Отзыв о рассказе еще мама

Читательский дневник по рассказу «Ещё мама» Андрея Платонова

Автор: Платонов, Андрей Платонович

Название произведения: «Ещё мама»

Число страниц: 8

Жанр: рассказ

Главные герои: Артём, Мама, Апполинария Николаевна.

Второстепенные герои: дети в школе.

Характеристика главных героев:

Артём Федотов — трусливый и боязливый мальчик.

Заботливый и впечатлительный.

Переживает за своих близких.

Евдокия Алексеевна — мама мальчика.

Добрая и простая.

Очень любит своего сына.

Аполлинария Николаевна — учительница.

Добрая, отзывчивая и заботливая.

Полюбила мальчишку и стала ему второй мамой.

Характеристика второстепенных героев:

Школьники — умные и весёлые ребята.

Краткое содержание рассказа «Ещё мама»

Артём не хотел идти в школу, но мать сказала ему, что он должен учиться.

Она вывела мальчика на дорогу и пожелала узнать много нового.

Артём нехотя пошёл в школу, оглядываясь на маму.

Его укусил гусь и напугала собака.

Но мальчик добрался до школы.

Там было много ребят, которые казались Артёму умными.

Учительница на руках занесла его в школу и посадила на колени.

Но дети стали смеяться над Артёмом, и он сел за парту.

Но мальчик не слушал учительницу, думая о маме и доме.

После уроков учительница привела мальчика к себе и стала показывать буквы.

Артём научился писать слова мама и Родина.

На следующий день мальчик с радостью пошёл в школу.

План рассказа:

  1. Позиция Артёма.
  2. Пора в школу.
  3. Переживания.
  4. По пути в школу.
  5. Желание бежать.
  6. Забота учительницы.
  7. Первые слова.
  8. Новое утро.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Ещё мама» Андрея Платонова

Основная мысль рассказа «Ещё мама»

Главная мысль рассказа в том, что школьный учитель для ребёнка является второй мамой.

Основная идея рассказа в том, что Родина мать всём людям, и что её нужно любить.

Чему учит рассказ

Рассказ учит нас любить свою Родину.

Учит не бояться трудностей и преодолевать их.

Учит пользе знаний.

Краткий отзыв о рассказе «Ещё мама» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что моя первая учительница тоже является для меня мамой.

Она любила всех нас и помогала справляться с учёбой.

Я с благодарностью помню её заботу и любовь.

Это очень правильный и полезный рассказ.

Автору удалось показать, как маленький мальчик переборол свой страх перед школой благодаря любви учительницы.

Он понял, что не только учительница будет ему второй мамой, а вся наша страна.

Ведь все мы дети своей Родины.

Мне очень понравился маленький Артём.

Очень тронула его искренняя забота о матери, страх, что она может умереть, а дом сгореть.

Но ещё больше мне понравилось, что в конце рассказа Артём стал так же волноваться об учительнице.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что для нас значит первая учительница.

И никогда не забывать о том, как много она для нас сделала.

Пословицы к рассказу:

  • Родина любимая, мать родимая.
  • Родная сторона мать, а чужая мачеха.
  • При солнышке светло, при матери добро.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Словарь неизвестных слов:

  • Плетень — ограда;
  • Оробеть — испугаться, струсить;
  • Осерчать — рассердиться.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

– А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! – сказал Артём своей матери, Евдокии Алексеевне.

– Правда, мама?– Правда, правда, – ответила мать.

– Чего тебе ходить!

Ещё читательские дневники по произведениям Андрея Платонова:

  • «Цветок на земле»
  • «Юшка»
  • Краткая биография Андрея Платонова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется

Платонов А., рассказ «Еще мама»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Еще мама» и их характеристика

  1. Артем Федотов, мальчик семи лет. Заботливый, боязливый, сильно волнуется за родных.
  2. Евдокия Алексеевна. Мать мальчика. Очень любит своего сына.
  3. Аполлинария Николаевна. Учительница. Добрая и заботливая. Стала мальчику второй мамой.

План пересказа рассказа «Еще мама»

  1. Не буду учиться
  2. За руку с мамой
  3. Дорога в школу
  4. Страшный гусак.
  5. Волк Жучка
  6. Жук на дороге
  7. Умные ребята
  8. Раненый Артем.
  9. В комнате учительницы
  10. Как пишется слово «мама»
  11. Бык в окне
  12. Много мам

Кратчайшее содержание рассказа «Еще мама» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Артему исполнилось семь лет, мама повела его в школу.
  2. Она показала школу и Артем отправился дальше один.
  3. Его укусил гусь, он испугался собаки, и его стукнул жук.
  4. В школе Артем сидел на коленях учительницы, потому что был раненый.
  5. После уроков Аполлинария Николаевна учила Артема писать в своей комнате.
  6. Учительница спасла мальчика от быка и сказала, что теперь у него очень много мам, целая Родина.

Главная мысль рассказа «Еще мама»
Родина — мать для всех людей. Все люди должны любить свою Родину.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к этому рассказу можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит рассказ «Еще мама»
Рассказ учит любви к Родине и воспитывает чувство патриотизма. Учит не бояться препятствий и трудностей, а уметь их преодолевать. Учить заботиться о своих родителях. Учит тому, что учение нужно каждому человеку, чтобы стать взрослым.

Отзыв на рассказ «Еще мама»
Мне очень понравился этот рассказ и особенно мальчик Артем. Он был совсем маленьким, но уже очень добрым и ответственным. Он сумел преодолеть свои страхи перед большим миром, он сумел справиться со своим беспокойством за маму. Он нашел себе еще одну маму — добрую учительницу, и понял, что живет в стране, которую называют Родиной, и что Родина ему такая же мать.

Пословицы к рассказу «Еще мама»
Без отца полсироты, а без матери вся сирота.
Лучше матери друга нет.
Чужая сторона мачеха.
Нет земли краше, чем земля наша.
Кто отца с матерью не любит, тот никого не полюбит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Еще мама»
Маленький Артем часто говорил маме, Евдокии Алексеевне, что не будет ходить в школу, когда вырастет, чтобы мама без него не скучала. И его мама соглашалась с сыном.
Но когда прошло лето и Артему исполнилось семь лет, она крепко взяла его за руку и повела в школу. Артем утешал ее, что он быстро вернется и уговаривал не скучать. Мама смеялась и говорила, что напечет ему оладьев, а Артем просил, чтобы она не умирала, и чтобы обязательно его дождалась.
Но вот вдали показалась школа, и мать отпустила Артема, сказав ему идти дальше самому, а в школе слушаться учительницу. Артем пошел к школе, но обернулся и посмотрел на маму. Евдокия Алексеевна стояла и смотрела ему вслед. Ей тоже хотелось побежать за сыном, но она только вздохнула и пошла домой.
Артем снова обернулся и уже не увидел матери. Он пошел один и даже заплакал. А тут еще какой-то гусак ущипнул его за штанину, прихватив и кусок кожи. Артем еле вырвался от страшной птицы.
В соседнем дворе он увидел лохматое существо, которое принял за волка. Но волк повернул голову и Артем узнал собаку Жучку. Жучка спокойно махнула хвостом.
Вдруг что-то ударило Артема в плечо. Он обернулся и увидел на дороге большого жука. Артем побежал в школу, потому что боялся опоздать.
Во дворе школы сидели взрослые ребята из другой деревни и вели умные разговоры. Они говорили о шрифте, о хоботковых насекомых и прочих непонятных Артему вещах. Мальчик подумал, что совсем ничего не знает и чуть было не убежал домой.
Но тут прозвенел звонок и на крыльцо школы вышла учительница Аполлинария Николаевна. Она пригласила всех в класс и отдельно стоящего в стороне Артема. Артем попросил отвести его домой, но учительница сказала, что здесь она ему мама, взяла мальчика на руки и занесла в класс. Там она хотела его посадить за парту, но Артем уперся и остался сидеть у нее на коленях.

