Отзыв о произведении Пушкина «Жених»
Произведение С. А. Пушкина «Жених» прекрасно сочетает в себе фольклорные элементы и традиции западноевропейской литературы.
С одной стороны, автору удается детально воспроизвести русский свадебный обряд; с другой, наблюдается обращение к жанровым особенностям, которые можно проследить в балладах И. В. Гетте, Ф. Шиллера, В. Скотта.
Завязкой сюжета баллады стало загадочное исчезновение главной героини («Три дня купеческая дочь/ Наташа пропадала»).
Девушка не рассказывает родителям о том, где была, и что с ней произошло: эта тайна будет раскрыта только в финале произведения. И автор не дает разъяснений – о них читателю придется догадаться.
Именно такая композиция и подобное развитие сюжетной линии является каноническим для жанра.
Образ жениха-разбойника, жестокого убийцы, также не раскрывается до последнего момента. Перед нами «статный, и проворный, не вздорный, не задорный» молодец, который сватается к купеческой дочери.
Все рады такому жениху, только сама героиня понимает, кто он на самом деле и почему выбор пал именно на нее, богатую невесту, – она должна стать следующей жертвой шайки разбойников.
Тайна жениха раскрывается через традиционный для европейской литературы прием – через сон, якобы увиденный Наташей, хотя становится понятным, что все, рассказанное девушкой, происходило наяву.
Зловещее видение полно реалистических красок: героиня теряется в «дремучем лесу», находит пустую избу, полную серебра, злата, дорогих тканей и яств, она, как во многих сказках, прячется от хозяев, поступая при этом инстинктивно благоразумно, поскольку, воспитанная в православии, сразу замечает, что вошедшие в избу молодцы не кланяются, не молятся и не замечают икон.
Наташа видит, как губят девушку, которая пришла в дом вместе с разбойниками. Жених пытается отшучиваться, но купеческая дочь указывает на кольцо убитой в избушке девушки. Эта художественная деталь помогает разоблачить разбойника.
Тут же становится понятно, зачем Наташа просила пригласить на свадьбу суд.
Баллада Пушкина «Жених» — произведение, в котором прослеживаются фольклорные традиции. В основе сюжет лежит свадебный обряд, поэтапно, со всеми деталями и подробностями описанный Пушкиным.
В дом приходит сваха, нахваливая невесту и жениха, обещая девушке богатую жизнь, получает согласие от отца.
Никто не обращает внимания на тревожное состояние Наташи, ее пытаются успокоить – в русских семьях разрешение на брак спрашивали у отца невесты, и его же слово было окончательным.
Девушка не отступает от традиции, но решает именно на свадьбе рассказать о том, кем является ее жених.
Плач подружек невесты, свадебный пир, обращение к жениху – все соответствует русскому обряду.
Написанная в Михайловской ссылке баллада «Жених» — яркое воплощение самобытного гения Пушкина.
Сочетание фольклорных традиций, живой образной речи и европейских литературных канонов поставили это произведение в один ряд с лучшими творениями XIX века.
- Краткие содержания
- Пушкин
- Жених
Купеческая дочь — Наташа, пропала. Девушка вернулась домой лишь к исходу третьего дня. Родители пытались узнать, что случилось, но будучи в состоянии сильного душевного волнения, их дочь ничего не смогла им объяснить.
Прошло время, и Наташа оправилась, вновь стала румяной, повеселела. Однако, опасаясь нарушить ее душевное равновесие, родители более не рискуют задавать ей вопросы.
Однажды девушка сидела у ворот своего дома с подружками. Мимо них проехал на богато убранной тройке молодой человек. Их взгляды встретились, и Наташа обмерла. Она вбежала в дом с криком. Родители задают вопросы пытаясь понять происходящее, но девушка опять замыкается в себе и ничего не говорит.
На следующий день дом Наташиных родителей посещает сваха. Женщина расхваливает Наташу и рассказывает, что на ней хочет жениться один юноша, богатый и умный. Отец одобряет этот брак, он считает, что обзаведясь собственным домом и детьми, Наташа быстрее забудет свои тревоги. Девушка понимает, кто ее жених, и это приводит ее в отчаяние, но идти против воли отца не считает для себя возможным. Она только просит, чтобы на свадебном пире присутствовал судья.
