Отзыв по рассказу певцы

  1. Главная
  2. Русская классика
  3. ⭐️Иван Тургенев
  4. 📚Певцы
  5. Отзывы на книгу

Отзывы на книгу «Певцы»

отзывов и рецензий на книгу

Я всё больше и больше начала любить рассказы.

Это, действительно, талант — взбудоражить читателя за столь короткий срок.

Сейчас должен быть изящный переход с кучей панчей к описанию рассказа, с выходящими выводами. Но, так как я не шибко талантлива, его не будет. Вернее будет, но не изящный.

Итак, рассказчик знакомит нас с небольшим трактиром (кабачком, называйте, как хотите). Туда его привел знойный июль, требующий к себе внимания в виде поднятых в честь него пары кружек холодного пива. Вот, значится, рассказчик приходит утолить свою жажду, как видит, что собрались там мужички, которые устроили реп-баттл, шучу-шучу, об заклад на осьмуху пива побились двое — рядчик да Яшка-Турок, кто лучше споёт, того и значится, осьмушка.

И запел первым рядчик. Да как запел!

Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью. Его переходы были иногда довольно смелы, иногда довольно забавны: знатоку они бы много доставили удовольствия; немец пришел бы от них в негодование. Это был русский tenore di grazia, ténor léger

Долго рядчик пел, не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях; ему недоставало поддержки, хора; наконец, при одном особенно удачном переходе, заставившем улыбнуться самого Дикого-Барина, Обалдуй не выдержал и вскрикнул от удовольствия. Все встрепенулись. Обалдуй с Моргачем начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать: «Лихо!.. Забирай, шельмец!.. Забирай, вытягивай, аспид! Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!.. Погуби Ирод твою душу!» и пр. Николай Иваныч из-за стойки одобрительно закачал головой направо и налево. Обалдуй, наконец, затопал, засеменил ногами и задергал плечиком, а у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал как лист и беспорядочно улыбался. Один Дикий-Барин не изменился в лице и по-прежнему не двигался с места; но взгляд его, устремленный на рядчика, несколько смягчился, хотя выражение губ оставалось презрительным. Ободренный знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился, и уж такие начал отделывать завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что, когда, наконец, утомленный, бледный и облитый горячим потом, он пустил, перекинувшись назад всем телом, последний замирающий возглас, — общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом. Обалдуй бросился ему на шею и начал душить его своими длинными, костлявыми руками; на жирном лице Николая Иваныча выступила краска, и он словно помолодел; Яков, как сумасшедший, закричал: «Молодец, молодец!» Даже мой сосед, мужик в изорванной свите, не вытерпел и, ударив кулаком по столу, воскликнул: «А-га! хорошо, чёрт побери, хорошо!» — и с решительностью плюнул в сторону.

Вот тут-то я первый раз и ахнула. Это ж надо так задорно описать, как поёт человек. Музыку сложно передать словами, а тут — вот же! И до того меня вдохновило это описание, что пошла я искать песню саму, да гугл-чертяка не выдал мне подходящего исполнения, однако, кое-что да нашлось, вот, послушайте:

02:28

Естественно, что после такого исполнения все, включая второго участника спора Якова-Турка, сразу же решили, что рядчик победил. Но спор — есть спор. Поэтому дали слово и другому исполнителю.

И вот тут, скажу вам не тая, сердце-то моё и всколыхнулось, затрепетало, замерло. На секунду душа ушла гулять, плывя по просторам текста. Вы только вчитайтесь в это:

Когда же, наконец, Яков открыл свое лицо — оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но всё еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.

Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня… Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шёпотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился… Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его…

Чувствуете? Какое смятение души испытывают и те, кто слушал Якова, и те, кто читал рассказчика. Как он будоражит и бередит душу одними лишь словами, не касаясь нот. А ведь это лишь текст! А если послушать саму песню, у вас сердце такой тоской небывалой защемит, таким смятением и горестью обволкивать начнёт, что слёзы, правда, затуманят взгляд. Но какой же русский человек не любит потосковать под хорошую песню! Да чтоб душа навыворот! Думаю, вы не против послушать и эту песню, чтобы вместе со мной сесть и немного смахнуть слезу-другую:

08:01


Почему русские так мало улыбаются?

Потому что они чувствуют, а не притворяются…

Порой, чтобы жизнь встала на свои места, нужен такой вот яков-Турок, который сядет с тобой рядом, затянет песню, вынет из тебя душу, растрясёт-разбередит её, а потом как вставит на место, что дыхание остановится, что слёзы на глаза выступят, что слов не найдётся сказать «спасибо».

