Падчерица туркменская сказка иллюстрации

Слайд 1

Туркменская народная сказка «Падчерица» подготовительная группа

Слайд 2

Сегодня я почту вам сказку «Падчерица», которую придумал туркменский народ. Эта сказка очень похожа на нашу сказку под названием « Хаврошечка ». Давайте вспомним эту сказку. О ком рассказывается в этой сказке? В какой семье жила Хаврошечка7 Как мачеха относилась к родным дочерям? Как к Хаврошечке ? Кто помогал Хаврошечке в ее работе? Чем закончилась сказка Хаврошечка ? сейчас послушайте туркменскую сказку и скажите, чем они похожи.

Слайд 3

Во времена давно прошедшие была одна злая-презлая женщина. У нее жили две девушки: одна — родная дочь, другая — падчерица. Падчерицу звали Гульбика . Мачеха заставляла Гульбику работать день и ночь: прясть нитки, теребить шерсть, стирать белье. Сколько бы Гульбика ни работала, она не могла угодить мачехе. Однажды ей не понравились нитки, которые спряла Гульбика . Мачеха рассердилась и выбросила клубок. Гульбика горько заплакала и стала искать клубок. Долго она искала, но нигде его не было, и она пошла искать его на дороге.

Слайд 4

У всех встречных она спрашивала: — Укатился мой кругленький клубочек, не видали ли вы его? — Вон в ту сторону какой-то клубок катился — твой, наверно, и был,— отвечали ей люди. Девушка пошла дальше, и вот она повстречалась с пастухом, который пас коров. — Укатился мой кругленький клубочек, не видал ли ты его?— спросила она у пастуха. — Видал, дочка. Недавно покатился вон туда — наверно, твой и был,— ответил пастух. Гульбика пошла дальше и повстречалась с пастухом, который пас коней. Расспросила она его. Дал он такой же ответ, как и прежние. Горько плача и причитая, шла дальше Гульбика .

Слайд 5

— Кругленький мой клубочек, куда же ты делся? Скоро ли я найду тебя? Если не найду, как же я вернусь домой? Мачеха моя будет ругать и бить меня. Шла и шла Гульбика , а клубочка все не было. Она шла по степи, затем по берегу реки. Прошла через страшные овраги и леса. Наконец настал вечер. Стало темно. Никого не было кругом. Только страшный вой зверей был слышен в лесу. Вдруг Гульбика увидела впереди огонек. Он чуть мерцал вдали. Девушке, пока шла она на этот огонек, пришлось еще пройти через глубокие овраги и густые заросли. Приблизилась она к огоньку и увидела маленькую избушку. Заглянула в окошко, а там сидит старуха и прядет шерсть. Девушка робко вошла в избу.

Слайд 6

— Здравствуйте, бабушка!— поздоровалась она со старухой. — Здравствуй, дочка! Зачем ты сюда пришла?— спросила старуха. — У меня, бабушка, укатился кругленький клубочек. Пошла я его искать и вот забрела сюда. Если я не найду клубка, то мачеха не впустит меня в дом,— ответила девушка. — Ладно, доченька, не тужи понапрасну,— утешила ее старуха.— Поживи у меня несколько дней, а там — и домой. — А что я у тебя буду сделать?— спросила девушка. — Поухаживаешь за мной, за старым человеком, будешь варить мне обед,— ответила старуха. — Ладно, бабушка,— согласилась девушка и осталась жить у старухи.

Слайд 7

Наутро старуха ей сказала: — Доченька, в амбаре есть пшено. Ты потолки его в муку и затей-ка назавтра блины. — А как затеять, бабушка?— спросила девушка. — Как затеешь, так и ладно. Налей воды, всыпь муки и взболтай,— сказала старуха. Девушка истолкла пшено мелко-мелко, затеяла, тесто очень хорошо. — Бабушка, а как испечь блины?— спросила девушка. — Как испечешь, так и ладно: пусть подгорают да коробятся, пусть коробятся да подгорают,— ответила старуха. Гульбика испекла пышные блины, намазала их маслом и угостила старуху.

Слайд 8

На другой день старуха сказала девушке: — Доченька, я хочу помыться, надо бы баньку истопить. — А как ее истопить, бабушка?— спросила девушка. — Как истопишь, так и ладно: наложи в печку дров да подожги,— ответила старуха. Девушка хорошенько истопила баню и вовремя закрыла трубу. — Бабушка, баня готова, как тебя довести туда?— спросила девушка. — Держи за руку да толкай в шею,— ответила старуха. Девушка осторожно подняла старуху с места, взяла под руку, тихо и осторожно довела до бани. — А как тебя попарить, бабушка?— спросила гульбика . — Колоти до колоти меня ручкой веника,— ответила старуха. Гульбика попарила ее не ручкой веника, а его душистыми листьями, хорошенько вымыла ее и отвела в избу.

Слайд 9

— Ну, доченька, уж как-нибудь напои меня чаем, а потом пойдешь домой,— сказала старуха. Гульбика накормила ее досыта и напоила сладким чаем. — Ну, бабушка, я теперь пойду домой,— сказала девушка после этого. — Ладно, доченька, иди, только прежде поднимись на чердак. Там есть один зеленый сундучок. Ты возьми его себе и не открывай, пока не войдешь к себе в дом,— сказала старуха. Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой. Когда она стала подходить ко двору, из подворотни выбежала их маленькая собачонка и затявкала: — Тяв , тяв , тяв , тетенька шла умирать, а назад идет живой и богатой! Гульбика удивилась словам собачонки и крикнула: — Уходи прочь, не говори так!— а сама приласкала ее. Собачонка не послушалась и продолжала тявкать: — Тяв , тяв , тяв , тетенька шла умирать, а назад идет живой и богатой!