Ребята засмеялись и кто-то назвал Артема толстым селезнем. Но Артем ответил, что он раненый и что его укусил гусак. Он сел за парту, а учительница спросила его, доживет ли он до конца урока.
Мальчик ответил, что доживет и стал смотреть в окно. Там плыло белое облако как раз к его дому. И мальчик заволновался, не умерла ли его мама, и не случился ли пожар.
Но учительница сказала, что пожар и без него потушат.
Потом уроки кончились и Аполлинария Николаевна отвела Артема к себе в комнату. Она упрекнула мальчика, что тот ничего не слушал и ничего не узнал, а значит мама его расстроится. Тогда Артем стал учиться писать слово «мама». Сперва у него получалось криво, но мальчик старался. А учительница уже написала на доске слово «Родина».
И тут вдруг раздался страшный голос «У-у», и в окно просунулась голова быка. Учительница обхватила Артема и прижала его к груди. Она сказала, что убережет его но Артем усомнился, ведь она не мама. Но учительница сказала, что теперь она тоже его мама.
И тут в комнату вошел старик пастух и попросил воды. Напившись, он дал Артему яблоко а мальчик спросил, есть ли у него еще мамы. А Аполлинария Николаевна ответила, что у него теперь много мам, вся Родина теперь его мама.
На следующее утро Артем сам собрался в школу, ведь он боялся, что Аполлинария Николаевна соскучилась. А мама поцеловала его и сказала учиться и расти большим.

Отзыв о рассказе А.Платонова "Еще мама"Главный герой рассказа Андрея Платонова «Еще мама» — мальчик Артем, который живет в деревне. Артем не хотел идти учиться в школу, чтобы не расставаться с мамой, которую он очень любил. Но мама отвела сына в школу и сказала, что учительница будет ему, как мать.

В школе Артем всего боялся и поначалу сидел на руках у учительницы, и только потом сел за парту. Урок он не слушал и все время думал о маме и тревожился о ней. Учительница даже его спросила, о чем он так беспокоится, и Артем сказал ей, что боится пожара в своем доме. Но учительница его успокоила.

После уроков, когда все дети убежали, учительница принялась учить Артема писать слово «мама». Артем очень старался, и у него стало получаться писать это слово правильно. Ему так понравилось учиться, что он попросил учительницу показать ему другие буквы.

А потом Артем снова испугался, потому что в окно класса заглянул огромный бык. Но учительница сказала ему, что она защитит его от быка. На это Артем возразил, что учительница – не мама, и не сможет его защитить.

Учительница не согласилась с ним и сказала, что сейчас она ему мама. Артем этого не понял, как так получается: дома мама и в школе мама? Учительница сказала, что она — еще одна мама.

Артем спросил учительницу, есть ли у него еще мамы, и та ответила, что есть, их много, и что вся Родина Артему – еще мама.

На следующий день он так рано отправился в школу, что мама удивилась. Артем сказал, что в школе его ждет учительница и она по нему соскучилась. Мама поцеловала сына и пожелала ему учиться и расти большим.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама» заключается в том, что забота о детях – одна из главных забот развитого государства. И в таком государстве дети считают, что люди, которые о них заботятся – это еще мамы.

Рассказ учит заботиться обо всех детях, относиться к ним, как к своим, родным.

В рассказе мне понравилась учительница, которая хорошо отнеслась к первокласснику Артему, и он стал считать ее еще одной мамой. Школа — это второй дом, а учительница — это ещё одна мама. В спокойной, доброжелательной обстановке усвоение нового материала происходит лучше.

Какие пословицы подходят к рассказу Платонова «Еще мама»?

Нет милее дружка, чем родная матушка.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родина – всем матерям мать.

Часть 1.

Творчество Платонова многим кажется мрачным, но между тем, у него есть очень много пронзительных рассказов о детях, вот только… эти рассказы написаны как бы для трагических детей из романов Достоевского, вообще, детей, какими их видел Достоевский: они чуточку не от мира сего; им не нужно лгать, притворяться… они уже многое знают и чувствуют.
Ещё Мама — выделяется из всех рассказов Платонова о детях своей метафизической глубиной, почти Набоковской игрой знаков и символов: на нём лежит совершенно Пушкинская, евангельская простота и свет: не понятно, почему на этот удивительный рассказ в платоноведении нет статей и исследований: данная статья — попытка исправить эту ситуацию.

Рассказ проходят в ранней школе, классе в 3-5.
Детям он нравится… мамы и учителя его особенно любят, видя в нём нечто милое, светлое…
Но на самом деле, в этом маленьком рассказе, уместившемся на 7 страницах, похожего на утраченную и переработанную притчу Будды, рассказывается история человечества и… экзистенциальный ад жизни.
Такое бывает: во сне мы — дети, играем с какой-то милой и мерцающей солнцем безделушкой, которую нашли в цветах.
Рядом проходит незнакомый человек — ангел, но мы ещё не знаем об этом.
Он останавливается и грустно улыбаясь, смотрит на нас… он один знает, что мы нашли в цветах — обыкновенный ад.

Внезапно, небо над нами покрывается тёмными грозовыми тучами; мрачно шумит листва деревьев…накрапывает дождь, но необычный, ранящий цветы и лица людей.
Кажется, лица цветов, людей, лицо самой жизни — беспричинно плачет, а почему — неизвестно.
Мы переводим взгляд с ангела, расправившего крылья, на свою ладонь, с милой безделушкой… и в ужасе замечаем, что по пальцам, на цветы, капают алые капельки крови…
Мы ещё не чувствуем боли, но чувствуем что-то, вспоминаем что-то мучительно-важное… вот-вот вспомним: с уст срывается душераздирающий крик…
Ангел подходит, простирает над нами сияющий зонтик крыла, закрывая от усиливающегося дождя, сокрушающего уже милые деревья, людей, города… весь мир.

Коктебель 1936 г. Андрей Платонов, его жена Мария и сын Платон.

Дата написания рассказа — неизвестна. Ориентировочно — 36 год.
Мне же думается — 37, или даже 38.
Почему это так важно? Рассказ является трагическим предчувствием крестного пути юного сына писателя — Платона, схваченного в 38 г. и отправленного в лагеря.
В 37 г., в письме жене Марии, Платонов пишет, как из окна поезда видел, как дети сквозь метель идут в школу…
В мире ещё царствует девственный сумрак, солнце закрыто тучами, словно его отменили и оно не взошло… словно мир умер, а истомлённые дети, идут куда-то по привычке, идут в школу, которой, должно быть, уже нет.. идут сквозь метель, похожую на звёзды… жалобно наклонились от напора звёзд и ветра — вперёд: Земля сошла с орбиты, убыстрила вращение, безумие своё… звёзды колют лицо шёлковым холодком… а дети идут к своей цели, в ничто: сквозь метель звёзд слышится призрачный голос мамы; одна звезда сияет ярче всех…
Разве это не экзистенциальная аллегория жизни человека, трагедии детства вообще?

После войны Платонов напишет ещё одну чудесную притчу о ребёнке: Разноцветная бабочка.
Ребёнку наскучила любовь матери, её опека, и он устремился за прелестными бабочками в лес… устремился за душою своей.
Бабочки порхали в ночи провала земли, в зловещей бездне… он не заметил, как оступился и провалился в бездну.
И лишь на дне бездны, среди тьмы и обезумевших, равнодушных бабочек, он осознал, как любил свою маму, что в ней — была его душа недопетая.

— Мама! — позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью…

Мальчик раздирал в кровь пальцы, рыл эту пещеру, ночь земли, гору, желая пробраться к матери.
А мать томилась по ребёнку своему, годами ждала его, искала по миру, и порой ей казалось, что её сын идёт по небу, по звёздам.. млечному пути.

