Читательский дневник по сказке «Снегурочка» Александра Островского
Автор: Островский Александр Николаевич.
Название произведения: «Снегурочка».
Число страниц: 230.
Жанр: сказка.
Главные герои: Снегурочка, Лель, Мизгирь, Купава.
Второстепенные герои: Весна, Мороз, царь, Бобыль.
Характеристика главных героев:
Снегурочка. Дочь Весны и Мороза. Не умеет любить, но ей нравятся песни Леля.
Лель. Красивый пастух. Страстный и романтичный. Хороший певец.
Мизгирь. Богатый купец. Влюблён в Снегурочку.
Купава. Красивая, горячая девушка. Влюблена в Леля.
Характеристика второстепенных героев:
Весна. Мать Снегурочки. Любит свою дочь.
Мороз. Отец Снегурочки. Заботится о дочери.
Царь берендеев. Справедливый.
Бобыль. Бездетный крестьянин. Жадный.
Краткое содержание сказки «Снегурочка»
Весна и Мороз ссорятся из-за Снегурочки, каждый по-своему видит счастье дочери. Мороз предупреждает, что Солнце может растопить Снегурочку, но Весна ему не верит. Она отправляет дочь к людям, к бездетному Бобылю.
Бобыль с женой хотят выгодно отдать приёмную дочь замуж. Но Снегурочка смотрит лишь на Леля. К Купаве приезжает богатый жених Мизгирь, но, увидев дочь Весны, влюбляется в неё и относит в дом Бобыля щедрые дары.
Царь решает умилостивить Солнце жертвой. Он велит соединить браком как можно больше девушек и юношей. К нему прибегает Купава и требует наказать Мизгиря. Царь вызывает купца, и тот признаётся в страстной любви к Снегурочке.
Девушка признаётся, что не умеет любить, и царь обещает отдать её за того, кто растопит ей сердце.
Лель не слушает слов Снегурочки, ведь он влюблён в Купаву. Мизгирь гоняется за своей мечтой, но лешие путают его. Весна даёт дочери венок и обещает, что она влюбится в первого, кого увидит.
Снегурочка встречает Мизгиря и влюбляется в него. Мизгирь ведёт девушку на гору, и она тает под лучами Солнца. Обезумевший Мизгирь бросается в озеро.
План произведения:
- Спор Весны и Мороза.
- Приёмная дочь.
- Жених Купавы.
- Измена Мизгиря.
- Решение царя.
- Лель и Купава.
- Мизгирь и лешаки.
- Дар Весны.
- На Яриловой горе.
- Смерть Мизгиря.
Основная мысль сказки «Снегурочка»
Главная мысль произведения состоит в том, что жить без любви невозможно.
Основная идея сказки в том, что только взаимная любовь даёт счастье.
Чему учит произведение
Учит верности, честности, любви. Учит быть настойчивыми, верить в лучшее. Учит не сдаваться перед трудностями.
Краткий отзыв по произведению «Снегурочка» для читательского дневника
Эту сказку-пьесу написал русский драматург Александр Островский.
Её главная героиня девушка Снегурочка, которая не умела любить, не знала, что это за чувство. Но ей хотелось любить и быть любимой. Ради этого она даже отринула осторожность, сказав, что один миг любви дороже целой жизни без неё. И полюбив, героиня погибла, её растопили лучи безжалостного солнца.
Вместе с главной героиней гибнет ослеплённый страстью купец Мизгирь. И эта двойная смерть завершает эту грустную историю. Остальные герои сказки счастливы, но их радость омрачена страшными событиями, что произошли на Ярилиной горе.
Автор хотел сказать своим произведением, что лишь ради любви должен жить человек. Что любовь наполняет жизнь смыслом, дарит нам счастье. Но горе тому, чья любовь окажется неразделённой.
Мне понравилась эта сказка, хотя было очень жаль главную героиню.
Я всем советую прочитать эту сказку и пожалеть несчастную героиню, которая научилась любить, но из-за этого умерла.
Пословицы к произведению:
- Насильно мил не будешь.
- Где нет любви, там нет радости.
- Для милого и семь вёрст не околица.
- Если любишь — так женись, а не любишь — отвяжись.
- Любовь зла, полюбишь и козла.
