Отзыв о рассказе горячий камень

Аркадий Гайдар сказка «Горячий камень»

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки «Горячий камень» и их характеристика

  1. Ивашка Кудряшкин. Обычный деревенский мальчик восьми лет. Учится в школе, бегает, играет, проказничает. по характеру добрый и отзывчивый, всегда готов прийти на помощь.
  2. Старик-сторож. Прожил насыщенную событиями жизнь и потому считает себя счастливым. Добрый и не злопамятный.

План пересказа сказки «Горячий камень»

  1. Одинокий старик
  2. Ивашка лезет в сад
  3. Сторож ловит Ивашку
  4. Ивашка находит камень
  5. Ивашка дарит камень старику
  6. Ивашка тащит камень в гору
  7. Старик не хочет разбивать камень
  8. Рассказ старика
  9. Так и остался камень лежать.

Кратчайшее содержание сказки «Горячий камень» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили в деревне старик-сторож, одинокий и весь в шрамах, и мальчик Ивашка, веселый и озорной
  2. Поймал как-то сторож Ивашку в саду, но отпустил
  3. От стыда убежал Ивашка в лес, на болото, и нашел волшебный камень, который молодость возвращает
  4. Предложил Ивашка старику молодость вернуть,
  5. Затащил Ивашка камень на гору, а старик не хочет камень разбивать, про молодость рассказывает
  6. И лежит до сих пор камень на горе никем не разбитый

Главная мысль сказки «Горячий камень»
Все что случилось с нами в жизни, и хорошее и плохое, все равно нам очень дорого и терять прожитые годы никто не захочет.

Чему учит сказка «Горячий камень»
Сказка учит ценить прожитые годы, радоваться хорошему, переживать плохое и не отчаиваться. Учит дорожить своим временем, своими годами. Учит любить жизнь, ведь это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Отзыв на сказку «Горячий камень»
Это очень интересная история, которая заставляет читателя задуматься о смысле жизни. О том, для чего человек живет на свете, о том, зачем ему достаются и счастье и горести. О том, что молодость бывает только одна, но она всегда остается самым лучшим временем. Мне понравился мальчик Ивашка, который был добрым и хотел помочь другому человеку. Но прав и старик, который гордился прожитой жизнью.

Пословицы к сказке «Горячий камень»
Жизнь прожить — не поле перейти.
Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
Жизнь нельзя прожить играючи.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Горячий камень»
Жил в одной деревне одинокий старик, хромой, седой, с огромным шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, делал корзинки и подшивал валенки.
Жил в деревне и мальчик Ивашка Кудряшкин, восьми лет от роду.
Полез однажды Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился и в колючий крыжовник свалился. Завопил Ивашка, а тут и старик-сторож его поймал.
Но пожалел старик Ивашку — и так весь грязный, в крови, зареванный. Вывел из сада и отпустил.
Стыдно стало Ивашке, побрел он куда глаза глядят и в лес зашел. Дошел до болота, увидел камень голубой и сел на него передохнуть.
И тут же подскочил. Показалось Ивашке, что его словно пчела ужалила, такой горячий камень оказался.
Понял мальчик, что камень-то волшебный. И каблуком мох и грязь с камня обстучал. А на камне надпись. И сказано там, что тот, кто камень в гору поднимет, да разобьет камушек, вернет молодость свою.
Огорчился Ивашка, восемь лет ему всего, зачем ему второй раз в первый класс идти. И решил подарить камень сторожу.
Прибежал в сад, рассказал все старику, а тот оставить сад не может, воров опасается. И попросил сторож самого Ивашку камень в гору поднять, а потом, мол, старик придет и разобьет его.

Огорчился Ивашка, да делать нечего. Поднатужился, затащил каменюку в гору. Утешала мальчика мысль о том, что старик счастья не видел, а он уже три раза счастливую жизнь встречал — когда его шофер подвез до школы, когда голыми руками щуку поймал, и когда на Первое мая в город ездил.
Пришел старик. Удивляется Ивашка, с голыми руками старик пришел, чем он камень бить будет?
А старик и говорит, что не станет камень разбивать. Рассказал он мальчику, что жизнь прожил конечно трудную, но счастливую. И гордится своей жизнью, а потому начинать ее сначала не хочет.
Обиделся Ивашка, говорит, зачем же я камень здоровенный в гору огромную тащил, корячился?
А старик отвечает, что пусть камень на виду лежит. Кто захочет молодость вернуть, пусть и разбивает этот камень.
Много народу с тех пор побывало у камня. Посмотрят, надпись прочтут, головой покачают и идут дальше. Вот и автор, пришел, постоял у камня, и не стал его разбивать.

