Отзыв на рассказ Валентины Осеевой «Бабка»
Валентина Осеева в своем рассказе «Бабка» описывает жизнь мальчика Бори. Герой живет с родителями и со своей бабушкой, отношение к которой потребительское: иначе как «бабка» её не называют. В семье старушка является лишним человеком. Хоть она и заботится о каждом, но за это получает только грубое к себе отношение. За её спиной семья говорит о том, что она уже зажилась и является лишним ртом.
Отношения между бабушкой и её внуком Борькой находятся в центре рассказа. Мальчик, видя отношение своих родителей к бабушке, ведет себя точно так же и остается безнаказанным.
На меня произвел впечатление эпизод, когда бабушка простит внука прочитать ей газету, так как она не училась грамоте. Борька начинает учить её буквам, собираясь научить читать. И как только они начинают заниматься, Борьку зовут гулять, и он бросает все дела. В обучении бабушки была проблемная точка – она все никак не могла запомнить, что буква «ш» пишется с тремя палочками, а не с четырьмя. И грустно наблюдать, как старушка остается одна, берёт в руки газету, подходит к окну и пытается разглядеть знакомые буковки: «Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу. — Три палки… три палки… — радовалась она». Как видим — помощи она не получила.
Борька понимает, что так быть не должно, да и его товарищ даёт понять, что семья героя неправильно относится к бабушке. Мальчик задумывается и начинает меняться, даже пытается изменить отношение родителей к пожилой женщине.
Родители не слышат, что им говорит сын, думая, что он ребенок и ничего не понимает. Очень показательным является момент прихода гостей к ним в дом. В этот день бабушка сидела на почетном месте, и родители накрывали на стол. Они прекрасно понимают, что со старыми людьми нужно обращаться почтительно, но делают это только ради общественного одобрения. После, за своё же лицемерие, они ругают бабушку, которая даже и не просила их так себя вести. «Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец. — И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать».
Со временем бабушке становилось всё хуже, ходила она тише и всё присаживалась. Но и в этом родители находят повод пошутить. Так, отец говорил, что бабка в землю врастает, а мать ругала её за медлительность.
Бабушка умирает так же тихо, как и существовала в этом доме – сидя в кресле с вязаньем, по всей видимости, ожидая Борьку из школы. Похоронили… Мать стала разбирать бабкины вещи. Открыв сундук, она видит маленький башмачок, который когда-то в детстве носила, и шкатулку, в которой бабушка оставила то, что хотела подарить своей семье. Больше всех переживает утрату Борька. В конце рассказа мы наблюдаем, что, видя пакетик с леденцами из этой шкатулки, который оставила ему бабушка, он хватает его и убегает из дома. На пакетике была надпись большими печатными буквами «внуку моему Борюшке», а в букве «ш» снова четыре палочки… «Не научилась, — подумал Борька». И самое интересное, что ребёнок, переживающий такие сильные эмоции, не идет домой, а просто бесцельно бродит до вечера. Скорее всего, он понимает, что дома его не поймут. Возвращается он со свежей глиной на коленях и распухшими от слез глазами.
Этот рассказ многому учит. Осеева показывает лицемерие родителей и влияние их примера на поведение ребенка. Я считаю, что, если бы родители относились с уважением к старому человеку, это бы передалось и сыну, ведь дети — зеркало родителей.
Кроме того, мы видим, что человек способен меняться. Жаль только, что он осознает необходимость перемен только тогда, когда сталкивается с последствиями своего поведения. В рассказе прослеживаются отношения в семье, писательница дает нам понять, что недопонимания в семье не должно быть. Я с этим также согласна.
Это произведение стоит прочитать как детям, так и взрослым. Проблемы в семье, ссоры всегда были и будут, но я думаю, прочитав этот рассказ, каждый сделает для себя необходимые выводы. Лично меня рассказ тронул до слёз. Начинаешь задумываться над тем, что ты многого не ценишь в своей жизни, а время неумолимо бежит.
Автор материала: А. Цоцко (11 класс)
Главная героиня рассказа «Бабка» — пожилая женщина, которая живет в семье своей дочери. Муж дочери, Петр и ее сын, Боря, относятся к героине рассказа пренебрежительно и называют ее «бабкой». Старая женщина постоянно хлопочет по дому, чистит вещи, готовит еду, вяжет. А Петр с Борей только ворчат на нее и ругают за нерасторопность. И даже родная дочь делает ей замечания, призывая более экономно тратиться на хозяйственные расходы.
Бабушка с любовью относится к внуку, торопится покормить его, когда тот приходит из школы. Но когда она, неграмотная женщина, просит Борю почитать ей газету, тот недовольно отказывает и советует самой научиться читать. Он даже пытается учить ее грамоте, но надолго его терпения не хватает.
