Отзывы на рассказ сухомлинского отец и сын

Жили на свете мать, отец и сын. Сыну ещё и года не было, когда отец оставил его мать. Оставил и ушёл тайком, не сказав, куда он идёт и почему.
Остались мать с сыном одни. Нелегко было матери. Рано утром она относила сына в детские ясли, а сама шла на работу.
Сын вырастал. Мать уже не относила, а отводила его не в ясли, в детский сад. Сын узнал, что у других детей есть не только мать, но и отец. Это открытие поразило детскую душу. Маленький сын спросил у матери:
— Почему у других детей есть отцы, а у нас нет? Ребята говорят, что без отца нельзя появиться на свет… Правда ли это?
— Да, без отца нельзя появиться на свет.
— Значит, у нас был отец?
— Да, у нас был отец. Он ушёл от нас…
— Почему ушёл?
— Он не любит нас, потому и ушёл…
— А что значит — не любит? — спрашивал сын. Мать объясняла это как могла; трёхлетнему мальчику не всё было понятно, и мать говорила:
— Подрастёшь немножко — поймёшь… Прошёл ещё год, второй. Пятилетний сын спрашивает у матери:

— Мама, а себя наш отец любил?

— Себя он любил ещё меньше, чем нас. Себя он не только не любил, но и не уважал…

— А что значит — уважать себя?

Мать пыталась объяснить, но пятилетний мальчик ещё не мог понять столь сложных вещей.

Прошёл год, два года прошло. Семилетний сын спрашивает у матери:

— Мама, что же это значит — уважать себя?

— Это значит оставить себя на земле в своих детях. Кто не хочет оставить себя в своих детях — тот не хочет быть человеком.

— Но разве он, отец, не понимал этого? — спрашивал изумлённый сын.

— Он поймёт это только в старости.

Когда сыну исполнилось 7 лет, мать вышла замуж. Оставшись наедине с сыном, мать сказала ему:

— Этот человек любит меня, и я его люблю. Если он полюбит тебя и ты полюбишь его, может быть, ты станешь его сыном, а он — твоим отцом. А пока не называй его ни отцом, ни дядей — нехорошо. Обращайся к нему просто “вы”.

Второй муж матери был добрым, сердечным человеком. Но мальчик не открывался перед ним, потому что не верил ему. “Если человек, без которого я не мог бы родиться, не стал моим отцом, то разве может стать отцом чужой человек?” — думал мальчик, и от этих мыслей ему было тяжело.

Сын заболел. Дни и ночи он лежал в забытьи, и лишь изредка к нему возвращалось сознание. Однажды ночью он почувствовал себя лучше, открыл глаза и увидел перед собой отчима. Мужчина держал в руке его слабенькую ручку и плакал… Мальчик закрыл глаза, ему хотелось, чтобы эти мгновения продолжались вечно. Пришла минута, вторая, третья. Сердце мальчика трепетало от счвстья: мужчина ласкает его руку. Он чувствовал: мужчине хочется, чтобы он выздоровел. Мальчик не мог больше лежать с закрытыми глазами, он открыл глаза, улыбнулся и сказал:

— Я буду называть вас Отцом, хорошо?

Прошло несколько лет, и на счастливую семью обрушилось страшное горе: неизлечимый недуг приковал мать к постели. Десять лет она болела, и все эти годы о ней заботились муж и сын. Когда сыну исполнилось 23 года, мать умерла. Сын женился. У него самого уже родился сын. Отчим стал старым, слабым человеком. Сын горячо и преданно любил его. Без него никогда в семье начинался обед, без его совета не решалось ни одно дело.

И вот однажды, когда семья ужинала, в хату кто-то постучался. Вошёл старик.

— Узнаёшь меня?

— Нет, не узнаю.

— Я твой отец.

Сын вспомнил всё. Он ответил:

— Вот мой Отец… А вы для меня просто старик.

— Но ты мой кровный сын, — взмолился старик. — Приюти меня.

— Хорошо, живите у нас, — сказал сын. — Но я не могу ни любить, ни уважать вас, ни отцом называть.

Так и живут они в большом доме, среди яблонь и вишен. В теплые летние дни семья садится за стол в саду. Слышится оживлённый разговор, смех. А старик сидит в своей комнате у окна и, склонив седую голову, плачет.