Слайд 10

Мачеха услышала тявканье собаки и увидела, что падчерица вернулась домой. От зависти и злости она чуть не лопнула. Гульбика вошла в дом, открыла сундучок и глазам своим не поверила: весь он был полон золота и серебра. Увидела это мачеха и решила: «Пусть и моя дочь разбогатеет так же, как и Гульбика ». Мать взяла клубок своей родной дочери и выбросила его за дверь. Клубок укатился. Ее дочь стала искать свой клубок, но не нашла. Тогда она, хоть и боязно ей было, вышла в поле и пошла по дороге. Ей так же как и подчерице , попадались навстречу пастухи, и она у каждого спрашивала: — Укатился мой кругленький клубочек, не видали ли вы его? Ей отвечали:

Слайд 11

Видели, видели, вон в ту сторону он катился. Шла девушка, шла и дошла до той же старухи. И девушка также осталась у нее жить. Как-то старуха сказала ей: — Доченька, ты бы мне блинов испекла. — А как их, бабушка, испечь?— спросила девушка. — Как испечешь, так и ладно: пусть подгорают и коробятся, пусть коробятся да подгорают,— сказала старуха. Девушка так и испекла. Блины все подгорели и покоробились. На другой день старуха попросила: — Доченька, я хочу помыться, надо бы баню истопить. — А как ее истопить?— спросила девушка. — Как истопишь, так и ладно: наложи в печку соломы до подожги, а как она вся сгорит, подбавь еще,— сказала старуха.

Слайд 12

Девушка затопила баню соломой, а не дровами. Не дождавшись того, когда уйдет дым и угар, она закрыла ее. Затем он вошла в избу, чтобы повести старуху в баню, и сказала: — Бабушка, баня готова, как тебя туда повести? — Да уж ладно, возьми за руку да толкни в шею,— сказала старуха. Девушка так и сделала. — Бабушка, как тебя попарить?— спросила она в бане. — Как попаришь, так и ладно. Возьми до поколоти мне спину ручкой веника,— сказала старуха. Девушка так и сделала. Потом она как вела в баню, так и домой повела старуху: она держала ее за руку и толкала в шею. Когда они вернулись домой, старуха сказала: — Я, доченька, после бани пить захотела. Ты уж напои меня чаем, а потом пойдешь домой. Девушка кое—как напоила старуху чаем. После этого она сказала: — Бабушка, не пора ли уж мне домой пойти?

Слайд 13

Иди, доченька, только не с пустыми руками. На чердаке есть один желтый сундучок, ты возьми его себе. Только не открывай его, пока не войдешь к себе адом,— сказала старуха. Девушка взяла желтый сундучок и пошла домой. Когда она стала подходить ко двору, собачонка увидела ее, выбежала из подворотни и затявкала: — Тяв , тяв , тяв , тетенька шла, чтобы разбогатеть, а идет ни с чем! Мачеха услышала тявканье собаки, очень рассердилась на нее и даже поколотила. Девушка вошла в дом, сломала замок на своем сундучке и открыла его. И что же они увидели? Весь он был полон змеями да лягушками. Змеи с шипеньем выползли из сундучка и стали их жалить. Мачеха стала кричать, но никто на помощь не являлся. Собачонка не только не забыла обиды за полученные побои, а еще злорадствовала и приговаривала; — Ты меня поколотила, Гульбику обижала, так пусть тебя змеи жалят! Она стала защищать только Гульбику , которая пожалела и приласкала ее, когда ее колотила мачеха.

Слайд 14

Собачонка всех змей, которые подползали к падчерице, хватала и разрывала на части. Мачеха и дочь ее умерли от змеиного яда, а Гульбика с собачонкой остались живы и навсегда забыли о мачехе.

Слайд 15

Кто главная героиня в сказке «Падчерица? Что общего в этих двух сказках? Чем они похожи? (Обе учат быть трудолюбивыми, чесными , но рассказаны по – разному. Чем различаются сказки? Как вы думаете почему старуха наградила одну девочку. А другую наказала? Чему учат обе сказки?

Было ли не было, у одного человека было две дочери. Одна от прежней жены, а другая от теперешней. Родная дочь сколько ни ела сладкой пищи, а красивой не становилась. А падчерице только и доставалось, что кость или кусок лепешки, но была она прекрасна: с лицом цвета розы и станом стройным, как чинара. Глаза у нее сияли, словно звезды, а ресницы были как стрелы. Мачеха не любила ее и постоянно кричала:

— Эй ты, змея, принеси то, унеси это, вскипяти чай, сходи туда-то!

Бедная девушка работала с утра до ночи. И еще каждый день мачеха покрикивала:

— Присмотри за своим бараном!

Однажды она дала девушке пуд хлопка и сказала:

— До вечера очистишь от семечек и принесешь!