Был вечер 43 г. Не было времени года, просто — вечер.
Матери Платона позвонили из больницы, сказав, что её сын умирает: в лагерях он подорвал здоровье, заболел туберкулёзом.
Совсем ещё мальчика, тихого, бледного, перевезли домой, умирать.
Платонов срочно вернулся с фронта, где работал военным корреспондентом, воскрешая в своих рассказах убитых солдатов, даруя им бессмертие и вечную юность.
Андрей Платонов, чья мама была дочерью часовщика, до последнего надеялся на чудо.
Он спрашивал свою знакомую: где можно купить часы?
Подробно описывал, с почти отсутствующим взглядом, отсутствующими руками, как бы показывающими в воздухе что-то нездешнее, какие-то редкие часы, с особенным ходом..
Знакомая почти не слушала Платонова, смотря на его руки, чёрное, вогнутое от страдания лицо..
— Знаете, — запинающимся голосом говорил Платонов, — может быть, это ещё и спасёт его.. всё может быть.
Платонов сам толком не понимал, какие часы нужны умирающему сыну…

Время текло, капало сквозь пальцы… Где-то далеко от Москвы, в эвакуационном Екатеринбурге, голубым голоском кричал и плакал сын Платона — Саша, которого ему так и не суждено было увидеть.
Платон умирал на руках у Матери: мама, я сейчас тихо-тихо усну… ( и стал холодеть).
Мария закричала. Из комнаты прибежал Платонов и припал на колени к постели сына.
Сын смотрел куда-то сквозь мать и отца, сквозь бледное небо побелки на потолке, и шептал: важное, важное, самое важное… и умер, не сказав самое важное.
Платонов потом запишет в своём дневнике: так мы и умираем, унеся в могилу самое важное.

Мария с сыном Платоном ( Тошей). Алушта. 1927 г.

Часть 2.

Рассказ во многом биографичен: семи лет Платонова отдали в церковно-приходскую школу.
В школу я хоть и ходил, но учился больше дома тому, чему хотел, чему учили книги, где не могла укрыться правда
Прелестно, да? в книгах — правды, истины — нет: она сирота и странница кроткая.
С нежностью Платонов вспоминает свою первую учительницу — Аполлинарию Николаевну: я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого всякому дыханию, траве и зверю, а не властвующего бога, чуждого буйной зелёной Земле, отдалённой от неба бесконечностью.

Если посмотреть на рассказ в лицо — он кажется простым, как улыбка ребёнка, пушкински прозрачным.
Но у произведений есть и грустный профиль лица, порою совсем не похожий на лицо, как обратная, девственная сторона листа в осеннем лесу… в нём такая ранимость и нежность… как запястье у несчастной женщины.
Иногда можно влюбиться в такое запястье, иногда слёзы просятся на глаза от таких запястий..
Мы как-то утратили это таинство влюблённого, кроткого взгляда на искусство: нам сразу хочется взглянуть в лицо, прочесть его разом, словно бы мелькнувшего друга в толпе, сказав ему пару слов, и двинуться дальше.
Замри, читатель, перед красотой и печалью искусства на миг, не спеши!
Переведи свой взгляд на хрупкое запястье красоты…

Лицо часто лжёт и скрывает душу, печаль.
А малейшее движение руки, запястья, порою говорит на своём, обнажённом языке вечной скорби.
Что говорит лицо рассказа Платонова?
Мальчик в первый раз идёт в школу. Его провожает мать, и он на своём пути встречает милые препятствия, даже страхи свои.
Совсем просто, не так ли?

Наткнулся на «прелестнейший» отзыв одного уже пожилого человека ( родившегося в год первой публикации рассказа — 1958) на этот рассказ, в пух и прах его раскритиковавшего, в простоте своего невежества обвинившего Платонова в незнании детей и школы тех лет: мол, как может деревенский мальчик не узнать гуся? Разве на первом уроке дети пишут трудное слово — мама, непонятное слово — Родина?
Важно заметить, что ребёнок сам пишет и букву «Ф», похожую на капюшончик змеи — это начало его фамилии; он пишет инициалы своего рождения, бытия.

Наклоняюсь к рассказу, словно к ребёнку, играющего в цветах, что-то нашедшего в них… улыбаюсь печально, вспоминая детство своё…
Начинается рассказ очень просто, даже забавно:

— А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду. Правда, мама?
— Правда, правда, — ответила мать, — чего тебе ходить.

Внимательный читатель подметит, как рассказ о человеке, душе и ускользающем времени, разлучающего нас сначала с матерью, потом, с любимым человеком, с жизнью, наконец, начинается — с «Я», а заканчивается матерью, целующего своего сына перед новой дорогою в жизнь: рассказ начинается с души и страха ребёнка за себя и свою мать, впервые остающуюся без него — страх повисает и срывается с губ подбадривающего себя ребёнка, и кончается — другими губами, материнскими, сокрушающими этот страх, смерть и разлуку, самое время, прижимая губы к лобику ребёнка.

Простые слова ребёнка и матери… но если замереть на мг после них, прислушаться к их тайному пульсу, то мы ощутим смутные и печальные тени, словно бы мать проговорила эти слова как-то особо, с тихою грустью всеприятия жизни.
Вот мама ведёт осенним утром мальчика в школу, держа его за руку: рука у матери теперь была твердая, а прежде была мягкая..

Всего пара слов… но какой чеховский лаконизм!
Как незримо они согласуются со словами матери в самом начале рассказа!
Вот оно, то самое запястье произведения, красоты…
Почему рука — раньше была мягкой? Мама болела? Что-то случилось? Может, она и сейчас не совсем ещё оправилась? И самое главное — где отец? С ним тоже что-то случилось?
Отец, как и бог, вообще мужское, как бы вычеркнуты из плоти рассказа: достоевская тема сиротства души, человека, заброшенного в этот мир без бога.

Имя у матери, символичное — Евдокия Алексеевна: Ева.
Ребёнок — первый человек на земле, и мир, девственный мир, стремится ему в сердце, глаза, со всей своей бледно накренившейся скоростью, как крыло неведомой птицы.
Мать замирает с сыном на дорожке, показывая вдалеке на школу, за которой начинается тёмный лес.
Школа выстроена за лето, как по волшебству, из ниоткуда — это жизнь ( причём сделана она из известного всем мифического дерева, срубленного).
Мрачный лес за нею — царство смерти, и сын должен один пройти этот путь.
Расставание матери и сына — похоже на метафизическую муку второго рождения.
Сын оборачивается к матери, говоря:
— ты не плачь по мне и не умри смотри… ты дыши и терпи!

Странные слова для обычного похода в школу, согласны?
Платонов изумительно смещает времена и акценты чувств, расставания, рисуя почти ангелическую картину удивительного единения матери и ребёнка при родах, когда один человек, невыносимо и непонятно, но странно-блаженно, становится — двумя.
Мать разговаривает со своим ребёночком во время этих родов, и он грустно отвечает ей.

В дальнейшем пути по дороге жизни, в жизнь, ребёнок ощущает фантомные боли материнского существования, отторгнутого от него: что-то нежное, из ветра, ударилось в его щёку и упало в цветы… кто это? Простой жучок?
Кажется, что ребёнок идёт по дороге жизни уже много-много лет: лица деревьев изменились, заострились.. мать — давно уже умерла.
А может, это ребёнок — умер, и мать, по ту сторону смерти, томится и помнит и нём?
Это очень важный момент в рассказе. Об этом жучке, Платонов более подробно напишет в своём рассказе «Железная старуха».
В этом рассказе ребёнок поднял с земли жука, и посмотрел в его маленькое неподвижное лицо и чёрные глаза, глядевшие одновременно и на него и на весь свет.
Далее следует ещё более интимное отношение сердца ребёнка с жуком.

Жуки — солярный символ, которым наполнен рассказ, достигая своего пика в имени учительницы — Аполлинария.
Солнце матери зашло, но в ночи жизненного пути, нежно всходит луна, отражающая тихий свет солнца зашедшего.
Таких лун в жизни ребёнка будет много: учительница, своим теплом и участием заменяющая мать, и, как и положено матери, вынашивающей в сердце ребёнка светлые и добрые чувства; другая луна — любимый человек.
В этом смысле, учитывая конец рассказа, важно подметить, что жена Платонова — Мария, была учительницей.
Нездешний и звёздный мир, со множеством взошедших лун…

Отвлекшись на жучка, мы пропустили ещё более важный момент в рассказе.
Мать говорит покидающему её ребёнку:

— Я тебя ждать буду, я тебе оладьев нынче напеку…

— Ты будешь ждать меня? Обрадовался ребёнок, — тебе ждать не дождаться! Эх, горе тебе! А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!

