Читательский дневник по повести «Детство Тёмы» Николая Гарина-Михайловского
Автор: Николай Гарин-Михайловский.
Название произведения: «Детство Тёмы».
Число страниц: 200.
Жанр произведения: повесть.
Главные герои: Тёма.
Второстепенные герои: Зина, отец-генерал Николай Семёнович, мать Аглаида Васильевна, одноклассники Иванов и Вахнов.
Характеристика главных героев:
Тёма — мальчик, который любит играть и баловаться.
На протяжении повести взрослеет и меняется.
Характеристика второстепенных героев:
Николай Карташов — отец мальчика, генерал. Строгий и суровый, но справедливый.
Аглаида Васильевна — любящая, добрая мать. Воспитывает сына честным.
Зина — сестра Тёмы. Добрая, умная, находчивая. Всегда помогала брату.
Иванов — лучший друг Тёмы. Добрый и отзывчивый.
Вахнов — одноклассник Тёмы. Верзила и хулиган. Постоянно задирает мальчика.
Краткое содержание повести «Детство Тёмы»
В тот день на Тёму несчастья сыпались одно за другим.
Он сломал папин цветок, упал в навоз, поломал лозы, порвал юбку бонны и разбил кувшин.
Поэтому отец высек сына и строго наказал.
Тёма узнал, что собачку Жучку бросили в колодец и решил спасти её.
Он спустился в колодец, вытащил Жучку и чуть не упал.
После этого Тёма долго болел.
Он дружил и часто играл с деревенскими мальчишками.
Когда мальчик поступил в гимназии и получил новый мундир, он с ребятами пошёл купаться.
Мундир мальчика украли и ему было очень стыдно.
В гимназии у него сразу всё не сложилось.
Верзила Вахнов постоянно приставал к Тёме, из-за чего учился мальчик плохо.
Он подружился с Ивановым, но того отчислили, когда он отказался доносить на Вахнова.
Тёма, напротив, выдал Вахнова и мучился угрызениями совести.
Он сдружился с Косицким и Даниловым.
Они строили лодку, чтобы сбежать в Америку.
Но затея провалилась, а Тёма получил три двойки в гимназии.
Он хотел покончить с собой, но неудачно. Зато многое понял и принялся с жаром учить уроки.
Он успешно сдал экзамены.
Вскоре отец мальчика заболел и умер.
Детство закончилось.
План повести:
- Самый худший день.
- Порка.
- Пропавшая Жучка.
- Спасение собаки.
- Игры с деревенскими.
- Украденный мундир.
- Первые дни в гимназии.
- Проказы Вахнова.
- Предательство.
- Муки совести.
- В Америку!
- Отравление.
- Успехи в учёбе.
- Смерть отца.
Основная мысль произведения «Детство Тёмы»
Главная мысль повести заключается в том, что нужно уметь признавать свои ошибки и не перекладывать вину на других.
Основная идея повести в том, что преодолевая трудности и испытания, воспитывается характер молодого человека.
Главной мыслью повести можно назвать и то, что воспитание — это сложная наука, которая требует мудрости и терпения.
Чему учит повесть
Повесть учит быть честными не только с другими, но и самим с собой.
Учит ценить дружбу и помогать близким в трудную минуту.
Учит быть добрыми, хорошо учиться и не обманывать старших.
Краткий отзыв о повести «Детство Тёмы» для читательского дневника
Прочитав эту повесть, я подумала о том, что сколько бы неприятностей ни случалось у человека в детстве, какими бы страшными они ни казались, всё равно следуют любить жизнь и ценить эти самые бесценные годы.
Герой повести часто оказывался в сложном положении.
То сам делал что-то неправильное, то становился жертвой нападок учителей и более сильных товарищей.
Но он рос и менялся и его характер.
В конце повести Тёма уже не был тем наивным мальчиком из её начала.
Он научился ответственности, умению признавать ошибки и их исправлять.
Это интересная повесть, которая показывает нам процесс взросления героя.
Автору удалось убедительно показать, что только преодолевая самого себя и трудности, человек может изменить свою жизнь.
Стать лучше.
Главное, не совершать поступков, которых сам же потом стыдился бы.
Мне нравится главный герой повести.
Это открытый, романтичный, честный мальчик.
У него случаются промахи, он иногда мало думает о последствиях своих действий, но когда понимает, что поступил плохо, всегда старается исправиться.