Взяла девушка с собой барана, пошла и села работать. Вдруг поднялся ветер и унес у нее хлопок. Девушка вскочила кинулась за хлопком. Добежала она, глядь — а ветер занес хлопок в черную лачугу. Подошла девушка к порогу этой лачуги и сказала:

— Эсселом алейкюм.

— Валейкюм послышалось из лачуги.

Посмотрела девушка, а у очага сидит старуха дэв.

— Подойди, дитя мое, не бойся! Садись рядом да поищи у меня в голове, — сказала она.

Девушка уничтожила одну за другой всех вшей и сказала:

— Теперь будь спокойна, матушка, я уничтожила их.

— Ну-ка, дитя мое, подойди к порогу лачуги и взгляни, — сказала старуха дэв.

Пошла девушка, посмотрела, а у порога лежат рассыпанные серебряные краны. «Разве я могу это взять? Ведь это же добро старухи», — подумала она и вернулась к старухе дэву.

— Ты видела, дитя мое? — спросила старушка дэв.

— Да, видела, — ответила девушка.

— Ну, дитя мое, теперь отряхнись, а я погляжу, — сказала старуха дэв.

Девушка отряхнулась, но из ее платья ничего не выпало, и старуха дэв поняла, что девушка ничего не взяла. Отдала она ей хлопок и сказала:

— Когда пойдешь отсюда, по дороге встретится тебе река. Ты пройди мимо, это плохая река. Потом придешь к другой реке. В ней ты обязательно вымой руки и ноги, хорошенько искупайся сама и только после этого выходи.

— Ладно, — отвечала девушка, — я сделаю, как ты велишь.

Попрощалась она со старухой дэвом и ушла. Вот идет она, и по пути встречается ей река. Девушка, как советовала старуха дэв, прошла мимо. Потом подошла она к другой реке. В ней девушка вымыла руки и ноги и искупалась сама. И когда вышла она из воды, то стала еще прекраснее прежнего. Так вернулась девушка домой.

Однажды мачеха дала своей родной дочери пуд хлопка и сказала:

— Очисть от семечек и принеси.

И у этой девушки хлопок унес ветер и забросил его в лачугу старухи дэва. Дочь мачехи тоже пришла к лачуге старухи дэва и поздоровалась с ней. Та ответила на привет, попросила девушку поискать у нее в голове и завела тот же разговор.

Когда дочь мачехи увидела краны, что лежали у порога, она тотчас же набила ими свою одежду. А когда по приказу старухи дэва она отряхнулась, краны-то и посыпались. Старуха дэв хлопка ей не отдала и сказала:

— Иди. По пути встретишь реку — искупайся в ней. А когда подойдешь к другой реке, пройди мимо.

Девушка искупалась в первой реке. А когда пришла домой, к своей матери, оказалось, что все тело у нее стало рябым.

Со дня на день мачеха все больше ненавидела девушку-сироту. Однажды она сказала отцу девушки:

— Пойди зарежь барана сироты.

Барана зарезали, и сироте дали есть отдельно от всех. Села она есть, а сама плачет от жалости к барану. Тут мясо барана ей и говорит:

— Не ешь меня, я отравлено.

Тогда девушка, дрожа и скрываясь от всех, убежала из дому в степь.

Тем временем выехал на охоту сын падишаха. Заметил он издали что-то темное, приблизился — а это сидит девушка с лицом цвета розы, с глазами как звезды.

— Что ты делаешь в степи? — спросил сын падишаха.

И девушка рассказала ему все с самого начала. Тогда сын падишаха спросил:

— Хотите поехать в наше селение и стать главной над девушками-прислужницами?

Девушка согласилась. Приехали они в селение и устроили той на несколько дней. Сын падишаха взял девушку в жены.

