Один день из жизни Обломова
Введение
Произведение Гончарова «Обломов» было написано в 1858, в эпоху социальных реформ и интенсивных изменений в российском обществе. Особую остроту в этот период получили вопросы сохранения либо полного искоренения мещанских устоев, традиционных для большей части российского дворянства и землевладельцев. Одним из представителей этого социального класса в произведении выступает Илья Ильич Обломов – ленивый, апатичный и мечтательный герой, который боится переступить через свои стремления к «обломовщине» и иллюзии ради полноценного будущего. Именно «обломовщина» становится причиной однообразной, полусонной жизни героя. Трагизм этого явления Гончаров отразил, прежде всего, в первой части романа, описывающий один день из жизни Обломова.
Утро Обломова
В начале произведения автор изображает перед читателем обычный день Обломова – проснувшись, Илья Ильич только думает, что пора встать с постели, однако не спешит заниматься неотложными делами. Лежа на свое широком диване в любимом халате в комнате, которая служила ему и спальней, и гостиной, и столовой, и кабинетом, Илья Ильич скучает, его одолевает досада и тоска. Выпив чаю, он уже опустил ногу к туфлям, чтобы встать, но вовремя передумал и решил позвать на помощь Захара.
В утреннем споре между слугой и барином о неубранной комнате и грядущем переезде раскрываются характеры персонажей – они оба «обломовы». Захар, как слуга, все же что-то делает, но совершает это нехотя – через силу и только по приказу, тогда как Обломову лень даже решать что-то самому. Илья Ильич всячески пытается переложить дела на слугу (а далее и на своих знакомых), лишь бы самому продолжать лежать на диване и только обдумывать, как и что он мог бы сделать.
Посетители Обломова
Однообразный день Ильи Обломова не меняет своего размеренного течения даже с приходом многочисленных посетителей. Первые три гостя – Волков, Судьбинский и Пенкин – просто знакомые Обломова. Они приходят, чтобы рассказать о своих успехах и пригласить Илью Ильича поехать с ними на прогулку либо куда-то в гости. С этими персонажами читатель встречается только в первой главе, они выступают эпизодическими образами, которых сам Обломов воспринимает как проходящих мимо и незначительных – он даже ленится встать в постели, чтобы встретить пришедших, так и оставаясь на одном месте. Волкова, Судьбинского и Пенкина по праву можно назвать представителями нового поколения людей – активных, целеустремленных, общительных. Они в чем-то похожи на Штольца и по-своему пытаются вытащить Илью Ильича из «обломовщины», однако они не интересны герою, поэтому он с ними общается скорей из вежливости, чтобы те быстрей ушли.
Совершенно другими персонажами выступают Алексеев и Тарантьев. Они интересны Обломову, так как развлекают его – Алексеев в качестве тихого, незаметного слушателя, а Тарантьев в качестве активного начала, которое, тем не менее, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательно-аппатичном состоянии. Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «приятными» Илье Ильичу людьми (даже несмотря на то, что персонажи всячески наживаются на Обломове).
Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.
Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.
Сон Обломова
Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.
Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться. И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем. Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.
Заключение
Изобразив в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагизм не сколько социальной, сколько душевной «обломовки», когда человек всячески старается убежать и спрятаться от реального мира, всеми силами держась за собственные грезы, мечты и смутные воспоминания. Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его сознания, где герой проживал «полную жизнь». Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно разрушающей его душу и погружающей в полусонное апатичное существование – он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.
Уже в начале произведения становится понятно, что деструкция личности героя слишком сильна, поэтому даже высокое чувство или потрясение не смогли бы изменить Обломова, окончательно вытащив из болота «обломовщины». В своем романе Гончаров изобразил неплохого, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего старыми, архаичными устоями с заведомо трагичной судьбой. Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современным читателям о необходимости постоянного развития, интенсивной работы над собой и своей жизнью.
Детальное описание дня Обломова и анализ всех его составляющих пригодятся ученикам 10 классов при подготовке материалов для сочинения на тему «Один день из жизни Обломова Ильи Ильича».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
-
Елена Ермакова
14/19
-
Ева Шестакова
12/19
-
Аля Бесталанная
19/19
-
Валентина Пожидаева
18/19
Как проходит утро
«Утро» для Ильи Обломова начинается поздно, часто – к обеду. Дворянин предпочитает хорошо выспаться, но встает еле-еле. Слуга Захар приносит хозяину чай. После чаю тот предпочитает снова полежать в раздумьях. На них уходят все его душевные силы. Не прилагая никаких усилий, главный герой утомляется и решает принять более комфортную позу. После такого решения важных вопросов Илья предпочитает помечтать.
День
После завтрака Обломов предпочитает подумать. В голову главного героя «лезут» всякие мысли. Илья Ильич обдумывает дела, но вскоре утомляется.
День Обломова проходит в спорах. Дворянин подобрал прислугу подстать себе – Захар такой же ленивый, не имеет желания что-то делать. На вопросы барина о грязном доме и прочих мелочах, Захар находит тысячи причин. Слуга знает, что Обломов, на самом деле не желает ничего менять и его все устраивает.
Посетители
Иногда к Обломову заходят приятели – некоторых он жалует, так как они его развлекают. К другим же он менее благосклонен и общается лишь из вежливости. Обломову не нравится постоянное стремление друзей к прогулкам, любой активности и достижению целей. Что важно главному герою? Любимый халат, комната и диван. Оставшись наедине с собой, Илья Ильич мечтает обо всем на свете, вспоминает свое детство и эмоции, которые он испытывал будучи ребенком.
«Принимает» гостей Обломов лежа на диване. Друзья приглашает его на совместные прогулки, но он всем отказывает. Волков, Пенкин, Штольц – это активные и своенравные люди, которых совершенно не понимает главный герой.
Сон
Сон Обломова – это отдельная история. Для него грезы становятся реалистичнее жизни. «Второе дыхание», которое открывается во сне Обломова, путает героя – Илья Ильич не понимает, что на самом деле спит.
Бездеятельное существование – главная проблема, которую поднимает автор романа. Термин «обломовщина» предназначен для угасающих людей, которые живут грезами и абстрагируются от реальной жизни. В сочинении на тему «День Обломова» также отражены понятия «зоны комфорта», которую не желает покидать главный герой.
Один день из жизни Обломова – это размеренное существование дворянина, которое описал Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов». Рутина, которую отражает автор в произведении, является символом человеческого угасания и апатии.