Однажды Боря пришел домой с товарищем. Товарищ его вежливо поздоровался с пожилой женщиной. Боря этому очень удивился. Ни он сам, ни его отец никогда так не говорили с бабкой. Но товарищ объяснил ему, что в его доме тоже есть пожилой человек, и вся семья считает его главой семьи и относится крайне уважительно. С тех пор Боря стал задумываться о том, что в их семье отношение к пожилому человеку не совсем правильное.
А когда бабушки Бори не стало, в ее сундуке нашлась шкатулка, в которой лежали теплые вещи, связанные бабушкой для родных людей. А внуку Боре она оставила еще и пакетик леденцов, неумело подписанный печатными буквами. Зная, что бабушка не умеет читать, мальчик понял, насколько трудно ей было сделать такую надпись. И он осознал, как сильно его любила бабушка, которую в семье все пренебрежительно называли «бабкой».
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Осеевой «Бабка» заключается в том, что пожилых людей надо уважать. Они прожили долгую жизнь и испытали много трудностей. Они вырастили детей, внуков, пережили невзгоды и лишения и заслужили уважительное отношение к себе. Рассказ учит быть внимательными и заботливыми по отношению к своим близким.
В рассказе мне понравилась главная героиня, бабушка мальчика Бори. Она искренне любила своих близких, и неустанно заботилась о них, невзирая на то, как они пренебрежительно к ней относились. Пожилая женщина до самого последнего дня своей жизни старалась быть полезной для родных людей.
Какие пословицы подходят к рассказу «Бабка»?
С кем поведешься, от того и наберешься.
Словам старшего внимай.
Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Осеева «Бабка». Как заполнить читательский дневник по пунктам? Подскажите пожалуйста
Валентина Осеева «Бабка». Как заполнить читательский дневник по следующим пунктам:
- Автор, жанр произведения.
- Чему учит рассказ.
- Мальчик Борька — ребенок в семье, который понимает, что старших надо уважать, но не делает этого.
- Школьный товарищ Борьки — удивился, что в семье так плохо относятся к старшим.
- Борька, вместо того, чтобы читать газету учит бабку грамоте;
Заполним читательский дневник к произведению Овсеевой «Бабка».
Автор: Овсеева Валентина Александровна.
Жанр: рассказ.
Главные герои рассказа В.Овсеевой «Бабка»:Главная мысль рассказа Овсеевой «Бабка» в том, что нужно отвечать добром на добро. Рассказ Овсеевой «Бабка» учит быть добрыми и сострадательными, заботиться о своих родителей и проявлять милосердие.
Отзыв к рассказу Овсеевой «Бабка» для читательского дневника:
Этот рассказа мне очень понравился, хоть он и печальный. Было очень жалко бабушку, которая не заслуживала такого отношения. Очень радует, что хотя бы внук понял, что поступил неправильно. Рассказ очень трогательный, поэтому его интересно было прочитать.
Иллюстрация (рисунок) к рассказу Овсеевой «Бабка»:
Читательский дневник по произведению «Бабка» можно заполнить так:
Произведение «Бабка» является рассказом, и он принадлежит перу Валентины Александровны Осеевой.
В рассказе немного героев, и их всех можно назвать главными. Но самой главной героиней является бабка, которая в преклонном возрасте продолжает вести хозяйство и ухаживает за всеми домочадцами.
Охарактеризовать героев можно таким образом:__
Представить краткое содержание рассказа можно таким образом:__
Главная мысль рассказа состоит в том, что людей пожилого возраста нужно любить при жизни, помогать им и заботиться о них.
Автор призывает нас внимательно относиться к людям преклонного возраста, ведь они прожили нелегкую жизнь, но смогли воспитать детей. Рассказ учит нас вести себя по отношению к старикам и старушкам вежливо, быть ласковыми и почтительными. Нужно стараться окружить их заботой и теплом, дабы на старости лет они не испытывали недостатка во внимании близких.
Рассказ показался мне трогательным и грустным, ведь старенькая бабушка заботилась о родных людях, а взамен получала лишь грубость и недовольство. Мне было очень жалко бабулю, с которой даже внук Боря нередко был груб и невнимателен. Постепенно мальчик понял, что с пожилым человеком нужно вести себя ласково, и он стал уделять бабушке больше внимания. Он даже пытался осадить своих родителей, когда те ругали старушку.
К сожалению, бабушка умерла, и это очень расстроило Борьку – теперь он осознал, что это огромная потеря. Я надеюсь, что мальчик будет относиться к своим постаревшим родителям по-другому. Автор призывает нас окружать людей преклонного возраста вниманием и любовью, и помнить, что старики очень нуждаются в нас. К пожилым людям следует относиться почтительно и нужно стараться делать их жизнь хоть немного радостней.
Рассказ интересный и поучительный, и я рекомендую его к прочтению всем, кто пока еще с ним не знаком.