- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения интересные для детского, а больше взрослого чтения. «Карась-идеалист» яркий пример сказки для «взрослых».
История создания.
Сказка написана в 1884 году. К этому времени Салтыковым написано множество подобных произведений, которые он публикует в ОЗ (Отечественных записках). Сказка является откликом писателя на новые либеральные веяния, в том числе идеи марксистов (Марксизм – это общественное и политическое движение, выступающее за свержения капиталистического строя по средствам гражданской революции и перехода к коммунистическому обществу).
Тема.
Первая и очевидная тема сказки, которую бы отыскал ребенок, но едва ли взрослый обратил на неё внимание – жизнь в реке. Автор кратко описывает жизнь рыб, выстраивая иерархию: рачки – карась – щука. Люди участвуют в сказке пассивно: они где-то есть и ловят рыбу.
Менее очевидные, скрытые темы – это равное общество, без различий в статусе, честность, и стремление к идеализации жизни, чтобы всем было хорошо. Этими мыслями бредит карась, бесхитростная смирная рыба, которая больше лежит в тихом иле и ест рачков, не доумевая об опасностях, а его оппонентом в спорах является ерш, рыба колючая, «тертый калач», который лучше приспособлен к жизни и не понаслышке знает о щуке и о людях, любящих вкусно поесть. Обе рыбы склонны к либеральным идеям, но карась оказывается радикальнее в суждениях, так как не знает никакой опасности и мыслит, что одними словами способен вразумить щуку и изменить несправедливый уклад жизни.
Идея.
Карась так громко кричит об идеалах равенства, что однажды щука приплывает к нему на диспут. Три раза карась ходит к ней беседовать (Салтыков таким образом стилизует троекратным повтором сказку под народную), но щука не меняется и съедает его.
Закончив так сказку, Салтыков-Щедрин критикует подобных карасю людей-идеалистов, которые, вдохновившись идеями марксистов о равенстве, спешат перекроить общество, тем самым попадая в зубы «щукам». Они не знают о существующих проблемах, мало понимают в устройстве государства, а всё туда же: социализм!
Жанр.
Так как люди занимают второй план их роли играют рыбы. Подобный приём – аллегория, характерен для сказки. Кроме этого автор пользуется приемами сатиры, чтобы изобличить карася, поэтому сказка не простая, а сатирическая.
Вариант №2
Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.
В очередной раз Салтыков-Щедрин прибег к использованию аллегории с целью обмануть цензуру. В сказке имеется две достаточно четко прослеживаемых темы: проживание в мире подводного царства, положение либералов и настоящее назначение их взглядов.
В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.
Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.
Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.
Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.
Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Дейнеки Будущие летчики 6 класс
Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.
- Сочинение Моя формула счастья
Каждый человек вне зависимости от пола, возраста или характера хочет быть счастливым. Все мы в той или иной степени стремимся испытать это незабываемое ощущение. Но что именно делает нас счастливыми людьми?
- Суть комедии Ревизор Гоголя сочинение
Конечно комедия Николая Васильевича Гоголя «ревизор», это произведение на все времена. Именно поэтому до сих пор ее ставят в театрах и задают в общеобразовательных учреждениях до сих пор.
- План рассказа Храбрый утенок Житкова 2 класс
Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза
- Анализ произведения Шемякин суд
«Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий
Жанр: сатирическая литературная сказка
Главные герои сказки «Карась-идеалист» и их характеристика
- Карась. Идеалист. Тихий, но вдумчивый. Бредил идеями справедливости и равенства.
- Ерш. Скептик, нервный, обиженный жизнью.
- Щука. Просто сильная и уверенная в себе.
План пересказа сказки «Карась-идеалист»
- Спор карася и ерша.
- Идеи карася
- Разговор о щуке
- Карась и ракушки
- Диспут щуки и карася
- Второй диспут
- Третий диспут
Кратчайшее содержание сказки «Карась-идеалист» для читательского дневника в 6 предложений
- Стали спорить о жизни и справедливости ерш и карась.
- Карась требовал всеобщего равенства и свободы.
- Ерш говорил про уху и щуку, о которых карась и знать не знал.
- Под влиянием карася ерш стал сомневаться в своих принципах.
- Приплыла щука и вызвала карася на диспут.
