Пахарь григорович отзыв о рассказе

Урок №7 Д. В. Григорович . «Пахарь»

Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь” (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках “Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью “Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).

В последние годы жизни работает над “Литературными воспоминаниями”, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Анализ повести «Пахарь»

Прежде ,чем мы приступим к анализу повести разберм понятие славянофилы.

(Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли[1], оформившееся в 30-х—40-х годах XIX века[2] и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3]. Представители ( т.е. славянофилы) выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского[4]. Развиваясь по нему, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развития)

В 50-е гг. Дмитрий Григорович возвращается к изображению жизни крестьян в таких повестях, как «Пахарь» (1853), «Кошка и мышка» (1857), «Пахатник и бархатник» (1860), снова показывая конфликт между тружеником и тунеядцем-барином, который его обирает. 

В повести «Пахарь» писатель также обращается к фольклору и этнографии как иллюстративному внешнему колориту для изображения и идиллических картин народной жизни, и самих крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть поэтические начала в крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в уборке, обряде «обряжения» последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его с природой и родной землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по мнению Григоровича, можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную речь и настоящую русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко забьется ваше сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту землю»6.

Впервые повесть была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В центре повествования, как это не необычно для художественного произведения, — изложенные в форме эссе собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные затем во второй части повести образами старика-крестьянина Ивана Анисимовича и его «второго Я» — сына Савелия. Такой прием – изображения отстаиваемой автором идеи с помощью двух персонажей, позволяющих представить человека в его разные возрастные периоды – перехода от молодости к зрелости (Савелию тридцать лет) и старости – дает возможность подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность того, с чем настойчиво предлагает нам познакомиться и в правильности чего надеется нас убедить идеолог — писатель.

Работа с текстом повести

  1. От имени кого ведется повествование?

  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?

  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.

  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

  5. Как автор описывает Савелия?

  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.

  7. Как относится Анисимыч к деньгам?

  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

  9. Сколько лет в «полях» провел старик?

  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?

  11. Каких примет придерживался Анисимыч?

  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав. Начинается повествование, как и водится у писателей славянофильского направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился городом!», — с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой».

ВЫВОД

Далее, как водится, и большим дорогам: ведь они — почти те же города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде убийственная скука и однообразие» Одно спасение – проселки! На них «и жизнь проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении . На них впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц, и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля. 

 Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу, играет в жизни человека огромную роль. Именно она способствует «опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками, кичащимися философией.

Средством, обеспечивающим «простую жизнь» человека является, естественно, сельскохозяйственный труд. «…Сельская жизнь улучшает человеческую природу». Предоставляя мало развлечений, она сосредотачивает мысли и делает их яснее, а главное – «усмиряет гордость»! Действие это совершенно противоположно действию города. В городе все заставляет человека поверить в свою силу и способности, а это, по Григоровичу, гордыня, разновидность зла.

 Изложив основы своего нового мировоззрения, Григорович переходит к его художественному оформлению. Перед нами – материализовавшийся в середине ХIХ столетия сказочный богатырь-крестьянин Микула Селянинович, называемый автором Савелием. Он красив и силен, ведет себя спокойно и достойно. «…Вся фигура его, окаймленная золотыми очертаниями, красиво рисовалась перед рощей, потопленной голубоватой тенью». Это, как мы уже сказали, как бы главный герой повести – старик — в свои зрелые годы. Сам же Иван Анисимыч, доживающий восьмой десяток, – из породы природных «первобытных пахарей», исчезновению которых неумолимо способствует наступающий на деревню город в виде «фабричного промысла», повсеместно насаждающего пьянство, гулянки, хитрость и пронырство. Это зло порождает другое – деньги. Настоящему же человеку – пахарю, как заявляет Анисимыч, деньги не нужны: был бы хлеб святой, а его всегда можно на любой товар обменять.  

Анисимыч – природный человек. Вся его жизнь с малолетства прошла в полях. Он знает все обо всем и в своей деятельности безошибочно руководствуется приметами. «…Приметы эти наполняли жизнь его, они управляли каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли божий слышится нам в этих знамениях?».  

Олицетворением этой правильности поведения и чистоты помыслов у писателя оказывается образ пахаря, только что мирно умершего. «Каждый из присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти честные смуглые пальцы, которые, в продолжение семидесяти лет, складывались только для труда и для крестного знамения»  

 РЕФЛЕКСИЯ

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно создавать произведения о природе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать отзыв о повести «Пахарь» ,используя памятку.

Памятка «Как написать отзыв»

Что такое отзыв и для чего он пишется.

Отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее.

Отзыв о прочитанной книге — это свободное сочинение. Общая схема здесь была бы неуместна и, скорее всего, не помогла бы, а лишь навредила. Тем не менее, можно дать некоторые рекомендации в последовательности написания и содержании отзыва.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:

1. Краткие сведения о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.

2. Тезис — мнение читателя о книге.

