Автор: Чехов А.П.
Название: “Ванька”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
Ванька Жуков, мальчик 9 лет, отданный в услужение сапожнику. Несчастный, постоянно голодный и забитый. Сильно скучает по своему дедушке, единственному близкому человеку. Верит в лучшее, надеется, что дедушка приедет и заберет его.
Константин Макарыч, дедушка Ваньки. Худенький, подвижный, веселый старичок 65 лет. Работает ночным сторожем.
Аляхин, сапожник. Равнодушный, черствый человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Мальчик Ванька пишет слезное письмо дедушке, в котором умоляет забрать его от сапожника, который его бьет и не дает спать.
Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
Приближается рождество и мальчик Ванька, надеясь на чудо, пишет письмо своему дедушке.
Ванька представляет себе дедушку, ему кажется, что именно сейчас тот совершает свой обход, любуется звездами и шутит с дворней.
Ванька жалуется на свою жизнь у сапожника, рассказывает, как ему тяжело, как его бьют, как он не высыпается.
Ванька описывает свое впечатление от большого города, описывает магазины и товары, которые в них продаются.
Ванька обещает вести себя хорошо, пишет, что чуть не сбежал в деревню, но у него нет сапог.
Ванька подписывает адрес на письме, добегает до почтового ящика, а потом ложиться спать, уверенный, что его дедушка обязательно заберет его.
Понравившийся эпизод
Меня очень тронул эпизод, в котором Ванька
подписывал свое письмо. Мальчик не знал, как правильно написать адрес и
подписал письмо “На деревню дедушке”. Это письмо никогда не дойдет адресату, но
хотя бы одну ночь мальчик проспит спокойно.
План произведения для пересказа
- Ночь перед Рождеством.
- Ванька садится писать письмо.
- Воспоминания о дедушке.
- Москва и ее магазины.
- В лес за елкой.
- Мольба о помощи.
- Неправильный адрес.
- Сон ребенка.
Главная мысль
Ребенок не должен быть лишен счастливого,
беззаботного детства, он не должен сам зарабатывать себе на жизнь, его не должны
бить и наказывать.
Чему учит эта книга
Рассказ учит состраданию и сочувствию. Учит тому,
что каждый ребенок имеет право быть счастливым, учит тому, что эксплуатация
детей не должна существовать в мире. Учит стойко переносить жизненные тягости.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень грустный рассказ о мальчике, которого
отдали жесткому сапожнику. Мальчик страдает и плачет, он глубоко несчастен. Мне
очень жаль бедного Ваньку, ведь даже его письмо оказывается отправлено в
никуда.
Новые слова и выражения
Заутреня — служба в церкви.
Выволочка — наказание.
Ежели — если.
Клирос — место для певчих в церкви.
Пословицы к произведению
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Всякому терпенью приходит конец.
За сироту только бог заступится.
Счастье скоро покидает, но надежда никогда.
Хорошо то, что хорошо кончается.
Другие читательские дневники
«Ванька» читательский дневник
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
Обновлено 6 Августа, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
Обновлено 6 Августа, 2021
«Ванька» – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей.
Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Ванька
Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1886 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.
Константин Макарыч – дед Ваньки, весёлый, очень добрый, работает ночным сторожем.
Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.
Сюжет
Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.
В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.
С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.
Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.
Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.
В конце письма Ванька стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замёрзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес: На деревню дедушке».
Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.
План пересказа
- Ночь перед Рождеством.
- Ванька пишет письмо деду.
- Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
- Счастливые воспоминания Ваньки.
- Описание Москвы.
- Ванька умоляет деда забрать его.
- Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
- Безмятежный сон Ваньки.
Главная мысль
Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.
Чему учит
Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.
Отзыв
Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.
Пословицы
- Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
- Всё хорошо, что хорошо кончается.
- Всякому терпенью бывает конец.
