Читательский дневник «Сказка о царе Берендее» Василия Жуковского
Автор: Жуковский Василий Андреевич
Название произведения: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Число страниц: 10
Жанр: сказка в стихах
Главные герои: Иван-царевич, Марья-царевна, Берендей, Кощей.
Второстепенные герои: старик.
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — Добрый, честный, красивый, молодой.
Но легкомысленный и забывчивый.
Марья-царевна — Смелая, умная, красивая. Волшебница.
Целеустремлённая и предусмотрительная. Верная.
Берендей — Просто царь.
Пытался спасти сына, но исполнил слово.
Кощей — Злобный царь. Злой колдун.
Жестокий самодур.
Характеристика второстепенных героев:
Старик — добрый, бедный. Спас Марью.
Краткое содержание «Сказки о царе Берендее»
Чтобы спасти свою жизнь, Берендей обещал Кощею отдать ему сына.
Ему удавалось долго время скрывать от Ивана своё обещание.
Иван узнал, что должен явиться к Кощею и отправился в путь.
Он встретил старика, который научил его уму разуму.
На берегу озера царевич познакомился с Марьей, и та обещала помочь ему.
Кощей требовал от Ивана исполнения различных заданий, а Марья помогала ему.
Потом Марья с Иваном убежали, а Кощей послал за ним слуг.
Но Марья волшебством отвела слугам глаза.
А когда молодых догнал Кощей, то Марья и его обманула.
Но Иван забыл Марью.
И той пришлось использовать волшебство, чтобы Иван снова вспомнил её.
Они поженились.
План сказки:
- Берендей и Кощей.
- Иван в поисках.
- Старик и его советы.
- Уточки на озере.
- Иван да Марья.
- Задания Кощея.
- Побег от Кощея.
- Обман Кощея.
- Забывчивый Иван.
- Волшебство Марьи.
Основная мысль «Сказки о царе Берендее»
Главная мысль сказки в том, что счастье никогда не даётся просто так, его нужно заслужить.
Основная идея сказки заключается в том, трудности и испытания должны закалять характер.
И успешно их преодолев можно найти своё счастье.
Чему учит сказка
Сказка учит держать своё слово. Учит честности и смелости.
Учит стоять на своём, никогда не отступать и не сдаваться.
Учит использовать полученные знания.
Учит верности, учит верить в лучшее.
Краткий отзыв по произведению «Сказка о царе Берендее» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что многие неприятности случаются с людьми оттого, что они забывают свои обещания.
Вот Берендей забыл данное слово и рассердил Кощея.
Пришлось Ивану на карачках вымаливать прощение.
А сам царевич забыл данное Марье обещание и чуть было не женился на другой.
Как проще было бы жить, если бы никто ничего не забывал!
Это очень интересная и поучительная сказка, написанная классиком русской литературы, поэтом Василием Жуковским.
Автору удалось создать удивительно интересное, оригинальное произведение, в котором находятся следы многих народных сказок.
Мне очень нравится хитроумная и красивая Марья, которая выбрала себе жениха и крепко его держалась.
Мне нравится и Иван, который был гордым, но смелым.
Он сделал всё, что мог. И старался поступать по чести.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, не забыли ли мы что-нибудь важное.
Что-то такое, что может изменить нашу жизнь.
Пословицы к произведению:
- Давши слово — держись, а не давши — крепись.
- Ученье — свет, а неученье — тьма.
- Хороша помощь вовремя.
- Друг познаётся в беде.
- Муж и жена — одна сатана.
Словарь неизвестных слов:
- Прискорбно — грустно, печально.
- Студёной — холодной.
- Гоголь — водоплавающая птица.
- Не крушися — не грусти.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Зол возвратился к себе Иван-царевич, а пчёлка Марья-царевна уж там.
«Отчего опять так задумчив, милый Иван-царевич?» — спросила она.
«Поневоле будешь задумчив, — он ей отвечал.
— Отец твой затеял новую шутку: шей я ему сапоги с оторочкой;
Разве какой я сапожник? Я царский сын; я не хуже родом его. Кощей он бессмертный! Видали мы много этих бессмертных».
— «Иван-царевич, да что же ты будешь делать?»
