Приблизительное время чтения: 9 мин.
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994) — один из самых почитаемых греческих старцев, монах Святой Горы Афон. Старец Паисий широко известен своими духовными наставлениями, ценными советами и своей подвижнической жизнью. В 2015 году Священный Синод Вселенского Патриархата причислил преподобного Паисия Святогорца к лику святых.
В день памяти старца Паисия «Фома» рассказывает о новых изданиях духовного наследия преподобного.
Шеститомное издание «Слов» старца Паисия Святогорца — собрание духовного наследия преподобного. Оно состоит из записей его бесед, поучений и писем. Материал систематизирован так, что каждый том посвящен отдельной проблематике.
-
Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке
В первом томе издания «Слов» Паисия Святогорца раскрываются многие духовные грани жизни людей. Книга состоит из нескольких частей: «О грехе и диаволе», «О современной культуре», «О духе Божием и духе мира сего», «О церкви в нашу эпоху». Старец Паисий говорит о борьбе с искушениями, касается тем воспитания, образования и культуры, а также дает мудрые советы.
Цитаты:
«Смирение обладает великой силой. От смирения диавол рассыпается в прах. Оно — самый сильный шоковый удар по диаволу. Там, где есть смирение, диаволу не находится места. А если нет места диаволу, следовательно, нет и искушений»
«Культура — это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо “окультурить” еще и душу»
«Безмолвие есть таинственная молитва»
«Люди сегодня не живут просто. Поэтому они сильно отвлекаются. Они хватаются за многое и тонут во множестве попечений. А я сперва заканчиваю с каким-то одним или двумя делами — и только потом думаю о других. Я никогда не берусь за много дел сразу. Сейчас думаю о чем-то одном. Закончив первое, начинаю обдумывать второе. Потому что я не имею покоя, если берусь за второе, еще не закончив первое. Хватаясь за много дел, человек теряет голову. Даже просто думать обо всех этих делах одновременно — уже приведет к шизофрении»
-
Слова. Том 2. Духовное пробуждение
Второй том собрания «Слов» преподобного Паисия Святогорца — о том, как важно освободиться от духовного глубокого сна, в котором находятся люди. Книга состоит из пяти частей: «Ответственность любви», «О подвижничестве и благоговении», «О духовной отваге», «Зависимость от неба», «О духовном оружии». Своими советами старец Паисий помогает человеку не свернуть с истинного добродетельного пути.
Цитаты:
«Ты зажигаешь свечу — куда ты ее посылаешь? Разве ты не посылаешь ее куда-то? Свечой мы что-то просим у Бога. Когда ты возжигаешь ее и говоришь: “За тех, кто страдает телесно и душевно, и за тех, кому это нужно больше всего”, то среди этих людей есть и живые и усопшие. Знаешь, какое упокоение испытывают усопшие, когда мы ставим за них свечу? Так мы находимся в духовной связи с живыми и усопшими. Одним словом, свечка — это “антенна„, с помощью которой мы вступаем в контакт с Богом, с больными, с усопшими и так далее»
«Наивысшая радость происходит от жертвы. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, ибо Христос есть Жертва»
-
Слова. Том 3. Духовная борьба
В третьем томе «Слов» Паисия Святогорца речь идет об опасности греха, о том, как выйти из греховной тьмы, об испытании совести. Книга состоит из пяти частей: «О брани помыслов», «О справедливости и несправедливости», «О грехе и покаянии», «Черные силы тьмы», где старец рассуждает о колдунах, экстрасенсах, ясновидящих, а также большая часть, посвященная Таинству исповеди.
Цитаты:
«Люди мучаются от переживаний, бессониц, душевных болезней, а причина тому ― их суетные, испорченные, ложные помыслы, которым они доверяют»
«О, если бы все люди поступали со мной несправедливо! Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мною среди несправедливости»
«Во время любого духовного зимнего ненастья будем с терпением и надеждой ждать духовной весны»
«Покаяние — это крещение слезами. Каясь, человек проходит через новое крещение, возрождается»
«Духовник — врач души»
-
Слова. Том 4. Семейная жизнь
Четвертый том «Слов» старца Паисия Святогорца посвящен семейной жизни. Преподобный рассуждает об отношениях детей и родителей, мужа и жены, а также дает ценные практические советы о духовной жизни в семье.
В книге шесть частей: «Как создать крепкую семью», «О родителях и их обязанностях», «Дети и их обязанности», «Духовная жизнь», «Об испытаниях в нашей жизни», «О смерти и будущей жизни».
Цитаты:
«Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению»
«В уважении присутствует любовь. То, что я люблю, я одновременно и чту. То, что я чту, я люблю. То есть любовь и почтение — это не разные вещи: это одно и то же»
-
Слова. Том 5. Страсти и добродетели
В пятом томе издания «Слов» Паисия Святогорца речь идет о страстях и борьбе с ними, а также об их противоположности — добродетели. Старец считает матерью всех страстей самолюбие и рассуждает о его последствиях. Преподобный говорит о вреде гордости, о пагубе осуждений, зависти, гневе и унынии. В разделе «О добродетели» старец утверждает, что добродетель всего одна, и имя ей — смирение.