Часто Обломов совершал героические поступки и выступал в качестве полководца. Герою снились разные, яркие и живые сны. Грезы были настолько явными, что Обломов сам путал их с действительностью.
Рутина для многих людей становится настоящим горем. Для главного героя романа «Обломов» однообразные дни скрашивались многочисленными думами и мечтами. Илья Ильич настолько «запутался» в себе, что не способен отличить реальность от мира грез.
(681 слово) Произведение «Обломов» Иван Гончаров создавал в период интенсивных изменений в российском обществе и социальных реформ. В эту эпоху особую значимость представляли вопросы сохранения или полного искоренения культуры русского барства. В своем романе Иван Александрович отобразил, главным образом, порок общественного значения — обломовщину, отражающую ментальность помещика. Главным героем является Илья Ильич Обломов, в его образе автор воплотил ленивого и апатичного человека. Он не стремится ни к каким изменениям, у Обломова нет цели. Он погружается в однообразную и полусонную жизнь. Весь трагизм этого явления особенно заметен в первой части, где автор описал один день из жизни своего героя.
Как только Обломов просыпается утром, он осознает, что пора подниматься с постели. Но он не спешит заниматься важными делами. Или хоть какими-то. Обломов лежит на диване в своем любимом халате и скучает. Его одолевают тоска и досада. Комната представляла для Ильи Ильича гостиную, спальню, кабинет и столовую, ведь ему незачем было покидать ее. После утреннего чаепития Обломов все же смог опустить ногу к туфлям, однако сразу же звал на помощь Захара.
Читатель наблюдает за спором, возникшим между барином и слугой. Герои обсуждали вопрос грядущего переезда, а также проблему неубранной комнаты. Именно этот спор и отображает характеры персонажей. Они оба ленивы и равнодушны ко всему, поэтому готовы жить в грязи. Захар, хоть и делает дела, но выполняет их по приказу Обломова и через силу. В то же время барин не решает никаких вопросов самостоятельно, ведь это слишком трудно для него. Можно заметить, как Обломов стремится переложить собственные дела на плечи Захара, а также и на плечи своих знакомых.
К герою приходят многочисленные посетители, однако это не меняет однообразное существование Обломова. В образах Волкова, Пенкина и Судьбинского автор показал простых знакомых Ильи Ильича. Эти герои посещают Обломова, чтобы просто поведать о собственных успехах и пригласить товарища поехать с ними либо в гости, либо на прогулку. Этих трёх персонажей читатель замечает только в первой главе произведения. Даже для Обломова они представляют собой незначительных людей. Ведь герою даже лень встать с постели, чтобы встретить этих гостей. Пекин, Судьбинский и Волков являются активными, общительными и целеустремлёнными людьми. Эти герои чем-то напоминают Штольца. Они пытаются всячески сделать так, чтобы герой вылез из состояния обломовщины. Но персонажи не представляют особого интереса для Обломова. Вероятнее всего, что Илья Ильич вступает с ними в разговор лишь из вежливости, чтобы они скорее покинули его дом.
Алексеев и Тарантьев приняты более тепло, ведь они развлекают барина. Алексеев предстает в образе незаметного и тихого слушателя. Тарантьев говорит много, но не мешает герою пребывать в его мечтательно-апатичном состоянии. Они лояльно относятся к явлению обломовщины и не тревожат Илью Ильича. Но даже ради них Обломов не собирается вставать с постели. Он прикрывается одеялом, объясняя это тем, что гости пришли «с холода». Читатель замечает, что Обломов всячески старается оградить себя от активного мира. Диван и халат для героя являются неким убежищем от быстро меняющегося общества. Один только Андрей Штольц заставил персонажа подняться с постели в пятом часу утра. Ильи Ильич, хоть и нехотя, но все же поддался воле Андрея. Безусловно, если бы к герою не приехал друг детства, то он за весь день так и не поднялся бы с постели.
Можно заметить, что персонаж воспринимал реальную жизнь сквозь призму сна. Обломов был погружён в мечту о родной деревне Обломовке. Поэтому весьма не удивительно, что сон об Обломовке становится самым запоминающимся моментом за весь день жизни героя. Когда персонаж мысленно возвращается в родной край, он ощущает себя полным сил и энергии. При этом Обломов не осознает, что это иллюзорный мир, который не имеет никакого отношения к реальности. Родная Обломовка является для Ильи Ильича прекрасной сказкой. Обломов пребывает в этом сне, пока Андрей Штольц не заставляет его подняться с постели и переодеться.
Можно утверждать, что Иван Гончаров продемонстрировал читателю один день из жизни Обломова для того, чтобы раскрыть трагизм не только социальной, но и душевной обломовщины. Это состояние характеризуется тем, что человек всячески стремится спрятаться от действительности, пребывая в своем выдуманном мире и никак не проявляя себя в мире реальном. Обломов не стремится спастись от этого, герой все мечтает об идиллии Обломовки, никак не развиваясь и не достигая его своими усилиями. Изображая печальную судьбу Ильи Ильича, писатель напоминает читателю о необходимости постоянного совершенствования.
Автор: Виктория Комарова
Введение
Произведение Гончарова «Обломов» было написано в 1858, в эпоху социальных реформ и интенсивных изменений в российском обществе. Особую остроту в этот период получили вопросы сохранения либо полного искоренения мещанских устоев, традиционных для большей части российского дворянства и землевладельцев. Одним из представителей этого социального класса в произведении выступает Илья Ильич Обломов – ленивый, апатичный и мечтательный герой, который боится переступить через свои стремления к «обломовщине» и иллюзии ради полноценного будущего. Именно «обломовщина» становится причиной однообразной, полусонной жизни героя. Трагизм этого явления Гончаров отразил, прежде всего, в первой части романа, описывающий один день из жизни Обломова.
Утро Обломова
В начале произведения автор изображает перед читателем обычный день Обломова – проснувшись, Илья Ильич только думает, что пора встать с постели, однако не спешит заниматься неотложными делами. Лежа на свое широком диване в любимом халате в комнате, которая служила ему и спальней, и гостиной, и столовой, и кабинетом, Илья Ильич скучает, его одолевает досада и тоска. Выпив чаю, он уже опустил ногу к туфлям, чтобы встать, но вовремя передумал и решил позвать на помощь Захара.
В утреннем споре между слугой и барином о неубранной комнате и грядущем переезде раскрываются характеры персонажей – они оба «обломовы». Захар, как слуга, все же что-то делает, но совершает это нехотя – через силу и только по приказу, тогда как Обломову лень даже решать что-то самому. Илья Ильич всячески пытается переложить дела на слугу (а далее и на своих знакомых), лишь бы самому продолжать лежать на диване и только обдумывать, как и что он мог бы сделать.