— «Что мне тут делать? Шить сапогов я не стану. Снимет он голову — чёрт с ним, с собакой! Какая мне нужда!»
Ещё читательские дневники по произведениям Василия Жуковского:
- «Война мышей и лягушек»
- «Спящая царевна»
- «Тюльпанное дерево»
Библиотека автора пополняется.
Жуковский В. сказка «Сказка о царе Берендее»
Жанр: литературная волшебная сказка в стихах
Читайте краткое содержание других сказок Василия Жуковсого:
«Марьина роща»
«Тюльпанное дерево»
Главные герои сказки «Сказка о царе Берендее» и их характеристика
- Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал
- Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый.
- Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый.
- Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая.
- Старик. Добрый и заботливый.
План пересказа сказки «Сказка о царе Берендее»
- Бездетный царь Берендей
- Долгое отсутствие
- Колодец
- Обещание Берендея
- Новорожденный сын
- Иван-царевич на охоте
- Таинственный старик
- Раскрытая тайна
- Озеро и уточки
- Сорочка
- Марья-царевна
- К Кощею на карачках
- Дворец из мрамора
- Помощь пчелки
- Мушка на щеке
- Слюнки на страже
- Мост и река
- Лес дремучий
- Церковь и поп
- Красивый младенец
- Лазоревый цвет
- Чудеса в доме
- Платок ворожеи
- Пирог для Ивана
- Голубки
- Возвращение и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки «Сказка о царе Берендее» для читательского дневника в 6 предложений
- Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын
- Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца
- Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея.
- Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
- Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну
- Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.
Главная мысль сказки «Сказка о царе Берендее»
Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.
Чему учит сказка «Сказка о царе Берендее»
Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.
Отзыв на сказку «Сказка о царе Берендее»
Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.
Пословицы к сказке «Сказка о царе Берендее»
Давши слово держись, а не давши крепись.
Всякая помощь хороша вовремя.
С любовью везде просто, со злобой везде теснота.
Кланяйся своим, да не забывай наших.
Конец — делу венец.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сказка о царе Берендее»
Три года был женат царь Берендей, но детей им с супругой бог не давал. И вот как-то поехал царь земли свои проведать. Ровно восемь месяцев отсутствовал, а на обратном пути остановился посреди знойного поля.
Захотелось Берендею пить, мочи нет, Поехал он ключ какой искать. Видит колодец, полный воды, а на поверхности ковшик золотой плавает. Хотел Берендей ковшик схватить, а тот в руки не дается. Осерчал Берендей, прильнул губами к воде, а борода в воду ушла. Напился, подниматься, а кто-то бороду держит, не пускает.
Видит Берендей на него из воды образина страшная смотрит и говорит, что отпустит бороду, только если пообещает царь отдать то, о чем не знает. Согласился царь, домой поехал. Приезжает, а его жена с младенцем царя встречает. Понял тут Берендей, под что подписался, загрустил, но тайну свою никому не открыл, а со временем и вовсе про нее забыл.
Вырос Иван-царевич, красавцем стал. И вот поехал раз молодой царевич на охоту. Заехал в чащу, остановился на полянке. а из дупла старичок странный вылазит и здоровается. Велит напомнить царю про уговор и исчезает. Возвращается Иван-царевич, рассказывает отцу, а тот в слезы. Открыл сыну тайну великую.
Иван-царевич его утешает, говорит, что невелика беда, отправится он в путь, а вот если через год не вернется, значит нет его на свете.
Снарядил Берендей сына, отправил в путь. Едет Иван-царевич видит, озеро, а на озере тридцать уточек плавают. А на берегу тридцать сорочек лежат. Взял Иван-царевич одну сорочку и спрятался.
Двадцать девять уточек вышли на берег, сорочки накинули, в девиц превратились и исчезли. А последняя не выходит, у берега в отчаянии бьется. Пожалел ее Иван-царевич, вышел на берег. Просит уточка сорочку отдать. Положил Иван-царевич сорочку, сам в сторонку отошел. Вышла уточка, сорочку накинула, стала красавицей. Говорит, что зовут ее Марья, и что дочь она Кощея Бессмертного. Рассказала Марья Ивану, что делать дальше. Что прийти ему надо к Кощею и на коленях подползти.
