Отзыв о рассказе матросик станюкович

  1. Главная
  2. Морские приключения
  3. ⭐️Константин Станюкович
  4. 📚Морские рассказы (сборник)
  5. Отзывы на книгу

Прекрасный сборник рассказов о морских приключениях. Мне кажется после его прочтения далеко не один мальчишка поступил в мореходку, чтобы самому почувствовать ветер в лицо и взглянуть на морские просторы в дальних плаваниях. И пусть у современных военных кораблей уже нет парусов и не надо вязать узлы, но романтику поря никто не отменял.

Человек за бором!— рассказ о том, что в каждом (практически) из нас можно рассмотреть человека, главное относится к человеку, как к человеку, а не как к животному.
Ужасный день— рассказ о том, что как бы тебе не было безнадежно плохо и страшно, нельзя опускать рук, надежна на спасение есть практически всегда.
Куцый— история о четвероногом друге экипажа корабля, который не поладил со строгим старпомом.
Побег— история помощи арестанту адмиральским сыном.
Максимка— с этого рассказа началось мое знакомство с творчеством писателя, дочери задали в школе
, вот с ней и читали)
Васька— чудесная история о дружбе между матросом и будущим, а точнее несостоявшимся обедом, в виде рождественского поросенка.
Матросик— самая грустная история и одна из самых понравившихся (сам погибай, а товарища выручай)
Блестящий капитан-самая грустная история для меня, хотя и капитана я понимаю…
К своему стыду я только этим сборником открыл для себя данного писателя, но лучше поздно, как говорится…)

Люблю малые формы: компактно и строго по делу, тем более если рассказы написаны человеком, который это дело знает не понаслышке. Парадоксально, но факт: потомственный моряк Константин Станюкович моря не любил. Такое бывает. Но походить по морям-океанам ему довелось, да ещё как! И поэтому я не сомневаюсь в достоверности историй, которые нам поведал автор.
Флотская жизнь, да ещё военная, редко бывает весёлой. И особенно невесело при такой жизни простым матросам. Ведь они могут упасть за борт, выполняя ответственную и очень тяжёлую работу, могут разбиться о палубу, выполняя такую же тяжелую работу, но только по прихоти самодура-капитана. Матросам грозит арест и ссылка в арестантскую роту на блокшиву. Но иногда им нет-нет, да и перепадёт развлечение в виде пса по кличке Куцый или дрессированного поросёнка Васьки, чарка-другая водки да обретение чернокожего воспитанника, «арапчонка» Максимки, ставшего Забиякиным.
Очень простая, честная книга с оттенком большой грусти и полная сочувствия к простым людям

СМОТР
Морской рассказ
(Из далекого прошлого)