Сказка падчерица Гульбика

Сказка падчерица Гульбика

Морозко сказка диафильм

Морозко сказка диафильм

Двенадцать месяцев фильм 1972

Двенадцать месяцев фильм 1972

Падчерица Гульбика

Падчерица Гульбика

Бабушка Метелица братья Гримм

Бабушка Метелица братья Гримм

12 Месяцев иллюстрации

12 Месяцев иллюстрации

Диафильм Морозко русская народная сказка

Диафильм Морозко русская народная сказка

Две сестры сказка

Две сестры сказка

Мачеха и падчерица из Морозко

Мачеха и падчерица из Морозко

Падчерица Гульбика

Падчерица Гульбика

Башкирская народная сказка падчерица

Башкирская народная сказка падчерица

Сказка падчерица Башкирская сказка

Сказка падчерица Башкирская сказка

Башкирская сказка падчерица

Башкирская сказка падчерица

Татарская сказка падчерица Гульбика

Татарская сказка падчерица Гульбика

Василиса Премудрая и баба Яга

Василиса Премудрая и баба Яга

Иллюстрация к сказке Морозко

Иллюстрация к сказке Морозко

Башкирская сказка падчерица Гульбика

Башкирская сказка падчерица Гульбика

Туркменская народная сказка падчерица

Туркменская народная сказка падчерица

Иллюстрация к любимой сказке

Иллюстрация к любимой сказке

Умная дочь Крестьянская братья Гримм картинки

Умная дочь Крестьянская братья Гримм картинки

Русские народные сказки женщина

Русские народные сказки женщина

Машенька и Дашенька сказка

Машенька и Дашенька сказка

Диафильм Морозко Большакова

Диафильм Морозко Большакова

Старухина дочь Морозко

Старухина дочь Морозко

Госпожа Метелица падчерица

Госпожа Метелица падчерица

Двенадцать месяцев 1980

Двенадцать месяцев 1980

Золушка убирается

Золушка убирается

Иллюстрации к марийским сказкам

Иллюстрации к марийским сказкам

Бабушка Метелица братья Гримм

Бабушка Метелица братья Гримм

Две дочери сказка

Две дочери сказка

Туркменская народная сказка падчерица

Туркменская народная сказка падчерица

Маршак 12 месяцев иллюстрации

Маршак 12 месяцев иллюстрации

Падчерица Гульбика

Падчерица Гульбика

Госпожа Метелица раскраска

Госпожа Метелица раскраска

Морозко иллюстрации Бедарева

Морозко иллюстрации Бедарева

Башкирская сказка падчерица Гульбика

Башкирская сказка падчерица Гульбика

Падчерица иллюстрация

Падчерица иллюстрация

Сказочные персонажи Золушка

Сказочные персонажи Золушка

Падчерица Гульбика

Падчерица Гульбика

Двенадцать месяцев 1972

Двенадцать месяцев 1972

Башкирская сказка падчерица

Башкирская сказка падчерица

Сказочный иллюстратор Степан Гилев

Сказочный иллюстратор Степан Гилев

Мачеха и падчерица вектор

Мачеха и падчерица вектор

Иллюстрация к сказке 12 месяцев раскраска

Иллюстрация к сказке 12 месяцев раскраска

Раскраска падчерица

Раскраска падчерица

Башкирская сказка падчерица

Башкирская сказка падчерица

Башкирская народная сказка падчерица

Башкирская народная сказка падчерица

Сказки Морозко

Сказки Морозко

Гульчечек Татарская сказка

Гульчечек Татарская сказка

Бабушка Метелица (братья Гримм),худ.р.Былинская,1977

Бабушка Метелица (братья Гримм),худ.р.Былинская,1977

Морозко 12 месяцев

Морозко 12 месяцев

Братья Гримм госпожа Метелица

Братья Гримм госпожа Метелица

Сказка падчерица Гульбика

Сказка падчерица Гульбика

Золушка Познай самое себя

Золушка Познай самое себя

Башкирская народная сказка падчерица

Башкирская народная сказка падчерица

Бабушка Метелица братья Гримм

Бабушка Метелица братья Гримм

Иллюстрация к сказке Морозко

Иллюстрация к сказке Морозко

Старухина дочь Морозко

Старухина дочь Морозко

Сказка Морозко Старухина дочь

Сказка Морозко Старухина дочь

Башкирская сказка падчерица

Башкирская сказка падчерица

Дочь-Семилетка русская народная сказка

Дочь-Семилетка русская народная сказка

Падчерица Гульбика

Падчерица Гульбика

Сказки братьев Гримм бабушка Метелица

Сказки братьев Гримм бабушка Метелица

Гульбика сказка

Гульбика сказка

Диафильм Морозко русская народная сказка

Диафильм Морозко русская народная сказка

Диафильм Морозко Большакова

Диафильм Морозко Большакова

Падчерица Башкирская сказка иллюстрации

Падчерица Башкирская сказка иллюстрации

Дочь-Семилетка русская народная сказка

Дочь-Семилетка русская народная сказка

Сказка падчерица Башкирская сказка

Сказка падчерица Башкирская сказка

Художник э.Попова иллюстрации

Художник э.Попова иллюстрации

Раскраска к сказке 12 месяцев падчерица

Раскраска к сказке 12 месяцев падчерица

Падчерица нарисовать

Падчерица нарисовать

Гримм бабушка Метелица

Гримм бабушка Метелица

Сказка Шиповничек

Сказка Шиповничек

Рисунок к сказке 12 месяцев

Рисунок к сказке 12 месяцев

Старушка с котом иллюстрации

Старушка с котом иллюстрации

Дом мачехи из сказки 12 месяцев

Дом мачехи из сказки 12 месяцев

Морозко сказка диафильм

Морозко сказка диафильм

Иллюстрации к сказке Морозко для детей

Иллюстрации к сказке Морозко для детей

Морозко иллюстрация падчерица

Морозко иллюстрация падчерица

Бабушка Метелица братья Гримм

Бабушка Метелица братья Гримм

Падчерица иллюстрация

Падчерица иллюстрация

Обновлено: 10.01.2023

Закрепить умение по сочинительству сказок при помощи моделирования; продолжать учить детей отвечать полными предложениями. Способствовать активизации словаря.

2. Развивать образное мышление и ассоциации при помощи разноцветных геометрических фигур (треугольники, круги, овал). Развивать у детей творческие способности в придумывании сюжета сказки. Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение.

3. Воспитывать интерес к творческой деятельности; внимательность, доброе отношение друг к другу. Воспитывать интерес к изучению башкирских сказок.

Материалы и оборудования: цветные круги (белый, оранжевый, серый, рыжий, голубой, желтый, коричневый), зеленые треугольники, проектор, экран, ватман, презентация.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть:

Воспитатель: — Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

(Дети сами называют тему занятия)

— Сегодня мы будем говорить о сказках, потому что на экране заставка телепередачи о сказках.

