Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Бумажная победа» и их характеристика
- Гена Пераплетчиков. Больной, одинокий мальчик, не имеющий друзей.
- Мать. Добрая и умная женщина.
- Бабушка. Старая и заботливая.
- Женька Айтыр. Ловкий, смелый, красивый.
План пересказа рассказа «Бумажная победа»
- Ранняя весна
- Генка на улице
- Грязь и смех
- Совет бабушки и мамы
- Приглашение ребят
- Ужас Генки
- Праздничный стол
- Музыка
- Игра в фанты
- Бумажные игрушки
- Счастье Генки.
Кратчайшее содержание рассказа «Бумажная победа» для читательского дневника в 6 предложений
- Когда Генка выходил на улицу, над смеялись и его дразнили, он был несчастным ребенком.
- Мать мальчика решила позвать ребят со двора на день рождения Генки.
- Гена с ужасом ждал прихода своих врагов и делал бумажный кораблик.
- Дети пришли, сели за стол, поели и стали слушать как мать Гены играла на пианино.
- Мать предложила сыграть в фанты, а Гена стал делать из бумаги фигурки для ребят.
- Все улыбались ему, восхищались его умению, и Гена впервые был счастлив.
Главная мысль рассказа «Бумажная победа»
Любой человек заслуживает уважения, надо просто уметь видеть в человеке его достоинства, а не недостатки.
Чему учит рассказ «Бумажная победа»
Рассказ учит никого не обижать напрасно, не смотреть на чужие недостатки, а уметь видеть чужие достоинства. Учит сочувствию и доброте. Учит тому, как надо находить друзей.
Отзыв на рассказ «Бумажная победа»
Мне понравился этот рассказ, хотя в начале Гену было очень жалко. Он казался таким несчастным. Но у любого человека есть свой талант, и этот талант всегда привлекает людей. Поэтому и Гена нашел своих друзей, ведь он лучше всех делал фигурки оригами.
Пословицы к рассказу «Бумажная победа»
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Неказист парень, да талантлив.
Не родись дитя хорошее, а родись талантливое.
Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.
За доброе дело жди похвалы смело.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Бумажная победа»
Ранней весной Гена Пераплетчиков вышел на улицу. Помимо нелепой фамилии, мальчик ходил прыгающей походкой, у него был заложен нос, и у него не было отца. Все это вместе делало Гену очень несчастным человеком.
На улице было тепло, играли девочки и мальчики. Вдруг рядом упал ком земли и облил лицо мальчика грязью. Следом летел второй и третий. Гена побежал, а вслед ему неслись обидные стихи и смех. Кидался Колька Клюквин, кричали девочки, а позади них стоял ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.
Генка бросился к подъезду, из которого выходила его бабушка.
Вечером мама и бабушка мальчика обсуждали, почему дети обижают Генку. Мать предложила испечь пирог и позвать всех детей на день рождения к Генке. Бабушка возражала, называя детей бандитами, но мать настояла на своем.
Через две недели мать сказала Гене, чтобы он позвал детей на день рождения. Гена отвечал, что не хочет никого приглашать, и тогда мать сама вышла во двор и пригласила всех, в том числе и Женьку Айтыра.
С большим страхом Гена ждал прихода своих непримиримых врагов. Он сидел за столом и складывал бумажный кораблик. Он был большой мастер этого дела. Гена часто болел и долгими днями занимался тем, что складывал из бумаги разные фигурки.
Ровно в четыре пришли гости и чинно расселись за столом. Мать предложила выпить за здоровье Гены и все выпили домашней шипучки
Потом мать села за пианино и стала играть «Турецкий марш», потом Шуберта.
Айтыр увидел маску Бетховена и насторожился, узнав, что это немецкий композитор. Но мать сказала, что Бетховен умер задолго до фашизма, и стала играть Бетховена.
Наконец пирожки и конфеты были съедены и мать предложила играть в фанты. Айтыр крутил в руках недоделанный бумажный кораблик, потом поставил его на стол и сказал, что это будет его фант.
Гена двумя движениями закончил кораблик, а мать попросила его сделать фанты другим детям. Гена стал делать из бумаги лодки, корабли, солонки, хлебницы.