Топнула Марья-царевна ножкой, земля расступилась и оказались они в царстве Кощея. Входит Иван к Кощею, на карачки встает и ползет. Кощей сердился, топал, но не выдержал засмеялся. Простил Ивана, но сказал, что должен тот ему три службы. И велел на следующий день приходить.
На следующее утро приходит Иван, а Кощей ему задание дает — за ночь дворец поставить из мрамора с золотой кровлей. Вернулся в шатер Иван грустный, не знает что делать. Тут пчелка в окно бьется, пустить просится. Пустил пчелку Иван, а та Марьей-царевной стала. Узнала о том, какую службу Кощей потребовал, засмеялась, говорит, будет дворец, а ты только утром пораньше встань, да ходи по стенкам молоточком постукивай.
И точно, на следующее утро стоит дворец, точно как Кощей заказал.
Удивился Кощей, новую службу требует. Узнать должен Иван-царевич младшую дочь Марью среди тридцати дочерей.
Вернулся Иван довольный, думает, эта служба простая. Но пчелка его предупредила, что все дочери на одно лицо, и узнать ее можно будет только по мушке на щеке.
На следующий день пошел Иван вдоль дочерей и видит, точно все на одно лицо. Два раза прошел — нет мушки. В третий раз идет, видит по щеке мушка ползет. Нашел Иван-царевич Марью.
Возмутился Кощей, нечистое тут дело, говорит. Третью службу придумывает. Пока горит лучина должен Иван-царевич сапоги ему сшить не сходя с места.
Вернулся Иван злой, сапоги шить наотрез отказывается — царевич он, а не сапожник. А Марья ему и говорит, что бежать тогда надо, а то голову Ивану-царевичу снимут. Плюнула Марья на стекло и слюнки к стеклу прилипли. А Иван с Марьей враз на берегу озера очутились, на коня сели и в бега пустились.
Утром посылает Кощей слуг за Иваном, а слюнки отвечают, что он сейчас будет. Второй раз посылает Кощей слуг, опять слюнки тоже отвечают. Рассердился Кощей, в третий раз слуг гонит, те двери выломали, а там только слюнки смеются.
Пришел Кощей в ярость, послал слуг в погоню.
Услышала Марья погоню, превратилась в речку, Ивана в мостик превратила, а дорогу на три стороны пустила. Прискакали слуги, след потеряли, вернулись. Обругал их Кощей, сказал, что речка и мостик беглецами и были. Снова в погоню отправил.
Опять услышала погоню Марья. Превратила себя и Ивана в лес дремучий, а по тропинке коня с двумя седоками пустила — морок. Гнались за ним слуги, назад до Кощеева царства доехали. Как собака обозлился Кощей, сам в погоню кинулся.
Узнала о том Марья, сказала, что у первой церкви власть Кощеева кончается и попросила крестик у Ивана. Дал тот свой крест, а Марья сразу в церковь превратилась, а Ивана монахом сделала.
Подскакал Кощей к церкви, спрашивает у монаха про беглецов. А монах и отвечает, что были, в церковь зашли, свечки поставили, благословение получили.
Вернулся Кошей домой, всех слуг высек со злости.
А Иван и Марья дальше поехали. Видят город перед ними красивый. Решил Иван в город заехать, а Марья его отговаривает. Но Ивану хочется в город и Марья решает его ждать у дороги, в камень обернувшись. И наказывает, когда выйдут навстречу Ивану царь с царицей, младенца на руках не целовать.
Поехал Иван в город, да забыл наказ Марьи, поцеловал младенца. Забыл он Марью, а та в слезах в лазоревый цвет превратилась и стала смерти ждать, что затопчет ее кто-нибудь.
Но сорвал цветок старик, принес домой, в землю посадил. И с тех пор чудеса в его доме происходить стали. Как проснется, а в доме все чисто и прибрано, в обед еда готова.
Обратился старик к ворожее, а та ему и посоветовала до первых петухов встать и если что шевелиться в доме начнет, платком накрыть. Так и сделал старик, только цветок стал порхать по комнате, накинул на него платок, а цветок в Марью-царевну превратился.