И вот тут-то автор и говорит:

Его потащили к стойке; он подозвал к ней расплакавшегося серого мужичка, послал целовальникова сынишку за рядчиком, которого, однако, тот не сыскал, и начался пир. «Ты еще нам споешь, ты до вечера нам петь будешь», — твердил Обалдуй, высоко поднимая руки.
Я еще раз взглянул на Якова и вышел.

Он не захотел оставаться и смотреть на то, как этот прекрасный во всех смыслах этого слова (и без единого сарказма) человек постепенно оскотинится, выпивая кружку за кружкой. Потому что это прекрасное мгновение должно оставаться таким. Невозможно потом восхищаться каким-либо произведением, зная об авторе/исполнителе, потому что ты будешь видеть перед собой не красоту, изящество, а обычную свинью (будь то пьянь какую или «испуганных патриотов», сбежавших сейчас из России, но активно вякующих против своей страны, желающих, однако ж, своими песенками да плясками в ненавистном им Мордоре зарабатывать).

Так что рассказ прекрасен. Наводящий на определённые выводы уже в наших реалиях.

Спасибо, что прочли мою не-рецензию, а скорее рассуждения с интерактивом.

Всем добра!

Ах, Иван Сергеевич! Мастер! Что за прелесть рассказ! Сколько чувства! Как описаны эти люди, собравшиеся в жаркий июльский час в кабачке и решившие устроить певческий конкурс между двумя посетителями. Яшка-Турок и рядчик (подрядчик) соревнуются в пении. А приз (!) — осьмуха пива.
Яшка-Турок (прозванный по происхождению от пленной турчанки) – худой, стройный, трепетный, с большими беспокойными серыми глазами, с тонкими, подвижными ноздрями, красивые, выразительные губы – все в нем выдавало человек впечатлительного и страстного.
Соперник Яшки – рядчик из Жиздры, изворотливый и бойкий. Невысокого роста, лет тридцати, рябой и курчавый, с тупым вздернутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородкой. Щегольские сапоги с оторочкой. Тонкий армяк из серого сукна с плисовым воротником, от которого резко отделялся край алой рубахи, плотно застегнутой вокруг горла.
Итак, бойкий и самоуверенный рядчик и трепетный изящный Яшка-турок.
Рядчик пел первым что-то залихватское. И все решили, что лучше спеть невозможно. Но затем запел Яшка-турок и «всем нам сладко становилось и жутко. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.
У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня… Я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну»
.
Не так давно я прочла «Косцов» Бунина. И представила себе дуэль этих двух рассказов. И там, и там поют, и звучит душа в песнях. Но как хватает за сердце описание пения Яшки-Турка!
И я отдала победу в этой певческой дуэли Тургеневу. Простите, Иван Алексеевич, но здесь Вы проиграли Ивану Сергеевичу.

Так необычно, ей-богу. Вроде песня — песней, а книга – книгой. А тут Тургенев изобразил пение простого мужика так, что это пение блин стало слышно и я пустила скупую женскую слезу. Браво. Это лучшее у Тургенева.

Давненько я не бралась за русскую классику — отвыкла :) Привет вам, дорогие читатели! Иду, значит, я в кабак. А вокруг березки. Сейчас я вам расскажу про березки. А под березками травка. Послушайте про травку. А над березками небо. Знаете, какое небо? Захожу я в кабак, а там состязание певцов. Два певца и куча народа. Сейчас я вам расскажу, кто в чем одет, подробно так расскажу, с душой. И вот-вот начнется само состязание… и воооот… саспенс! А вот тут самая пора рассказать вам про житье-бытье каждого из присутствующих, начиная с рождения. Ну, и… спели! А теперь будем брататься и пить до потери пульса! Эх, душа развернулась-то как! И выхожу я из кабака, а там березки. Рассказать, да?

Ерничаю я, конечно, но слог красив, мелодичен и выверен. Характеры реалистичны и производят впечатление. Но «Певцы» — скорее зарисовка ни о чем, чем емкий рассказ с идеей.

6 / 10

Ещё один из тех рассказов, которые анализирует в своей книге Купание в пруду под дождем Джордж Сондерс. Мне захотелось ознакомиться с ним до того, как каждая страница будет пристально рассмотрена вместе со студентами курса читательского мастерства.
Рассказ входит в цикл «Записки охотника», слушала его в исполнении В.Покровского. Хочу описать своё впечатление именно от аудиорассказа. Это случай слияния двух талантов — писательского и актёрского. Исполнение настолько гармоничное, душевное, что прослушала дважды.
Сюжет прост: в деревенском Притынном кабачке собралась публика, желающая не только выпить, но и песни послушать.

Яшка-то с рядчиком об заклад побились: осьмуху пива поставили — кто кого одолеет, лучше споет то есть… понимаешь?