  • Следующая сказка → Василий Сухомлинский — Мамина коса самая красивая
  • Предыдущая сказка → Василий Сухомлинский — Заболел врач

Читать сказку «Василий Сухомлинский — Отец и Сын» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.

Трудно ли быть человеком? Тема доброты и человечности пронизывает рассказы многих авторов. Среди них поучительные рассказы В. Осеевой, Л. Толстого, К Ушинского, В Сухомлинского, Ш. Амонашвили и других менее известных авторов

В этой статье собраны лучшие рассказы и сказки советского педагога-новатора Василия Сухомлинского.

Принципы воспитания В. Сухомлинского до сих пор не теряют своей актуальности. Рассказы и сказки этого величайшего человека учат человечности, раскрывают понятия нравственности, доброты и красоты. В них можно найти ответы на многие важные вопросы.

короткие поучительные рассказы

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

короткие поучительные рассказы

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

короткие поучительные рассказы

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

короткие поучительные рассказы

Зайчик и рябина

Наступила зима. Засыпало снегом землю. Трудно стало зайчику добывать еду.
Однажды увидел он на рябине красные ягоды. Прыгает зайчик вокруг дерева, а ягоды высоко.
Просит зайчик:
— Дай мне, рябинка, ягод.
А рябина отвечает:
— Попроси ветер. Он тебе поможет.
Обратился зайчик к ветру. Прилетел ветер, колышет, трясет рябину. Оторвалась кисть красных ягод, упала на снег. Радуется зайчик ягодам.
— Спасибо тебе, ветер,— говорит.

короткие поучительные рассказы

Кому же идти за дровами?

На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.
Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:
– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?
Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.
– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.
– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.
– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.
– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.
Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:
– Мы тоже пойдём в лес, мама.
– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.

короткие поучительные рассказы

Почему плачет синичка?

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
– Сделаем на тополе качели, – сказал Миша.
– Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
– Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
– Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля
– А почему же она плачет? – удивился Миша.
– Подумай, почему, – ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: «Почему же она плачет?»

короткие поучительные рассказы

Камень

На лугу, под раскидистым дубом, много лет была криница. Она давала людям воду. Под дубом подле криницы отдыхали путники.
Как-то раз к дубу пришёл мальчишка. Он любил пошалить. Вот он и подумал:
«А что будет, если я возьму вот этот камень и кину его в криницу? Вот, наверное, булькнет сильно!»
Поднял камень, кинул его в криницу. Булькнуло сильно. Мальчишка засмеялся, побежал и забыл про свой поступок.
Камень упал на дно и закрыл жерло.
Вода перестала наполнять криницу.
Криница засохла.
Засохла трава возле криницы, и дуб засох, потому что подземные ручейки потекли куда-то в другое место.
На дубу перестал вить гнездо соловей. Он полетел на другой луг.
Замолкла соловьиная песня.
Грустно стало на лугу.
Много лет миновало. Мальчишка стало дедом. Однажды пришёл он на то место, где когда-то был зелёный луг, стоял раскидистый дуб, била прохладная криница.
Не стало ни луга, ни дуба, ни соловья, ни криницы. Только песок, ветер вздымает тучи пыли.
«Куда ж оно всё подевалось?» – подумал дед.

короткие поучительные рассказы

Дуб под окном

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил дубок под окном. Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок, старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дубок разросся так, что закрыл окно. Стало темно в комнате, а в ней жила красавица – лесникова внучка.

– Срубите дуб, дедушка, – просит внучка, – темно в комнате.
– Завтра с утра начнём, – отвечает дедушка.

Наступило утро. Позвал дедушка троих сыновей да девятерых внуков, позвал внучку-красавицу и сказал:
– Будем дом переносить в иное место.
И пошёл с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица-внучка.

короткие поучительные рассказы

Девочка и ромашка

Прекрасным солнечным утром маленькая девчушка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка. – Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

короткие поучительные рассказы

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

короткие поучительные рассказы

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с мёдом, белые калачи положил, приглашает:

– Ешь, Матвейка, мёд. Хочешь – ложкой ешь мёд с калачами, хочешь – калачи с Ел Матвей мёд с калачами, потом – калачи с мёдом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мёд – липовый или гречневый?

– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым мёдом угостил я тебя, внучек.

– Липовый мёд все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.

Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

короткие поучительные рассказы

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего. Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно. На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

короткие поучительные рассказы

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.

Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он.

короткие поучительные рассказы

Капля воды

Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.

А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и пионеры подошли к колодцу одновременно.

На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.

Когда пионеры напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.

короткие поучительные рассказы

Несмелый мальчик


В пятый класс среди года пришел новый ученик, Николай. В первый же день все убедились, что он несмелый, даже застенчивый, его хотели на первую парту посадить, но он отказался. Попросился на последнюю.

Учился Николай прилежно, старательно делал домашние задания. Ответы Николая были такими хорошими, что, когда его вызывали, в классе наступала тишина. Каждый хотел послушать хороший ответ. Учителя часто хвалили Николая: «Вот так нужно готовить задания и отвечать на вопросы».

От похвал мальчик краснел, было видно, что ему хотелось быстрее сесть за свою последнюю парту.

Одноклассники говорили: «Хороший ученик. И добрый товарищ.

Попросишь – всегда объяснит, расскажет, как решить задачу. Но очень несмелый…»

Однажды пятиклассники возвращались из школы домой. Было это в мае, перед окончанием учебного года. Шли гурьбой, о чем-то спорили.

Когда проходили по мосту через речку, услышали крик. Кто-то кричал внизу, недалеко от моста. Речка была небольшая, но быстрая и полноводная. Неужели кто-то зовет на помощь?

Не успели ребята  и подумать об этом, как увидели: Николай прыгнул в воду, туда, откуда доносился крик.

Потрясенные мальчики подбежали к перилам моста. Николай уже подплывал к маленькой девочке. Она не умела хорошо плавать и попала в водоворот. Еще немного – и девочка погибла бы.

– Держись за мою рубашку! – крикнул Николай.

Девочка схватилась за рубашку, и Николай быстро поплыл с ней к берегу.

короткие поучительные рассказы

Посмеялись над бабушкой


Однажды дети играли на стадионе в мяч. Весело было играть, радостно.

Мимо стадиона шла старенькая бабушка. Она плохо видела, шла медленно, ощупью проверяя дорогу палкой.

Кто-то из ребят бросил мяч так, что он покатился бабушке под ноги, ударил по палке и выбил ее из рук. Остановилась бабушка, растерялась, не знает, что делать. Наклонилась, ищет палку, а она отлетела далеко. Не видит бабушка ее.

Дети смотрят на бабушку и смеются. Никто из них не догадался подойти к старушке, попросить прощения и помочь ей.

Дети смеются, а бабушка стоит и плачет. И никому и в голову не пришло, что в эту минуту творится большое зло: человек издевается над человеком.

короткие поучительные рассказы

Пчела и тыквенный цветок

Полетела Пчела в поле за медом – далеко-далеко. А солнышко уже к закату клонится. Нашла Пчела большое тыквенное поле. У тыквы цветы большие, лепестки желтые, яркие, как солнце. Летала Пчела от одного цветка к другому, собирала мед. Подняла головку, посмотрела вокруг и вскрикнула по пчелиному от страха: солнышко зашло, в небе звездочки мерцают, в поле сверчок поет. «Что же мне теперь делать?» – думает Пчела.
– Садись ко мне под лепестки, – говорит ей Тыквенный Цветок. – Переночуешь, а утром домой полетишь.
Села Пчёлка на сладкие тычинки, закрыл ее Цветочек лепестками.
Спит Тыквенный Цветок. Спит Пчела. Спит поле. Весь мир спит, только звездочки в небе мерцают.
Вот и солнышко показалось из-за леса. Тыквенный Цветок открыл лепестки. Проснулась Пчела. Время домой лететь. Но в маленьком пчелином сердце что-то задрожало – грустное и теплое. Что-то задерживало Пчелу возле Цветка.
Поклонилась низенько Пчела Тыквенному Цветочку и сказала:
– Спасибо тебе, Цветок, за гостеприимство. Цветок вздохнул. Ему тоже не хотелось расставаться с Пчелой.
Но солнце уже поднялось над горизонтом, пел жаворонок в небе, летали бабочки – начался день. Пчела покружила над Тыквенным Цветком и полетела домой, понесла мед детишкам.

короткие поучительные рассказы

Девочка и ромашка

Прекрасным солнечным утром маленькая девчушка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка. – Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

короткие поучительные рассказы

Флейта и Ветер

В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветерок прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.
Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте да и дунул со всей силы.
Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет – гудит да и гудит.
«Отчего так? – думает Ветер. – Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта на покоряется мне – не играет?»