И вот наступает день свадьбы. Невеста за столом не в силах ни есть ни пить, и жених интересуется у нее причиной. В ответ Наташа рассказывает свой сон, который лишил ее покоя. В этом сне девушка зашла в глухой лес, сбившись с тропинки. В темноте она нашла дом, который внутри был полон дорогих вещей.
Далее она услышала шум и спряталась, а в дом вошли 12 мужчин и девушка. Они сели за стол, во главе которого расположились двое братьев и грустная девица. Старший брат, глядя на ее слезы, встает из-за стола и убивает девушку, потом отрезает ей руку, чтобы снять кольцо.
Наташин жених пытается убедить свою невесту, что сон пустой. Но девушка указывает на его руку и спрашивает, чье это у него кольцо. Все присутствующие понимают, что рассказанный сон — это события тех трех дней, когда Наташа исчезла. Разбойник схвачен и тут же предан суду.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным, такова мораль этой сказки.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание для читательского дневника
Купеческая дочь Наташа 3 дня пребывала в состоянии забытья и была сама не своя. Немного придя в себя, вышла с сестрами во двор и увидела лихую тройку, которой управлял молодой мужчина. На следующий день в дом к купцу пришла сваха и договорилась с родителя Наташе о свадьбе богатого боярина, который управлял накануне тройкой, и Наташи. Родителям Наташа не перечит, но на свадьбе грустная. Когда жених спросил почему она не весела. Она рассказала свой сон, который изобличает ее жениха в том, что в лесу он отрубил руку девушке и украл у нее кольцо. Это кольцо у него. И всем понятно, что перед ними преступник.
LiveInternetLiveInternet
«Жених» – сказочная баллада великого русского поэта, драматурга, прозаика, создателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).
По мнению литературоведов, источником для создания «Жениха» послужила сказка братьев Гримм «Жених-разбойник». Александр Пушкин переделал сказку на русский лад, придал ей характерный русский народный стиль, изменил некоторые детали и изложил балладной строфой. В.Г. Белинский писал о сказке: «Эта баллада и со стороны формы, и со стороны содержания насквозь проникнута русским духом, и о ней в тысячу раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». В народных русских песнях, вместе взятых, не больше русской народности, сколько заключено в этой балладе». Сказочная баллада написана в 1825 году. Впервые напечатана в 1827 году в журнале «Московский вестник».
Жених Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. С вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит. Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами. Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица — и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит, И гонит всех, и давит. Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!» Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова. Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом ее Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места. «Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить». Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятенье сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льет остаток чаши На голову Наташи. Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мед варите, Да суд на пир зовите». «Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут. Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны. Жених «А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьет, не ест, не служит: О чем невеста тужит?» Невеста жениху в ответ: «Откроюсь наудачу. Душе моей покоя нет, И день и ночь я плачу: Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя мое родное?» «Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели. И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Все светло и богато». Жених «А чем же худ, скажи, твой сон? Знать, жить тебе богато». Невеста «Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась. Вдруг слышу крик и конский топ… Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп И спряталась за печку. Вот слышу много голосов… Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица девица. Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; а стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица девица. Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье…» Жених «А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье». Невеста «Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюет. Сидит, молчит, ни ест, ни пьет И током слезы точит, А старший брат свой нож берет, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит». «Ну это, — говорит жених, — Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места. Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличен, И скоро смертию казнен. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша. ‹1824›
https://www.culture.ru/books/1026/zhenih
Отзыв
Стиль изложения очень необычен, это придает произведению оригинальность, вызывает к нему дополнительный интерес. Читается стихотворение-баллада на одном дыхании. Очень небольшим количеством слов Александр Сергеевич смог передать очень большую историю с таким глубоким смыслом. В произведении с самых первых строк автор обозначил интригу и держит читателя в напряжении до самого конца, пока вся истина не открывается.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 6 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Сказка о попе и о работнике его Балде – сюжет
Жадный поп хотел подыскать себе работника, который умел бы всё делать, а денег бы много за свой труд не брал. На базаре он случайно встретил рубаху-парня Балду, шатавшегося без дела. Балда согласился год работать на попа, а вместо платы – всего лишь дать в конце года хозяину три щелчка по лбу.