Евангельские, печальные тени лежат на этом диалоге.
Боже, и какой печалью безысходной веет от этих слов: тебе ждать не дождаться!
Разумеется, оладьи — очередной солярный символ, только языческий, отсылающий нас уже к Пасхе, смерти и воскресению, возвращению ребёнка к матери… вот только каким он вернётся? Он ли, вернётся?
Подобный трагизм «пасхальной» символики встречается у Платонова в чудесном рассказе «Июльская гроза», о путешествии брата и сестрёнки «на край света».

Итак, далее, на пути ребёнка встречается гусь, которого мальчик поначалу действительно не узнаёт, как и не узнаёт многого в этом темно и безумно накренившемся мире, в котором без любви — нет истины и правды, где всё не то чем кажется, где всё, и улыбка глаз девочки, и звезда и птица в ночи… могут ранить сердце до смерти и слёз.
Кто любил хоть раз, тот знает об этом: а на утро, через пару дней… выйдешь на улицу, смотришь — птица, как птица, мило поёт… но почему же она так ранила совсем недавно?
Гусь вообще считается птицей солнца, но и птицей Хаоса, и то, что она ранит ребёнка в ногу — символично и важно, и позже мы увидим почему.

Следуя «долиной смертной тени», мальчик замечает странное животное у ворот, повёрнутое к нему спиной и рычащее, загадочным образом видящее его.
Это вход в ад; Ад смотрит на ребёнка. Собака, а, может, волк, весь в репьях: беспризорное, отвергнутое всеми животное, инфернально приблизилось к очагу ада погреться.
Это может быть и с человеком, но вместо репья на шкуре, у человека — иное: страдания, сомнения и страхи.
И только позже ребёнок узнает в инфернальной собаке — Жучку ( заметьте связь этого имени с жуком).
Бог дал отверженному Каину собаку, дабы она его охраняла от враждебного к нему миру.

Вот, ребёнок приходит в школу.
Дети говорят о чём-то странном и умном на своём воробьином и взбалмошном языке: о жуках и кишках птиц… о жизни безумной говорят.
Ребёнок не знает жизнь, и, если честно, не хочет её знать. Он любит маму и хочет домой.
Поразителен с художественной точки зрения момент встречи ребёнка и учительницы: она видит, как ребёнок «потерялся» в этом безумном и чуждом для него мире, и, подойдя, наклонилась к нему и прижала к себе, взяв его на руки.
Ребёнок чувствует запах женщины, похожий на материнское тепло: пахнет тёплым хлебом и сухою травой.
С одной стороны, здесь потрясающе переданы запястья обоняния ребёнка, как бы зажмурив сердце, тянувшегося ими к знакомому теплу существования.
В его уютном микрокосме, он был слит с матерью, её запах, её улыбки поступков: еда, ласка, колыбельная…
Вся круглая теплота мира, от солнца и пробуждения, до звёзд и пения птиц, была связана с незримым или явным запахом матери, наклонявшегося к нему всегда, улыбающегося, укрывая от страхов и боли.
С другой стороны, этот осенний запах трав и хлеба — несёт в себе тёмную нотку смерти, словно бы мать уже давно умерла и сын припадает к сухой и осенней земле, к чужому теплу, ища в нём тепло матери.
В этом смысле здесь говорится и о другой матери, чьё тепло мы смутно чувствовали, когда наше существование был тепло разлито в цветах, пении птиц и блеске звезды… но родившись, мы покинули её, но смутно томимся по ней, ища её следы в искусстве, любви..

Итак, перед читателем возникает образ женщины держащей на руках перепуганного ребёнка, прижавшегося к её груди.
Это Рафаэлевский образ Мадонны, несущей в мир на заклание, своего сына.
Уже в школе, учительница, подобно Магдалине, омывает раненую ногу ребёнка: стигматы пронзённых ног Христа.

Daniel Gerhartz — омовение ног Христа Магдалиной.

Поразительна спираль символики Платонова, её фотографический негатив: если в Евангелии ученица Христа — грешная Магдалина омывает ему ноги, то в рассказе, они как бы меняются местами, и уже учитель омывает ноги ученику.
Более того, именно учительница выступает в роли Женщины-Христа, Софии и вечно женственности, несущей в мир своё вечное и светлое слово.
Кроме того, апокрифическая тональность любви между Христом и раскаявшейся грешницей Магдалиной, находит в рассказе прелестную рифму: учительница для ребёнка становится первой женщиной, лучиком Эроса и любви, тепло коснувшегося его сердечка: первая влюблённость, чистая и светлая.

Начался урок… Ребёнок не слушает учительницу, он смотрит в окошко на облака и пение птиц: он слушает сердцем другую маму, учащую его красоте.
Но вот ребёнок в ужасе вскрикивает: в окне — выросло что-то зловещее, тёмное, сверкнув кровавым глазом: это стадо быков перегоняют.
В класс входит старый пастух, весьма загадочный, больше похожий на состарившегося и ненужного миру Христа.
Жуткие черты Ваала мелькают в рассказе, с жертвоприношением детей быкам, как образу бога и смерти.
Но одновременно, это и образ Вифлеема, рождения Христа в хлеву среди зверей.
Пастух просит напиться воды, утоляет жажду и протягивает ребёнку яблочко..( красное, цвета огненного глаза быка, заглянувшего в окно: кошмарный, чисто платоновский символ, в котором угадывается легенда об Ангеле смерти, сплошь состоящего из глаз, иногда дарующего тому, кому рано ещё умирать, но кто вобрал смерть в себя — глаз со своего крыла).

На этом образе стоит остановиться подробно: здесь угадываются известные очертания предания утоления жажды Христом у самаритянки пришедшей к колодцу.
Вот только Платонов окрашивает это предание в экзистенциальные тона: Христос — состарился, отвержен миром.
Вместо послушного стада овец — дикие, зловещие быки, способные убить ненароком ребёнка, жизнь.
Образ грешной и безбожной самаритянки — заменяет учительница.
И самое главное — старый пастух утоляет жажду кипячёной водой. Т.е. не живой водой, как в предании, ибо и сам уже мёртв в мире и слово его живое — мертво.
Платонов как бы невзначай упоминает, что он выпил полбака… холодок жалости по спине от этих слов: это сколько должен был пройти несчастный пастух для такой нечеловеческой жажды?
Значит, никто на долгом пути так и не утолил его жажду? Кажется, что он шёл без остановки 2000 лет…
(Удивительным образом тени данного рассказа легли на чудесный послевоенный рассказ Платонова «Следом за сердцем», в котором вновь появится «мама», Евдокия, но уже с другим отчеством.
Сын тоже будет… ну «умерший», пропавший во мгле войны. Будет и долгожданный образ отца, вернувшегося домой. Платонов вновь обыграет инфернальный образ быков, но уже вместо старика-пастуха, их будет вести «по ту сторону жизни» — мальчик, которому суждено воскреснуть, восполнив своим появлением полноту существования новой семьи: Евдокия станет новой мамой, ещё мамой, для сына пришедшего с войны солдата. Круг замыкается… евангельское предание окрашивается в новые, простые и вечные тона самой жизни, любви)

Смерть и жизнь смешались. Время остановилось.
Уже не змий искушает Еву, но состарившийся и отверженный Христос, протягивает странному сыну Евы — плод познания добра и зла.
От него одного зависит, кем он будет, как он будет жить, и в этом смысле важны насмешки детей над мальчиком сидящим на коленях у учительницы: толстенький селезень!
Т.е. — гусь, солнце на коленях.
Может, он сам, боль страха жизни, как сказал бы Достоевский, ранил себя по пути в школу и жизнь?
Если истины нет… то человек ещё разлит в мире, в его страхах, сомнениях, красоте, ещё не родился, и ранит сам себя из-за карей листвы мгновений и боли.
Мальчик вскрикивает от этого близкого ужаса смерти, заглянув ей в глаза… закрывает ладонями лицо.
Учительница, ещё мама… откликается всем существом на эту боль и страх ребёнка: не дам тебя ему, не бойся! ( прижимает его к себе).
Ребёнок снова оказался у неё на коленях, затихший от слёз, прижавшийся к доброму теплу женщины.