Тема рассказа песенная, название «Певцы» подтверждает, что именно они герои дня. Следует отдать должное И.С.Тургеневу, описание исполнения — голос, манера, песня, реакция слушателей — изображено настолько ярко, что испытываешь восторг всего лишь представляя выступление рядчика и Якова.
Фрагменты выступление рядчика:

Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью.

Сложно состязаться, не слыша одобрения и поддержки зрителей. Поэтому возгласы: «Лихо!.. Забирай, шельмец!.. Забирай, вытягивай, аспид! Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!.. Погуби Ирод твою душу!» возымели действие, окрылив первого певца.

Ободренный знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился, и уж такие начал отделывать завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что, когда, наконец, утомленный, бледный и облитый горячим потом, он пустил, перекинувшись назад всем телом, последний замирающий возглас, — общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом.

Пение Якова описано совсем другими словами:

Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но всё еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.

Реакция на пение Якова тоже была иной — слушатели замерли, не смея пошевелиться, забыв дышать. По некоторым лицам струились слёзы. Но высшей наградой были слова и признание проигравшего: «Ты… твоя… ты выиграл»…
В рассказе «Певцы», сцена певческого состязания занимает лишь часть текста, но уверена, ради этого важного фрагмента следует выбрать аудиовариант. Услышать пение Якова вживую нам не суждено, но артист В.Покровский даёт слушателям возможность насладиться музыкой и пением.

Книга классная, про наши русские таланты обычного народа

Интересное произведения. «Для народа»

интересно мне понравилось

Понравилось то что всё подробно описывалось было захватывающе,не понравилось то что много не понятных слов

Певцы Тургенев И.С. — читательский дневник

Тургенев Иван Сергеевич

1818 — 1883

Читательский дневник по произведению Тургенева «Певцы» поможет извлечь из прочитанного максимум пользы. Вы сконцентрируетесь на важных моментах рассказа, что позволит лучше понять данное произведение.

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ рассказа
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и своё мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Афоризмы, понравившиеся цитаты

1. Время и место сюжета

Проживая в имении Спасское-Лутовиново, расположенное в Орловской губернии, автор наблюдал за жизнью крестьян. Впечатления от увиденного автор отразил в своих рассказах. Произведение «Певцы» было написано в 1850 году. С этим же периодом совпадает и время самого рассказа. События, описанные в рассказе, происходят в селе Колотовка.

2. Главные герои

Рассказчик — добрый, умный, проницательный человек.
Яшка-Турок — крестьянский парень из бедной семьи. Умеет петь, его песни волнуют людей, проникают в душу.
Рядчик — мужчина, лет 30-ти. Он поет хорошо, технично, но ему не хватает искренности, эмоциональности.

3. Краткий пересказ рассказа

Рассказчик, рассматривая пейзаж села Колотовка, заходит в сельский кабачок. В нем, как раз, соревнуются два певца – Яшка-Турок и рядчик. Первым поет рядчик, его песня звучит красиво, но не все из присутствующих удовлетворены. Когда песню заводит Яков, то равнодушных к его пению не остается, и он побеждает. Даже бесстрастный Дикий-Барин, слушая его задушевную песню, роняет слезу. Такое замечательное времяпровождение заканчивается всеобщей попойкой.

Смотрите более подробный краткий пересказ «Певцы» Тургенев И.С.

4. Главная мысль, чему учит произведение

В произведении показано, насколько талантлив простой народ и, несмотря на необразованность, крестьяне умеют воспринимать возвышенное и прекрасное. Певец Яшка, песня которого льется из самой души, позволяет крестьянам пережить сильные эмоции. И необразованные бедняки испытывают яркие чувства. Они умеют воспринимать красоту, видеть то лучшее, что есть в человеке.

5. Вывод

В «Певцах» автор рассказывает о жизни крестьян, о том, что они чувствуют, как проводят досуг. Сцена, увиденная в кабачке, раскрывает характеры, эмоции крепостных.

Среди крестьян были очень талантливые люди, которые умели найти свое призвание. Такой Яков, душа которого подобна прекрасной чайке, раскрывающей себя навстречу морю и солнцу. К сожалению, его талант, скорее всего, так и останется известен только поселянам Колотовки. Да еще он может и погубить парня, если в знак благодарности ему будут наливать спиртного. Эпизод с Антипкой, описанный в конце рассказа, указывает на горькую судьбу талантливого певца. Именно так Тургенев видит продолжение жизненной истории Яшки-Турка. В детстве крестьянских ребятишек частенько наказывают ремнем. И этот рубец во многом определяет их дальнейшую жизнь.

Тургенев описывает, какие чувства испытывают крестьяне, слушая песню. Они умеют глубоко чувствовать и понимать музыку. Такая способность заложена в них природой.