Едва он заканчивал очередную фигурку, ее сразу выхватывала чья-нибудь нетерпеливая рука. А ребята, забыв про фанты, просили Гену сделать еще и еще. Все улыбались и благодарили Генку.
А Генка был счастлив. Он был не хуже других. Мало того, дети восхищались его чепуховым талантом и были совсем не злыми.
Айтыр разобрал свой кораблик и пытался сделать его снова. Он назвал Генку по имени и попросил помочь.
Мать улыбалась и мыла посуду.
А счастливый Генка раздаривал бумажные игрушки.
Детские рассказы современной писательницы Людмилы Улицкой осмысляют важные проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение. Это и осознание себя, и детские конфликты, которые могут в дальнейшем перерасти в проблемы во взрослой жизни, это и школьная жизнь. Очень многие ее детские рассказы включают ее воспоминания о своем детстве. Писательница родилась в 1943 году, и во многих ее рассказах герои – дети, живущие в тяжелое, голодное послевоенное время, учащиеся жить и выживать в эпоху безденежья и разрухи.
«Бумажная победа» — рассказ, в котором также затрагивается тема воспитания детей в тяжелое послевоенное время, когда многие остались без родителей. Война ожесточила и подрастающее поколение, отучила детей от жалости и сострадания, не давала им верить в сказки. Дети войны повзрослели рано, но это все еще дети, и они становятся героями этого произведения.
Содержание рассказа «Бумажная победа»
Главным героем рассказа является болезненный, хрупкий и слабый мальчик Геня. Он растет в интеллигентной, культурной, образованной и творческой семье, получает в семье огромное количества опеки и внимания из-за своей болезненности. Геня в глазах других детей жалок: он несамостоятелен и не умеет за себя постоять, и оттого другие дети видят в нем объект издевок и насмешек. И для подростков это абсолютно нормальное поведение. Даже сейчас, в современных школах постоянно возникают ситуации, когда в классе одного, более слабого и жалкого ученика, травят остальные. И, казалось бы, этак ситуация неизменна, однако Людмила Улицкая доказывает в своем рассказе обратное.
Основным событиям рассказа является день рождения Гени, на который его мама приглашает всех хулиганов из его класса. Когда «враги» мальчика приходят к нему домой, они видят Геню с другой стороны и имеют возможность оценить своего болезненного и обычно жалкого одноклассника по-новому, исходя из его человеческих качеств и талантов. Они слушают его мать, которая увлечена музыкой, смотрят на то, как Геня складывает из бумаги сложные игрушки. Этот глупый и, казалось бы, ненужный талант жалкого для них одноклассника заставляет их задуматься, увидеть в нем человека и поменять свое мнение.
Смысл рассказа «Бумажная победа»
Рассказ имеет метафоричное название и вместе с тем отсылает на сразу же к орудию, с помощью которого главному герою удается победить предвзятость, грубость и издевки своих одноклассников, завоевать их доверие и любовь. Бумажные фигурки – это одновременно и символ чистоты сердца главного героя, который не дает обидчикам отпор и принимает их у себя на дне рождения, и символ божественного света, который осеняет жестокие сердца детей и дает им возможность прозреть, ощутить укол совести и изменить свое отношение к Гене. Улицкая в своем рассказе обращается к теме качественного перерождения души под прикосновением светлого, доброго, божественного, которое ранее было для детей недоступно. И при этом писательница облекает светлые образы в оболочку материализма, пропитывая свое произведение духом того времени, когда вера в божественное была под запретом.
Герои Уликой просты и понятны. Это не сложные личности, это обычные дети со своими простыми устремлениями, такие, каких полно в школах и детских садах, те дети, которые судят мир и видят его не с высоты своего опыта, а с точки зрения своих подсознательных стремлений и убеждений. И пусть этот рассказ затрагивает тему голодного послевоенного времени пусть дети в рассказе жестоки после пережитых недетских впечатлений во время войны, они все равно остались детьми, и невинный, ненужный талант Гени впечатляет их, растапливает их сердца и возвращает им немного детской наивности и веры в чудо.
Анализ рассказа Людмилы Улицкой
«Бумажная победа»
1. Как писательница раскрывает
психологию детей, их взаимоотношения друг с другом.
Людмила Улицкая – один из самых успешных и
модных авторов. В 2004 году она была признана лучшей писательницей года.