В.: — Правильно думаете, дети! Книга сказок для вас приготовила интересные игры, задания. Вы готовы приступить к работе?

Основная часть:

Дети, стоя в кругу, передают (дарят) друг другу волшебные предметы. На экране появляются различные волшебные предметы из разных сказок, дети могут их использовать в качестве подсказок: золотая рыбка, клубок, сундук с драгоценностями, Акбузат, курай, живая вода, зеркало, золотой ключик, ковер — самолет, колечко).

— …, я передаю тебе золотую рыбку из сказки.

В.: — Я думаю, всем приятно было получать подарки друг от друга. Эти волшебные предметы помогали героям сказок, которые вы называли.

Вторая страница книги сказок приготовила вопросы: (на экране смайлик: вопросительный знак)

В.: Что такое сказка?

Ответы детей: — Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на самом деле в жизни. Раньше их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом, когда появилась письменность, собрали эти сказки и записывали их. Так они дошли до нас. Это народные сказки.

В.: — Какие виды сказок вы знаете?

Д.: Сказки бывают о животных, богатырские, бытовые.

В.: Правильно, дети. Во всех сказках есть волшебство, поэтому и бытовые, и богатырские сказки, и сказки о животных бывают волшебными.

— Какие волшебства могут происходить в сказках?

Д.: В сказках животные разговаривают, им присущи человеческие качества. В богатырских сказках герои преодолевают непосильные трудности, препятствия.

— Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы нашей книги.

— Следующая страница превращает вас в сказочных героев знакомых вам сказок.

Дети с интонацией, мимикой имитируют сказочных героев. Говорят от лица героя сказки. Остальные дети слушают и называют героя и название сказки.

После каждого рассказа хвалить, итог. После того, как дети отгадывают героя и сказку на экране появляется иллюстрация к сказке.

Воспитатель говорит пословицу, дети определяют, к какой сказке подходит данная пословица. Сделав выбор, они объясняют, почему они так думают.

— Дети, следующая страница приглашает вас отдохнуть вместе со сказочными героями.

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

— Откроем следующую страницу нашей волшебной книги. (На экране появляются геометрические фигуры).

— Это геометрические фигуры.

— Что мы можем с ними делать?

Ответы детей: Мы их использовали, когда пересказывали сказки, когда сами сочиняли сказки.

— Правильно, дети. Мы и сегодня, используя эти геометрические фигуры, сочиним сказку. Сначала вспомним: из каких частей состоит сказка?

Ответы детей: У сказок есть начало, середина, конец.

— О чем говорится в начале сказки? (О ком или о чем будет рассказываться в сказке, где и когда происходит событие).

— О чем мы говорим в середине сказки? (Это основная часть, здесь рассказывается о герое, что с ним происходит)

— Как заканчивается сказка?

В конце сказки говорится о том, чем заканчивается история).

— Молодцы, вспомнили, о чем будем говорить в каждой части сказки.

— О ком мы составим сказку, узнаем, отгадав загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — одета,

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета.

— Дети, давайте вспомним интересные факты о зайце.

(На экране появляются картины). Дети рассказывают.

— В хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам, прильнув к земле, смотрит вокруг, оставаясь незаметным.

— В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они выводят тепло из организма.

— Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала воды.

— У зайцев зубы растут всю жизнь.

— Зайцы топают ногами для предупреждения, что территория занята.

— Молодцы! Посмотрите, что это?

— Это ватман. Большой лист белой бумаги.

— На что он похож? (Ответы детей: на снег, на землю, покрытую снегом и т. д.)

Ватман можно повесить на магнитную доску или положить на стол.

— Значит, в каком времени года происходит событие? (Событие происходит зимой)

Однажды заяц гулял по зимнему лесу. (На ватман выставляется белый круг, зеленые треугольники).

Стояла солнечная погода. Был солнечный день. (На ватман — желтый круг).

Небо было голубое — голубое. Небо было безоблачным. (На ватман — голубой овал).

Заяц радовался, весело прыгал, любовался зимним лесом. (Можно белый кружок передвигать).

На ватман вставляется серый круг.

Вдруг из — за елки вышел страшный серый волк. Заяц испугался, побежал в другую сторону. Но там он увидел лису. (На ватман — оранжевый круг).

Заяц не знал куда бежать, что делать. С одной стороны — волк, с другой — лиса. Заяц стал звать на помощь. Тут на помощь прилетел дятел и начал сильно барабанить клювом по дереву. (Выставляется серый овал).

На ватман — коричневый круг.

Поспешили на помощь белочки. Они с ветки ели бросали шишки. Одна большая еловая шишка попала прямо волку в глаз. Волк от боли взвыл и убежал. Лиса хотела наброситься на зайца, ее рыжий пушистый хвост зацепился за пенек. Лиса рычала, кусала пенек зубами. А заяц тем временем убежал от нее.

— Молодцы, у нас получилась сказка о зайце. Как мы можем назвать эту сказку?

— Кто расскажет нашу сказку от начала до конца?

(Можно послушать 1 — 2 детей, или 1 ребенок рассказывает начало сказки, II — середину, III — конец сказки.)

— Кого мы можем назвать положительным героем? (Ответы)

В конце занятия на экране улыбающееся солнце — смайлик.

— Отлично справились всеми заданиями нашей волшебной книги.