Он учится на ошибках, и это замечательно.
Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что те проблемы, которые сегодня кажутся нам непреодолимыми, ужасными, завтра могут оказаться смешными.
А потому не стоит принимать поспешных, опрометчивых решений.
Пословицы к произведению:
- Смелый поступок — половина спасения.
- Богатством родителей не гордись — учись.
- Дружба — как стекло: разобьёшь — не сложишь.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Ошибайся, да сознавайся.
Словарь неизвестных слов:
- Пустырь — запущенное, заросшее место.
- Сирота — ребёнок, у которого нет родителей.
- Помещики — владельцы загородного поместья.
- Ябеда — тот, кто жалуется.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– Ну, хорошо! будем играться в индейцев! – говорит Тёма.
– Нет, в индейцев опасно без мамы, ты разойдёшься.
– А я хочу в индейцев! – настаивает Тёма, и в его голосе слышится капризное раздражение.
– Ну, хорошо! – спроси у фрейлейн, ведь ты обещал, как папу и маму любишь, слушаться фрейлейн?
Зина становится так, чтобы только фрейлейн видела её лицо, а Тёма – нет.
– Фрейлейн, правда в индейцев играть не надо?
Тёма всё же таки видит, как Зина делает невозможные гримасы фрейлейн; он смеётся и кричит:
– Э, так нельзя!
Ещё читательские дневники по произведениям Николая Гарина-Михайловского:
- «Тема и Жучка»
- «Волшебница Ашам»
- «Хитрая девочка»
Библиотека произведений автора пополняется.
Автор: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Название: «Детство Тёмы»
Жанр: Повесть
Тема произведения: Детство
Число страниц: 192
Главные герои и их характеристики:
- Тёма – энергичный, эмоциональный, балованный, резвый, неусидчивый непоседа, любящий животных и изучающий мир
- Отец Тёмы – строгий, мудрый
- Мама Тёмы – милосердная и добрая
О чем произведение:
В повести рассказывается о детстве Тёмы: его проблемах, мыслях, рассуждениях, эмоциях.
Сюжет — краткое содержание:
Тёма случайно ломает папин любимый цветок. Когда родители уезжают в город, мальчик проказничает и балуется. За это отец порет его и наказывает, а мать защищает и проводит беседу. Внезапно ребенок узнаёт, что его собаку бросили в колодец, и он, рискуя жизнью, её спасает. После этого мальчик заболевает и проводит много времени в постели. После выздоровления у мальчика много привилегий от родителей, и он ими пользуется. Тёма поступает в гимназию и находит новых друзей. Лучшего друга исключают из заведения. Тёма начинает дружить с Даниловым и Касицким. Вместе у них много планов на жизнь. Тёма определяется с профессией и советуется с родителями. Герой успешно пересдаёт проваленные экзамены. Отец умирает, и детство заканчивается.
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, где Тёма спас Жучку, свою собаку. Он был невероятно смел и находчив, готов пожертвовать жизнью ради друга. Я очень волновалась, что Артемий сам упадёт в колодец. Хорошо, что этого не случилось.
План произведения для пересказа:
- Цветок и проказы
- Наказание и помилование
- Спасение собаки
- Долгая болезнь
- Поступление в гимназию и сложности в учёбе
- Друг Иванов и товарищи Данилов и Касицкий
- Пересдача заваленных экзаменов и конец детства
Главная мысль:
Детство – самая лучшая и интересная пора в жизни человека.
Чему учит эта повесть:
Повесть учит слушаться старших, сначала думать, а затем делать, быть честным, справедливым, старательным человеком.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Автор очень точно передал эмоции и переживания ребёнка. Тёма учился на своих ошибках и рос, наслаждаясь своим прекрасным детством.
Новые слова и выражения:
Мошка – мелкое двукрылое насекомое
Вожжи – ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи Государь – правитель
Пословицы к произведению:
У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Детство — время золотое.
Родительское слово мимо не молвится.
Другие читательские дневники здесь
- Главная
- Русская классика
- ⭐️Николай Гарин-Михайловский
- 📚Детство Темы
- Отзывы на книгу
Довольно любопытный непарадный портрет царской России, по какой-то причине зачисленный в раздел детской литературы.