Перед нами уже не картина Рафаэля, а бессмертная скульптура Микеланджело: Пьета.
Мать держит на коленях снятое с креста мёртвое, исстрадавшееся жизнью тело своего сына.
Что-то важное, очень важное он хотел сказать на кресте… Что-то важное хочет сказать мать своему ребёнку, уже в утробе своей… но особенно важное, тёплое и доброе слово, говорит ребёнку учительница, когда с ним нет мамы и грозный, большой до неба мир, мрачно нависает над ним.

Константин Трутовский — Сельская учительница

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Платонов «Еще мама»: краткое содержание,главные герои,какова главная мысль?

10 ответов:



15



0

В рассказе «Еще мама», все начинается с того, что мальчик по имени Артем не хочет идти первый раз в школу и оставлять свою маму. По дороге в школу мама говорит, что там будет еще одна мама и это учительница. Артем с этим не согласен.

После прощания Артем пошел один и мама смотрела ему в след. По дороге на Артема нападает гусак и мальчик получает небольшую рану. На школьном дворе ребята постарше хвастались своими знаниями и Артему было очень обидно, что он ничего не знает.

Настал момент и учительница позвала всех к себе, но Артем не пошел. Тогда учительница подошла сама и спросила в чем дело. Мальчик сказал, что хочет к маме, ведь дома может что-нибудь случиться. Учительница сказала, что она теперь тоже будет его мамой.

Артем все уроки ничего не слушал и смотрел в окно. Тогда учительница привела его к себе домой и подлечила рану. Там же Артем смог выучить несколько букв. Потом она написала на доске слово мама и Артем согласился, что теперь у него две мамы. А потом учительница добавила, что вся Родина это общая мама.

Главных героев можно выделить только двоих.

Первый герой это мальчик Артем, который не хотел уходить от мамы.

Вторая героиня это его учительница.

Этим рассказом автор хотел сказать, что в мире много людей, которые будут помогать тебе как родному. Нельзя стоять на месте и ограничивать себя маленьким миром. Автор хочет показать детям, что в большом мире бояться нечего. Главное быть смелее и понимать, что нужно скорее становиться самостоятельным.



7



0

Малыш Артем отправляется в школу. Ему страшно, ведь сегодня он в первый раз оставил свою маму и шел до школы один, и, надо сказать, — не без приключений, по дороге его ущипнул злой гусь. Учительница и ребята в классе нравятся Артему, но он скучает по маме.

После урока учительница позвала Артема в кабинет, она решила поговорить с ним. Узнав, что тревожит и беспокоит мальчика, учительница постаралась его утешить. Она сказала, что, кроме мамы, вокруг него есть много людей, которые любят его и могут о нем позаботиться. Ведь вся наша бескрайняя родина — мама.

**

Главная мысль рассказа — человек не должен ограничивать себя только кругом семьи, вокруг него много хороших и преданных людей, ведь все мы — жители одной великой страны, нашей мамы.



5



0

Главные герои рассказа Платонова «Еще мама»:

  1. Артем Федотов — семилетний мальчик, который только пошел в школу. Он очень любит свою родную маму и боится идти учиться.
  2. Евдокия Алексеевна — мама Артема, которая так же любит своего сына как и он ее;
  3. Аполлинария Николаевна — первая учительница Артема, которая по-доброму относилась к своему ученику.

Краткое содержание рассказа «Еще мама» для читательского дневника:

1) Когда Артему Федотову исполнилось семь лет его любимая и заботливая мама повела его учиться в школу;

2) Она провела его по дороге, но не до конца и мальчик должен был дальше идти одни;

3) На пути к школе с ним происходят разные переключения;

4) Когда Артем пришел в школу, то понял, что мало знает и захотел вернуться домой;

5) Учительница Аполлинария Николаевна помогла Артему освоиться в школе;

6) Она сказала, что теперь она тоже является его мамой и еще мама это вся родина.

Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама»:

Произведение говорит нам о том, что не только родные люди могут быть для человека опорой, но и те, кто не является ему близкими родственниками. Так же о том, что не нужно бояться узнавать что-то новое и страшиться перемен в жизни.



4



0

Краткое содержание:

Мальчик по имени Артём к своей маме был сильно привязан и постоянно ей твердил, что не пойдёт школу! Но когда пришло время и пришлось ему идти учиться в школу, он пообещал маме, что быстро вернётся домой. На уроках в школе он всё время отвлекался, через окно вглядывался по направлению своего дома. На пути в школу его ущипнул гусь и учительница сделала ему перевязку. Эта учительница была очень добра с ним и ласкова, она убедила Артёма, что очень расстроится, когда узнает, что сын её зря ходит в школу, поэтому с тех пор мальчик решил для себя хорошо учиться. Когда на улицы громко замычал бык и Артём испугался, то учительница его прижала к себе и погладила по голове. Тогда Артём понял, что его учительница Апполинария Николаевна тоже для него мама и она подтвердила это, сказав, что теперь у него много мам, вся Родина!

Главные герои:

Мальчик Артём, его мама, учительница Апполинария Николаевна, старик.

Главная мысль:

Родина и родная земля для человека точно так же дорога и горячо любима, как родная мама!

<hr />



3



0

Рассказ Андрея Платонова «Еще мама» включает на восьми страницах следующее содержание. Он повествует про Артема, — мальчика семи лет, которому настала пора пойти в школу.

Мама главного героя выводит того на улицу и отправляет учиться, указав направление к школе. Ребенка по пути сопровождают приключения, — щипает гусь, встречается рычащая собака, жук стукается, прямиком в щеку!

Добравшись до школы, знакомится с учениками, которые Артему кажутся умнее его, даже хочется вернуться обрано. Когда учительница встречает мальчика, то доводит до класса, усаживает на колени, потом Артем уже находится за своей партой. Сосредоточиться на занятиях не получается, так как из головы не выходит, что может «сгореть дом».

Еще в этот день учительница водит ребенка сделать перевязку, потом разучивают вместе буквы, как пишется слово «мама». Когда из-за окна слышится мычание быка, то Артем волнуется, а учительница прижимает поближе, поглаживая по волосам. Так ребеное понимает, что у него на свете есть «еще мама». Она не позволит никому причинить вред Артему и говорит, что еще есть мама — Родина, так что мама на свете не единственная — это основная мысль небольшого рассказа.

Из персонажей — мама Артема Федотова — Евдокия Алексеевна, он сам и Апполинария Николаевна, — учительница.

А. Платонов "Ещё мама", краткое содержание



2



0

Главные герои рассказа Платонова «Еще мама»:

  1. Артем Федотов, мальчик, который в первый раз пошел в школу. Он очень любит свою маму и скучает без нее, все время беспокоился, как там мама. Но узнал, что оказывается у него может быть и вторая и третья мама.
  2. Апполинария Николаевна, учительница Артема, добрая и заботливая, стала для мальчика второй мамой
  3. Евдокия Алексеевна, мама Артема, очень любит своего сына.

<hr />

Краткое содержание рассказа:

Мальчик Артем отправляется один в школу и трогательно прощается со своей мамой. Ему страшно, но он мужественный мальчик и идет в школу. По дороге с ним случаются мелкие происшествия — его кусает гусак, на него лает собака Жучка, в него врезается жук.

Возле школы сидят ребята и ведут умные разговоры. Учительница заводит Артема в школу и садит на колени. После уроков учительница ведет Артема к себе домой и учит его писать слово мама. Она защищает Артема от быка и объясняет ему, что сейчас она ему мама.

<hr />

Главная мысль рассказа в том, что каждый ребенок, каждый человек является членом огромной семьи, всех живущих в родной стране. И что его Родина — это и есть его мама, которая также будет о нем заботится и также любить его.



2



0

Главная мысль заключается в том, что человек в мире не один, и за маленьким человеком есть кому побеспокоиться. Мать — это превыше всего, но рано или поздно она отпускает свое чадо плыть дальше по течению, зная, что кроме нее есть другие мамы, зная, что вся Родина и есть мать.

Главные герои — мама Евдокия Алексеевна, ее сын Артем, учительница Апполинария Николаевна.

