Отзыв по рассказу урок жизни тембот керашев

Обновлено: 10.01.2023

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по произведению Тембота Керашева «Урок жизни» в 5 классе. В уроке собран богатый материал по теме адыгского гостеприимства. На примере мальчика Камбулата мы учим детей тому, какими они должны быть в жизни, что должны уважать и чтить старших, любить своих родителей и не делать того. за что родителям должно быть стыдно. Неожиданный конец очень заинтересовал детей.

Использование потенциала урока для духовно-нравственного воспитания личности в условиях ФГОС ООО

Использование потенциала урока для духовно-нравственного воспитания личности в условиях ФГОС ООО

Тембот Керашев - Дорога к счастью

Тембот Керашев — Дорога к счастью краткое содержание

Дорога к счастью — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Дорога к счастью

Фото
Фото

Решением Совета Министров СССР Темботу Магометовичу КЕРАШЕВУ за роман „Дорога к счастью“ присуждена Сталинская премия третьей степени за 1947 год.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

По каким-то еще издревле усвоенным законам аул теснился к реке. Казалось, напуганный прошлыми бедами, он притаился в густой зелени верб и акаций. Безветренная тишина стояла над ним, ее нарушал лишь неумолчный шум реки. Местами к небу тихо вились темносизые ленты кизячного дыма. Тонкий минарет главной мечети возвышался над аулом, и полумесяц на нем блестел, как надмогильный знак.

Аул был окружен выцветшим ковром толоки, за толокой шли пашни. Ровно и широко расстилалась закубанская степь, лишь кое-где глаз упирался в темносинюю полоску леса, ближний хутор или селение. Да еще курганы хмуро маячили в степи…

Конь этот был единственным ценным достоянием отца Биболэта и, как всякий отличающийся достоинствами конь, пользовался в ауле известностью.

Отец ни за что не хотел расставаться со своим конем, хотя нужда была постоянным гостем в его доме. Соседи, богатые уорки[3], пытаясь завладеть гнедым, не раз засылали подставных покупателей. Их бесил величавый вид потомка пшитля[4], когда тот выезжал на своем завидном коне. Но старик не поддавался и соблазну предлагаемой ему хорошей цены.

— Пора и нам, крестьянам, ездить на хороших конях. Назло уоркам буду держать гнедого, — говорил он.

И он, конечно, не сделал бы ошибки: Биболэт надолго был оторван от родного края. Упоение верховой ездой, отражавшееся детским восторгом в черных, слегка навыкате, глазах, сразу выдавало его. Кроме того, он не выдерживал строгих адыгейских требований к верховой езде. Уже при выезде из аула он допустил непростительное нарушение традиций: уважающий себя адыгеец въезжает и выезжает из аула не иначе как солидным, размашистым шагом. Кто же без нужды помчится по аулу, словно вестник несчастья!

Биболэт знал все эти правила, но сейчас не заботился об их выполнении. Каникулы его кончались, — всего несколько дней оставалось до отъезда. Радостное возбуждение Биболэта было пронизано сейчас тончайшей грустью прощания с милой сердцу стихией верховой езды и с этими родными местами, где каждая ложбинка, каждый кустик были дороги ему с детства.

Все, кажется, изменилось здесь до неузнаваемости, все выглядит иначе, чем в детстве. Уменьшились масштабы, сократились расстояния. Вот рощица старых верб и белолисток, — в детстве она представлялась ему таинственным дремучим бором, полным чудес. Тогда казалось, что она страшно далеко от аула, а она почти рядом, и смешно даже называть ее рощей. Но Биболэт способен еще смотреть на все это через увеличительное стекло дорогих воспоминаний. Для него все здесь полно неповторимыми запахами, ощущениями, памятью о наивных огорчениях и радостях отрочества.

Красивыми бросками гнедой загребал землю. Знакомая ликующая легкость наполнила грудь Биболэта, непреодолимый порыв вперед охватил его.

И тут он опять допустил нарушение адыгейских обычаев. Но уж этот, проступок простил бы ему даже самый строгий адыгеец. Такое случается и с людьми повзрослее. Да что там! Иной убеленный сединами старец выедет из аула, храня степенную важность, а затем поглядит вокруг с опаской и, не приметив насмешливого взгляда, подберет поводья и… ринется вспоминать молодость.

Не удержался и Биболэт: отъехав немного от аула, он ослабил поводья, наклонился и тронул каблуками бока коня. Гнедой понял и с места распластался в стремительном полете.

Но вот всадник остановил своего шеулоха. Конь, пофыркивая, бодро зашагал вперед, а Биболэт приподнялся на стременах, оправил полы черкески и, удовлетворенный, окинул взглядом степь вокруг.