Рассказ «Бумажная победа» входит в сборник «Детство сорок девять» — про
послевоенное детство (в 1949 году ей было 6 лет, она родилась в Давлеканово, в
Башкирии, её семья была в эвакуации). После войны они уехали обратно в Москву.
Героями многих рассказов А.Улицкой являются дети. Сама писательница призналась,
что сегодня работает над серией качественной литературы для детей.
В рассказе «Бумажная победа» Геня Пираплётчиков – болезненный, жалкий,
несамостоятельный, не умеющий постоять за себя мальчик.
Уже в 1-ом предложении описание природы: ветошь человеческого жилья, и грязная
вода, и появление главного героя – всё в одном ряду. Изображение природы
помогает лучше понять состояние персонажа. Показана дисгармония в природе, ведь
весна – самое лучшее время года, когда всё просыпается, возрождается. А в душе
у Гени кошки скребут, потому что дисгармония не только в природе, но и между
детьми. Остальные дети презирают Геню, постоянно унижают его. Такие отношения
между детьми характерны для подростков. Они не умеют жалеть, порой бывают и
жестоки по отношению к своим сверстникам, если они выглядят жалко на общем
фоне. Но это только поначалу. По мере того как развиваются события, отношения
между детьми кардинально изменяются. Когда враги, как считал Геня, пришли к
нему на день рождения, они увидели его совсем с другой стороны. Они оценили и
игру его мамы, и его «великий талант». Герой увидел, что они не злые. Автор
показывает, что психология героев изменилась: Геня почувствовал себя уверенным,
нужным. А бывшие враги, даже Женя Айтыр, ловкий и бесстрашный, увидел в нём не
обыкновенного человека, а личность, у которой есть замечательный талант делать
из бумаги разные фигурки. Я думаю, что автор не зря наградил своего героя именно
таким даром: он близок детям и на первый взгляд кажется не таким уж и сложным.
Надо отметить и то, что внутреннее состояние своих героев автор показывает
через ёмкий психологический портрет, например, Женька Айтыр (в слове «Айтыр»
слышится батыр, богатырь, то есть сильный человек) – ловкий и бесстрашный. Этих
двух эпитетов достаточно, чтобы представить главного врага Гени. А портрет Гени
таков: странная прыгающая походка, всегда заложен нос, губы сохнут, поэтому его
и обзывают, и забрасывают грязью. («Кто из вас без греха, бросьте в неё
камень»?).
Таким образом, автору удалось показать внутренний мир героев, объяснить их
поступки, проследить, как меняется отношение детей друг к другу. Это говорит,
конечно, о громадном таланте Людмилы Улицкой, для которой не существует
мелочей: у неё всё продумано. Поэтому мы так хорошо и представляем себе героев
и динамику развития их отношений.
2. Приёмы создания образов главных
героев рассказа – взрослых и детей (портрет, особенности речи).
В рассказе Людмилы Улицкой изображены два
мира – взрослые и дети. Взрослых немного: мама и бабушка. Даётся достаточно
ёмкий портрет бабушки: «…крохотная бабуська в бурой шляпке с вечнозелёными и
вечноголубыми цветами над ухом… Мёртвая потёртая лиса, сверкая янтарными
глазами, плоско лежала у неё на плече.» Слово «бабуська» — оценочное, то есть
бабушка – совершенно безобидное существо, прожившее долгую жизнь. Эта шляпка с
вечнозелёными и вечноголубыми цветами, мёртвая лиса говорит о её возрасте, о
её беззащитности, о том, что она не совсем понимает и принимает современную
жизнь (она боится дворовых детей, считает их ворами и бандитами). Её пугает
предложение матери Гени, но внука жалко, поэтому она вынуждена согласиться.
Бабушка привыкла чрезмерно опекать Геню: провожала его в школу, ждала,
наматывала зелёный шарф и за руку вела домой. Может быть, такая чрезмерная
опека тоже повлияла на отношение других мальчиков к Гене. Бабушка –
интеллигентный человек, она гордится тем, что у них дома хранится маска
великого композитора Бетховена. Её удивляет желание Гени спрятать маску.