За несколько лет до Крымской войны на российский флагманский корабль «Султан Махмуд» парусного Черноморского флота князь Собакин из Петербурга с дочерью пожаловать изволили.
Командующий флотом адмирал Максим Иванович гостей характеризовал метко:
— Высокая государственная особа-с…Разговор на дипломатии… Одна деликатность…Гляди, мол, моряки, какие вы грубые и необразованные…И все го-сотерны, го -лафиты…А шампанское после супа пошло…А после пирожного тут же рот полощи…Аглицкая мода…Плюй при публике, а громко сказать-неприлично-с…
Денщика к визиту быстро подготовил:- Да чтобы ты был в полном параде! Чтобы чистая рубаха…Побрейся и обуйся…Нельзя босому важной даме подавать…Да смотри, идол, рукой не сморкайся!
Озадачил адмирал и капитана:-Чтобы завтра во время смотра ни одного «морского термина»!
Капитан озадачил старшего офицера Кудрявого:-Если завтра во время пребывания высоких гостей услышу хоть одно ругательное слово, то всех боцманов и унтер-офицеров перепорю-с…А кто из нижних чинов выругается площадным матом, с того спущу шкуру…
Старший офицер Николай Васильевич Курчавый за честь русского флота вступился: — Приказание ваше передам, но внушать основательность жестокого наказания всех за одного и притом за ругань, которая до сих пор не считалась даже проступком и никогда не наказывалась, не считаю возможным по долгу службы. И, пожалуй, наказанные заявят справедливые претензии адмиралу.
Чтобы «апарансы»,то бишь приличия, соблюдены были!
Курчавый собрал на баке боцманов и старшин, по-свойски и мягко попросил «соответствовать»:-Генерал-князь опасается. Думает срам будет дочке от вашей ругани.. Так завтра ни одного боцманского слова, братцы! (…и понял Курчавый, как близки ему матросы…и ему можно было бы поменьше драть их…). Первый ругатель-художник на эскадре, творчество которого было для черноморских моряков классическим образцом сквернословия, боцман Карп Кряква обещал «постараться не изобидеть барышню»:- Она, видно, щуплая и пужливая, ровно как борзая сучонка. Она и не услышит, ежели тишком! Боцман Кряква пообещал «во всю мочь стараться», но от зарока просил освободить. Добрейший старший офицер Курчавый с о слезной просьбой боцмана согласился- с условием:-Если уж не сможешь, так заткни рот рукой и себя облегчи про себя…
А графинюшка молодая оказалась ничего себе. Высокий князь штурманам и двум врачам своей руки в белой замшевой перчатке не подал, так дамочка «любезно им руки пожала». Боцман Кряква и гибкую стать, и самостоятельность, и демократический жест княжей дочки оценил:- То-то и я полагал: сучонка. А как есть форменная сука. Должно, не пужливая!
Между тем бойкая и самоуверенная молодая графиня, брюнеточка лет тридцати, при всех старшего офицера Курчатого ,посмеиваясь, про его «опасную репутацию опасного» для женщин выспрашивает, поболтать на семь часов приглашает. Князь очень смущался забвением всех «апарансов» красавицы графини. ..
А боцмана свистели, матросы разлетались по реям, словно по ровному полю; орудия откатывали и подкатывали для примерного заряжания, словно игрушки, делая свое дело без суеты, быстро и молча. И вдруг-заминка на фор-марсе, заело угол марселя, никак не шла веревка! Уж как ее упрашивал молодой матросик:- Иди, миленькая! Иди, упряменькая! Иди, подлая, такая=сякая…Чтоб тебе, такой сякой…
Услышав это, расстроенный унтер-офицер чуть слышно сделал замечание матросу:-Что я тебе приказывал, такой-сякой, растакой с…., ругаешься?
Запечалился боцман:-Что вы, так-сяк, как клопы в кипятке? Матрос, а насекомая…,такая –сякая!
Офицер громко приказал:- Не ругаться, такие-сякие….!
Капитан мягко проговорил:-Перепорю всех, … такие-сякие!
Князь съежился, графиня улыбнулась и отвернула лицо.
Адмирал подошел к капитану сделать замечание: -Разодолжили-нечего сказать! При даме-с!
И добавил от себя несколько внушительных слов, забыв, что «дама» в нескольких шагах! Засмущался очень и шепотом спросил старшего офицера:-Слышно было?-Слышно, ваше превосходительство!
Князь уехал, отказавшись от завтрака, а вот графинюшка покинула корабль, смеясь, и напомнила симпатичному офицеру Курчавому о приглашении вечером вместе «поболтать». Такой конфуз вышел на Черноморском флоте незадолго до начала Крымской войны.
Впрочем, адмирал долго не переживал, снял выходной сюртук, денщику приказал скинуть башмаки, а всех офицеров пригласил к накрытому для князя столу.
-Ну и черт с ним, если не захотел завтракать!

«Морские рассказы» Станюковича — добротная русская классика; напомнили Гончарова и Горького. (2002)

Тема подвига в
рассказе К.Станюковича «Матросик»

Цель: через раскрытие
идейно-тематического содержания рассказа К.Станюковича привести учащихся к
осознанию подвига как нравственного выбора человека.  

Задачи:

познакомить с
биографическими данными К.Станюковича; продолжить формирование умений
анализировать на примере рассказа “Матросик”; проследить, как решается автором
проблема нравственного выбора,

—  продолжить развивать у школьников умение
анализировать художественное произведение: выделять главное, существенное в
изучаемом материале, сопоставлять (образы адмирала российского флота Ф.Ушакова
и героя рассказа), обобщать, логически излагать свои мысли, развивать
критическое мышление, коммуникативные умения и образное мышление учащихся,
навыки выразительного чтения; активизировать познавательный интерес.

— провести словарную работы в целях
расширения словарного запаса учащихся.

— используя межпредметные связи, углубить
знания учащихся об адмирале Ф.Ушакове

— воспитывать нравственные качества
учащихся: чувство патриотизма, мужества, самопожертвования, сострадания.

—  содействовать в ходе урока гуманистическому
характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к
другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника).