Посетители Обломова
Однообразный день Ильи Обломова не меняет своего размеренного течения даже с приходом многочисленных посетителей. Первые три гостя – Волков, Судьбинский и Пенкин – просто знакомые Обломова. Они приходят, чтобы рассказать о своих успехах и пригласить Илью Ильича поехать с ними на прогулку либо куда-то в гости. С этими персонажами читатель встречается только в первой главе, они выступают эпизодическими образами, которых сам Обломов воспринимает как проходящих мимо и незначительных – он даже ленится встать в постели, чтобы встретить пришедших, так и оставаясь на одном месте. Волкова, Судьбинского и Пенкина по праву можно назвать представителями нового поколения людей – активных, целеустремленных, общительных. Они в чем-то похожи на Штольца и по-своему пытаются вытащить Илью Ильича из «обломовщины», однако они не интересны герою, поэтому он с ними общается скорей из вежливости, чтобы те быстрей ушли.
Совершенно другими персонажами выступают Алексеев и Тарантьев. Они интересны Обломову, так как развлекают его – Алексеев в качестве тихого, незаметного слушателя, а Тарантьев в качестве активного начала, которое, тем не менее, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательно-аппатичном состоянии. Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «приятными» Илье Ильичу людьми (даже несмотря на то, что персонажи всячески наживаются на Обломове).
Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.
Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.
Сон Обломова
Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.
Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться. И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем. Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.
Заключение
Изобразив в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагизм не сколько социальной, сколько душевной «обломовки», когда человек всячески старается убежать и спрятаться от реального мира, всеми силами держась за собственные грезы, мечты и смутные воспоминания. Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его сознания, где герой проживал «полную жизнь». Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно разрушающей его душу и погружающей в полусонное апатичное существование – он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.
Уже в начале произведения становится понятно, что деструкция личности героя слишком сильна, поэтому даже высокое чувство или потрясение не смогли бы изменить Обломова, окончательно вытащив из болота «обломовщины». В своем романе Гончаров изобразил неплохого, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего старыми, архаичными устоями с заведомо трагичной судьбой. Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современным читателям о необходимости постоянного развития, интенсивной работы над собой и своей жизнью.
Детальное описание дня Обломова и анализ всех его составляющих пригодятся ученикам 10 классов при подготовке материалов для сочинения на тему «Один день из жизни Обломова Ильи Ильича».
Предыдущая
Сочинения«Обломов» анализ произведения Гончарова – рассуждения для сочинения на тему
Следующая
СочиненияИстория души человеческой в романе «Герой нашего времени» – размышления для сочинения по теме
На чтение 5 мин. Опубликовано 30.03.2020
Гончаров написал произведение «Обломов» в 1858 году. В то время в самом разгаре была эпоха социальных реформ и изменений в России. Крайне остро стоял вопрос об упразднении традиционных для общества устоев и обычаев. В романе рассказана история представителя дворянского сословия. Понять, насколько праздную жизнь он вел, можно, рассмотрев один день из жизни Обломова. Сочинение на эту тему входит в школьную программу по литературе.
Содержание
- Сценарий жизни главного героя
- Утро Обломова
- Прием посетителей
- Отличия сна от действительности
Сценарий жизни главного героя
Однообразное и пустое существование героя даже получило название «обломовщина». Из-за лени Илья Ильич не может добиться полноценной жизни и счастливого будущего. День Обломова проходит по четкому сценарию изо дня в день:
- Утро.
- Посетители.
- Вечер и сон.
Утро Обломова
В начале произведения автор дает читателю возможность наблюдать целый день из жизни главного героя. Просыпается Илья Обломов поздно и долго размышляет, стоит ли подниматься с кровати. Заниматься делами он, очевидно, совсем не спешит. Выпив чаю, герой лежит на своем диване в комнате, где он и спал, и ел, и принимал гостей. Илья понимает, что его одолевает тоска. И вот он уже опустил ногу к туфлям, явно собираясь подниматься с постели, но опомнился и позвал своего помощника Захара.
Крайне ярко раскрываются оба персонажа, когда между ними возникает спор о грядущем переезде и неубранной комнате. Быстро становится ясно, что слуга полностью повторяет своего хозяина, в образе жизни он такой же обломовец. Лишь обязанности заставляют его делать хотя бы что-то. Выполняет он это с крайней неохотой и только после приказа хозяина.
Обломову же лень даже самому принимать элементарные решения. Герой всячески пытается переложить обязанности на других людей, только бы ничто не мешало ему и дальше лежать на диване, обдумывать свои грандиозные планы и то, как он мог бы воплотить их в жизнь.
Прием посетителей
Даже когда к Обломову приходит несколько посетителей, он не спешит менять свой размеренный темп дня. Первые три гостя, которые к нему приходят, — лишь старые друзья хозяина:
- Пенкин;
- Волков;
- Судьбинский.
Они рассказывают о своих успехах и достижениях, приглашают Илью Ильича выйти из дома, присоединиться к ним на прогулке или поехать в гости. В дальнейшем читатель больше не встретится с этими персонажами. Их роль — еще ярче обозначить однообразность жизни главного героя. Обломов, конечно, никуда с ними не едет.
Все три гостя — представители обновленного поколения людей. У них есть цели и амбиции, они активны и общительны. Всеми силами друзья стараются вытащить героя из его «обломовщины», но Илья не понимает этого или не хочет понимать. Общается он с ними больше из вежливости, чем по старой дружбе.
Позже появляются и другие персонажи — Тарантьев и Алексеев. Отношение Обломова к ним совершенно другое. Алексеев — тихий человек, который слушает все, что скажет ему Илья Ильич, а Тарантьев — активный оратор, который берет инициативу в разговоре и позволяет герою оставаться в своем меланхоличном состоянии. Приятными для Обломова их делает лояльное отношение к его образу жизни. Оба не порицают «обломовщину», благодаря чему имеют возможность наживаться на герое.
Но даже ради них Илья Ильич не встает с кровати. Он по-прежнему лежит под одеялом, жалуясь, что гости пришли с улицы и ему от этого холодно. Обломов даже бессознательно пытается отгородить себя от окружающего мира, спрятаться от него. Для него мир, где люди общаются, ходят в гости друг к другу и живут полноценной жизнью, чужд и страшен. И этот страх не дает ему покинуть свое убежище в виде дивана и старого халата.