Итак, барский сынок восьми лет пытается осознать себя и выстроить свои отношения с родителями, дворней и окружающим населением. И тут начинается самое интересное – те, кто живут рядом.
Действие происходит в окрестностях Одессы (именно там провел детство автор). Отсюда и смешение языков (украинского и русского), и еврейские коммерсанты (поданные достаточно пародийно и почти без симпатии).
Время действия – 60-70 годы XIX века, поэтому не удивляйтесь ссылкам на бывших крепостных, царящие в господском доме николаевские нравы, да и самому быту середины позапрошлого века.
И тем удивительнее, тем ценнее то, что в основе своей эта повесть абсолютно современна – внутренний мир мальчишки ни капельки не изменился. Та же вечная борьба между тягой к действию и ожиданием последствий, те же страдания из-за непоправимости некоторых вещей.
Книга психологична и реалистична, много грязи, насилия, битья, классовых различий, повешенных старых бабок, палочных гимназических порядков и скотобоен. Когда книга писалась, никому не приходило в голову, что XIX век станет казаться чем-то романтичным, он был просто окружающей реальность, которую не стоило лакировать.
Отец ГГ – генерал, война всегда где-то рядом, то в виде памяти о Венгерском походе, то в гимназисте, которого держат в учреждении только потому, что его отец – севастопольский герой.
Да, насилия много, как со стороны родителей (порка ребенка во всех подробностях, в том числе и о грязном белье), так и в окружающем обществе, так что эта книга – скорее для родителей, для того, чтобы понять, где не стоит перегибать палку.
Вам восемь лет, на дворе просвещенное царское время, крепостное право приказало долго жить, но сословия-то никуда не делись. Вас невероятно балует маменька, всепрощающая и думающая, что простое слово до вас доходит. Вы — старший сын из пяти детей генерала Карташева, сын без присмотра, дворня -потакает, немка-бонна власти воспитания не имеет, мама журит и появляется в воспитании изредка, папа… впрочем оставим, и так понятно. Как тут не стать дикарски инфантильным? Не сказать, что эгоистичным, но бездумным, живущим сиюминутным удовольствием, совершенно и категорически не желающим поступиться своими личными хотелками, в угоду которым и идет основная масса поступков. Может от безделья (у дочерей была бонна-немка, у младенца — няня), но Тёма предоставлен сам себе постоянно, и вынужден искать себе занятия. С одной стороны — спасает собачку Жучку, с другой — кидается камнями в мясника… Из действительно хороших поступков — только спасение собачки, остальное — тихий ужас. Все эти дурацкие ситуации, в которые он попадает, сильно напоминают истории об Эмиле. Вроде бы отправили парня учится, но забыли объяснить зачем ему эти знания, а также в целом правила поведения, правила общения со сверстниками и т.п. Конечно он со всей своей экзальтацией то «любит до невозможности» приятеля, то страдает от жестоких шуток третьегодника, то обманывает мать , не умеющую проверить его домашку по латыни. Поразительное сочетание запущенной социализации, образовательного кошмара и родительской однобокости, продемонстрированное тут пугает не только тем, что — какие люди получатся в итоге этой системы, а скорее тем, что нам через сотню лет особо похвастаться нечем в вопросах воспитания… Это первая часть тетралогии, ориентированная на «средний школьный возраст», и не смотря на то, что герои мне не симпатичны, но общий сюжет и умение автора держать внимание, добавляя еще и деталей-признаков времени, я обязательно прочту продолжение, нужно же узнать, какой человек вырастет из Тёмы и что произойдет дальше, когда привычный оплот семьи дал такую жестокую трещину.
В общем, тема — просто горе луковое или тридцать три несчастья. Второй ребенок в семье военного, первый мальчик по старшинству отдувается за всех остальных детей. То есть главный по пакостям, хамству и так далее. И он реально не со зла. Натура у него неугомонная и как-то так получается, что всякие гадости подло, без разрешения, то есть сами собой лезут в руки, в ноги, в голову, соблазняют недоросля и выплескиваются на окружающих. Уродился он таким, что ж поделаешь. Это я без сарказма пишу.