Оформление: презентация, рисунки,
кластеры.

                                                                       Ход
урока.

Прошло уже более ста лет с тех пор, как появились в печати
первые морские рассказы Константина Михайловича Станюковича. Всё новые и новые
поколения ребят читали их и представляли себе плеск океанских волн, свист ветра
в снастях, заливистые боцманские дудки, хлопанье громадных парусов над головой,
мечтали о дальних морских дорогах.

Многие замечательные моряки впервые почувствовали тягу к морю,
читая книги этого писателя. Да и тот, кто, повзрослев, стал человеком совсем
сухопутным, сохранил с детских лет в памяти образы его рассказов: простодушных
самоотверженных матросов, суровых боцманов, бывалых офицеров – то искренних и
дружелюбных, то высокомерных и жестоких…

Что мы знаем о писателе?

Константин Михайлович Станюкович родился в 1843 году в городе
Севастополе, который являлся главной базой русского Черноморского флота. Отец
Константина Станюковича был известным моряком, в годы детства будущего писателя
он занимал посты командира Севастопольского порта и военного губернатора
Севастополя.

Косте шел одиннадцатый год, когда началась Крымская война.
Началась героическая оборона Севастополя, длившаяся почти год. Мальчик стал не
только свидетелем грозных военных событий, но и участником их: он готовил
перевязочные материалы для раненых и сам доставлял их на позиции. За участие в
войне он был награжден двумя медалями.

Вскоре после окончания войны Костя был переведен в Морской
кадетский корпус, готовивший будущих офицеров флота. Казалось бы, судьба моряка
была предопределена для юного Станюковича. Но вернувшись в Петербург, он хочет
выйти в отставку и всецело заняться литературной работой. Он пишет первые свои
произведения – статьи и путевые очерки, которые печатаются на страницах
«Морского сборника».

Пора, которую описывает в своих произведениях
Станюкович, – это пора заката многовековой истории парусного флота. Служба
матроса была в те годы тяжела и опасна. Матросов набирали по рекрутскому набору
из крепостных крестьян. Судьбу их определял помещик. Часто они прежде никогда и
моря-то не видели. Трудно даже представить себе, что они испытывали, когда
впервые по команде поднимались на высокую мачту, чтоб, разбежавшись по реям, на
страшной высоте, при сильной качке, крепить громадные паруса. И вот такой простой
матрос, неграмотный, часто забитый, становится главным героем прозы
Станюковича. Приглядываясь к нему, писатель открывает лучшие свойства его души:
чувство собственного достоинства, привязанность к товарищам, отзывчивость на
добро, самоотверженность и отвагу, терпение, мудрый, простодушный, ясный взгляд
на жизнь. Матрос – труженик, привыкший к тяжелой работе, исполняющий ее с
лихостью, несмотря на смертельный риск.

В рассказе «Матросик» изображает судьбу
простого русского человека, маленького героя с большой душой.

В чем особенность стиля рассказа?
(много морских терминов)

Как называются такие слова?
(профессионализмы). Зачем их использует автор?

В этом произведении много слов,
которые очень важны для понимания смысла произведения, но требуют работы со
справочным материалом.

Клипер
(от англ. clipper) — судно или корабль с развитым парусным вооружением и
острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса.

Марса-фал – снасть, привязанная за середину марса (площадка на вершине мачты),
служащая для подъема парусов.

Бейдевинд – курс направление движения судна (обычно парусного) при
встречно-боковом ветре

Штурман – специалист по проведению по курсу судов или летательных аппаратов.

Мичман
– первый офицерский чин в русском флоте

Бак
передняя часть палубы

Бурун
– волна с пенистым гребнем над подводными камнями, у скал, рифов, отмелей

Кожаны— 
устар. Кожаное или клеенчатое непромокаемое пальто

Зюйдвестки — морск. мягкая шляпа из непромокаемой материи с широкими полями,
откидывающимися спереди

Лясничать — точить лясы, шутить, балагурить.

Помпа
– вид насоса

Шлюпки
–  гребная лодка на судне, спускаемая при необходимости на воду.

Барометр — прибор для измерения атмосферного давления.

