Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» — молодая сельская учительница и ее ученик. Анна Васильевна всего год назад пришла в сельскую школу после института, но уже считалась опытным преподавателем русского языка. Ученики и их родители относились к ней уважительно, называя по имени и отчеству.
На уроки почти все ребята приходили вовремя, не смотря на то, что шли они в школу из нескольких деревень, из торфяного городка и из санатория нефтяников. Вот только ученик по фамилии Савушкин частенько опаздывал.
В один из январских дней, когда Анна Васильевна только начала урок, объясняя ученикам, что такое существительное, на пороге класса уже привычно возник опоздавший Савушкин. Учительница подождала, пока он усядется, и продолжила урок. Она предложила назвать детям примеры существительного.
Ученики наперебой стали называть те предметы, что каждый день видели вокруг себя. Все они называли правильные примеры, и только в конце поднялся Савушкин, который в качестве примера существительного назвал «зимний дуб».
Анна Васильевна пыталась его поправить, сказав, что существительным является только слово «дуб», но Савушкин стоял на своем, и говорил про «зимний дуб». В результате, Анна Васильевна велела ему после уроков зайти в учительскую.
Когда Савушкин пришел в учительскую, Анна Васильевна попыталась узнать, почему он опаздывает в школу. Савушкин сказал, что он живет при санатории, и что выходит в школу за целый час. Учительница не поверила ему, потому что знала, что путь от санатория до школы по шоссе занимает всего пятнадцать минут.
Но Савушкин сказал, что он ходит не по шоссе, а напрямую, через лес. Так и не поняв причину опозданий ученика, Анна Васильевна решила побеседовать с его матерью, которая работала в санатории нянечкой. В тот день мать Савушкина выходила на работу во второй половине дня, и учительница попросила Савушкина проводить ее к ней.
Савушкин повел Анну Васильевну короткой дорогой. Едва они вошли в лес, как словно бы очутились в сказке. Деревья стояли, засыпанные снегом, а на снегу виднелись следы различных животных. Савушкин показал учительнице следы лося, а потом привел к ручью, который не замерзал даже зимой. А уже на выходе из леса учительница увидела зимний дуб, который стоял на поляне, весь усыпанный снегом. Дуб был могучий и очень красивый в своем зимнем наряде.
Савушкин с увлечением принялся открывать тайны зимнего дуба. У корней могучего дерева нашли приют множество животных. Савушкин показал Анне Васильевне спящего ежика, лягушку, которая неподвижно лежала под снегом и других мелких животных.
Анну Васильевну так увлекло лесное путешествие, что она не заметила, как прошло больше часа. Теперь она поняла, почему Савушкин опаздывал в школу, когда шел короткой дорогой. Сначала она посоветовала ученику ходить школу по шоссе, но потом передумала и разрешила ему ходить через лес.
Анна Васильевна попрощалась с Савушкиным и пошла обратно к школе. А он остался стоять возле дуба, провожая ее взглядом.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Нагибина «Зимний дуб» заключается в том, что не следует быть поспешным в суждениях. Анна Васильевна считала, что Савушкин обманывает ее, и опаздывает в школу из-за того, что с кем-то играет на улице перед школой. Но оказалось, что ее ученик знает и понимает красоту природы, и именно из-за этой красоты он и опаздывает на уроки.
Рассказ Нагибина «Зимний дуб» учит быть внимательным к людям, ценить красоту природы.
В рассказе мне понравился школьник Савушкин, который любит природу, понимает ее красоту. Савушкин показал учительнице, каким красивым может быть зимний лес и как много тайн он хранит от людей.
Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Зимний дуб»?
Какой лес без чудес.
Снег лежит, земля – не дрожит.
Короткий путь еще не самый верный.
Автор: Нагибин Юрий
Название: “Зимний дуб”
Жанр: рассказ
Тема произведения: природа и человек
Число страниц: 9
Главные герои и их характеристика:
- Анна Васильевна. Молодая учительница, строгая,
но романтичная. - Савушкин. Мальчик наблюдательный, романтичный,
влюбленный в природу.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Учительнице не нравятся постоянные опоздания ученика, и она отправляется к его родителям. По дороге ученик показывает учительнице старый дуб и другие чудеса зимнего леса.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- По глубокому снегу Анна Васильевна добирается до
школы и начинает урок. - Савушкин, как всегда, опаздывает, что сильно
огорчает учительницу. - Савушкин называет существительным “зимний дуб” и
говорит, что это действительно существительное. - После уроков Савушкин ведет учительницу к себе
домой через лес, напрямки. - Савушкин показывает учительнице следы лося,
замерзший ручей и огромный дуб, в корнях которого приютились ежи и лягушки. - Учительница идет обратно, думая об удивительном
мальчике и его волшебном мире.