  1. Главная
  2. Детская проза
  3. ⭐️Аркадий Гайдар
  4. 📚Горячий камень
  5. Отзывы на книгу

Помню этот рассказ в хрестоматии «Родная речь» не то за второй, не то за третий класс. Из всего, что написал Аркадий Гайдар, может быть, как раз этот небольшой рассказ можно считать самым философским его произведением.

В незамысловатом сюжете поднимается возможность начать жизнь сначала. Есть старик — строгий, но справедливый, есть мальчишка — Ивашка Кудряшкин — озорной, но добрый, и камень, на котором написано: КТО СНЕСЁТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ И ТАМ РАЗОБЬЁТ ЕГО НА ЧАСТИ, ТОТ ВЕРНЁТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ И НАЧНЁТ ЖИТЬ СНАЧАЛА.

И вот Ивашка притащил этот камень с болота, где нашёл его, старику в благодарность за то, что тот не наказал пострела за воровство колхозных яблок….

Сейчас я чуток отступлю, а потом снова вернусь к сюжету рассказа. Помню, мы — деревенские пацаны — искренне удивлялись, какое такое преступление в колхозный сад залезть, нам это было непонятно. Отчего? Да оттого, что лазали мы в этот сад летом-осенью чуть не ежедневно и ничего нам за это не было. Вот мы и удивлялись, что за сад, да за сторож такой — небылицы какие-то. Это оттого, что мы лазали в сад в 1970-х, а Ивашка в 1930-х, а это ограмаднейшая разница, только мы-то тогда этого не знали и даже не догадывались. Это потом мне бабушка рассказала про колоски и про доброго председателя, который её на этом деле поймал, да вместо того, чтобы наказать, еще жменю ей в подол тайком подбросил. Да не в каждом колхозе такие порядки были.

Но вернёмся к рассказу. Не принял старик Ивашкиного дара, посильнее Фауста он оказался, вроде бы и не требовалось от него душу нечистому продавать, только камень разбей и живи себе сызнова. Но не таков советский колхозник, он учит несмышленыша:

…пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, какая она сейчас, — могучей и великой. Это ли ещё, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Так и другие колхозники рассудили, да и автор рассказа тоже был с ними солидарен — не нужна строителям коммунизма вторая молодость. А вот я бы не отказался.

Думаю, поторопились составители хрестоматии тех времен запихнуть этот рассказ в программу начальной школы, дело в том, что не поняли мы — здоровые советские восьмилетки — дилеммы стоявшей перед стариком, нам-то эта проблема была не знакома, мы и так начинали свою жизнь, так что это была не наша проблема.

Но, если честно, Гайдар написал так, как должно быть, а не так, как есть на самом деле. Будь такая возможность в реальности, даже за очень большие деньги нашлось бы много охотников получить вторую молодость. Да что так говорить, в медицине сейчас одни из самых щедро финансируемых исследований — по омоложению человеческого организма.

А заканчивается рассказ так, что на обложке нужно писать: «КУРЕНИЕ — УБИВАЕТ!»

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошёл прочь — своей дорогой.

Чему нас учит Гайдар этим произведением. Что прожив одну жизнь, как бы трудно тебе не было, не нужно искать способов прожить ее заново. Или прожить новую жизнь.
Да, порой хочется вернуть какой-то момент, где-то что-то по другому сделать или сказать.
И на этих своих ошибках человек учится не допускать их вновь.
Ведь если небо падает на наши плечи, значит мы можем это вынести и идти дальше…

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ
И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,
ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ
И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Написав эту сказку перед самой войной, Гайдар как бы почувствовал, что это его последнее произведение для детей и оставил им, как завещание, свое понимание жизни и отношение к ней. Он как бы говорил, вторя Николаю Островскому, что жизнь надо прожить так, чтобы не было желания пережить ее по новому. Не разбитый камень на вершине горы становится символом желания писателя о том, чтобы все люди на земле жили в мире и согласии. Так я воспринял этот глубоко философский рассказ,прочитав его в четырнадцатилетнем возрасте.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»
Однако постоял-постоял и вовремя одумался.
«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Как же странно сегодня читать подобные произведения. Колхозный яблоневый сад, который надо сторожить денно и нощно, чтобы не разграбили его лихие люди. Волшебный камень, который, если разбить, возвращает молодость, но ни один человек — ни один! — не желает этого сделать. Не хочет начинать жизнь сначала… Каково это читать сегодня, в эпоху культа молодости, когда молодой — значит успешный, красивый, счастливый.
С одной стороны, ощущение большого литературного таланта, большого, настоящего писательского дара, а с другой — такой наивный дидактизм, что смешно читать.
В общем, странные ощущения от подобной литературы.
Но если попробовать подытожить, выделить суть — появляется чувство утраты какой-то, что ли… Что-то мы потеряли в процессе непрерывного развития и все большего раскрепощения. Причем это что-то — очень важное и очень естественное и органичное для нашей культуры. Принятие своего возраста и ценности нажитого опыта хотя бы. Понимание ценности труда. Потому что к таким вещам, таким произведениям тянет… Несмотря на их наивность и дидактизм. А значит, есть в них что-то такое, чего нам теперешним не хватает.