Весь год Балда усердно трудился. Подходило время расплаты, и поп побаивался её. По совету попадьи он решил задать Балде такую службу, которую тот бы не смог исполнить, и под предлогом неисполнения избежать трёх щелчков. Поп поручил Балде взять оброк с живших в море чертей – те, якобы, просрочили его выплату за три года.
Балда пошёл к морю и стал верёвкой мутить его. Из воды вылезли черти. Балда потребовал оброка, но черти сказали, что отдадут его, только если он выиграет у них состязание. Вначале они предложили бежать наперегонки вокруг моря. Балда победил чертей в быстроте бега, пустив вместо себя зайца, которого выдал за своего меньшого брата. Потом Балда взялся соревноваться с чертями в том, кто дальше пронесёт на себе кобылу. Чёрт протащил её на спине лишь три шага. Балда же объявил, что сумеет пронести кобылу не только на спине, но даже между собственных ног: он вскочил на неё верхом и на глазах чертей проскакал с версту.
Признав себя побеждёнными, черти отдали Балде оброк. Тот доставил его попу, который теперь уже не мог уклониться от трёх щелчков по лбу. От первого щелчка Балды поп прыгнул до потолка, от второго потерял дар речи, а от третьего у него вышибло ум.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о попе и о работнике его Балде – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде. Мультфильм
Сказка о царе Салтане – сюжет
Царь Салтан уехал на войну с соседями, а его юная жена в это время родила богатыря-сына. Но царской супруге завидовали две её сестры, служившие во дворце ткачихой и поварихой. Они послали к царю обманное письмо о том, что жена его родила не человека, а «неведому зверушку», а потом подменили ответное послание Салтана, вложив туда приказ посадить царицу «и приплод» в бочку и бросить в Окиян.
Бочку долго носило по волнам – и по молитве несчастной царицы выбросило на пустынный берег. Ставший уже богатырём сын сделал из дубового сука лук и пошёл охотиться. Случайно увидев, как чёрный коршун нападает на плывущую по море лебедь, витязь стрелой убил хищника.
Лебедь оказалась доброй волшебницей. Человеческим голосом она сказала, что теперь всегда будет помогать своему спасителю. По волшебству Лебеди на пустынном острове возник большой и прекрасный город. Царевич сел править им, приняв имя князя Гвидона.
Он тосковал по обманутому отцу. Мимо острова часто проплывали в землю царя Салтана купеческие корабли. Гвидон поручал купцам передать от себя поклон Салтану, не рассказывая, что сам он – Салтанов сын.
Привезённое купцами известие о чудесном городе, который невесть откуда взялся на пустом острове, удивило Салтана. Получив ещё и поклон от Гвидона, он загорелся желанием плыть к нему в гости. Но коварные ткачиха с поварихой несколько раз отговаривали царя, убеждая, что в мире есть другие, ещё более поразительные чудеса: например, белка, которая, сидя под ёлкой, грызёт орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами, или тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин на берега под предводительством дядьки Черномора. Главное же чудо – живущая за морем царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».
По волшебству Лебеди на острове Гвидона появилась сказочная белка с орешками и тридцать три богатыря. Царевной же с месяцем и звездой оказалась сама Лебедь. Она приняла перед князем этот свой истинный облик, и Гвидон женился на ней. Узнав обо всех этих новых чудесах, царь Салтан перестал слушать уговоры ткачихи с поварихой и приплыл к Гвидону с флотом. Ступив на остров, царь сразу узнал жену и сына. Их встреча была отпразднована весёлым пиром.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о царе Салтане – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о царе Салтане. Мультфильм
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – сюжет
Царица родила мужу-царю дочь и умерла после родов. Через год царь женился на злой и коварной красавице, которая то и дело смотрелась в волшебное зеркальце, умевшее говорить. Зеркальце убеждало свою владелицу-государыню, что она «на свете всех милее, всех румяней и белее».