— Где происходят события? (Индийский
океан)

С чего начинается повествование? (описание
клипера, урагана в море)

— Прочитав это
описание, какой пейзаж мы себе представляем? (
В те ужасные
долгие
часы, когда ураган напрягал все свои силы, с диким воем
потрясая мачты и завывая в трепыхавшихся снастях, и когда громадные,
высокие и пенящиеся волны с бешенством нападали
на маленький клипер со всех
сторон, вкатываясь верхушками на палубу, и кидали его, словно щепку,
готовые его поглотить, — в такие часы, казавшиеся вечностью, смерть
витала перед глазами моряков. Эти водяные горы казались неминуемой общей
братской могилой…
В течение двух суток урагана солнце ни на минуту не
показывалось, и, следовательно, нельзя было по высоте солнца определить широту
и долготу места. Не видно было ни луны, ни звезд, по которым тоже
возможно определиться, как говорят моряки).

— Какие приемы помогают автору создать
картину урагана? (сравнение, эпитеты, олицетворения)

— Какие выражения
свидетельствуют о том, что положение серьезное? (
Положение
было серьезное …И сердца даже бывалых и мужественных людей замирали в предсмертной
тоске, хотя лица их и были сурово-спокойны и напряженно-серьезны)

— Как показали себя моряки в эти
страшные минуты? (серьезность, стойкость, Капитан почти не спал двое суток,
позволяя себе вздремнуть в своей каюте час-другой, угрюмо-спокойное лицо
старшего штурмана).

— Что мы знаем о Матросике? Откуда мы
узнаем о его судьбе? В чем особенности композиции произведения и его второй
части, рассказывающей о жизни Матросика? (О судьбе Матросика мы узнаем из его собственного
рассказа о том, как он очутился на корабле: он, одинокий сирота, пошел в
«некруты» вместо Васьки Захарова, у которого была семья. Ничего не взял, только
две рубахи, которые сшила жена Васьки. Композиция линейная, 6 частей, во второй
части – экскурс в прошлое («рассказ в рассказе»).

Найдите описание
героя. Какие средства выразительности помогают автору создать портрет (
Это был маленького роста, худощавый, почти смуглый молодой
паренек лет двадцати двух-трех, с пригожим жизнерадостным добрым
лицом
, главным украшением которого были большие темные глаза, полные
какой-то чарующей ласки и привета. Когда Матросик улыбался, широко
раскрывая свой рот с красными сочными губами и показывая ослепительно белые
зубы
, то невольно улыбались и те, на кого он смотрел. Вся его маленькая
фигурка была ладная и необыкновенно располагающая. Ходил он всегда веселой
и легкой походкой и любил одеваться аккуратно и опрятно
. Даже его
желтоватого цвета руки с тонкими, слегка искривленными пальцами не были
пропитаны смолой и грязны, как у других матросов. Матросик, видимо, щеголял
опрятностью
. Уроженец одной из северных губерний, Илья Кушкин еще с
отрочества плавал по бурному Ладожскому озеру и, поступивши в матросы и затем
назначенный в кругосветное плавание на «Жемчуг», скоро сделался
хорошим и исправным матросом
).

Как к матросику относятся на корабле?
(
За эту бесконечную доброту и готовность помочь
всякому на «Жемчуге» все матросы любили этого первогодка)

Какие черты характера проявляются в
его рассказе о себе? (сострадание, самопожертвование, смелость, простодушие,
внимательность,
вера в добро: «Небось, люди добро
помнят» (про две рубахи). 

Почему его звали Матросиком? (Звали
его не по фамилии — фамилия его была Кушкин, — а Матросиком, вследствие того,
что Кушкин однажды, вскоре после назначения его на «Жемчуг», на
вопрос боцмана: «Кто ты такой?», вместо того чтобы ответить:
«Матрос второй статьи Илья Кушкин», простодушно ответил:
«Матросик»).

Охарактеризуйте его речь. Какие
авторские ремарки помогают создать образ героя (говорит тихо, простодушно,
оправдывается,; «неестественно громким голосом» — когда речь идет о положении
на корабле скромно, просто – с капитаном).

Вернемся к ситуации, которую описывает
автор. Буря все разыгрывалась, шторм становился все сильнее. Почему нельзя было
спасти людей на шлюпках? (
Но радость быстро
сменилась отчаянием. Ветер не стихал; волны с грозным ревом разбивались о
берег. Буруны пенились вокруг «Жемчуга». Все поняли, что спасение на
шлюпках невозможно).

Как ведут себя моряки и капитан в
сложившейся ситуации? (Нет паники, мужественно, капитан пытается подбодрить, не
показывая свое отчаяние, «ободряет ребят»).