Впрочем, папаша знает, что надо делать с такими зловредными фруктами. Армейский человек, как-никак. Ремень, ремень и еще раз ремень. И военное училище. Но мамаша — она решительно против силовых методов. Она ведет с сыном куртуазные беседы после каждой пакости, дабы не ранить его нежную, трепетную душу. Нельзя же унижать ребенка! Передовая яжемать из X|X столетия, короче. Мечтает сделать из сына второго вальтера скотта. А когда тема перевыполняет план по гадостям и таки получает неслабую порку, это надо видеть, как мамаша натряхивается над своим любимым кровиночкой. Не знаю, как вообще папаша в живых остался.
Но тема реально неплохой мальчик. Добрый, чувствительный, общительный. Ну, временами, правда, трусоватый, хамоватый, хвастливый, драчливый и демонстративно-истеричный. А кто из нас не без греха? Тем более он растет, все еще может измениться. В общем, думается мне, что военный из него вполне получился бы. Но яжемать решительно полегла всем телом на намерения папаши и задавила любые поползновения. Впрочем, и на нее нашлась управа. И имя ей российская гимназия.
Всякого идиотизма и самодурства в этом заведении было, конечно, навалом. Но еще имелся строгий директор, который ясно дал понять яжематери, что с ее сыном никто не станет цацкаться. Поэтому учиться он будет на общих основаниях, и ежели рассердит педагога, то получит бобов так же, как и все остальные ученики. И я с одной стороны порицаю жестокую бессмысленность системы образования, а с другой — хочешь к себе особого отношения — иди на домашнее обучение. А тут макет реальной жизни в миниатюре, своего рода закалка для подрастающего поколения, которому рано или поздно придется выходить на волю. Ведь всю жизнь возле яжематериной юбки не просидишь.
И дальнейшие события показали, что тема вполне неплохо адаптировался к школьной жизни. Нашел новых друзей и даже почти что сбежал вместе с ними в америку. Жаль, не срослось. Правда закончилась эта часть цикла печально. Папаша изволили отойти в мир иной. Доконали вояку болезни и раны. И тут гарин весьма переборщил с надрывным пафосом. Чувства меры в драматических моментах у него нету от слова «совсем». Короче, тема, в общем-то еще довольно маленький человечек, полностью попал в цепкие лапы яжематери. Что-то с ним дальше будет…
Детство Темы — классика детской литературы с черно-белыми иллюстрациями. Главный герой повести Тёма Карташев. По сути Тема — это сам писатель Николай Гарин-Михайловский. Мы много узнаем о детстве писателя с восьми летнего возраста. Произведение охватывает и гимназические годы Темы. А последняя глава посвящена военному прошлому отца Темы. В книге затронуто много проблем, довольно таки взрослых. Книга не простая с точки зрения понимания семейных отношений, особенно, жестокости отца по отношению к Теме, но есть вступление, которое раскрывает перед юным читателем смысл произведения. Прекрасно передана атмосфера господского дома!
Не всегда книги, которые признаны классикой и якобы обязательны к прочтению, приходятся по душе. «Детство Темы» мне совсем не понравилось. Казалось бы, что плохого в этой повести? Все хорошо, но то, что там описано — диковато.
У каждой семьи свой взгляд на воспитание детей. Этот взгляд копируется из своего опыта плюс современных «правильных» взглядов — «так правильно». Раздражало, что в семье Темы излюбленным выражением, которое должно повлиять на ребенка и поставить его на правильный путь, было: «Ты нас не любишь!». Вот как так? А как же объяснять и показывать ненавязчиво ребенку, что хорошо, а что плохо? Были, конечно, моменты, когда родители находили правильные слова, действовали правильно, но это было, на мой взгляд, так редко.
Автор показал не только отношения в семье, но и взаимоотношения с ровесниками. Честно, скучно и местами не цепляет.
Все хорошо. замечательные описания душевных мук. детских переживаний, становления личности на основе своих ошибок.
Мне вот что не понравилось:
1.Эта книга для 6+ детей а там говорят «пошло и гадко» и это «страстным поцелуями» так если эти страстным поцелуями любя как папу то это нормально а если не то это уже плохо.
Что мне понтравилось:
Сюжет мне понравился очень драматично и красиво всё описано.
Итог чему учит книга:
Что жизненные испытания делают человека добрым, честным.
Очень увлекательно, но в конце папа умер😔😭😭😭😭Это очень очень грустно 😭😔
Жанр: повесть
Главные герои повести «Детство Темы» и их характеристика
- Тема. 8-12 лет. Ленивый, безалаберный мальчик, смелый, добрый, легкомысленный. Стал хорошо учиться.