3. Доказательства справедливости этого тезиса.

4. Вывод — общая оценка книги.

Примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом.

О чём эта книга?

Что ты знаешь об авторе книги?

Какова тема и основная мысль произведения?

Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?

Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?

Понравилась ли книга? Чем?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?

Как ты охарактеризуешь главных героев?

Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?

Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?

На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?

О чём ты размышлял после прочтения книги?

Что тебе запомнилось, что показалось необычным?

Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

Чему научила тебя эта книга?

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    13 минут назад

    Математика срочно пожалуйста

  • biologiya
    Биология

    18 минут назад

    Помогите с биологией пожалуйста, я вообще ничего не понимаю

  • fizika
    Физика

    18 минут назад

    С какой скоростью должна пронестись машина мимо девушки в лёгком платье, чтоб подол его поднялся вверх?

  • ekonomika
    Экономика

    28 минут назад

    Помогите пожалуйста с тестом

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    33 минут назад

    4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
    1) перево..ик
    2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
    |1) домашние неурядицы
    5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
    2) нерешительность характера
    3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
    |6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
    та же буква?
    A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
    Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
    В) карманч..к, на темен.., на лили..
    Г) о молни.., туч..й, бараш..к
    1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
    помогитеее, дам 30 баллов. я тупая

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  1. Главная
  2. Библиотека
  3. ⭐️Дмитрий Григорович
  4. Отзывы на книги автора

Я никогда не любила цирк — не знаю почему до сих пор: ведь в детстве я не осознавала реальной опасности трюков или издевательства над дрессируемыми животными. Сама атмосфера отталкивала меня — мне неуютно до сегодня так, что книги и фильмы с происходящими в цирке событиями откладываю и пропускаю. Наверное, «Гуттаперчевый мальчик» способен только подкрепить это отношение, поскольку смеха и счастья, которые обычно приобретают, посещая представления, другие, ожидать здесь не приходится.

Вполне возможно, что именно моим отношением обусловлено понимание еще перед началом чтения, что история придет к трагическому финалу. Но как бы там ни было, гуттаперчевый — не значит счастливый. Маленький Петя родился под несчастливой звездой — отец погиб в войсках, мать потынялась по миру, заимев жестокого отчима, и тоже умерла. Никому не нужный слабенький здоровьем с рождения мальчик был отдан акробату цирка на попечение. Может, если это было его предназначением, Петя и обрел бы покой и свободу, но, к сожалению, все происходящее в его жизни было вынужденным, а люди, окружающие его — не задумывающимися ни о чем, кроме своих выгод.

Дмитрий Григорович сделал тоску от истории маленького циркача еще более крепкой, добавив рассказ о графском семействе, где дети тоже, несмотря на звания и финансовую обеспеченность, оказались среди не самых добродетельных людей — чего стоит реакция отца семьи, возмутившегося тем, что «негодяй» Петя, став жертвой, заставил его детей оказаться свидетелями трагичных событий. Нет слов, чтобы описать людей, которые настолько глухи и слепы к другим, что способны обесценить даже факт их существования, я уж молчу о достижениях и чувствах.

«Гуттаперчевый мальчик» — очень грустная история о человечке, чья судьба с самого рождения не предвещала ничего хорошего — одни утраты, несчастья и издевательства. Даже клоун Эдвардс, единственный, кто проникся жизнью Пети, не смог его спасти от злого рока. И почему мы не способны помнить свои прошлые жизни — ведь тогда мы могли бы хотя бы понять, за что и зачем с нами все это?..

Когда-то эта повесть наделала много шума, её активно обсуждали, цитировали, она вошла в число самых читаемых произведений своего времени, заняв гарантированное место почти во всех детских хрестоматиях.

Композиция повести разбивает сюжет на два линии, в одной мы видим вполне благополучных детей графа Листратова, живущих в довольстве и достатке, имеющих все, что захотят, а больше всего они хотят в цирк, поскольку там интересно и весело. В другой линии рассказывается о трудной судьбе кухаркиного сына Пети, по факту проданного в рабство атлету Беккеру, выступающего в том самом цирке, в который рвутся дети графа

Только для Пети цирк это не счастливое развлечение, а страшная изнуряющая каторга, к которой он приговорен обстоятельствами складывающейся жизни. Мальчик напуган и затравлен, у него нет никакой отдушины, кроме доброго клоуна Эдвардса, горького пьяницы, который не может ничем помочь, кроме сочувствия.

В конце повести две линии пересекаются — дети графа попадают в цирк, и с особым нетерпением ждут выступления «гуттаперчивого» мальчика. Их заинтересовало слово «гуттаперчивый», а кроме того, тот факт, что ребенок, такой же, как они выступает в цирке, они-то думают, что это так заманчиво и здорово.

Их ждет страшное потрясение, на их глазах мальчик срывается с высоты и разбивается о манеж. Разыгрывается настоящая трагедия, юная Верочка, старшая дочь графа Листратова тяжело переживает случившееся, всю ночь бредя о цирковом мальчике. А Петя получил страшные травмы и на следующий день умер.

