ленивый, эгоистичный, необразованный.

Госпожа Простакова – мать Митрофана, недалекая, грубая женщина.

Скотинин – брат Простаковой, жадный и корыстолюбивый молодой мужчина.

Софья – молодая девушка, сиротка, богатая наследница.

Стародум – родной дядя Софьи, принципиальный, порядочный, честный.

Правдин – постоялец Простаковых.

Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью

Литераторы об авторе

Александр Петрович Пятковский писал в статье, вошедшей в книгу о Фонвизине, что один из персонажей пьесы — Стародум — кажется ему самим Фонвизиным. На самом деле, он не ретроград, упивающийся воспоминаниями о добрых старых временах, и не брюзга, который с ужасом смотрит на развитие мысли своего века. Стародум (он же Фонвизин) восхищается питомцами петровского времени, которые смогли поднять свою страну на новые высоты.

отзыв о книге фонвизин недоросль

В этом особенно хорошо видно влияние идей современных автору французских писателей, которые не любили выдумывать какие-то искусственные образы, им подсказывала сама жизнь, она же руководила и талантом Фонвизина. То что Фонвизин писал неприкрытую правду, ничего не приукрашивая, не гиперболизируя, видно и из других источников. Нравы русского дворянства восемнадцатого века подтверждены в десятках подобных указаний — это мемуары, это сатирические журналы того времени. Свидетельств — масса. Но никто не смог сделать их такими гениально доходчивыми.

  • Отзыв на рассказ муму
  • Отзыв на рассказ мой генерал
  • Отзыв на рассказ микроскоп шукшина кратко
  • Отзыв на рассказ маленький принц
  • Отзыв на рассказ лошадиная фамилия чехова