Пафос рассказа капустное чудо

Содержание статьи

  • Краткое содержание рассказа
    • Тема одиночества и сиротства
    • Первое чудо
    • Мотив ожидания и подмены
    • Счастливый случай
  • Видео: «капустное чудо» (10+)
  • Видео: Рассказ Людмилы Улицкой «капустное чудо» читает Оксана Леонова
  • Религиозная тема
  • Видео: Л. Улицкая «Капустное чудо». Читает — Братченко Ольга

Мотив чуда, вырастающего из повседневной жизни, задан заглавием рассказа — «Капустное чудо».

Рассказ позволяет очертить контуры поэтики всего цикла «Детство 49». Оставаясь верной реалистической традиции и выстраивая текст на бытовых реалиях, Л. Улицкая поднимается над бытом, чему способствует подключение первого текста цикла, а через него и остальных рассказов, к традиции жанра святочного рассказа. «Капустное чудо» позволяет увидеть собственный почерк Л. Улицкой в развитии названного жанра.

Краткое содержание рассказа

В поэтике святочного рассказа определяющую роль играет наличие чуда.

Драматический театр Вернадского,13

Тема одиночества и сиротства

Начало рассказа вводит мотив темноты: очередь у овощного ларька, к которому за капустой отправлены две маленькие девочки, сестры Дуся и Ольга, оказывается «беспросветно-темной»  (145), а ноябрьское утро — «сумрачным и хмурым» (145). Мотив темноты поддерживается мотивом холода: Дуся сжимает десятирублевую бумажку «замерзшими пальцами» (148), девочки «продрогли» (149), в стремлении согреться они «тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами» (148).

Мотив темноты и холода развивает тему сиротства: девочки остались сиротами после гибели отца на фронте и смерти матери и теперь живут у двоюродной бабушки, к которой их привезли «в конце сорок пятого года, вьюжным вечером почти ночью» (146).

Первое чудо

Это время, которое заставляет вспомнить о традиционном святочном рассказе, и хотя основное действие развивается в ноябре 1949 г. (в «Капустном чуде», как и в других текстах цикла, хронотоп нелинеен), но «вьюжный вечер» 1945 г. подарил сиротам первое чудо: Ипатьева, которая поначалу оставила девочек у себя «без большой радости» (146), через несколько дней принимает непростое для себя решение приютить сирот («Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали» (147)).

Безусловно, это «чудо» имеет вполне реалистическую мотивировку (как и остальные события рассказа) и обусловлено простым человеческим чувством — жалостью к ближнему и слабому, но, как это часто бывает в произведениях Л. Улицкой, здесь сквозь быт просвечивает бытие, а потому вполне обыденные действия человека (разогреть кашу, отвести сирот в баню, чтобы избавить от вшей и т. д.) обретают глубинный, общечеловеческий смысл, постепенно уточняя концепцию мира и человека Л. Улицкой.

В первые дни в доме Ипатьевой «девочки испуганно жались друг к дружке» и «молчали» (146), не разговаривая даже между собой («бессловесность» как знак спящей, замерзшей души). Отогревшись телом (после бани Ипатьева укладывает девочек спать в свою кровать — мотив материнства, столь характерный для прозы Л. Улицкой), девочки оживают и душой, начиная разговаривать сначала между собой, а потом и с Ипатьевой, «которую стали звать бабой Таней» (147).

Центральная детская библиотека г. Новотроицка

Обретение слова и обретение имени «старухой» (примечательно, что знакомство с ней читателя начинается с упоминания фамилии и прозвища — Слониха) становится важным шагом в установлении гармонии внутри вновь созданной семьи. Интересно, что только ее представители наделены именами (девочки Дуся и Ольга, баба Таня), остальные же персонажи именуются либо по фамилии (подруга Ипатьевой Кротова, в ситуации общения с которой героиня также именуется по фамилии), либо вовсе лишены имен, но наделены какой-то внешней типической чертой («краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды», «темнолицая женщина из очереди», «одноглазый старик», просто «кто-то третий» (150-151)).