Да, правы критики, здесь дается противостояние имущих и неимущих, противостояние сочувствия, проводником которого является Верочка и клоун Эдвардс, и душевной черствости и бездушия, которые демонстрируют атлет Беккер, граф Листратов и тётка мальчика Варвара.

Но, в первую очередь, эта небольшая повесть, почти рассказ по объему, о безысходности. Безысходность и беспросветность пронизывают весь текст от начала до самого финала, гнетущая предопределенность царит здесь на каждой странице. И, если Петина судьба выглядит в этом отношении более утрированно, то графские дети тоже не минули того же.

Деспотический уклад, царящий в семье Листратовых, выхолащивает их души и готовит к непротивлению принятия положенной по рождению судьбы. Кажется, что им много дано, но это обманчивое впечатление, они такие же рабы воли своего отца, как Петя был рабом воли Беккера.

И неспроста тётя Соня перекрещивает спящую и бредящую, сорвавшимся цирковым мальчиком, Верочку, как бы в надежде, что девочка сможет не очерстветь в ждущем её суровом мире.

И неспроста добрый клоун Беккер после смерти Пети идет в уборную, где у него спрятан графин с водкой, всё, что он в силах сделать, противостоя бездушию и все той же безысходности, это — напиться.

Это повесть о безысходности всей российской жизни восьмидесятых годов позапрошлого века. Сегодня мы знаем, что эта безысходность будет копиться еще целых 30 лет, а потом гнойник прорвет, и она выплеснется на головы всех, и тех кто заставлял терпеть, и тех, кто терпел. Страшная волна революций и последовавшая за ними гражданская война во многом обязаны той безысходности, которую зафиксировал и описал честный писатель Григорович.

Дмитрий Григорович составляет свою повесть из нескольких эпизодов, каждый из которых отличается по настроению. Обманчиво-весёлым оно кажется в стенах цирка. Грустно-щемящими нотками звучит в рассказе о детстве «гуттаперчевого мальчика». Чуть противоречиво в графском особняке. Обстановка в доме Листомировых дышит благополучием и достатком, звенит детским смехом, к которому, однако, примешивается депрессивность графа и раздражительность графини.
Заключительный эпизод — цирковое представление и трагический случай — вызывают желание закрыть глаза и скорее перевернуть страницу. Он напомнил мне, почему я в детстве не любила цирк. Да и сейчас не люблю.

Начинается повествование описанием цирка — внутренним строением, освещением, запахами. Автор создаёт цирковую атмосферу, знакомит читателя с некоторыми артистами.

Несмотря, однако ж, что все здесь напоминало частые и страшные случаи ушибов, перелома ребер и ног, падений, сопряженных со смертью, что жизнь человеческая постоянно висела здесь на волоске и с нею играли как с мячиком, – в этом светлом коридоре и расположенных в нем уборных встречались больше лица веселые, слышались по преимуществу шутки, хохот и посвистыванье.

Среди представленных: клоун Эдвардс, регулярно впадающий в тоску, оканчивающуюся очередным запоем; девушка Амалия, выступающая на лошади и свалившаяся с неё во время последнего выступления; грубый и жестокий акробат Беккер, эксплуатирующий восьмилетнего мальчика.
Повествование перемещается к невесёлой участи Пети и его несчастной судьбе.

Воспитанник акробата Беккера назывался «гуттаперчевым мальчиком» только в афишках; настоящее имя его было Петя; всего вернее, впрочем, было бы назвать его несчастным мальчиком.

Когда-то у Пети были родители. Ещё до женитьбы отец его работал швейцаром, а случайная покупка самовара по бросовой цене, возиться с которым — не мужское дело, заставила заиметь и хозяйку. Чухонка Анна с радостью приняла предложение, а вскоре семья пополнилась тщедушным мальчишкой. Семейное счастье, если оно и было, то слишком мимолётно — отца потребовали в казармы, чтобы скоро отправить в поход. И вот уже мать Пети стала вдовой. Протянула она недолго, умерла, когда Пете исполнилось всего пять лет, успев ещё раз побывать замужем. Отдать сироту в обучение — решение хорошее, при условии, что учитель будет добрым и терпеливым.

Повесть Дмитрия Григоровича очень реалистична. Верится, что подобная история могла произойти. Правдиво выглядит и трагический случай, и мелкие эпизоды, и подробности описаний.
Однажды в доме Листомировых гостил Тютчев. Старшая дочь Верочка, нежная и ласковая, при знакомстве с поэтом, по-детски трогательно и наивно произнесла: «Я думала, мама, что стихи сочиняют только ангелы…» Подобные штрихи всегда придают произведению достоверности.
Встретила по этому поводу мнение, в котором подчёркивается реализм описанной истории очень точными словами. Литературовед Анна Журавлёва в статье о русской литературе XIX века, написала, что Григорович «избегая того, что может быть правдой», «твёрдо держится того, что не может правдой не быть». Не может правдой не быть…

Бедный маленький мальчик с рождения не видел счастья. С мамой скитался по углам, не имея своего дома. Но настал момент когда и его единственного родного человека не стало.