Что понравилось
Понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, как он вспоминал счастливые деньки в родной деревне.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Ирина Валиуллина
10/10
-
Валентина Ященко
6/10
-
Валентина Скуратова
10/10
-
Лера Куципалова
10/10
-
Матвей Дедаев
10/10
-
Ольга Смирнова
10/10
-
Ольга Хайруллина
10/10
-
Елена Королюк
10/10
-
Евгений Романюк
10/10
-
Елена Федотова
10/10
Рейтинг читательского дневника
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 120.
А какую оценку поставите вы?
2
Как написать отзыв к рассказу «Ванька» Чехова?
<h2>Как написать отзыв к рассказу «Ванька» Чехова?</h2>
6 ответов:
1
0
Главный герой рассказа Чехова «Ванька» — девятилетний мальчик Ванька Жуков, который уже как три месяца отдан в обучение сапожнику. Мальчик не любит свою новую жизнь, потому что его и бьют, и заставляют много работать, над ним смеются и посылают за водкой. А он всего лишь маленький мальчик, который тоскует по своему деду, единственному родному человеку, который у него остался.
И хоть раньше Ванька был не очень с ним дружен, так же не слушался и бедокурил, но попробовав суровой городской жизни мальчик понял, что готов на все, лишь бы дед его забрал.
Этот трогательный рассказ невозможно читать без слез. Несчастного мальчика эксплуатируют и лишают детства. И только во сне он находит какое-то успокоение.
1
0
Ванька. рассказ Антона Павловича Чехова. Исходя из того, что отзыв- это короткое сочинение с преобладанием личных впечатлений, предлагаю составить план и пойти по плану.
- Вступление. Пишем о том, что рассказ написан в в 1886 году и в том же году опубликован. Произведение повествует о тяжёлой жизни простого русского народа вообще и детей в частности.
- Основная часть. Пишем краткое содержание в пару-тройку предложений о том, что Ваньке Жукову 9 лет, он отдан в услужение и терпит побои , рабский труд и насмешки.Ванька пишет письмо деду с просьбой забрать его обратно, но не может правильно подписать конверт и письмо врядли дойдёт до адресата.
- Вывод в форме призыва. Рассказ глубоко тронул практически до слёз. Люди, будьте добрее , особенно будьте добрее к малолетним детям- сиротам.
1
0
Рассказ Чехова «Ванька» произвел на меня впечатление и после его прочтения я долго думала о жизни детей в прошлые времена. На примере Ваньки автор показал нам, что простые люди и их дети жили раньше очень тяжело, им приходилось много работать — какая уж тут учеба.
Ванька мне очень понравился, несмотря на свое трудное положение «в людях», он верит в то, что его жизнь может измениться. Очень горько было читать о том, как мальчика обижали и даже били, но он не потерял интерес к жизни. Ваня с удовольствием делится с дедом своими впечатлениями об огромной Москве, и мы видим, что он сообразительный, увлекающийся и наблюдательный человечек.
В центр повествования автор поставил написание письма, в котором Ванька описывает дедушке свою безрадостную жизнь и очень просит забрать его в деревню. Поскольку мальчик не написал точный адрес, то мы понимаем, что письмо никогда не дойдет до адресата. Но мальчик верит, что в Рождество может случиться чудо, и я тоже хочу в это верить.
Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно заботиться о детях и стараться делать их жизнь легче и лучше. Я думаю, что и в наше время маленькие сироты часто одиноки, а наша задача — уделять им внимание, общаться с ними и не проходить мимо детской беды.
1
0
Этот рассказ о трагической судьбе мальчика, описанный им самим в письме, написанном дедушке на деревню. Ваньке всего 9 лет, и он уже три месяца в услужении у подлого сапожника, который практически ничему его не учит, использует на всех грязных работах, и бьет его по всякому поводу. Многие мальчики от такой жизни и побоев умирали, и вот почему Ванька пишет письмо дедушке, просит спасти его.Мальчика держат неделями голодным, бьют по всякому поводу и хозяин, и хозяйка, которая заставляет ночью ухаживать за его ребенком, издеваются над мальчиком и подмастерья. Мальчик чувствует, что так долго он не может жить, и просит, просит спасения у единственно оставшегося в живых родного человека… Но письмо , конечно, не дойдет, ибо мальчик просто написал в адресе: На деревню дедушке. Спрашивается: какому дедушке, в какую деревню..? Однако Антон Павлович так и не дает ответа на вопрос о судьбе мальчика, ибо таких мальчиков в тогдашней России и с такой судьбой были сотни тысяч…
0
0
Если своих мыслей нет, то можно почитать критику. Желательно критиков «старой гвардии». Я а свои школьные годы опиралась на статьи Белинского Виссариона Григорьевича.