Так через номинацию персонажей намечается противостояние «духовное — бездуховное». Обретенная Ипатьевой на старости лет семья превращает ее в бабу Таню, а ее дом — в островок уюта и тепла.

Мотив ожидания и подмены

История появления девочек в доме Ипатьевой дана в ретроспективе. В настоящем же времени в центре внимания оказывается поход к ларьку за капустой, который занимает целый день — с утра («Позднее ноябрьское утро уже наступило…» (145) в начале рассказа) до вечера («стемнело» (151), «темнота» (153) в финале). И в этом сюжете акцентирован мотив ожидания. Девочкам сначала приходится ждать, когда капусту привезут, затем — когда разгрузят, выстоять длинную очередь, переждать обеденный перерыв. Мотив поддерживается на стилевом уровне: предложения становятся короткими, актуализируется лексика с временной семантикой.

Мотив ожидания подготавливает к развязке бытового сюжета: ожидание кажется столь томительно долгим, что надежда на покупку капусты становится призрачной. И действительно, купить капусту девочкам не суждено. Будучи мастером деталей, Л. Улицкая дважды фиксирует внимание читателя на дырке в кармане Дуси, куда проваливается выданная Ипатьевой на капусту десятирублевая бумажка. Дуся же, ничего не подозревая, замерзшими пальцами сжимает лежащую в том же кармане картинку с желтозубым японцем (мотив подмены).

Драматический театр Вернадского,13

И когда наконец девочки добрались до заветного окошечка, оказывается, что денег нет. И отчаянный крик Дуси «Тетенька! Я деньги потеряла!» (150) становится кульминацией бытового сюжета, варианты развязки которого «подсказываются» окружающими: взять еще денег у мамы, поискать потерю, просто уйти ни с чем. Однако Л. Улицкая завершает повествование по-своему.

Счастливый случай

Потеря денег как будто старит девочек. В тексте вместо имен появляется новая номинация — «две сгорбленные девочки» (151), которые совершенно по-взрослому размышляют о том, как им теперь жить дальше. И вдруг в их жизнь, казалось бы, непоправимо нарушенную, врывается чудо: прямо к их ногам из резко вильнувшей на повороте машины, груз которой подан в сказочном ореоле — он сверкает «бело-голубым сиянием» (152), — вылетают два огромных кочана.

Этот момент становится кульминационным в развитии бытийного сюжета. Конечно, «чудо» имеет вполне реалистическую мотивировку, но оно вполне заслужено девочками, их незлобивостью, кротостью, вниманием к ближнему своему (показателен в этом плане диалог о валенках, которые так бы не помешали озябшим героиням: валенки остались дома, потому что на них спит кошка — ее покой сестры не решились тревожить).

Случившееся — это скорее удачное стечение обстоятельств, счастливый случай (одноименный рассказ есть в цикле), но именно он дает возможность увидеть изменения, произошедшие с центральными героями. На внешнем уровне это проявляется в том, что в уставших и отчаявшихся девочках пробуждается энергия, и они ловко придумывают, как доставить тяжелые кочаны домой. На уровне стилистики этому соответствует преобладание в тексте глаголов совершенного вида, которые позволяют показать действие как завершенное во времени (ранее преобладали глаголы несовершенного вида, что вполне соответствовало временной растянутости действия).

Но важнее оказываются изменения в сфере человеческих чувств (нравственный урок — обязательная составляющая святочного рассказа): Ипатьева, которая вначале «думала большую думу» (147), пытаясь решить, оставлять ли девочек у себя, теперь не может найти себе места, страдая от того, что девочки пропали: «Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них?» (153). Искреннее переживание за судьбу девочек сотворило с Ипатьевой маленькое чудо: она дважды «сбегала к ларьку» (153), хотя в начале повествования упоминается, что ее «ноги еле ходили» (146).