Заплакала Марья, зачем ее к жизни вернули, ведь забыл ее Иван-царевич. А старик говорит, что сегодня Иван-царевич женится должен. Пошла тогда Марья во дворец, стала просить повара дозволить свадебный пирог Ивану испечь. Не смог повар отказать такой красавице. Сам пирог приготовленный на стол свадебный отнес.
Только отрезал Иван-царевич макушку с пирога, прилетели две голубки. И голубь стал по столу ходить, а голубка ему воркует, что не ходи, а то забудешь меня, как Иван-царевич забыл Марью-царевну.
Услышал то Иван-царевич, сразу вспомнил Марью, из зала выбежал. Марью увидел, обнял. Поскакали они в царство Берендея.
И обрадовались родители Ивана молодых встретив. и сыграли пир горой, да свадьбу веселую.
Автор: Василий Жуковский
Название: «Сказка о царе Берендее»
Жанр: Сказка
Тема произведения: Добро и зло
Число страниц: 26
Главные герои и их характеристики:
- Берендей – царь, рассудительный
- Иван – смелый, добрый
- Марья-царевна – помощница Ивана, верная, нежная, добрая, скромная
- Кощей Бессмертный – злой, бессердечный, устрашающий
О чем произведение:
Из-за отца Ивану приходится идти в подземный мир к Кощею. Царевичу помогает одна из дочерей злодея, вместе они преодолевают множество трудностей.
Сюжет — краткое содержание:
Очень долго у царя нет детей. Однажды он набредает на колодец, где страшное существо заставляет его дать клятву. У правителя рождается сын, которому приходится держать слово отца и идти в подземельное царство. Он встречает Марью-царевну. Это дочь Кощея Бессмертного. Девушка помогает царевичу избежать смерти и совершить побег из плена. Герои на коне мчатся домой, но внезапно их настигает погоня. Марья помогает царевичу и в этот раз. Иван решает пойти в другое царство, и там забывает всё, что с ним приключилось, а царевна становится цветком, который забирает себе старик. Спустя время Иван вспоминает о Марье, они играют свадьбу.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился момент встречи Марьи-царевны и Ивана. Оказывается героиня умеет обращаться в разных существ, даже в забавных уток.
План произведения для пересказа:
- Клятва отца
- Рождение сына
- Пришло время выполнять обещание!
- Знакомство Ивана с Марьей-царевной
- 3 испытания и бегство
- Потеря памяти и прекрасный цветок
- Свадьба
Главная мысль:
Добро всегда побеждает зло, а чудеса случаются.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит верить в чудо, прислушиваться к советам окружающих, быть добрым, честным и верным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравилась сказка! Она очень поучительная и интересная. Иногда я очень переживала за главных героев, например, когда они бежали из подземельного царства, а за ними гнался Кощей. Я рада, что у этой сказки хороший конец.
Новые слова и выражения:
Подлинно – истинно, верно
Оторочка – узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви.
Каморка – маленькая комната
Пословицы к произведению:
Чудеса, а не колеса: сами катятся.
Добро не лихо: бродит по миру тихо.
Светлый человек не делает темных дел.
Другие читательские дневники здесь
«Сказка о царе Берендее» читательский дневник и краткое содержание напомнит о том, что за свое счастье нужно бороться. Выделить главную мысль произведения «Сказка о царе Берендее», составить план, вспомнить кто главные герои поможет анализ.
Содержание
- Жуковский «Сказка о царе Берендее» читательский дневник
- «Сказка о царе Берендее» главные герои и их характеристика
- «Сказка о царе Берендее» план
- «Сказка о царе Берендее» чему учит?
- Отзыв на сказку «Сказка о царе Берендее»
- «Сказка о царе Берендее» краткое содержание для читательского дневника
Жуковский «Сказка о царе Берендее» читательский дневник
Автор — Жуковский В.
Полное название: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»
Год написания — 1831
Количество страниц — 10
Жанр: волшебная сказка
Главная мысль сказки «Сказка о царе Берендее» — человек трудолюбивый и смекалистый нигде не пропадет. Нельзя безумно давать обещания.