«Кто снесет этот камень на гору и там разобьет его на части, тот вернет свою молодость и начнет жить сначала».

Каким образом произойдет возвращение молодости, по надписи на камне неясно – перебросит ли человека в ту эпоху, когда он был молод, или он станет молодым в настоящем времени? Мысль от лица автора в конце рассказа указывает на второй вариант:
«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Но по какому бы сценарию ни возвращалась молодость, разбивание камня, по-моему, отлично вписывается даже в ту идеологию, по которой написан этот рассказ.
Если для старика-сторожа главное, за что он ценит свою жизнь, несмотря на все выпавшие ему испытания и мучения – что он принес много пользы своей стране и внес свой вклад в строительство нового справедливого общества, то из этого должно логически вытекать стремление воспользоваться шансом принести такой пользы вдвое больше, потратив на это еще одну жизнь. Вернуть так молодость – это ведь не отрицание и забвение уже прожитой жизни, а шанс прожить вторую. Что плохого и не согласующегося с коммунистической идеологией в том, чтобы старик – помня весь свой революционно-военный опыт и заслуженно гордясь им – опять стал бы молодым и здоровым и все свои силы отдавал на благо страны уже в нынешних мирных условиях, хотя бы работая в колхозе уже не сторожем сада, а, например, трактористом или еще кем-нибудь? Если для него величайшая ценность – служба своей стране, то как он может отказаться от того, чтобы продлить эту службу на максимально доступный срок и нести ее с наибольшей эффективностью? Лишний работник, сильный, честный и трудолюбивый, колхозу бы ну никак не помешал.

А вот обычные люди, думающие в первую очередь о своем счастье, вполне могут попросту побояться такого риска – прожить еще одну жизнь. Вдруг она окажется хуже той, которая уже прожита? Вдруг в ней будет еще больше потерь и всяческих проблем, бед и неудач? У людей может не хватить душевных сил на то, чтобы решиться повторить все это – или аналогичное – еще раз. Так что весьма вероятно, что камень остался лежать на горе целым и неразбитым как раз по этой причине.

Очень жизненно и поучительно. Но, моё мнение, для второклассника это трудно перевариваемо)

Мне понравилось спасибо автору автор лучший, хоть она и маленькая но поучительная

Это хорошая книга вы тоже ее почитайте в сначала было не интересно патом нармально

Спасибо,книга потрясающая,интересная и поучительная

Было мило 😚, но чуть скучно 😕

Автор: Гайдар А.

Название: “Горячий камень”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о людях

Число страниц: 4

Полную подборку иллюстраций к этому и другим произведениям вы найдете в нашем разделе сайта здесь

Главные герои и их характеристика

Ивашка Кудряшкин. Мальчик 8 лет. Озорной, подвижный, проказливый. Обычный мальчик с добрым сердцем. Отзывчивый.

Старик. Сторож. Суровый, седой, в шрамах. Добрый и счастливый. Не желает начинать жизнь заново.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Ивашка нашел волшебный горячий камень, способный вернуть молодость.  Он хотел дать разбить его старику, но тот отказался.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

Полез как-то Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился, упал, и поймал его сторож.

Отпустил сторож Ивашку и ничего ему не сказал, а Ивашка нашел в болоте горячий камень, который мог вернуть молодость.

Захотел отплатить Ивашка сторожу добром и рассказал ему про горячий камень.

А сторож попросил Ивашку выкатить камень из болота, что Ивашка и сделал, хотя это было не легко.

Но не стал старик разбивать камень, а рассказал Ивашке про свою долгую жизнь.

Никто не захотел разбивать камень. Так и лежит он на горе, ждет своего часа.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как старик рассказывал Ивашке о
своей жизни. О том, что была она трудной и тяжелой, но все равно счастливой. И
не захотел старик начинать жизнь заново, потому что, это значило потерять уже
прожитое.

План произведения для пересказа

  • Суровый сторож.
  • Пойманный Ивашка.
  • Камень в болоте.
  • Ивашка хочет подарить камень старику.
  • Ивашка затаскивает камень в гору.
  • Старик рассказывает про свою жизнь.
  • Неразбитый камень на горе.