О чем думает капитан? (О своей семье)
Надеется ли он на спасение? (нет, он опытный моряк, понимает, что спасение
невозможно).

«Бледный, казавшийся стариком
капитан, не сомневавшийся почти, что жена и трое его детей, оставшихся в
Кронштадте, сегодня сделаются сиротами
, все-таки не показывал ни перед
кем своего отчаяния
и распоряжался, словно бы надеялся на спасение».

Какой выход казался единственным из
сложившейся ситуации? (
Если бы конец подать на
берег и на этом конце укрепить канат!.. Это единственная возможность спасти
людей).

Насколько опасным было такое предприятие? (Это верная
гибель. Если чудом и доплывет, то разобьется о камни… Весь берег ими усеян…
Но, во всяком случае, надо попробовать…)

Почему капитан разрешил Матросику
плыть к берегу? (Матросик был хорошим пловцом, к тому же больше выхода не было,
капитан как порядочный человек не мог приказать кому-либо рисковать жизнью).

Как Матросик прощается с моряками (он
именно «прощается»: просит прощения, потому что, скорее всего, больше не
увидится с ними – русская традиция):
«он низко
поклонился всем и дрогнувшим голосом произнес: — Прощайте, братцы! — Прощай,
Матросик! -Все смотрели на него как на обреченного».

В чем заключается подвига Матросика?
(двойной подвиг: пошел вместо знакомого в рекруты, спас моряков ценой своей
жизни, потому что как только все переправились,
«Жемчуг»
исчезал под волнами»).

В чем основная мысль произведения? (изображению могущественной и грозной стихии, перед которой, казалось
бы, особенно заметно, насколько мал человек и слаб, противостоят величие души
народной, мужество и доблесть моряков, их самоотверженное служение Родине,
готовность отдать свою жизнь ради спасения жизни других).

Образ праведника в русской литературе

В русской литературе довольно часто встречается образ
праведника. В произведениях Лескова, Солженицына, Достоевского мы видим
подобных героев. Кто такой праведник?

Праведник. 1. праведный человек, тот, кто живёт
строго согласно заповедям Божиим. 2. перен. тот, кто во всём руководствуется
принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

Каково значение имени Матросика? (Илья
– Илия (пророк) – «Мой Бог», «сила Божия»).

В Евангелии есть такие слова: «Сила
Божия в немощи совершается» (необязательно подвиги совершают сильные, крепкие
люди, главный подвиг совершается в душе человека, готового на героический
поступок).

На кого надеется Матросик, рискующий
своей жизнью? («
Я хоть и по озеру ходил, а Бога
приходилось-таки часто вспоминать!» — только Бог волен в смерти и жизни
человека, все происходит по воле Божьей).

Матросик погибает как герой, отдав
свою жизнь за других, со всеми попрощавшись – испросив прощения. «Нет больше
той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.
13.). (Капитан, указывая на труп маленького чернявого Матросика, сказал:- Вот
кто пожертвовал собою, чтобы спасти нас, братцы!И, обнажив голову, приложился к
покойнику. Все крестились и отдавали последнее целование Матросику).

Можно ли героя назвать праведником?
(можно, он безропотно переносит все испытания , какие посылает ему Бог,
радуется жизни, не ропщет на то, что он одинокий сирота; наоборот, считает, что
в такой ситуации может пойти в рекруты вместо другого; жертвует своей жизнью). Героя
можно назвать праведником, даже мучеником, ведь он шел на верную гибель ради
спасения других людей.

Были ли праведники среди русских воинов, а также
героев флота? (
Д.Донской, А.Невский, А.Пересвет,
Ослябя, И.Муромец, Ф.Ушаков).

В 2001 году
состоялось прославление святого Русской Православной церкви адмирала Феодора 
Ушакова, в Саранске был построен собор, посвященный святому полководцу.
Большинство людей встретило эту новость с радостью, но некоторые были удивлены
и с непониманием вопрошали: «В чём святость адмирала?»  Познакомимся с его
жизнью.

                                                  
ВИДЕО

Уроженец Ярославской губернии, Федор Федорович Ушаков остался в истории
Российской империи блистательным флотоводцем, преданным слугой своей отчизне и
праведным христианином. Родился будущий адмирал в 1745 году.

Детство и юность провел Ушаков в отцовской деревне
Бурнаково и начальное образование получил при храме Богоявления. Родителей его
звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми небогатыми,
благочестивыми и глубоко верующими. Кроме Федора Федоровича, в семье росли еще
три брата. Ежедневная молитва осталась навсегда в жизни адмирала.