0
0
Рассказ «Ванька» А.П. Чехов написал в 1886 году. В этом рассказе Чехов пишет о тяжелой жизни маленького мальчика, которому исполнилось всего лишь 9 лет. И все-же в этом возрасте Ванька сталкивается с оскорблениями и насмешками, с голодом, с недосыпом, так как у него нет семьи, и он должен работать у сапожника.
Рассказывая о судьбе Вани Жукова, А. П. Чехов описывает многие судьбы детей своего века. И когда читаешь этот рассказ, то становится горько и очень печально, за судьбу его маленького героя.
Финальная сцена рассказа добавляет безысходности, так как Ванька пишет слезное письмо своему дедушке Константину Макарычу, единственному родному человеку, который остался у него на этом свете и очень ждет от него помощи. Пока Ванька пишет свое письмо, он вспоминает, как ему было хорошо, когда он жил с дедом в деревне. Но он не знает точного адреса, поэтому пишет на конверте «на деревню дедушке», и поэтому даже не подозревает о том, что это письмо никогда не дойдёт до адресата.
Читайте также
Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.
Трогательный рассказ «Ванька» отличается довольно сложной композицией, поскольку Чехов частенько прерывается отступлениями. Автор заставил своего маленького героя предаваться воспоминаниям, а кроме того, в тексте встречаются описания Москвы и пейзажные картинки.
Композиция рассказа выглядит таким образом:
I.Завязка.
Вступительная часть короткая и представлена несколькими предложениями:
II. Развитие сюжета.
Здесь Ваня вспоминает своего дедушку и жалуется на свою московскую жизнь. Он описывает уголки Москвы и подробно останавливается на хозяйских выволочках. Вспоминает Ванька и собак, и радостные моменты в прежней деревенской жизни. Мальчик умоляет деда забрать его в деревню.
III. Кульминация.
Мальчонка дописывает письмо, но не указывает адрес дедушки.
IV. Развязка.
Ванька запечатывает конверт и опускает его в почтовый ящик, после чего отправляется в ненавистный дом.
V. Эпилог.
Мальчик засыпает и ему снится чудесный сон, который отражает все его мечты. Во сне он видит, как дедушка читает письмо, а это означает, что он приедет и заберет его домой.
Завершается рассказ многоточием, а мы понимаем, что даже автор не может вернуть мальчика к счастливой деревенской жизни. В то же время три точки — это наша хрупкая надежда на счастливый финал истории.
Одно из самых трагичных, на мой взгляд, произведений Антона Павловича Чехова «Ванька» подарило крылатую фразу «На деревню дедушке…» то есть в никуда.
Ванька стал символом жестокого отношения к крестьянскому ребёнку. Всегда обиженный, неприласканный, Ванька решил написать письмо единственному близкому человеку — деду. И вся боль была вложена в эти строки, но бедному Ваньке невдомек, что деревень в России много, а дедушек ещё больше. Письмо , конечно, не дойдёт.
Чехов, как всегда, великолепен в своём искусстве , реалистично передаёт образ, которому сочувствуешь и сопереживаешь.
Итак, ответ: на деревню дедушке
Красочная миниатюра Тургенева «Воробей» о силе любви, которая способна даже маленькую птаху превратить в настоящего великана. Маленькая история о старом воробье, героически бросившемся на помощь своему маленькому птенцу и загородившему его от приближавшейся собаки.
Когда я была маленькая, то бабушка заставляла меня читать книжку «Рассказы » А. Чехова. Так она отрабатывала со мной технику чтения. Чаще всего она просила прочесть ее любимый короткий, казалось бы юмористический, рассказ «Смерть чиновника».