Рассказ начинается с того, что мальчик говорит маме, что никогда не пойдет в школу, ибо мама заскучает по нему. Проходит лето, и мама, вопреки своим недавним словам, ведет сына в школу. Сын до самой школы добирается сам, по пути его щиплет гусак, пугает собака и жук. Артем торопится. Наконец он видит ребят, свою учительницу. У Артема идет голова кругом, и Апполинария Николаевна берет его на руки. Мальчик настолько испуган, что не дает спустить себя с рук, и некоторое время сидит во время урока на ногах учительницы. Ребята пристыжают его, а он отвечает, что является раненым.

После урока, который Артем не слушал, учительница не отпускает его, а ведет к себе в комнату с целью обработать рану. Затем она предлагает ему выслушать урок снова, Артем соглашается. В окне появляется бык, сильно пугает мальчика, учительница уверяет, что прогонит его. Также она уверяет его в том, что в школе — она ему мама, а точнее, еще мама. И вообще, вся Родина ему тоже приходится матерью.

Артем к учебе привык, и на все последующие занятия торопился, дабы Апполинария Николаевна не расстраивалась.



2



0

В рассказе Платонова «Еще мама» повествуется о семилетнем Артеме Федотове, который собирался первый раз в школу. Ему не хотелось расставаться с мамой, он боялся, что она без него будет скучать, а то и вовсе помрет. Артем является главным героем повествования, впрочем, как и его мама, Евдокия Алексеевна. Женщине тоже не хотелось расставаться с сыном, но она взяла его за руку и повела в школу.

Когда Артем с мамой дошли до места, откуда уже была видна новая рубленная школа, мама велела сыну идти к ней самому. Она сказала, чтобы мальчик слушался учительницу, и она будет ему такая же родная, как мама. Артем продолжил путь в одиночестве и вскоре на него набросился гусак, который защемил ему кожу на ноге. После этого мальчик увидел животное, напоминающее волка, и очень испугался. Но через мгновение он узнал в нем собаку Жучку.

Артем дошел до школы и во дворе увидел ребят, они показались ему очень умными. Дети говорили о каком-то жирном шрифте и о хоботковых насекомых, о которых мальчик пока еще ничего не знал. На пороге школы стояла учительница Аполлинария Николаевна, и она тоже является главной героиней повествования.

Учительница позвала первоклассников в класс, но Артем забоялся и не пошел, пришлось женщине самой подойти к мальчику. Он признался ей, что хочет домой к маме, на что Аполлинария Николаевна ответила ему, что в школе она ему будет мамой. Учительница занесла Артема в класс на руках, но он побоялся сесть за парту, поэтому остался сидеть у неё на коленях. Позже он пересел за парту, но урок не слушал, поскольку думал о маме и о возможном пожаре в доме.

После уроков Артем хотел было побежать домой, но учительница его остановила и повела в свою комнату, которая была расположена в школе. Она обработала ему рану, а после этого предложила мальчику немного поучиться, поскольку урок он не слушал.

В классе Аполлинария Николаевна показала ему как пишется слово «мама» и Артем долго выводил буквы в тетради. Она пояснила мальчику, что сейчас она для него является мамой. А когда в окно заглянул бык, перепугавший Артема, учительница заверила его, что в обиду его не даст. Артем спросил у учительницы, есть ли еще у него мамы, и Аполлинария Николаевна ответила, что есть у него много мам, и вся Родина ему мама.

На следующий день Артем рано утром стал собираться в школу, к учительнице, и мама благословила своего сына.

Главная мысль рассказа состоит в том, что ребенок должен понимать, что кроме родной мамы, найдется еще множество людей, которые будут его любить. А самая главная мама для мальчика и всех людей — это Родина-мать.



2



0

Рассказ Ивана Платонова «Еще мама».

Иван Платонов (1899-1951) — русский советский писатель, публицист, поэт, киносценарист, журналист.

Краткое содержание рассказа.

Автор рассказывает о маленьком мальчике Артеме, который живет в деревне. Артем не хотел учиться в деревенской школе, так как любил маму, и не хотел с ней расставаться. Но, мама все таки отвела Артема в школу, и сказала, что учительница будет ему второй мамой, или как «мама».

Главные герои рассказа:

1 Герой рассказа Артем (Маленький мальчик 7 лет).

2 Мама Артема (Женщина, которая очень сильно любит своего сына).

Главная мысль рассказа.

Главная мысль рассказа заключается в заботе о своих детях, и о любви к ним.



2



0

Краткое содержание рассказа «Ещё мама»:

Артём переживает, что мама будет скучать по нему, поэтому решает не идти в школу. Когда мальчику исполнилось семь лет, мама, крепко взяв за руку сына, повела его в школу.

Мама немного провела сына, а после сказала, чтобы тот учился ходить самостоятельно. Дальше по дороге в школу Артём встречает гуся, который его ущипнул, затем собаку Жучку, которая поначалу его не узнала и в конце — жука, врезавшегося ему в щёку.

Увидев во дворе школы уже умных учеников, Артём оробел и захотел домой. Прозвенел звонок, вышла Аполлинария Николаевна и взяв на руки испуганного Артёма, занесла его в школу. На уроках мальчик думал лишь об одном, не случилось бы дома какой беды в его отсутствие.

После уроков учительница перевязала ущипленную гусем ногу мальчику. Затем она учила его писать слова и, в первую очередь, слово «мама».

Проходящий мимо бык заглянул в окно, мальчик испугался, Аполлинария Николаевна пожалела и успокоила его. Мальчик понял, что у него теперь есть ещё одна мама.

Назавтра Артём опять собрался в школу, сказав маме, что учительница добрая, и что она уже соскучилась.

Главные герои:

Федотов Артём — мальчик семи лет отроду, который любит свою маму и поэтому всё время боится, что она будет скучать по нём.

Евдокия Николаевна — Артёмкина мама. Она любит сына, поэтому поступает решительно, уча сына самостоятельности и уверенности.

Аполлинария Николаевна — учительница, женщина любит своих учеников, поэтому стремится для них стать второй мамой.

Главная мысль:

Доброта, женская мудрость и материнская любовь способны вселить в маленького мальчика уверенность, смелость и тягу к знаниям.

Читайте также

Андрей Платонов свой рассказ посвятил тяжелым деревенским будням, где семилетний ребенок Климов Митя, хотел быстрее вырасти и помогать своей матери, чтобы она от работы не уставала.

Конечно ребенку быстро вырасти не удалось, но он узнав от матери, что окаменевшая от жары земля не дает утренней росе проникать к корням ржи, решил рыхлить около колосков землю.

Ребенок считал, что таким образом он в состоянии помочь получить хороший урожай.

Действительно, на следующий день те колоски, вокруг которых земля была разрыхлена Митей, были намного лучше. Увидев этот результат работы мальчика, его учительница привела с собой других школьников, которые начали тоже рыхлить землю вокруг колосков.

Наверно сложно определиться с главной мыслью, которую автор вложил в свой рассказ, но если проанализировать, то можно сказать, что здесь в первую очередь – желание помочь семье используя для этого свой ум в решении возникшей проблемы.

Этот рассказ учит нас быть не равнодушным и заботливым к своим близким, уметь понимать весь тяжелый труд, который нужен для получения хорошего результата, ну и конечно это любовь к самому труду, своей земле. НЕ нужно забывать и о необходимости взаимовыручки в трудном деле.

В рассказе «Разноцветная бабочка», речь идет о безграничной материнской любви. В детстве мальчик Тимоша убежал в горы за бабочкой. Так увлекся, что упал в пропасть. Решил он копать путь домой. Шли годы, мальчик становился юношей, а потом уже и стариком. Мать все ждала и верила. Наконец Тимоше удалось выбраться, он был слеп и не видел очертания матери. Тогда мать отдала ему всю любовь и силу, а сама умерла. Тимоша же снова стал ребенком.

Сказка учит нас любви к родителям. Никогда не забывайте своих родителей, даже если они совсем далеко или уже мертвы. Сказка учит нас тому, что за беспечность всегда приходится выплачивать большую цену. В данном случае Тимоша поплатился жизнью матери.

Главная мысль заключается в том, что материнская любовь это безграничный простор, который может творить чудеса.

Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.

Андрей Платонов в сказке «Солдат и царица» рассказывает о злой и сварливой царице, о весёлом солдате, о дураке, который сам себе на уме, о пьянице сапожнике и его жене доброй и порядочной, но с властным характером.