«Сказка о царе Берендее» главные герои и их характеристика
- Берендей — царь, который пообещал за освобождение отдать то, про что не знал.
- Кощей Бессметный — негативный герой. Злой и хитрый колдун.
- Иван-царевич — сын Берендея, отправился исполнять обещание отца. Легкомысленный и забывчивый.
- Марья-царевна — дочь Кощея. Красивая и умная.
«Сказка о царе Берендее» план
- Петишествие Берендея
- Обещание у колодца
- Рождения сына
- Встреча Ивана-царевича и старика
- Тайна отца
- Знакомство с Марьей-царевной
- Три задания Кощея
- Побег Ивана и Марьи
- Церковь и поп
- Потеря памяти
- Пирог для Ивана
- Свадьба Ивана и Марьи
«Сказка о царе Берендее» чему учит?
Сказка учит думать о последствиях, обдумывать обещания и всегда выполнять их, слушать советы, а самое главное бороться за свое счастье. Учит быть честным и смелым, не боятся трудностей и помогать друг другу.
Отзыв на сказку «Сказка о царе Берендее»
Эта сказка меня заинтересовала, она многому учит. Я поняла, что часто неприятности случаются с людьми из-за того, что они забывают свои обещания. Мне понравилися главные герои — смелый Иван-царевич и хитроумная Марья, которые смогли преодолеть все трудности на пути к счастью.
Пословицы к сказке «Сказка о царе Берендее»
- Давши слово держись, а не давши крепись.
- Всякая помощь хороша вовремя.
- Друг познается в беде
«Сказка о царе Берендее» краткое содержание для читательского дневника
- У царя Берендея не было детей и однажды он поехал осматривать территорию своего государства;
- Когда он возвращался, то решил напиться воды из колодца, но его схватило за бороду водяное чудище, потребовав отдать то, чего он не знает и царь согласился;
- Когда он приехал домой, то узнал, что у него родился сын и когда Иван-царевич подрос, то сам пошел отдавать долг;
- Встретил Иван-царевич дочь Кощея Марью-царевну и она отвела его к отцу;
- Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
- Марья и Иван оторвались от погони, но Иван чуть не забыл ее, царевна ему напомнила, они вернулись к Берендею и сыграли свадьбу.
Краткий пересказ
Царь Берендей был женат три года, но детей у него не было. И вот как-то отправился Берендей в дальнее странствие и, уже возвращаясь домой, захотел пить. Он напился из колодца, но кто-то страшный схватил его за бороду. Чтобы спастись, царь обещает отдать образине то, чего не знает дома. Вернувшись, Берендей узнает, что у него родился сын. Он никому не говорит о своей тайне.
Царевич рос и рос. С каждым днём становился храбрее, смелее, умнее. Однажды Иван-царевич в лесу встретил странного старика, который попросил парня напомнить Берендею про обещание. Печальный Берендей раскрывает Ивану тайну своего спасения.
Иван не отчаивается и отправляется в путь, потому что слово надо держать. На пруду он знакомится с молодой красавицей, которая оказывается дочерью Кощея Марьей. Она учит его как обратиться к Кощею и помогает Ивану попасть в подземное царство.
Кощей сердится и дает Ивану три сложные задания. Первое задание заключалось в том, что Иван возведет дворец из мрамора за ночь. Иван опечалился, но царевна помогла ему справиться с заданием.
Второе испытание — среди тридцати девушек найти Марью. И с помощью царевны, Иван справился с этим заданием. По третьему заданию нужно было сшить сапоги пока горит соломинка, но Иван отказался, ведь он не сапожник, он царевич.
И вместе с Марьей они убегают. Кощей посылает в погоню своих слуг, но Марья заранее узнает о погоне и превращает себя и Ивана в разные вещи.
Наконец и сам Кощей пускается в погоню, но Иван становится монахом, а Марья — церковью. И Кощей отправляется восвояси, ему нет пути на святую землю.
Потом Иван идет в город и целует красивого младенца. Он забывает о Марье. Марья превращается в цветок и ее пересаживает старик. В доме старика начинают творится чудеса и он обнаруживает Марью.