Многие рассуждения Паисия Святогорца посвящены феномену духовной любви. Любовь должна правильно распределяться между Богом, ближними и всем творением.
Цитаты:
«Человеку самолюбивому нет покоя. У такого человека нет душевного мира, потому что он несвободен внутренне»
«Расскажу тебе одну историю, которую я когда-то слышал. Как-то раз один простой человек попросил Бога показать ему рай и ад. И вот однажды ночью во сне этот человек услышал голос: “Пойдем, я покажу тебе ад”. Тогда он оказался в комнате. Посередине ее стоял стол, за ним сидело много людей. На столе была кастрюля, полная еды. Но люди были голодны: они черпали длинными ложками из кастрюли, но не могли поднести ложки ко рту. Поэтому одни из них ворчали, другие кричали, третьи плакали… Потом он услышал тот же голос: “Пойдем, теперь я покажу тебе рай”. Тогда он оказался в другой комнате, где стоял такой же стол с кастрюлей, и также вокруг него сидели люди с длинными ложками. Однако все были сыты и веселы, потому что каждый из них, черпая из кастрюли еду, кормил своей ложкой другого. Теперь ты понимаешь, как можешь еще в этой жизни ощутить рай?»
«Гордость — это генштаб страстей»
«Терпение — это самое сильное лекарство, которое лечит тяжкие беды, затянувшиеся на много лет. Большинство испытаний можно перенести только имея терпение. Великое терпение решает самые запутанные задачи и приводит к божественному итогу: сложную ситуацию, из которой ты не видел никакого выхода, Бог разрешает наилучшим образом»
-
Слова. Том 6. О молитве
Шестой том «Слов» преподобного Паисия полностью посвящен молитве. Старец много говорит об общении с Богом, о том, что молиться необходимо, и дает советы, как это правильно делать, чтобы Господь нас услышал. Многие рассуждения старца посвящены молитвенному деланию. В одной из частей тома («Богослужебная жизнь») рассказывается о периодах церковного года, об общей молитве и о таинстве Божественной Евхаристии.
Цитаты:
«Не молясь человек удаляется от Бога и становится как вол: поработает, потом поест, потом поспит, опять поест, снова поработает… И чем дальше он отходит об Бога, тем сложнее ему вернуться. Сердце охладевает, и наступает момент, когда оно совсем не может молиться. Чтобы такой человек пришел в себя, его сердце должно умягчиться, обратиться к покаянию»
«Очень полезно делить молитву на три части: первая — молитва о себе, вторая — о живых и третья — об усопших. Но даже в этом случае о себе мы молимся больше, чем обо всех остальных, потому что я один, а живых и усопших бесчисленное множество»
«Молитва становится сердечной, когда ум соединяется с сердцем»
Другие издания:
-
О жизни, людях и Божественной справедливости. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца
В этой небольшой книжке собраны наставления и советы Паисия Святогорца, посвященные жизни человека в современном обществе. Преподобный приводит примеры проявления Божьего Промысла в судьбах людей. Все это для того, чтобы мы обратились к самим себе, прислушались к своим душам.
Одна из историй старца Паисия:
Проповедь для донора
Как-то раз один богослов в своей проповеди призвал людей идти сдавать кровь, потому что в этом была необходимость. И действительно: многие были побуждены его проповедью и сдали много крови. Сам он, однако, не сдал ни капли, хотя крови у него, прямо скажем, хватало с избытком. Люди соблазнились. «Я, — сказал им тогда богослов, — своей проповедью побудил народ к сдаче крови, и это все равно как если бы я сдал крови больше всех!» Так он успокаивал свой помысел. Да лучше бы ему было не проповедь произносить, а пойти и без шума сдать немного крови самому!
-
О семье и воспитании детей. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца
В этой книге собраны яркие цитаты, истории, советы из духовного наследия преподобного Паисия Святогорца, посвященные теме христианского брака и воспитания детей в семье.
Предлагаем прочесть одно из размышлений преподобного:
В равновесии
Имея разные характеры, супруги могут большего достичь и в воспитании детей. Один из супругов станет их немножко притормаживать, а другой будет говорить: «Ну дай ты детям немножко свободы». Если и муж, и жена закрутят все гайки своим детям, то потеряют их. Но они потеряют детей и в том случае, если оба будут позволять им делать что вздумается. Если же мать и отец обладают разными характерами, то дети их пребывают в равновесии.
-
Патерик старца Паисия. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца
Эта книга содержит избранные притчи преподобного Паисия Святогорца. Долгое время старец собирал истории, которые рассказывали ему разные люди, приходящие за советом.