Но под вечер все же появляется человек, заставивший Обломова подняться с кровати, — это был Штольц. Как ни странно, воле гостя подчинился и Захар, без пререканий выполнивший все свои обязанности. Не выдержал и Обломов, хоть и с неохотой, но все же поднявшийся со своей постели. А ведь если бы Андрей Иванович не приехал, он так и пролежал бы в кровати весь день.
Отличия сна от действительности
На окружающий мир Обломов смотрит, словно это сон. Он даже не задумывается о том, что надо пробудиться и торопиться жить дальше. Ему кажется, что все это нереально и совсем скоро он должен проснуться. Это объясняет, почему герою снится его детство, семья и деревня Обломовка. Только в ночных грезах у Ильи Ильича пробуждается второе дыхание, он полон сил для жизни. Но он не осознает, что это и есть сон. Герой вспоминает, какие сказки и истории рассказывала ему в детстве няня, от этого воспоминания становятся еще слаще.
Этот краткий эпизод из быта Обломова показывает, какую жизнь он ведет на самом деле. Он дремлет, ведет душевные беседы с посетителями и любит мечтать долгие часы напролет. Его внутренний голос уже давно перестал напоминать ему о нормальной жизни.
Произведение несет важное сообщение людям: тот, кто не торопится жить, думать, развиваться и читать, превращается в такого же Обломова, чей день кратко описал автор в первой части произведения.
Благодаря развернутому анализу с описанием содержания произведения составить доклад или написать сочинение про жизнь Обломова с цитатами можно без дополнительных источников.
Сочинение на тему «Один день из жизни Обломова»
ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ – ЧЕЛОВЕК ПАССИВНЫЙ И ЛЕНИВЫЙ. ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ОН ПРОВОДИТ ЛЕЖА НА ДИВАНЕ. ДИВАН НЕОБХОДИМ ЕМУ, КАК БОЛЬНОМУ, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО ХОЧЕТ СПАТЬ.
Распорядок дня Обломова
День для Обломова начинается в восемь часов утра, когда он встает с кровати. Слуга Захар приносит барину чай, и тот неспешно пьет его, размышляя ни о чем. Некоторое время ближе к обеду Обломов уделяет приему посетителей, если таковые случаются. Между утренним чаем и посетителями находится время для завтрака.
Далее Обломов беседует с доктором, который лечит его и консультирует по разным вопросам. Ровно в три часа дня он ложится на диван, чтобы отдохнуть. Активная часть дня пройдена. Оставшееся время проходит в переругиваниях с Захаром, размышлениях о жизни и созерцании кусочка неба, видимого из окна.
Размышления Обломова о жизни
Ежедневно Обломова посещают мысли о смысле жизни и цели своего существования. Он корит себя за лень, за неразвитость и отсутствие стремления к чему-либо, кроме дивана. Иногда его грызет зависть к людям активным и успешным, которые живут широко и полно, к чему он совершенно не способен.
Однако, долго мучить себя мыслями Обломов не привык. Постепенно его веки тяжелеют, голова клонится на бок, и он начинает дремать, уверенный в том, что на сегодня умственной работы хватит.
Когда к Обломову приходит друг Штольц или любимая женщина Ольга Ильинская, он под их влиянием заражаемся стремлением изменить свой образ жизни, но после их ухода постепенно забывает об этом. Его привычки властвуют над ним безраздельно. Иногда бывает такое, что он почти встает с дивана и хочет что-то сделать, но наступает вечер, и все дела переносятся на завтра.
Иногда постоянное лежание на диване плохо сказывается на его самочувствии. Ворочаясь с боку на бок, он вдруг встает на колени и начинает молиться. В промежутках между размышлениями Обломов много есть и пьет. Он очень любит жирное мясо, котлеты с капустой, вино или водку.
ЕГО ВНЕШНИЙ ВИД СООТВЕТСТВУЕТ ОБРАЗУ ЖИЗНИ. ОН ОЧЕНЬ ГРУЗЕН, НЕПОВОРОТЛИВ, одет в видавший виды домашний халат и шлепанцы.
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Образ жизни Обломова
Образ жизни Обломова в романе Обломов сочинение
Обломов — главный герой одноименного романа И.А.Гончарова. О характере и образе жизни Обломова читатель узнает уже при прочтении первых страниц произведения. Описывая один день из жизни Обломова, автор рисует беспечного и апатичного человека. Используя прием сравнения, автор сопоставляет Обломова с Волковым, Судьбинским, Пенкиным, Алексеевым, Тарантьевым. Обломов умеет понять, насколько искренен человек, насколько результативна или бесцельна его деятельность. Но беда Обломова в том, что, верно рассуждая, он сам ничего не делает и нигде не служит.
Уже с первых страниц становится ясно, что Обломов ведет малоподвижный образ жизни, ведь он сразу предстает перед читателем лежащим на кровати. И автор пишет, что «лежанье» — его привычное состояние. А все попытки Обломова встать с кровати и начать делать что-либо полезное оказываются безрезультатными. Описывая квартиру главного героя, автор создает картину опустошенности. Комната Обломова лишь на первый взгляд производит хорошее впечатление, но если присмотреться, то можно понять, что никто на самом деле не следит за её чистотой, а весь декор создан лишь для видимости порядка. Читая произведение, читатель понимает, что всю жизнь Обломов ничего не делает, только спит, ест, ленится и мечтает. Он любит строить планы на свою жизнь, но ничего не делает, чтобы воплотить свои мечты в жизнь.
На мой взгляд, одной из главных причин лени Обломова является его воспитание, обстановка, в которой он рос. Это очень ясно показывает нам глава «Сон Обломова», ведь она введена самим автором для того, чтобы наиболее четко обрисовать внутренний мир героя и то, что лежало у истоков становления его личности. В этой главе Гончаров дает описание Обломовки, деревни, где вырос Илья Ильич. И благодаря этому читатель понимает, что лень, бездеятельность Обломова — приобретенные качества, а не врожденные. Все люди в Обломовке ленивы, их жизнь однообразна и скучна, спокойна. Одним из примеров этого является получение письма. Обломовцы привыкли к плавному течению жизни и не хотели, чтобы кто-то или что-то нарушало их покой. Всю свою жизнь они только ленятся, спят и едят. И этот однообразный, малоподвижный, бесцельный образ жизни передался и самому Илье Ильичу. Из-за воспитания, полученного им в Обломовке, его характер приобрел такие черты, как апатичность, лень, безвольность, безынициатвность, отсутствие интереса ко всему, что выбивается из привычного уклада жизни. Ещё в детстве он привык к тому, что ему не приходилось ничего делать самому, и эта привычка осталась с ним во взрослой жизни. И в первой главе он предстает перед читателем как человек, который проводит все дни, лежа на диване и ожидая, что кто-то поможет ему решить все проблемы, как это происходило, когда он был еще ребенком. Он может лишь строить планы, мечтать об устройстве Обломовки, идеальной семейной жизни, которая в точности напоминает жизнь в его родном имении.
