Отзыв по рассказу колотый сахар

«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского

История создания

Рассказ «Колотый сахар» датируется 1938 г. Он был издан в сборнике «Повести и рассказы» в 1939 г. Но ещё в 1937 г. рассказ под названием «Гостинец» появился в газете «Правда». Он был написан к 100-летию со дня смерти Пушкина.

Паустовский побывал на севере, в Мурманске и Карелии, несколько раз. Очевидно, в рассказе упоминается последняя поездка 1935 г., летняя.

Литературное направление и жанр

Паустовский – писатель 20 века, которому удалось не быть соцреалистом. Он даже не пытался им быть, наследуя в своём творчестве традиции реалистов 19 века. Современному читателю текст Паустовского порой кажется даже слишком смелым. Критике в рассказе подвергается только государственный функционер, в то время как остальные герои, включая советского милиционера, представляются людьми симпатичными и душевными. В маленьком рассказе изображены типичные жители маленького северного городка (старуха и её тихая внучка, милиционер, удящие рыбу мальчишки), приехавшие на отдых девушки – дочери капитанов, рассказчик, государственный функционер и старик-песенник. По соотношению душевных и бездушных людей, а также по социальной принадлежности той и другой группы читатель может делать вывод обо всём советском обществе. Но, очевидно, такая аналогия не бросалась в глаза в 1938 г. Ещё более смелым было сделать носителем русской души и истории русского песенника. Паустовский не мог не знать о расстрельном съезде украинских бандуристов – носителей украинского духа и украинской истории. После 1933 г. даже бандура и кобза был признаны классово чуждыми.

Тема и проблематика

Несмотря на острую социальную проблематику, которая прочитывается в подтексте, рассказ был напечатан. Очевидно, цензура посмотрела на героев глазами гуманиста Паустовского и увидела в рассказе только психологическую проблематику, которая в нём тоже есть. Если посмотреть на рассказ с этой точки зрения, то все его герои, советские люди, хороши. Все они умеют видеть красоту природы и человеческой души, ценят друг друга и заботятся друг о друге. Все, кроме стриженного бобриком функционера. Род занятий отрицательного героя неважен, а основная мысль рассказа о красоте человеческих отношений состоит в том, что умение видеть красоту мира – основа красоты души человека.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит северным летом в городке Вознесенье на Онежском озере и занимает менее суток. Рассказчик приплыл на пароходе и пошёл искать ночлег в городе. За ним увязался другой приезжий.

Приют рассказчику дала живущая в бревенчатом доме старуха. У нее уже остановился старик-странник. Спутник рассказчика спросил у старика документы, а когда тот отказался их предъявить, пошел за милиционером.

Милиционеру старик сначала рассказал историю о своём деде, певуне-ямщике Прохоре Федосьеве.

Этот рассказ в рассказе – сердцевина произведения Паустовского. Дед встречался с Пушкиным, когда тот был в ссылке в Михайловском под надзором монахов Святогорского монастыря в 1825-1826 гг. Возможно, речь идёт о других приездах Пушкина в Михайловское, где он бывал в 1827, 1834 и 1836 гг. Дед пел Пушкину любимую песню поэта. Ямщицкая песня описывает огромное холодное пространство русской жизни, омытое слезами живущих в нём людей. Это ключ к пониманию рассказа: умение видеть скромную красоту рождается из неярких пространств, холодов и нужды родины, сочувствия к человеку. Так же рождается и песня.

В следующий раз Прохор Федосьев пел Пушкину в 1837 г., когда того в обвязанном верёвками гробу везли из Петербурга в Михайловское. Он пел всю дорогу, несмотря на то что жандарм бил его ножнами в спину, и на всю жизнь потерял голос.

Рассказав историю своего деда, старик представился как собиратель песен и собирался предъявить свой документ, но милиционер отказался: «Я тебя и так вижу». А спутнику рассказчика милиционер посоветовал идти ночевать в дом колхозника. Так была восстановлена гармония в гостеприимном доме в городке Вознесенье, откуда на следующий день уплыл на пароходе рассказчик.

Название рассказа на первый взгляд кажется случайным. В завязке рассказа старуха-хозяйка сокрушается, что забыла купить сахар, а в развязке милиционер передаёт её внучке гостинец для собирателя песен – свёрток сахара и баранки.