- Карташев Николай Семенович. Отец Темы. Строгий, имеющий смутные знания о воспитании. Бывший военный генерал. Любит сына.
- Аглаида Васильевна. Мать Темы. Добрая, честная, умная женщина.
- Зина. Его старшая сестра. Живая и озорная девочка, любопытная.
План пересказа повести «Детство Темы»
- Много неприятностей
- Исчезновение Жучки
- Жестокое наказание
- Прощение
- В колодце
- Болезнь
- На наемном дворе
- Мясник и камень
- Украденный мундир
- Подстава на уроке
- Директор
- Суровые будни
- Новый товарищ
- Предательство
- Побег в Америку
- Провал на экзаменах
- Отравление
- Пересдача
- Смерть отца
Краткое содержание повести «Детство Темы»для читательского дневника в 6 предложений
- Сломав цветок, Тема совершил много проступков и был наказан ремнем.
- Он спас из колодца Жучку и долго болел, а потом стал играть с дворовыми.
- Тема поступил в гимназию, и в первый день его чуть не выгнали.
- В гимназии Тема учился плохо, его наказывали, а однажды он наябедничал на товарища.
- С друзьями он пытался сбежать в Америку, а потом срезался на экзаменах.
- Тему перевели в третий класс, но его отец заболел и умер.
Главная мысль повести «Детство Темы»
Осознание своих недостатков верный путь к победе.
Чему учит повесть «Детство Темы»
Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.
Отзыв на повесть «Детство Темы»
Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком.
Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.
Пословицы к повести «Детство Темы»
Терпенье и труд дивные всходы дают.
Тяжело в учении, легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старого человека надо слушаться. молодого учить.
Характер закаляется в труде.
Читать краткое содержание повести «Детство Темы» по главам:
Глава 1. Неудачный день
Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным.
Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне.
Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо.
Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной.
За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей.
Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.
Глава 2. Наказание
Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.
Глава 3. Прощение
Весь день Тема просидел в детской. Вечером дети прошли в купальню. Последним сходил помыться Тема. В купальне он нашел специально для него оставленный кусок хлеба и с наслаждением его съел.
Потом он стоял перед мамой и рассказывал все, что случилось в этот неприятный день. Мама сказала, что больше не сердится, но что Тема вел себя как трус. если бы он сразу подошел к ней, после того,как сломал цветок, ничего плохого больше не случилось бы.
Глава 4. Старый колодезь
Няня рассказывает Теме, что Жучку бросили в колодец. Во сне Тема видит, как он пытается спасти собаку, но только сам падает в колодец.
Однако, рано утром мальчик отправляется выручать друга. Он пытается достать Жучку веревочной петлей, но собака срывается в воду. И Тема лезет в колодец. Он обвязывает собаку и спешит подняться, чтобы вытащить Жучку.
Сил не хватает и мальчика охватывает страх. Кажется, что он сейчас упадет. Но отдохнув, Тема продолжает подъем. А потом вытаскивает Жучку.
Вскоре Тема оказывается в кровати. Он бредит и все переживают за мальчика.
Глава 5. Наемный двор
Тема выздоровел лишь к осени. И его стали отпускать играть на наемный двор. Это был грязный пустырь, где жила голытьба.
Тема целыми днями носился с местными ребятишками, рылся в мусорных кучах и слушал рассказы о мертвецах.
Когда Тема стал ругаться последними словами за столом, его решили оставить дома, но вскоре снова отпустили на пустырь. Однажды Тема проиграл деньги, которые брал в долг, и ему пришлось просить отдать их маму, но та довольно легко отнеслась к этой истории.
Прошел год. Теперь мальчишки больше бегали на море и помогали рыбакам. Однажды они зашли на бойню, и вырвавшийся бык едва не убил Тему. Мясник вытащил мальчика, но надрал ему уши. А Тема в отместку бросил в мясника камень.
Дело пришлось улаживать отцу Темы, но дав мяснику на водки, отец сказал, что мальчик поступил верно. Но мама высказала Теме, что он очень грубый.
Глава 6. Поступление в гимназию
В десять лет Тема сдал экзамены и поступил в первый класс. Он одел новый мундир и побежал к друзьям. Его появление произвело фурор и мальчишки пошли на море.