Словарь неизвестных слов:
- Прилощённый — приглаженный.
- Знобить — морозить.
- Целовальник — мелкий чиновник.
- Застреха — свисающий край крыши.
- Ярило — бог Солнца.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
От света дня бежать она молила.
Не слушал я мольбы — и предо мною
Как вешний снег растаяла она.
Снегурочка, обманщица не ты;
Обманут я богами; это шутка
Жестокая судьбы. Но если боги
Обманщики — не сто́ит жить на свете!
Ещё читательские дневники по сказкам о Снегурочке:
- В. Даль «Девочка Снегурочка»
- Народная сказка «Снегурочка»
Библиотека произведений автора пополняется.
Полезные ссылки:
- Википедия про писателя
________
- Главная
- Сказки
- ⭐️Александр Островский
- 📚Снегурочка. Весенняя сказка в четырёх действиях с прологом
- Отзывы на книгу
С детства всем нам известна сказка Снегурочка. Произведение Николая Островского написано пьесой, ну и смысл сказки немного другой, в отличие книг других авторов с аналогичным названием.
В этой сказке Снегурочка дочь Деда Мороза и Весны, девушка необыкновенной красоты, видя которую, замирают все молодые люди, но девушка с холодным сердцем.
Свое холодное сердце она хотела растопить и наполнить его любовью, но не знала и не умела это делать и только после благословения и разрешения родителей, которые до этого ей не разрешала это делать, потому что боялись ее потерять, что она растает, впустив в свое сердце любовь и тогда над ней уже будет иметь власть Солнце.
Книга наполняет разными эмоциями: любовь и ненавистью, теплотой и холодом, проникающим в тело, одиночеством и непониманием, и все эти разнообразные чувства испытываешь во время чтения пьесы.
Чему же учит нас эта книга? Любви, милосердию и пониманию, а еще построению взаимоотношений между родителями и детьми, между парнями и девушками, между подругами.
Эту сказку можно читать и с юном возрасте и думаю совсем по другому подросток оценит смысл, чем читая в более зрелом возрасте , когда внимание обращаешь уже на другие вещи.
Для меня эта книга была интересна прежде всего взаимоотношениями детей и родителей, и как воспринимает ребенок сквозь призму своего возраста.
Снегурочка — мое любимая пьеса у Александра Николаевича. Она существенно отличается от других пьес драматурга, но именно в ней чувствуется весь его талант; здесь же сокрыто тончайшее понимание человеческой психологии.
Главная героиня. Девушка необычайно красива и пользуется популярностью среди парней всех возрастов. Ей льстит внимание противоположного пола, ей присуща женская ревность, но она не знает самого главного чувства — любви.
Именно поэтому она не понимает флирта молодого влюблённого парня, Леля, она не понимает его намеков, невольно демонстрируя пренебрежение и равнодушие.
И ее нельзя в этом винить.
Как и нельзя винить Леля в том, не чувствуя душевной отдачи, он переключил своё внимание на другую.
Однако Снегурочка все же испытывает какое-то влечение к Лелю, сама не понимая, что оно означает. Ведь подсознательно она чувствует его горячее сердце и умение любить; Лель был готов дать ей то, чего она не имела, научить любить и быть любимой. Но пока еще Снегурочка не понимает, что ей вообще нужно.
Она привыкла быть красивой и популярной. Она привыкла перманентно получать внимание, восхищение и влюбленных поклонников. Но игра в одни ворота не может длиться вечно. Любовь — это энергетический взаимообмен. Именно поэтому в итоге она испытывает столь неприятное чувство ревности и предательства при абсолютно логическом исходе — когда Лель предпочитает ей Купаву.
А ведь все абсолютно закономерно — два человека, эмоционально взрослых и знающих цену любви, становятся парой.
И, в ответ на обвинение в обмане, Лель ей об этом прямым текстом говорит.
«Снегурочка, подслушивай почаще
Горячие Купавы речи! Время
Узнать тебе, как сердце говорит,
Когда оно любовью загорится.
Учись у ней любить и знай, что Лелю
Не детская любовь нужна. Прощай!» —
И только в этот момент Снегурочка понимает, что есть самое главное в жизни.
Она неистово ищет любовь и находит.
Концовка также аллегорична, как и вся пьеса. Невозможно сохранить ледяное сердце под тёплыми лучами любви.
Именно поэтому люди веселятся и поют, когда, вроде как по логике, концовка далеко не хэппи-энд. Но если отбросить эту самую логику, то это именно тот финал, который должен быть.
Читайте между строк — это действительно счастливый конец.
Пьеса-сказка «Снегурочка», хоть и о любви, но никогда мне не была близка. Решила ее перечитать, но поняла, что с возрастом не стала относиться лучше к ее героям. А вот, что осталось неизменно хорошее в ней, так это музыка Чайковского, без которой даже читать «Снегурочку» невозможно.
Центральная тема произведения — любовь. Но здесь любовь у всех очень странная. Снегурочка хочет испытать это чувство из-за давления общества на нее, потому что девушка должна испытывать это чувство.
Лель Снегурочку не любит, а видя проявление ее интереса, пытается вызвать у нее ревность, чтобы выиграть в споре.
Мизгирь еще страннее проявляет свою любовь, заставляя Снегурочку делать то, что она не хочет, не обращая внимание на ее предупреждение, что это опасно для жизни Снегурочки.
Самые понятные действия в пьесе у Купавы — ее бросили, ей обидно, она решила мстить и жаловаться.
Еще одна тема пьесы — извечный вопрос родителей и детей.
Дед Мороз пытается оградить Снегурочку от людей, защищая ее и игнорируя, что ей необходимо общение со сверстниками.
Мама Снегурочки — Весна-Красна — помогает дочери полюбить, даже несмотря на то, что это смертельно опасно для Снегурочки.
Бобыли, «приемные родители» Снегурочки, учат ее, что кокетничать с молодыми людьми за подарки — это нормально. В XIX веке я, конечно, не жила, но мне почему-то кажется, что тогда это не считалось нормальным. Брак по расчету — да, это было делом обычным (об этом можно судить в том числе и по другим пьесам Островского), но «обнадеживать» парней за подарки для Снегурочки и Бобылей?
Сами Бобыли — пример семьи без любви. Как между мужем и женой, так и между родителями и дочкой.
А тем временем в семье Купавы царят поддержка и любовь. Даже когда Мураш слышит нелестные отзывы о своей дочери от Мизгиря (несостоявшегося мужа), то он не отчитывает дочь за легкомысленное поведение. Наоборот, он еще и подсказывает Купаве, что нужно пойти к царю и рассказать о разлучнице и неверном женихе.
Под соусом сказки мне подсунули какую-то «Санта-Барбару» в русских народных декорациях и со странными персонажами. Мне даже не хотелось никому из них сопереживать. В детстве мне было жалко Снегурочку. Собственно, мне жалко ее и сейчас, но не потому что она растаяла, а потому что ей встретился идиот, который думает только о себе и совершенно не прислушивался к ней.
Я рада и за Купаву, что она нашла замену сбежавшему жениху, хотя пастух явно не тянет на достойную замену состоятельному Мизгирю. Но учитывая нравы того времени, да и Купава всем растрезвонила о своей скорой свадьбе, для нее оптимальный вариант — быстро найти жениха и выйти замуж. А то и настроение отца семейства может резко измениться.
Островский активно использует прием антитезы, но разделить персонажей на хороших и плохих невозможно (а ведь для сказки это важно).
Дед Мороз плохой? Нет, он заботливый отец, который пытается защитить дочь.
Ярило хороший? Хм, но ведь именно он убивает Снегурочку.
Раз не очень получилось определиться с парами добро-зло, то можно обратить внимание на другую философскую связку: жизнь-смерть. Это проще.
Символами жизни в пьесе стали: Ярило, Весна-Красна, Лель, Купава.
А к смерти относим холод и наплевательское отношение ко второй половинке: Дед Мороз, Снегурочка, Мизгирь.
Хотя Ярило и убивает Снегурочку, он все равно символизирует жизнь, так как Снегурочка не прижилась в Берендеевом царстве (я почти дословно пересказываю пьесу) и ее не особо жалко. Серьезно? То есть пожертвовали Снегурочкой, которую фактически общественное мнение вынудило узнать, что же такое любовь из-за чего она стала уязвимой, а потом вся эта деревня стала радоваться, что Ярило растопил Снегурочку и наконец весна пришла.
Для меня это совершенно нелогичная сказка, в которой раздражает буквально каждый персонаж, включая царя Берендея. А что касается темы любви, то в этой пьесе собрано буквально все, что не надо делать.
Я долго думала как оценить это произведение. Поставить нейтральные 3 звезды — нет, произведение не оставило меня равнодушной. Поставить меньше звезд — но произведение же не плохое. Герои творят что-то странное, но то как это преподнесено и сколько эмоций во мне это вызвало явно заслужило от меня положительного бала. За отсутствие абсолютного плюса и минуса в сказке одну звездочку сниму. Все же, это важный момент. А в остальном — спасибо классику, что на примере показал, что не надо делать когда любишь))
«Ничего не понимаю.. Все пишут о каком — то гармоничном царстве, живущем под руководством мудрого царя Берендея. А я читаю про то, что парни бросили своих девушек сразу, как только увидели красотку Снегурочку. И сразу отвернулись от нее, когда поняли, что им ничего «не светит»…Я вижу, что Островский описывает злых и корыстных людей, в сердце которых нет ни любви, ни света, а весной лишь зарождается слепая страсть. Даже «пригожий Лель» зачем -то мучает Снегурочку, давая ей основания верить в любовь пастушка, а потом уходит с Купавой, бросив резкие слова о том, что Лелю нужна » не детская любовь». Чем же виновата Снегурочка? Что бережет себя для » теплого чувства», не хочет идти на пламенную страсть, которая погубит ее заведомо? И в конце концов все-таки сгорает, желая всем угодить и влюбиться… как все, больше, чем все, до самосгорания… Почему после ее смерти все устраивают праздник, даже не потрудившись для приличия выжать из себя слезу? Мне не жалко Мизгиря, который погубил влюбленную в него Купаву и тут же в угоду своей гордыне уничтожил и Снегурочку : » Я и любить, и приказать умею!» Такой человек поработил бы свою жену, кем бы она ни была, и думал бы только о собственном наслаждении… Но я всей душой полюбила Снегурочку… Злые, завистливые, жадные люди… за что?!»
Это сочинение одной из моих школьниц. Я поставила » отлично». Бог с ней,с символикой и мифологией! И моя любовь, Снегурочка, — тебе!!!
Ощущение разочарованности. В принципе, я не большой любитель пьес и иже с ними. Но тут же сказка, поэтому ожидания были все-таки совсем иными. Но я забыла кто автор… В итоге от имеющейся в моей голове сказки в этом произведении осталось только имя героини и ее гибель. Лично у меня после прочтения осталось довольно депрессивное послевкусие и разочарование.
Ни один герой не вызывает симпатии. Автор умудрился в каждом из них показать самые темные стороны, а светлые стороны персонажей хоть и показаны, но гораздо слабее. Но при этом есть и интересные личности, но это не главные герои… Мне очень понравилось как автор выписал царя Берендея. Среди всех героев пьесы он мне показался самым реалистичным и настоящим, он земной человек, думающий о благе своего государства.
А вот главные персонажи — Снегурочка, Мизгирь, Лель, Купава… Они вроде и похожи на настоящих людей, но в той или иной степени «переигрывают». В их эмоции не получается поверить полностью, они какие-то детские, не настоящие. Возникает ощущение, что из любовь (в любом сочетании пар) обречена. Надежда только на старинную мудрость «стерпится — слюбится», которую я не очень уважаю.
При этом не могу отрицать художественной ценности пьесы. В таком небольшом объеме показано очень многое. От отношений родители и дети до государственных проблем, значении веры и судьбы…. Да, я не довольна сюжетом, но рада, что смогла познакомиться с таким взглядом на сказку о Снегурочке.
написала рецензию16 ноября 2017 22:42
СнегурочкаАлександр Островский
Когда Островский закончил пьесу, её печатать не хотели. Говорили, изменил себе, ударился в какую-то сказку, странно.
А я вот узнаю Островского.