Почему сахар колотый? Это было доступное лакомство тех времён, подобное современным конфетам, его ели с чаем вприкуску.

Герои рассказа

Главный герой – песенник Александр Федосьев, который рассказывает историю двух встреч своего деда с Пушкиным. Сначала главный герой описан глазами рассказчика как худой пыльный старик с почти белыми, как у слепого, глазами. Бабушка, хозяйка дома, характеризует его как бездомного, бродячего старика, с которого нет спроса.

Старик рассказывает о себе, что родом он отовсюду, нигде нет для него чужбины. Зовут его Александром, а по роду деятельности он сеятель и собиратель. В молодости он сеял и собирал хлеб, а нынче – сеет доброе слово и собирает «иные чудеса». Как становится понятным, эти чудеса – душевное отношение других людей.

Старик собирает песни, ходит промеж людей и поёт их. Удивительно, но этот мудрый человек неграмотен, говорит он скупо, зато афоризмами: «В отделение мы всегда с тобой успеем», «Жизнь моя чистая, ее не запутаешь», «Всё от сердца надо делать», «Песенную силу беречь надо», «Какой народ петь не любит – плёвый тот народ, нету у него правильного жизненного понятия», «Голос беречь надо, он не зря человеку даден».

Он действительно «чуждый старик», как называет его бюрократ. Чуждый всякому бездушью, формализму и бюрократизму.

Последнюю в рассказе характеристику деду, любящему до слёз природу и людей, саму жизнь, даёт старуха-хозяйка: «Живи, желанный. У тебя лёгкая жизнь, простая, таким только и жить».

Тихая светлоглазая девочка – воплощение женского материнского начала. Она баюкает тряпичную куклу, позволяет переночевать путникам. Именно ей милиционер вручает колотый сахар.

Её бабушка гостеприимна, и всех гостей она называет желанными, дорогими гостями. Она защищает странника, а не только молча сочувствует ему, как внучка.

Вихрастый веснушчатый милиционер, в отличие от бюрократа, — человек душевный.

Он только кажется суровым и употребляет канцеляризмы «по долгу службы», когда приказывает старику: «Выясняй свою личность! Налаживай документы». Но не бумажка важна для милиционера. Послушав историю старика, милиционер отказывается смотреть документы: «Я тебя и так вижу». Милиционер воспринимает как чуждый элемент не старика, которого называет дедушкой, а «гражданина» бюрократа, которого вежливо провожает в дом колхозника – клуб того времени. Там, в бюрократической бездушной обстановке, ему «способнее».Важнейший герой в рассказе – Пушкин. Он, как и песня – душа народа. Недаром от общения с ним дед песенника, Прохор Федосьев, стал весёлый, как хмельной, а слова Пушкина были для него лучше всякой песни. Для царя и жандармов даже мёртвый Пушкин представлял опасность. Прохор Федосьев пел мёртвому Пушкину «от сердца», отдав в жертву свой голос.

Всем хорошим людям противопоставлен единственный отрицательный герой – стриженный бобриком толстый равнодушный человек, ехавший на реку Ковжу по лесным делам. Он увязался за рассказчиком, ищущим в полночь в городке ночлега. Важнейшая его характеристика – речь, косноязычная, как у бесталанного хозяйственника. Он использует клише и штампы официально-делового стиля, лишённого душевности и красоты. Только одна его фраза, произнесённая бюрократическим языком, даёт возможность песеннику дать точную характеристику равнодушному человеку: «Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят». Старик называет его сырым, неспелым человеком, от которых в жизни бывает одна суета.

Старик даже жалеет такого бездушного человека: «Эх, горе! Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».

Художественное своеобразие

Рассказ начинается идиллическим пейзажем северного лета. Этот пейзаж серебряный, белый, наполненный бесцветным блеском (эпитеты). Это пейзаж полутонов, где белые ночи подобны коротким дням и сливаются в сумерки. Солнце на севере скромное, будто просвечивает через толстое стекло, как зима просвечивает сквозь летнее непрочное тепло. Лето наполнено сияющей тихой водой, озёра похожи на зеркала и весь мир кажется белым. Небо туманное и зеленеющее, так что одинокая туманная звезда кажется очень большой, а озеро тусклым. Такой же неяркий и день, уходящий в солнечный туман, в тишину и даль летнего дня.

Под стать пейзажу, в котором преобладают отсветы и блеск, тихие неяркие жители городка. Мальчишки белобрысы и говорят шепотом, чтобы не спугнуть рыбу, девочка у калитки бревенчатого дома тихая и светлоглазая, глаза старика-песенника белые, как у слепого.

Белые ночи северного лета накладывают отпечаток на внешность и поведение жителей. «Северным летом люди долго не спят», лица девушек белой ночью кажутся бледными от волнения, печальными и красивыми. Эти две молчаливые девушки, которые ходят в сумерках обнявшись, воплощают потребность человека в дружбе и понимании, соединении с близкими и природой.

Главный герой рассказа не разделяет природу и людей, для него всё это прекрасно: «Как гляну на леса, на светлую воду, на ребят да на травы – прямо силы нет помирать». Эта мысль полностью совпадает с ощущением уезжающего из городка рассказчика, который сравнивает неяркое и застенчивое северное лето со светлоглазыми здешними детьми.

В рассказе почти ничего не происходит, в нём всё статично: вот мальчишки и вихрастый милиционер удят рыбу. Вот девочка баюкает куклу. Две девушки смотрят у калитки на тусклое озеро. Сидит, прислонившись к стене, худой и пыльный старик. Жизнь северного городка – это ряд сменяющих друг друга акварельных зарисовок. Единственное тёмное пятно в белёсом пейзаже – чёрные поплавки, к которым прикованы взгляды мальчишек. В статичном поведении людей тоже есть такое исключение – это милиционер. Он рыжий и вихрастый, совершает множество дел: то ловит рыбу с мальчишками, поругивая их за курение, то приходит проверить документы, а в конце приносит в дом, где остановился старик-песенник, гостинец – колотый сахар. И снова уходит по делу – становиться на пост. Эта бурная внешняя деятельность оттеняет статичность и тихую душевную работу остальных героев.

  • «Старый повар», анализ рассказа Паустовского

  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского

  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского

  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского

  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского

  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского

  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского

  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского

  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Литературное направление и жанр

Паустовский – писатель 20 века, которому удалось не быть соцреалистом. Он даже не пытался им быть, наследуя в своём творчестве традиции реалистов 19 века. Современному читателю текст Паустовского порой кажется даже слишком смелым. Критике в рассказе подвергается только государственный функционер, в то время как остальные герои, включая советского милиционера, представляются людьми симпатичными и душевными. В маленьком рассказе изображены типичные жители маленького северного городка (старуха и её тихая внучка, милиционер, удящие рыбу мальчишки), приехавшие на отдых девушки – дочери капитанов, рассказчик, государственный функционер и старик-песенник. По соотношению душевных и бездушных людей, а также по социальной принадлежности той и другой группы читатель может делать вывод обо всём советском обществе. Но, очевидно, такая аналогия не бросалась в глаза в 1938 г. Ещё более смелым было сделать носителем русской души и истории русского песенника. Паустовский не мог не знать о расстрельном съезде украинских бандуристов – носителей украинского духа и украинской истории. После 1933 г. даже бандура и кобза был признаны классово чуждыми.

История странника

Кульминационным моментом в кратком содержании «Колотый сахар» Паустовского является рассказ старика о его жизни. То лицо привело милиционера для выяснения личности бездомного Александра. Но прежде чем показать документы, тот попросил выслушать свою историю.

Деда его звали Прохором, и был у него великий дар — пение. Человек свой голос беречь должен, да вот только Прохор не уберег его — сорвал. Как-то раз на ярмарке он познакомился с А.С. Пушкиным. Поэт, заслушавшись Прохора, предложил пойти в питейное заведение. И беседовали они до самой ночи. Вернулся дед хмельной, веселый, но не от вина, а от красоты слов, которыми разговаривал с ним Пушкин.

Однажды среди ночи подняли деда по служебному распоряжению. Увидел он странный гроб, который был веревками увязан, спросил Прохор у жандармов, кто там лежит. И услышал, что Пушкин — застрелили его на дуэли. Повез дед его и так горестно, печально ему стало, что он не выдержал и запел. А морозная ночь стояла. Вернулся Прохор, а оказалось, что голос он сорвал, и с тех пор говорил только шепотом.

Задела эта история милиционера, проникся он добрыми чувствами к старику и не стал удостоверение его смотреть. Рассказчик решил посмотреть и увидел, что старик оказался собирателем народных песен, сказок. Когда гости ушли, мудрый старец сказал, что плохо, когда у человека черствая душа — от этого жизнь теряет все свои краски.

колотый сахар краткое содержание брифли

Тема и проблематика

Несмотря на острую социальную проблематику, которая прочитывается в подтексте, рассказ был напечатан. Очевидно, цензура посмотрела на героев глазами гуманиста Паустовского и увидела в рассказе только психологическую проблематику, которая в нём тоже есть. Если посмотреть на рассказ с этой точки зрения, то все его герои, советские люди, хороши. Все они умеют видеть красоту природы и человеческой души, ценят друг друга и заботятся друг о друге. Все, кроме стриженного бобриком функционера. Род занятий отрицательного героя неважен, а основная мысль рассказа о красоте человеческих отношений состоит в том, что умение видеть красоту мира – основа красоты души человека.

Домик старушки

В кратком содержании «Колотый сахар» важным моментом является тот, когда рассказчик увидел небольшой бревенчатый домик. У калитки сидела девочка со светлыми глазами и баюкала свою тряпичную куклу. Он спросил, можно ли переночевать в их домике, девочка только кивнула и провела его внутрь. Не отставал от рассказчика и человек со стрижкой бобриком.

В горнице они увидели старушку в железных очках и прислонившегося к стене старика. Он был очень худ, и по его одежде было видно, что он много ходит, потому что она была вся в пыли. Тем временем девочка сказала своей бабушке, что один из вошедших просится заночевать.

Старушка поклонилась в пояс и радушно пригласила остаться в ее домике, хотя из-за тесноты придется спать на полу. Говорила она нараспев. В это время в разговор вступает незнакомец.

Константин Паустовский колотый сахар краткое содержание

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит северным летом в городке Вознесенье на Онежском озере и занимает менее суток. Рассказчик приплыл на пароходе и пошёл искать ночлег в городе. За ним увязался другой приезжий.

Приют рассказчику дала живущая в бревенчатом доме старуха. У нее уже остановился старик-странник. Спутник рассказчика спросил у старика документы, а когда тот отказался их предъявить, пошел за милиционером.

Милиционеру старик сначала рассказал историю о своём деде, певуне-ямщике Прохоре Федосьеве.

Этот рассказ в рассказе – сердцевина произведения Паустовского. Дед встречался с Пушкиным, когда тот был в ссылке в Михайловском под надзором монахов Святогорского монастыря в 1825-1826 гг. Возможно, речь идёт о других приездах Пушкина в Михайловское, где он бывал в 1827, 1834 и 1836 гг. Дед пел Пушкину любимую песню поэта. Ямщицкая песня описывает огромное холодное пространство русской жизни, омытое слезами живущих в нём людей. Это ключ к пониманию рассказа: умение видеть скромную красоту рождается из неярких пространств, холодов и нужды родины, сочувствия к человеку. Так же рождается и песня.

В следующий раз Прохор Федосьев пел Пушкину в 1837 г., когда того в обвязанном верёвками гробу везли из Петербурга в Михайловское. Он пел всю дорогу, несмотря на то что жандарм бил его ножнами в спину, и на всю жизнь потерял голос.

Рассказав историю своего деда, старик представился как собиратель песен и собирался предъявить свой документ, но милиционер отказался: «Я тебя и так вижу». А спутнику рассказчика милиционер посоветовал идти ночевать в дом колхозника. Так была восстановлена гармония в гостеприимном доме в городке Вознесенье, откуда на следующий день уплыл на пароходе рассказчик.

Название рассказа на первый взгляд кажется случайным. В завязке рассказа старуха-хозяйка сокрушается, что забыла купить сахар, а в развязке милиционер передаёт её внучке гостинец для собирателя песен – свёрток сахара и баранки.

Почему сахар колотый? Это было доступное лакомство тех времён, подобное современным конфетам, его ели с чаем вприкуску.

Немного о северном лете

Краткое содержание «Колотого сахара» следует начать с того, что рассказчик — это неутомимый путешественник. И северным летом он оказывается в городке Вознесенье, который находился рядом с Онежским озером. Первые, кто ему встретились — это мальчишки, удившие рыбу, а неподалеку от них был милиционер с вихрами и веснушками.

Светившая луна, по наблюдениям рассказчика, была не нужна в те дни — на севере уже наступили белые ночи. Северное лето — удивительное, загадочное и прекрасное. Солнечный свет превращает озера в огромные чистые зеркала, а его сияние напоминает о том, что зима лишь на время спряталась и скоро снова подует морозной свежестью.

колотый сахар краткое содержание

Герои рассказа

Главный герой – песенник Александр Федосьев, который рассказывает историю двух встреч своего деда с Пушкиным. Сначала главный герой описан глазами рассказчика как худой пыльный старик с почти белыми, как у слепого, глазами. Бабушка, хозяйка дома, характеризует его как бездомного, бродячего старика, с которого нет спроса.

Старик рассказывает о себе, что родом он отовсюду, нигде нет для него чужбины. Зовут его Александром, а по роду деятельности он сеятель и собиратель. В молодости он сеял и собирал хлеб, а нынче – сеет доброе слово и собирает «иные чудеса». Как становится понятным, эти чудеса – душевное отношение других людей.

Старик собирает песни, ходит промеж людей и поёт их. Удивительно, но этот мудрый человек неграмотен, говорит он скупо, зато афоризмами: «В отделение мы всегда с тобой успеем», «Жизнь моя чистая, ее не запутаешь», «Всё от сердца надо делать», «Песенную силу беречь надо», «Какой народ петь не любит – плёвый тот народ, нету у него правильного жизненного понятия», «Голос беречь надо, он не зря человеку даден».

Он действительно «чуждый старик», как называет его бюрократ. Чуждый всякому бездушью, формализму и бюрократизму.

Последнюю в рассказе характеристику деду, любящему до слёз природу и людей, саму жизнь, даёт старуха-хозяйка: «Живи, желанный. У тебя лёгкая жизнь, простая, таким только и жить».

Тихая светлоглазая девочка – воплощение женского материнского начала. Она баюкает тряпичную куклу, позволяет переночевать путникам. Именно ей милиционер вручает колотый сахар.

Её бабушка гостеприимна, и всех гостей она называет желанными, дорогими гостями. Она защищает странника, а не только молча сочувствует ему, как внучка.

Вихрастый веснушчатый милиционер, в отличие от бюрократа, — человек душевный.

Он только кажется суровым и употребляет канцеляризмы «по долгу службы», когда приказывает старику: «Выясняй свою личность! Налаживай документы». Но не бумажка важна для милиционера. Послушав историю старика, милиционер отказывается смотреть документы: «Я тебя и так вижу». Милиционер воспринимает как чуждый элемент не старика, которого называет дедушкой, а «гражданина» бюрократа, которого вежливо провожает в дом колхозника – клуб того времени. Там, в бюрократической бездушной обстановке, ему «способнее».Важнейший герой в рассказе – Пушкин. Он, как и песня – душа народа. Недаром от общения с ним дед песенника, Прохор Федосьев, стал весёлый, как хмельной, а слова Пушкина были для него лучше всякой песни. Для царя и жандармов даже мёртвый Пушкин представлял опасность. Прохор Федосьев пел мёртвому Пушкину «от сердца», отдав в жертву свой голос.

Всем хорошим людям противопоставлен единственный отрицательный герой – стриженный бобриком толстый равнодушный человек, ехавший на реку Ковжу по лесным делам. Он увязался за рассказчиком, ищущим в полночь в городке ночлега. Важнейшая его характеристика – речь, косноязычная, как у бесталанного хозяйственника. Он использует клише и штампы официально-делового стиля, лишённого душевности и красоты. Только одна его фраза, произнесённая бюрократическим языком, даёт возможность песеннику дать точную характеристику равнодушному человеку: «Такого, как ты, ни сон, ни ум не обогатят». Старик называет его сырым, неспелым человеком, от которых в жизни бывает одна суета.

Старик даже жалеет такого бездушного человека: «Эх, горе! Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».

Поиск ночлега

В кратком содержании «Колотого сахара» нужно отметить, что встреча рассказчика и одного из действующих лиц случилась тогда, когда путешественник искал ночлег. Он отправился в город, а следом за ним шел весьма упитанный человек со стрижкой бобриком. Сразу же рассказчик увидел равнодушие, которое исходило от этого неизвестного. Этому толстячку было нужно поехать на реку Ковжу по каким-то лесным делам.

Этот человек был занят только своими делами, говорил косноязычно и был скучен. Рассказчику показалось, что даже небо становилось бледнее только потому, что его разговоры были скучны.

Паустовский колотый сахар краткое содержание

Добрый поступок

Заканчивается краткое содержание «Колотого сахара» Паустовского тем, что когда рассказчик пил чай с бабушкой и стариком, к девочке подошел тот веснушчатый милиционер. Он отдал ей колотый сахар и баранки и велел передать дедушке, а сам он ушел — ему надо было приступать к своим обязанностям.

Старик обрадовался доброму поступку милиционера и сказал, что из-за людской доброты ему хочется жить дальше. Бабушка ему ответила, что такие добрые и чистые люди, как он, долго живут на свете. Потом рассказчик уехал в другой город и во время плавания наблюдал за северным летом.

Можно прочитать краткое содержание «Колотого сахара» на «Брифли», но лучше ознакомиться с рассказом полностью. Он небольшой, но, прочитав его, захочется стать лучше и сделать этот мир чуточку прекраснее.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

О чём рассказ Паустовского «Колотый сахар»? Почему так называется?

2 ответа:



1



0

Интересный рассказ Паустовского «Колотый сахар«, в котором сам колотый сахар вроде бы играет второстепенную роль. Главная идея этого рассказа в возможности преображения человеческой души и эпиграфом к рассказу могли бы стать слова главного героя — старика Александра Федосьева- Нет хуже, чем когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы. Автор представляет нам двух героев: одного- путника, желающего найти ночлег- человека кичливого, с большими претензиями к окружающим, у него-то и была душа сухой, не способной ни на какие переживания. Второй герой- милиционер, на первых порах стремящийся показать свою значимость. Именно на его примере показано, как может измениться душа человека от сопереживания другим. Если она не «сухая», то быстро умягчается, способна на жалость и переживание. Милиционер внимательно выслушал рассказ старика о том, что его дед-ямщик был знаком с Пушкиным, подружился с ним, пел ему свои песни. Спустя годы после знакомства с Пушкиным случилось, что зимней ночью к нему обратились перевезти гроб, в котором лежало тело любимого поэта. Эта весть потрясла ямщика, он вёз драгоценный груз, а сам от горя не переставал петь полюбившуюся при жизни поэта песню. Простудившись в эту ночь, ямщик «потерял» голос. Рассказ тронул душу милиционера и после его прослушивания он отказался от принятого ранее решения отвести рассказчика в отделение, а уведя из дома путника, на которого рассказ не произвёл такого впечатления, принёс хозяевам колотый сахар к чаю.



1



0

В произведении «Колотый сахар» автор рассказывает, как однажды был в поездке и, оставшись на ночлег у одной старушки, он увидел там старика. Он описывает воспоминание старика о своём дедушке, о том, как тот, будучи ямщиком, любил петь. Однажды ему посчастливилось познакомиться с самим Пушкиным и петь ему дважды. Первый раз, когда они вместе сидели в заведении питейном, а другой, когда вёз на своих санях гроб с покойным Пушкиным, тогда-то дед застудился и голос потерял.

Старик это рассказывает милиционеру, приведённому человеком, стриженым бобриком, которому старик не понравился. Милиционер, выслушав рассказ старика, посоветовал другое место ночлега суетливому толстому гражданину, а сам передал после в гостинец баранки и колотый сахар.

Теперь подумаем, почему же так называется произведение. Вроде сахар и ни при чём, и как бы название немного разнится с текстом произведения, но, по-моему, смысл названия в том, что милиционер проникся уважением к старику, поэтому как-то хотел подсластить его жизнь и как-то показать к нему своё расположение и понимание.

Читайте также

Напишем два варианта краткого содержания рассказа Паустовского «Теплый хлеб».

Первое, которое можно прочитать за несколько минут:

В деревне Бережки остается раненый конь, который живет у мельника Панкрата. Коня все жалеют и не обижают, когда он просит у кого-нибудь кусок хлеба.

Но здесь живет и мальчик Филька, которого в народе зовут «Ну тебя», неразговорчивый и вечно угрюмый. Однажды зимой, когда стояла теплая погода, Филька разозлился на коня, и вместо того, чтобы дать тому хлеба, швырнул горбушку далеко в снег. Конь от обиды заплакал и случилось странное — погода сразу изменилась. Подул холодный ветер и так приморозило, что замерз пруд у мельницы, а значит деревне грозил голод.

Бабушка рассказала Фильке, что когда-то был такой же страшный мороз и деревня вымерла. Тогда одноногому солдату злой человек не дал хлеба и солдат проклял деревню.

Филька решает, что это он виноват в холодах и идет к Панкрату. Он винится перед мельником и тот советует ему что-то придумать. Филька решает созвать ребят и раздолбить лед.

Все вместе ребята и взрослые ломают лед, а в это время наступает тепло.

Филька мирится с конем, отдает ему свежий, только испеченный хлеб.

<hr />

Теперь краткое содержание в 6 предложений для читательского дневника:

  1. Раненый конь остается в деревне
  2. Филька обижает коня, бросив хлеб в снег
  3. Страшные морозы обрушиваются на деревню
  4. Бабушка рассказывает о проклятье солдата-инвалида
  5. Филька винится перед Панкратом и вместе с ребятами долбит лед.
  6. Филька мирится с конем.

Литературное чтение 4 класс.

Тест к рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» с ответами по вариантам:

Вариант 1/2.

  1. Кто автор рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Константин Паустовский)/ Какой жанр произведения «Корзина с еловыми шишками»? (рассказ)
  2. Какая тема произведения «Корзина с еловыми шишками? (о природе)/»Корзина с еловыми шишками» — это проза или поэзия? (проза)
  3. Как зовут главную героиню произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Дагни Педерсон)/ Как зовут главного героя произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Эдвард Григ)
  4. Где происходит действие произведения? (Норвегия, город Берген и его окрестности)/ Какой город упоминается в произведении (Берген, Норвегия)
  5. Какое время года было, когда Дагни и Григ встретились в лесу? (осень)/ Какое время года было, когда Григ писал музыку? (зима)
  6. Кто был любимым слушателем для Грига? (сверчок, Золушка, матросы, прачка, снег)/ Как долго Григ писал музыку для Дагни? (более месяца)
  7. Какая главная мысль произведения «Корзина с еловыми шишками»? (жизнь прекрасна)/Чему учит произведение «Корзина с еловыми шишками»? (любить жизнь, чувствовать музыку)

Рассказ-сказка К.Паустовского «Теплый хлеб» был написан в 1954 году.

В первую очередь поражает стиль написания рассказа, он сказочно-былинный, протяжный. Характеры главных героев рассказа «Теплый хлеб» Фильки и Панкрата написаны крупными мазками. Красивое описание природы, морозной зимы, заснеженного леса. Рассказ «Теплый хлеб» очень трогательный и поучительный: Мальчик Филька обидел раненого коня, жившего в деревне, не дал хлеба и ударил его. На деревню напала стужа, люди могли умереть с голоду. Филька чувствовал, что природа гневается на него за грубый поступок и решает исправить свою вину — он с ребятами раскалывает лед на речке, чтобы запустить скованную льдом мельницу. Мороз спадает, мельница заработала, люди смогли напечь хлеба. Сказка заканчивается, Филька приносит теплый хлеб с солью коню, они мирится. К рассказу «Теплый хлеб» подходят пословицы: как аукнется, так и откликнется, что посеешь, то и пожнешь.

отзыв теплый хлеб

Девочка Варя, героиня рассказа Паустовского «Стальное колечко», хотела посмотреть на другие страны, как и все дети её возраста. Но первым делом она использовала силу волшебного кольца для того, чтобы дедушку вылечить. Поэтому она одела кольцо на средний пальчик и дед Кузьма, действительно, выздоровел. Правда, старик считал, что это целительный весенний воздух избавил его от недуга. Но Варюша благодарила за выздоровление дедушки колечко.

Вечером девочка надела колечко на безымянный пальчик, и это обернулось для неё огромной радостью. Утром следующего дня она встретилась с весной, от чего Варюша почувствовала себя счастливой.

Теперь можно было бы отправиться в чужие края, посмотреть как люди живут в других местах планеты. Но Варя не торопится, ведь вокруг неё красота такая, какую нигде не сыщешь. Вот она и не одела колечко на указательный палец и осталась в родном Моховом.

Варюша уверена, что истинный рай здесь, а свет повидать она всегда успеет:

CGlRVcfM47jNnWgpvRzMv5c2ajGcwN.png

В рассказе Паустовского «Стальное колечко» девчушка Варя поделилась махоркой с бойцами, поскольку она была доброй и щедрой. Солдаты оценили доброе сердце девочки и подарили ей бесценный подарок — колечко волшебное. А нам подойдут такие пословица о доброте и щедрости:

WVxZsDKfUGc8JVuaS0ivFxVl7ggf9R5g.png

Варюша теряет волшебное кольцо, а затем долго его ищет, но не может найти. Она расстраивается и прекращает поиски. Но твердо решает отыскать колечко с приходом весны. Приведем пословицу о слезах и о том, что нужно принимать решение, а не расстраиваться:

szM3fc71o8hudqWZ0NdJij9LFrP7857X.png

Девочка весной находит колечко и мечтает излечить дедушку с его помощью. Вот пословица о том, что нельзя никогда терять надежду:

J1qo1mCg0mNCDcAF4ggm4DSgDEVsFx.png

И дедушка выздоравливает! Варюша счастлива и может отправляться в путешествие в другие страны. Но она не спешит использовать силу волшебного кольца, поскольку любит свой родной край.

Привожу пословицы о любви к родной сторонке:

EKsXs0qGiRv385GQFlwc2c35CPJDHs1.png

Анонимно

30 сен. 2015 в 20:22

  • 5
    оценка


  • Рекомендую
  • Пожаловаться


Человек, несущий другим людям великое художественное слово, поистине бесценен для родины и народа. Он собирает сокровища, мимо которых многие пройдут бездумно, и ценен не менее ремесленника или тракториста. Пренебрегать словом означает пренебрегать культурой, историей.
Есть однако и «сверхбдительные» субъекты, чья бдительность направлена явно не туда, куда следовало бы. Почувствовал себя этаким вахтёром и сортировщиком и ну суетиться. Рассадил бы всех по полочкам, по клеткам с бирками, вот это в его понимании порядок.
Однако есть у нас и другие люди, действительно желающие добра своему народу и своей стране. Помочь сохранить память, язык они тоже считают своим долгом. Пусть милиционер не такой умудрённый жизнью и не такой обогащённый словом, как загадочный старик, но и не такой сухой и чёрствый, не такой душевно бесплодный, как стриженый гражданин. И гостинец его от чистого сердца. Очень поучительная история.
— Плюсы:
интересно, поучительно, язык Паустовского
— Минусы:
их нет

Анонимно

19 авг. 2015 в 19:16

  • 5
    оценка


  • Рекомендую
  • Пожаловаться


Есть в рассказе замечательное выражение «Нету хуже, когда у человека душа сухая». Как жалко таких людей, которые не замечают красоты вокруг себя, доброты, стараются только навредить другим и показать себя умнее всех. Неслучайно Паустовский рисует человека с такой прической «стриженный бобриком». Этим подчеркивается ограниченность его внутреннего мира. Давайте представим себе эту стрижку: верх головы как будто срезан. От таких людей действительно «вянет жизнь».
Противоположность этому человеку — главный герой рассказа старик Александр Федосьев. Род деятельности его необычен: собирать народные песни и сказки. Поэтому рассказ прославляет поэзию, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Как жить без неё? Как жить без Пушкина, память о котором вечна?
Еще это рассказ о доброте. Все — таки большинство людей добры и понимают смысл поэзии, умеют ценить прекрасное. И это очень радует писателя. Колотый сахар — это символ человеческой доброты. Паустовский призывает нас любить друг друга и от души делать приятное. Что может быть прекраснее?
Замечательный рассказ, который входит в школьную программу ( учебник под ред. Г. Беленького). Поэтому не все с ним знакомы. Рекомендую к прочтению.
— Плюсы:
Содержание и смысл
— Минусы:
Нет

  • Отзыв по рассказу иван богомолов для читательского дневника
  • Отзыв по рассказу друг детства виктора драгунского
  • Отзыв по рассказу достоевского мальчики
  • Отзыв по рассказу детство темы гарина
  • Отзыв по рассказу дед архип и ленька