Отзыв по рассказу уроки французского 6 класс

Главные герои

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик их бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышленый.

Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.

Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.

Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.

Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Уроки французского»
  • для самых компанейских — Главные герои «Уроки французского»
  • для самых любопытных — Анализ «Уроки французского» Распутин

Идея для написания

Действие рассказа происходит в конце сороковых годов. Впервые произведение было опубликовано в 1973 году в газете «Советская молодежь» в городе Иркутске. Свое творение автор посвятил маме своего близкого товарища — учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой.

В основу рассказа легли детские впечатления и воспоминания. По словам самого автора, это автобиографическое творение. После того как Распутин окончил четвертый класс, ему пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать обучение. Это был сложный период в жизни будущего писателя. Он жил у чужих людей, постоянно недоедал, не имел возможности хорошо одеваться, многие одноклассники не принимали простого деревенского мальчишку. Все действия и события, описанные в рассказе, можно считать реальными, так как именно такой путь Распутину пришлось пройти.

В тяжелый период жизни маленького мальчика поддерживала только учительница Лидия Михайловна. Она помогала Распутину, присылала посылки и писала письма.

После публикации рассказа женщина нашла своего бывшего ученика, эта встреча была наполнена теплыми воспоминаниями. Теперь уже повзрослевший Валентин напоминал своей любимой учительнице многие моменты, которые хранились в его памяти на протяжении всей жизни.

Сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея, и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась, и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно, с произношением.

Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть и часто выигрывать. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков, и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи, и из-за постоянно чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всем расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако все обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он бы слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счел это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришел Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительницы играет с учеником на деньги, он тут же уволил ее.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными яблоками.

Отзыв о рассказе Валентина Распутина «Уроки французского»

Мне очень понравился рассказ писателя Валентина Распутина «Уроки Французского». Он произвёл на меня исключительно положительное впечатление. Рассказ о том, какие разные люди могут встретиться в жизни ребёнка, как они могут повлиять на его мировоззрение, с какими трудностями сталкивались дети в послевоенное голодное время. Интересная история, волнующая сюжетная линия, доброжелательные главные герои. Огромная роль в рассказе уделена учителю французского языка и ученику Володе.

Володя – это мальчик-подросток, который отправился учиться в райцентр в послевоенные годы. У него были пятёрки по всем предметам, и только французский давался ему нелегко: «С французским у меня не ладилось из-за произношения». Он был «отшельником» в классе, поэтому его одноклассники никак не могли помочь с этой проблемой. На помощь беззащитному мальчику пришла его учительница, по совместительству классный руководитель.

Лидия Михайловна — добрый, отзывчивый, бескорыстный и благородный человек. Она преподала Володе уроки справедливости и доброты, которые он запомнит на всю свою жизнь. Запомнят и читатели эти уроки. Урок доброты проявляется в этом рассказе в том, что она полюбила мальчика как своего родного сына. Заботилась о нём и оберегала. Урок бескорыстия в том, что не просила ничего взамен. Урок благородства — узнав о трудной жизненной ситуации мальчика, решила помочь ему во что бы то ни стало. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит Володю и не забывает про него.

Самый запоминающийся момент, на мой взгляд, это поступок Лидии Михайловны. Несмотря на то, что её уволили из школы, она отправила Володе, кубанские яблоки, упоминавшиеся ею в разговоре. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они», — пишет автор.

Поразило то, какими могут быть жестокими дети, несмотря на столь юный возраст. Однажды, Володя связался с дурной компанией дворовых мальчишек. Они любили играть в «чику», это была игра на деньги. Так как главный герой был смышлёный, он быстро приловчился к подбрасыванию монет и за короткое время стал выигрывать у постоянного лидера. Лидеру это не понравилось, и Володю избили. Меня тронула эта сцена, вызвала размышления…

Что же всё-таки понудило Володю связаться с плохими ребятами? На этот вопрос можно узнать ответ, прочитав эту замечательную книгу.

Рассказ научил меня тому, что даже в любую трудную минуту и сложившуюся ситуацию можно обратиться за помощью не только к родным тебе людям, но и к учителю, который поможет найти выход, подскажет и протянет руку помощи.

Авторские афоризмы

«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»

«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком…»

«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»

«…Когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»

«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»

Рецензии на книгу Уроки французского

#Шармбатон_О (Империус; Голубая обложка.) #книжный_марафон2020 (Полумарафон.)

Помню, я читала этот рассказ как-то в школе. Классе в пятом, может, или даже… нет, точно я уже вряд ли скажу. Не суть, просто удивительно, как сильно могут искажаться, покрываясь новыми догадками и смыслами, вещи, последний раз освещённые в памяти столь много лет назад. До того момента, как я перечитала это произведение, мне казалось, что оно, как минимум, в три раза больше того объёма, который имеет, и вообще никак связано с тем, о чём оно на самом деле. Но вот прочла, а теперь сижу и думаю. Всё вроде бы неплохо, рассказ написан прекрасным языком, он занятен и вовсе не плох. Только мучает меня один вопрос…

Произведение не о том, что азартные игры со ставкой на материальные ценности – не самая хорошая затея, ведь главный герой постоянно выигрывает. Да, пусть и расплачивается за выигрыши синяками, оставленными завистниками, но причина того, почему он не может не играть именно в том, что ему надо на что-то жить, как минимум, покупать себе такое необходимое его организму молоко. Плохо ли то, что он затянулся в это опасное дело? Определённо нет. Не о том, что если к чему-то стремишься, то обязательно добьёшься успеха, ведь главный герой всё-таки не стремился выучить французский – он с большой неохотой посещал дом преподавателя; и не о том, что необходимо с раннего возраста приучать себя к самостоятельности, ведь волею случая мальчик жил один с одиннадцати лет, а это довольно сомнительный пример для урока хотя бы потому, что не каждый второй попадает в такую ситуацию, а до тех пор мало кого это станет заботить. Оно вроде бы даже не содержит в себе мысль о том, что хорошо бы и помогать тем, кто попал в трудную ситуацию. Потому что, во-первых, помощь не всегда хороша и нужна, особенно когда о ней не просят; а, во-вторых, учительница из-за своих же благих намерений попала под увольнение, что довольно красноречиво описывает последствия всяких душевных стремлений и сострадания.

Понятно ли в пятом классе то, что дело в условиях жизни после войны и в системе регулирования порядка? В том, что последняя жестоко и безапелляционно съедает тех, кто пытается пойти против неё. В том, что директор даже не стал выслушивать оправдания. В том, что главный герой действительно недоедал и находил единственный верный способ хоть как-то справиться с собственной бедностью в азартной игре. (Но разве это не правильно? Разве был бы вокруг хоть какой-то порядок, если бы каждого, идущего против него, миловали, каждому бы делали исключения? Нет. Не было бы.)

И всё же основная цель рассказа, наверное, в том, чтобы показать читателю – возможно, такому, как я, современному – разрушительные последствия войны. Показать послевоенный голод, разруху, мрак безденежья и то, что, несмотря на всё это, людские глаза не покинул свет надежды, а сердца – намерение творить добро. Вот только вернёмся к мучающему меня вопросу: чего ради «Уроки французского» были включены (и, быть может, остаются включёнными сейчас) в школьную программу? Я имею в виду, в таком раннем возрасте. Читать в одиннадцать лет рассказ о жизни после войны… Увольте, да в таком возрасте скорее ждёшь звонка с урока, чем то, когда же вы с учителем разберёте тему, которая находится так далеко от детства, от смеха на перемене, от очередной драки или чего-то подобного, лёгкого, беззаботного. В одиннадцать лет даже не всегда понимаешь, что такое война вообще. Особенно когда война не касается тебя лично.

Но сейчас, когда старше, читаешь и понимаешь, в чём на самом деле суть рассказа, что пытался донести школьный преподаватель до юного разума, который был явно не так заинтересован этими проблемами, касающимися самого по сути выживания. И с этой точки зрения рассказ действительно хорош. Не так, чтобы прямо восхищаться или перечитывать каждый год, но мне было приятно потратить время на эти двадцать с хвостиком страниц.

Характеристики текста

В рассказе автор использовал традиционную композиционную структуру. Повествование ведется от первого лица, и именно этот момент придает рассказу реалистичность. В произведении писатель затрагивает такие темы, как:

  1. Неравнодушие.
  2. Доброта.
  3. Оказание помощи нуждающемуся.

Учительница, которая смогла разглядеть и почувствовать беду маленького мальчика, стала для него ангелом-хранителем. Благодаря своей внимательности она смогла увидеть талант и старание ребенка, который находился в трудном положении. Уроки французского, которые проводила Лидия Михайловна на дому, внесли изменения в жизнь мальчика.

Находясь вдали от дома, маленький Валя всегда чувствовал поддержку и понимал, что он не один. Именно это помогло ему с уверенностью двигаться вперед к своей цели. Основная мысль рассказа «Уроки французского» заключается в том, что, помогая другим, мы помогаем в какой-то степени себе. Описание правдивых событий и небольшой размер творения говорит о том, что оно относится к жанру реалистичный рассказ. После его публикации критики давали только положительную рецензию книги.

Об авторе книги

Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937) — русский писатель (представитель так называемой деревенской прозы), публицист, общественный деятель. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве. В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби».

Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997), Нежданно-негаданно (1997), По-соседски (1998).

В 2003 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).

В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.

[1]

Мне очень понравился рассказ писателя Валентина Распутина «Уроки Французского». Он произвёл на меня исключительно положительное впечатление. Рассказ о том, какие разные люди могут встретиться в жизни ребёнка, как они могут повлиять на его мировоззрение, с какими трудностями сталкивались дети в послевоенное голодное время. Интересная история, волнующая  сюжетная линия, доброжелательные главные герои. Огромная роль в рассказе уделена учителю французского языка и ученику Володе.

Володя – это мальчик-подросток, который отправился учиться в райцентр в послевоенные годы. У него были пятёрки по всем предметам, и только французский давался ему нелегко: «С французским у меня не ладилось из-за произношения». Он был «отшельником» в классе, поэтому его одноклассники никак не могли помочь с этой проблемой. На помощь беззащитному мальчику пришла его учительница, по совместительству классный руководитель.

Лидия Михайловна — добрый, отзывчивый, бескорыстный и благородный человек. Она преподала Володе уроки справедливости и доброты, которые он запомнит на всю свою жизнь. Запомнят и читатели эти уроки. Урок доброты проявляется в этом рассказе в том,  что она полюбила мальчика  как своего родного сына. Заботилась о нём и оберегала. Урок бескорыстия в том,  что не просила ничего взамен. Урок благородства — узнав о трудной жизненной ситуации мальчика, решила помочь ему во что бы то ни стало. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит Володю и не забывает про него.

Самый запоминающийся момент, на мой взгляд, это поступок Лидии Михайловны. Несмотря на то, что её уволили из школы, она отправила Володе, кубанские яблоки, упоминавшиеся ею в разговоре. «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они», — пишет автор.

Поразило то, какими могут быть жестокими дети, несмотря на столь юный возраст. Однажды, Володя связался с дурной компанией дворовых мальчишек. Они любили играть в «чику», это была игра на деньги. Так как главный герой был смышлёный, он быстро приловчился к подбрасыванию монет и за короткое время стал выигрывать у постоянного лидера. Лидеру это не понравилось, и Володю избили. Меня тронула эта сцена, вызвала размышления…

Что же всё-таки понудило Володю связаться с плохими ребятами? На этот вопрос можно узнать ответ, прочитав эту замечательную книгу.

Рассказ научил меня тому, что даже в любую трудную минуту и сложившуюся ситуацию можно обратиться за помощью не только к родным тебе людям, но и к учителю, который поможет найти выход, подскажет и протянет руку помощи.

Автор материала: В. Теплоухова (11 класс)

«Уроки французского» читательский дневник

«Уроки французского» читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4656.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4656.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Уроки французского» – трогательная история о взаимоотношениях учительницы и ученика, благодаря которым мальчик получил жизненно важные уроки доброты, милосердия и человеческого участия.

Краткое содержание «Уроки французского» для читательского дневника

ФИО автора: Распутин Валентин Григорьевич

Название: Уроки французского

Число страниц: 31. Распутин Валентин Григорьевич. «Уроки французского». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1973 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие рассказа разворачивается в 1948 году – в тяжёлое послевоенное время, когда вся страна испытывала лишения и голод. Место действия – один из районных центров Иркутской области. Произведение автобиографично, и события в рассказе имели место в реальной жизни писателя, который благодарен учительнице, преподавшей ему «урок доброты».

Главные герои

Главный герой, рассказчик – одиннадцатилетний мальчик из бедной крестьянской семьи, честный, порядочный, решительный, очень смышлёный.

Лидия Михайловна – учительница французского языка, молодая женщина, добрая, отзывчивая, чуткая.

Василий Андреевич – директор школы, важный, строгий и требовательный.

Вадик – семиклассник, жестокий, несправедливый, лидер среди сверстников и ребят помладше.

Мама – простая работящая женщина, добрая, жалостливая.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В 1948 году главный герой должен был пойти в пятый класс. В своей деревне он имел славу грамотея и школьная программа ему давалась легко. Односельчане посоветовали матери отдать толкового сына в школу в райцентре, который находился в пятидесяти километрах от деревни. Мать согласилась и отправила сына квартировать к своей знакомой.

В новом классе герой быстро освоился, начал хорошо учиться. Проблемы были лишь с французским языком, особенно с произношением.

Вскоре мальчик попал в сомнительную компанию, где ребята на деньги играли в «чику». Мать присылала герою 50 копеек, чтобы он пил молоко. Однако этого было мало, и герой стал на эти деньги играть, чтобы получить возможность покупать молоко каждый день. Он выигрывал один рубль и уходил. Заметив это, Вадик – самый главный в компании – принялся жульничать. Герой уличил его во лжи, за что был сильно избит.

Увидев синяки на лице мальчика, Лидия Михайловна оставила его после уроков и расспросила о жизни. Так она узнала, что он родом из бедной крестьянской семьи и из-за постоянного чувства голода был вынужден играть на деньги. Мальчик очень боялся, что учительница обо всём расскажет Василию Андреевичу, и его исключат из школы, однако всё обернулось иначе. Лидия Михайловна велела приходить к ней домой после уроков, чтобы дополнительно заниматься французским.

Спустя время герой получил посылку с гематогеном, сахаром и макаронами. Он сразу понял, чьих это рук дело, и вернул продукты Лидии Михайловне. Учительница всем сердцем жалела мальчика, однако он был слишком гордым для того, чтобы принимать помощь.

Тогда Лидия Михайловна предложила своему ученику сыграть в «замеряшки» – игру с монетками, которые нужно было особым образом кидать об стену. Мальчик счёл это честным соревнованием, в то время как учительница всячески старалась жульничать в его пользу, чтобы дать мальчику возможность выигрывать. Однажды во время игры они стали так громко спорить, что на их голоса пришёл Василий Андреевич, живший по соседству. Узнав, что учительница играет с учеником на деньги, он тут же уволил её.

Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань, а спустя время мальчик получил посылку с макаронами и красными яблоками.

Вывод и своё мнение

Олицетворением всех добродетелей в произведении стала молоденькая учительница, которая без тени сомнения пренебрегла всеми правилами приличия ради возможности помочь одинокому голодающему мальчику. Её благородный поступок оставил глубокий след в душе ребёнка, который, без сомнения, вырос порядочным человеком.

Главная мысль

Доброта, человечность и сострадание – самые ценные качества в человеке.

Авторские афоризмы

«…Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после…»

«…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком…»

«…Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного…»

«…Когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…»

«…Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно…»

Толкование непонятных слов

Квартировать — снимать квартиру.

Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.

Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.

Гольный кипяточек — чистый, без примесей.

Вякать — болтать, говорить, возмущаться.

Притайка — то, что спрятано.

Грамотей – грамотный человек.

Бредни – небольшая рыболовная сеть, которую люди, идущие бродом по мелководью, тянут за собой.

Колхоз – предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

Рейтинг читательского дневника

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 4656.


А какую оценку поставите вы?

  • Отзыв по рассказу тимур и его команда 4 класс
  • Отзыв по рассказу станционный смотритель 7 класс
  • Отзыв по рассказу стальное колечко паустовского
  • Отзыв по рассказу специалист аверченко 7 класс
  • Отзыв по рассказу пришвина лисичкин хлеб