Во дворце росла и юная царевна, став наконец краше своей мачехи. Зеркальце начало говорить той, что первая красавица в свете – уже не она, а её молодая падчерица. Царица в злобе приказала сенной девушке Чернавке отвести царевну в лес, связать её там и бросить на съедение волкам. Однако Чернавка из жалости просто оставила девушку в чаще, не связывая её.
Царевна пошла по лесу и набрела на высокий, красивый терем. В нём жили семь храбрых братьев-богатырей, которые с радостью поселили работящую и добрую красавицу у себя как сестру.
Однако злая мачеха вскоре узнала от волшебного зеркальца, что падчерица её не умерла и живёт в лесном тереме. Она подослала туда под видом нищенки старуху с отравленным яблоком. Откусив кусок яблока, царевна умерла. Семь богатырей положили её в хрустальный гроб и подвесили тот в скрытой от людских глаз пещере на шести чугунных цепях, прикреплённых к столбам.
Царевну искал по всем свету её бывший жених, королевич Елисей. Он долго не мог найти невесту. Ни солнце, ни месяц не заглядывали в пещеру с гробом, и не могли сказать королевичу, где сейчас его суженая. Елисей узнал про это только от ветра, который веет везде.
Прискакав в пещеру, он в глубоком горе пал на гроб и разбил его лбом. Мёртвая царевна вдруг ожила. Елисей с ликованием повёз её в столицу играть свадьбу, а злая мачеха умерла от зависти.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мультфильм
Сказка о рыбаке и рыбке – сюжет
Бедный старик-рыбак, живший со своей старухой в лачуге у моря, поймал однажды золотую рыбку. Та заговорила с ним человеческим голосом и обещала большую награду, если старик отпустит её. Добрый рыбак отпустил рыбку даром, но дома жена, узнав об этом, изругала его: «Ты, дурачина и простофиля, не мог выпросить у рыбки даже нового корыта вместо нашего, расколотого».
Старик пошёл к морю, позвал рыбку и попросил у неё корыто. Рыбка исполнила его желание. Однако корыстная старуха велела, чтобы старик выпросил у рыбки ещё и новую избу. Получив избу, она захотела стать из крестьянки столбовой дворянкой, а потом и вольной царицей.
Рыбка выполнила и эти просьбы. Но старуха, которая теперь жила во дворце, окружённая боярами и дворянами, под конец возжелала стать владычицей морской, и чтобы рыбка была у неё на посылках.
Услышав от рыбака об этой новой прихоти, рыбка молча скрылась в волнах. Старик отправился домой – и увидел на месте дворца свою прежнюю жалкую лачугу и жену, сидевшую у старого разбитого корыта.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о рыбаке и рыбке – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Мультфильм
Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. С вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит. Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами. Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица – и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит, И гонит всех, и давит. Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! – говорит, – Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!» Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова. Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом ее заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный. Богат, умен, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живет, не беспокоясь; А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые. Катаясь, видел он вчера Ее за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места. «Согласен, – говорит отец; – Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить». Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет – Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятенье сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льет остаток чаши На голову Наташи. Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мед варите, Да суд на пир зовите». «Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» – И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут. Вот и жених – и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.Жених
«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьет, не ест, не служит: О чем невеста тужит?» Невеста жениху в ответ: «Откроюсь наудачу. Душе моей покоя нет, И день и ночь я плачу: Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя мое родное?» «Мне снилось, – говорит она, – Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели. И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу – молчат. Зову – Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу – В избе свеча горит; гляжу – Везде сребро да злато, Все светло и богато».Жених
«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать, жить тебе богато».Невеста
«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась. Вдруг слышу крик и конский топ… Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп И спряталась за печку. Вот слышу много голосов… Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица девица. Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица девица. Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье…»Жених
«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».Невеста
«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюет. Сидит, молчит, ни ест, ни пьет И током слезы точит, А старший брат свой нож берет, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит». «Ну это, – говорит жених, – Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места. Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. – Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличен, И скоро смертию казнен. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.
30 июля 1825 г.