короткие поучительные рассказы

Куда муравьишки спешили?

На дереве сидела белочка. Она ела горох. До того вкусный, что даже глаза зажмурила. Крошечка горошка упала на землю. За ней вторая, третья. Много крошечек упало на землю.
А тропиночкой среди травы бежала Муравьиха. Спешила найти еду маленьким муравьишкам. Она торопилась на баштан: узнала, что там много сладких крошечек арбуза. Вдруг видит — падают с дерева крошечки горошка. Попробовала Муравьиха – горошек пахучий да вкусный. Понесла Муравьиха крошечку горошка к муравейнику, рассказала соседям:
– Бежим, муравьи, по горошек.
Собрались муравьи в дорогу. А детки муравьихины едят крошечку, что принесла мама, делятся с товарищами. Всем деткам в муравейнике хватило, да ещё и осталось. А муравьи уже под деревом. Собрали крошечки и понесли домой. Хватит еды на всю зиму.

короткие поучительные рассказы

Зайчик и Месяц

Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.
Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:
– Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.
Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:
– Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.
Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу:
– Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.

короткие поучительные рассказы

Яблоко в осеннем лесу

Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко. Оля и Нина вскрикнули от радости.

– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.

– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.

Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:

– Пусть твое будет яблоко, Нина.

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было её, но Нина тоже сказала:

– Пусть твое будет яблоко, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову мысль:

– Отдадим яблоко маме.

Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В материнских глазах сияла радость. Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

короткие поучительные рассказы

Сказка о Гусыне

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

короткие поучительные рассказы

Легенда о материнской любви

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

короткие поучительные рассказы

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.


Заходите также в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Отец Кирсанова в романе Отцы и дети

Знаменитое произведение, на котором выросло не одно поколение современных молодых людей “Отцы и дети”, является одним из главных произведений русского писателя Ивана Тургенева.

Стоит отметить, что написанием этого романа писатель занимался в тревожный и, скорее всего, самый сложный и переломный момент своей жизни. Именно в это время он находился в конфликтных отношениях с некоторыми другими писателями, а так же совершил переворот течения своей жизни, уйдя из «Современника».

После того, как роман был написан он вызвал огромное количество различных спорных разговоров и целую бурю эмоций как у других писателей, так и у критиков, которые разбираются в литературной сфере.

Один из главных героев, сам старший Кирсанов, был создан автором совершенно не похожим на своего успешного, целеустремленного брата, который к тому же был ещё и настоящим аристократом. Два брата были абсолютно разные. И по сравнению со своим братом отец Кирсанов был простым человеком, который жил обыденной и спокойной жизнью. Недуг, который преследовал Николая Петровича с ранних лет, а именно хромота определила его дальнейшую судьбу, он был отдан на обучение “штатскому делу”.

Когда пришло время, Николай Петрович довольно счастливо женился, смог стать в браке не только любящим и заботливым мужем, счастливым отцом, но и достойным хозяином своего земельного поместья и достаточно большого дома.

Когда умерла его любимая жена, он ели нашёл в себе хоть какие-то силы пережить эту трагедию, очень быстро постарел и поседел. Это всё говорит лишь о том, что в его душе есть место настоящим чувствам, а не только лишь неземной страсти, которая овладевала его братом по отношению к Нелли! Николай Петрович смог направить все свои чувства и эмоции исключительно на свою семью, найдя в этом настоящее, человеческое счастье.

Определение тезиса — что это такое

Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.

Тезис это..

В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.

Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.

Что такое тезисы

В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.

После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.

В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.

Тезисный план — как писать научные тезисы

Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.

Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.

Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:

  1. Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
  2. Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
  3. Цель работы.
  4. Задачи, которые вы ставите перед собой.
  5. Актуальность выбранной темы.
  6. Методы исследования.
  7. Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
  8. Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
  9. Перспективы.

Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.

Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.

Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.

Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)

Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.

В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.

Тезисы в сочинениях

Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:

Ремесленников тысячи, творцов – единицы.

Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:

  1. Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
  2. Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
  3. Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.

К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».

Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.

Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.

Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.

Пример тезиса по направлению доброта и жестокость

Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:

Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.

Предлагаем следующие аргументы:

  1. Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
  2. Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
  3. Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.

В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.

Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.

Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.

Развязка событий

Базаров возвращается к своим родителям и говорит, что останется с ними на шесть недель. Поведение Евгения беспокоит отца, но он решает молчать.

Во время своего пребывания у родителей Базаров общается с человеком, страдающим тифом, и заражается от него. Евгений просит отца написать и отправить несколько слов мадам Одинцовой, рассказать ей, что произошло. После этого он умирает. Затем автор рассказывает читателю, что случилось с другими персонажами:

  • Анна Одинцова снова вышла замуж, вскоре после этого умерла ее тетя:
  • Аркадий и его отец начали вместе управлять имением;
  • у Кати родился сын;
  • Катя и Фенечка подружились, а Павел стал ключевой фигурой в этом обществе.

В конце произведения Тургенев рассказывает о Базарове, похороненном на маленьком кладбище. Родители часто посещают его могилу и плачут.

Пример тезиса по теме «Отцы и дети»

Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:

Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.

Аргументы могут быть такими:

  1. Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
  2. Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
  3. Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.

Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.

Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.

В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.

Тезисы по теме отцы и дети

С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.

Кульминация сюжета

На следующий день они снова встречаются с мадам Одинцовой, а Аркадий завидует Базарову. Двое мужчин остаются в ее доме в течение двух недель. Евгений постепенно начинает меняться. На следующий день мадам Одинцова и Базаров беседуют. Тот признается, что влюблен в Анну, но приходит к выводу, что она не относится к нему так же.

Базаров и Аркадий едут к родителям Евгения, которые очень рады видеть своего сына после трех лет отсутствия. Однако они остаются только три дня, потому что Базарову надоела тихая жизнь. Объявление о том, что он собирается уезжать, разбило сердце родителей Базарова, но они не пытались его удержать. В Марьино парни хорошо приняты и Николаем, и Павлом.

Базаров попытался поцеловать Фенечку. Павел идет к Евгению и вызывает его на дуэль. Базаров соглашается, но сожалеет об этом почти сразу, как только Павел уходит. Дуэль состоялась на следующий день. Евгению удается ранить Павла. Он стреляет ему в бедро, чтобы прекратить дуэль. Слуга бежит за каретой, и Николай тоже приходит. Евгений говорит им, что он уйдет, но сначала он позаботится о ране Павла. На следующий день Базаров уходит, не попрощавшись со слугами в доме.

Павел быстро выздоравливает. Становится ясно, что ему очень нравится Фенечка. Он просит ее перестать любить его брата. Фенечка начинает плакать, а когда Николай входит в комнату, она бежит к нему в объятия. Видя это, Павел убеждает брата жениться на ней. Старший Кирсанов соглашается.

Тем временем Аркадий говорит Кате, что любит ее, и просит выйти за него замуж. Девушка соглашается, а Анна согласна дать им свое благословение.

Базаров решает уйти после этого, хотя Одинцова пыталась убедить его остаться. Перед отъездом Базаров идет к Аркадию и поздравляет его с помолвкой.

Тезисы по направлению «Мечта и реальность»

Сочинение по направлению «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса:

Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.

Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:

  1. Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
  2. Пустые мечты приводят к разочарованиям.
  3. Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.

Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».

Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.

Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.

Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.

Толкование непонятных слов

Дюйм – мера длины, равная 2,54 см.

Фут – единица измерения длины в английской системе мер, равная 30,48 см.

Провинциальный – отсталый, наивный и простоватый.

Акваланг – легкое водолазное снаряжение, позволяющее погружаться на глубины до трехсот метров.

Брезент – ткань, которая производится способом полотняного переплетения из плотных скрученных волокон.

Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности путем указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

«Отец и сын» читательский дневник

«Отец и сын» читательский дневник

«Отец и сын» — увлекательный рассказ о том, как отец и сын, оказавшись в экстремальной ситуации, смогли открыть сердца друг другу. Второе название рассказа – «Последний дюйм».

Краткое содержание «Отец и сын» для читательского дневника

ФИО автора: Джеймс Олдридж

Название: Отец и сын

Число страниц: 35. Джеймс Олдридж. «Последний дюйм». Издательство «Оникс». 2004 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1957 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Время и место

Основные события в рассказе происходят в 50-х годах ХХ века на пустынном побережье Красного моря, неподалёку от Каира.

Главные герои

Бен – опытный пилот, мужчина 43-х лет, умный, решительный, настойчивый.

Дэви – десятилетний сын Бена, робкий, замкнутый, одинокий мальчик, не знавший родительской ласки.

Сюжет

Бен был опытным пилотом, который успел налетать не одну тысячу миль. Долгое время проработав в Канаде, он перевёлся в компанию в Саудовской Аравии, которая занималась разведкой нефти на побережье Египта. Местность в тех краях была весьма специфическая, и задачей Бена была посадка самолета с точностью до дюйма. Спустя некоторое время компания отказалась от разведки нефтяных месторождений, и к сорока трём годам Бен оказался без работы. Все свои сбережения мужчина отдал супруге. Между ними не было особой близости, и жена без долгих раздумий отправилась на родину в Массачусетс, оставив Бену их десятилетнего сына Дэви.

Мальчик был довольно замкнутым ребёнком, свои эмоции и переживания держал в себе. Мать была довольно холодна с ним, а грубоватый и резкий в высказываниях отец пугал Дэви. Бен и рад бы наладить отношения с сыном, но не знал, как подступиться к нему.

Бен нашёл себе небольшую подработку – подводную съёмку акул по заказу одной из телекомпаний. Вместе с Дэви он отправился на небольшом самолёте в уединённую бухту Красного моря. Мальчик плохо переносил полет, и Бен был уже не рад, что взял его с собой. Он посадил самолет в бухте, оставил сына на берегу, а сам отправился снимать акул. Когда Бен вернулся, чтобы немного отдохнуть, он с досадой заметил, что взял только пиво и не захватил воды для Дэви.

Бен вновь погрузился в море. Когда он уже почти закончил съёмку, одна из акул напала на него. Собрав остатки сил, мужчина с трудом выбрался на берег – его ноги и руки были истерзаны острыми зубами акулы. Бен то терял сознание, то вновь приходил в себя. В его голове промелькнула мысль, что никто не знает, где они находятся, и на помощь рассчитывать не приходится.

Бен постарался приободрить испуганного сына. Он стал руководить мальчиком, чтобы тот смог поднять самолёт в воздух. Собрав всё своё мужество, мальчик чётко следовал инструкциям отца. Почти всю дорогу к Каиру Бен находился в беспамятстве. Лишь когда показался аэродром, он из последних сил помог Дэви посадить самолёт.

Бену ампутировали руку, но он очень быстро шёл на поправку, чем немало удивил врачей. Он уже не мог заниматься любимым делом, но для него теперь самым важным было то, что он нашёл общий язык с собственным сыном.

Вывод и свое мнение

Отцу и сыну предстояло пережить серьёзное жизненное испытание. Однако именно благодаря ему родные люди, которые из-за жизненных обстоятельств не были душевно близки, смогли заново обрести друг друга. Бена даже не печалил тот факт, что он утратил руку и не сможет больше летать. Для него гораздо больше значил тот факт, что сын перестал быть для него далёким и непонятным, а их отношения стали по-настоящему теплыми.

Главная мысль

Борьба должна продолжаться до самого конца, до самого последнего дюйма.

Авторские афоризмы

«…Никогда ничего не бойся, когда ты один…»

«…Последний дюйм, который разделяет всех и вся, нелегко преодолеть, если не быть мастером своего дела…»

«…Всё дело в последнем дюйме…»

«…за детскими чертами скрывался, быть может, жёсткий и даже необузданный характер…»

«…Никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь…»

«…Бен решил, что игра стоит свеч. Этому стоит отдать время. Он уж доберётся до самого сердца мальчишки! Рано или поздно, но он до него доберётся…»

Толкование непонятных слов

Дюйм — мера длины, равная 2,54 см.

Фут — единица измерения длины в английской системе мер, равная 30,48 см.

Провинциальный — отсталый, наивный, простоватый.

Акваланг — лёгкое водолазное снаряжение, позволяющее погружаться на глубины до трёхсот метров.

Брезент — ткань, которая производится способом полотняного переплетения из плотных скрученных волокон.

Компас — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

Новые слова

Отмель — участок морского или речного дна с небольшими глубинами или даже выступающий из воды.

Кораллы — окаменевшие скелеты колоний, образованных беспозвоночными полипами.