Мне нравится этот рассказ тем, что писатель показывает эмоции крестьян и их времяпровождение в кабачке. Понятно, что основная часть времени крепостных проходила в постоянных трудах и хлопотах. И сложно представить, как они развлекались, что делали в свободное время. От этого рассказа веет радостью и творчеством. Даже печальный финал, говорящий о повальном пьянстве и эпизод с Антипкой, не сильно ухудшают прочитанное. Понимаешь, что в жизни крестьян случались и радостные минутки.

6. Система образов произведения

Тургенев описал природу села Колотовка и его жителей – их характеры, поведение, эмоции, реакцию на исполнение песни.

В самом начале рассказа идет описание страшного оврага. Он воспринимается как излом, с которым ничего невозможно сделать. Овраг сравнивается с бездной. Так я и воспринимаю жизнь крепостных. Когда человек не принадлежит сам себе, что же он может сделать? Если даже человек талантлив, то его способности не принесут ему большой пользы. Одаренным людям бывает еще тяжелее, когда они не находят применение своим силам. В конце рассказа идет описание разговора в ночной тишине. Зовут Антипку, которого отец хочет выпороть. Так и воспринимается жизнь крепостных – с печальным началом и печальным концом.

Образы крестьян интересны и красноречивы. Образ Яшки-певца – центральный. В этом пареньке автор проявляет то лучшее, что есть в русском народе. Парень искренен, в его песне слышится душа.

Для меня образы всех крестьян находятся в единстве. В кабачке чувствуется доброжелательная атмосфера. Завсегдатаи кабачка устраивают состязание, но я не чувствую в нем соперничества. Потом начинается пьянка — так привыкли жить крестьяне. Они не знают другого приложения своих сил, кроме как «на радостях» напиться.

7. Словарь незнакомых слов

Картуз — мужская фуражка из неплотной ткани, имеющая козырек.
Армяк — старинный кафтан, сшитый из плотной ткани.
Осьмуха — восьмая часть, взятая от определенной меры веса.
Рядчик — подрядчик, нанимающий работников, обговаривающий условия и оплату труда.
Целовальник — должностное лицо, собирающее подати либо продавец в кабаке.

8. Цитаты, афоризмы

Не раз доходили до меня слухи об Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке, и вдруг мне представился случай услышать его в состязании с другим мастером. Я удвоил шаги и вошел в заведение.

Лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый.

Антропка-а-а!» — все еще чудилось в воздухе, наполненном тенями ночи.

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа «Певцы» и их характеристика

  1. Автор. Охотник и наблюдатель. Любитель природы, знаток жизни, патриот.
  2. Яшка-турок. Гениальный певец. Искренний и пронзительный.
  3. Рядчик из Жиздры. Его соперник. Талантливый певец.
  4. Обалдуй. Пьяница и дебошир, бездельник.
  5. Моргач. Деловой мужичок.
  6. Николай Иванович. Целовальник, хозяин кабачка.
  7. Дикий-Барин. Таинственный силач.

План пересказа рассказа «Певцы»

  1. Колотовка
  2. Кабак Николая Ивановича
  3. Обалдуй и Моргач
  4. Спорщики
  5. Яшка и рядчик
  6. Описание героев
  7. Выступление рядчика
  8. Поздравления
  9. Выступление Яшки
  10. Победа
  11. Сеновал
  12. Мальчишки в ночи

Кратчайшее содержание рассказа «Певцы» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор зашел в кабак, чтобы утолить жажду в жаркий день.
  2. В кабаке спорили Яшка и рядчик, кто лучше поет.
  3. Первым пел рядчик, и все слушали его очень внимательно.
  4. Рядчика стали поздравлять с победой, но тут начал петь Яшка.
  5. Люди чуть не плакали от переполнявших их чувств.
  6. Яшка победил, а вечером все в кабаке напились.

Главная мысль рассказа «Певцы»
Не счесть талантов в земле русской.

Чему учит рассказ «Певцы»
Рассказ учит любить жизнь, радоваться жизни, быть искренним и честным. Учит понимать прекрасное, учит любить простого человека. Учит никогда не спорить. Учит не пьянствовать и не губить свой талант.

Отзыв на рассказ «Певцы»
Это очень красивый рассказ из цикла «Записки охотника». В нем автор описал спор двух певцов, простых людей из народа, и рассказал о том, как талантливое пение Яшки заставляло людей терять голову и плакать, не стесняясь своих чувств. Автор хотел сказать, что русский человек необычайно талантлив, и талант его происходит от искренности. Но талант можно погубить пьянством.