Сказка очень поучительная, побывав в «чужой шкуре» учишься понимать, как живут бедные и всего лишённые люди, так же можно посмотреть на себя со стороны и сделать выводы.

К сказке подойдут пословицы:

  • Доброму человеку весь мир — свой дом, злому, порочному — и своя хата чужая.
  • Зла коса на камень не наскочит.
  • Чужая шкура не болит.
  • Делая зло на добро не надейся.
  • Зло побеждай добром.
  • Зло пропадает, а добро не умрет.
  • Дурака учить — что мертвого лечить.
  • Дурак стыда не знает.
  • Дураку хоть кол на голове теши, он все свое несет.
  • Ай, да молодец, даром, что дурак!
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • И смех наводит на грех.

Сказка «Умная внучка» является литературной обработкой известного народного сюжета, который нашел свое отражение в сказках «Мудрая дева» или «Дочь-семилетка». Андрей Платонов сделал из красивой народной сказки историю с политическим подтекстом, чем на мой взгляд исказил истинный смысл истории.

Речь в сказке идет об умной девочке, Дуне, которая смогла решить сложные царские загадки и восстановить справедливость в споре двух соседей о праве на родившегося жеребенка.

Но если в народной версии царь отдает должное уму девочки и когда та вырастает, делает своей супругой, то в версии Платонова Дуня угрожает царю скорым судом, что является выражением личной политической позиции писателя.

В качестве главной мысли сказки часто дается вывод о том, что царский суд, суд богачей, всегда неправедный и пристрастный. Но лично мне видится здесь совсем иная главная мысль:

Ум и находчивость открывают перед человеком любые двери.

Можно сформулировать главную мысль и таким образом:

Не богатством должны устанавливаться законы, а справедливостью.

Андрей Платонов — поэт, прозаик, драматург, публицист. Практически все эти виды словесного творчества заговорили в нем одновременно.

Стихи поражают какой-то невероятной гладкостью, опытностью, умелостью, подражательностью и в дурном, и в хорошем смысле этого слова. Платонов здесь — продолжатель традиций классического русского стихосложения.

Это тем более удивительно, что проза Платонова совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа. Он пишет своим языком.

Платонов-публицист — ультрареволюционер. Он верит в то, что революция — это не просто политический переворот, смена экономической формации (такими мелкими категориями он не мыслит). Революция — это переворот космический, геологический, который откроет людям принципиально новые горизонты. Отсюда — мечты Платонова о полетах в космос, завоевании Вселенной. И не случайно ранняя проза Платонова относится к фантастике.

Неукротимая ярость, смелость письма отличают Платонова в среде его собратьев.

Платонов в силу особенностей своего таланта так и не смог примкнуть ни к одному литературному направлению. И тактическая ошибка писателя состояла в том, что он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство этого не прощало.

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 143.

1. О ком этот рассказ? Что тебе в нём понравилось? Как ты понимаешь заглавие произведения?

Этот рассказ о мальчике Артёме. Ему исполнилось семь лет и он в первый раз пошёл в школу.

Мне понравилось в рассказе описание беспокойства мальчика о своей маме. Понравилось, что он пытался быть самостоятельным и не подвести маму. Понравилась добрая и ласковая учительница, которая стала Артёму второй мамой.

Об этом говорит и заглавие рассказа. Ведь учительница для детей становится второй мамой, ещё мамой. Она также заботится о детях, как родная мать, и старается вырастить из них настоящих людей.

2. Расскажи, как Артём собирался в школу. Почему он не хотел туда идти?

Артём боялся идти в школу в первый раз и даже хотел сбежать от мамы. Чтобы оправдать свой страх, мальчик делал вид, что боится за маму. За то, что она будет без него скучать.

Мальчика страшило неизвестное, ведь он никогда не был в школе. И ему было страшно остаться без мамы, ведь до этого он всегда и всюду ходил с ней.

3. Что ты можешь сказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму?

Отношения мамы и сына строились на любви и взаимном уважении, на ласке.

Мама очень любила сына, не хотела его отпускать, но понимала, что мальчику нужно учиться.

Артём тоже сильно любил маму и не хотел от неё уходить. Только с ней он чувствовал себя в безопасности. К тому же, он думал, что и маме с ним безопасно.

А мама сказала Артёму идти учиться и слушаться учительницу, которая станет ему вместо неё, второй мамой.

4. Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?

Артём шёл в школу грустный, одинокий, он плакал. На него напал гусак и больно ущипнул за ногу. Артёма испугала собака, в которой он не сразу признал Жучку. Во дворе школы мальчик увидел незнакомых, но умных ребят, и оробел.

5. Расскажи, как Артём появился в классе. Что его беспокоило?

В класс Артёма занесла на руках учительница. Она хотела посадить мальчика за парту, но Артём вцепился в неё и остался сидеть на коленях.

Это вызвало смех в классе, и Артём пересел за парту, переборов свой страх.

Весь урок мальчик смотрел в окно и думал о маме. Он боялся, что мама без него умерла, а дом сгорел.

6. Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик?

На уроке Артём не научился ничему. Он не слушал учительницу.

Но когда учительница привела мальчика к себе и пристыдила его, Артём стал учить буквы.

Он написал сперва слово «мама», а потом слово «Родина».

7. Как автор относится к Артёму? Объясни.

Автор относится к герою с легким юмором и большой любовью. Он описал все приключения и страхи мальчика, но сделал это так, что читателю было смешно. При этом он не писал об Артёме плохо. Он закончил рассказ словами о том, что мальчик на второй день сам собрался и побежал в школу.

И теперь Артём беспокоился не только о том, что мама станет скучать без него. Он волновался и о том, что учительница без него соскучится. И этот поступок автор описал с гордостью за героя.

8. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, чтобы ты ответил?

Я бы записала в рабочую тетрадь следующее:

Главная мысль рассказа «Ещё мама»

Первая учительница — это вторая мама, которая любит учеников, как родных детей.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Платонов
  4. Анализ произведения Еще мама

Анализ рассказа Еще мама Платонова

История написания

Точная дата создания рассказа неизвестна. Приблизительно он был написан автором в 1936 году. Первая  его публикация  состоялась в сборнике «Избранные рассказы» спустя 22 года. Также он вошёл в антологии русских писателей «Лучшие рассказы для детей», «Мой учитель» и другие.

Рассказ является трагическим предупреждением жизненного пути несовершеннолетнего сына писателя — Платона, которого арестовали в 1938 году и отправили в лагеря. Да и сам автор в детстве пережил много горя: нищенствовал, испытал голод, терял близких, работал с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям. Но любовь к своей матери А. Платонов пронёс через годы своей жизни. Поэтому произведение имеет автобиографическую основу.

Жанр

Реализм — литературный стиль, к которому относится этот рассказ. Принадлежит к рассказам о детях (небольшой объём, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия).

Тема и сюжет

Повествование ведётся о жизни простого деревенского парнишки Артёма Федотова, которого мама впервые отводит в школу.

Эпизоды указывают на важный и ответственный период в жизни ребёнка. Артём не желает учиться, не понимает, что нужно делать в школе. Он также боится расставаться с мамой. Мальчуган очень привязан к ней и привык, что она всегда с ним рядом, заботиться, защищает, оберегает его. Мама рассказывает сыну о том, что учительница очень добрая. Дорогой в школу мальчик знакомится с окружающим миром: встречает гусака, собаку и жука. Увидев учительницу, Артём понимает, что она такая же, как мама. Утром на другой день он с непреодолимым желанием и радостью спешит в школу.

Главные герои

Артём — главный герой рассказа. Мальчик — ответственный, добрый, хотя и совсем маленький (7 лет). Смышлёный, внимательный, доверчивый. Сумел преодолеть свои страхи перед неизведанным миром и перестал беспокоиться за маму. Артём повзрослел и осознал, что есть ещё учительница, а также мамой называют Родину. В рассказе важная роль отведена двум женщинам — матери Евдокии Алексеевне и учительнице Аполлинарии Николаевне. Они добрые, заботливые, любят мальчика, с пониманием и добротой относятся к нему.