Я знала его чуть ли не наизусть. Но, своим 6-7-летним умом никак не могла понять, почему он бедненький умер.
Только сейчас я своим взрослым умом понимаю, что страх, мнительность и самоунижение не позволили Акакию Акакиевичу быть нормальным человеком. И такой обычный, казалось бы пустяковый случай, который он сам перевернул, извиняясь за свой чих перед генералом, и вконец замучив его, что тот не выдержал, и вправду рассердился так, что накричал на него, довел Червякова до инфаркта.
Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении.
Краткий пересказ
(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.
Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках.
Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.
Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.
Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.
Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.
Отзыв
(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».
Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес.
Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».
Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.
Автор: Диана Танцур
Чехов А., рассказ «Ванька»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Ванька» и их характеристика
- Ванька Жуков. Мальчик, 9 лет. В услужении у сапожника. Несчастное, забитое, вечно голодное существо. Умеет писать и читать, но многого просто не знает.
- Дед Константин Макарыч. Ночной сторож. Старичок 65 лет. Худенький, маленький, веселый. Очень добрый.
- Аляхин. Сапожник. Злой, жестокий, равнодушный.
План пересказа рассказа «Ванька»
- Ночь перед Рождеством
- Начало письма Ваньки
- Ванька вспоминает дедушку
- Ванька рассказывает о своей жизни
- Ванька описывает Москву
- Ванька вспоминает, как ходил в лес за елкой
- Ванька умоляет забрать его
- Ванька пишет адрес
- Ванька отправляет письмо
- Сон Ваньки.
Кратчайшее содержание рассказа «Ванька» для читательского дневника в 6 предложений
- В ночь перед Рождеством Ванька стал писать письмо дедушке.
- Он представил, что дедушка сейчас смотрит на церковь и балагурит с дворней.
- Ванька рассказал, что его бьют, плохо кормят и не дают спать.
- Он описал магазины Москвы и вспомнил, как ходил за елкой в лес.
- Ванька попросил забрать его и подписал письмо.
- Ванька отправил письмо и лег спать.
Главная мысль рассказа «Ванька»
Любая беда кажется не такой страшной, если с кем-нибудь поделиться ею.
Чему учит рассказ «Ванька»
Рассказ учит любви, сочувствию, ласке по отношению к детям. Учит любить всех детей, вне зависимости от того, чьи они. Учит никогда не быть жестоким по отношению к детям. Учит терпению и вере, учит надежде. Учит правильно писать письма и подписывать адрес.
Отзыв на рассказ «Ванька»
Меня очень тронул это рассказ. Мальчика Ваньку очень жалко, ведь его письмо конечно не дойдет до дедушки, потому что мальчик не указал адрес. А значит жизнь мальчика не изменится. Но пока он спит, он счастлив, ведь сон — лучший лекарь. И может быть, дедушка сам решит приехать проведать мальчика на Рождество, а значит и заберет его домой. Ведь на Рождество случаются разные чудеса.
Пословицы к рассказу «Ванька»
Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякому терпенью бывает конец.
За сироту только бог заступится.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Ванька»
Девятилетний Ванька был три месяца назад отдан в услужение к сапожнику Аляхину. В ночь перед Рождеством мальчик не спал, и дождавшись, когда все уйдут в церковь, стал писать письмо дедушке, Константину Макарычу.
Ванька поздравил дедушку с Рождеством и пожелал ему всех благ, сказав, что кроме дедушки у него никого нет.
Он представил себе дедушку, худенького, подвижного старичка 65 лет, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем дедушка спит, а по ночам ходит вокруг барской усадьбы и стучит в колотушку. С ним бегает старая собака Каштанка и кобелек Вьюн. Этот Вьюн кажется добрым и ласковым, но улучив момент любит укусить или украсть курицу. За что Вьюна часто бьют.
Ванька представил, как в этот час дедушка стоит у ворот, смотрит на церковь и пощипывает кухарку и горничную. Потом угощает их табаком и смеется, когда те чихают. Потом угощает табаком собак. А вокруг стоит чистая морозная погода и ярко светит Млечный путь.