Марья узнает, что в этот день Иван должен женится и печет ему свадебный торт. Из торта вылетают голуби и Иван вспоминает Марью.
Они возвращаются домой и играют свадьбу.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин со своей женой Натальей Гончаровой. Тут между двумя литературными гениями было замышлено состязание на лучшую сказку. Пушкин создал свою известную «Сказку о царе Салтане», а его учитель написал три творения, одним из которых является сказка «О царе Берендее». Именно ее анализ представлен в данной статье.
Название сказки подобрано согласно традициям литературы восемнадцатого века – громко и изящно.
Есть предположение, что в сюжетной основе произведения заложено повествование, которое когда-то было рассказано Пушкину его няней. Жуковский был отлично знаком с фольклором, поэтому мотивы народного творчества явно прослеживаются в его произведении. Он очень тщательно занимался его изучением, отделял зерна от плевел.
При написании сказки Жуковский использовал свой любимый размер – гекзаметр. Этот размер отлично припал к родному языку, поэтому сказочная самобытность передана на высшем уровне. Все максимально уникально, естественно, кажется, словно имеется еще какая-то иная вариация подачи кроме прозы и поэзии.
Фабула произведения пахнет народностью. Есть нюансы, использованные автором, наводят логический беспорядок, ассонанс к примеру, затрагивается вопрос о правильности правления Кощея в земельном царстве. Хотя, если порассуждать, то моно найти этому объяснение, ведь он злой демон темноты и мрака. Кроме того, дворец Кощея выщерблен из камня. Этот камень фигурирует в другой сказке Жуковского. В ней сатана дарит его главному герою. Сказка та написана в 1816 году.
Основными действующими лицами сказки назвать можно Кощея, Ивана-Царевича, Марья-царевна.
Что касается языка и его особенностей, на котором написано произведение, то он насыщен большим количеством эпитетов, метафор. Нельзя закрыть глаза на нарушение некоторых языковых правил Жуковским. Но это, снова же, придает произведению какой-то элемент самобытности, уникальности.
Жуковский смог создать действительно красочную и необыкновенно интересную сказку.
2 вариант
Считается, что сказка о царе Берендее Жуковского в некоторой степени является трактовкой истории, услышанной Пушкиным от его няни, Арины Родионовны. Однако ее ни в коем случае не следует считать плагиатом – ведь писатель излагает события в уникальной манере и со свойственными своему слогу шармом и талантом.
Написано творение гекзаметром – впрочем, литератор несколько адаптирует его к русскому языку. Делает он это для того, чтобы сказочный национальный колорит не был утрачен. Так, что это не просто «Морской царь и Василиса Премудрая» в новом изложении, а отдельное, заслуживающее внимания, произведение.
События развиваются в манере, свойственной сказкам. Но иногда Жуковский допускает не всегда логичные вольности – допустим, Кощей у него живет в подземном мире, во дворце, высеченном из карбункула. С одной стороны, это имеет место быть – ведь он не положительный герой, а скорее, дух тьмы. Хотя, быть может это является отсылкой к сказке Жуковского «Красный карбункул».
Жемчужины, клешни вместо рук – образ подземного Кощея не вяжется с таким описанием. Может быть, это все – таки морской царь? Нет! Автор все равно убеждает читателя, что злодей является подземным владыкой. Это довольно странно.
Марья – царевна, премудрая волшебница несколько напоминает Василису. Она обладает неплохим набором положительных качеств, среди которых: умение любить, способность идти на самопожертвование и.т.д. Также Марья обладает довольно острым умом и смекалкой.
Учитывая огромное количество плюсов ее характера, невольно соглашаешься с выбором автора, сменившего героине имя. Порой она действительно ведет себя как настоящая царевна.
Иван-царевич храбр, преисполнен доблести, аристократичен, тактичен и благороден — в принципе, он отвечает всем тем требованиям, которые может ожидать читатель. Можно сказать, что юноша совершенно ничего не боится, он всегда готов к опасным приключениям. Которые, впрочем, он всегда находит в избытке.
К слову, Жуковский делает привычных героев более индивидуальными, старается показать всю многогранность их характеров. И это отдельный плюс.