Понравившийся эпизод
Мне очень понравился эпизод, когда Савушкин привел
учительницу к дубу и стал разгребать снег и листву у его корней. Он показывал
учительнице то спящего ежа, то коричневую лягушку, прочих жучков-червячков, и
это было очень красиво.
План произведения для пересказа
- Глубокий снег
- Узкая тропинка
- Пятый класс
- Урок
- Опоздавший
- Существительные
- Вместе через лес
- Следы лося
- Ручеек
- Зимний дуб
- Удивительный мальчик
Главная мысль
Иногда стоит потерять немного времени, чтобы полюбоваться
красотой природы.
Чему учит эта книга
Этот рассказ учит любить природу и уметь замечать ее красоту
в любое время года. Учит пытливости и наблюдательности, любознательности. Учит
никогда не судить опрометчиво о поступках других.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравился этот красивый рассказ и, кажется, я
понимаю восхищение, которое испытывал Савушкин, наблюдая за жизнью зимнего
леса. В нем столько волшебных тайн, которые можно разгадывать очень долго, но
так и не раскрыть до конца.
Новые слова и выражения:
Сохатый – лось.
Гротик — маленькая ямка, углубление.
Просквоженный (от Просквозить) – продуть, здесь просветить
насквозь.
Пословицы к произведению:
Своя земля и в горсти мила.
На родной стороне всякий камушек знаком.
В родном краю, как в раю.
Зима – не лето, в шубу одета.
За морем теплее, а у нас светлее.
Назад к содержанию
Жанр: рассказ
Читайте краткое содержание других рассказов Юрия Нагибина:
«Старая черепаха»
«Эхо»
Главные герои рассказа «Зимний дуб» и их характеристика
- Анна Васильевна. 24 года. Учительница русского языка. Молодая, романтичная, добрая.
- Савушкин. Ученик 5 класса. Добрый мальчик, который очень любит природу и хорошо знает лес и его обитателей.
План пересказа рассказа «Зимний дуб»
- Морозное утро
- Фролов
- Дети у школы
- Начало урока
- Опоздавший
- Примеры существительных
- Разговор в учительской
- Через лес
- Теплые ключи
- Огромный дуб
- Обитатели дуба
- Гражданин будущего
Краткое содержание рассказа «Зимний дуб» для читательского дневника в 6 предложений
- Учительница радовалась морозному утру и в хорошем настроении начала урок.
- Савушкин снова опоздал, а существительным назвал зимний дуб.
- Учительница решила поговорить с мамой мальчика и попросила проводить ее.
- Савушкин повел ее через лес, мимо незамерзающего ручья.
- Они вышли к огромному дубу, и мальчик показал, кто живет в этом дубе.
- Учительница вернулась домой, думая о чудесном гражданине будущего.
Главная мысль рассказа «Зимний дуб»
Общение с природой делает человека добрее.
Чему учит рассказ «Зимний дуб»
Рассказ учит любить природу и восторгаться ее чудесами. Учит доброте и умению понимать чувства другого человека. Учит пользе знаний. Учит оптимизму. Учит видеть в людях хорошее.
Отзыв на рассказ «Зимний дуб»
Мне понравился этот рассказ и больше всего поразило описание величественного дуба. Это могучее дерево приютило многих животных. В его корнях спали еж и лягушка, в коре прятались жуки и козявки. Дуб был им домом и это было красиво. Мне понравилось, что учительница поняла чувства Савушкина и не стала к нему придираться. Она тоже полюбила зимний дуб, но посчитала самого мальчика еще более удивительным. Ведь мало кто может так сильно любить природу.
Пословицы к рассказу «Зимний дуб»
Под большим дубом и гриб вольготней живет.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Кто землю любит, тот голоден не будет.