Ванька вздохнул и продолжил письмо.
Он рассказал, как хозяин отчесал его шпандырем за то, что он уснул, качая хозяйского ребенка. Потом рассказал про селедку, которой тыкала ему в морду хозяйка, за то, что он чистил ее с хвоста. Рассказал про подмастерьев, которые посылают его в кабак за водкой и красть огурцы. Рассказал про постоянные побои. Потом про еду, которую он почти не видит, про то, что спать ему приходится в сенях, а когда хозяйский ребенок плачет, то и вовсе приходится ночью качать люльку.
Ванька назвал дедушку милым и попросил забрать его отсюда, потому что сил терпеть у него не осталось. Он обещал тереть деду табак и соглашался быть высеченным, предлагал чистить сапоги или пойти в подпаски. Ванька писал, что здесь ему смерть приходит и что он даже думал пешком бежать в деревню, но у него нет сапог и он побоялся замерзнуть. Он обещал, что когда вырастет будет защищать и кормить деда.
Дальше Ванька стал рассказывать про Москву. Что город это большой и в магазинах продают крючки прямо с удочками, ружья как у барина, а в мясных лавках полно тетеревов и зайцев.
И еще попросил Ванька, чтобы дед выпросил у барыни золоченный орех на елке и спрятал для него в сундук.
Ванька остановился и вспомнил, что за елкой для барина всегда ходил в лес дедушка и брал его с собой. Он долго выбирал елку, крякал, а потом тащил срубленное дерево в господский дом. Там больше всех хлопотала Ольга Игнатьевна, которая по доброму относилась к Ваньке, и, пока жива была мать Ваньки, учила его читать, писать, и даже танцевать кадриль, давала леденцы. Но когда Пелагея, мать Ваньки умерла, того перевели на кухню к деду, а потом к сапожнику Аляхину.
Ванька снова стал просить дедушку приехать и забрать его, рассказал про голод, про то, что его недавно ударили так, что он упал еле очухался. Потом передал приветы знакомым, наказал беречь гармонь и подписался — «Иван Жуков».
Потом Ванька сложил мятый листок в конверт, подписал его «На деревню дедушке», добавил «Константину Макарычу» и накинув шапку побежал на улицу. Там он бросил письмо в почтовый ящик, откуда, как он знал, письма развозят пьяные ямщики, и вернулся в дом.
Скоро он уже спал и видел во сне, как дедушка читает его письмо, сидя на печи, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.
Главный герой рассказа «Ванька» — девятилетний мальчик Ваня Жуков. Он вырос в господской усадьбе, где его мать работала горничной, а дед, Константин Макарыч – сторожем. Несмотря на свои малые года, Ваня умел читать и писать. Этому его обучила барышня Ольга Игнатьевна. После смерти матери мальчика отправили в город, в обучение к сапожнику.
Жизнь у сапожника показалась Ване трудной и, можно сказать, невыносимой. За малейшую провинность его били, еды давали мало, а еще приходилось по ночам присматривать за хозяйским младенцем. К рождественским праздникам терпение у мальчика кончилось, и он решил написать письмо дедушке, с просьбой забрать его обратно в деревню.
Дождавшись, когда хозяева уйдут в церковь, Ваня достал чернила, старое перо и листок бумаги. Примостив бумагу на скамейке, он стал составлять свое послание деду. Обстоятельно перечислив все беды и напасти, которые выпадают на его голову, он призывал деда приехать в город и увезти его из семьи сапожника. За это мальчик обещал Константину Макарычу, что будет ухаживать за ним всю оставшуюся жизнь.
В конце письма Ваня Жуков с детской непосредственностью описал свои впечатления от большого города, перечисляя те чудесные вещи, которые он видел в городских лавках. Закончив письмо, мальчик положил его в конверт, купленный накануне, и в качестве адреса написал: «На деревню дедушке, Константину Макарычу».