Сейчас имя Обломова стало нарицательным. Так называют человека, который постоянно ленится и ни к чему не стремится в своей жизни, которому ничего не интересно.
2 вариант
Известный роман Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го века. В произведении мы наблюдаем такие значимые явления, как дружба, любовь, родственные связи и размышления о жизненных ценностях.
Илья Ильич Обломов – так зовут главного героя – представляется нам мужчиной «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». По внешнему облику Обломов характеризуется как добрый человек с мягким характером. У него вполне реальные мечты: желание иметь семью, красавицу-жену, желание счастливо встретить свою старость. Но, как мы видим в романе, дальше мечтаний дело никогда не доходило. Всё потому, что молодой барин постоянно бездействует.
Детство барина прошло в деревне Обломовка, его родовом имении. Илья Ильич был единственным ребёнком в семье, и родители безумно его любили и баловали. Илья рос в теплой и уютной семейной атмосфере, а все дела за него делали многочисленные слуги. В семье Обломовых большое значение отдавали привычке вкусно и много поесть, в результате чего Илюша рос очень полным мальчиком.
Родители барина были ленивыми людьми, не уделяли должного внимания хозяйству и вели аскетичный образ жизни, что также не послужило хорошим примером для подрастающего Ильи. Одной из важных семейных традиций Обломовых была привычка спать днём. Илья Ильич также отлично перенял эту привычку.
Таким образом, беспечность и безответственность родителей передались нашему барину «по наследству». Илья с большим трудом получил образование, однажды устроился на работу, но вскоре испугался обязанностей и уволился. Переехав в Петербург, он окончательно обрюзг, а главным в его жизни источником радости был его диван, на котором он проводил всё своё время и не удосуживался встать, даже когда приходили посетители. И даже женившись, Обломов остался прежним «Обломовым». Герой не работал над собой, не боролся с ленью и всё откладывал на потом. Он знал, что требуется улучшение положения дел в Обломовке, но ничего не предпринимал для этого, а лишь продолжал нежиться в своих сладких грёзах. От них он тоже сильно уставал и засыпал.
Многие привыкли считать Обломова отрицательным персонажем. Но это не так. Внутри героя живет мечтательный, добрый и сентиментальный человек. Воспитанный в атмосфере безграничной родительской любви, Илья и сам мог испытывать чувства. Его встреча с Ольгой Ильинской была не случайна и ввела некоторые изменения в его жизнь. Также, он был очень наивен и слепо верил людям, что хорошо видно в ситуации с письмом от старосты.
Поэтому, можно сделать вывод о том, что образ Обломова не положительный, и не отрицательный. Обломов – жертва времени, жертва обстоятельств, поскольку существующая на тот момент крепостническая среда обитания взяла вверх над всеми хорошими чертами характера, что были у Ильи Ильича.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ жизни Обломова
Популярные сегодня темы
- Сочинение Роль Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова
Произведение под названием «Горе от ума» написано гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую литературу, он подобен Александру Сергеевичу Пушкину.
- Сравнительная характеристика Печорина и Вернера из романа Герой нашего времени
Печорин является военным в возрасте двадцати пяти лет. Внешность приятная, он нравился многим женщинам, всегда опрятно выглядел. Он был умным, но злым, всегда готов что-нибудь съязвить в ответ
- Проблема любви в пьесе Гроза Островского сочинение
В пьесе Константина Островского под названием Гроза рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества.
- План рассказа Чудесная лодка Снегирева
Главный герой решил съездить к своему знакомому рыбаку, которого звали Михей. Мужичок каждый день ранним утром ездил на рыбалку на лодке. В реке Северке, около которой он жил, водились большие щуки
- Почему Татьяна полюбила Онегина сочинение 9 класс
А. С. Пушкин в своем произведении Евгений Онегин большое внимание уделил раскрыванию романтических чувств главной героини.
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Смысл жизни Обломова
Илья Ильич Обломов, главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов», является очень любопытным персонажем. Его стиль жизни напоминает реку, вяло текущую в каком-то тенистом парке – спокойный, размеренный, пассивный и очень медлительный. В жизнь Обломова нет места суете или спешке, и практически каждый день герой проводит на любимом диване. Однако в чём же заключается смысл его жизни? Ответ на этот вопрос Гончаров раскрывает на протяжении всего произведения.
С самого детства Обломов не был приучен ни к упорному труду, ни к тяжёлой учёбе. Его родители поощряли некую несамостоятельность и пассивность в детях, поэтому маленький Илюша практически ничего не мог сделать самостоятельно – ни одеться, ни принять решение. Впрочем, что-то остаётся вечным, и даже в сознательные годы Обломов не очень сильно изменился.
Однако невозможно не заметить то, что Обломов, по своей сути, является очень и очень хорошим человеком. У него доброе сердце, он способен проявлять милосердие и сочувствие к другим людям, да и собеседником Илья Ильич является замечательным. Его основная проблема заключается в том, что он так и не повзрослел, навечно оставшись маленьким инфантильным мальчиком где-то там, в самой глубине своей души. Обломова не интересует ни карьерный рост, ни заработок денег, ни самореализация на каком-то поприще, вся его жизнь протекает в мечтах и фантазиях.
На мой взгляд, проблема так называемой «обломовщины» знакома каждому человеку. Желание ничего не делать рано или поздно настигает любого из нас, однако если это состояние становится естественным для человека, наступает кризис личности, ведь без постоянного саморазвития мы деградируем, перестаём развиваться и в итоге просто приходим к бессмысленному и апатичному существованию, которое сложно назвать жизнью.
Я полагаю, что на примере Ильи Ильича Гончаров стремился показать читателям, как человек с изначально хорошими данными, добрым сердцем и светлой душой может практически бессмысленно проживать свою жизнь из-за неспособности принимать решения, отвечать за свои поступки, дисциплинировать себя, да и попросту банально не желая взрослеть и лицом к лицу сталкиваться с реальностью, которая иногда может быть жестокой. Необходимо уметь находить внутренний баланс между тем, что делать необходимо и тем, что делать хочется, и только тогда человек сможет стать по-настоящему гармоничной личностью.