Все так же бедна родная степь, как и десятки лет назад. Разбросанными, редкими ломтями чернеют пашни. Много бурьяна и колючек. Сухие заросли неубранного с прошлого года подсолнуха жутко темнеют, отбрасывая длинную вечернюю тень… Стаи грачей и галок мечутся в вечерней тревоге. Запоздалые журавли, курлыкая, тянутся в небе.

Биболэт пересек пашни межевыми тропинками и выехал на шлях.

До его слуха донеслись голоса: кто-то порывисто и возбужденно понукал лошадей. Выехав из-за кустов, он увидел увязшую в яру тачанку. Возле нее метался малыш-кучер. Две женские фигуры растерянно стояли в сторонке. Подъехав на почтительное расстояние, требуемое по обычаю присутствием женщин, Биболэт соскочил с седла, зацепил поводья за заднюю луку и деловито направился к тачанке, на ходу подбирая за пояс полы черкески.

Женщины — старуха и молодая девушка — отошли немного в сторону, подчеркивая этим почтительную скромность перед незнакомым мужчиной.

— Надо было колеей ехать, а не по заросшей тине, — укоризненно заметил Биболэт малышу-кучеру.

— Да, поедешь. — смущенный своей неудачей и готовый расплакаться, обиженно бросил тот. — Там мы тоже чуть не завязли!

Тачанка, врезавшись колесами в густую грязь, глубоко осела. Лошади, тощие, вислобрюхие, стояли, безнадежно понурив головы, словно стыдились своей немощности.

Ответ

я всегда хотел быть похожим на кота леопольда. он душевный и добрый, мягкий и спокойный. я немного похож с ним своим характером. его любимая фраза «давайте жить дружно». мне он нравится. ещё у него есть враги-друзья мышата он их любит и они в глубине душе тоже. у меня тоже есть друзья которые любят меня. ещё я люблю их смотреть и читать я это делаю со своим маленьким братиком. мы с ним не разлей вода.мне нравится кот леопольд!

Родился 20 августа 1902 года в ауле Кошехабль (ныне Адыгея) в семье крестьянина.Окончил частную татарскую школу, затем учился в учительской семинарии в Уфе (1913—1914), в реальном училище и школе второй ступени станицы Абинской (1918—1920), Краснодарском политехническом институте. Работал архивариусом Орготдела Адыгейского ОИК. В 1929 году окончил Московский промышленно-экономический институт, после чего вернулся в Адыгейскую АО. Здесь он был редактором областной газеты, управляющим Адыгейским н.

Родился 20 августа 1902 года в ауле Кошехабль (ныне Адыгея) в семье крестьянина.Окончил частную татарскую школу, затем учился в учительской семинарии в Уфе (1913—1914), в реальном училище и школе второй ступени станицы Абинской (1918—1920), Краснодарском политехническом институте. Работал архивариусом Орготдела Адыгейского ОИК. В 1929 году окончил Московский промышленно-экономический институт, после чего вернулся в Адыгейскую АО. Здесь он был редактором областной газеты, управляющим Адыгейским национальным издательством. В 1931 году Президиумом Адыгейского областного исполкома был назначен директором Адыгейского научно-исследовательского института краеведения, в этой должности он проработал до 1934 года, затем работал доцентом в Краснодарском институте (1934—1936), после чего вернулся научным сотрудником в НИИ краеведения.Т. М. Керашев собирал образцы устного поэтического творчества адыгов, составлял сборники фольклорных произведений и готовил учебники по литературе (в частности, в соавторстве с А. Д. Хатковым создал три первых учебника по адыгейской литературе для средней школы).Сын Керашева, Асланбек, является известным журналистом.Умер писатель в 1988 году.
На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Тембот Керашев в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Тембот Керашев в жанрах .

Читайте также:

      

  • Генетика и медицина кратко биология
  •   

  • 4 символизм в египте очень кратко
  •   

  • Северная корея полезные ископаемые кратко
  •   

  • Бой под клястицами 1812 кратко
  •   

  • Лоуренс клейн нобелевская премия кратко

Урок разработан по произведению Тембота Керашева «Урок жизни» в 5 классе. В уроке собран богатый  материал по теме адыгского гостеприимства. На примере мальчика Камбулата мы учим детей тому, какими они должны быть в жизни, что должны уважать и чтить старших, любить своих родителей и не делать того. за что родителям должно быть стыдно. Неожиданный конец очень заинтересовал детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Презентация к уроку по произведению Т.Керашева «Урок жизни»»

Использование потенциала урока для духовно-нравственного воспитания личности в условиях ФГОС ООО

Использование потенциала урока для духовно-нравственного воспитания личности в условиях ФГОС ООО

Элементы адыгского воспитания в новелле Тембота Керашева «Урок жизни»

  • Элементы адыгского воспитания в новелле Тембота Керашева «Урок жизни»

Iанэ

Iанэ

ШыкIэпщын

ШыкIэпщын

Тамыгъэ

Тамыгъэ

Норвегия

Норвегия

  • В Норвегии не принято уступать место пожилым людям в транспорте. Считается, что этим вы подчёркиваете своё физическое превосходство.

США

США

  • В США не принято открывать женщине дверь, помогать что-нибудь донести — считается, что так мужчина показывает своё превосходство.

Англия

Англия

  • Находиться в гостях больше двух с половиной часов — непринято. Может получиться так, что после вас хозяева дома могут пригласить еще кого-то. Если ожидают в гости 3-х человек, то и готовить будут именно на трех, если же придет еще один человек, то на него не будет угощения.  

Греция

Греция

  • В Греции не рекомендуется хвалить в гостях некую вазу или картину, иначе хозяину придётся её вам подарить .

Шагди – самая знаменитая кабардинская порода лошадей

Шагди – самая знаменитая кабардинская порода лошадей

Спасибо за внимание!  С наступающим Новым годом!!!

Спасибо за внимание! С наступающим Новым годом!!!

Иванова З. Д.

Актуальность произведений Тембота Керашева в современном обществе

Аннотация: В статье рассматривается многогранность и многоаспектность творчества Т. Керашева и его значимость для современной литературы и общества в целом. Выявляется ключевая мысль, красной нитью проходящая через все его произведения, — о значимости служения родному народу для формирования достойной и сильной личности. Обосновывается актуальность представленных автором образов литературных героев для воспитания подрастающего поколения.

В целях осмысления роли творчества Т.Керашева для современности изучена и проанализирована научная литература, освещающая проблематику его произведений, выявлены ключевые вопросы о психологии и быте адыгов, на которые отвечает автор в своих текстах, обоснована педагогическая ценность их содержания.

Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования представленных материалов при анализе других произведений адыгейской литературы, а также при преподавании адыгейской литературы в школе.

Ключевые слова: произведение, творчество, адыги, культура, обычаи, нравственные ценности, народная мудрость.

The Relevance of the Works of Tembot Kerashev in Modern Society

Tembot Kerashev constantly applies to folk sources in his works to reconstruct the historical time, typical characters, national features and the characters’ psychology.

The life, lifestyle and national psychology of people who developed their moralist principles by centuries are reflected in writer’s oeuvres.

While reading T. Kerashev’s novels we can get a lot of information about lifestyle, culture and life of Adigh people, our proud ancestors, to get involved into the history of our nation, to understand their lifestyle, their thoughts, their likes and dislikes.

Keywords: Relevance, works, folk sources, culture, life, lifestyle, moralist principles.

Сегодня, когда мы отмечаем 115 годовщину со дня рождения выдающегося писателя и прозаика Тембота Керашева, следует отметить, что в его творчестве адыгейская литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в российской литературе. Писатель сумел через исторически конкретное, полноценное, выпуклое изображение человека в типических для прошлого образах передать реальный колорит и дух эпохи.

Эпоха пробуждения самосознания народа, вступления его на путь создания новой истории дали писателю богатый материал для изображения жизни народа и его исторической судьбы. Личный опыт в сложном сочетании с другими источниками создал реальную почву для полета его творческой фантазии, для правдивого воссоздания широких картин действительности и выявления общих закономерностей исторического развития адыгского народа.

Невозможно не признать художественную ценность его прозы. Проза писателя вошла в золотую сокровищницу российской и адыгской литературы. Этим объясняется постоянное внимание к творчеству Тембота Керашева людей разных поколений, плененных притягательностью, глубиной и оригинальностью писательского таланта и возможностью постижения через него ярких сторон человеческого бытия.

Многожанровое творчество адыгейского прозаика дает возможность понять самобытный мир адыгского национального характера, исследовать генетические основы художественного мировидения героев, выявить роль литературных традиций в формировании поэтики и стилистики произведений писателя.

Развитие народного эпоса и трансформация его в литературный жанр романа можно рассматривать уже на первом этапе развития адыгской литературы, а именно во 2-ой половине 1920-х – 30-х годов. Тогда и начала формироваться адыгейская проза, основоположником которой стал Тембот Керашев [1;92].

На наш взгляд, утверждение, что художественная литература имеет высокую значимость в жизни отдельного человека и общества в целом, – истинно.

Художественная литература – это разновидность искусства, являющаяся самым мощным средством познания человека, инструментом, который как отражает окружающую действительность, так и влияет на нее. Это находит выражение и в творчестве Т. Керашева, которому, с одной стороны, присущи реализм портретной и пейзажной живописи, психологическая наполненность образов, полемическая страстность стиля. А с другой, – характерна способность оказывать влияние на формирование разума человека, его воли, чувств и сильной личности в целом.

Тембот Керашев – один из родоначальников эпических жанров, автор первого национального романа «Дорога к счастью». Художественное исследование прошлого и настоящего адыгского этноса предопределило стремление писателя воссоздать образ народа во времени. В основе воссозданной художественной концепции мира адыгов, равно как и художественного мировидения писателя, лежит стремление ответить на вопросы: «Кто есть адыги?», «Каковы их этические и эстетические идеалы?». И по собственному определению писателя: «Откуда у адыгов столь развитое чувство долга и чести?».

В соответствии с нашим пониманием, национальная самобытность и своеобразие художественных образов, созданных Т. Кеашевым в его произведениях, является выражением индивидуального своеобразия отдельного человека с его духовным миром, предстающим, как правило, в сочетании с жизнью всего адыгского общества, его социальными и классовыми особенностями.

Многие поколения людей были воспитаны на лучших литературных произведениях Т. Керашева, Ц. Теучежа, А. Хаткова, Х. Андрухаева, И. Машбаша. Эти книги учат маленьких читателей отличать плохие поступки от хороших, добро от зла, верить в лучшее и никогда не сдаваться. Читая их, дети стремятся быть похожими на любимых героев, устами и действиями которых авторы транслируют высшие человеческие ценности [2;42].

Высшие духовные ценности, базирующиеся на этических и эстетических традициях адыгов, занимают центральное место в художественном творчестве Керашева, отражая его личностную и творческую позицию. При этом нельзя не отметить, что нравственно-эстетическое формирование личности и утверждение человека в жизни через его отношение ко времени и к окружающей среде Тембот Керашев тесно связывает с пониманием прекрасного.

Читая произведения Т. Керашева, можно почерпнуть много информации о быте, культуре и жизни адыгов, наших гордых предков, соприкоснуться с прошлым своего народа, понять, как жили, как мыслили, что отвергали и что любили адыги.

Так, например, роман «Одинокий всадник» посвящен изображению прошлого адыгов. Хорошее знание истории и быта адыгейского народа помогло автору зримо воссоздать события двухсотлетней давности, нарисовать яркую картину классовой борьбы, раздиравшей тогдашнюю Адыгею, розни между фокотлями и орками. Уважение и восхищение вызывают у меня мужество и храбрость главной героини и бесстрашие главного героя [3;185].

В другом своем романе «Дочь шапсугов» писатель раскрыл духовно-нравственные и социально-национальные ориентиры адыгов начала XIX века, выразив через судьбы и представления о мире Гулез и Анчока нравственный кодекс всего народа, его менталитет и самоощущение в истории. Кроме того героиня этого произведения стала символом красоты, естественности, чувственности и мудрости адыгского народа.

Насколько мы можем судить, о чем бы ни писал Т. Керашев, одна мысль неизменно присутствует в его произведениях. Эту мысль кратко можно сформулировать так: человек лишь тогда приобретает силу, мудрость и красоту, когда он живет думами и чаяниями своего народа.

Именно такой человек изображается автором в повести «Абрек». Молодой адыг Каймет, воспитанный в духе особого уважения к человеческому достоинству, не смог вынести публичного оскорбления своих земляков со стороны представителя царской власти и в знак протеста подался в абреки. Но даже будучи гонимым, он сумел остаться достойным человеком [4;86].

Читая эту повесть на своих уроках совместно с детьми, мы замечаем, как представители нынешнего поколения искренне восхищаются смелостью, мужеством, решимостью и умением главного героя помогать другим, даже находясь в трудной ситуации. Соответственно, произведения Т. Керашева можно рассматривать как мощный источник воспитания духа личности.

По сути, произведения писателя выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Его книги служат трибуной для идей и мировоззрений, являются отражением эпохи, выявляют социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Его книги в числе первых отвечают на вызовы времени, они озвучивают, осмысливают всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране.

Кроме того автор стремился свои произведения сделать своеобразной энциклопедией обычаев, нравов и народной культуры адыгов, отображая в описании опыта поколений свою любовь к родному народу.

Эстетическая функция романов Т. Керашева также весьма важна. Произведения формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения [5;36].

Это дает нам право говорить о многогранности творчества Т. Керашева: его герои учат читателей прекрасному и доброму, оказывают влияние на формирование нравственных принципов, служа достойными образцами для подражания. Ведь никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ.

Герои и героини произведений Керашева, прописанные с точностью и глубиной, свойственной этому автору, выступают эталонами нравственного поведения и преданности своему народу. А их поступки и способы преодоления сложных жизненных ситуаций дают возможность читателям приобщиться к мудрости родного народа, почерпнуть силу и вдохновение для проживания собственной жизни. Ведь в целом творчество Керашева универсально: в нем подсознательно сокрыт ответ на любой интересующий вопрос, и каждому под силу увидеть свою собственную истину, опираясь на накопленные многолетним опытом народа и верно отраженные автором нравственные ориентиры.

Таким образом, творчество Т. Керашева помогает человеку развиваться и совершенствоваться. Его произведения переносят читателей в разные времена и эпохи, создавая возможность для наблюдения, изучения, понимания своих предков, постижения народной мудрости, взращивания в себе лучших черт родного народа [6;57].

Подводя итог сказанному выше, нам хочется подчеркнуть, что адыгейская литература, представленная творчеством Т. Керашева, имеет огромный общественно-политический, воспитательный и познавательный потенциал. Потому что в ней прослеживается многообразная история всего народа: его борьба за свою волю, за мирную, счастливую жизнь, битва против национального и социального гнета, – и содержатся яркие, правдивые образы героев, имеющие высокую востребованность, как достойные образца для подражания подрастающим поколениям.

Литература

  1. Соломонов А.И. Писатели и поэты Северного Кавказа. Сборник. Биография. Основные издания. Поэзия, Проза. Критика. – Краснодар. – 1999. – С.92

  2. Шабанова Е.М. Тембот Керашев. Критико-биографический очерк. – Майкоп. – 1999. – С.42

  3. Хут Ш.Х. Адыгское народное искусство слова. – Майкоп. – 2003. – С.185

  4. Панеш У.М. О мастерстве Тембота Керашева. Майкоп. – 1991. – С. 86

  5. Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. – Майкоп. – 1988. – С.36

  6. Кунижев М.Ш. Истоки нашей литературы. – Майкоп. – 1988. – С. 57

Открытый урок литературы в 5 классе по теме:

«Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»».

Учитель русского языка

и литературы:

Кузнецова Нина Ивановна

Цель урока: через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Задачи:

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-этических представлений в ходе выявления главной идеи рассказа.

Планируемые результаты:

предметные: создать условия для глубокого понимания пятиклассниками сюжета и проблематики рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка»; помочь им понять особенности мира природы и человека, созданного В.П.Астафьевым; учить ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

личностные: оказывать помощь в освоении художественного культурного наследия своей страны; воспитывать уважение к ценностям; развивать потребность в самовыражении и самореализации; учить вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

регулятивные УУД — освоение навыков анализа условий достижения познавательной цели; умение планировать пути ее достижения, контролировать свое время; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

коммуникативные УУД — формирование умения работать в группе, учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и аргументировать его; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД — освоение навыков выстраивания логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; развитие умения объяснять выявленные в процессе чтения художественного текста явления, процессы, связи и отношения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Оборудование:

  • рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»;

  • раздаточный материал:

— рабочие листы разных цветов для групповой работы,

— смайлики из цветной бумаги для самооценки деятельности;

  • рисунки учащихся;

  • слайдовая презентация.

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя:

  • Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада Вас всех приветствовать на сегодняшнем уроке литературы.

  • С каким настроением вы пришли на урок? Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению (или у каждого учащегося на парте лежит по 2 рисунка: изображение тучки и солнышка. Ученики поднимают один из рисунков, который соответствует их настроению).

  • Спасибо. И у меня хорошее настроение. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих умом, сообразительностью и чутким сердцем. Приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.

  • Очень надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, а настроение не изменится в худшую сторону.

  • Ребята, проверим готовность к уроку. Все на месте? Что находится у нас на столах?

  • Сегодня на уроке вместо рабочей тетради мы будем использовать рабочие листы. Они у вас на партах. Подпишите их, пожалуйста.

(оформление рабочих листов).

2.Постановка учебной задачи.

  • Какое задание Вы получили к сегодняшнему уроку?(прочитать рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»).

  • Все справились с предложенным заданием?

  • Давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема?

  • Правильно, сегодня мы будем говорить о рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка». Давайте попробуем из ключевых слов, представленных на слайде, сформулировать тему урока(слайд №1)

И вот так звучит тема нашего урока: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка»» (слайд №2). Запишите ее в рабочих листах.

  • Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(познакомиться с художественными особенностями рассказа, поговорить о взаимоотношениях человека и природы)».

Через анализ рассказа В.П. Астафьева «Белогрудка» совершенствовать

умение высказывать своё мнение о прочитанном, выявлять проблему произведения и воспитывать бережное отношение к окружающему миру

  • Скажите, а каковы задачи урока?

-проанализировать рассказ В.А. «Белогрудка»,

-понять, что хотел автор донести своим рассказом до читателя,

-понять, как взаимодействуют природа и человек.(слайд №3)

  • Как же мы будем достигать поставленных целей? Как будет построен наш урок?

( будем анализировать рассказ, отвечать на вопросы).

  • Согласна.И вот девиз нашего урока: «Наблюдать, находить, анализировать, слушать, думать, доказывать, запоминать» (слайд №4).

  • Перед началом нашей работы с текстом я хотела бы обратить Ваше внимание на строки из стихотворения словацкого поэта Павола Гнездослава:

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

  • О чем нам говорят данные строки?

  • О каких взаимоотношениях они нам поведали?

  • Тема нашего сегодняшнего урока связана со взаимоотношениями человека и природы. Как человек может относиться к природе и чем природа может ответить ему?

  • Мы сейчас поставили с вами ПРОБЛЕМУ. На этот проблемный вопрос нам и нужно будет ответить в течение урока. В конце урока вам необходимо будет составить рекомендации по общению с природой для своих сверстников и взрослых.

  • А также в конце нашего с вами урока мы постараемся ответить на непростой вопрос: «В чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова?»

3.Организация деятельности по восприятию рассказа.

  • Виктор Астафьев (посмотрите на его портрет) — это писатель, человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Писал книги не только для взрослых, но и для детей. Проблема защиты природы является главной в творчестве В.П.Астафьева. В его произведениях изображена жизнь природы, отношения человека с природой. И самым большим злом В.Астафьев считал отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».

  • Поделитесь своими чувствами, которые у вас возникли при прочтении рассказа «Белогрудка».

  • Легко ли было его читать? Почему?

  • Прочитайте, пожалуйста, план рассказа, который вы составили дома.

(Зачитывание 2-3 своих планов рассказа учащимися (остальные сдают работы учителю).

Варианты работы с планами: 1. Рецензия планов; 2.Сравнить планы у учащихся; 3. Оценивание планов и др.

4.Изучение нового материала

а) анализ начала рассказа

Итак, обратимся к началу рассказа и проследим взаимоотношения человека и природы.

  • Где происходят действия рассказа?

  • Прочитайте описание косогора. Какое средство выразительности использует автор, описывая косогор?

  • Расскажите о растениях этого густолесья. Как и от кого они защищали своих жильцов?

  • Кто в этом густолесье главные жители? Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?

  • Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?

  • Кого автор называет Белогрудкой?

  • Посмотрите на слайд — вот героиня нашего рассказа! Это куница-зверек, размером с кошку, с ценным серо-коричневым мехом, с белым пятном на груди. Зоологи таких куниц называют каменистыми куницами — белодушками.

  • Ребята, давайте послушаем сообщение о белогрудой кунице. Его подготовила для нас Стручаева Настя, получив индивидуальное задание.

Сообщение ученика о белогрудой кунице

КУНИЦА — это стройное животное средних размеров: длина тела от 38 до 58 см, вес около полутора килограммов. Хвост составляет около половины длины тела. Когти очень острые, изогнутые, что связано с преимущественно древесным образом жизни. Голова невелика, с заостренной мордочкой. Общий тон окраски зимнего меха рыжевато-каштановый. На горле и нижней поверхности шеи — крупное светлое пятно с резкими границами. Летом и осенью зверьки укрываются чаще всего в дуплах старых деревьев — дуба, осины, кедра, пихты. Дупло обычно расположено на высоте от 2 до 5 метров над землей. Куница — всеядный хищник. Основу питания составляют мышевидные грызуны, часто охотится на белку, лазая по дуплам, она добывает мелких птиц — поползней, дятлов, синиц, соек, также она любительница и пчелиного мёда. Особое место в питании лесной куницы занимают ягоды и плоды. На охоту она выходит чаще всего вечером и ночью. Детёныши куницы рождаются в конце марта—апреле, числом чаще от 3 до 5. Хотятся за куницей ради ценного меха. Чрезмерный промысел этого пушного зверя привел к его исчезновению из многих мест, но принятые в последние десятилетия меры охраны — частичный, а местами и полный запрет охоты — помогли восстановить население лесной белогрудой куницы почти в полном объёме.

  • Почему Белогрудка поселилась в «густолесье»? Почему она выбрала этот косогор?

  • Почему Белогрудке были противны запахи деревни? – Раскройте значение эпитета «противные запахи деревни» (чужие, опасные, неприятные).

  • Почему при приближении человека она пулей «вонзалась в лесную глушь»? Что означает метафора «пулей вонзалась» (Стремительно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног, молниеносно скрывалась).

  • Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось. Что произошло?

  • Какими были котята? С чем сравнивает их автор?

  • Какой матерью была Белогрудка? (старательной). Найдите в тексте и зачитайте строки, которые рассказывают об отношении Белогрудки к кунятам.

  • Наносила ли Белогрудка вред человеку в начале рассказа?

  • Вывод: В данном фрагменте нам представлен мир природы, это жизнь, скрытая от наших глаз. Природа, животный мир прекрасны и полны тайн. Человек находится по соседству с природой, он противопоставлен ей, враждебен, потому что часто вторгается в мир природы, не думая о последствиях.

Мы продолжаем анализ рассказа, работая в группах.

в) работа в группах «Анализ рассказа «Белогрудка».

Каждая группа получает задание: у каждой группы свой отрывок из рассказа «Белогрудка», который необходимо проанализировать, ответив на вопросы и выполнив соответствующие задания. Кроме того, необходимо ответить на главный проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Затем мы заслушаем спикеров каждой группы. Ответив на проблемный вопрос, Вы должны составить советы или рекомендации своим сверстникам: «Как жить в согласии с природой». Бланк данных советов также вы найдете в рабочих материалах группы. Итак, ваша задача — ответить на вопрос, поставленный в начале урока, составить советы или рекомендации сверстникам. Время на выполнение задание -10 минут. Удачной работы!

Задание группе №1 «Если б я могла кричать..» — анализ эпизода «Потеря детенышей»

Задание группе №2 «Мир человека! Почему ты так жесток…» – анализ эпизода «Детеныши в руках мальчишек»

Задание группе №3 «Можно ли оправдать мою месть…» – анализ эпизода «Месть за смерть котят»

Задание группе №4 «Жил-был пушной зверек, но мир его не уберег…» — анализ эпизода «Финал рассказа»

Ребята! Прежде чем мы начнем слушать отчет о работе в группах, немного отдохнем.

Физкультминутка

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.          

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

г) отчет групп и оценивание своей работы.

Ребята, обращаю Ваше внимание на то, что мы внимательно слушаем отчет группы. Не забудьте записывать наблюдения, сделанные другими группами.

Отчет 1 группы.

Отчет 2 группы.

Отчет 3 группы.

Отчет 4 группы.

Отчет 5 группы.

д) вывод:

  • Все ребята молодцы! А какого результата мы смогли достичь, благодаря этой работе?

  • Каждая группа, проанализировав рассказ с разных точек зрения, ответила на поставленный нами в начале урока вопрос: Как вы понимаете смысл высказывания: «Прикасаться к природе нужно только сердцем»?

  • Мы решили проблему: важно понимать, что мы в природе гости, к ней нужно относиться вежливо, как к людям. Мы должны помнить, что природу надо беречь. Не нужно поступать необдуманно, разоряя гнезда, забирая домой животных и их детенышей. К природе можно прикоснуться только сердцем или душой. На зло природа может ответить по-своему, как мы увидели это на примере рассказа В.П.Астафьева «Белогрудка».

  • Вы смогли дать прекрасные советы всем, как жить в гармонии с природой.

  • Подводя итоги проделанной работы, давайте ещё раз прочитаем слова, к которым мы обращались в начале урока, вдумываясь в каждое слово:

Я сорвал цветок — и он увял…

Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

  • «ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ…» Скажите, в чём смысл данного высказывания? Как вы понимаете эти мудрые слова? (Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Нужно уметь радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что надо беречь, любить и охранять всё, что нас окружает).

е) формулировка идеи рассказа:

  • Посоветовавшись с соседом по парте, выполните задание (работа в парах): выберите пословицы, афоризмы, с помощью которых можно выразить основную мысль, идею рассказа(слайд №12)

Проверьте работу и оцените ее.

1.Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему золотая ветка.

2.Гнездо разорять, себя убивать.

3.Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.

4.По лесу ходи, под ноги гляди.

5.Лес и вода – краса природы.

6.Где уничтожается природа, там уничтожается жизнь.

7.Судьба природы — судьба Родины.

8.Враг природе тот, кто леса не бережет

6.Рефлексия. Итоги урока

а) Продолжите одно из предложений или ответьте на вопрос:

  • Сегодняшний урок для меня был полезным, так как…

  • Сегодня на уроке я понял…

  • Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

  • Какие трудности у Вас возникали?

  • Что было сделать легко и просто?

б) Если на уроке Вам было интересно — приклейте на доску красный цветок; если было скучно и трудно — синий.

  • Посмотрите, ребята, каких цветов у нас больше! Значит, урок был интересным!

  • Хорошо, а теперь оценки за урок — оценивание работы на уроке и подготовки к уроку.

7. Домашнее задание (слайд 14)

Одно задание на выбор:

1.Написать отзыв «О чем меня заставил задуматься рассказ В.П.Астафьева «Белогрудка»?»

2.Составить лэпбук «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Белогрудка».

3. Нарисовать рисунок к рассказу «Белогрудка».

Домашнее задание: (дифференцированно, на выбор)

  1. Мини-сочинение, очерк, рассказ, зарисовку на тему «Моё отношение к природе»;

  2. Стихотворение на тему «Моя природа»;

  3. Реклама, слоган на тему «Берегите природу!»

  4. Рисунок на тему «Мой любимый уголок природы»;

  5. Прочитать любое произведение о взаимоотношениях человека и природы.

-Берегите нашу природу! Как сказал В.Астафьев: «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и все, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете». (Слайд 5)

Написать мини-сочинение.

«О чем заставил меня задуматься урок?..»

Отрывки из работ школьников:

«Сегодня на уроке я поняла, что животные переживают за своих детенышей так же, как наши мамы болеют душой за нас. Стыдно за мальчишек, которые так поступили. Мне эта история, которую описал В.П.Астафьев, запомнится на всю жизнь».

«Урок заставил меня задуматься над своим поведением. Надо всегда помнить, что человек – разумное существо. Прежде нужно подумать, потом совершить поступок. Я читал, что разорять гнезда нельзя. Разорил гнездо птицы – оставил в живых тысячи вредных насекомых. Убил сову – потерял тонну зерна, сова ловит мышей. Даже муравейники разорять нельзя. Муравьи рыхлят почву, переносят семена растений. Мама говорит: «Все в природе взаимосвязано». Надо любить все живое».

«Многие ребята стреляют из рогаток по галкам, воронам. Понятно, что они наносят вред нашим огородам. Но они уничтожают почвенных вредителей, которых трудно истребить даже химическим способом. Жалко, когда ловят красивых бабочек. Пожалуйста, наблюдайте со стороны, фотографируйте. Зачем губить-то?»

РЕФЛЕКСИЯ.

  • Упражнение «Комплимент»;

  • Незаконченный тезис: «Сегодняшний урок для меня был полезным, так как …»;

  • Упражнение Эдварда де Боно «Плюс – минус — интересно».

(Вариантов рефлексий можно привести бесконечное множество. У каждого учителя их – целая копилка).

Спасибо за работу

А вот как бы закончил это предложение В.П. Астафьев.

«Я писал о природе и для детей, и для взрослых. Мне хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травки, малой беззащитной

птахи, таёжного зверька, земли, рождающей хлеб, неба, дающего нам возможность дышать, солнца, согревающего нас, — всё-всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы, её дитя, и как дитя родное должно относиться к своей матери-земле, дающей нам возможность жить и радоваться жизни. Но земля уже нуждается в нашей помощи, нам, людям уже пора садить, а не только рубить, нам уже не надо хвастаться тем, что мы – покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли».

А вот вам маленькое напутствие:

Пусть будущие поколенья

Не скажут с грустью сожаленья:

«Жил-был смешной-пушной зверек,

Но мир его не уберег».

РЕФЛЕКСИЯ:

— По этому поводу у известного поэта есть замечательные строчки:

Я на кусте у родника не тронул сети паука, я поглядел на муравьёв:

У них домище – будь здоров! Я долго по полю шагал и никого не напугал.

Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил!

Какие умные и поучительные слова, мы с вами в природе, действительно, только гости, поэтому должны быть одинаково вежливы как с людьми, так и с деревьями, птичками, зверями и всем, что нас окружает. Еще раз прислушайтесь к тому, что говорил В. Астафьев: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережете и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

Посмотрим, к какому мнению вы пришли, и что у Вас получилось.

  • Недописанный тезис: «Я благодар… (на, ен) природе за то, что…».

  • Ученики записывают в тетрадях, затем озвучивают свои тезисы.

  • Вариант: «Недосказанный тезис». Учащиеся могут устно сформулировать свои высказывания.

  • Учитель: И пусть как напутствие прозвучат для вас слова В. Астафьева:

  • «Ребята, вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447287-chelovek-i-priroda-v-rasskaze-vpastafeva-belo

  • Отзыв по рассказу тимур и его команда 4 класс
  • Отзыв по рассказу станционный смотритель 7 класс
  • Отзыв по рассказу стальное колечко паустовского
  • Отзыв по рассказу специалист аверченко 7 класс
  • Отзыв по рассказу пришвина лисичкин хлеб