Как
только мальчику исполнилось 16 лет, он был направлен в Морской Шляхетский корпус
кадетов, где отличился успехами в области истории и военных наук. Федор
Федорович окончил петербургский корпус четвертым по успеваемости. Уже в 1766 -м
молодой юноша является мичманом и с 1767 направляется в свое первое морское
путешествие на судне с названием «Наргин».

            Документ-текст присяги.

«Аз,
Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся
Всемогущим
Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ
ВЕЛИЧЕСТВУ моей всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ
САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему Сыну Государю
Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола
Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота
своего до последней капли крови… В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий

Вся последующая жизнь Феодора Феодоровича стала
подтверждением того, что он ни в чем не изменил данной им присяге.

Федор
Федорович внес свой весомый вклад в строительство неприступного Севастополя. И если казенные деньги на нужды флота и Севастополя
поступали несвоевременно, командующий покрывал недостаток личными средствами.

По
прибытии в крепость Екатерина Великая отметила Ушакова среди особо отличившихся
офицеров. 

Князь
Потемкин высказал свое восхищение остротой ума и способностями Федора
Федоровича. В 1789 ему присвоено звание контр-адмирала. 

После смерти императрицы Ушаков был назначен на должность
главнокомандующего Средиземноморским флотом.

«Благодаря
Богу, как неизменно любил говорить праведник, не только не потерпел он
ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но
не потерял при этом ни единого корабля, и ни один из его служителей в плен
вражеский взят не был. Сила его христианского духа проявилась не только
славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому
изумлялся даже побежденный им неприятель» (
фрагмент из «Деяния о
канонизации»).
                                                                           

С приходом к власти Александра
I Ушаков быт отозван со службы. Привитые с юности кротость, скромность и
самопожертвование, в совокупности с преданностью Отечеству и государю,
позволили Ушакову принять такой поворот судьбы спокойно.

Он принял решение, исполненное глубокого смысла: он
избрал для жительства тихую деревню Алексеевку, в Темниковском уезде, вблизи
Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов
молился о нем его родной дядя — преподобный Феодор. Несомненно, что молитвенное
их общение никогда не прерывалось. Потому и устремилась сюда, к святой обители
душа адмирала, что здесь подвизался о Господе и упокоился самый духовно близкий
ему человек на земле.
Монах и моряк — они оба были воинами Христовыми, оба делали одно дело:
ревностно служили Господу — на том поприще, на которое Он их призвал.

Жизнь Федора Ушакова в
преклонном возрасте была похожа на монашескую. Федор Федорович никогда не был
женат, и все свои сбережения тратил на благотворительность. взял на попечение
осиротевших племянников.
С
страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел; обремененных
скорбью и унынием утешал непоколебимою надеждой на благость Небесного Промысла.
«Не отчаивайтесь! — говорил он. — Сии грозные бури обратятся к славе
России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют.
Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу
любезного Отечества!»

Грозный адмирал российского флота жил в скромности и даже можно
сказать в бедности, так как считал это достойным настоящего христианина. Он
много молился и подолгу жил в монастыре.

Его
подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. В годы
Великой Отечественной войны его имя, наряду с именами святых благоверных
князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников
Родины. Высшей наградой для воинов-моряков стал орден адмирала Ушакова.

Как бы вы ответили на вопрос: почему Феодора
Ушакова можно назвать праведником? Обратитесь к первой части своей таблицы. (
жизнь по заповедям Божиим, преданность Отечеству, жертвенность, любовь
к ближним, нестяжание, простота, благодарность Богу за все).

В жизни адмирала проявились, конечно, его
исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но,
главным образом, великая любовь Феодора Ушакова к ближним своим, любовь
милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения
.

В 2001 году православная
церковь канонизировала Феодора Ушакова и причислила его к праведникам.
А в августе 2006 года в Саранске был освящен храм, посвященный святому
моряку.

Сравните русского
полководца Ф.Ушакова и героя рассказа, Матросика Илью Кушкина. Что их
объединяет?

Феодор Ушаков

Матросик

Преданность
Отечеству (текст присяги), мужество адмирала, сила духа («
Не страшусь смерти, желаю только увидеть новую
славу любезного Отечества!»)

«Как для людей не постараться!»
— не задумываясь о себе, идет на подвиг., «решительно подошел к капитану»,
«исправный матрос»

Жертвенность,
отдавал собственные деньги на строительство Севастополя.