О маме мы узнаем из отдельных деталей. Портрета её мы не видим. Наверно, он
не так уж и важен. На основании деталей складывается образ женщины
интеллигентной, спокойной, умной, любящей музыку, чуткой, а главное – очень
переживающей за своего сына. Она готова на всё, лишь бы ему было хорошо. Это,
пожалуй, желание любой матери, видящей страдания своего ребёнка. И мать
решается на отчаянный поступок: приглашает «бандитов» и «воров» в
гости, на праздник. И праздник этот удался: музыка в её исполнении и
«чепуховый» талант сделали, казалось бы, невозможное.
Речь мамы и бабушки – речь правильная, речь образованных культурных людей.
Мама – хорошая хозяйка, она приготовила самодельную шипучку, испекла сладкий
пирог. На столе были и конфеты. А время -то послевоенное, тяжело, наверно, всё
это далось. Но чего не сделаешь для любимого сына!
Дети. Геня. Автор создает его портрет с помощью деталей: странная прыгающая
походка, заложенный нос, сухие губы, у него нет и не было отца. Даже фамилия у
него нелепая. Всё делает Геню глубоко несчастным человеком. Его забрасывают
грязью, обзывают. А он – беззащитный, слабый, поэтому он одинок.
Совсем другим стал Геня в день своего рождения, поистине, это второй день
рождения. Мальчик чувствовал себя счастливым, таким, как все. Это повышает
самооценку главного героя. Ощущение того, что он ничем не хуже других очень
важно для подростка. Вчерашние враги заворожены талантами семьи Гени: музыка,
игрушки из бумаги.
Рассказ заканчивается словами:
«Счастливый мальчик раздавал бумажные игрушки». Хочется верить, что и на другой
день, и в последующие дни это ощущение счастья останется.
Враги Гени – это все дворовые ребята. Колька Клюквин, который кидается грязью,
потому что он на побегушках у Жени Айтыра. Вот Женька Айтыр – это да! Он
ловкий, бесстрашный, сильный. К примеру, когда мать приглашает всех в гости,
она отдельно обращается к Женьке. Еще одна, на мой взгляд, важная деталь: холодные
и взрослые глаза этого мальчика. Может быть, война сделала его раньше времени
взрослым? То, что война наложила на него отпечаток, говорит эпизод с маской,
когда он узнал, что Бетховен – немецкий композитор. Мать понимает, что если
Женька согласится, то и остальные придут. Так оно и случилось.
В конце рассказа перед нами другой Айтыр. Когда у него не получилось сделать
заново кораблик, он тронул Геню за плечо, обратился по имени и попросил
помочь. Это вселяет надежду, что Женька Атыр – не пропащий человек, есть в нём
человеческое.
Из детей ещё упоминаются белёсые сестрички, которые принесли букет жёлтых
одуванчиков (всё-таки подарок!) Они завороженно наблюдают за игрой матери.
Есть еще Валька Боброва, которая разглаживает на острой коленке серебряную
фольгу (наверно, не часто приходится есть конфеты).
Рассказ написан простым, доступным языком. Есть диалоги. Геня произносит всего
лишь фразу: «Я никого не хочу. Не надо, мама.» Именно эти слова и выражают его
состояния в начале рассказа. А потом слова стали и не нужны, потому что он показал
себя «великим мастером бумажного искусства».
И Айтыр произносит несколько фраз:
1) – А что? Я приду, — спокойно ответил Айтыр.
2) – Теть Мусь! А это кто? Пушкин?
3) – Немецкий? – бдительно просил Айтыр (видимо, хотел обвинить семью Гени
положительном отношении к фашизму).
Но мать сумела спасти ситуацию. Первые реплики звучат несколько агрессивно. А
вот последняя реплика носит совсем другой характер:
— Гень, посмотри-ка, а дальше как?
Тут уже звучит просительная интонация.
Таким образом, Людмиле Улицкой удалось создать такие образы взрослых и детей,
которые запоминаются, не оставляют нас равнодушными.
3. Роль детали.
Что такое детали? Это выразительная
подробность. В рассказе Л.Улицкой использовано их достаточно много. Например,
портер героя не описывается подробно, а даётся через отдельные детали:
прыгающая походка, всегда заложен нос. Всё это рисует не очень приятного по
внешности мальчика. Портрет матери тоже складывается с помощью деталей: она
переживает за сына, поэтому хочет пригласить в гости тех, кто обижает Геню.