В числе воспоминаний Пети остался также день похорон матери. В последнее время он мало с ней виделся и потому отвык несколько; он жалел ее, однако ж, и плакал, – хотя, надо сказать, больше плакал от холода. Было суровое январское утро; с низменного пасмурного неба сыпался мелкий сухой снег; подгоняемый порывами ветра, он колол лицо как иголками и волнами убегал по мерзлой дороге.

Волею судьбы он оказывается воспитанником акробата. Ты ждешь от автора смягчения, ведь мальчонка и так настрадался. Но автор только начал разгоняться. Он наделяет акробата самыми погаными человеческими качествами: злость, жесткость, бессердечие. С этим монстром предстояло жить несчастному ребенку. Не просто жить, а репетировать изо дня в день. Ни ласки, ни сочувствия не видел Петя в глазах своего опекуна, хотя старался из-за всех сил и показывал потрясающие результаты. И вот у Пети появляется друг, утешение, единственная радость -щенок. Каждую свободную минутку он проводил с этим чудесным комочком. Все горести улетучивались когда в руках Пети оказывался пушистый дружок. Последующее событие я не смогла простить автору. Дальше книгу я прочитала без эмоционально. Меня не интересовали дальнейшие события. Слишком жестоко автор отнесся к ребенку. Не может и не должен ребенок столько страдать.
Соглашусь со многими, я не вижу в книге ни чего поучительного для детей. Страшная и жестокая книга. Научить детей состраданию, так где же пример взрослых людей. Людей, которые должны быть умнее и опытнее в житейских делах. На деле же все наоборот. Поставила высокую оценку только мальчику Пете, несчастному ребенку, так и не увидевшему радостей жизни.

Кадр из одноимённого фильма.

Произведение жутко депрессивное и угнетающее. Сижу, ломаю голову! Как можно такой мрак давать читать детям? Да меня, вполне взрослого и уже психически сформировавшегося человека, эта щадяще-сокращённая повесть повергла в ступор на довольно продолжительное время.
Я эту маленькую книжечку помню с раннего детства. Однажды, нашла её в дальнем углу книжного шкафа, но, сколько себя помню, ни разу её не читала.
Почему-то, каждый раз открывала, перелистывала страницы, пересматривала картинки, но читать не решалась.
Почему-то, каждый раз преследовало чёткое убеждение, что в этой книге скрыта какая-то боль, о которой мне, маленькой девочке, знать не хотелось совершенно.
Вот, буквально вчера, перебирая разные разности в шкафу, снова набрела на эту книжечку и решила всё же узнать, что такого отталкивающего могло в ней обнаружить моё детское сознание, наряду с предчувствием.
Но, волна отчаяния и безысходности настолько захлестнула, что из головы напрочь вылетали все мысли, остался кромешный мрак, пульсирующий болью и безысходностью.
Это ж какое счастье, что я не прочитала эту повесть в детстве!
Это, на мой взгляд, не детская литература!

Интересный и комичный микс получился.

Бывает в некоторых жизненных судьбах так: всё идёт хорошо да идеально, день ото дня не отличается. Рядом сопит каждую ночь верная жёнушка, на работе всё чин-чином, в доме налажен быт до самых что ни на есть крупиц. И тут вот ничего не предвещало — в жизнь залетает такая мелочь, такая маааленькая проказа. И всё с ног на голову встаёт, всё разрушено в миг. Кто виноват? Воришка? Или всё-таки не воришка? Что случилось? Почему так и отчего?

Удивительная вещь — жизнь. И удивительный в ней аспект — психология. Читала я как-то на днях о срывах в жизнях идеальных людей. Всё у них прекрасно, всё налажено. И какая-то мелочь абсолютно неожиданно выбивает их из самих же себя. Особенно если эта мелочь врывается в совсем неподходящий момент и застаёт буквально врасплох и в абсолютно неприглядном свете. Идеальный человек вдруг неожиданно ведёт себя совсем не идеально. И почему-то сразу же всё безвозвратно рушится.

Примерно такие мысли сейчас вызвал во мне этот рассказ.