Рощи да леса — всему миру краса.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Зимний дуб»
Молодая учительница шла по глубокому снегу из деревни Уваровка к школе. Она радовалась морозу и снегу, все ей очень нравилось. Навстречу попался объездчик Фролов, который уважительно поздоровался с учительницей, называя ее Анна Васильевна, и спросил про своего сына Лешку. Потом Фролов сошел с тропинки, чтобы пропустить учительницу и утонул в сугробе по пояс. Но учительницу уважали и уважали заслужено. За два года после института она сумела стать великолепным педагогом.
Подойдя к школе Анна Васильевна увидела стайки ребят и все здоровались с ней.
Первый урок был в 5″А» классе и учительница принялась объяснять новую тему, об имени существительном.
Внезапно дверь открылась. Это был Савушкин, который вновь опоздал и учительницу расстроило это опоздание. Она знала, что Савушкин опаздывает и на другие уроки.
Анна Васильевна стала спрашивать примеры существительных и дети наперебой кричали — кошка, город, гвоздик. Только Савушкин почему-то назвал зимний дуб. Учительница сказала, что существительное дуб, но Савушкин не согласился. И Анна Васильевна попросила его зайти в учительскую после уроков.
В учительской Анна Васильевна стала спрашивать, почему Савушкин опаздывает. Но тот и сам удивлялся, говоря что выходит из дома за час до уроков и идет напрямик через лес. Учительница решила поговорить с его мамой и попросила проводить ее.
Они шли через волшебный зимний лес. Савушкин показал учительнице следы лося, а она спросила, почему лесной ручей не весь замерз. Мальчик объяснил, что в нем бьют теплые ключи.
Тропинка обогнула кусты боярышника и учительница увидела зимний дуб. Он стоял посреди поляны, величественный и огромный, покрытой не облетевшей листвой в чехольчиках снега. Дуб блестел мириадами крошечных зеркал и дышалось около него удивительно легко.
А Савушкин откопал снег и показал учительнице спящего ежа, потом спящую лягушку, а потом много других постояльцев зимнего дуба — козявок, ящериц, жуков.
Вдруг мальчик спохватился. они слишком задержались у дуба и могли не застать маму. Учительница удивилась, как быстро пролетело время. Она поняла причины опозданий Савушкина, но разрешила ему и дальше ходить в школу этой тропинкой, понимая, что не может лишить мальчика этого чуда.
Она пошла обратно, а Савушкин стоял возле дуба и издалека охранял свою учительницу. И Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был не дуб, а этот маленький человек, загадочный гражданин будущего.
15
ОТЗЫВ Ю.НАГИБИН «ЗИМНИЙ ДУБ»
1 ответ:
0
0
я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю. Нагибина. Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.
Основная тема — взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования. Конфликт начинается с опоздания Савушкина на урок русского языка. Это очередное опоздание ученика выводит из себя молодую учительницу. Она решает поговорить с мамой Cавушкина. Анне Васильевне 24 года. Работает она всего два года, но уже приобрела славу опытного преподавателя. Ее знают, ценят, уважают. Сама Анна Васильевна хороший человек, но она немного самоуверенна. Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны. В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с теплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы.
Анна Васильевна теперь обязательно изменится, будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Говоря Савушкину, что «короткий путь еще не самый верный», что теперь ему придется ходить по шоссе, она делает выводы и для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что «быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто».
Дуб словно хранитель леса, хозяин. А человек- хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны.
Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека». Таким, как он, сохранить мир на земле, беречь все живое
Читайте также
Драма, Эпос, лирика. Эти три рода рода делятся на подгруппы еще
Возьми в пример «Отцы и дети»
Разность поколений
Карик Валя и Профессор
1. Михаил Юрьевич Лермонтов «Утёс»
2.М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «утёс» в последний год жизни — в 1841 году.
3.Противоречие юности и старости.
4.Центральные образы в стихотворении — образы старого утёса и образ изменчивой, игривой, как юность, тучки.Очень важны для востприятияи понимания смысла стихотворения природные образы: тучка мчится по небесной лазури,а утёс одиноко стоит в пустыне.
5.Главный приём олицетворение — «старый утёс» и «тучка золотая»
Комедия Грибоедова «Горе от ума» входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества — эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова «Горе от ума» . И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.