Этот поступок говорит о том, насколько она любит своего сына. А вот бабушка
(«…крохотная бабуська в бурой шапке с вечнозелёными и вечноголубыми цветами над
ухом… Мёртвая потертая лиса, сверкая янтарными глазами, плоско лежала к неё на
плече.») была против предложения матери. Бабушка считает, что мать собирается
позвать в гости бандитов и воров. Такие детали, как мёртвая лиса, вечнозелёные
и вечноголубые (авторский эпитет)цветы говорят о том, что бабушка живёт
какой-то ненастоящей жизнью. Но и ей жалко мальчика.
И внутреннее состояние матери тоже передано через детали: «хмуро отозвалась»,
«холодно ответила». Обстановка дома, в котором живёт Геня, тоже дана через
детали. Пианино, книжный шкаф, ноты, маска Бетховена — это предметы-символы,
за которыми стоит целый мир. Пианино, ноты – это мир музыки. А музыка – самое
символичное из всех искусств, потому что влияет на человека без слов. Музыка
подействовала: дети слушают Шуберта, Бетховена. Очень интересна такая деталь,
как маска. Обычно в доме можно увидеть портрет какого-то выдающегося человека
или его бюст. Но маска? Маска – важный компонент всех культур, позволяющий
человеку представить свой страх. Маска почиталась как лик, святыня. К маскам
относились как к вместилищу духов или богов. Часто маска имела свой храм и
охранялась приставленным для этого жрецом. Маску подарила мамина учительница,
поэтому мать можно назвать «жрецом», хранительницей. Именно поэтому на детей
так благотворно подействовала музыка.
С помощью деталей мы узнаем о том, когда происходят события: «какая мама
талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию…»,
«Он давным-давно умер. Больше ста лет назад. Задолго до фашизма»( Это о
Бетховене). Музыка, книги – это вечные ценности, поэтому можно говорить о связи
времён: до войны, после войны, современность.
Кульминацией рассказа является, конечно, день рождения. Детали, с помощью
которых показан этот праздник для всех, помогают лучше понять характеры героев,
их состояние. Например, а начале рассказа дети обзывают Геню: «Генька хромой,
сопли рекой!» А на дне рождения Геня достал из кармана платок, утёр нос, но
никто не обратил на это внимания. Эта деталь говорит о том, что он теперь стоит
с ребятами на одном уровне, и он очень счастлив, ведь сам Айтыр впервые
обратился к нему по имени, причём не просто обратился, а «попросил». Вот так с
помощью немаловажных деталей автору удалось показать мир детей одного двора
после войны (рассказ «Бумажная победа» — последний в сборнике «Детство сорок
девять»).
Немного смущает название рассказа: почему «бумажная»? Скорее всего, потому что Геня
– великий мастер по изготовлению фигурок из бумаги. Но победил в этой войне не
только он, победили и дети: они победили свою злобу и презрение. А это самое
главное.
4. Средства художественной
выразительности, их роль в тексте.
Для рассказов Людмилы Улицкой характерно
сильное абзацное членение текста. Как известно, новый абзац означает начало
новой мысли, нового действия. Значит, в рассказе много мыслей, много действия,
и всё это подчёркивает автор. Кроме того, Л.Улицкая показывает отдельные
фрагменты действительности, актуализирует отдельные элементы картины (к примеру,
описание весны в начале рассказа). Все эти приёмы отвечают жанру рассказа.
Использован синтаксический параллелизм, усиленный анафорой «помимо того» (2,3,4
абзац).
Есть градация: недостатки Гени Пираплётчикова описываются по нарастающей, чтобы
показать, насколько несчастен герой.
Чтобы еще более выделить отдельные моменты жизни Гени, автор использует
парцелляцию: «отцов не было у половины ребят. Но в отличие от других… у него
отца не было вообще». Мы понимаем, что для мальчика это очень большое горе. Для
передачи отношения Гени к ребятам автор использует оксюморон: «старался не
думать о том, как сейчас в дом ворвутся шумные, весёлые, непримиримые враги».
Рассказ начинается с подчинительного союза «когда», который готовит читателя к
какому-то событию, что-то должно произойти.