Ваня уже знал, что письма полагается опускать в почтовый ящик. Он сбегал на улицу и отправил свое послание. После чего вернулся в дом и с чувством выполненного долга крепко заснул. Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Ванька» состоит в том, что любая мелочь может стать причиной неудачи даже в самом успешном начинании. Девятилетний крестьянский мальчик Ваня Жуков умел писать и читать, он раздобыл перо, чернила и бумагу, купил конверт и составил письмо к деду с призывом о помощи. Но никто не рассказал ему о важности указания точного адреса при отправке письма. Все, что видел Ваня в своей жизни, – это деревня и дом сапожника. Это был весь его мир. Оттого мальчик и считал, что адреса «на деревню дедушке» достаточно для того, чтобы письмо дошло по назначению. Рассказ «Ванька» учит обращать внимание на мелочи при выполнении важных дел. Если бы мальчик поинтересовался точным адресом заранее, дед обязательно прочитал бы его письмо.
Мне понравился главный герой рассказа, Ванька Жуков. Это умный и сообразительный мальчик, который в сложных для него условиях попытался найти выход из ситуации. Он решил написать и отправить письмо единственному для него родному человеку, деду. И нельзя винить мальчика, который воспитывался в таких суровых рамках за то, что он не знал, как написать правильный адрес в письме. Со временем такой сообразительный человек, как Ваня Жуков, обязательно найдет возможность связаться со своим дедом.
Какие пословицы подходят к рассказу «Ванька»?
Надеждою жив человек.
Знания — дело наживное.
Главное — порядочность, а остальное приложится.
Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Ванька
Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1886 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Суть произведения
Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник. Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой. У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов. Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак Каштанку и Вьюна. Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками. В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.
Сюжет
Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.
В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.
С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.
Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.
Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.
В конце письма Ванька стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замёрзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес: На деревню дедушке».
Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.
Суть повести
В кратком пересказе «Ваньки» Чехова упоминаются главные события произведения. Основной персонаж — девятилетний сирота, отданный на обучение к сапожнику. В ночь перед Рождеством он украдкой пишет письмо деду, единственному родственнику.
Мальчик рассказывает о своей жизни и вспоминает раннее детство и пожилого родственника. Его дед работал охранником. По ночам он бил в колотушку и с двумя собаками обходил вокруг имения. Как и все дети, Ванька Жуков любил животных. В сказке это видно из его воспоминаний о псах:
- Каштанке, старой ласковой собаке, которая чихала, когда дед давал ей понюхать табак.
- Вьюне, молодом кобеле, имевшем чёрный окрас и длинное, как у ласки, тело. Пёс был не злой, но очень хитрый. Мог цапнуть ничего не подозревающего человека за ногу.
- начал чистить селёдку с хвоста, хозяйка ударила рыбой прям в лицо;
- уснул, когда качал господское дитя — сапожник избил ремнём;
- есть досыта не дают, на завтрак и ужин только хлеб, а в обед — кашу.
А также паренёк вспоминал барыню Ольгу Игнатьевну, которая от нечего делать научила Ваню читать, считать и писать. Каждое воспоминание пронизано тоской и детским горем. Мальчик постоянно отвлекается от написания, перед его мысленным взором всплывают картины беззаботного детства.
Вот он и дед пошли в лес срубить ель к празднику. Был мороз и хотя мальчик продрог, всё же это событие оставило в сердце ребёнка впечатление. Он припомнил, как в ту ночь из леса выбежал зайчик, и дед не удержался, чтобы приказать собакам поймать косого. Но псы не были охотничьими и команду не выполнили.
В своём письме Ваня рассказывает, как ему тяжело в услужении и что его бьют за малейшую провинность:
Просит мальчик, чтобы дед забрал его домой и обещает во всём слушаться, за проказу покорно принимать наказания, а после кончины пожилого родича молиться о его душе так же усердно, как он молится о матери.
Заканчивается рассказ тем, что мальчик пишет адрес на конверте «На деревню дедушке» и подумав, добавляет его имя. Потом Ванечке удаётся выйти незамеченным на улицу и бросить письмо в почтовый ящик.