Что касается языковых особенностей, сказка написана весьма типичным для русского фольклора, слогом без каких – либо уникальных инноваций. Тем не менее, история получилась весьма интересная и захватывающая, так что найти что-то новое для себя в творении могут не только дети, но и взрослые.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Доранта (Мещанин во дворянстве Мольера) сочинение
Граф Дорант является выходцем из богатого класса. Вернее, он был когда-то богатым, но из-за своего неумения, в скором времени обнищал. Этот тип людей, заводит дружбу только ради получения денег
- Сочинение по картине Летний сад осенью Бродского 7 класс
И. И. Бродский – художник революционной России. Основной темой его творчества стала отражение документально-исторической действительности страны начала XX века. Помимо исторических картин, Бродский писал портреты и пейзажи.
- Эволюция личности Пьера Безухова сочинение
Пьер Безухов — главный герой романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Впервые читатель знакомится с этим героем в первой главе, где он является гостем салона Анны Павловны Шерер
- Сочинение Как экономить деньги
Денежные средства очень ценны для человека. Как бы не твердили многие, что не в деньгах счастье, без них мы не проживем и дня. Жаль, что они не растут на дереве или в поле.
- Сочинение по картине Васнецова Единородный Сын Слово Божие (описание)
Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем
10
Помогите пожалуйста!!! Нужен отзыв «сказка о царе Берендее»
1 ответ:
0
0
Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Написана 2 августа — 1 сентября 1831 г. Впервые напечатана в сборнике «Новоселье» (СПб., 1833, стр. 37—68).
Сказка написана была в Царском Селе, где Жуковский прожил лето и осень 1831 г. в тесном общении с Пушкиным. Она была первой в ряду сказок, созданных Жуковским в ходе «состязания» в народно-сказочном жанре между обоими поэтами, когда, кроме нее, Жуковский написал «Спящую царевну» и «Войну мышей и лягушек», а Пушкин — «Сказку о царе Салтане». Об этом поэтическом состязании вспоминал Н. В. Гоголь в письмо к А. С. Данилевскому от 2 ноября 1831 г. «Все лето я прожил в Павловске и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. У Пушкина… сказки русские народные — не то что «Руслан и Людмила», но совершенно русские… У Жуковского тоже русские народные сказки, одни гекзаметрами, другие просто четырехстопными стихами и, чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский. Ничего германского и прежнего…» (Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений, т. X., изд. Академии наук СССР, 1940, стр. 214).
Основные моменты сюжета «Сказки о царе Берендее» почерпнуты Жуковским из полученной от Пушкина записи народной сказки, сделанной в конце 1824 г. со слов, по-видимому, Арины Родионовны. Жуковский переложил стихами пушкинскую запись, обработав ее местами в духе «арзамасского» юмора, например, отзывы Ивана-царевича о Кощее (об обществе «Арзамас» см. во вступительной статье, в I т. наст. изд.). Вместе с тем он ввел некоторые детали, восходящие, как указал Ц. Вольпе (В. А. Жуковский. Стихотворения, т. II, Л., «Советский Писатель», 1940, стр. 471), к другим русским и западноевропейским источникам. Одним из источников следует считать бывальщину «Садков корабль стал на море» из сборника Кирши Данилова «Древние российские стихотворения», где дан образ Кощея бессмертного как царя «подземельного» или подводного царства, не совпадающий с традиционной трактовкой Кощея в русских народных сказках (последняя соблюдена в позднейшей сказке Жуковского «О Иване-царевиче и Сером Волке»); другим источником служила немецкая народная сказка из сборника братьев Гримм, Якова и Вильгельма, «Kinder und Haus Märchen» («Детские и домашние сказки»), переведенная Жуковским прозой и напечатанная в журнале «Детский собеседник» (1826, ч. I, стр. 116—119) под заглавием «Милый Роланд и девица Ясный Цвет»; отсюда, например, взяты эпизоды превращения Марьи-царевны в камень, потом в цветок. Жуковский, в отличие от Пушкина, применявшего в сказках четырехстопный хорей с парными рифмами, близкий к народно-песенному стиху, или раешный стих без метра (в «Сказке о попе и работнике, его Балде»), обработал «Сказку о царе Берендее» в сказовом гекзаметре, выработанном им при переводах рассказов Гебеля.