Гости Обломова
На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.
Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.
Смысл жизни Обломова
Иван Александрович Гончаров-это не только русский писатель, чьи произведения актуальные и сейчас, но также и литературный критик. Например, его роман «Обломов» вызывает определенные эмоции у разных поколений, заставляя их в кои-то веки подумать о смысле своей жизни. В произведении присутствует контраст, в качестве которого выступают два героя — это Обломов и Штольц.
Илья Ильич Обломов рос в лени и бездействии. Сам по себе, он был очень активным и интересующимся ребенком. Однако родители, постоянно сдерживающие порывы маленького Обломова, тем самым привили ему безразличие ко всему, что его окружало уже во взрослой жизни. Илья Ильич привык прятаться за этой стеной консерватизма от любых ситуаций и происшествий, которые появлялись вокруг него. Он отвергал всё, что не вписывалось в его размеренный и ленивый образ жизни. Хотя он даже служил когда-то, однако, в карьере служащего он не преуспел, так как Обломову было сложно постоянно быть занятым каким-то делом. И вот он выбирает для себя участь, запертого в четырёх стенах человека, убеждая себя и окружающих, что это всё что ему нужно от жизни.
Полной противоположностью главному герою выступает Андрей Иванович Штольц. Он активный, амбициозный человек, готовый ринуться куда угодно позову друга и даже врага. Штольца родители воспитали как трудолюбивого ребёнка, которому чуждо лениться и просто так просиживать в своей комнате, духовно не обогащаясь. Однако, в его жизни были проблемы с пониманием своего места в жизни. Андрей не способен жить настоящим, он постоянно что-то планирует и никак не может остановиться. Он не живет моментом а лишь загадывает, что же будет потом. Он видит смысл жизни лишь в своем саморазвитие, но, как правило, это не всегда приносит одни лишь радости.
Автор романа не отвечает, что же является смыслом жизни или как же его найти, ведь даже его герои не смогли этого сделать. Они потеряли этот смысл, обрекая себя не на жизнь, а лишь на существование. Тем самым, он взывает к своим читателям, чтобы они не совершили таких ошибок, как герои этого произведения.
10 класс
Волков
Жизнерадостный молодой человек беспечен и весел. Он делится с Ильей последними новостями, хвастается новыми вещами. Гость – модник, любящий щегольнут одеждой из последних коллекций. У него красивая прическа. Жизнь Волкова – бурный праздник. Он успевает за один день посетить 10 разных мест:
«В десять мест в один день – несчастный!».
Волков пытается изменить у Обломова отношение к женщинам. Мысли, а не влюбиться ли, посетили хозяина и тут же растаяли. Насыщенная жизнь не вызвала у Ильи зависти. Он посчитал, что его уравновешенный и спокойный образ жизни, лучше.
Критика
Валентин Михалкович: «Герой фильма – не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры – и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой – вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось.. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности… штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность».
Судьбинский
Гость – бывший коллега Обломова, они вместе служили в канцелярии. Судьбинский имеет говорящую фамилию. Он строитель своей судьбы: делает карьеру, стремится к повышениям, получает награды. Судьбинский пришел проведать друга, позвать его в съездить вместе с ним в Екатерингоф. Рассказ о делах по службе не вызвал интереса у Обломова. Он рад тому, что ему не нужно, как гостю увязать по уши в карьерной «возне». В разговоре друзей поднимается тема сущности человека, которая уходит на задний план, оставляя на поверхности стремление к чинам и выслуживанию. Хороший заработок и вечная занятость – то, к чему хотел призвать Судьбинский сослуживца.
Авторы о фильме
Никита Михалков: «…Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность…»
Александр Адабашьян: «Много лет мы снимали фильмы одной компанией — Михалков, оператор Павел Лебешев, художники Саша Самулекин и я, композитор Эдуард Артемьев, артисты Елена Соловей, Юрий Богатырев и другие. Не менялись даже водитель и кладовщик. Была такая общность, почти семья… Никита обожал снимать Богатырева. Он начал снимать того еще студентом и считал, можно сказать, своим талисманом… В фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Юра неожиданно для всех переродился в абсолютного своего антипода Штольца. Он стал и говорить, и двигаться по-другому. В нем появилась какая-то резкость даже в повседневной жизни…
… Андрей Попов, игравший у нас лакея Захара в «Обломове…», все отказывался бриться налысо, что было необходимо, потому что монтюр — накладная лысина — в кино всегда заметен. А Попов — замечательно красивый, высокий, с благородной сединой, с чудным бархатным голосом, он вечно играл деятелей культуры, профессоров, депутатов Верховного Совета, героев соцтруда… И вдруг такое предложение.
Мы думали, что он откажется играть характерную роль, но он с восторгом, как всякий настоящий артист, схватился за новую для себя работу! Вот только бриться не желал. Тогда Никита подбил нас с ассистентом по актерам Сережей Артамоновым на авантюру. Велел гримерше Ире взять тайком с собой машинку для стрижки волос и бритву. И вот Попов у нее гримируется, и тут открывается дверь, входим мы: Никита, Сережа и я, все трое бритые наголо. Попов нас увидел и тяжело вздохнул. Говорит Ире: «Ладно, пойдем бриться». А она: «Не надо, у меня все с собой». И не успел он опомниться, достала машинку…»
Елена Соловей: «Он чрезвычайно доброжелательный режиссер, меня всегда привлекало его стремление к гармонии взаимоотношений с актерами…
…Как-то у меня не ладилась работа в «Обломове», сняли сцену, а я была недовольна, подошла к Михалкову и сказала: «Мне кажется, сцена не получилась: плохо сыграла». Он ответил: «Ну хорошо, посмотрим на экране», понимая, что дело это деликатное, непростое, и я могу ошибиться, и он. Мы смотрим. Если он соглашается, что сцена получилась неубедительной, она переснимается (такое у нас бывало не раз). Но если она полностью отвечает его художественному замыслу, концепции, то он как автор волен все оставить как есть. Он имеет на это полное право.[…]»
(«Такое встречается не часто. Никита Михалков». Сб. М., 1989).