Не взял даже «пятничницы» от
жены односельчанина: «Бедные мужики эти Захаровы… Как с их взять?»

Вера в Бога (вся жизнь адмирала
– исполнение заповедей Божиих)

«Я хоть и по озеру ходил, а Бога
приходилось-таки часто вспоминать!» «Он низко поклонился всем: Прощайте,
братцы!»

Любовь к ближним (жертвовал
бедным, помогал несчастным), жертвенность, вера в добро.

Пошел в рекруты, чтобы спасти от
службу своего женатого односельчанина, пожертвовал жизнью ради спасения
моряков. «Небось, люди добро помнят»

Простота, нестяжание: жил бедно
в конце своей жизни

«Он не сознавал, сколько в нем
было доброты и самоотвержения», говорил просто.

Благодарность Богу за все (не
было ропота, возмущения, когда его отправили в отставку). 

Помнит про две ситцевые рубахи,
которые ему справила жена Васьки Захарова.

Русская
история богата примерами праведных воинов, полководцев, флотоводцев и простых
солдат и матросов. Все они: и известные главнокомандующие, и неизвестные
солдаты, павшие в бою за Родину, несомненно, достойны звания героев и достойны
вечной памяти.

Закончить
наш урок хотелось бы словами приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

«Мы не можем быть «Иванами, не
помнящими своего родства». Мы
— обязаны помнить тех
великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим
стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их
великое дело — служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерьми
которой мы являемся».  

Автор: Константин Станюкович

Название: «Максимка»

Жанр: рассказ

Тема произведения: милосердие и добродушие

Число страниц: 48

Главные герои и их характеристика:

  • Максимка – мальчик 10-11 лет, находчивый, благодарный, резвый, добрый
  • Иван Лучкин – отзывчивый, добродушный, милосердный матрос

Мое отношение к героям произведения:

Максимка очень милый! Я думаю, что ему повезло оказаться на корабле. Тут он обрёл радость и ласку.

Экипаж корабля оказался очень добрым и понимающим. Максимку жалели, ему помогали практически все моряки.

О чем произведение (кратчайшее содержание, 1-2 предложения):

Экипаж корабля «Забияка» спасает чернокожего мальчика лет 10.

Сюжет — краткое содержание:

  1. По Атлантическому океану плыл русский корабль.
  2. Часовой увидел человека, который был привязан к мачте какого-то судна. Потерпевшего удалось спасти. Оказалось, что это чернокожий мальчик.
  3. Когда ребёнок стал лучше себя чувствовать, он на английском рассказал о тяжёлой судьбе. Его постоянно избивали, он не видел материнской любви. После того, как на корабль напали, мальчик оказался на мачте.
  4. Иван Лучкин принёс герою одежду, которую сам сшил. Ребёнка стали называть Максимкой. Иван начал меняться. Он захотел перестать пить, ухаживал и присматривал за своим подопечным.
  5. Максимку оставили матросом на судне. А через время крестили, дали фамилию «Забиякин» и отправили учиться на фельдшера.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод, когда Максимке принесли его одежду! Мальчик был так рад, ведь он никогда не ощущал такой заботы, ласки. Меня порадовало Поведение Ивана Лучкина, который не спал ночами, только чтобы одеть и обуть Максимку, заставить почувствовать себя нужным.

План произведения для пересказа:

  1. Океан
  2. Человек на мачте
  3. Мальчик
  4. Рассказ
  5. Новая одежда
  6. Теперь матрос
  7. Жизнь вне судна

Главная мысль:

В мире не без добрых людей.

Чему учит эта книга:

Произведение учит добродушию, милосердию, пониманию.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Очень хороший рассказ! Я восхищена экипажем корабля. Все эти люди не бросили умирающего мальчика, а оказали ему помощь. Это очень благородный поступок!

Новые слова и выражения:

  • Шлюпка – небольшое беспалубное судно
  • Консул – лицо, представляющее интересы родной страны

Пословицы к произведению:

  • Доброе словечко в жемчуге.
  • Доброе дело одно одного лучше, худое — одно одного хуже.
  • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Отзыв о рассказе макар чудра
  • Отзыв о рассказе козетта
  • Отзыв о рассказе капитанская дочка
  • Отзыв о рассказе как муравьишка домой спешил
  • Отзыв о рассказе кавказский пленник

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии