Главные герои рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» — ученик пятого «Б» класса, от лица которого ведется рассказ, и учитель математики, которого звали Харлампий Диогенович. Харлампий Диогенович отличался от прочих учителей тем, что умел поддерживать железный порядок и тишину во время урока. Добивался он этого тем, что умело высмеивал провинившегося ученика.
Однажды пятиклассник не сумел решить задачу, которую задали на дом, и пришел на урок математики неподготовленным. Он с содроганием ждал, когда его вызовут к доске, и в это время в класс зашла женщина-врач в сопровождении медсестры, которая спросила, где находится пятый «А». Мальчик вызвался показать дорогу, и учитель математики его отпустил.
По дороге школьник узнал от медиков, что те ставят прививки, и что они планируют прийти в его класс на следующем уроке. Тогда рассказчик пошел на хитрость: он сказал, что на следующем уроке их класс отправляется в краеведческий музей. Тогда врач приняла решение вернуться и поставить прививки в пятом «Б» классе.
Учитель математики был недоволен тем, что медики срывают ему урок, но возражать не стал, а лишь мельком взглянул на ученика, сопровождающего врача. Когда прививки были поставлены всем ученикам, до конца урока осталось совсем немного времени, и учитель математики стал рассказывать детям про двенадцать подвигов Геракла.
Потом он завел речь о том, что в классе есть ученик, который совершил сегодня тринадцатый подвиг Геракла. При этом мотивом подвига учитель назвал трусость. После этих слов учитель вызвал главного героя рассказа к доске и предложил рассказать всему классу, как тот решил задачу, заданную на дом.
Ученик не смог ничего толком ответить, поскольку не знал решения, и учитель математики поставил в журнал отметку. На этом урок закончился. С тех пор рассказчик стал серьезнее относиться к домашним заданиям, не желая больше быть посмешищем для всего класса.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» заключается в том, что как ни крути, а всё тайное становится явным. На какие бы хитрости не пошёл ученик, не выполнивший домашнее задание, всё равно его неготовность к уроку обнаружится.
В рассказе подчёркивается, что смех – это сильное оружие в умелых руках. Учитель математики Харлампий Диогенович хорошо владел этим оружием и умел поддерживать на своих уроках железную дисциплину, беспощадно высмеивая нарушителей порядка.
Рассказ учит ответственно относиться к учебе в школе, всегда выполнять домашние задания.
В рассказе мне понравился учитель математики, который разгадал мотивы поступка пятиклассника, приведшего в класс медиков. Учитель математики преподал мальчику хороший урок, вызвав его к доске и сделав смешным в глазах всего класса.
Какие пословицы подходят к рассказу Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
Как не хитри, а правды не перехитришь.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Язык проворней сабли.
Искандер Ф., рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» и их характеристика
- Мальчик-рассказчик, автор. Ученик 5 класса. Недисциплинированный, хитрый, ловкий, трусливый.
- Харлампий Диогенович. Учитель математики, грек. Ехидный, насмешливый, лукавый, умный.
- Алик Комаров. Троечник. Сосед по парте.
- Сахаров. Отличник.
- Шурик Авдеенко. Мрачный двоечник.
План пересказа рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Учитель математики
- Тишина на уроках
- Метод Харлампия Диогеновича
- Трудная задача
- Неверный ответ
- Староста у доски
- Появление доктора
- Инициатива героя
- Возвращение доктора
- Трусливый Алик
- Двенадцать подвигов Геракла
- Герой у доски
- Заминированный герой
- Смех в классе
- Впредь наука.
Кратчайшее содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» для читательского дневника в 6 предложений
- Учитель математики Харлампий Диогенович умел выставить смешным любого ученика.
- Герой не сделал задачу и боялся насмешек учителя.
- Он обманул доктора и добился, чтобы на уроке им поставили уколы от тифа.
- Больше всех боялся Алик Комаров, а герой не боялся уколов.
- Учитель вспомнил Геракла и вызвал к доске героя.
- Он выставил героя смешным и над мальчиком потешался весь класс.
Главная мысль рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Чтобы не оказаться посмешищем нужно всегда делать уроки.
Чему учит рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Рассказ учит относится ответственно к выполнению домашнего задания. Учит не бояться уколов. Учит уметь отвечать за свои проступки. Учит не боятся насмешек и относится к себе с юмором. Учит не пытаться избежать справедливого наказания.
Отзыв на рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
Мне понравился этот рассказ и больше всего его главный герой, мальчик. Это был умный и хитрый мальчик, который проявил смекалку, но все равно не смог обмануть учителя. Он проиграл и был наказан. Но его старания заслуживают уважения. А вот учитель мне показался излишне жестоким. Он смеялся над учениками и тем самым унижал их достоинство.
Пословицы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
После смеха бывают слезы.
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
От великого до смешного один шаг.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Каждый храбрец храбр по-своему.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»
Все математики оказываются неряшливыми, рассеянными и гениальными. Но вот этого математика нельзя было назвать слабохарактерным или неряшливым.