Выразительность достигается и с помощью индивидуально-авторских эпитетов:
весеннее-зимние болезни, неправдоподобно тепло, поднебесный гул, самодельный
стишок.
А метафорический эпитет «счастливая листва» отражает эмоции Гени, которому с
наступлением весны удалось выйти во двор, за жизнью которого он, болеющий почти
каждую неделю, зимой наблюдал из окна.
Вообще в тексте много эпитетов:
черный снег (показывает состояние Гени);
великий мастер (автор стремится изменить отношение к герою).
В 6-ом абзаце есть предложение: «Старуха
из 7-ой квартиры…» — суффикс «ух» передает неприязнь мальчика к этому человеку.
Поскольку главный герой – мальчик, подросток, то и предложения построены так,
как об этом рассказал бы он сам. Использована диалогическая речь.
На морфологическом уровне можно отметить обилие глаголов и глагольных форм
(причастий и деепричастий, придающих тексту динамичность).
Метафора «деревья готовы взорваться листвой» говорит о том, что мир заполнен
жизнью.
Сравнение «как звонкое копьё» помогает
понять болезненность дразнилки.
С помощью разговорных слов «шлёпнуться», «
пустился вприпрыжку» и других создаётся дворовая обстановка.
Рассказ построен на антитезе (Геня и
другие), есть и отдельные случаи противопоставления: легко играющая женщина и
плохо одетые дети. В начале рассказа – война, в конце – мир.
Чтобы показать, насколько счастлив Геня,
использован лексический повтор: «..лица не злые. Они были совершенно не злые».
Заканчивается рассказ фигурой умолчания,
значит, слова больше не нужны.
Благодаря всем этим средствам
художественной выразительности рассказ получился очень ярким и динамичным.
Рассказ в целом отличает лаконичность, но
при этом его отличает глубина, автор заставляет переживать за Геню. И мы
искренне радуемся счастливому финалу.
5. Приёмы изображения внешнего мира
в тексте и его соотнесённость с внутренним миром героев.
Действие в рассказе начинается с описания
природы: «Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и из грязной воды
выплыли за зиму отбросы человеческого жилья – ветошь, кости, битое стекло – и в
воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий
запах весенней земли…».Весна…Но она какая-то неприглядная, некрасивая: чёрный
снег, грязная вода, отбросы. Такой весну может увидеть только тот, у кого в
жизни не всё хорошо. Действительно, Геня Пираплётчиков глубоко несчастный
подросток, потому что все другие дети его обижают. Из-за этого очень
переживают его мать и бабушка.
Внешний мир против этой семьи: всё
разбухшее, переполненное в природе – и сердца Гени, матери, бабушки тоже
готовы разорваться от отчаяния. И мир дворовых подростков настроен враждебно,
потому что Геня не такой, как все. Он часто болеет, у него неладно с носом, у
него совсем не было отца. Автор показывает, насколько далеки два мира: Гени и
его семьи и мир двора, который спокойно наслаждается жизнью и теплом.
Очень важен эпизод праздничного обеда (это
кульминация рассказа). У Гени побледневшее лицо, его сердце «едва не
остановилось», он с ужасом ждал прихода гостей. А те ведут себя совершенно
спокойно. Они удивляются тому, что привычно для Гени: музыке, маске Бетховена.
Этим автор подчёркивает, что Геня и дети – из разных миров.
Наладить контакт помог «пустяковый» талант
Гени. Дети были в восторге от фантов, которые так легко он делал. Конечно, и
музыка сыграла немаловажную роль. Сердца детей начали оттаивать уже тогда,
когда мать играла «Турецкий марш».
Детей можно понять: всегда вызывают
восхищение и восторг люди, которые своими руками создают прекрасные вещи,
например, картины, скульптуры, пишут книги. Это не каждому дано. К счастью,
дети это поняли и оценили таланты семьи Гени.
Рассказ «Бумажная победа» называют
пасхальным, потому что события происходят предположительно в апреле. А Пасха –
это светлый, радостный праздник. И финал рассказа – тоже светлый, добрый:
«Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 Вопросы «Бумажная победа»
- 3 Анализ «Бумажная победа»
Послевоенная весенняя Москва. Здесь с мамой Мусей и бабушкой живет школьник Геня Пираплетчиков. И он несчастен. Не любит свою странную фамилию, плохо ходит, вечно болеет и дышит ртом. И у него нет папы. Не погиб на фронте, как у других. Его просто нет. Друзей у Гени тоже нет. Ведь он для ребят «Генька хромой, сопли рекой». Как завидят его – забрасывают грязью. Особенно старается Колька Клюквин, а вожак, Женька Айтыр, одобряет.