Композиция рассказа

Рассказ имеет кольцевую структуру. Повествование ведётся так, что эпизод прощания мамы с мальчиком описывается в начале и в конце. Отличие есть лишь в эмоциональном фоне описываемых событий.

В начале автор показывает более яркие эмоции, так как матери нелегко отпускать сына впервые одного, а мальчик не хочет расставаться с ней.

Экспозицией произведения является разговор Артёма с мамой о школе, его нежелание учиться и большой страх и за себя, и за маму. Он боится, что она без него будет очень скучать и его никто не сможет защитить.

Завязка рассказа — путь ребёнка в школу. Мать успокаивает Артёма, что всё будет хорошо и он со всем справится. Сначала она ведёт его за руку в школу, а потом отпускает и велит идти самому. По дороге он преодолевает первые жизненные трудности. Гусак ущипнул его за штанину, он увидел большую собаку, приняв её за волка, и огромный жук упал ему на плечо.

Кульминацией произведения является эпизод спасения от быка. Артём испугался сильного животного, которое заглянуло в окно класса. Но учительница успокоила его, сказав, что она, как мама, сможет его защитить. Артём очень удивился, услышав, что у него много матерей. А также Родина — мама для всех.

Разговор с матушкой, которая понимает, что сын повзрослел и уже радостный собирается в школу — это развязка произведения.

Идея рассказа

Не бояться трудностей, уметь их преодолевать, помогать своим родителям, а также гордиться Родиной — мамой для каждого человека.

Вариант 2

Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности, каким он вырастет человеком, какое у него сформируется мировоззрение и будет ли он полезен для своего общества. Поэтому важно, чтобы на этом этапе маленького человека окружали добрые, заботливые и понимающие люди.

Такой переломный момент в жизни ребёнка автор Андрей Платонов описал в своём рассказе «Ещё мама». Главный герой семилетний мальчик Артём, который не хочет идти в школу. Но причина не в том, что он не хочет учиться, а в том, что он не знает, что это такое и для чего важно учиться. Ведь мальчик с мамой живёт в деревне, где школы не было, её построили только летом. Артём очень сильно любит свою маму, ведь до этого возраста он всё время был с ней рядом, она о нём заботилась, оберегала, защищала. Она для него на данный момент есть самый главный, дорогой и единственный человек в жизни. Только рядом с ней он чувствует себя комфортно и под защитой. И вдруг эта связь между матерью и сыном на какое-то время разрывается, так как Артёму нужно идти в школу. Для мальчика это не понятно, он не желает это принимать, поэтому хочет отказаться от учёбы в школе.

Больше всего Артёма волнует не то, как он сам будет в школе, а то, как же будет без него мама. До этого момента ребёнок был вместе с матерью ежедневно и даже ежечасно. Мальчик по-детски уверен, что это он помогал во всём маме. А сейчас он уйдёт в школу и мама останется одна. Осознание одиночества матери для Артёма является самым страшным и самым тревожным. Он боится, что мама будет скучать, а ещё страшнее, что она может умереть, а его не будет рядом. Конечно, у мальчика присутствует страх и за себя самого, так как защитить и помочь ему, по его мнению, может только мама. Но со спокойствием и добротой в голосе, внушая ребёнку уверенность, мать убеждает ребенка, что всё будет хорошо и он со всем справится.

В реальной жизни это подтвердилось поступками учительницы, когда Артём пришёл в школу. Эта женщина, благодаря своей жизненной мудрости и педагогическому мастерству, смогла пробудить у мальчика интерес не только к учёбе, но и успокоить все его волнения по поводу одиночества мамы. А самое главное учительница смогла убедить ребёнка в том, что его никто не сможет обидеть, так как в школе для него она является мамой, и всегда ему поможет в трудную минуту. Но, а если он будет где-то далеко-далеко, мамой для него будет вся Родина. В итоге мальчик понял, что где бы он не был, с ним всегда рядом будет мама. Благодаря этому у Артёма пропал весь страх и тревожность и он с огромным желанием бежал в школу на следующий день, так как его там ждала добрая учительница, которая на время становилась ему мамой.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что благодаря таким людям, которые со всей душой заботятся о детях, из маленького человечка вырастет полноценная, уверенная и развитая личность без злобы и агрессии к окружающему миру. Ведь подрастающее поколение – это наше будущее. Что ребёнок получит в детстве, то он отдаст в социум во взрослой жизни.

Анализ 3

Рассказ А.П.Платонова «Еще мама» является произведением, повествующим о ситуациях, происходящих в жизни мальчика по имени Артем, проживающего в деревне.

Все события связаны с новым жизненным этапом ребенка. Когда мальчику исполнилось 7 лет, мама отдала его учиться в школу. Писатель подробно знакомит читателя с проблемами, которые появляются у Артема – ученика.

Идя в школу, мальчик знакомится с миром, окружающим его повсюду. Артем встретился с гусаком, жуком, собакой. К мальчику постепенно приходит осознание того, что нельзя быть слишком доверчивым. Необходимо быть внимательным и осторожным. Мальчик с опасением наблюдает за толпой мальчишек около школы. Артему все чуждо и неприятно, в тоже время заманчиво интересно. Однажды мальчик попытался сбежать с уроков, но его попытка бегства не увенчалась успехом. После учебного дня мальчик возвращается домой как будто повзрослевшим.

Повествование в рассказе «Еще мама» построено таким образом, что сцена расставания с мамой описывается в начале и в конце произведения. Различается эмоциональная окраска описываемого действия. В начале произведения писатель показывает более яркие эмоции героев. Маме нелегко отпускать ребенка впервые одного, а мальчику не хочется расставаться с мамой, которую он очень любит.

Основное внимание в рассказе «Еще мама» Платонов заострил именно на эмоциях героев. Их много и каждая из них наполнена горячим чувством взаимной любви между матерью и сыном, а также заинтересованностью Артема в изучении природы и окружающей среды.

Наглядным примером того, что маму в школе заменяет учитель, является теплое отношение учительницы к Артему. Она поддерживает его, сопереживает ему. На таких взаимоотношениях и основывается будущее каждого ребенка.

В своем рассказе автор точно раскрывает детскую психологию, такую ранимую и в тоже время открытую для новых впечатлений. Мальчику необходима помощь взрослых, ведь он находится на пороге новых личных открытий. Перед ним целый мир – интересный и разный. Ребенку тяжело отличить плохое от хорошего, он учится этому, наблюдая за животными и людьми. Впечатления мальчика переменчивы, а выводы не всегда осмысленны. Вот здесь и приходит на помощь учитель. Она направляет Артема.

В произведении «Еще мама» Платонов хотел показать, что любому человеку нужно заботиться о детях. Каждый ребенок должен быть уверен в том, что в этом мире существуют и другие люди, кроме матери, способные защитить и поддержать его в любую минуту.

Анализ произведения Еще мама

Анализ произведения Еще мама

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Левитана Березовая роща 7 класс (описание)

    На картине изображена берёзовая роща в солнечный летний день. Солнце пробивается сквозь листву деревьев и ложится на траву мозаичным ковром. Где лучи попадают на траву

  • Сочинение по картине Утро весны Кудревича (описание)

    Владимир Кудревич — это белорусский художник-пейажист, его картины показывают всю красоту родной природы в разные времена года.

  • Сочинение Неуверенность в себе 15.3 ОГЭ 9 класс рассуждение

    Каждый хоть раз в жизни испытывал чувство страха, возникающее вместе с необходимостью принять какое-либо решение. Это и есть неуверенность в себе. С появлением страха перед неизвестностью мы стремимся защитить себя

  • Цитаты героев из Мастера и Маргариты Булгакова

    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — гениален по содержанию и смысловой нагрузке. Каждый персонаж внесен в произведение не просто так, любая его реплика несет скрытую или явную истину.

  • Главные герои романа Герой нашего времени Лермонтова

    В произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» присутствует несколько главных героев, которые достойны более подробного рассмотрения. Каждый из них обладает особыми чертами характера, которые влияют на их жизненный путь и развитие личности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Отворот поворот как пишется
  • Отзыв на сочинение ученика образец
  • Отзыв о рассказе душечка чехова
  • Отвечал рассеянно как пишется и почему
  • Отзыв на сочинение ученика 5 класса

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии