Читательский дневник по русской народной сказке «По щучьему велению»
Автор: народ.
Название: «По щучьему велению, по моему хотению».
Число страниц: 5.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Емеля, Царь, Царевна.
Второстепенные герои: щука, невестки, офицер, вельможа.
Характеристика главных героев:
Емеля — простой парень.
Ленивый, но добрый.
Пощадил щуку и выпустил её в реку.
Хитрый и ловкий.
Проучил царя.
Царь — требовательный и капризный.
Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю.
Вовремя признал свою неправоту.
Марья-царевна — красивая и верная девушка.
Вместе с Емелей осталась жить и строить новое царство.
Характеристика второстепенных героев:
Щука — добрая и благодарная.
Невестки — посылали парня работать.
Офицер, вельможа — приглашали Емелю к царю.
Краткое содержание сказки «По щучьему велению»
Послали невестки Емелю за водой, а тот щуку в проруби поймал.
Щука пообещала парню исполнять его желания, и дурачок отпустил её.
Теперь вёдра сами шли за водой, а дрова рубились.
Однажды поехали сани в лес и подвали много народу.
Послал царь офицера привести дурачка.
Но офицера дубинка побила.
Послал царь вельможу и тот гостинцами сманил дурачка.
Пожелал Емеля, чтобы царевна в него влюбилась.
Осерчал царь, велел молодых в бочку бросить.
Но дурачок пожелал на берег, а потом дворец, да и сам красавцем стал.
Начал Емеля царю войной грозить, тот испугался и дал согласие на брак.
План сказки:
- Щука в проруби.
- Вёдра идут сами.
- Дрова рубятся.
- В лес на санях.
- Недовольство царя.
- Офицер и вельможа.
- Влюблённая Марья.
- В бочке.
- Дворец.
- Красавец.
- Свадьба.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «По щучьему велению»
Главная мысль сказки заключается в том, что человек — сам кузнец своего счастья.
Основная идея сказки в том, что нужно уметь оказаться в правильном месте и использовать свой шанс.
Чему учит сказка
Сказка учит быть внимательным и добрым.
Учит слушаться старших и не лениться выполнять их просьбы.
Учит верить в чудеса и в мечты, но и самому делать что-то для их осуществления.
Краткий отзыв о сказке «По щучьему велению» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что дуракам часто везёт совершенно незаслуженно.
Герой сказки получил всё, не сделав для этого почти ничего. Он просто отпустил рыбу.
Это интересная и смешная сказка.
В ней говорится о том, что надо уметь воспользоваться случаем.
Мне понравился Емеля, который хоть и был дурак, но свою выгоду видел сразу.
Я всем советую прочитать эту сказку и не ждать удачи, а самим что-то делать.
Пословицы к сказке
- У лодыря, что ни день, то лень.
- Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка.
- Не ленись, а трудись.
- Одна удача идёт, другую ведёт.
- Всё глупому удастся.
Словарь неизвестных слов
- Прорубь — отверстие во льду.
- Вельможа — знатный офицер.
- Дивится — удивляется.
- Давеча — недавно.
- Кафтан — мужская длинная накидка.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Царь ест, пьёт и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить?
Я — тот самый Емеля.
Захочу — всё твоё царство пожгу и разорю.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Баба-яга»
- «Белая уточка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Волк и семеро козлят»
- «Волшебная водица»
- «Волшебная дудочка»
- «Волшебное кольцо»
- «Гуси-лебеди»
- «Два мороза»
- «Зимовье»
- «Иванушка-дурачок»
- «Иван-царевич и Серый Волк»
Библиотека сказок пополняется.
Русская народная сказка «По щучьему веленью»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «По щучьему веленью» и их характеристика
- Емеля, лентяй и лодырь, которому повезло поймать щуку и с тех пор ему вообще ничего самому делать не пришлось.
- Царь, не очень умный, не понял сразу, как Емелю использовать, и что такой зять точно в хозяйстве пригодится.
- Марья-царевна, влюбилась в Емелю по щучьему веленью, но видимо понимала, что тот не красавец. Девушка здравомыслящая и практичная.
- Щука, волшебное существо.
План пересказа сказки «По щучьему веленью»
- Емеля-дурачок
- Прорубь и щука
- Ведра идут сами
- Дрова рубятся сами
- Сани едут сами
- Город и дубинка
- Офицер
- Вельможа и красный кафтан
- Влюбленная царевна
- Бочка в море
- Дворец на берегу
- Свадьба.
Кратчайшее содержание сказки «По щучьему веленью» для читательского дневника в 6 предложений
- Жил ленивый Емеля, который пошел за водой на прорубь и поймал щуку, которая обещала все его желания выполнять
- Нарубил Емеля дров, поехал в санях в лес, подавил народ в городе, но дубинкой отбился
- Узнал про Емелю царь к себе потребовал, но Емеля офицера побил, а за вельможей на печи приехал.
- Удивлялся царь Емеле, а тот увидел в окне царевну и приказал, чтобы она в него влюбилась.
- Царевна влюбилась, царь осерчал, поймали Емелю, вместе с царевной в бочку посадили и в море выпустили.
- Вышел Емеля с Марьей на берег, дворец построили, Емеля красавцем стал, так что царь упрашивал его на Марье-царевне жениться.
Главная мысль сказки «По щучьему веленью»
Иногда ничего самому делать не нужно, все само сложится наилучшим образом.
Чему учит сказка «По щучьему веленью»
Можно сказать, что сказка эта учит ничего не делать и ждать, когда все само получится. Но это не совсем так. Эта сказка учит практической сметке, которую проявила царевна, да и сам Емеля когда возвращался через город, предполагал, что его будут бить и позаботился о дубинке.
Отзыв на сказку «По щучьему веленью»
Это скорее веселая сказка, почти небылица, в которой главный герой — лодырь и лентяй. Однако он отпустил щуку и та стала ему помогать. А в результате Емеля стал царевичем, женившись на Марье-царевне. Читать эту сказку интересно, сюжет динамичный. со множеством смешных моментов.
Пословицы к сказке «По щучьему веленью»
Ему лень лениться. а не только шевелиться.
Одна удача идет, другую ведет.
Случай надо ловить за волосы — ускользнет, не поймаешь.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «По щучьему веленью»
Было у старика и старухи три сына. Старшие сыновья работящие, а младший Емеля все на печи лежал, да ничего не делал.
Вот поехали старшие сыновья на базар, а невестки просят Емелю за водой сходить. А Емеле неохота. Тогда посулили невестки подарков из города привезти. Пошел Емеля на прорубь за водой. Воды ведрами зачерпнул, да видит в воде щука плавает. Изловчился Емеля, ухватил щуку, на уху пустить хочет.
А щука человеческим голосом обещает Емеле все желания исполнить. Надо лишь слова заветные сказать «По щучьему веленью, по моему хотенью».
Пожелал Емеля, чтобы ведра сами в дом пошли, ведра и отправились. Народ удивляется. Отпустил Емеля щуку, домой вернулся, на печи лежит.
Попросили невестки дров нарубить. Сказал Емеля слова заветные, топор сам дрова нарубил, а те в поленья уложились. Сказали невестки в лес за дровами ехать, Емеля вышел сел в сани, а все смеются — дурак, мол, без коня ехать хочет.
А Емеля сказал свои слова и сани сами в лес поехали. Да через город, народу много подавили, все Емелю ругали.
Приехали сани в лес, Емеля опять слова сказал, топор дров нарубил, да дубинку большую вырубил.
Обратно через город едет Емеля, вытащили его, бить хотели. А Емеля свои слова сказал, и дубинка всем бока наломала.
Узнал о том царь, офицера послал. офицер приказывает Емеле ко дворцу явиться, а Емеле неохота. Офицер Емелю ударил, а тот слова сказал и дубинка офицера отделала.
Удивился царь. Вельможу послал. Тот Емелю черносливом, изюмом угощает, кафтан красный обещает, согласился Емеля к царю идти.
Приказал печке, та его к царю и увезла. Удивляется царь этому чуду, а Емеля Марью-царевну увидал и приказал, чтобы она в него влюбилась. А сам домой уехал.
Плачет Марья-царевна, Емелю любит. Осерчал царь, послал вельможу. Тот Емелю подпоил, связал и к царю доставил. Царь Емелю и Марью-царевну в бочку приказал посадить, засмолил и в море выпустил.
Узнал Емеля, что он в бочке с царевной сидит. Приказал бочке на берег выплыть. Вышли Емеля и Марья на берег. Стала Марья просить дворец построить. Построил Емеля дворец. Попросила Марья, чтобы Емеля красавцем стал — стал Емеля красавцем.
Тут царь узнал про дворец и рассердился, что тот на его земле построили. Пришел в гости, спрашивает, кто такие.
А Емеля и говорит: «Помнишь Емелю-дурачка. Так вот я это и захочу все царство твое разорю.»
Испугался царь, попросил Емелю на Марье-царевне жениться. Поженились молодые и стали жить счастливо.
Признаки волшебной сказки в сказке «По щучьему веленью»
- Волшебный помощник — Щука, исполняющая желания.
Но это произошло в самом конце сказки. А в начале её девочка
ослушалась отца с матерью, строго-настрого запрещавших ей уходить со двора и
просивших её беречь братца. Как-то она заигралась с подружками — и братца
унесли гуси-лебеди.
В сказке ярко переданы подробности переживаний маленькой
героини: «Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда —
нету!».
Сказка очень динамична, в ней много глаголов движения,
передающих внезапные и быстрые действия. Например, о гусях-лебедях говорится:
«налетели», «подхватили», «унесли», «метнулись», «пропали». Они передают также
всю остроту ситуации.
Как и в любой волшебной сказке, в «Гусях-лебедях» есть чудесные
помощники, выручающие из беды. Это и печка, и яблоня, и молочная речка,
кисельные берега. Но они приходят на помощь только тогда, когда девочка
выполняет их просьбу: съесть пирожок, затем яблочко, затем похлебать киселя из
речки.
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в
беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы
к тебе хорошо относились, умей сам уважать других,
По щучьему велению
Волшебная сказка «По щучьему велению» представляет собой
весёлую историю о том, как Емеля поймал щуку, отпустил её и получил за это
волшебный дар — все желания его исполнялись: «По щучьему велению, по моему
хотению…
Смешно, когда по желанию Емели вёдра с водой сами пошли
домой, сани сами поехали без лошадей, топор сам нарубил дров.
На первый взгляд Емеля — простодушный герой. Но вместе с тем
он наделён чувством собственного достоинства. Мы по-доброму смеёмся над ним и
симпатизируем ему за независимый и добрый нрав.
В сказке «По щучьему велению» утверждается победа
маленького над большим. Поэтому радостно, когда дубинка отколотила офицера,
ударившего Емелю за то, что он отказался ехать к царю.
Сказка воплощает мечты народа о светлой жизни, в которой
господствуют добро и справедливость.
Царевна-лягушка
Вол•шебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту
и подлинную красоту человеческих отноИјеНИЙ. Она учит не судить о людях по
внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.
Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная
героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его
внешний облик лягушки. Но испытания, которым подвергает царь своих невесток,
помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки: она проста,
внимательна, добра, заботлива и скромна.
На этом фоне ярко проявляются недостатки работы жён старших
братьев (достаточно вспомнить, как у одной хлеб подгорел, у другой — сырой) и
подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет Ивана-царевича и
высоко оценивается царём: «Вот этот каравай только в большие праздники есть».
И сам Иван-царевич оказывается достойным Василисы Премудрой.
Ведь в начале сказки он молчалив, даже боязлив, над ним смеются братья. Но
герой снискал себе уважение тем, что он справедлив, добр и смел, проявляет
жалость к животным.
Персонажи сказки добиваются победы добра и справедливости,
проходя через различные испытания.
РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ спзки
Аленький цветочек
«Аленький цветочек» С. Т. Аксакова — это волшебная сказка.
Сюжет её незатейлив. «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться
из волшебного леса — его вызволяет невидимое чудище. Чудищем оказывается
заколдованный «молодой принц, красавец писаный». Младшая дочь купца побеждает
нечистую силу благодаря своим человеческим достоинствам: она верна дочернему
долгу, не помнит зла, благодарна за добро. Она относится к чудищу бескорыстно:
любит его за «беседы ласковые и разумные», «за душу добрую».
В сказке ярко показаны и нравственные переживания. «Аленьким
цветочком» испытываются все герои, и верх над бессердечием и завистью
одерживает доброта, над хитростью — простодушие.
Конёк-горбунок
Сказка П. П. Еријова «Конёк-горбунок» представляет собой большую
поэму в трёх частях. В 1-й части повествуется о том, как Ивану достались
Конёк-горбунок и два великолепных коня и как он стал царским конюхом. Во 2-й
части Иван по велению царя добывает Жар-птицу, а потом и Царь-девицу. В 3-й
части он навещает Солнце и Месяц и достаёт со дна океана драгоценный перстень.
В конце сказки он становится царём и женится на Царь-девице.
Главный герой произведения — Иван-дурак — честно несёт службу
у вздорного царя. царь жесток и деспотичен. Все его думы — не о заботе о
государстве, а об одной лишь женитьбе на прекрасной Царь-девице. В описаниях
этого горе-правителя много иронии: он смешон и глуп в своей уверенности, что
снова станет молодым.
Ивану-дураку пришлось приложить много труда, проявить
смелость и настойчивость, чтобы выполнить царские поручения.
но справедливость восторжествовала (сцена купания героев в
кипящих котлах). царь бесславно погибает, а Иван становится красавцем и
обладателем всего, что сам добыл для царя. Конечно же, не без волшебной силы
Конька-горбунка. Конёк-горбунок не слуга, а товарищ Ивана, его чудесный
помощник, который не только выручит из беды в трудную минуту, но и скажет — как
друг другу — горькую правду.
Смысл сказки — в иронии, в шутке, в прямой сатире: тем, кто
хочет разбогатеть, богатство не достаётся. А Иван-дурак всего достиг, потому
что жил честно, был щедрым и всегда оставался верным своему долгу и сло-
В произведении привлекает всё: и главный герой Иван-дурак, и
его верный друг Конёк-горбунок, и описание чудес, ритм стиха, и красота
поэтического слова.
Городок в табакерке
Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» — образец
художественно-познава.тельной сказки. В ней научный материал подан в
занимательной форме.
Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную
табакерку. Он поражён её красотой: на КРЬШ-ке ящика изображены ворота, башенка,
золотые домики, золотые деревья. Ещё больше его занимает внутреннее устройство
чудесной игрушки. У мальчика возникает желание лучше узнать этот мир, и оно
исполняется во
сне. Путешествуя по сказочному городу, Миша открывает
для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. А
главное, когда он просыпается, он понимает, как работает музыкальный ЯщИК.
Главный герой произведения — Миша — очень любознательный,
вежливый и несколько наивный мальчик. Порой кажется, что он родился только для
того, чтобы задавать вопросы и выслушивать ответы.
Сказка носит воспитательный характер. Главная мысль её
заключается в том, что всё в мире движется трудом, всё в мире взаимосвязано. А
городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира.
Чёрная курица, или Подземные жители
В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней
реальное переплетается с фантастическим. Реальное — жизнь десятилетнего
мальчика Алёији в пансионе в Петербурге, фантастическое — его грёзы о подземном
царстве гномов.
Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды
Алёија спас Чернушку — чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в
благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов.
Подземный король подарил Алёије волшебное семечко. Теперь, ничего не делая,
ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась
голова, он зазнался, стал плохим товарищем.
Постепенно он абсолютно отвык работать и уже
не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись
наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье.
Сказка заканчивается болезнью Алёији, его выздоровлением и
возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает
сопереживание. Алёша — добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он
заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными
вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что
может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
Автор произведения призывает читателя: будь честным,
трудолюбивым, скромным. А последняя сцена — прощание Чернушки с Алёшей,
волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от
осознания непоправимости его опрометчивого поступка — серьёзный нравственный
урок, преподанный нам талантливым писателем.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» —
талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены
чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием,
храбростью, преданностью.
Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний
поход:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до
ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива,
щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё
порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная,
честная и благовоспитанная. Когда 60гатыри сватаются к ней, она отвечает:
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно Отдана. Мне
всех милей Королевич Елисей.
Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного
богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала
мачехи.
Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны
является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня,
ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту
внеијнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь,
исполненная добра.
Золотой ключик, или Приключения Буратино
В основе сюжета этой сказочной повести А. Н. Толстого лежит
борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой и
котом Базилио — борьба за овладение золотым ключиком, который для Карабаса
Барабаса является символом богатства, власти над бедняками. для Буратино же,
папы Карло, пуделя Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик — символ свободы.
Им нужен театр, чтобы ставить спектакпи и радовать зрителей.
Много приключений пришлось пережить Буратино с первого дня
его появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими,
коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он понял: «Надо
спасти товарищей — вот и всё».
Буратино вызывает наше восхищение, что не мешает, однако,
смеяться над его весёлыми проделками. Этот деревянный мальчишка — хороший
товарищ и верный друг, имеющий, правда, и некоторые человеческие слабости и
недостатки.
А друзей у Буратино много: это и Мальвина, которая пытается
привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённыЙ в Мальвину, и другие герои.
Злые силы олицетворяют в произведении Карабас Барабас,
продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио. Автор высмеивает их на
протяжении всей сказки. И мы смеёмся вместе с ним, вспомнив, например, как
свирепый Карабас, засунув бороду в карман, чихает без остановки, отчего на
кухне всё дребезжит и качается…
Сюжет сказки развивается стремительно: всё движется, бежит,
летит. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует
считать противником. Это удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу
симпатию. Может быть, поэтому вся сказка — от начала до конца — читается на
одном дыхании, легко и весело.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ спзки
Пятеро из одного стручка
В сказке Х. К. Андерсена о пяти горошинах поведана история о
разной судьбе сестёр из одного стручка.
Горошины были зелёные, и стручок был зелёный. Вот они и
решили, что весь мир зелёный. Когда же стручок
стал желтеть, пожелтели и горошины. И тогда
они реи-.или: «Весь мир желтеет!» Андерсен с иронией говорит об этих маленьких
существах, высмеивая в них людские пороки. Неважная доля выпала той горошине,
которая мечтала подняться выше всех и взлететь к солнцу, и двум тем, которые
мечтали о сладком сне, и той, которой всё было безразлично. Пятая же горошина,
угодавшая на подоконник бедной каморки, превратилась в прекрасный
светло-розовый цветок. Он радовал своей красотой больную девочку и тем помог ей
выздороветь.
Главная мысль этой сказки — счастье в том, чтобы дарить людям
радость и надежду.
Дикие лебеди
В сказке Х. К, Андерсена «Дикие лебеди» повествуется о
прекрасной любви сестры и братьев. Хорошо жилось детям, пока в их доме не
появилась мачеха, превратившая мальчиков в диких лебедей, а Эльзу — в уродину,
которую не узнал даже родной отец.
В начале сказки Эльза и её братья — беззащитные дети. Но шли
годы, они повзрослели и стали бороться за своё счастье. Любовь к сестре давала
силы братьям. Им, обращённым в диких лебедей, раз в году разрешалось прилетать
на родину. Вот тогда и нашла их Эльза.
Много страданий выпало на долю Эльзы, но ей всегда в трудную
минуту приходили на помощь братья. Так
они и спасли друг друга. Колдовство оказалось
бессильным перед самоотверженной любовью детей и перед их красотой.
Добро разрушило волшебные чары злых сил.
Стойкий оловянный солдатик
В этой сказке Х. К. Андерсена повествуется об оловянном
солдатике-неудачнике. У него только одна нога: «…его отливали последним, и на
вторую ногу олова не хватило». Впрочем, он и на одной ноге стоял твёрдо.
Твёрдость стала чертой его характера. Он смело отправляется в опасное плавание
на бумажной лодочке, хладнокровно выдерживает натиск крысы, путешествует в
животе рыбы.
И вот ПРОИЗОИЈЛО настояидее чудо — как награда солдатику за
его стойкость. Он оказался в комнате мальчика. Здесь среди детских игрушек был
картонный дворец, на пороге которого стояла красавица таНЦОВидица, его любимая.
Вдруг ни с того ни с сего солдатика швырнули прямо в печку. За что? Почему?
Наверное, потому, что в человеке нередко добрые чувства уживаются с его низкими
желаниями и мыслями. Но несмотря на то что солдатик погибает, понимаешь, что в
столкновении жестокости и душевной чистоты победу над злом одерживает добро.
В этой сказке Андерсен ставит вопросы о ценности человеческой
жизни, о счастье и судьбе, о добре и зле.
Снежная королева
В этой сказке Х. К. Андерсен поведал необыкновенную историю
преданных друг другу и однажды разлучённых Кая и Герды. Это произошло потому,
что осколок волшебного кривого зеркала, обладавшего свойством превращать доброе
в злое, попал Каю сначала в глаз, а затем в сердце. Мальчик стал чёрствым и
бездушным эгоистом.
Похищенный злой Снежной королевой, Кай забыл о подруге
детства и своих родных. Однако не такова Герда. Храбрая девочка решила во что
бы то ни стало освободить своего друга.
Много препятствий встретилось на пути Герды. Это и
разбойники, и борьба с морозом и снежными хлопьями — войском Снежной
королевы… Но, благодаря своей любви и самоотверженности, Герда преодолела все
трудности и спасла любимого Кая.
«Снежная королева» — это сказка о счастье. Счастье для
Андерсена — не беспечность и богатство, а любовь и сопротивление мрачным силам
жизни. И такого счастья достойна маленькая Герда, благодарная и сильная
девочка, у которой нежное сердце и твёрдая воля.
После прочтения сказки остаётся ощущение того, как трудно
бывает достучаться до равнодушного сердца. В поисках Кая Герде помогали и люди,
и животные, и птицы — все, кроме самого Кая. Герой остался холоден к девочке
даже тогда, когда она нашла его, бросилась ему на шею и крепко обняла. И только
горячие слёзы Герды растопили ледяной осколок в сердце Кая — он узнал её и
расплакался.
Герда была доброй девочкой, и все, кто соприкасался с ней,
становились лучше и ЧИИ-де душой, все обращались к ней доброй стороной своей
натуры. Тем самым Андерсен утверждает: люди добры, учитесь видеть в них доброе
и светлое.
Щелкунчик и Мышиный король
«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана — это
рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи
ИЈтальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что
ПОРОЙ теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли
это было на самом деле… Щелкунчик — кто он? То ли это кукла, то ли
заколдованный человек…
С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный,
фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь
заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари,
сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаеијь страницы, на
которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика.
Главные герои произведения — Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и
Мышиный король.
Мари — маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая
и решительная. Она — единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто
разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце. Любовь Мари
самоотверженна. Спасая Щелкунчика во время боя, она, обмирая от страха, бросила
в мышей гуфельку, а потом, плача, отдавала им своих любимых сахарных куколок,
только бы они не трогали Щелкунчика. Именно любовь Мари вдохнула в него
рыцарскую отвагу и помогла смелому и благородному Щелкунчику победить мышиное
воинство.
Сказка читается с большим интересом. Наверное, потому, что у
неё захватывающий сюжет, напряжённое действие и хороший конец: добрые герои
побеждают
ЗЛЫХ.
Заяц и ёж
Эта сказка братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествует о том,
как ёж с ежихой хитростью победили в бегах своего быстроногого соперника —
зайца: на старте был ёж, на финише — его жена, чего косой и не заметил. Умный и
находчивый ёж высмеял зайца — «господина, вроде как бы знатного и уж очень
надменного». На приветствие ежа в доброе воскресное утро заяц небрежно кивнул и
грубо сказал: «Чего это ты так рано
бегаешь тут по полю?» — «Гуляю», — ответил ёж. — «А
по-моему, на таких коротких ножках далеко не уйдёшь».
Ежу стало обидно, и он проучил зайца. Мораль: «Никто,
каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять смеяться над
простым человеком — хотя бы даже и над ежом».
Сказка высмеивает чванство и учит относиться к людям
уважительно и чутко.
Сладкая каша
В этой сказке братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествуется о
том, как одной девочке достался чудесный горшочек. Стоило ему только сказать:
«Раз, два, три, горшочек, вари!» — и вкусная каија готова. Зажили безбедно мать
с дочерью. Однажды девочка ушла из дома, а мать велела горшочку варить, но как
остановить его — забыла. Горшочек наварил каши столько, что она поползла из
дверей дома на улицу. От затопления деревеньку спасла девочка: приказала
горшочку не варить больше.
В сказке присутствует мотив чуда — волшебный горШОЧэ<.
Однако его волшебная сила обернулась бедой, приключившейся от простой нелепицы.
Сказка о сладкой каше смешна и иронична. Комичность ситуации
здесь заключается в том, что не мать, а маленькая девочка совладала с волшебным
гоРи.ЈОчком.
Маугли
В сказочной повести английского писателя Дж. Р. Киплинга
повествуется о мальчике по имени Маугли, приёмном сыне диких зверей, живущих в
джунглях. Маугли вырос сильным, бесстрашным, беспощадным к злодеям. Он победил
тигра-людоеда ИЈер-Хана и стал предводителем волчьей стаи, а потом властителем
тропических лесов: «…все джунгли были с ним в дружбе, потому что все джунгли
его боялись». Но при этом у Маугли было доброе и отзывчивое сердце. Это видно
по его отношению к волку Акеле, медведю Балу, пантере Багире, удаву Каа, о
которых он нежно заботится.
Маугли с его разумом человека удалось постичь законы
джунглей. «Мы одной крови, вы и я» — говорит он обитателям тропических лесов. И
поэтому его окружает всеобщая любовь.
Маугли великодушен и благороден. Он не затаил зла на людей,
несмотря на то что они забросали его камнями с криками «Ступай прочь!». Через
некоторое время Маугли по законам джунглей вернулся к людям и сумел их
простить. Он — сильная личность с добрым и честным сердцем. Злобе и вражде
герой противопоставляет любовь и верность.
В книге о Маугли пленяет всё: и экзотическая природа, и
животные, будь то грациозная пантера или неповоротливыЙ медведь. Читаешь это
произведение — и веРИШЬ в красоту и гармонию мира.
Просто так, сказки для маленьких детей
«Просто так, сказки для маленьких детей» Дж. Р. Киплинга —
это сказки о животных, наполненные юмором. В них тесно переплетаются сказочное
и обыденное. Автор на вопросы «как?» и «почему?» даёт свои неожиданные ответы и
рассказывает, например, о том, откуда у слона взялся хобот, отчего леопард стал
пятнистым, как появились домашние животные.
Герои этих сказок похожи на людей, а их качества
соответствуют внешнему облику, например: кит — обжора, КОИЈКа — эгоистка, а
слонёнок крайне любопытен.
Шутливые сказки Киплинга привлекают выдумкой и живым
разговорным языком. В них много забавных и остроумных ијуток и прибауток.
Удивительное
путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции
Эта сказка С. Лагерлёф повествует о крохотном мальчике,
который верхом на гусе совершил путешествие через всю [Швецию и увидел её
города и сёла, леса и реки, горы и озёра.
Нильс был озорником. Он гонял кур, бросал камни в коров,
дёргал за хвост кота. Однажды мальчишка зло ПОДШУТИЛ над лесным гномом, и тот
превратил его в маленького и беспомощного человечка. Нильс был полон отчаяния и
горя. Вместе с гусем Мартином он при-
стал к стае диких гусей, летящих в Лапландию, и обрёл
среди птиц и зверей много верных друзей.
По пути с героем приключались всякие неприятные истории, но
ему на выручку приходили добрые товарищи. И сам Нильс выручал друзей, попавших
в беду.
История Нильса окончилась благополучно. Он вновь стал бОЛЬШИМ
мальчиком, встретил своих родителей и попрощался со стаей гусей.
В книге очень интересно рассказывается о [Швеции, о её
достопримечательностях, природе и животном мире.
Мио, мой Мио!
В повести-сказке А. Линдгрен «Мио, мой Мио!» рассказывается о
жизни мальчика — сироты, который вырос в детском приюте, а потом стал приёмышем
в семье, откуда бежал из-за скверного с ним обращения. Герой попадает в Страну
Прекрасного Далёка, где и протекает основное действие книги. В этом
произведении фантастическое тесно переплетается с реальным.
Страна Прекрасного Далёка волшебная, и в то же время всё в
ней реально. Её населяют такие же люди, как и в действительности. Только
взрослые здесь очень красивы, а дети милы и приветливы. И главное — здесь нет
страха, нет угнетения, холода и голода.
Но жизни счастливых обитателей Страны Прекрасного Далёка всё
время грозит опасность. Неподалёку от них находится страна жестокого рыцаря
Като, превратившего своё царство в мёртвый лес. Маленький Мио решает защитить
счастье и свободу порабощённых злым рыцарем людей. Он убивает жестокого Като и
вызволяет из неволи жителей, которые никогда прежде не видели солнца. Мио не
одинок в своей борьбе. Ему помогают животные и травы, деревья и горы, ему
помогают и люди: дают хлеб, чтобы герой утолил голод, плащ, делающий Мио
невидимым, меч, пронзивший грудь Като.
У главного героя горячее и любящее сердце. Он не терпит
несправедливости, он мужествен. Порой Мио очень трудно, временами он
отчаивается и даже плачет, но всё же совершает свой подвиг и становится героем.
Образ Мио дан в развитии. Сначала это самый обыкновенный
мальчик, но мысль о предначертанном ему подвиге (о нём рассказывается в старой
легенде, которуло нашептал Мио сказочный колодец), о страданиях людей придаёт
ему мужества.
К концу произведения Мио обретает и отцовскую любовь и
дружбу, добивается исполнения всех своих заветных желаний.
Малыш и
Карлсон, который живёт на крыше
В этом произведении А. Линдгрен рассказывается о дружбе
обыкновенного мальчика Свантесона по прозвищу Малыш и необыкновенного Карлсона,
который жи-
вёт на крыше. Одиноким и несчастным чувствовал себя Малыш,
пока к нему не стал прилетать забавный и добродушный, неистощимый на выдумки
толстяк Карлсон.
Все окружающие считают Карлсона выдумкой, фантазией Малыша.
Однако сам Малыш ни минуты не сомневается в существовании своего замечательного
друга. Причём он уверен, что, несмотря на наличие у Карлсона пропеллера,
позволяющего ему летать, Карлсон обыкновенный мальчик, его товарищ по
играм.
И действительно, Карлсон — самый обыкновенный толстый
мальчик, сластёна, проказник, отчасти эгоист. Он постоянно ищет забав. Но если
дело дойдёт вдруг до беды, Карлсон всегда выручит, не подведёт. К тому же он
умён, находчив, по-своему добр, старается защищать слабых. Достаточно
вспомнить, как он издевается над жуликами, решившими обобрать простака Оскара,
и над родителями, оставившими без присмотра голодного ребёнка.
В характере Карлсона узнаются детские слабости, и автор как
будто побуждает смеяться над ними.
Образ Малыша показан писательницей в развитии. Герой
непрестанно думает и рассуждает. Он очень добр, щедр, уступчив. В нём всё время
происходит внутренняя борьба. С одной стороны, Малыша увлекают проказы
Карлсона, а с другой — он начинает протестовать, когда шалости переходят
дозволенные границы. Малыш обожает животных и очень хочет иметь собаку. Он
уважает СТФИ-МХ, помогает слабым.
Всё произведение пронизано добротой, тонкой иронией и юмором.
В нём много шуток, много ярких, запоМИНаЮЩИХСЯ выражений («Спокойствие, только
спокойствие!», «Дело житейское» и др.).
Приключения Калле Блюмквиста
Главный герой этого произведения А. Линдгрен — Калле
Блюмквист — мечтает стать знаменитым сыщиком, одно только имя которого заставит
трепетать весь преступный мир. Писательница показывает, что источником данного
увлечения являются кино и книги.
для Калле выслеживание преступников вначале — лишь
увлекательная игра, которой он предаётся с большим желанием и азартом, хотя
окружающие всё время подсмеиваются над ним. Но вот в городе объявляется
настоящий преступник — дядя Эйнар.
Вместе со своими друзьями Калле неотступно преследует
грабителя и его СООб[ЦНИКОВ. При этом дети — и сам Калле, и Ева-Лопа, и Андерс
— проявляют большую наблюдательность, находчивость, хладнокровие и смекалку.
Однако после убийства ростовщика Грена главный герой
разочаровывается в избранной им профессии: «Калле полностью осознал всё, что
произошло, и случившееся потрясло его настолько, что он сразу же потерял всякое
желание быть знаменитым сыщиком…».
В этом произведении Линдгрен говорит с детьми серьёзным,
«взрослым» языком. И несмотря на то что книга весёлая и юмористическая, она
заставляет задуматься над важными, совсем не детскими проблемами.
Пеппи длинный Чулок
Действие этого произведения А. Линдгрен разворачивается в
маленьком шведском городе. На вилле «Курица» живёт одна, без взрослых,
девятилетняя Пеппи, девочка-силач. Вместе с ней живут лошадь и обезьянка. Её
мама умерла, а отца — капитана и тоже силача — однажды смыло с палубы волной, и
он попал на остров веселья, где стал негритянским королём.
У Пеппи есть друзья, брат и сестра Томми и Аника. О
времяпрепровождении детей, о бурных фантазиях Пеппи и рассказывается в этой
книге.
У главной героини очень необычная внешность: это рыжая с
веснушками девчонка в огромных, как у Чарли Чаплина, туфлях. На одной ноге —
чёрный чулок, на другой — коричневый, на платье нашиты кое-где красные
лоскутки, В этом наряде Пеппи очень похожа на клоуна. да и ведёт она себя
примерно так же. Когда её однажды навестил папа Эфроим, она от радости вскочила
на кухонный стол, сделала стойку на голове и принялась болтать ногами. И
подобная дурашливость проявлялась почти во всём.
Но это не мешает нам восхищаться Пеппи, потому что она
самостоятельная и очень сильная девочка. Пеппи совершает подвиг на пожаре,
укрощает тигра в зверинце. Добрая, справедливая и находчивая, она защищает
слабых и обиженных. И даже несмотря на то что героиня часто ведёт себя
невоспитанно, не хочет быть взрослой и не ходит в школу, она вызывает огромные
наши симпатии.
Винни-Пух и все-все-все
Герой этого произведения А. А. Милна Кристофер Робин живёт в
воображаемом мире своих игрушек. Об их приключениях и повествует данная сказка.
Каждая её глава является самостоятельной и представляет собой отдельную
маленькую сказочку.
Кристофер Робин — умный и храбрый, его все уважают. Он
никогда не обижает своих друзей, показывая тем самым пример снисходительности к
тем, кто меньше и слабее.
Лучшие друзья Кристофера — медвежонок Винни-Г|ух и поросёнок
Пятачок.
Сова, Кролик, ослик Иа-Иа смешны своей игрушечной
«солидностью». Сова произносит длинные слова и делает вид, что умеет писать.
Кролик постоянно подчёркивает свою воспитанность и ум, хотя на самом деле он не
столько умён, сколько хитёр. Иа-Иа умнее других, но ему не хватает детской веры
в счастье.
Все герои лишены чувства юмора, они серьёзно подходят к
любому вопросу и от этого становятся ещё СМеШНее.
Впрочем, они очень милы и добры, и им крайне важно
чувствовать себя любимыми.
Сказка Милна очень светлая и весёлая. А ещё она дарит нам
радость игры словами. Достаточно вспомнить, как однажды Кролик и Сова, прочитав
записку: «Ушол щасвирнус», решили, что Кристофер Робин отправился куда-то с
таинственным Щасвирнусом, пятниСТЫМ и травоядным. В сказке много Шумелок,
Кричалок,
Ворчалок, Пыхтелок, Сопелок, которые
сочиняет ВинниПух. Его песни — это пример блестящего детского стихотворства.
В произведении нет привычного конфликта добра и зла. Здесь
борются знание и незнание.
Эту сказку, излучающую безбрежное счастье, любят не только
дети, но и все взрослые. Её постоянно хочется читать и перечитывать.
Кот в сапогах
«Кот в сапогах» Ш. Перро — это сказка о том, как кот — плут и
пройдоха — сделал своего хозяина, бедного деревенского парня, богачом и
вельможей, зятем самого короля.
А началось всё довольно заурядно. Кот хитростью изловил
кролика и поднёс его королю: «Вот, государь, кролик из садка господина маркиза
де Карабаса». Ум и находчивость, бойкость и практичность при всех обстоятельствах
— хорошие черты.
зо
Основная мысль этой сказки: благородство и трудолюбие — путь
к счастью.
[Шарль Перро, один из создателей литературной сказки во
Франции, продолжает в своём творчестве традиции народных сказок, где ум берёт
верх в борьбе против несправедливости. В народных сказках обездоленные герои
обязательно становятся счастливыми. Такова и судьба сына мельника из «Кота в
сапогах». Справедливость снова торжествует.
Маленькая Баба Яга
Эта сказочная повесть О. Пройслера состоит из неболыиих главок,
каждая из которых представляет собой весёлый рассказ о том, как Маленькая Баба
Яга защищала добрых и наказывала злых и наглых. А наказания её были довольно
своеобразными, в форме этаких шуточек. Например, возчик, истязавший лошадей,
выпорол кнутом самого себя на глазах всего честнбго народа («Хороијий урок»);
хулиганы, разорявијие птичьи гнёзда, прилипли к дереву («Прилипшие мальчики»).
«Без шуточек как-то скучно!» говорит главная героиня. да это
и понятно: ведь она ещё маленькая девочка, которая любит играть, смеяться и
шалить, особенно на праздниках и карнавалах.
Маленькая Баба Яга хотя и умеет колдовать, но далеко не
всемогуща. Она мечтает попасть на праздник Вальпургиевой ночи. Героиня учится
всем премудро-
стям волшебства, чтобы потом творить с их помощью
добрые дела. Впрочем, ничего сверхъестественного в фантастике Пройслера нет:
новую метлу Маленькая Баба Яга покупает в обычной деревенской лавке.
Сказочный мир Пройслера очень добр, светел и уютен. В нём
добро легко побеждает зло. Главное же, по мнению писателя, настоящая дружба,
которую не моомрачить мелкие недоразумения.
Счастливый принц
«Счастливый принц» О. Уайльда — это сказка о любви и
сострадании.
Осенью ласточка, оставшись без подруг, одиноко летела на юг,
в Египет. Уставшая, она остановилась переночевать в городе, в котором на
площади, на высокой колонне, возвышалась статуя счастливого принца. Но едва она
устроилась у его ног, как на неё упали тяжёгне капли. Это были СЛёЗЫ принца.
Принц рассказал ей, что раньше жил во дворце за высокой стеной. Он ни разу в
своей жизни не спросил, чтб за ней. А теперь он видит нищету и горе людей,
ограждённых когда-то от него той глухой стеной.
Ласточка каждый день собиралась к отлёту, но принц умолял её
остаться, чтобы отнести несчастным то листочки из его позолоты, то рубин из его
шпаги. В конце концов он отдал людям всё, даже глаза, сделанные из сапфира. Его
любовь к людям самоотверженна. Самоотверженна и любовь ласточки. Не в силах
расстаться с принцем, она погибла от холода и голода. А у принца от горя
раскололось сердце.
Несмотря на трагическую гибель принца и ласточки, сказка
заканчивается счастливо. Господь повелел Ангелу: «Принеси мне самое ценное, что
ты найдёшь в этом городе». И Ангел принёс осколки сердца и мёртвую птичку.
«Правильно выбрал», — сказал Господь.
В сказке воспеваются высокие человеческие чувства. В ней
звучит мотив жертвенности, благородной смерти во имя любви, во имя жизни
другого существа. Всё произведение пронизано светом и болью, в нем подлинная
красота предстаёт неотделимой от великодушия и самопожертвования.
Мальчик-звезда
Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как
в лютый мороз два бедных лесоруба заблудались в лесу. Вдруг с неба упала
необычайно яркая звезда. Лесорубы увидели спящее дитя. Один из них усыновил
мальчика.
Шли годы. Ребёнок рос очень красивым. Околдованный своей
красотой, он издевался и выставлял на поСМеШИЩе всех, кто был некрасив. Но
однажды он сам превратился в урода с лицом жабы, когда отказался от матери,
при•шедшей к нему в обличье нищенки. Это было наказание за его грех.
Три года бродил герой по свету, искал мать. И нигде он не
встречал ни любви, ни милосердия. Все обходились с ним так же, как когда-то он
сам поступал с другими.
И всё же мальчик-звезда заслужил счастье. Познав страдание,
он научился сочувствовать горю других, он стал милосердным.
Когда мальчик попал в рабство к злому колдуну, ему пришлось.
трижды искать в лесу монеты: белую, жёлтую и красную. Он с помощью зайчонка,
вызволенного им из капкана, находил монеты и отдавал их нищему. При этом герой
знал, какая кара ждёт его: в первый раз побои, во второй раз —
вечное рабство, в третий раз — смерть.
Впрочем, у этой сказки счастливый финал. К мальчику-звезде
вернулась красота. К тому же оказалось, что его родители — король и королева. И
в довершение всего — люди признали его своим государем.
Сказки дядюшки Римуса
«Сказки дядюшки Римуса» Дж. Харриса — это весёлые и забавные
истории о проделках находчивого Братца Кролика, о похождениях хитрющего и
коварного Братца Лиса, о мудрой черепахе и других самых разных животных,
символизирующих собой взаимоотношения в мире людей. У Братца Кролика, к
примеру, отношения с приятелями сложные и непостоянные: и с Братцем Лисом, и с
Братцем Медведем он то враждует, то дружит.
Братец Кролик ловок и удачлив. Он одолевает врагов, которые
сильнее его. Однако, когда ему грозит опасность, он может поступить и
непорядочно (однажды, например, свалил вину на добродушного Опоссума).
Повествование ведётся от лица старого негра Римуса Он
рассказывает их внуку хозяина, маленькому белому мальчику джоэлю. Дядюшка Римус
сам оценивает поступки героев. Когда Джоэль возмутился Братцем Кроликом,
погубивијим Опоссума, он сказал: «Это ты прав, дружок! Так часто бывает на
свете: один натворит бед, а другой за них отвечает».
Сказки Дж. Харриса пробуждают в читателе добрые чувства.
Одновременно они учат: умей постоять за себя, ведь жизнь так сложна и так
противоречива.
РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ
РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-КЛАССИКОВ
Кавказский пленник
События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе
во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае 1 , пославшем русские
войска на завоевание кавказских земель.
Сюжет прост. Офицер Жилин отправился в отпуск повидаться с
матушкой да заодно уже и жениться дома, но не добрался до родных — попал в
плен. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый
человек.
Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко
показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин
проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне
пассивен.
Замечателен образ татарской девочки дины. Она обаятельна,
добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви.
дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец,
устраивает побег.
Жилин — яркий представитель русского народа, , которому
свойственны стойкость, широта души, миролюбие.
Писатель явно симпатизирует главному герою. да и фамилия у
него подходящая: жилистый, двужильный — так говорят о ВЫНОСлИВОМ человеке.
Всем своим произведением Толстой призывает читателя с
уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей.
Писатель утверждает, что нет «хороших» и «плохих»
национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно,
какого цвета у них глаза, волосы и кожа…
Каштанка
В этом произведении А. П. Чехова рассказывается о собаке
Каштанке. Она принадлежала сыну столяра Федюшке. Так случилось, что Каштанка
потерялась, попала к дрессировидику и начала выступать в цирке, где и увидела
старых хозяев и сбежала к ним прямо с аре-
НЫ.
Казалось бы, незатейливый сюжет, но всё в этой истории
непросто. Каштанка полюбила нового доброго хозяина, а скучала о старых, которые
хотя и обижали её, но всё-таки были роднее и ближе. Весёлые эпизоды здесь
соседствуют с печальными. Смеёшься, читая, как хрюшка, гусь и кот, делая
пирамиду, пошатнулись и упали. Печалишься о бедном гусе Иване Иваныче, который
заболел и умер оттого, что в цирке на него нечаянно наступила лошадь.
История Каштанки никого не может оставить равнодульным.
Нельзя оторваться от страниц, где описывается, как Каштанка заблудилась, как ей
стало страшно и она заплакала. Радуешься за неё, когда читаешь, как она попала
в цирк, как её очаровало цирковое искусство и как она сама стала талантливой
ученицей.
Все приключения Каштанки заканчиваются благополучно: она
возвращается к прежним хозяевам, к Федюшке, которого очень любит. Несмотря на
то что в этом произведении много грустных сцен, оно оставляет в душе светлое
чувство.
РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ
СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Рассказы о Суворове и русских солдатах
Эти рассказы С. П. Алексеева читаются легко, на одном
дыхании. Они повествуют о том, как Суворов служил России, и рисуют его
привлекательный облик: как он с детства закалял себя и воспитывал волю, с каким
талантом и отвагой водил в сражения войска, как высоко ценил понятия «честь» и
«достоинство».
Великий полководец никогда ни перед кем не лебезил, всегда
говорил правду в лицо. В этом смысле показателен рассказ «Пудра — не порох»,
заканчивающийся знаменитыми словами Суворова, брошенными императору Павлу 1 ,
насаждавшему в армии прусскую форму и порядки: «Пудра — не порох, букли — не
пушки, коса — не тесак, а я не немец, ваше величество, а природный русак».
Идёт война народная
Так называется сборник рассказов С. П. Алексеева. Книга
открывается сценой жесточайшей битвы на полях Подмосковья, а завершается
рассказом «Победа». В нём говорится о том, как два воина — русский Михаил
Егоров и грузин Милетон Кантария — водрузили на крыше
рейхстага Знамя Победы. Между этими
историческими событиями было много других сражений и побед. Писатель отбирает
для повествования наиболее значительные из них. Центральное место в сборнике он
отводит рассказам о героизме защитников Сталинграда, неприступной крепости на
Волге, города-героя. Читаешь и как будто бы сам СТаНОВИШЬСЯ непосредственным
свидетелем исторической битвы.
Впрочем, Алексеев ярко описывает не только грандиозные
сражения. Ему интересны и отдельные человеческие судьбы, частные эпизоды,
героические и бытовые. Всё вместе это даёт читателю достоверное представление о
происходящем.
Чук и Гек
Братья Чук и Гек — главные герои одноимённого рассказа А. П.
Гайдара. У них разные характеры, они поразному думают и смотрят на окружающий
мир. Чук — практичный, а Гек— разиня, но зато хорошо поёт и много фантазирует.
Огромный и добрый мир предстаёт перед братьями во время их
поездки на восток, к Синим горам.
В рассказе сказочный зачин: «Жил человек в лесу возле Синих
гор». И сразу же реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются
вымыслом. Чук и Гек приехали с мамой к отцу в тайгу, но на геологической базе
никого не оказалось. Выяснилось, что мальчики не сказали в Москве матери о
телеграмме, присланной отцом: «Задержись выезжать на две недели, наша партия
срочно уходит в тайгу». Четыре дня им пришлось жить одним. Многое было пережито
за этот короткий срок — тревожное и радостное, грустное и весёлое. Скоро
вернулся отец с товарищами. Приближался Новый год, все желали друг другу
счастья.
«Что такое счастье, каждый понимал по-своему. Но все вместе
люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и
беречь свою Родину». В этих словах — главный смысл замечательного рассказа
Аркадия Гайдара.
Денискины рассказы
Так называется сборник рассказов В. Ю. Драгунского. Это очень
весёлая книга. Главный герой её — Дениска — рассказывает разные случаи из своей
жизни, делится с нами своими мыслями и наблюдениями. Мальчишка постоянно
попадает в смешные ситуации. Особенно забавно бывает, когда герой и читатель
поразному оценивают рассказанное Дениской. Дениска, например, говорит о чём-то,
как о драме, а читатель смеётся, и чем серьёзнее тон рассказчика, тем нам
СМеШНее.
Впрочем, писатель включил в сборник не только смешные
рассказы. Есть в нём и грустные по интонации произведения. Таков, к примеру,
замечательный лирический рассказ «Девочка на шаре», в котором повествуется о
первой любви.
Но особенно трогателен рассказ «Друг детства». Здесь автор
говорит о благодарности и верной любви. Дениска решил стать боксёром, и мама
дала ему в качестве боксёрской груши старого мишку. И тут герой вспомнил, как
любил эту игрушку, когда был маленьким. Мальчик, скрывая от матери слёзы,
сказал: «Я никогда не буду боксёром».
Дениска — яркая, цельная личность. Он умён и романтичен,
по-рыцарски благороден и вместе с тем наивен. Часто он понимает своих родителей
лучше, чем, кажется, они его.
«Денискины рассказы» заставляют задуматься о себе, о друзьях,
о большом мире, в котором мы все живём.
Морские истории
Целая галерея замечательных образов проходит перед нами в
«Морских историях» — сборнике рассказов Б. С. Житкова. Писатель показывает
своих героев в реШаЮЩУЮ минуту — в минуту, требующую напряжения всех
человеческих сил. Они идут на подвиг, рискуя собой, обретая второе дыхание,
совершая невозможное.
Таков, например, капитан из рассказа «Механик Солерно».
Герой собран, сосредоточен до предела. Он понимает, что корабль в каждую минуту
может погибнуть, поскольку в трюме начался пожар. Капитан герои-
чески борется за жизнь людей, и ему удаётся
спасти всех, кроме одного человека, по чьей вине, собственно, и произошла катастрофа.
Это механик Солерно. Он признался капитану, что за деньги поместил в трюм
опасный груз. Его признание — тоже мужественный поступок. Наверное, поэтому нам
так жаль этого человека.
«Морские истории» Бориса Житкова читаются с огромным
интересом.
Кондуит и Швамбрания
В повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» рассказывается
о приключениях двух несовершеннолетних «рыцарей» из провинциального городка
Покровска братьях Лёве и Осе. Они придумали
справедливую страну Швамбранию. У этой фантастической страны, расположенной на
том месте, «где земля закругляется», были свой герб и флаг, под которым
мечтатели совершали свои удивительные путешествия. Несмотря на то что герои
путешествуют только в мечтах, они узнают много интересного о реальной жизни.
Вместе с мечтателями-«швамбранами» читатель совершает
путешествие в историческое проијлое нашей страны, знакомится с нравами старой
гимназии, воспитанники которой подвергались оскорблениям и унижениям со стороны
учителей, пугавших их кондуитом — журналом, где изо дня в день отмечались
малейшие прегрешения гимназистов. Всё это автор подвергает осмеянию. Сами же
герои с помощью своей игры осваивают благородные законы рыцарства и
справедливости.
Писатель по-доброму, с юмором рисует повседневные ребячьи
заботы и увлечения.
Валькины друзья и паруса
Главный герой этого произведения В. П. Крапивина— Валька
Бегунов. «Паруса», присутствующие в названии книги, очень нужны Вальке. Без них
он не может жить так же, как и без настоящих друзей. Валька всё знает о
кораблях, которые когда-то бороздили моря и океаны. Он непрестанно думает о
них, рисует их в альбоме. Герой мечтает стать художником и рисовать море.
Романтическое увлечение доставляет мальчику и радость и горе.
Окружатцие не всегда понимают его. Например, вожатый Равенков видит в нём
только нарушителя дисциплины. Но есть в классе и мечтатели, подобные ему
самому. Есть они и среди взрослых. Об этих необыкновенных людях, которых
называют романтиками, автор пишет с особенной любовью и теплотой.
Много бед пришлось пережить Вальке
Бегунову. Но главное, что во всех этих трудных испытаниях, пусть и небольших,
укреплялось чувство справедливости главного героя, росла его вера в дружбу.
Баранкин,
будь человеком!
В этом произведении В. В. Медведева рассказывается о
приключениях двух друзей, Юрки и Кости. Они мечтают жить не трудясь,
превращаются по своему хотению сначала в воробьёв и убеждаются, что праздной и
беспечной доли нет ни у кого на свете. Человеком быть очень тяжело. Именно
поэтому Юра Баранкин и Костя Малинин на протяжении всей повести увиливают от
того, чтобы быть людьми. Мы весело смеёмся над главными героями, попадающими в
различные комические ситуации. Но самое интересное то, что, в кого бы ни
превращались мальчишки, поведение их остаётся человеческим. И читатель симпатизирует
героям, потому что они смело встречают все грозящие им опасности, рискуя
жизнью, приходят на помощь друг другу. Изолированные на время от реального
мира, ребята благодаря собственной дружбе поняли, как трудно, но как здорово
быть человеком.
Повесть Медведева весёлая, добрая и мудрая.
Приключения Незнайки и его
друзей
Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране,
где живут маЛЫШИ-КОРОТЫШИ — мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все
жители цветочного города — и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном
лице: по роду занятий — взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети.
Они очень образованны: придумывают хитроумные машины, строят
воздушный шар, живут в вертящихся домах.
Охотник Пулька, главный малыш-коротьпш Знайка, поэт
Цветик, доктор Пилюлькин и другие — все они яркие личности, каждый занят своим
делом. И только Незнайка никак не может найти себя в жизни, за всё берётся и
всё бросает, при этом умудряется всё испортить.
Незнайка — шалун, хвастунишка, фантазёр и невежда. Из-за
своей беспечности и самоуверенности он постоянно попадает в комические
положения. Но он мил и обаятелен, никто на него зла не держит, из компании его
не выгоняют. Почему? Наверное, потому, что он естествен и отзывчив, всегда
готов помочь своим друзьям. да и сам писатель не скрывает тёплых чувств к
Незнайке.
Все шестнадцать друзей-коротыијек покоряют читателя тем, что
живут «по правде», как настоящие дети. Цветочный же, Зелёный и Солнечный города
— это примеры справедливого устройства городов детей, где все хорошо трудятся,
любят науки, искусство и никто не посягает на свободу другого.
Произведение Носова очень занимательно, интересно и
поучительно. А мораль его проста: без труда и учения не станешь умелым и
уважаемым человеком.
Похождение жука- носорога
Сюжет этой сказки К. Г. Паустовского незамысловат. Пётр
Терентьев уходит из деревни на войну. Его маленький сын Стёпа подарил отцу
старого жука-носорога, которого поймал на огороде. Посаженный в коробок изпод
спичек, жук-носорог попал вместе с солдатом на фронт. Пётр Терентьев воевал,
был ранен, снова воевал и всё это время берёг подарок сына. После победы солдат
и жук вернулись домой.
Казалось бы, что здесь сказочного? А то, что все события
описываются с позиции жука-носорога. Уже в зачине сказки чувствуется, что
впереди будет много приключений. Вот как жук «по-насекомовски» увидел сражение
на фронте: «Он высокомерно представил, что горящие и жужжащие ракеты похожи на
него. Будто это большие жуки». Но главное здесь — жук не испугался. Писатель
подшучивает над ним: «Он понял, что с такими жуками лучше не связываться. Уж
много их свистело вокруг».
В другой раз жук проснулся от встряски: это Пётр с бойцами
бросился в атаку. Жук полетел рядом с ними и вдруг заметил, что какой-то
человек «в грязном зелёном мундире прицелился в Петра из винтовки». И тогда жук
с лёта ударил этого человека в глаз. Он выронил винтовку и побежал. Так жук
спас Петру жизнь: Петра ранило, только ногу задело. Другими словами,
жук-носорог прямо на наших глазах становится героем.
Когда читаешь последние страницы этой удивительной сказки, на
глаза наворачиваются слёзы. Пётр на вопрос сына, жив ли жук, отвечает: «Живой
он, мой товаРИЩ… Не тронула его война… — Пётр вынул жука из сумки и положил
на ладонь». И тот, узнав родные места, с громким жужжанием улетает.
Прочитав сказку, понимаешь, что смысл её отнюдь не в
приключениях жука. Эта трогательная книга учит читателя любить людей,
по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга.
Шёл по городу волшебник
В этой весёлой и одновременно с тем грустной сказочной
повести Ю. Г. Томина говорится о самом обыкновенном мальчике Толе Рыжове,
который стал обладателем коробки волшебных спичек. С ним приключаются самые
удивительные истории. За несколько дней этой необыкновенной жизни главный герой
испытал много горя и отчаяния, многое сумел узнать и понять.
Волшебные спички не принесли Толе ни богатства, ни удачи.
Зато они помогли ему стать умным и добрым.
Это произведение наталкивает читателя на серьёзные
размышления.
Невольно задаёијься вопросами: а что я сам сделал бы на месте
Толи Рыжова? Как бы распорядился таким богатством?
Гадюка
Рассказы Ю. В. Сотника вызывают у всех читателей искренний
хохот и радостное веселье. Их герои исправимые фантазёры и мечтатели,
наделённые изобретательностью, стремлением совершить чудо, удивить людей своей
выдумкой. Сотник изображает ребят такими, какими они являются в настоящей
жизни, с улыбкой и тонким юмором описывает их смешные приключения, даже лжецов
и трусов автор высмеивает беззлобно и весело.
К примеру, рассказ «Гадюка». Конфликт этого произведения
основан на том, что Боря, главный герой рассказа, наловив во время каникул змей
и лягушек для школьного зоологического уголка, везёт их в поезде домой и по
неосторожности выпускает из банки гадюку. В вагоне переполох. Проводница
кричит: «Лезь вот теперь под лавку и лови!»
Мальчик вызывает симпатию читаталя готовностью столкнуться с
опасностью, и эта его готовность бравада зазнайки. Автор показывает
добросовестность Бори, КОТОРЫЙ считает, что сам должен исправить случившееся. В
то же время писатель подчёркивает, что мальчику страшно, когда он в поисках
змеи лезет под лавку…
Абсолютно все рассказы Сотника добрые, весёлые и остроумные.
Часто за лёгкой иронией автора скрывается то, над чем читателю стоит
задуматься. Своими произведениями писатель утверждает, что ребёнок имеет право
на ошибку, а взрослые должны понять его и тактично подсказать, как эту ошибку
исправить.
КНИГИ О ЖИВОТНЫХ И ПРИРОДЕ
Рассказы о животных
Борис Степанович Житков, один из зачинателей отечественной
детской литературы, написал много замечательных произведений о природе и
животных. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны,
сообразительны, верны хозяину. Среди этих рассказов: «Беспризорная кошка», «Про
обезьянку» и другие. Все произведения Житкова не только забавны, но и
поучительны. Они говорят о храбрости и трусости, о трудолюбии и лени, о
жестокости и доброте.
Таков, например, интереснейший рассказ «СЛОН». Его главный
герой — слон-великан работает из последних сил, помогает людям. А те не жалеют
его, бьют чем попало, жестоко издеваются над ним. Нам бесконечно жаль слона, мы
сильно негодуем против человеческого бездушия.
Великолепные «Рассказы о животных» Житкова учат читателя
доброте и состраданию. Каждое произведение писателя — это призыв с любовью
относиться к братьям нашим меньшим, беречь родную природу.
Синичкин календарь
В. В. Бианки — замечательный писатель-природовед. Все его
произведения основаны на познавательном материале. Вот и в сказке «Синичкин
календарь» по ходу повествования автор описывает повадки животных и птиц.
Героиня сказки — молоденькая синичка Зинька. Она наблюдает за природой, заводит
дружбу со многими зверями, освобождает в марте куропаток из снежной тюрьмы, в
июле пытается кормить чужих птенчиков.
Но синичка не главная героиня. В центре повествования — сама
природа: лес, поле, луг, река. Бианки даёт картину постоянной изменчивости
природы. Читатель узнаёт, что в каждый из двенадцати месяцев в году в ней
происходят замечательные события.
В «Синичкином календаре», с одной стороны, сохраняются все
особенности народной сказки, а с другой стороны, в сказочной форме даются
научные знания о природе. И поведение синички Зиньки помогает автору блестяще
это сделать.
Первая охота
В этой сказке В. В. Бианки рассказывается о защитНЫХ
приспособлениях животных.
В основе сюжета — первая охота неопытного самонадеянного
щенка. Щенок один отправляется в лес. Там он видит вполне реальных жуков,
гусениц, бабочек, ящериц, птиц. Как и положено в сказке, все они разговаривают,
но внешность и поведение их правдоподобны. Реальное тесно переплетается со
сказочным, что делает повествование ещё более увлекательным. Действие
произведения отличается напряжённой динамичностью. Вот щенок встретился с
удодом. Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх
поднял. Смотрит щенок: нет птицы, а лежит на земле пёстрый лоскут, из которого
торчит кривая игла. Удивился щенок: «Куда девался удод?» — и пошёл другую птицу
ловить. Он ещё неопытен, поэтому каждое встреченное им животное легко
ускользает от горе-охотника.
Благодаря сказочному сюжету читатель хорошо усваивает вполне
конкретные научные знания. Под талантливым пером писателя самые обыденные
явления превращаются в яркие и запоминающиеся.
Подводная газета
Н. И. Сладков — автор многочисленных книг о природе. Его
«Подводная газета» — это своеобразная энциклопедия о жизни обитателей рек,
озёр, морей и океанов. Книга очень интересна и познавательна. В ней
рассказывается много любопытного об акулах и осьминогах, китах и тюленях,
карасях и колюшках, черепахах и тритонах, медузах и морских звёздах.
Оказывается, по чешуйкам любой рыбы можно определить, сколько ей лет.
Из этой книги читатель также узнает, что тело человека больше
чем на половину состоит из воды, что кровь солёная, как морская вода, что
когда-то вся нынешняя суша была морским дном, а на самой высокой горе земного
шара Джомолунгме до сих пор находят остатки древних раковин.
«Подводная газета» оформлена как настоящая газета. В ней есть
очерки и небольшие рассказы, есть рубрики, содержащие сообщения подводников,
есть сказки, шутки, загадки и множество рисунков.
Сладков талантливо описывает неповторимую красоту природы,
которую он досконально знает и любит. Главное назначение его произведений —
воспитать в читателе чувство «доброго старшего брата всего живого».
Колюшка-храбрюшка
«Колюшка-храбрюшка», как и все другие замечательные рассказы
Г. Я. Снегирёва, — о жизни природы и животных. Его герои — многочисленные
четвероногие, крылатые и даже… дикорастущие растения. Все они привлекают нас
своей смелостью — смелостью слабого перед сильным. Такова, например, и Колюшка,
не убоявшаяся большой трески и отчаянно бросившаяся в неравный бой. «И совсем
она не колюшка, а храбрюш, — говорит автор.
Писатель с горечью отмечает в своих рассказах, что человек
несёт в мир не только добро. Он, охотник и рыболов, несёт в мир, к сожалению, и
смерть, разрушение. Именно поэтому главной темой всего своего творчества
Снегирёв сделал тему ответственности человека перед природой.
Золотой луг
М. М. Пришвин написал много книг о природе. Своими произведениями
он приближает жизнь природы к жизни детей, стремится сделать её доступной,
интересной и понятной им.
Ярким примером тому служит рассказ «Золотой луг». В нём
описывается день одуванчиков на зелёном лугу. Оказывается, эти скромные, хорошо
известные всем цветы ложатся спать и встают вместе с детьми. Именно поэтому луг
днём кажется золотым, а утром, когда одуванчики ещё не проснулись и их лепестки
сжаты, как пальчики, луг обычный, зелёный.
Писатель сравнивает жизнь одуванчиков с жизнью детей, а их лепестки
— с пальцами. Благодаря такому сравнению цветы кажутся нам живыми.
Произведения Пришвина учат не только наблюдать явления
природы, но и делать из этих наблюдений выводы.
О мальчиках — главных героях нашего рассказа, раскрывших
тайну золотого луга, можно с уверенностью сказать, что они умны и
любознательны, что они относятся к природе любовно и бережно.
Про больших и маленьких
Е. И. Чарушин — известный детский писатель и художник. Он
создавал прекрасные произведения о животных и сам их иллюстрировал. Это в
полной мере относится и к сборнику его рассказов «Про больших и маленьких». В
них Чарушин с огромной любовью описывает детёнышей разных животных, описывает
так, что нельзя не залюбоваться ими. Все малыши славные, смешные, неуклюжие. В
описании их чувствуется нежное и снисходительное отношение автора к его
необыкновенным героям. И в самом деле, разве можно сердиться на глупеньких
медвежат, которые забрались на крыши деревенских домов и начали разбирать
кирпичные трубы?!
Рассказы Чарушина отличаются краткостью, ясностью языка и
увлекательностью сюжета. В них мало действия, звери не говорят, но писатель
мастерски раскрывает их внутреннее состояние, показывает их настроение. Так,
например, ВОЛЧИШКО из одноимённого рассказа завыл ночью в доме человека, ведь
ему в нём тоскливо и страшно, ему хочется убежать к маме-волчице.
Чарушин каждый раз подчёркивает «детскость» в поведении
детёнышей животных, как будто хочет навсегда закрепить в сознании своих
маленьких читателей мысль о бережном отношении к братьям нашим мень-
ШИМ.
стихи
Детки в клетке
«Детки в клетке» С. Я. Маршака — это цикл стихотворных
подписей к картинкам. Каждое стихотворение — яркая характеристика того или
иного животного. Поэт пишет о зверях с любовью и добродушным юмором. Вот что,
например, он говорит о слоне:
дали туфельки слону. Взял он
туфельку одну И сказал: — Нужны пошире И не две, а все четыре.
В своих зарисовках автор приглашает маленького читателя быть
его собеседником:
Взгляни на маленьких совят — Малютки
рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят,
Когда едят,
Они не спят.
Стихи Маршака расширяют представления детей об окружающем
мире, развивают их память, учат думать, сравнивать, анализировать.
Пожар
Чаще всего герои стихов С. Я. Маршака — обычные люди. Но
ситуации, в которых они оказываются, позволяют проявиться высокому,
героическому в их личности. Таков герой поэмы «Пожар». Зовут его Кузьма. Кузьма
спасает девочку — на руках выносит её из пожара. Он ничего не боится,
мужественно борется с огнём:
Он, Кузьма, — пожарный старый,
Двадцать лет тушил пожары.
Сорок душ от смерти спас. Бился с
пламенем не раз.
Борьбу пожарных с пламенем Маршак изображает как
сражение с сильным и коварным зверем, готовым пуститься на все хитрости, лишь
бы спастись.
Основная мысль поэмы «Пожар» — самоотверженность
человека, готового в трудную минуту протянуть руку помощи попавшим в беду
людям.
Фома
Стихотворение С. В. Михалкова написано в форме маленькой
пьесы, в которой преобладает диалог.
Главный герой — Фома — упрямый и недоверчивый. Поначалу
его упрямство проявляется в ситуациях вполне реалистичных: вот он идёт прямо по
лужам, утверждая,
что нет никакого дождя; зимой выходит на
прогулку в трусах; в слоне не желает признавать слона. И даже угодив где-то под
африканским солнцем в пасть крокодилу, он всё равно отказывается в это верить.
К счастью, история с крокодилом оказывается просто страшным сном. После этого,
наверное, упрямству придёт конец. Но нет:
Фома удивлён, Фома возмущён: —
Неправда, товарищи, Это не сон!
Кажется, герой неисправим. Но при всём своём упрямстве Фома
воспринимается нами не злым, а весёлым человеком.
Этим стихотворением Михалков призывает читателя посмотреть на
себя со стороны. А ещё поэт верит в силу слова, поэтому заключительные строки
произведения звучат так:
Ребята,
Найдите такого Фому
И эти стихи
Прочитайте ему.
Мы с приятелем
Сюжет этого произведения С. В. Михалкова немного грустный:
ежей, ужей и птиц, принадлежавших двум друзьям, управдом относит в зоопарк. Но
главное здесь не это. Главное другое:
Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья — Куда он,
Туда и я.
Мальчики верны дружбе, честны, открыты в своих чувствах. А
ещё они великодушны — простили взрослых, забравших у них их любимых животных.
Они даже не обиделись, когда пришли в зоопарк и поняли, что
их друзья — звери и птицы не узнают. Наоборот, они почувствовали что-то новое,
любуясь свободной жизнью своих друзей.
Стихотворение заканчивается так же, как и начинаеТСЯ :
Мы такие с ним друзья — Куда он,
Туда и я!
Именно эти слова выражают основную мысль стихотворения.
Стихотворение написано лёгким, живым языком, оно запоминается
как бы само собой, без малейших на то усилий.
Есть и ещё одна характерная особенность данного произведения.
Это его изобразительность. Только начинаешь читать стихотворение, как тут же
перед тобой предстаёт живая, яркая картина, будто бы сидишь в театре и с
интересом наблюдаеиљ за происходящим на сцене.
Сергей Владимирович Михалков — один из немногих поэтов,
который поэтизирует детский мир, детские мироощуидения .
Дедушка Мазай и зайцы
В этом замечательном стихотворении Н. А. Некрасова
воспевается душевная щедрость таких людей, как дедушка Мазай. Оно написано в
форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своём друге, тоже
охотнике — старом Мазае.
дед Мазай повествует об истории спасения бедных зайчлшек в
половодье. Он плыл по разливијейся реке и подбирал зайчат — кого с островка
снимал, кого с пня. А бревно с десятком сидевших на нём зверюшек пришлось
зацепить багром — в лодку все не поместились бы.
Добрый дед Мазай разговаривает со спасёнными животными,
подбадривает их:
…не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!