Пословицы к рассказу «Певцы»
Талантливый и в море свою долю сыщет.
Талант трудом добывают.
У кого нет души, у того и жизнь плохая.
На вкус и цвет товарищей нет.
Гром и народ не заставишь умолкнуть.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Певцы»
Село Колотовка лежало на склоне холма, рассеченного пополам глубоким оврагом. У головы оврага стоит небольшой кабак, охотно посещаемый местными жителями. Причина популярности кабака — целовальник Николай Иванович, обладающий даром удерживать посетителей. Он много знает о быте помещиков, и знает толк во всем, что интересно русскому человеку.
В жаркий день, томимый жаждой автор направился к кабаку в надежде выпить квасу. У входа он увидел мужичка, который звал Моргача, другого мужика, толстенького и улыбчивого, который удивлялся тому, что его ждут.
Но Моргача ждало много людей, ведь в кабаке побились об заклад Яшка и рядчик с Жиздры, кто кого перепоет.
Моргач называл встречавшего его мужика Обалдуем, и приятно удивлялся тому, что будет петь Яшка. Автор тоже ускорил шаги, ведь он много слышал о Яшке-турке.
В кабаке было много народу. Яшка-турок заметно волновался, а рядом стоял мужчина лет сорока, с татарскими глазами. Это был Дикий-Барин, рядом с которым сидел и соперник Яшки — рядчик из Жиздры, тридцатилетний рябой малый с жидкой бородкой.
Автор взял пива и сел в уголок, а певцы собрались начинать.
Певцы кинули жребий и начинать соревнование выпало рядчику. Тот выступил вперед.

Опишем некоторых действующих лиц. Обалдуй был пьяницей, бывшим дворовым человеком, который любил врать и ничего не умел делать. Ни одна попойка не обходилась без него.
Иным был Моргач, некогда служивший кучером. Он был тертым калачом, опытным и предприимчивым человеком. Жил он безбедно и постоянно обдумывал какое-нибудь новое предприятие.
Яшка-турок был сыном пленной турчанки, в душе художник, а служил на бумажной фабрике.
Дикий-Барин имел медвежью фигуру, дышавшую силой. Никто не знал откуда он и чем занимается, но в нем поражала смесь благородства и свирепости.
И вот певцы начали. Рядчик пел высоким фальцетом приятным и сладким голосом какую-то плясовую. Его слушали внимательно, подбадривая криками, а рядчик разошелся и стал выдавать руладу за руладой. Когда он закончил, мужики стали поздравлять рядчика, говоря, что Яшке до него далеко.
И тут вступил Яшка. Он пел трепещущим, звенящим голосом, заставившим всех замолчать. От этого пения становилось жутко, в нем проглядывала горячая русская душа, а сам певец светился счастьем. На глазах слушателей наворачивались слезы, женщины плакали.
Когда Яшка закончил, вокруг стояла мертвая тишина. Яшка обвел всех глазами, понимая, что победа его. Потом все кинулись поздравлять Яшку.
Автор вышел, чтобы не испортить впечатление от песни. Он дошел до сеновала и лег. Песня Яшки все еще звучала в его ушах. Потом он уснул.
Когда автор проснулся, вечерняя заря уже погасла и на небе светили звезды. Он дошел до кабака и увидел, что все мужики пьяны. Автор стал спускаться с холма, направляясь прочь из деревни. Где-то в ночи перекликались мальчишки.

«Певцы» читательский дневник

«Певцы» читательский дневник

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 840.

Обновлено 10 Августа, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 840.

Обновлено 10 Августа, 2021

«Певцы» — рассказ из цикла Тургенева «Записки охотника», в котором повествуется о необычайно талантливом певце из народа.

Краткое содержание «Певцы» для читательского дневника

ФИО автора: Тургенев Иван Сергеевич

Название: Певцы

Число страниц: 14. Тургенев И.С. «Записки охотника». Издательство «Азбука». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1850 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Время и место

Действие рассказа происходит ориентировочно в середине XIX века в небольшом селе Колотовка. Основные события разворачиваются в популярном среди местных жителей кабаке «Притынный».

Главные герои

Яшка-Турок – бедняк, худой, нервный, очень впечатлительный юноша, талантливый певец, обладающий редкой красоты голосом.

Рядчик – соперник Яшки, самоуверенный молодой мужчина, чьё пение прекрасно, но не берёт за душу.

Евграф Иванов (Обалдуй) – большой весельчак и любитель выпить, неизменный участник всех мероприятий в селе.

Моргач – умный, расчётливый, предприимчивый человек.

Дикий Барин – угрюмый мужчина средних лет с тёмным прошлым, который пользуется большим влиянием в селе.

Николай Иванович – хозяин кабака, уравновешенный, рассудительный, влиятельный мужчина.

Рассказчик – барин, охотник, который по достоинству оценил талант Яшки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Был жаркий июльский день, когда рассказчик, мучимый жаждой, направился к Притынному кабачку – самому популярному заведению в небольшом селе Колотовка. Держал кабачок очень толстый, седой целовальник Николай Иванович. Он не отличался ни особой разговорчивостью, ни любезностью, но каким-то непостижимым образом мог привлечь и долго удерживать возле себя гостей.