— Дети, что вам понравилось на занятии?

— Что оказалось самым трудным?

В свободное время мы с вами придумаем слова каждому герою и обыграем эту сказку. Сами составим книжку — малышку по сочиненной сказке.

ЦЕЛЬ: привитие любви к художественной литературе.

ЗАДАЧИ: 1. учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идеи, характерах героев обеих сказок;

2. продолжать учить выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

3. развивать логическое мышление при помощи использования карт-схем.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-схемы, магнитные доски, элементы костюмов русского и туркменского, грамзапись.

— Дети, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.

— Здравствуйте, девочки! (Девочки приветствуют ребят на русском и туркменском языках). Девочки спорят.

— Девочки, а о чем вы спорите? (чья сказка лучше). Знакомятся с девочками.

— Из каких они сказок? Поможем девочкам разобраться, чья сказка лучше?

— Чтобы помочь Хаврошечке и Айбиби, что мы должны сделать? (сравнить эти две сказки, найти сходства и отличия, используя карточки-схемы).

Находим сходства (поговорим о том, чем похожи эти сказки).

— Кто главные герои сказок? ( девочки: Хаврошечка и Айбиби).

— Какая жизнь была у девочек? (трудная, тяжёлая).

— Кто помогал девочкам преодолевать трудности? (домашние животные).

— Какими девочки показаны в сказках? (добрые, честные, трудолюбивые).

— Чем закончились обе сказки? (вышли замуж).

— Сказки похожи (схемы, но в чём их различие? (рассказаны они по-разному).

— Давайте вспомним ещё раз, кто помогал нашим девочкам (коровушка и телёнок).

— А кто ещё помогал Айбиби? (старуха).

— Вспомните, какими словами заканчивалась русская сказка? (Стали они в добре поживать и горя не знать).

— Чему учат обе сказки? (трудолюбию, добру, честности). Девочек помирили. Что мы для этого сделали? (сравнили две сказки).

— Что нам в этом помогло? (работали дружно, помогали друг другу, слушали внимательно)

Было ли не было, у одного человека было две дочери. Одна от прежней жены, а другая от теперешней. Родная дочь сколько ни ела сладкой пищи, а красивой не становилась. А падчерице только и доставалось, что кость или кусок лепешки, но была она прекрасна: с лицом цвета розы и станом стройным, как чинара. Глаза у нее сияли, словно звезды, а ресницы были как стрелы. Мачеха не любила ее и постоянно кричала:

— Эй ты, змея, принеси то, унеси это, вскипяти чай, сходи туда-то!

Бедная девушка работала с утра до ночи. И еще каждый день мачеха покрикивала:

— Присмотри за своим бараном!

Однажды она дала девушке пуд хлопка и сказала:

— До вечера очистишь от семечек и принесешь!

Взяла девушка с собой барана, пошла и села работать. Вдруг поднялся ветер и унес у нее хлопок. Девушка вскочила кинулась за хлопком. Добежала она, глядь — а ветер занес хлопок в черную лачугу. Подошла девушка к порогу этой лачуги и сказала:

— Валейкюм послышалось из лачуги.

Посмотрела девушка, а у очага сидит старуха дэв.

— Подойди, дитя мое, не бойся! Садись рядом да поищи у меня в голове, — сказала она.

Девушка уничтожила одну за другой всех вшей и сказала:

— Теперь будь спокойна, матушка, я уничтожила их.

— Ну-ка, дитя мое, подойди к порогу лачуги и взгляни, — сказала старуха дэв.

— Ты видела, дитя мое? — спросила старушка дэв.

— Да, видела, — ответила девушка.

— Ну, дитя мое, теперь отряхнись, а я погляжу, — сказала старуха дэв.

Девушка отряхнулась, но из ее платья ничего не выпало, и старуха дэв поняла, что девушка ничего не взяла. Отдала она ей хлопок и сказала:

— Когда пойдешь отсюда, по дороге встретится тебе река. Ты пройди мимо, это плохая река. Потом придешь к другой реке. В ней ты обязательно вымой руки и ноги, хорошенько искупайся сама и только после этого выходи.

— Ладно, — отвечала девушка, — я сделаю, как ты велишь.

Попрощалась она со старухой дэвом и ушла. Вот идет она, и по пути встречается ей река. Девушка, как советовала старуха дэв, прошла мимо. Потом подошла она к другой реке. В ней девушка вымыла руки и ноги и искупалась сама. И когда вышла она из воды, то стала еще прекраснее прежнего. Так вернулась девушка домой.

Однажды мачеха дала своей родной дочери пуд хлопка и сказала:

— Очисть от семечек и принеси.

И у этой девушки хлопок унес ветер и забросил его в лачугу старухи дэва. Дочь мачехи тоже пришла к лачуге старухи дэва и поздоровалась с ней. Та ответила на привет, попросила девушку поискать у нее в голове и завела тот же разговор.

Когда дочь мачехи увидела краны, что лежали у порога, она тотчас же набила ими свою одежду. А когда по приказу старухи дэва она отряхнулась, краны-то и посыпались. Старуха дэв хлопка ей не отдала и сказала:

— Иди. По пути встретишь реку — искупайся в ней. А когда подойдешь к другой реке, пройди мимо.

Девушка искупалась в первой реке. А когда пришла домой, к своей матери, оказалось, что все тело у нее стало рябым.