- Два раза отпускала она карася, а на третий невзначай проглотила.
Главная мысль сказки «Карась-идеалист»
Пустая голова покою не дает, но пользы не приносит.
Чему учит сказка «Карась-идеалист»
Сказка учит не спорить по пустякам, не разговаривать, а делать дело. Учит изучать причины, чтобы сделать вывод о следствиях, учит критически относиться к происходящим в обществе процессам.
Отзыв на сказку «Карась-идеалист»
Это интересная и слегка забавная сказка, в которой нельзя не сочувствовать идеям карася. Для своего времени они были преждевременны, да и сейчас далеко до их воплощения. Но идеи равенства и свободы будет всегда тревожить людей, и всегда найдутся те, кто будет бороться за эти идеалы.
Пословицы к сказке «Карась-идеалист»
Язык болтает, а голова не знает.
Болтай, болтай — недалеко Валдай.
Никто про тебя бы не знал, коли сам бы не наболтал.
Богу богово, а кесарю кесарево.
Дай дураку волю, а он две возьмет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Карась-идеалист»
Поспорили раз карась с ершом. Карась говорил, что жить нужно по совести, а ерш утверждал, что можно слукавить. На это карась говорил, что это подлость.
Карась был рыбой смирной, лежал на дне, думал, но мысли свои в цензуру не отправлял, не афишировал, а потому считался вполне себе благонадежным.
И вот стали карась с ершом собираться в разных местах и спорить. Карась вещал про бескровное существование, а нервный ерш видел смысл жизни в распрях, в борьбе. И ерш спрашивал про щуку. Карась удивлялся, он не знал щуку и считал ее страшилкой. И он говорил, что зло не может быть стимулом прогресса, что зло только тормозит развитие общества.
Ерш спрашивал карася про уху, но карась ничего не знал и об ухе.
На следующий день ерш сообщил карасю, что в их омут заглядывала щука и решила, что в этом тихом месте должно быть много карасей. Карась заволновался и стал спрашивать, что ему делать. Ерш посоветовал карасю самому лезть щуке в пасть, но карась начал возмущаться. Он сказал, что щука не имеет права глотать его без объяснений, что все рыбки должны собраться и дать отпор щуке.
Ерш пытался урезонить карася, и стал спрашивать сладко ли тому пришлось бы, если бы все ракушки объединились и дали отпор карасю. Карась смутился, лег на дно и стал размышлять.
В итоге, он пришел к выводу, что ест ракушек, потому что те природой предназначены ему в пищу. И это справедливо.
И споры карася и ерша продолжались. Карась все больше входил в раж. Он требовал чтобы рыбы любили друг друга, требовал осознать свои права, и хотел чтобы рыба рыбой не питалась.
И был карась так убедителен и настойчив, что даже ерш стал сомневаться в своих убеждениях.
Но вот приплыла щука и предложила карасю диспут. Карась предложил, чтобы рыбы плавали спокойно и были свободными. И чтобы щука не могла карася съесть.
Удивляется щука, нет такого закона.
Потом карась стал вещать о справедливости, чтобы сильные не обижали слабых и все рыбы стояли бы друг за друга.
Опять щука удивилась и отправила карася проспаться.
В обед карась снова явился на диспут и щука стала интересоваться, не хочет ли карась от ее трудов кормиться. Потом она внимательно посмотрела на карася, и тот начал понимать.
Но щука была еще сытой и карася отпустила.
Вечером карася доставили на диспут уже под охраной. И окунь, допрашивая карася, покусал ему бока. Но карась не угомонился. Он громко вопросил щуку о добродетели, и та так удивилась, что широко разинула рот, и сама того не желая, проглотила карася.
А ерш все это предвидел и предсказывал, и был удовлетворен своей прозорливостью.
Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 38.
Обновлено 26 Июля, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 38.
Обновлено 26 Июля, 2021
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1884.
История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.
Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.
Жанр – Сказка.
Направление – Реализм.
История создания
Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.
Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».
Тема
Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.
В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.
Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.
Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.
О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.
Композиция
Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.
В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.
Жанр
Жанр «Карася-идеалиста»– сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки – реализм.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Даврон Кабулов
10/10
-
Валентина Воронцова
10/10
-
Егор Леванович
10/10
Рейтинг анализа
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 38.
А какую оценку поставите вы?