Первая книга рекомендованная мне по флэшмобу 2011
Этот рассказ вызвал в моем сознании бурю чувств. Причем больше негативных нежели позитивных что бывает крайне редко.
Первое — мне было безумно жаль этого несчастного мальчика.
Который пройдя через не побоюсь этого слова ад, потере родных, так и не узнав всей красоты жизни в столь раннем возрасте трагически погиб.
Второе — скажу честно мне хотелось побить того акробата-наставника к которому попал мальчик после смерти матери на обучение и работу за его варварское, жестокое на мой взгляд беспощадное обращение с ним.
Единственным положительным моментом в рассказе было то что из тысячи злобных лиц, нашелся единственный человек который оберегал его, старался защитить и был ему единственным другом…
Определенно сказать понравился мне рассказ или нет не могу.
Поэтому ставлю все таки оценку — нейтрально…
За совет благодарю veronika_i :)

Давным-давно, с приходом зимы начиналась пора лютых морозов. Ёжась от холода, растирая замёрзшие щёки и покрасневший нос, люди спешили укрыться в тёплой избе, чтобы отогреться у печи. Постепенно, как снежный ком нарастала суета, вызванная приближением праздников. В ту пору праздники были общие и веселились на них от души, особливо молодые люди. Тогда ещё знали, что ряженье на Святки отнюдь не пустая потеха, а ритуал, постепенно забытый, что гадание может довести до беды, если в дело вступят нечистые силы, а они, будьте уверены, ни за что не станут сидеть в сторонке. Знали также зачем и как нужно «кормить» Мороз, почему следует приветить колядовщиков и не бродить по улицам в одиночку во время святочных бесчинств. И что явившийся «жених» и не жених вовсе знали тоже. Время бежало быстрою упряжью, увозя с собой годы, обычаи, память… Рождество менялось, Новый год появлялся и пропадал, но времена года, как и сами годы по-прежнему сменяют друг друга и теплота, надежда — остаются.

Когда-то старики собирали вкруг себя малых детей, чтобы пока молодёжь резвится на гуляньи или гадает тайком, рассказывать им сказки. Страшные ли, поучительные ли — не суть. Ведь в каждом их слове звучала мудрость предков и немного лукавства вечно юной души…

А теперь что же? Помните ли вы, дорогие читатели, уже прекрасно читающие сами, сказки перед сном из далёкого, казалось бы, детства? Быть может, одна из них была вами особенно любима? Случалось ли вам слушать с упоением и трепетом мистические святочные истории, проникаясь ими до глубины души? Эта книга прямо рекомендует себя, как сборник «для семейного чтения». Только делает она это очень ненавязчиво, как бы между прочим или даже напоследок, но это правда. Только представьте: на будущий год собраться всем вместе у ёлки или поудобнее устроиться на диване (одно другому, кстати, не мешает) и по старой святочной традиции читать, читать, читать… Читать по-очереди или доверить это ответственное занятие прирождённому чтецу. Быть может потом кто-то припомнит свои истории, которые добавят уюта, загадки и совсем чуть-чуть колкой страшинки морозному зимнему вечеру…

Чтобы не морочить вам головы длинными витиеватыми текстами, просто приведу аннотацию:

Сборник святочных рассказов придётся по душе не только ценителям классической литературы, но и всем, кто просто хочет почувствовать праздничное настроение и присутствие в своей жизни чудес. Книга станет замечательным рождественским подарком для родных, друзей и даже для себя, а также приятной новинкой в семейной библиотеке.

Здесь вы встретитесь с Бестужевым-Марлинским, Лесковым, Данилевским, Куприным, Далем, Станюковичем и другими мастерами русского слова, предстающими в довольно неожиданном, «рождественском» качестве.

Вот так. И это тоже правда. Одиннадцать небольших рассказов, действие которых происходит под Новый год, на Рождество или в Святки, созданных в 19-20 вв действительно создают атмосферу Того Самого Рождества. С песнями, плясками, надеждой в сердце и теплотой в душе. По крайней мере, для меня. Кажется, в этот раз я нашла идеальную книгу на праздники.

Здесь в лучших святочных традициях найдутся страшные, но не бессмысленные истории о привидениях, кровавых видениях и кровожадных мертвецах. Только не ждите ужасов в их классическом понимании! Тут всё скорее развлекательно и поучительно, чем «страшно до дрожи». Но всё-таки от этого не менее атмосферно.

А для кого-то Рождество и вовсе проходит, как для героев рассказа «Махмудкины дети»:

В тяжёлом влажном воздухе гасли выстрелы. Ночь подступала незаметно, окутывая сумерками эту ниву крови. Мало-помалу пропадали из глаз ещё не убранные трупы, валявшиеся на снегу. Изредка только доносился то чей-то стон, то хрипение умирающего коня…

Согласитесь, атмосфера не самая праздничная. Рождество, а люди воюют. И казалось бы, ничего не осталось от этого светлого праздника любви, мира и спасения, но и на войне есть место сочувствию, великодушию и особому рукотворному чуду. Главное верить, не правда ли?..

Эта книга может помочь в создании праздничного настроения и где-то даже натолкнуть на раздумья, но от вас, дорогие читатели, тоже кое-что будет зависеть.

Иными словами, рекомендую. Особенно для неспешного чтения в Сочельник или на Святочной неделе.