Вот Снегурочка. Мне она показалась вовсе не холодной, то есть холодность её не от скудости души или холодного сердца. Она не случайно ребёнком называется постоянно. Да это же совсем молодая девушка, которой любить-то ещё и не время, скорее всего. А все кругом толкают её к этой любви, убеждая, что не так что-то с ней. Ещё и красивая она. Ну, и допихали ребёнка до любви, к которой она просто не готова, страстью и сожглась. Не приметив ни злобы Леля, ни корысти Мизгаря. А любовь ли это? Получается знакомая героиня Островского — девушка в целом очень и очень неплохая, но медленно травимая средой. Снегурочка ведь стремилась к людям не за парнями и славой, а за песнями и подружками. А среди берендеев очень быстро научилась красотой приторговывать, хоть и не очень успешно.
Берендеи хороши, да. Можно долго про них разоряться, а можно просто Воланда вспомнить — люди как люди, напоминают прежних. Они прежние и есть, да-с.
Царь у них колоритный. Первое его появление заставило вспомнить мульт: «но кра-ашу, кра-ашу я заборы, чтоб ту-унея-адцем не прослыть». Забавно. Пока он говорить не начнёт. Кладезь лицемерия какой-то. А финал, м-м-м, финал. Люди умирают? Пренебречь, вальсируем, у нас же праздник.
Лель, истинный сил бога солнца, Ярило. Кстати, Ярило — та ещё Кали, представьте, — 1873 год на дворе, Большой театр, публика соответствующая, и ей демонстрируют языческое божество с человеческой головой в руках, неплохо, да? Так вот, Лель на сына очень тянет, головы девушкам он кружит очень обдуманно и холодно, пользуется только так.
Мизгирь просто мерзкий товарищ.
Совершенно «островская» пьеса получилась.
#БК_2017 (2. Книга, действие которой происходит в праздничный день)
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Показать все комментарии (5)
написала рецензию2 января 2016 17:20
СнегурочкаАлександр Островский
Всем знакома с детства сказочный персонаж Снегурочка. Но знаете ли вы, что в отличии от Деда Мороза, существует не одна, а целых три Снегурочки! И они только внешне похожи друг на друга. Первая, самая молодая — это внучка Деда Мороза. Появилась она впервые в 1937 году в московском «Доме Союзов». Она является постоянной спутницей и помощницей своему дедушке Морозу, и представляется нам в образе девочки или чаще молодой девушки.
Вторая Снегурочка — это персонаж сказки Э.В. Померанцевой, написанной в 1948 году. По сюжету бабка с дедом хотят завести дочку и решают слепить её из снега. По мне сказка очень жестокая. Но не об этом сейчас речь. Дело в том, что основа схожа с такими сказками как «Колобок» или «Дюймовочка». Похожа именно тем, что показана огромная печаль и желание бездетных пожилых людей завести ребёнка. И вот у них появляется чудо! Но на самом деле Снегурочка не создана самой Померанцевой, а была взята из трудов А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», написанных в 1869 году.
И вот третья Снегурочка, которая является главной в этой рецензии — это Снегурочка Островского. Она появилась в 1873 году. Появилась она под впечатлением от прочтения трудов выше упомянутого Афанасьева. Но помимо этого Александр Николаевич собрал этот образ из народных сказок, песен, преданий и легенд, и вышел весьма колоритный образ. И это заметно во время прочтения. У Островского воссоздана целая страна Берендеев, в которой собрано множество сказочных славянских персонажей. Снегурочка является дочерью Деда Мороза и Весны Красны. И в этой сказке автор представил нам её девушкой бессердечной, которая не способна на любовь. Но именно благодаря такому образу автору удаётся показать красоту окружающего мира, любви и природы. И на первый взгляд сюжет выглядит чисто сказочным, но под этой завуалированностью прослеживаются человеческие характеры.
Произведение написано в виде поэтической пьесы, состоящей их 4-х действий. И при появление впервые не особо пользовалась успехом, пока Римский-Корсаков не поставил свою великолепную оперу «Снегурочка» в 1882 году, которая получила громадный успех, именно по этой сказке.
И вот живут у нас три Снегурочки. И они не то, что не сёстры, а совершенно разные персонажи. Советую ознакомиться с каждой по отдельности и не путать эти образы, рассказывая детям сказки под новый год.
- Опции
- Пожаловаться
- Открыть в новом окне
Показать все комментарии (7)