Неприкаянный — не знающий, что делать, не находящий себе места, беспокойный, мятущийся.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

метки: Материнский, Сухомлинский, Любовь, Матерь, Проблема, Рассуждение, Колено, Отправить

Проблема безграничной материнской любви. Сенина 2017. № 5. (ЕГЭ по русскому)

В чём особенности материнской любви? В чём проявляется это высокое чувство? На что способна мать ради своих детей? Именно эти вопросы возникают при чтении текста выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Раскрывая проблему безграничной материнской любви, автор опирается на старинную украинскую легенду, где сноха с чёрным, недобрым сердцем невзлюбила свекровь и приказала мужу убить свою мать и принести материнское сердце. В кульминационный момент сын, споткнувшись о камень, роняет сердце, которое, встрепенувшись, шепчет: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено. » Только тогда сын понял, что «никто не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Автор подводит нас к мысли о том, что «нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской».

Невозможно не согласиться с мнением матери. Действительно, только материнская любовь может быть такой огромной и неисчерпаемой, только материнское сердце может так глубоко и всесильно желать счастья своим детям.

Чтобы подтвердить верность наших рассуждений, приведём литературный аргумент. В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» восьмилетнего подпаска Федотушку должны были наказать розгами за то, что отдал голодной волчице овцу. Мать мальчика Матрёна Тимофеевна Корчагина легла под розги вместо сына, жертвуя собой и спасая своего ребёнка. Этот яркий пример показывает, на что способна мать, защищая своего ребёнка.

Приведём ещё один литературный аргумент. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается трогательный образ матери Базарова Арины Власьевны, которая, как и её муж, просто боготворит своего сына, в его приезд надышаться на него и насмотреться не может, не зная, где усадить, чем накормить. А когда Евгений на следующий день объявляет о своём отъезде, мать сильно огорчается, но, смиряясь, успокаивает и своего мужа. Невозможно описать горе родителей, потерявших единственного сына. Всей душой сочувствуешь старикам, печально бредущим к одинокой могиле.

10 стр., 4586 слов

Рассуждение «Проблема материнской любви» (По тексту Ю.Я.Яковлева)

… Материнская любовь формирует в нас душу, именно мать наполняет нас в эмоциональном плане, делая интересной и полноценной личностью. Материнская любовь – то тонкая нить, соединяющая между собой её и наше сердце, … кому-то чувство такой же силы, как к своему ребенку, даже, кажется, что своих … когда мы печалились по первой неразделённой любви. Мать — это неиссякаемый источник любви, самой чистой и …

Мы пришли к выводу, что материнская любовь безгранична. Хотелось бы, чтобы дети ценили любовь и заботу родителей, помнили то добро, которое они для них сделали.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id18437

По проблеме любви родителей к детям (по тексту Сухомлинского) (ЕГЭ по русскому)

В данном тексте Василий Александрович Сухомлинский рассказывает нам о старинной украинской легенде, в которой поднимается проблема безграничной любви родителей к детям.

В произведении Василия Александровича Сухомлинского мы видим выражение вышеизложенной проблемы. «Боялась мать показаться злой снохе на глаза» — это говорит писатель, после того, как сын, покорившись красоте злой жены, выгоняет свою собственную мать из дома в сени. Но мать на самом деле боялась не снохи, а разочарования сына, и поэтому беспрекословно выполняла все его унизительные требования. Также в следующем далее моменте под действием чар злобной красавицы сын убивает собственную мать. Он спотыкается и падает, роняя разбитое сердце убитой матери, и оно спрашивает: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено?» И мы видим, что единственное, о чем волнуется материнское сердце – это только ее сын.

Автор данного текста утверждает, что «нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских».

Нельзя не согласиться в этом с Василием Александровичем Сухомлинским.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В качестве аргумента можно привести произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

В данной повести можно увидеть подтверждение авторской позиции о поставленной проблеме. Любовь матери главного героя повести Родиона Раскольникова Пульхерии Александровны к сыну безгранична, и даже несмотря на то, что она знает о жестоком поступке Родиона, она ни на секунду не перестает его любить.