Пенкин
С предложением поехать в Екатерингоф, пришел к Обломову молодой писатель Пенкин. Но до произнесения цели визита гость рассказал о своей статье, о литературе в целом. Он взбудоражил Илью мыслями о падших людях и изменениях в обществе. Илья даже вскочил с удобной кровати, но это был минутный всплеск. Писать даже ночью — это уж слишком неправильно. Продавать свои мысли – тоже абсурдно. Пенкин сравним у Обломова с машиной, которая крутится, не останавливаясь, каждый день. Жизнь без сна и отдыха — у Ильи Ильича синоним несчастного существования.
Контекст
Михаил Пришвин: «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольги и Штольца). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошел, да как пошел! Вне обломовщины и максимализма не было морального существования в России»
— 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками «Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму «Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина).
Урок по литературе «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова.
Тема урока:
«Один день из жизни Ильи Ильича Обломова.«Парад знакомых» Обломова».
Количество часов:
2 часа.
Цели урока:
• образовательные:
сформировать умение анализировать художественный текст; определить жанр произведения; выявить особенности художественной манеры И.А.Гончарова; определить роль детали в характеристике образа Обломова; определить роль главы про посетителей главного героя;
• развивающие:
развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, развивать творческие способности школьников;
• воспитательные:
воспитывать нравственные черты характера: душевность, доброту, трудолюбие, неприятие лени.
Тип урока:
Урок анализа произведения.
Оборудование:
учебник с текстом.
Ход урока:
I. Организационный момент (3 мин.)
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с романом И.А.Гончарова «Обломов». Тема нашего урока: «Один день из жизни Ильи Ильича Обломова. «Парад знакомых» Обломова». Мы попробуем выявить особенности художественной манеры писателя, определить роль детали в характеристике образа Обломова, выявить противоречия в характере главного героя. Запишите в свои тетради эпиграф к уроку:
«Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью не один)
Бояр старинных я потомок…»
А.С.Пушкин
В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, почему именно данные слова взяты в качестве эпиграфа к уроку, являются ли они объяснением причин апатичной жизни главного героя произведения.
I. Вступительное слово учителя. Создание мотивации и эмоционального настроя на анализ произведения (3мин)
(Вступительное слово учителя об истории создания романа Гончарова «Обломов». Дети внимательно слушают сообщение учителя, отвечают на вопросы с целью определения жанра произведения.)
Замечательное творение И.А.Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Первоначально Гончаров печатает в 1849 «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа» в журнале «Современник». Гончаров хотел продолжить работу, но «все выходило длинно, тяжело, необработанно, все в виде материала». Активная работа над романом началась в 1857 году, когда Гончаров приезжает в Мариенбад. «Постепенный упадок сил, апатия и угрюмость оставляют писателя, и происходит то, что позже назовут «мариенбадским чудом». Буквально за семь недель было создано почти все произведение.
Каков жанр произведения?
(роман)
Назовите признаки романа.
(описывает широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии)
Перед нами не просто роман, а роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии. Это на редкость центростремительное произведение. К центру – главному герою – стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Илья Ильич Обломов – средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту «душу» — значит «разгадать лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность произведения.
II. Первичное восприятие романа (5мин)
(Цель: определить сюжетно-композиционные особенности романа, выявить первичное впечатление о герое.
Учитель задает вопросы на выявление первичного впечатления о герое, а учащиеся отвечают на поставленные вопросы.)
Каковы композиционные особенности романа? Каков сюжет?
(роман содержит 4 части, 9 глава- единственная глава, которая имеет название; композиция – кольцевая (мы впервые видим героя, лежащего на диване, а в конце произведения он умирает, также не отходя от своего дивана. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее ясные черты его личности, посетители в доме Обломова, детство, первая часть заканчивается сном героя. Вторая и третья части – испытание дружбы и любви, раскрытие взаимоотношений со Штольцем и Ольгой Ильинской. Четвертая часть – жизнь на Выборгской стороне, взаимоотношения с Агафьей Пшеницыной, возвращение к прежней жизни, смерть Обломова.)
Какова роль первой части романа?
(первой части романа писатель отводил роль пролога, введения в роман. Здесь совершается как бы представление
героя читателю).
Каковы ваши первые впечатления о герое?
(ответы учащихся)
III. Работа с текстом художественного произведения
(58мин)
(Учитель задает вопросы и задания, акцентирующие внимание учащихся на эмоциональной тональности произведения, делает необходимые комментарии к ответам и репликам учащихся. Дети принимают активное участие в обсуждении вопросов, используют цитаты из текста для аргументации своей точки зрения.)
Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой раскрывает нам образ Ильи Ильича Обломова.
С чего начинает свое повествование Гончаров?
(с характеристики героя)
Прочитаем портретную характеристику героя (часть первая
,
глава 1).
(один из учеников читает портретную характеристику
героя)
Обратите внимание, что возраст героя неопределенный (32-33года). Почему автор делает акцент на этом?
(к этому возрасту уже следует чего-то добиться в жизни: иметь имение, жениться, построить карьеру; это время принятия ответственных решений)
А что имеет Обломов?
(ничего)
Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.
(беспечность, усталость, скука, мягкость, добряк, изнеженность, лень, апатия, «лежание»)
Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к 30 годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, не привычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Одним словом, это изнеженная натура. Но на лице мысль как отражение умственной деятельности героя.
Что мы можем сказать о характере Обломова по его портрету?
(портрет противоречив:
с одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)
А не заложена ли эта противоречивость уже в самом имени героя?
Что символизирует фамилия героя Обломов?
(неудача, апатия, крушение планов, нежелание делать что-либо)
Какой смысл несет в себе имя Илья?
(Илья с древнееврейского означает «божья помощь». Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате» — достойный продолжатель родовых традиций. Настоящее и прошлое слились и перемешались).
Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
(ответы учащихся)
Таким образом, противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
Обратите внимание, как Гончаров заставляет нас принять своего героя таким, каким его изначально задумал. Писатель начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом четко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?».
Каковы эти границы? Куда мы попадаем при чтении романа? В какой город? На какую улицу? В какой дом?
(«В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.»)
Петербург – столица с яркими и замечательными архитектурными постройками, завораживающие своей красотой, огромное количество театров, кино, то есть город, где есть огромное количество возможностей.
Но что нас удивляет?
(удивляет то, что Обломов в этом столичном городе лежит на диване)
Гороховая улица – одна из главных улиц Петербурга, в ней жили представители высшей аристократии, которая вышла уже на покой (отставные чиновники, военные). Это респектабельный, но тихий район. Здесь живут люди, скопившие капитал, чтобы далее вести спокойную жизнь.