Со дня на день мачеха все больше ненавидела девушку-сироту. Однажды она сказала отцу девушки:

— Пойди зарежь барана сироты.

Барана зарезали, и сироте дали есть отдельно от всех. Села она есть, а сама плачет от жалости к барану. Тут мясо барана ей и говорит:

— Не ешь меня, я отравлено.

Тогда девушка, дрожа и скрываясь от всех, убежала из дому в степь.

Тем временем выехал на охоту сын падишаха. Заметил он издали что-то темное, приблизился — а это сидит девушка с лицом цвета розы, с глазами как звезды.

— Что ты делаешь в степи? — спросил сын падишаха.

И девушка рассказала ему все с самого начала. Тогда сын падишаха спросил:

— Хотите поехать в наше селение и стать главной над девушками-прислужницами?

Девушка согласилась. Приехали они в селение и устроили той на несколько дней. Сын падишаха взял девушку в жены.

Жил в давние-предавние времена человек. Были у него дочь, сын и падчерица. Падчерицу в доме не любили, обижали и заставляли много работать, а потом решили отвести её в лес и бросить на съедение волкам. Вот брат и говорит падчерице:
— Поедём со мной в лес. Ты будешь ягоды собирать, а я — дрова рубить.

Захватила падчерица ведро, положила в ведро клубок ниток и поехала с названым братом в лес.

Приехали они в лес, остановились на полянке. Брат сказал:
— Ступай собирай ягоды и не возвращайся до тех пор, пока я не кончу рубить дрова. Возвращайся на полянку только тогда, когда умолкнет стук топора.

Взяла девушка ведро и пошла собирать ягоды. Как только она скрылась из виду, названый брат привязал к дереву большую колотушку и уехал.

Девушка идёт по лесу, ягоды собирает, иногда остановится, прислушается, как названый брат стучит вдалеке топором, и идёт дальше. Она и не догадывается, что это не брат стучит топором, а колотушка качается от ветра и ударяет о дерево: тук-тук! Тук-тук!

Набрала она полное ведро. Уж и вечер наступил, и колотушка перестала стучать.

Прислушалась девушка — тихо кругом.

Смотрит она: на полянке никого нет, только щепки свежие белеют.

Заплакала девушка и пошла по лесной тропинке, куда глаза глядят.

Шла она, шла. Вот и лес кончился. Вышла девушка в поле. Вдруг клубок, который она держала в руках, выпал и быстро покатился. Девушка пошла искать клубок. Идёт и приговаривает:
— Укатился мой клубочек, не видал ли кто его?

Так дошла девушка до пастуха, который пас табун лошадей.

— Укатился мой клубочек, не видал ли ты его? — спросила девушка у пастуха.
— Видел, — ответил пастух, — Поработай у меня один день: я подарю тебе коня, на нём ты поедешь искать свой клубочек. Согласилась девушка. Целый день она присматривала за табуном, а вечером пастух подарил ей коня и показал дорогу.

Поехала девушка на коне через леса, через горы и увидела пастуха, который пас стадо коров. Поработала у него девушка целый день, получила за работу корову и поехала дальше. Потом она встретила отару овец, помогла пастухам, за это получила овцу. После этого попалось ей по дороге стадо коз. Девушка и тут помогла пастуху и получила от него козу.

Погнала девушка коня и вскоре доехала до маленькой избушки. А в этой избушке жила ведьма-убыр. Вошла девушка в избушку и видит: сидит там старуха. Поздоровалась она с нею и спросила:
— Укатился мой клубочек, не видала ли его! — Ты, девушка, пришла издалека. Сначала отдохни да мне помоги, а потом про клубок спрашивай, — сказала убыр.

Осталась девушка у старухи-убыр. Утром она истопила баню, позвала старуху:
— Бабушка, баня готова, пойди мыться.
— Спасибо, доченька! Только я без твоей помощи до бани не дойду. Ты возьми меня за руку, подтолкни сзади коленкой, тогда я сдвинусь с места, — говорит ей убыр.
— Нет, бабушка, так нельзя. Ты уже старенькая, разве можно тебя толкать? Лучше я тебя на руках отнесу, — сказала девушка. Подняла она старуху-убыр на руки, принесла в баню.
— Доченька, — говорит старуха, — возьми меня за волосы, кинь на полку.
— Нет, бабушка, так нельзя делать, — ответила девушка, подняла она старуху и усадила её на полку.

А старуха-убыр ей говорит:
— Доченька, попарь мне спину, да покрепче, не распаренным веником, а его ручкой.
— Нет, бабушка, тебе будет больно, — ответила девушка.

Попарила она старуху-убыр мягким веничком, а потом на руках отнесла домой и уложила на пуховую перину.

— Что-то у меня голова чешется, доченька. Расчеши мне волосы, — сказала старуха-убыр.

Стала девушка расчесывать волосы убыр мелким гребнем, да так и ахнула — у старухи в волосах полно жемчугу да самоцветов, золота да серебра! Девушка ничего старухе не сказала, а волосы ей расчесала и в косы заплела.

— А теперь, доченька? позабавь меня, старую, попляши передо мной, — сказала старуха-убыр.

Не отказалась девушка — принялась плясать перед убыр.