Главная мысль

Какой бы тяжелой не была человеческая жизнь, но в
ней всегда есть и счастливые минуты. А потому, никому не хочется начинать жизнь
с начала.

Чему учит эта книга

Рассказ учит доброте и умению прощать. Учит
ценить свою жизнь и прожитые годы. Учит стремится прожить жизнь так, чтобы
никогда о том не жалеть. Учит тому, что каждому дорого все то, что случилось в
жизни.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот рассказ и понравился мальчик
Ивашка. Он был озорным и шаловливым, но при этом, очень добрым и отзывчивым
мальчиком. Но еще больше мне понравился поступок старика, который не захотел
становиться молодым и гордился прожитой жизнью.

Новые слова и выражения

Мочальная кисть — вид кисти для побелки стен
известью.

Цигарка — скрученная из бумаги трубка.

Пословицы к произведению

Жизнь прожить — не поле перейти.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь нельзя прожить играючи.

Мои года — мое богатство.

Век долог — всем полон.

Другие читательские дневники

«Горячий камень» читательский дневник

«Горячий камень» читательский дневник

«Горячий камень» – добрая и поучительная сказка о том, как важно любить жизнь и ценить всё то, что в ней было. Жизненный опыт – бесценный дар каждого человека, его уникальный багаж, который редко кто захочет обменять.

Краткое содержание «Горячий камень» для читательского дневника

ФИО автора: Гайдар Аркадий Петрович

Название: «Горячий камень»

Число страниц: 36. Аркадий Гайдар. «Горячий камень». Издательство «Детская литература». 1972 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1941

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Ивашка Кудряшкин – деревенский восьмилетний мальчик, большой проказник, но добрый и отзывчивый.

Старик-сторож – умудрённый жизненным опытом мужчина, добрый и незлопамятный.

Сюжет

В деревне жил одинокий старик – седой, хромой, с большим шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, а в свободное время подшивал валенки и делал корзинки.

Однажды местный мальчик Ивашка решил забраться в колхозный сад, чтобы полакомиться яблоками. На заборе он зацепился за гвоздь, упал в колючий кустарник и что есть силы закричал. Тут-то его и поймал старый сторож. Но он пожалел мальчика и отпустил его. Ивашке стало очень стыдно, и он побрёл куда глаза глядят. Так он дошёл до болота, где решил передохнуть на голубом камне. Едва сев на него, он тут же подскочил: камень оказался очень горячим. Ивашка догадался, что камень волшебный. Очистив его от старой грязи, он увидел надпись, гласившую, что тот, кто поднимет камень на гору и разобьёт его, вернёт свою молодость.

Ивашка решил подарить «молодильный» камень доброму сторожу. Вот только старик отказался разбивать камень. Он рассказал мальчику, что прожил трудную, но очень интересную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами и не хотел начинать жизнь с чистого листа.

Старик предложил Ивашке оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот, кто захочет вернуть свою молодость. С тех пор много народу побывало у волшебного камня, вот только никто так и не решился разбить его.

План пересказа

  1. Одинокий старик и озорной мальчишка Ивашка.
  2. Ивашка лезет в сад.
  3. Сторож ловит Ивашку, но отпускает.
  4. Ивашка находит волшебный камень.
  5. Ивашка дарит камень старику, чтобы тот вернул свою молодость.
  6. Старик отказывается разбивать камень.
  7. Рассказ старика.
  8. Нетронутый камень.

Главная мысль

Всё, что случается в жизни человека, и хорошее, и плохое, имеет свою ценность.

Чему учит

Сказка учит ценить прожитые годы, искренне радоваться всему хорошему, что происходит, и не отчаиваться, когда наступает чёрная полоса. Произведение учит любить жизнь – самое ценное, что есть у каждого человека.

Отзыв

Сказка заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Невозможно прожить всю жизнь, не ведая печали, но нужно уметь достойно переносить все жизненные испытания.

Рисунок-иллюстрация к сказке Горячий камень

Рисунок-иллюстрация к сказке Горячий камень.

Пословицы

  • Жизнь прожить не поле перейти.
  • Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
  • Жизнь нельзя прожить играючи.

Что понравилось

Понравилось, что Ивашка оказался таким добрым и чутким мальчиком. Он от чистого сердца хотел сделать сторожу приятное, но тот оказался мудрым человеком и отказался возвращать себе молодость.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

  • Отзыв о рассказе голубая чашка
  • Отзыв о рассказе голубая змейка бажова
  • Отзыв о рассказе где это видано где это слыхано
  • Отзыв о рассказе гамбринус
  • Отзыв о рассказе выстрел пушкина