Гончаров использует здесь прием ступенчатого сужения образов. Сначала мы попадаем в Петербург, на одну из главных аристократических улиц столицы, затем в большой многонаселенный дом, наконец в квартиру и спальню главного героя.
Каким образом писателем сужаются пространственные границы вокруг Обломова?
(герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване)
Что тем самым хотел сказать нам писатель?
(автор указывает на самоограничение героя, добровольное затворничество, указывая тем самым на ограниченность натуры)
Как описывается обстановка его комнаты?
Прочитаем цитаты из текста(глава 1, часть первая)
(дети читают описание комнаты героя)
Что можно сказать о характере о образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
(комната вполне отвечает своему хозяину. Запустение, неуклюжесть и отсутствие видимости человеческого присутствия)
О чем символизирует закрытые занавеской окна?
(отгороженность от жизни, от внешнего мира)
Композиция, стиль, художественная манера Гончарова обнаруживает прямую зависимость от художественной манеры какого писателя? Образ какого героя напоминает нам образ Обломова?
(Гоголь «Мертвые души», Манилов)
Что сближает и разводит героев?
(Как и в главе о Манилове, вслед за портретом описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, ее окружающие. Кругом пыль, пожелтевшие газеты. У Манилова на столе книжка, которую он читал два года, с закладкой на четырнадцатой странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. Мечты Манилова приземлены и в, конечном счете, все у него сводится к некоему материальному благу: к генеральским почестям, славе в обществе. А Обломов в своем воображении испытывал высокие помыслы, всеобщие человеческие скорби. Обломов убежден, что в реальном мире нельзя осуществить высокие мечты, найти высокие идеалы. А у Манилова все по-другому. Он как раз-то признает и даже высоко ценит светскую жизнь. И все-таки и тот и другой – бесплодные мечтатели.)
В русской литературе, изображая дворянина, писатели огромное внимание уделяли костюму героя. Вспомним Евгения Онегина (на нем панталоны, фрак, жилетка, как денди лондонский одет), рафинированного и утонченного Печорина, который, путешествуя, оставался в крахмальном белье. А Обломов? Во что он одет? На нем халат.
Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется писателем.
Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?
(предпочитает не переодеваться в течение дня без надобности, халат шелковый как показатель состоятельности героя; на нем нет ни одного шва, чтобы хозяин не чувствовал какой-либо стесненности в движениях)
Какой символический смысл несет в себе халат?
(символ покоя, лени; как отражение «Я» Обломова, его сущность)
Обратите внимание на положение домашних туфель героя. Опуская ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.
Деталь – ведущий художественный прием; средство раскрытия характеристики персонажа.
Каковы временные границы вокруг главного героя в первой части?
(первая часть романа повествует об одном дне героя)
Почему автор выбрал именно этот день? Что происходит за это время?
(типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты нарушают привычный распорядок)
Парад гостей во второй главе – еще один прием раскрытия характера Обломова. Этот парад искусственен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.
Перечислите посетителей Обломова.
(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев)
Какой единый церемониал надлежало соблюсти гостям в доме Обломова?
(звонок в передней как сигнал к появлению гостя, приветствия, установление дистанции, приглашение Обломова на прогулку и его отказ, попытка Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях» каждому из посетителей и реакция на это последних, уход гостя и комментарии Обломова по факту визита)
Проанализируем
детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова (часть первая, глава 2). В ходе анализа заполним таблицу:
Парад гостей.
Первым появляется у Обломова Волков. Какие детали, характеризующие облик и суть деятельности, отмечает И.А.Гончаров? Прочитаем.
(«блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано, даже любовь с Лидинькой.)
Как Волков реагирует на попытку Ильи Ильича рассказать о «двух несчастьях»?
(не дает сказать ни слова, переводит разговор на интересующую его тему)
О чем это говорит?
(о его равнодушии к Илье Ильичу)
Почему Обломов считает Волкова несчастным?
(«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»)
В чем смысл жизни этого героя?
(светские вечера, светская жизнь)
Волков олицетворяет собой светский Петербург.
Следующий посетитель — это Судьбинский – бывший сослуживец Ильи Ильича.
К каким художественным деталям описания гостя прибегает писатель? Прочитаем.
(Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом», «с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой», «сколько дела — ужас», «меня очень ценят».)
Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. И дело не только в том, что он не умеет трудиться, а в том, что тупая тараканья погоня за чинами не дает ничего душе.
Какова его реакция на попытку Обломова рассказать о «двух несчастьях»?
(уходит от разговора)
Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
(«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»)
Олицетворением чего является Судьбинский?
(олицетворение карьеризма)
Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе.
Как характеризует гостя писатель? Прочитаем.
(ответы учащихся)
Каковы темы его творчества? О чем они свидетельствуют?
(темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».)
Как ведет себя Обломов при разговоре с Пенкиным?
(кричит, с жаром выступает, тема их разговора пробудила Обломова к спору; он встает ненадолго с дивана, но и здесь Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.)
Почему и его Обломов считает несчастным?
(«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»)
(После заполнения таблицы учитель подводит итог, систематизируя полученные рассуждения и выводы по каждому из посетителей. Дети делают записи в тетради.)
Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью.
Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков, начальником отделения, как Судьбинский, писателем, как Пенкин. Обломов же уходит в созерцательное сознательное бездействие, желая сохранить свое человеческое достоинство и свой покой.
III. Подведение итогов (3мин)
Соответствует ли подобранный эпиграф к уроку теме и проблеме романа? Являются слова А.С.Пушкина объяснением причин апатичной жизни героя?
(ответы учащихся)
В начале урока каковы были ваши впечатления о герое?
(ответы учащихся)
А после разбора отдельных эпизодов ваше отношение к герою изменилось?
(ответы учащихся)
Почему Обломов такой? Всегда ли халат, домашние тапочки, диван были спутниками героя?
Найти ответы на эти вопросы нам поможет разбор и анализ глав, где повествуется о детстве Обломова и его сне, которые мы рассмотрим на следующем уроке.
IV. Домашнее задание (2мин)
Напишите развернутый ответ на вопрос в письменной форме: «Меняется ли ваше отношение к Илье Ильичу после «парада знакомых»?»
Выводы
Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом «День сурка». В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном и том же дне. Казалось – день закончился. Ночь, сон. Затем утро – и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и «накоплению» позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж — не старый (32 – 33 года) помещик Обломов Илья Ильич — не только на двенадцать лет «плотно застрял» в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.