Читайте также
Одно я знаю
Кладовая солнца
Неизвестный цветок
Бременские музыканты
Заяц и Ёж
Королёк
Дружба кошки и мышки
Волк и семеро козлят
Выпь и удод
Камбала
Сова
Пёс и воробей
Волк и лис
Свадьба госпожи лисицы
Лис и госпожа кума
Лис и гуси
Лис и лошадь
Лис и кошка
<span>Во время поисков дороги на родину Мцыри встречается с грузинкой. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра. Песня грузинки, её бедный наряд, весь её облик, как бы слитый с природой, олицетворяют радость жизни и её совершенство. Но у Мцыри есть великая цель – «пройти в родную сторону», и он отказывается от разговора с грузинкой.
</span>
Эзоп (ок. VI в. до н. э. ) – уроженец Фракии в Малой Азии, древнегреческий баснописец, считающийся зачинателем басенного жанра. Все басни, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые сочинил Эзоп: и про волка и ягнёнка, и про лису и виноград, и многие другие.
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык» или «эзоповский язык» .
Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.
Для того чтобы уяснить себе, в чем различие и сходство басен Эзопа, Лафонтена и Крылова, остановимся на басне «Ворона и Лисица» . У Эзопа это живая бытовая сценка, написанная прозой, украшенная выводом: «Не верь врагам — проку не выйдет» . Лафонтен сохранил «сюжет» басни, но написал ее стихом, легко и изящно, отбросив воинственную мораль Эзопа, заставив Ворону пожалеть о своей опрометчивости. Крылов предпослал басне «Ворона и Лисица» рассуждение, «что лесть гнусна, вредна» , и затем со свойственным ему реализмом и динамикой пересказал сюжет предшественников. Наиболее близки к тексту Лафонтена басни Крылова «Стрекоза и Муравей» , «Волк и Журавль» , «Лисица и Виноград» , «Лягушка и Вол» , «Лягушки, просящие царя» . Пушкин равно высоко ценил и Лафонтена и Крылова, утверждая, что «оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев» .
Басня Водопад и Ручей
Кипящий Водопад, свергался со скал,
Целебному ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» – «Лечиться», –
Смиренно прожурчал Ручей. *
1816 г.
* Близка по теме к басне Хераскова «Источник и Ручей».
Судьба Владимира Дубровского непроста. Он сын поручика гвардии, рано оставшийся без матери. С детства воспитывался в кадетском училище. Однажды молодому корнету приходит известие о том, что отец его тяжко болен, а их родовое имение переходит во владение Троекурову, для которого крестьяне были всего лишь рабами, с которыми можно обходиться, как заблагорассудится. Владимир же, напротив, исполнен дворянской чести и достоинства, а к крепостным относится по-человечески.
Получив отпуск, молодой Дубровский мчится домой к отцу, однако вскоре после его приезда тот умирает. Чтобы родной дом не достался врагу, Владимир его поджигает. Крепостные, не пожелавшие переходить к Троекурову, уходят за Дубровским в лес. Чтобы их прокормить, дворянину приходится стать разбойником.
Неудивительно, что он мечтает о мести, но пока ждет удобного момента, влюбляется в Машу — дочку Троекурова. Любовь заставляет его отказаться от своих планов. Однако все усугубляется тем, что Машу насильно выдают замуж за пожилого князя. Дубровский всячески старается спасти девушку от этого замужества, но ему это не удается.
Люди Дубровского окружают Машину карету во время переезда в имение мужа, но она отказывается от его помощи, объясняя свое решение данной клятвой. Спустя какое-то время отряд Дубровского попытались окружить власти, но, к счастью, безуспешно. После этого он распускает банду и уезжает за границу.
Думаю, эта повесть заставляет задуматься, но не о любви, а о понимании чести, благородства, о справедливости и продажном правосудии. Ведь романтический налет в произведении скрывает под собой жестокую реальность тех времен. Богатый и необремененный честью дворянин мог с легкостью лишить неугодного человека всего. Он, как помещик, имел полную власть над крепостными, а также над менее влиятельными соседями.