Такая духовная метаморфоза и становится идейной осью рассказа. И именно эта метаморфоза, чудо гармонизации человеческих отношений, оказывается в рассказе важнее сюжетного действия. Интересно, что к ногам девочек из машины выпали два вилка, при этом один «распался надвое» (152). Три единицы, засунутые девочками в один мешок. И в этом вполне бытовом действии мерцает бытие, как это часто бывает у Л. Улицкой: целый вилок — Ипатьева, две половинки — девочки-сестренки, общий мешок — общая судьба, одна семья на троих. Капуста же оказывается емкой метафорой человеческой личности.

Человек сложен, не сразу открывается его истинная суть. Нужно «сто одежек» снять, чтобы добраться до сердцевины личности (вновь мерцание бытийного в бытовом предмете). И, конечно, капуста и дети рядом с ней рождают стойкую ассоциацию с фразой «в капусте нашли», объясняющей появление ребенка на свет. В каком-то смысле Ипатьева действительно нашла своих девочек, свою семью в капусте. Она не знает, что девочки вернулись, что принесли капусту, что ждут ее дома; их потеря, мотивированная походом в ларек, дала ей возможность осознать всю глубину своих чувств по отношению к ним.

Однако финал рассказа открыт, что на синтаксическом уровне маркировано многоточием. Метаморфоза состоялась, но никто не знает, что ждет эту семью впереди.

Видео: «капустное чудо» (10+)

Как и писатели-реалисты конца XIX — начала XX века, Л. Улицкая не приурочивает действие к рождеству, рассматривая чудо как случай и сосредотачивая внимание на послевоенном быте и ежедневных действиях человека.

Однако сквозь быт постоянно мерцает бытие, а «чудо» оказывается наградой человеку за всю его жизнь, пусть даже пока такую коротенькую, как у героинь рассказа, при этом «чудеса» у Л. Улицкой множатся, переплетаются, выстраивая картину мира, нормальным состоянием которого является гармония — как в мире семейном, так и в «большом» мире.

При этом самым главным чудом в то послевоенное время, о котором и написан цикл, является сама жизнь.

Видео: Рассказ Людмилы Улицкой «капустное чудо» читает Оксана Леонова

Рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо» входит в сборник под названием «Детство-49», в котором основной тематикой являются истории о детях послевоенного времени.

Надо отметить, что на протяжении всего повествования рассказ ведется от первого лица, события прошлого, детали быта описаны глазами ребенка.

Религиозная тема

Улицкая предельно конкретизирует пространственно-временной аспект сюжета. Перед читателем рисуется ноябрьский послевоенный день. Тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника указывают на то, что события происходят как раз после праздника Великой Октябрьской революции (7 ноября). Одежда, быт и длинные очереди за продуктами позволяют восстановить характерную для того исторического периода обстановку и дух самой эпохи с максимальной точностью и достоверностью.

Примечательно, что автор трансформирует один из центральных признаков жанра – календарную приуроченность события к дням Святочной недели. Тем самым автор размыкает временные граница жанра, усиливая мотив чудесного: чудо свершается в исторических и бытовых условиях, которые противоречат и законам жанра, и читательским ожиданиям. Чудо возникает вопреки обывательским штампам и исторической логике.

Центральная детская библиотека г. Новотроицка

Видео: Л. Улицкая «Капустное чудо». Читает — Братченко Ольга

Быль и чудо переплетены в произведении Л Улицкой. Исследуя текст, выявите элементы чудесного, прочитайте эти примеры.

Смоленский Олимп

Московский
государственный университет печати
им. И. Федорова

Рецензия
на рассказ Л. Улицкой «Капустное чудо»

Выполнила:
Кругликова Е.Ю.

Москва,
2012

Людмила
Улицкая в своем рассказе «Капустное
чудо» сумела создать как историю о детях
и для детей, так и историю для взрослых,
для которых этот рассказ станет
своеобразным путешествием в прошлое,
воспоминанием об их детстве или детстве
их родителей. Эта история довольно
простая, но она надолго оставляет внутри
ощущения теплоты и радости, потому что,
не смотря на открытый финал, читатель
чувствует, что, в конце концов, у героев
этого произведения все будет хорошо,
даже не смотря на разруху, голодное и
трудное время.