Мы также видим подтверждение авторской позиции в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир», а точнее, отношения между князем Николаем Андреевичем Болконским и его детьми. Жена князя и мать его детей давно умерла, и Николай Андреевич занимается воспитанием детей в одиночку. На первый взгляд, отец очень строг с князем Андреем и княжной Марьей, но на самом деле он безумно их любит. И это подтверждается не в его словах и манере общения с детьми, а в поступках. Князь очень скуп на выражение эмоций, но он делает всё, чтобы помочь своим детям. Например, он откладывает свадьбу князя Андрея и Наташи Ростовой, потому что видит большую разницу между этими людьми, и в итоге оказывается прав.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что родительская любовь к детям действительно не имеет границ, и нет любви её сильнее. Данная проблема по-прежнему актуальна и в наши дни, и данный текст наталкивает на размышления о ней.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

13 стр., 6176 слов

«что такое материнская любовь» по тексту астафьева

… материнская любовь – это самое прекрасное, чистое, искреннее чувство. Своему чаду мать желает только лучшее, она готова отдать все ради него. Источник: http://sdam-rus.ru/gotovoe-sochinenie-15-3-materinskaya-lyubov/ Сочинение 15.3 на тему: Что такое материнская любовь (по …

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16097

Проблема силы материнской любви (по тексту В. Сухомлинского) (ЕГЭ по русскому)

В тексте В. Сухомлинский поднимает проблему силы материнской любви. Автор рассказывает легенду о материнской любви, бесконечной, верной и бескорыстной, которая растопила холодную душу сына. Перед нами открывается великая истина, когда вырванное им из материнской груди сердце спрашивает сына, не ушибся ли он. Да, материнская любовь безмерна, бескорыстна.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Эту мысль помогают раскрыть такие художественные средства, как эпитеты («невиданной красоты», «единственный сын») и фразеологизмы («показаться на глаза», «духом не пахло»).

Особую образность материнскому сердцу придают олицетворения («упало, встрепенулось»).

В. Сухомлинский рассказал эту легенду, чтобы мы, читатели, поняли, как огромна и священна материнская любовь.

Для меня материнская любовь ¬– это нежность, ласка и забота, а мама – тот человек, который привязан к своему ребенку сердцем и способен чувствовать его на расстоянии. Именно она вкладывает все силы, чтобы воспитать из нас умных, добрых, вежливых и отзывчивых людей. Ее любовь и поддержка будет с нами всегда.

Необыкновенно трогательно изображена любовь матери в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказании». Мать Родиона и Дуни Раскольниковых, Пульхерия Александровна, ради своего сына готова пожертвовать многим, даже счастьем своей дочери. Своим сердцем она чувствует, что сын совершил что-то страшное и именно сейчас ему необходима помощь. Она свято верит, что ее сын не может быть дурным человеком. Как же тяжело дается ей эта разлука, как страдает она, не получая известий о сыне, читает его статью, ничего не понимает, но гордится своим сыном. Ради него она готова отдать свою жизнь. Вот какой должна быть настоящая материнская любовь!

Но иногда материнская любовь может быть и слепой (И. Гончаров «Обломов»).

Как сильно госпожа Обломова любила и опекала своего Илюшу: ему никогда не позволяли долго играть на холоде или на солнцепеке, всегда плотно кормили и тепло одевали. Матушка Ильи Облова всю жизнь посвятила заботе о сыне. Но ее чрезмерная материнская любовь привела к тому, что из жизнерадостного и стремящегося познать мир ребенка Илья Ильич вырос ленивым и несамостоятельным человеком. Мы понимаем, что какой бы сильной не была любовь матери, она должна служить на благо ребенку.

На пороге взрослой жизни надо помнить, что мы должны быть благодарны нашим матерям за их безграничную выдержку и заботу о нас.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id21660

«Легенда о материнской любви» (В.А.Сухомлинский)

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.

Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

3 стр., 1309 слов

Любовь к родине начинается с любви к матери

… Это именно о РОДИНЕ! Сочинение Что такое любовь к Родине? Родина — важнейшее понятие в жизни каждого человека. Она всегда одна. Ласковая, милая, нежная родина. Ее часто сравнивают с матерью. Чем старше человек, … родину: «Салам всем, кто ходит под одним солнцем, по переулкам и дворам. Салют!» А они из Владикавказа и призывают положить всех оружие. Так Отечество и начинается. С …

Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.

Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов.

  • Отличие народной сказки от литературной 5 класс презентация
  • Отзывы на рассказ недоросль
  • Отличие народной сказки от волшебной
  • Отзывы на рассказ выскочка
  • Отличие мифов от сказок