Переживая за сына, мама приглашает дворовую компанию на день рождения Гени. Надеется, что мальчишки подружатся с ним. Геня боится насмешек. Ведь у них пианино, маска Бетховена на стенке, книги. Ожидая в гости «врагов», мальчик складывает из бумаги парусник. Болея, он овладел этим искусством. По книжке Гершензона.
Приходят 12 гостей. Без подарков. Среди них Женька Айтыр, Колька Клюквин, Валька Боброва, Лилька. Мама играет для них на пианино, потом предлагает сыграть в фанты. Фант Женьки – бумажный кораблик Гени. Айтыр нашел его на подоконнике. Ребята обступают Геню. И он на их глазах складывает человечков, собачек, стаканчики.
Все в восхищении. Благодарят за «бумажные чудеса». И лица у ребят «не злые». Геня счастлив. «Он был ничем не хуже их». Мама Гени украдкой плачет от радости. Айтыр пытается сложить кораблик – не выходит. И он просит у Гени помощи. А «счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки…»
Читательский дневник по рассказу «Бумажная победа» Улицкой
Сюжет
Геня Пираплетчиков часто болеет, хромает, и у него нет папы, только мама с бабушкой. Ребята во дворе его обижают. Мама зовет «врагов» (главаря мальчишек Женьку Айтыра, Кольку Клюквина, Валю Боброву, Лилю и других) на день рожденья сына. Женька замечает на окне бумажный кораблик. Ребята наперебой просят себе фигурки из бумаги. Счастливый Геня дарит им свои «бумажные чудеса», и даже учит Женьку их складывать.
Отзыв
Рассказ о мальчике, которому талант помог найти друзей. Тема детской жестокости, травли непохожих, беззащитных, тема одиночества, непростой послевоенной жизни, поддержки семьи. Мальчик одержал победу над «врагами», «бандитами» и своими страхами. Его «оружием» стала бумага. Рассказ учит судить людей не по внешности, а по поступкам, уметь ставить себя на место другого, дружить, прощать и мириться, иметь интересные увлечения, быть щедрым, дарить радость.
Вопросы «Бумажная победа»
- В какое время года происходят события рассказа? (весной).
- Почему Геня был несчастен? (из-за фамилии, хромоты, болезней, из-за того, что у него нет отца).
- Кто бросался в мальчика грязью? (Колька Клюквин).
- Как относились к герою девочки? (дразнили).
- Как бабушка называли ребят? (бандиты).
- Кто предложил позвать ребят на день рождения Гени? (мама Гени).
- Как мальчик называл ребят? (враги).
- Кто первым увидел бумажный парусник Гени? (Женька Айтыр).
- Почему герой был счастлив? (ребятам понравились его игрушки).
- Кто попросился к Гене в ученики? (Женька Айтыр).
Анализ «Бумажная победа»
Рассказ о послевоенной жизни. Геня – чужак для ребят. Этот болезненный мальчик несчастен, в нем засел страх. Над ним смеются, его обижают, с ним не дружат. Взрослые приходят на помощь. Мама надеется, что его «враги» станут друзьями на дне рожденья. Так и выходит. Но не из-за пирога и маминой музыки, а из-за таланта самого мальчика. Подолгу болея, он научился складывать из бумаги красивые фигурки. Никто из ребят такого не видел, и так не умеет.
Для Гени это «чепуха», для них – чудо. Главный среди мальчишек Женька – и тот просится в ученики к «хромому» Геньке. Это победа. Победил Геня, его мама и бабушка. Было побеждено зло, несправедливость ребят и страхи самого Гени. Его оружием стала бумага. Игрушки завоевывают сердца детей во все времена. Талант придает мальчику уверенности в себе. Рассказ вселяет надежду, что любые отношения можно исправить, и стать счастливым совсем не трудно. Достаточно поддержки родных людей и желания дарить людям радость.