Всего
на нескольких страницах Людмиле Улицкой
удалось затронуть сразу несколько
важных тем, таких как тяжелая жизнь
русских людей в послевоенное время,
ужасы прошедшей войны, после которой у
Дуси и Ольги не осталось других
родственников, кроме сестры их бабушки
– Ипатьевой, и жизнь этой старушки,
которой на старости лет выпало счастье
искренне полюбить, взять на себя
ответственность за этих двух маленьких
девочек.

Послевоенную
ситуацию мы видим фактически глазами
маленьких детей, которые смиренно и
терпеливо ждут весь день на холоде своей
очереди, чтобы купить капусту, на которую
«баба Таня» дала им деньги, а они, как
оказалось, их потеряли по дороге. И
теперь им кажется, что если они придут
домой без капусты, то Ипатьева выгонит
их из дома. А сама старушка тем временем,
поняв, что девочки задерживаются,
начинает думать, что их украли цыгане.

И
вот в конце истории происходит чудо –
старушка, наконец, осознает, как ей
дороги девочки-сиротки, что она уже не
видит жизни без них, понимает, что они
были посланы ей в помощь, а сами девочки
тем временем случайно получают то, от
чего, по их мнению, зависит их жизнь –
два кочана капусты. Вот оно – «капустное
чудо» и чудо человеческого преображения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе

по рассказу Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

   Эпиграф: 

Чему бы жизнь нас не учила,

                   а сердце верит в чудеса!  

                                                                                    Ф.И.Тютчев


     Цель урока:

— развитие учащихся через определение нравственной проблемы в рассказе Людмилы Улицкой «Капустное чудо».

Ход урока

Орг.момент

 Вступительное слово учителя

      «Капустное чудо»… когда мы слышим это сочетание слов, нам трудно даже представить, о чем пойдет речь в рассказе. Поэтому на первых рисунках, которые вы приготовили до ознакомления с произведением, чудо капустное было именно таким. Сейчас мы не будем анализировать эти рисунки, а вернемся к ним позже после анализа произведения и подумаем, совпали ли ваши рисунки с сюжетом рассказа, с его темой и идеей.

2. Сюжет рассказа + чтение наизусть

     Пересказ сюжета «вслед за слайдами». Наизусть со слов: «Стемнело…»    

3. Отгадывание кроссвордов и определение темы урока

     Название произведения и его содержание мы знаем, но как вы думаете, как будет называться наш урок, и какие цели и задачи мы на нем будем решать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выполним первое задание: будем отгадывать кроссворды и по главным словам кроссвордов определим, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Кроссворд №1

1. Дуську охватил … , когда она поняла, что потеряла деньги

2. У девочек нет родителей, они …

3. Машина с капустой  называется …

4. Временами шел не то дождь, не то …

5. Младшую девочку звали …

Кроссворд №2

1. Девочки встали в … очереди

2. Девочки любили сидеть около швейной машины и собирать …

3. Ипатьева на покупку капусты дала …

4. У девочек иззябли …

5. Кротова для Ипатьевой …

6. Место, где продают капусту — …

Кроссворд №3

1. Ждали … с капустой

2. Ипатьева Ольге сунула в руку …

3. Ипатьева утирала … лоскутком

4. Ипатьеву сначала называли …

5. На ногах у девочек — …

Кроссворд №4

 Ключевые слова: «жизнь», «всегда», «место», «чудо».

   Исходя из этих главных слов, попробуем сформулировать тему нашего урока: «В жизни всегда есть место чуду».

А эпиграфом к уроку станут слова Ф.И.Тютчева: «Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!»