Первая книга рекомендованная мне по флэшмобу 2011
Этот рассказ вызвал в моем сознании бурю чувств. Причем больше негативных нежели позитивных что бывает крайне редко.
Первое — мне было безумно жаль этого несчастного мальчика.
Который пройдя через не побоюсь этого слова ад, потере родных, так и не узнав всей красоты жизни в столь раннем возрасте трагически погиб.
Второе — скажу честно мне хотелось побить того акробата-наставника к которому попал мальчик после смерти матери на обучение и работу за его варварское, жестокое на мой взгляд беспощадное обращение с ним.
Единственным положительным моментом в рассказе было то что из тысячи злобных лиц, нашелся единственный человек который оберегал его, старался защитить и был ему единственным другом…
Определенно сказать понравился мне рассказ или нет не могу.
Поэтому ставлю все таки оценку — нейтрально…
За совет благодарю veronika_i :)

Первая книга рекомендованная мне по флэшмобу 2011
Этот рассказ вызвал в моем сознании бурю чувств. Причем больше негативных нежели позитивных что бывает крайне редко.
Первое — мне было безумно жаль этого несчастного мальчика.
Который пройдя через не побоюсь этого слова ад, потере родных, так и не узнав всей красоты жизни в столь раннем возрасте трагически погиб.
Второе — скажу честно мне хотелось побить того акробата-наставника к которому попал мальчик после смерти матери на обучение и работу за его варварское, жестокое на мой взгляд беспощадное обращение с ним.
Единственным положительным моментом в рассказе было то что из тысячи злобных лиц, нашелся единственный человек который оберегал его, старался защитить и был ему единственным другом…
Определенно сказать понравился мне рассказ или нет не могу.
Поэтому ставлю все таки оценку — нейтрально…
За совет благодарю veronika_i :)

Конспект
урока №4 по родной литературе в 7 классе

Тема: Родные
просторы. Русское поле: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле»,
Д. В. Григорович «Пахарь» ( главы из повести)

Цели урока:

Образовательная обрисовать зрительные образы при чтении поэтических
произведений; подвести к пониманию настроения, чувств поэтов; определить
способы создания образов.

Развивающая:
совершенствовать
навыки выразительного чтения стихотворных текстов,
расширить кругозор детей через знакомство с поэтическим
достоянием русской классики.

Воспитательная:
воспитывать навык восприятия и осмысления поэтической классики, познакомить юных читателей с
произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в.,
вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Ход урока

1.      
Организационный этап.

2.      
Актуализация знаний: проверка домашнего
задания.

Выучить наизусть одно из
стихотворений:
Ивана
Саввича 
Никитина «Поле» или Инны Анатольевны Гофф «Русское поле».

3.      
Мотивация и целеполагание.

В произведениях многих
русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной
линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения
для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. На нашем уроке анализируется
образ Родины в творчестве таких поэтов, как
И. С. Никитин, И.
А. Гофф и

4.      
Сообщение учащегося об И.С.Никитине

5.      
Первичное усвоение новых знаний. Выразительное чтение стихотворения Ивана Саввича Никитина «Поле», на с.52-53. Дата создания: 1849 г.

6.      
Первичная проверка понимания стихотворения И. С. Никитина «Поле».

Стихотворение «Поле» написано в 1849 году и является
ярким образчиком раннего творчества автора, отличающегося чрезвычайной
требовательностью к себе. Произведение отражает поэтическую одаренность, яркую
творческую индивидуальность и мечтательность молодого поэта, широту
интеллектуальных запросов, филигранно владеющего техникой слова.

Небольшое по объему стихотворение включает следующие средства
художественной выразительности
:

·        
немногочисленные
эпитеты – «прозрачное небо», «золотой щит», «золотистая рожь» – создают яркую
картину погожего летнего дня, рисуют пейзаж, наполненный воздухом и светом;

·        
метафоры
– «сияет щитом», «одевает туманом», «вливает часть силы», «раскинулось тканью»,
«слилось гранью» – позволяют максимально кратко, но образно и точно отразить
свойства описанных явлений;

·        
сравнения
– «по нивам, как по морю», «меня, как младенца» – создают у читателя трогающие
душу зрительные образы;

·        
олицетворения –
«поле раскинулось и слилось», «ветер гуляет и одевает», «природа допускает,
вливает» – позволяет конкретно описать абстрактные явления, ширь горячо любимых
автором русских просторов;

·        
ряды
однородных членов предложения – «гуляет, одевает, говорит, шумит», «мать, друг
и наставник» – не перегружая текст, достоверно и полно отражают свойства
явлений и чувства поэта;

·        
умолчания
– «Один я…», «сердцу и думам свобода…» – не описывая конкретики, оформляют
желанную возможность побыть одному, освободиться от тягостных мыслей о насущном
хлебе, отвлечься от непростой семейной обстановки, вырваться из повседневности
мещанской жизни;

·        
инверсию
– «раскинулось поле», «щитом золотым», «ржи золотистой», «один я», «мать моя» –
способствуют формированию ритмической гармонии стиха;

·        
многосоюзие
– «и сердцу и думам» – отсылает читателя к чувственному и рациональному началам
бытия автора;

·        
эллипсис
– «сердцу и думам (предоставлена) свобода» – позволяет емко выразить главную
мысль, не делая акцента на частностях.