Жанр стихотворения: баллада.
Анализ стихотворения Пушкина «Жених»
Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.
После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.
В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «Жених», увидевшего свет в 1825 году.
Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.
У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.
Баллады ✑
Содержание:
- 1 Читательский дневник по стихотворению «Жених» Пушкина
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Однажды купеческая дочь Наташа забрела в дремучий лес. Три дня ее искали огорченные родители. Наконец, она сама явилась в дом. Но говорить, где была, что видела – отказалась. Со временем это происшествие забылось, жизнь вошла в свою колею. Повеселевшая Наташа с сестрами сидела у ворот родного дома. Мимо, распугивая народ, промчалась «лихая тройка с молодцом». Парень и девушка обмениваются взглядом – и Наташа мгновенно узнает в нем кого-то страшного. Вновь семья пытается выпытать ее тайну, но девушка лишь плачет и отмалчивается.
Утром в дом заглядывает сваха. Наташа пришлась по сердцу лихому молодцу. Сваха нахваливает его богатство и щедрость. Самые лучшие украшения и дорогие наряды будут брошены к ее ногам. Купец доволен претендентом на руку дочери и дает добро на их брак. Кажется, лучшего жениха и не сыскать. Наконец, Наташа соглашается исполнить волю отца. И ставит лишь одно условие: пусть свадебный пир будет на весь мир. «Да суд на пир зовите».
За праздничным столом жених досадует на грустную невесту. Наташа отвечает, что ее гнетет один кошмарный сон. Как будто бы она гуляла в лесу да заблудилась. Долго она плутала, пока не набрела на избушку. А в ней – чего только нет: горы серебра и злата, дорогие ткани, прочие товары. Жених Наташи замечает, что сон этот – к богатству. Наташа продолжает свой рассказ: у крыльца раздался шум. Она прячется за печку. «Двенадцать молодцов» с красавицей девицей вошли в избу. И сразу сели ужинать, не помолясь на святые иконы. Начался разбойничий кутеж. Жених вновь в нетерпении перебивает невесту: сон к веселью, что плохого.
Между тем, незнакомка из сна ни ест, ни пьет, и только слезы текут по милому лицу. Самый старший из пирующих девушку убивает. Более того – рубит ей правую руку, где красуется дорогое кольцо. Жених на месте не сидит: сон просто выдумка. Тогда Наташа взглядом пытается устыдить злодея. «С чьей руки у тебя кольцо?» Такой простой вопрос повергает жениха в ужас. Народ его вяжет, а суд приговаривает к казни. Слухи о храбрости и находчивости Наташи расходятся по всей округе.
Читательский дневник по стихотворению «Жених» Пушкина
Сюжет
Дочка купца Наташа ушла на прогулку – и пропала. Пришла сама через три дня, но никому не выдала, где была и что делала. Со временем эта история забылась. Но однажды мимо дома Наташи проехала богатая тройка, которой правил лихой молодец. Он с первого взгляда влюбился в девушку. А ей самой этот взгляд напомнил страшную тайну. Утром от парня пришла сваха. Отец дает согласие на брак. Наташа просит на торжество позвать множество гостей.
За столом жених хмурится: невеста ему не рада. В ответ на расспросы она рассказывает «недобрый сон». Будто заблудилась она в лесу и попала в избу, полную несметных сокровищ. А спрятавшись, стала свидетельницей убийства: в избу явились пировать двенадцать разбойников с пленницей. Один из них убил незнакомку и отсек ей руку с кольцом. Жених трижды перебивает рассказ Наташи, сводя его к шутке. Но вопрос: «с чьей руки твое кольцо?» его разоблачает. Гости на свадьбе хватают злодея. Вскоре его казнят. А слава о смелой Наташе идет по всей округе.
Отзыв
Сказка учит не отчаиваться в безвыходной ситуации: девушка не нарушила родительскую волю, но и женой злодея не стала. Находчивость помогла героине изобличить убийцу и самой не пострадать. Тайное всегда становится явным, а зло не остается безнаказанным. За свои поступки человек будет должен отвечать. Кровавое богатство не приносит счастья.