Отзыв
Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.
Отзывы о произведении
Основная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что любое горе кажется не таким сильным, если им поделиться с близким человеком. Произведение Антона Павловича Чехова побуждает читателей проявлять милосердие к людям, особенно к детям. Есть здесь и призыв к терпению, надежде на светлое будущее.
Андрей, Тула
Любой ребенок, независимо от его социального положения, достоин счастливого детства. Ванька Жуков был этого лишен и не понимал, почему на его долю выпало жить у злого сапожника. После прочтения рассказа хочется верить, что в канун Рождества произойдет чудо, и Константин Макарыч заберет внука домой.
Екатерина, Саратов
Рассказ «Ванька» показывает, в каких условиях жили дети из бедных крестьянских семей, учит читателей состраданию. Я считаю, что с этим произведением нужно ознакомиться каждому школьнику, а если времени мало, советую читать краткий пересказ «Ваньки» Чехова.
Александра, Москва
Вариант 2
А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году, опубликовано в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Входит в учебники по литературе и является классикой.
Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.
В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева «трескают сами». Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил «выволочку». Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.
В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.
Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.
Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.
Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:
На деревню дедушке.
Затем добавил:
Константину Макарычу.
Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.
Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.
Другие сочинения: ← Анализ пьесы Вишневый сад Чехова↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Крыжовник →
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Ванька» перечислены в таблице:
Ванька, главный герой рассказа. | Девятилетний мальчик, проходящий уже третий месяц обучение ремеслу у сапожника Аляхина. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе. |
Константин Макарыч, дед Ваньки. | «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Работает сторожем у господ Живарёвых: дни проводит на печи в окружении табачного дыма, ночью — выполняет свои прямые обязанности, ходит с колотушкой в окрест усадьбы. Все счастье его жизни составляет запах табака, тепло печи, непринужденные разговоры с дворней. Кроме того, что он — единственный родной человек, он еще и самый близкий для мальчика друг и товарищ, с которым у нашего героя связано множество светлых мальчишеских воспоминаний. |
Аляхин, сапожник. | Деспотичный мещанин. Содержит домашнюю кожевенную мастерскую, берет на обучение подмастерьев, давая им возможность обучаться ремеслу и получать хоть и скудные, но средства для существования. Этим его благодетель заканчивается. Люди, которые желали оказаться под его надежным наставническим крылом, оказались под его надменным сапогом: паек подмастерьев скудный (из-за этого они заставляют Ваньку воровать огурцы из хозяйской бочки), а по отношению к главному герою применяется незамысловатое, но жестокое насилие: бедному мальчику то обувной колодной в голову прилетит, то достанется шпандырем по мягкому месту за малейшую повинность. |
Аляхина, супруга сапожника. | Хозяйка дома, подобно мужу, ограниченная и деспотичная мещанка. Из методов обучения Ваньки прибегает к самым непедагогичным. Тыкать в лицо ребенку рыбой за то, что тот начал неправильно ее чистить — метод хоть и действенный, но неоправданно дикарский. Однако Аляхина — глупая женщина, которую мало заботят чувства отданного ей на попечение ребенка. Этим и объясняется ее примитивная беспричинная агрессия. |
Ольга Игнатьевна Живарёва, барыня. | Добродетельная помещица, хозяйка господского дома, при котором поставлен сторожем дедушка Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна, как пишет Чехов — “Ванькина любимица”, она кормила Ваньку леденцами, пока его мать, работавшая горничной, хлопотала по хозяйству. Именно госпожа Живарёва выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, что было выдающейся способностью для крестьянского мальчика. Доброта этой женщины бесхитростна и естественна, скромна и благодетельна. |
Пелагея, покойная мать Ваньки. | “Нету у меня ни отца, ни матери” — пишет деду Ванька. Про мать Ваньки известно мало: работала горничной у господ Живарёвой, была близка к барыне, раз она хотела уделять время Ваньке. Чехов умалчивает о причине смерти Пелагеи, ровно как и о ее человеческих качествах, видимо из желания не превращать свой рассказ в мелодраму. |