Подойдя к кабачку, рассказчик понял, что вскоре здесь пройдёт состязание местных певцов, и в конкурсе будет участвовать Яшка-Турок, о котором ходило много слухов. Это бы молодой парень, необычайно худой, сероглазый, с шапкой русых кудрей, который имел славу лучшего певца в околотке. Возле Яшки сидел угрюмый, широкоплечий мужчина лет сорока по прозвищу Дикий Барин. Напротив него сидел соперник Яшки – рядчик Жиздры, тридцатилетний невысокий коренастый мужчина с курчавыми волосами и жидкой бородкой.

Кроме того, в кабачке находились завсегдатаи Притынного кабачка – Евграф Иванов по прозвищу Обалдуй и его товарищ Моргач. Обалдуй был обделён талантами, но при этом ни одна попойка не обходилась без участия этого загулявшего холостяка. Прошлое Моргача было неясным. Известно лишь, что когда-то давно он был кучером у барыни, заслужил её доверие и стал приказчиком. После он получил вольную и разбогател, завёл семью.

Началось состязание. Согласно жребию первым запел рядчик, который выбрал плясовую с удивительно красивыми и гармоничными переходами. Его исполнение пришлось по душе публике, и даже Дикий Барин одобрительно улыбнулся.

Наступила очередь Якова, который заметно волновался. Но когда он запел, стало ясно – это прирожденный, редкий талант. В голосе Яшки-Турка слышалась и молодость, и сила, и страсть, и глубокая печаль. В нём так остро звучала русская душа, что песня хватала за сердце каждого и заставляла лить невольные слёзы. Когда Яков окончил петь, в кабачке еще долго было тихо – каждый пытался овладеть собой, своими эмоциями. Победа Турка была безоговорочной.

Рассказчик поспешил покинуть кабак, чтобы не испортить впечатление. Добравшись до сеновала, он ещё долго не мог уснуть, вспоминая волнующее пение Яшки. Вечером, когда спала жара, рассказчик увидел пьяного Якова, который уже хриплым, уставшим голосом выводил какую-то уличную песню. От этой картины автору стало очень грустно, и он покинул Колотовку.

Вывод и свое мнение

Яшка был с лихвой одарён певческим талантом. Однако, будучи простым необразованным мужиком, он не понимал всей ценности своего дара и разменивал его по пустякам. Рассказчику было очень горько наблюдать эту картину, однако он понимал, что даже одарённый человек не может постоянно быть возвышенно-прекрасным.

Главная мысль

Истинный талант – это Божий дар, который нужно тщательно беречь и развивать.

Авторские афоризмы

«…Вишь, Езоп изнеженный..»

«…тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием…»

«…известное дело: русский народ на прозвища мастер…»

«…это тёртый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться…»

Толкование непонятных слов

Целовальник — должностное лицо, избиравшееся для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей.

Рядчик — наниматель рабочих, подрядчик.

Ракита — ива.

Становой — центральный, основной, главный.

Новые слова

Околоток — окружающая местность, окрестность.

Кабак — питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.

Сметливый — обладающий сметкой, догадливый.

Отрадный — весёлый, радостный, утешительный, приятный.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Штанов

    9/10

  • Павел Чумаков

    7/10

  • Екатерина Каргичева

    6/10

  • Алина Шутова

    10/10

  • Ефим Лекомцев

    10/10

  • Виталий Зуев

    9/10

  • Мария Чапик

    8/10

  • Анастасия Музыка

    10/10

  • Илья Шлыков

    10/10

  • Александр Ли

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 840.


А какую оценку поставите вы?

Иван Сергеевич Тургенев – великолепный русский писатель, оставивший для всех нас наследие поистине замечательных произведений, в которых автор раскрывал насущные темы и проблемы, касался жизненной философии. Особенно своеобразен и ярок цикл рассказов и очерков этого писателя под названием «Записки охотника». Многомудрый Литрекон представляет Вам краткий пересказ рассказа И.С. Тургенева «Певцы», который входит в этот сборник. У нас есть его анализ по плану. Основные события и сюжет произведения даются в сокращении. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(1059 слов) Жарким июльским днём рассказчик, которым является сам писатель, побывал в маленьком селе Колотовка, которое располагалось на скате холма. Была очень знойная погода, и рассказчик шёл со своей собакой, еле волоча ноги. В селе он увидел избы, одна из которых, стоящая поодаль от других, являлась кабаком под названием «Притынный». Это заведение снискало славу среди местных жителей за счёт его владельца – целовальника Николая Иваныча. Это был человек немолодой, полный. Слыл он бойким, смекалистым мужчиной, умел удержать в своём заведении гостя, зная многое, что составляет интерес для русского человека. Его чтили соседи, так как он был человеком влиятельным. Николай Иванович был женат на мещанке, довольно расторопной женщине. Дети супругов были ещё маленькими. 

Проходя мимо кабака, рассказчик услышал, как мужики Обалдуй и Моргач толкуют о том, что сегодня состоится состязание в пении между рядчиком и Яшкой-Турком, которые поставили «осьмуху пива» – кто лучше споёт. Рассказчик заинтересовался этим событием и решил зайти, чтобы послушать двух певцов и заодно укрыться от жары. Кроме того, он был наслышан о Яшке-Турке как о прекрасном певце, которого хорошо знают местные жители.

В кабаке собрался народ. Николай Иваныч наливал вино гостям, позади него, у окна, была его «востроглазая» жена. Уже присутствовал певец Яшка-Турок, молодой человек двадцати трёх лет. Лицо его выдавало человека «впечатлительного и страстного»; вид у него был несколько болезненным – об этом говорили впалые щёки и «беспокойные серые глаза»; нельзя было не заметить, что он сильно волновался перед началом состязания. Он был сыном пленной турчанки, поэтому у него было такое прозвище. В душе Яшка был человеком творческим, а в жизни занимал должность черпальщика на бумажной фабрике у одного купца. Неподалёку от Якова стоял Дикий-Барин, настоящее имя которого Перевлесов, мужчина сорока лет, смуглолицый, с узкими татарскими глазами. Казалось, что выражение лица его было почти свирепое, но при этом задумчивое и спокойное. За счёт суровой внешности ему покорялись, хотя сам он этого ни у кого не требовал. Под образами на лавке сидел рядчик из Жиздры – соперник Яшки-Турка, кареглазый мужчина тридцати лет с кудрявыми волосами. Это был человек самоуверенный, «изворотливый и бойкий городской мещанин». Среди всего этого общества был мужик по кличке Обалдуй. Настоящее имя его – Евграф Иванов. Это был гуляка, дворовый человек, от которого отказались господа. Он был холост, работы не имел, но при этом умудрялся каждый день кутить за счёт других людей. Он многих раздражал своей болтовнёй, навязчивым поведением, тревожными движениями и неестественным смехом, но к его присутствию на попойках привыкли. Моргач являлся приятелем Обалдуя, когда-то он был кучером у пожилой барыни, от которой однажды сбежал на тройке лошадей, но потом, познав тяжёлую бродячую жизнь, вернулся к ней, заслужил прощение, стал работать приказчиком. После того, как барыни не стало, он неизвестным образом получил вольную грамоту, стал мещанином и, разбогатев, стал жить благополучно и растить сына. Моргач был человеком опытным и расчётливым, с умными глазами и хитрым нравом. Кроме названных, в помещении находился мужик в изношенной свите, рядом с которым сел рассказчик. 

Чтобы определить, кто первым будет исполнять песню, решено было кидать жребий. Каждый из певцов бросили в картуз Обалдуя по монете: Яков пометил свою монету зубом, а рядчик бросил новенький грош. Моргач потряс картуз, затем, запустив в него руку, достал монету – грош рядчика. 

Рядчик начал петь плясовую песню очень высоким фальцетом, с восклицаниями, прибавляя согласные. Голос у него оказался довольно сладким и очень приятным на слух, однако немного сиплым. Множественные переливы и переходы разнообразили песню, показывая силу вокала рядчика. Возвращаясь к верхним нотам, он вытягивал их очень старательно. Мужчина исполнял песню лирическим тенором, который пришёлся бы по вкусу знатокам музыки. Его слушали с большим вниманием, подпевая и пританцовывая в такт. По окончании выступления все хвалили его и предвещали ему победу в этом состязании.

Подошла очередь петь Якову. Чтобы сосредоточиться на песне, погрузиться в собственные чувства, молодой человек прикрыл рукою своё лицо, а когда вновь открыл его, чтобы начать петь, лицо его оказалось очень бледным. Яшка начал петь грустную, заунывную песню. Поначалу голос его был слабым и неровным, но потом понемногу он становился сильнее, и вскоре стал громче и звонче. Песня разрасталась и разливалась. Рассказчик дивился мастерству певца: ранее он не слышал таких голосов. Голос Яшки был «слегка разбит и звенел, как надтреснутый», что-то болезненное слышалось в нём. Однако была в этом голосе и молодость, и глубина, страсть и сладость, сила и скорбь. В исполнении его чувствовалась русская и честная душа, которая дышала в Якове, и сильно трогала она сердце слушателя. Он пел, позабыв напрочь о своём сопернике и обо всех присутствующих. Молодой человек перестал робеть, он полностью отдался порыву счастья, и голос его уже не трепетал, как это было прежде. Слушая певца, рассказчик вспомнил картину, которую когда-то видел перед собой: на песчаном морском берегу неподвижно сидела чайка, подставив свою грудь свету зари, изредка расширяя крылья навстречу морю и низко опустившемуся солнцу. Рассказчик ощущал, что от голоса Яшки-Турка исходило что-то родное и «необозримо широкое», будто раскрывшаяся перед глазами степь медленно уходила в бесконечность. К глазам рассказчика подступили слёзы. Вдруг он заметил, что жена Николая Иваныча плакала у окна. Яшка, глянув на неё, продолжил петь ещё более звонко и сладко. Сам целовальник смотрел в одну точку. Моргач ото всех отвернулся. Обалдуй разинул рот. Мужичок в старой свите тихо всхлипывал. Даже по грозному лицу Дикого-Барина покатилась слеза. Рядчик сжал кулак и поднёс его ко лбу. 

Когда Яков закончил свою песню на очень высоком и небывало тонком звуке, никто не смел даже шевельнуться: все ожидали, что он, возможно, ещё продолжит петь. 

Дикий-Барин положил ладонь на плечо Яшке-Турку. Рядчик же подошёл к своему сопернику и, признав его победу, выбежал вон. После этого все присутствующие вдруг зашумели, радостно заговорили и стали поздравлять победителя. 

Рассказчик был поражён тем, как пел Яков, и, чтобы это сильное впечатление осталось в нём как можно дольше, он вышел из кабака. Ночевал рассказчик на сеновале. Ночью, когда жара немного рассеялась и стало немного свежей, он побрёл по селу. Проходя мимо кабака, в котором всё ещё продолжалось гулянье, он услышал голоса, среди которых он узнал голос Яшки. Рассказчик подошёл к окну, приложившись лицом к стеклу, и увидел, что все люди в заведении были пьяны. Яшка, тоже пьяный, сидел на лавке и, перебирая струны гитары, напевал какую-то весёлую песню. 

Рассказчик начал спускаться с холма, на котором располагалось село. У подножия холма была равнина, откуда раздавался звонкий голосок мальчишки, упорно звавшего некоего Антропку. На его зов тихо откликнулся другой ребёнок. Мальчишка кричал, чтобы Антропка шёл домой, потому что его хочет высечь отец. Больше ответа он не получил, но продолжал звать. Рассказчик шёл и шёл, голос мальчика постепенно удалялся от него. 

Отзыв

(311 слов) Моё мнение о рассказе Тургенева «Певцы» положительное, так как писатель обращает в этом произведении внимание на человеческую душу, наполненную смыслом и жизнью. Автор показывает, что совершенно не имеет значения, какой статус занимает человек: и душа бедняка может быть богатой. Рядчик был состоятельнее Яшки, голос у него был сильный, но пел он без погружения в своё сердце, а более поверхностно. 

Чему учит автор? Умению глубоко понимать искусство. Рассказчик смог прочувствовать настроение, с которым Яшка исполнял песню, понять его душу. Перед глазами рассказчика стали появляться различные образы и воспоминания. Безусловно, сразу научиться тонко ощущать голос певца невозможно, обычно это происходит само собой у каждого человека в отдельности. Однако важно понимать, что такое умение слушателя может дать ему не только положительные эмоции, но и более детальное и яркое представление об окружающей действительности. Об этом заставляет задуматься Тургенев в произведении «Певцы».

Мне понравился герой рассказа Яшка-Турок тем, что свой талант он не просто использовал для того, чтобы показать свои голосовые данные, а чтобы выразить посредством песни свои истинные чувства. Благодаря этому Яков невольно натолкнул слушателей на размышления, затронул их чувства. Мораль рассказа в том, что важно не просто громко и красиво петь, а уметь передать свои эмоции и рассказать свою историю, которая тронет даже самое чёрствое сердце. Такова главная мысль рассказа «Певцы». 

Моё впечатление от рассказа Тургенева осталось светлым. От того, что испытал рассказчик, как он описал свои переживания в момент прослушивания песни, читатель может понять внутренний мир этого человека. Также можно понять и внутреннее содержание самого певца: так петь может только действительно тонко чувствующая душа. Кроме того, меня поразило то, как Яшка своим голосом заставил присутствующих «включить» внутреннюю тишину и задуматься о чём-то незыблемом, вечном. Даже по окончании песни некоторое время народ оставался неподвижным и удивлённым. Это наталкивает на мысль о том, что в Яшке присутствует необыкновенная сила души, которая порой бывает намного важней силы физической. Таково моё отношение к герою рассказа Тургенева «Певцы».

Автор: Диана Танцур

  • Отзыв по рассказу ночь исцеления
  • Отзыв по рассказу несмертельный голован
  • Отзыв по рассказу миша ласкин
  • Отзыв по рассказу микроскоп
  • Отзыв по рассказу мальчики достоевский