Звали его Харлампий Диогенович и он сразу установил в классе образцовую тишину. Она была такой полной, что директор часто заглядывал в класс, проверить, не сбежали ли ученики на стадион.
Но сбежать с урока математики было немыслимо. Харлампий Диогенович если и заставлял класс смеяться, то по своей инициативе и для доказательства от противного.
Он радостно встречал каждого опоздавшего ученика и придумывал ему какое-нибудь смешное прозвище, например принц Уэльский. И класс начинал хохотать.
Списать у Харлампия Диогеновича было невозможно. Он сразу узнавал списанную работу и начинал ее высмеивать. Это была тактика математика, делать человека смешным. И разумеется никто не хотел становиться смешным, но никто не избежал этой участи. Коснулась она и героя.
Герой не решил задачу, которая никак не сходилась с ответом. Он решил, что ответ неправильный и на всякий случай спросил у мальчика, с которым играл в футбол, про задачу. Тот ее не тоже не решил.
После футбола герой спросил про задачу у отличника Сахарова, и оказалось, что Сахаров решил задачу, причем ответ совпал с ответом учебника.
Пришел учитель и спросил дежурного. Так как такового не оказалось, учитель заставил старосту стирать с доски и прочитал ему лекцию об его обязанностях.
Герой дрожал от страха. И тут в класс заглянул доктор и спросил не пятый ли это «А». Учитель сказал, что нет, а герой набрался отчаянной храбрости и вызвался показать доктору пятый «А».
Герой догнал доктора и медсестру и сказал, что его класс на следующем уроке идет в музей, а потому лучше поставить уколы сперва им. Доктор легко согласилась, думая, что герою не терпится испытать храбрость. Но герой сказал, что он малярик и ему уколы ставили тысячу раз.
Герой вернулся в класс в хорошем настроении, и даже похвалил соседа по парте, Алика Комарова, за то, что тот решил домашнюю задачу.
Тут пришла доктор и ученикам стали делать уколы, вызывая их по алфавиту. Первым укол получил Авдеенко, а Комаров все больше бледнел — он боялся уколов. Когда пришла его очередь, Алик так побледнел, что чуть не упал в обморок и ему дали понюхать флакончик.
Наконец доктор и медсестра ушли, а Харлампий Диогенович приказал открыть окна и проветрить класс. Потом начал перебирать четки и рассказывать про Геракла. Учитель сказал, что Геракл совершил двенадцать подвигов, но один молодой человек решил совершить тринадцатый.
Но Геракл совершал подвиги как храбрец, а молодой человек совершил подвиг из трусости. И тут учитель позвал героя к доске и попросил показать, как тот решил задачу.
Герой несколько раз повторил слово Артиллерийский снаряд и учитель предложил ему попросить военрука, чтобы тот его разминировал.
Класс смеялся. Смеялись все, отличник Сахаров и Алик Комаров, смеялся даже мрачный Шурик Авдеенко. Прозвенел звонок и учитель поставил герою двойку.
С тех пор герой стал ответственно относиться к домашним заданиям и он с благодарностью вспоминал Харлампия Диогеновича, который смехом закалял детские души и заставлял детей относится к своей персоне с юмором.
- Главная
- Литература 20 века
- ⭐️Фазиль Искандер
- 📚Тринадцатый подвиг Геракла
- Отзывы на книгу
Вообще Чик заметил, что чем слабее умственно человек, тем меньше он чувствует оттенки. Оттенки — это лакомство умных, вот что заметил Чик.
Блистательный, яркие, густо окрашенные национальным колоритом, порой уморительно смешные рассказы Фазиля Искандера о Чике были и остаются читательским наслаждением. Современные, несмотря на то, что написаны в шестидесятые, а рассказывают о еще более ранних пятидесятых. Читать удовольствие, слушать аудиокнигой еще большая радость, а когда в исполнении Игоря Князева — чистый восторг
Сегодня их легко воспринять как оду счастливому советскому детству и удивиться, почему эту литературу не поднимают на знамя сторонники идеи о стране, которую мы потеряли. Потому же, почему в собственно советское время эта чудесная проза не только не стала хрестоматийной, но попросту обходилась вниманием: не издавалась и не переиздавалась, в отличие от гор идеологически выдержанного словесного шлака, не входила в число рекомендованной для внеклассного чтения. А если и входила, то достать и реально прочесть возможности все равно не было и массовый читатель познакомился с этими чудесными рассказами только в позднеперестроечный период.
Отчего так? Наверно оттого, что Искандер не лакировал действительность, а показывал жизнь такой, какая есть. Люди у него часто говорят одно, подразумевая совсем другое — а признание такого рода двоемыслия, хотя бы и относящегося к бытовой сфере, в Советском Союзе, где нормой были эзопов язык, чтение между строк и кухонная откровенность, было крайне нежелательно — признай за этим право на жизнь в одной сфере, ну как распространится крамола на остальные? Нет уж, пусть лучше эти рассказы останутся в серой зоне не выдающейся в библиотеках, и от того благополучно забываемой литературы.
Примерно в том же положении в Советском Союзе были книги Владислава Крапивина, в полном соответствии с пелевинским тезисом об элитном интеллектуальном потреблении, доступные лишь детям номенклатурных работников. Теперь можно всем, но уже как-бы не очень интересно, так? Не совсем так. Замещающих вариантов, на самом деле, хватает: сериалы, сети, компьютерные игры и музыка в наушниках. Однако уровнем возможности осмысления хорошая литература превосходит большинство альтернатив. А просто возможность выбрать, что тебе по вкусу, уже хороша.
Я переслушала вчера эти рассказы, которые прежде читала в разное время. В большинстве узнавая себя в детстве — по большому счету разница между книжным мальчиком и девочкой, для которых важно утвердить свой авторитет и в дворовой среде, не так велика. Чик именно такой герой, смышленый, крепкий, открывает для себя мир элитных радостей литературы, но не может позволить себе пребывать в статусе ботана. Да и не его это, природная бойкость, подвижность требуют познавать жизнь во всех ее проявлениях.
Характерное для полукровок и детей, воспитывавшихся не в традиционной семье умение усидеть на двух стульях. Странные, занятные, забавные логические построения, которыми оправдывает свои, не всегда безупречные с точки зрения общепринятой морали, проступки. Взаимодействие и способы нахождения общего языка с самыми разными людьми из своего окружения, все это так узнаваемо. Хотя допускаю, что изначально цельная натура, без этой внутренней раздвоенности воспримет Чика не с той безоговорочной приязнью.
Моим фаворитом был и остался рассказ «Защита Чика», вчера точно так же умирала со смеху над несчастным дядей и Акакием Закидоновичем, как в первый раз вот и теперь смеюсь.
Очень люблю прозу Искандера. Его книги — из тех книг, которые всегда можно перечитать. Грустно — возьми и открой на любом месте, прочитай рассказик. Одиноко — бери, не раздумывай. Весело — бери тоже, читай вслух, порадуй и окружающих! Искандер, как мудрый бог своего мира, любит героев, радуется их хорошим поступкам, надеется на их развитие в хорошую сторону и огорчается, если они все-таки забрели не туда. Мне кажется, что, как и полагается богу, он не может управлять персонажами, а может только наблюдать и рассказывать нам в самых мельчайших подробностях, почему они сделали то или это, и что из этого выйдет. Его добрый взгляд светит сверху, как теплое солнце.
Ой-ой-ой-ой! Как всё сложно. Вроде бы рассказ написан прекрасно, но вот содержание рассказа, а точнее методы, которые использовал учитель, меня смущают.
Рассказ этот об учителе математики Харлампии Диогеновиче, который поддерживал в классе железную дисциплину и успеваемость благодаря… смеху.
Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным.
…когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.
Не знаю насколько это педагогично и человечно выставлять подростка на посмешище. С одной стороны, вроде бы учитель ничего особо плохого не делает, не орет, физических наказаний не применяет, родителей в школу не вызывает. Но, с другой стороны, что хорошего в том, что тебя высмеивают перед всем классом? Побудит ли это ученика учиться лучше, тщательно готовить домашние задания и соблюдать дисциплину? Если ребенку трудно даются точные науки, что ж ему целыми сутками зубрить, лишь бы не стать очередной жертвой препода и одноклассников? На мой взгляд, скорее таким образом можно добиться ненависти и к предмету и к учителю.
Произведение Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» впервые опубликованое в апреле 1964 года вызвало у меня хорошие эмоции, так как оно мне напомнило о похожем учителе, который работает в нашей гимназии и не только, об этом я расскажу далее. В данной книге рассказывается о том, как учитель математики — Харлампий Диогенович, со своим особым воспитанием, скажем так, учит своих учеников какой-либо морали, при этом, он подаёт это с юмором, так что, учителю и ученикам было точно не скучно. Харлампий Диогенович, кроме того, выделялся не только своим способом воспитания, но и тем, что был в некотором смысле похож на древнегреческого философа, математика Пифагора. Также, он не повышал голоса и не наказывал своих учеников. Само повествование ведётся от его ученика, он рассказывал о своём поступке, где он хотел избежать насмешок, воспользовавшись случаем, когда к ним по ошибке пришли ставить прививки, но в итоге, все выходит наоборот. Произведение очень интересное, так как главный герой, примерно, такого же возроста. Я посоветовала бы эту книгу моим одноклассникам и друзьям. Удачного прочтения! #ШКВ
Столкновение презрительного и явно не особо жалующего детей учителя математики и пятиклассника, не решившего задачу. Довольно садистское отношение учителя к ребенку. И слишком умный для пятиклассника рассказ. Искандер пишет о событиях детства с позиции взрослого, и это не идет на пользу рассказу. Не умеет он про детей. Вот Образцов — тот умеет.