4.Определение задачи урока:

– определить, что понимается под словом чудо,

– выяснить, когда чудеса случаются

– уточнить, нужны ли какие-то усилия для совершения чуда

5. Рассказ об авторе

Когда вы прочитали текст, вы поняли, что он совсем не похож на те произведения, которые мы до сих пор читали. И, конечно же, вам должно быть интересно, кто написал этот замечательный рассказ. Послушаем об авторе выступление … 

  Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. Оба её деда — Яков Самойлович Улицкий и Борис Ефимович Гинзбург — были репрессированы и находились в заключении. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ. Два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда она уволилась в 1970 году. С тех пор Улицкая никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.

     Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию был снят фильм «Сестрички Либерти», а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору французскую премию Медичи. В 1998 году «Сонечка» стала лауреатом итальянской литературной премии имени Джузеппе Ачерби,  роман «Казус Кукоцкого» стал лауреатом премии «Русский Букер». «Люди нашего царя» — сборник рассказов, стал победителем интернет-голосования премии «Большая книга». Людмила Улицкая является обладателем французских наград Кавалер Ордена Академических пальм и Кавалер Ордена искусств и литературы. Людмила Евгеньевна считает, что она всегда опаздывает, хотя она пытается шагать в ногу со временем. В 45 лет она научилась водить машину, в 50 стала писательницей, только в 55 научилась владеть компьютером. 

     Произведения Людмилы Улицкой переведены на тридцать языков мира. Читатели отмечают злободневные сюжеты её книг, яркие характеры главных героев, а также лёгкий слог автора. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим».

      Рассказ «Капустное чудо» входит в цикл рассказов «Детство-49».

6. Выступления групп

    — Только что было сказано, что прозу Улицкой называют прозой деталей и сегодня мы в течение урока будем доказывать, что это именно так, что даже в маленьком рассказе очень много худ. деталей, которые помогают раскрытию темы и основной мысли произведения.

     Домашнее задание для групп было найти такие детали по конкретным темам. Первая группа должна была найти слова, указывающие на время действия.

Группа №1

Текст

Значение

Девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью, у Ипатьевой девочки жили уже почти год.

1946 год — страна только оживала и отстраивалась после Великой Отечественной войны

Позднее ноябрьское утро. Тяжелые темно-красные флаги, не убранные после праздника

После годовщины Великой Октябрьской революции – 7 ноября

В кармане лежала картинка с желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты

После войны с немцами была война с японцами. (09.08.45-02.09.45)

Выводы: Вопросы: Почему автор пишет: «и в этой хмурости радовали только тяжелые, темно-красные флаги»?

  Группа №2

Записать слова, передающие душевное состояние и особенности поведения героев.

Ипатьева

Дуся и Ольга

Старуха по прозвищу Слониха

Дуся — 6 лет, Ольга — младше

Самая близкая родственница

 Сироты, внучки ее недавно умершей сестры

Оставила их у себя, но без большой радости. Бормотала — привезли на мою голову.

Испуганно жались друг к дружке, исподлобья смотрели.

Не сдать ли в детдом.

Молчали, только шуршали.

Повела в баню, уложила спать на свою кровать.

Заговорили сначала между собой, а потом и со старухой

Господь с ними, пусть живут.

Стали звать бабой Таней

Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили.

Всю домашнюю работу они делают сами – легко и непринужденно

Вывод: обретение слова и обретение имени «старухой» становится важным шагом в установлении гармонии внутри вновь созданной семьи.

Группа №3

Вы должны были найти в тексте пейзажные зарисовки, отдельные цвета, используемые автором и определить их смысловую нагрузку.

Реальный мир

Мир мечты

Темнота

Холод

«беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро», «кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев…», «свет стал убывать», «стемнело».

«замерзшими пальцами», девочки «продрогли», чтобы согреться, они «тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами», «платки промокли, но пока еще грели», «ноги вконец иззябли – ботинки тепла не держали», «рыли побелевшими пальцами».

«белый снег», «бело-голубая капуста», «сверкнул бело-голубым сиянием ее груз», «от белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее», «светло-голубые глаза», «зеленый ларёк», «зеленое окошко», «освещая фарами брусчатку»

Цвета: зеленый —  символ победы весны над зимой, жизни над смертью.