Некий старик предложил Теме подержать мундир, и пока Тема плавал, убежал с его вещами.
Теме пришлось возвращаться домой голышом через весь город. Люди спрашивали, чей он сын, и узнав, что генерала Карташева, смеялись. Только какой-то старик помог мальчику, посадив его на возок и укутав в свитку.
Новый мундир был готов через неделю и Тема отправился учиться.
Его посадили на последней парте, рядом с верзилой Вахновым, который учился в первом классе уже третий год. Вахнов тут же уколол Тему, и когда мальчик закричал, пригрозил отдубасить под шинелями. Тему выгнали из класса.
В коридоре его увидел директор и обозвал негодяем, а потом выгнал из гимназии.
Отцу с матерью пришлось ехать и объясняться с директором. Тот оказался большой сволочью и ничего не хотел слышать. Теме пришлось каждый день на лишний час оставаться после уроков в наказание.
Глава 7. Будни
Зина будит Тему, но тот не торопится. Он старательно делает все назло, и опаздывает в гимназию. Там он умоляет учителей не записывать опоздание, получает толчок от Вахнова и неудачно склоняет слова. На уроке грамматики Вахнов толкает его на пол и Тема поднимается весь красный. Он пытается пнуть Вахнова и получает единицу за поведение.
Учителя немецкого проказы Вахнова довели до болей в сердце. Только учитель естественной истории Томылин снисходительно относился к Теме и прости невыученный урок.
Глава 8. Иванов
Тема сошелся со своим новым соседом по парте Ивановым, и даже стал косить, как он. Иванов знал много страшных историй и советовал Теме, какие почитать книги. Постепенно Тема привязался к Иванову, который был круглым сиротой и жил у богатых родственников.
Глава 9. Ябеда
Учитель немецкого умер, а вместо него появился новый. Он невзлюбил Вахнова и тот подложил учителю иголку. Поднялся страшный скандал. Тему вызвали к директору, и мальчик испугался. Он выдал Вахнова и того исключили, как и Иванова, который не стал выдавать товарища.
Теме было мучительно стыдно и дома он скрыл свой поступок. И только мать, что-то почувствовав, вынудила сына рассказать ей правду. Засыпал Тема в мучительной тоске.
Глава 10. В Америку
Некоторые ученики жалели Тему, представляя какие он муки испытал. И к нему пересели Косицкий и Данилов. Тема сдружился с ребятами, и Данилов даже покатал их на лодке.
У ребят созрел план сбежать в Америку. Для этого пришлось копить деньги, и Тема похудел.
План был прост. Дождаться подходящего корабля, и пристать к нему прямо в море, чтобы никто не спрашивал паспорта. А значит надо было построить свою лодку.
Всю зиму мальчики самозабвенно работали и весной лодка была готова. Тема учился все хуже и его ждал второй год. Но матери, родившей еще одного ребенка, было не до сына.
И вот пароход был выбран и час отбытия назначен. Рано утром ребята сели в лодку и погребли в море. Они встали на пути парохода, стали стрелять из револьвера и подняли белый флаг.
Но пароход прошел мимо, на нем решили, что мальчики желают им удачи.
Разочарованные ребята вернулись и стали думать, как выдержать экзамены.
Глава 11. Экзамены
Тема обманывал родителей так долго, как мог, но в конце концов был вынужден сказать, что срезался по трем предметам. Мать назвала Тему негодяем, а отец болваном.
Тема решил отравиться из мести, и набрав спичечных головок, высыпал их в стакан с водой. Но горничная заметила это и позвала родителей. Отец заставил Тему пить молоко, а мать решила позвать доктора.
Тема чувствовал раскаяние, обещал быть хорошим, и пил молоко. Доктор дал мальчику микстуру и сказал, что ничего страшного не будет. А Тема с жаром принялся учить уроки.
Зина помогала Теме, и на экзаменах Тема отвечал без малейшей запинки.
Дома известие о том, что сына перевели в третий класс, приняли с восторгом. А Тема вспоминал себя неделю назад, и не мог поверить, что это был он.
Глава 12. Отец
Вскоре отец Темы стал слабеть. Он часто рассказывал случаи из своего военного прошлого и требовал от Темы, чтобы тот никогда не ходил против царя. Вскоре отец так ослабел, что не мог подняться с кровати. Началась агония и отец умер.