Только она кончила плясать, как у старухи готов новый приказ:
— Ступай, доченька, на кухню — посмотри, не подошло ли тесто в квашне.

Пошла девушка на кухню, заглянула в квашню, а квашня до краев полна жемчугу да самоцветов, золота да серебра.

— Ну как, доченька, подошло тесто? — спросила убыр, как только девушка вернулась из кухни.
— Подошло, бабушка, — ответила девушка.
— Вот и хорошо! А теперь исполни мою последнюю просьбу: попляши ещё разок, — говорит убыр.

Ни слова не сказала девушка старухе, сплясала перед ней ещё раз, как умела.

Понравилась девушка старухе-убыр.

— Теперь, доченька, можешь и домой идти, — говорит она.
— Я бы рада, бабушка, да дороги не знаю, — ответила девушка.
— Ну, такому горю легко помочь, дорогу я тебе покажу. Как выйдешь из моей избушки, иди всё прямо, никуда не сворачивай. Возьми с собой вот этот зелёный сундучок. Только ты его не открывай до тех пор, пока не приедешь домой.

Взяла девушка сундучок, села верхом на коня, а козу, корову и овцу перед собой погнала. На прощанье она поблагодарила старуху и отправилась в путь.

Едет девушка день, едет ночь, стала на заре к родной деревне подъезжать.

А когда подъехала она к самому дому, во дворе собаки залаяли:
— Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!
— Видно наши собаки взбесились! — воскликнул брат, выбежал во двор, стал собак палкой разгонять.

Разбежались собаки в разные стороны, а тявкать не перестают:
— Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!

И видят брат с сестрой — подъехала падчерица к воротам. Сошла она с коня, вошла в дом, открыла сундучок, и все увидели, что там полным-полно золота, серебра, жемчугу и всяких драгоценных камней.

Стало брату с сестрой завидно. И решили они тоже разбогатеть. Расспросили обо всём падчерицу.

Вот сестра взяла клубок и поехала с братом в лес. В лесу брат стал рубить дрова, а девушка стала собирать ягоды. Как только девушка скрылась из виду, брат привязал к дереву колотушку и уехал. Вернулась девушка на полянку, а брата уже нет. Пошла девушка по лесу. Вскоре дошла она до пастуха, который пас табун лошадей.

— Укатился мой клубок, не видал ли ты его? — спросила девушка у пастуха.
— Видал, ответил пастух. — Поработай у меня денёк, я тебе коня подарю, на нём и поедешь искать свой клубок.
— Мне твоего коня не надо, — ответила девушка и пошла дальше.

Дошла она до стада коров, потом до овечьей отары, до козьего стада и нигде работать не захотела. А ещё через некоторое время дошла она до избушки старухи-убыр. Вошла она в избушку и сказала:
— Укатился мой клубок, не видала ль ты его?
— Видела, — отвечает старуха, — только сначала ступай истопи мне баню.

Истопила девушка баню, вернулась к старухе, а та и говорит:
— Пойдем, доченька, в баню. Ты веди меня за руку, сзади коленкой подталкивай.
— Хорошо.

Взяла девушка старуху за руки и давай подталкивать сзади коленкой. Так и довела до бани.

В бане старуха просит девушку:
— Попарь мне спину, доченька, только не мягким веничком, а его ручкой.

Девушка и принялась колотить старухе спину ручкой веника.

Вернулись они домой, старуха и говорит:
— А теперь расчеши мне волосы.

Стала девушка расчесывать волосы старухе и увидела, что её голова усыпана золотом, серебром и драгоценными камнями. У девушки глаза разгорелись, и стала она торопливо набивать карманы драгоценностями, даже за пазуху кое-что спрятала.

— А теперь, доченька, попляши-ка, — просит старуха.

Стала девушка плясать, а у неё из карманов посыпались золото да драгоценные камни. Старуха-убыр увидела, ни слова не сказала, только послала её на кухню посмотреть, не подошло ли тесто в квашне.

Когда она вернулась, старуха-убыр опять заставила её плясать, и опять из карманов девушки посыпалось золото да серебро.

После этого старуха-убыр сказала:
— Теперь, доченька, ступай домой и возьми с собой вот этот чёрный сундучок. Когда придёшь домой, откроешь его.

Обрадовалась девушка, подхватила сундучок, второпях даже не поблагодарила старуху и побежала домой. Торопится, нигде не останавливается.

На третий день показалась родная деревня. Когда стала она подходить к дому, собаки во дворе затявкали:
— Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!

Услышал брат, выбежал во дворе, стал гоняться за собаками, а собаки все тявкают:
— Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!

Девушка прибежала домой, ни с кем не поздоровалась, кинулась сундучок открывать. Только она откинула крышку, выползли из сундучка змеи и стали жалить её.

Читайте также:

      

  • Млекопитающие наши собратья план конспект для детей 5 7 лет
  •   

  • Разгром империи наполеона венский конгресс 8 класс конспект презентация
  •   

  • Дружинин стихотворения некрасова конспект
  •   

  • Человек в религиозных традициях мира конспект урока 4 класс
  •   

  • Конспект занятия ушинский петушок с семьей

  • Падчерица и отчим рассказы
  • Павел варлаков ревизские сказки
  • Падение или подение как пишется
  • Павел был среднего роста худощав с какой то странной походкой сочинение
  • Павел балин священник рассказы