Голубой — производит впечатление покоя и свежести.

    Вывод: эти слова являются в данном тексте деталями-символами, помогающими раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, а также быстрого взросления детей. А мир мечты наполнен другими эпитетами: используется прием контраста.

       Мотив темноты и холода развивает тему сиротства: девочки остались сиротами после гибели отца на фронте и смерти матери.

Группа №4

Найти элементы сказочного.

– Оживает десятирублёвка: «измятая десятирублёвка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой»;  

– оживает «картинка из журнала с нарисованным жёлтым зубастым японцем».

– снег превращается в доброго волшебника: «Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее».

 – машина «освещала фарами бежавший перед ней раскосый кусок брусчатки», «вильнула», «рванулась, сбросив два кочана»

 – кочаны «крякнули, стукнувшись о дорогу», «второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги»

7. Определение жанра

В данном рассказе не только сказочные мотивы, но и мотивы святочного рассказа. 

Традиционный святочный (рождественский) рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии, духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо это не только помощь свыше, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

— С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы?

(А. Куприн — «Чудесный доктор»)

8. Беседа по вопросам

  1. Какое чудо произошло?
  2. Почему рассказ называется «Капустное чудо»?

    Случившееся — это скорее удачное стечение обстоятельств, счастливый случай, но именно он дает возможность увидеть изменения, произошедшие с центральными героями. На внешнем уровне это проявляется в том, что в уставших и отчаявшихся девочках пробуждается энергия, и они ловко придумывают, как доставить тяжелые кочаны домой.

– Искреннее переживание за судьбу девочек сотворило с Ипатьевой маленькое чудо: она дважды «сбегала к ларьку», хотя в начале повествования упоминается, что ее «ноги еле ходили»

– Для Ипатьевой это великое чудо: ее девочки живы и невредимы.

 – Более того, она осознала значение Ольги и Дуси в ее жизни.

– Самым главным чудом в то послевоенное время, о котором и написан цикл, является сама жизнь.

  1. Почему именно два кочана и почему один распался надвое?

 – Три единицы, засунутые девочками в один мешок. И в этом вполне бытовом действии мерцает бытие, как это часто бывает у Л. Улицкой: целый вилок — Ипатьева, две половинки — девочки-сестренки, общий мешок — общая судьба, одна семья на троих. Капуста же оказывается емкой метафорой человеческой личности. Человек сложен, не сразу открывается его истинная суть. Нужно «сто одежек» снять, чтобы добраться до сердцевины.

9. Работа с рисунками.

Вопрос: можно ли назвать эти рисунки иллюстрациями к рассказу?

 – Да. Есть фраза «в капусте нашли», объясняющая появление ребенка на свет. В каком-то смысле Ипатьева действительно нашла своих девочек, свою семью в капусте.

10. Нахождение проблем

    В 11 классе по русскому языку пишем сочинение по какой-то проблеме. Этих проблем может быть очень много. Перед вами некоторые из них, теперь посмотрите внимательно и скажите, по каким проблемам в качестве аргумента можете привести данный рассказ.

Проблема сложности взаимоотношений людей

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»

Проблема взаимоотношений родственников

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным

Проблема отношения к прошлому

Проблема смысла человеческой жизни

Проблема равнодушия

Проблема тяжелой судьбы «детей войны»

11. Рефлексия

Узнал

                           Я                          Удивился

Сделал для себя вывод

12. Настрой на позитивное

Обращение к эпиграфу: Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!  

13. Домашнее задание

— Рассказ не закончен. Такая концовка называется открытым финалом.

Дома написать концовку рассказа

  • Пауэр поинт как пишется
  • Пауэр банк как пишется по русски
  • Паучок ананси сказка читать
  • Паутинка рассказ акутагава рюноскэ
  • Паустовский читать рассказ заботливый цветок читать