7.      
Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения И. С.
Никитина «Поле».

Стихотворение
является поэтическим признанием в любви своей малой родине. Оно пронизано
высоким чувством сопричастности с природой, слияния и ней, трепета перед ее
животворящей силой. Именно в природе автор находит защиту – оборот «щит
золотой» – и мощный источник вдохновения. Она ассоциируется с тем, что принято
считать самым ценным, дорогим – неслучайно присутствие в тексте эпитетов
«золотой, «золотистая».

8.      
Сообщение учащегося об И.А.Гофф

9.      
Первичное усвоение новых знаний. Выразительное чтение стихотворения Инны Анатольевны Гофф «Русское
поле»
, на с.55.

10.
Первичная проверка понимания стихотворения И. А. Гофф «Русское поле».

Анализ стихотворения «Русское поле»:

— Как
вы думаете, о чём это стихотворение? Почему оно так называется?


Какие пословицы о поле вам известны?


Почему авторы фильма дали ему такое название?


Какие образы в стихотворении привлекли ваше внимание?

— Как
вы понимаете слова «Здравствуй, русское поле, я – твой тонкий колосок»?

Найдите тропы в стихотворении:

Метафора
(поле – жизнь, судьба)

Сравнение
(я твой тонкий колосок)

Лексический
повтор (поле, русское поле)

Риторическое
обращение («Здравствуй, русское поле!»)

Чередование женской и мужской рифмы придаёт
стихотворению напевности, хорей, разбавленный дополнительными слогами, не
сбивает особой ритмичности. Неоднократное
повторение обращения «поле, русское поле» олицетворяет его,
приближает к читателю и лирическому герою.  Лирический герой определяет
себя как колосок, как частичку русского поля, русской природы. Это и его
Родина, и философское переосмысление жизни. Поле — это символическое
восприятие свободы, надежды, светлого будущего: «Верю молчанью, как обещанью,
/Пасмурным днем вижу я синеву».

11.  
Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения И. А. Гофф
«Русское поле».

Инна Гофф так рассказывает об истории
создания этого стихотворения: «Написала, потому что люблю поле, потому что
родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с
такой «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей…
Это ничем не заслоненный вид на край света, из-за которого утром всплывает
солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев
было последним видением моего отрочества».

12.  
Знакомство с краткой биографией русского
писателя Д.В.Григоровича, на с.56-57

            В повести
«Пахарь» писатель также обращается к фольклору и этнографии как иллюстративному
внешнему колориту для изображения и идиллических картин народной жизни, и самих
крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть поэтические начала в
крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в уборке, обряде «обряжения»
последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его с природой и родной
землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по мнению Григоровича,
можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную речь и настоящую
русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко забьется ваше
сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту землю»6.

            Впервые повесть
была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В центре повествования, как это
не необычно для художественного произведения, — изложенные в форме эссе
собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные затем во второй части
повести образами старика-крестьянина Ивана Анисимовича и его «второго Я» — сына
Савелия. Такой прием – изображения отстаиваемой автором идеи с помощью двух
персонажей, позволяющих представить человека в его разные возрастные
периоды – перехода от молодости к зрелости
 (Савелию тридцать лет) и
старости – дает возможность подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность
того, с чем настойчиво предлагает нам познакомиться и в правильности чего
надеется нас убедить идеолог — писатель.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь»,
состоящая из тридцати двух небольших глав.
 Начинается повествование, как и водится у писателей
славянофильского направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности.
«…Я страшно тяготился городом!», — с первых строк сообщает нам автор. Поэтому
покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей,
«как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой». 

13.  
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.

Прочитать
главы из повести «Пахарь» (в сокращении) на с.58-67, подготовиться к пересказу.

14.  
Рефлексия (подведение итогов
занятия).

Подведём итог всему, о чём мы говорили.

— С какими поэтами и писателями познакомились?

— В чём особенность их творчества?

— Вместе со своими
стихами Никитин, Гофф и многие другие поэты представляют значительное
художественное явление нашего времени. Стихотворения о природе – это провод от
одной души к другой. Природа защищает человека от злобы, подлости, даёт нашей
душе свет, надежду, любовь и нежность.

Цели:
познакомить юных читателей с
произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в.,
вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик.
Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано
остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению,
говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в
Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где
подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому
Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров,
заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в
альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”,
отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая
Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей,
писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853),
ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь”
(1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период
шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными
демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу
теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства
совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках
“Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства.
Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где
проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью
“Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы
выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).

В последние годы жизни работает над “Литературными
воспоминаниями”, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого
и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге.
Похоронен на Волковом кладбище.

Анализ повести «Пахарь»

Прежде ,чем мы приступим к анализу повести разберм понятие
славянофилы.

(Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение
русской общественной и философской мысли[1], оформившееся в 30-х—40-х годах XIX
века[2] и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий
от Запада[3]. Представители ( т.е. славянофилы) выступали за развитие особого
русского пути, отличного от западноевропейского[4]. Развиваясь по нему, по их
мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм
европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого
типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали
тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно
европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом
и культурном развития)

В 50-е гг. Дмитрий Григорович возвращается к изображению жизни
крестьян в таких повестях, как «Пахарь» (1853), «Кошка и мышка» (1857),
«Пахатник и бархатник» (1860), снова показывая конфликт между тружеником и
тунеядцем-барином, который его обирает. 

В повести «Пахарь» писатель также обращается к фольклору и
этнографии как иллюстративному внешнему колориту для изображения и идиллических
картин народной жизни, и самих крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть
поэтические начала в крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в
уборке, обряде «обряжения» последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его
с природой и родной землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по
мнению Григоровича, можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную
речь и настоящую русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко
забьется ваше сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту
землю»6.

Впервые повесть была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В
центре повествования, как это не необычно для художественного произведения, —
изложенные в форме эссе собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные
затем во второй части повести образами старика-крестьянина Ивана
Анисимовича и его «второго Я» — сына Савелия. Такой прием – изображения
отстаиваемой автором идеи с помощью двух персонажей, позволяющих
представить человека в его разные возрастные периоды – перехода от молодости к
зрелости
 (Савелию тридцать лет) и старости – дает возможность
подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность того, с чем настойчиво
предлагает нам познакомиться и в правильности чего надеется нас убедить идеолог
— писатель.

Работа с текстом повести

1.   
От имени кого ведется повествование?

2.   
Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и
как автор его описывает?

3.   
Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте
и прочитайте.

4.   
Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына
Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

5.   
Как автор описывает Савелия?

6.   
Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.

7.   
Как относится Анисимыч к деньгам?

8.   
Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

9.   
Сколько лет в «полях» провел старик?

10. 
Что для старика –пахаря было «целым миром»?

11. 
Каких примет придерживался Анисимыч?

12. 
Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о
человеке.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав. Начинается
повествование, как и водится у писателей славянофильского направления, с
критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился
городом!», — с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его
«шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на
один лад», «я как будто воскрес душой».

ВЫВОД

Далее, как водится, и большим дорогам: ведь они — почти те же
города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города
соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде
убийственная скука и однообразие» Одно спасение – проселки! На них «и жизнь
проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении 
. На них
впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь
народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц,
и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля. 

 Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу,
играет в жизни человека огромную роль.
 Именно она способствует
«опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего
того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками,
кичащимися философией.

Средством, обеспечивающим «простую жизнь» человека является,
естественно, сельскохозяйственный труд.
 «…Сельская
жизнь улучшает человеческую природу». Предоставляя мало развлечений, она сосредотачивает
мысли и делает их яснее, а главное – «усмиряет гордость»! Действие это
совершенно противоположно действию города. В городе все заставляет человека
поверить в свою силу и способности, а это, по Григоровичу, гордыня,
разновидность зла.

 Изложив основы своего нового мировоззрения, Григорович
переходит к его художественному оформлению. Перед нами –
материализовавшийся в середине ХIХ столетия сказочный богатырь-крестьянин
Микула Селянинович, называемый автором Савелием.
 Он красив и силен,
ведет себя спокойно и достойно. «…Вся фигура его, окаймленная золотыми
очертаниями, красиво рисовалась перед рощей, потопленной голубоватой тенью».
Это, как мы уже сказали, как бы главный герой повести – старик — в свои зрелые
годы. Сам же Иван Анисимыч, доживающий восьмой десяток, – из породы
природных «первобытных пахарей
», исчезновению которых неумолимо
способствует наступающий на деревню город в виде «фабричного промысла»,
повсеместно насаждающего пьянство, гулянки, хитрость и пронырство. Это зло
порождает другое – деньги. Настоящему же человеку – пахарю, как заявляет
Анисимыч, деньги не нужны: был бы хлеб святой, а его всегда можно на любой
товар обменять.  

Анисимыч – природный человек. Вся его жизнь с малолетства
прошла в полях. Он знает все обо всем и в своей деятельности безошибочно
руководствуется приметами. «…Приметы эти наполняли жизнь его, они управляли
каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала
с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу
своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли божий
слышится нам в этих знамениях?».  

Олицетворением этой правильности поведения и чистоты помыслов у
писателя оказывается образ пахаря, только что мирно умершего. «Каждый из
присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти честные
смуглые пальцы, которые, в продолжение семидесяти лет, складывались только для
труда и для крестного знамения»  

 РЕФЛЕКСИЯ

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и
уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно
создавать произведения о природе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать отзыв о повести «Пахарь» ,используя памятку.

  • Паханная земля как пишется
  • Паустовский летние дни читательский дневник сборник рассказов
  • Паустовский краткое содержание рассказа телеграмма
  • Паустовский кот ворюга читать полный рассказ
  • Паустовский кот ворюга о чем рассказ