Патерик — один из древних жанров аскетической литературы. Это собрание небольших нравоучительных изречений христианских подвижников. Истории старца Паисия вводят читателя в атмосферу литературы патериков, показывают примеры благочестивой жизни и дают возможность читающим эту книгу поразмышлять о собственном пути.
Предлагаем прочесть небольшую историю из жизни старца Паисия:
Сколько весит песок
Маленькие грешки тоже имеют свою тяжесть. Когда, не имея каких-то серьезных грехов, я приходил на исповедь к батюшке Тихону, то он говорил: «Песочек, сынок, песочек!» Маленькие грешки собираются в целую песочную кучу, которая по весу может превышать один большой камень.
-
Старец Паисий шутит. Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца
Духовные советы Паисия Святогорца отличаются не только своей мудростью, но добрым юмором. Истории, изложенные в этой книге, обязательно вызовут улыбку на лице читателя.
Вот один из советов преподобного Паисия:
О ветхом и новом
Наш ветхий человек — это живущий в нас злобный «квартиросъемщик». Для того чтобы он ушел, мы должны разрушить его жилище и начать возводить новое здание — строить нового человека.
-
Житие преподобного Паисия Святогорца
Практически все 600 страниц этой книги посвящены описанию подвижнической жизни преподобного Паисия Святогорца. Здесь рассказывается о молитвенных трудах, чудесах, служении ближним благочестивого старца и многом другом.
Книга представляет собой перевод греческого издания «Ὁ Ἅγιος Παΐσιος ὁ Ἁγιορείτης» 2015 года. Перевод на русский язык выполнен братией Свято-Преображенского скита Данилова монастыря в Москве.
-
Письма. Руководство к молитве. Духовное завещание
В этой книге собраны избранные письма старца Паисия Святогорца, его советы и наставления. Это духовное завещание преподобного обязательно поможет читателям обратить взор на самих себя.
Тексты впервые публикуются на русском языке. Перевод с новогреческого выполнен Татьяной Самойленко.
Подготовила Ася Занегина
Читайте также:
7 наставлений старца Паисия
7 наставлений старца Паисия. Выпуск 2
Святой Паисий шутит
преподобный Паисий Святогорец
17 книг
Рекомендации
- Новинки
- Рекомендации
только полные версии книг
полная версия
Православие
Предлагаем вниманию читателя новую книгу из серии «Старец Паисий Святогорец слова». Настоящий том посвящён молитве. Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва — дар Божий…
Подробнее
полная версия
Религия
Старцы в православии играют особую роль. Они – пример поведения для всех православных христиан. Именно поэтому за советом к ним идут не только истово верующие. Книга преподобного Паисия Святогорца…
Подробнее
Религия
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец Слова. Том I С болью и любовью о современном человеке Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта Москва. 2003
Подробнее
полная версия
Религия
В томе собраны наставления Старца, способные помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут. Живя в…
Подробнее
Религия
Начиная с 1980 года Старец Паисий говорил нам о наступающих тяжелых временах. Он часто повторял, что, возможно, и нам доведется пережить многое из того, что описано в Апокалипсисе. Своими…
Подробнее
полная версия
Православие
В книге рассказывается об одном из величайших афонских подвижников недавнего прошлого — греческом старце Хаджи–Георгии, неправедно пострадавшем от людей, увенчанном венцом славы от Господа….
Подробнее
полная версия
Религия
В данной Брошюре представлены ответы Преподобного Старца Паисия на вопросы о тот, как правильно относиться к стерши и как к ней готовиться. Старей разъясняет, в чёт состоит истинное утешение людей,…
Подробнее
Религия
В этом томе собраны поучения старца Паисия, относящиеся к страстям и добродетелям. Эти слова не представляют собой систематического учения и не охватывают собой все страсти и добродетели: они…
Подробнее
полная версия
Христианство
Паисий Святогорец (1924-1994)-один из самых известных афонских старцев второй половины XX века. Этот избранный сосуд Божий удостоился великих благодатных дарований и к нему за утешением ежедневно…
Подробнее
Религия
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец Слова. Том IV Семейная жизнь Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта Москва. 2003
Подробнее
полная версия
Православие
Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени — греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского († 1924; пам. 28 октября/10 ноября). Автор —…
Подробнее
полная версия
Христианство
Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всем православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель.
В этой книге автор…
Подробнее
полная версия
Религия
Если ты стал капитаном, не побывав прежде юнгой, то, чтобы не утонуть тебе вместе со своей командой, советуйся хотя бы с моряками.
Подробнее
полная версия
Религия
Настоящая книга представляет собой собрание писем, адресованных старцем сестрам монастыря святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Суроти (Фессалоники), основателем которого он был и…
Подробнее
Религия
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец Слова. Том II Духовное пробуждение Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта Москва. 2001
Подробнее
Религия
В этом томе собраны поучения старца Паисия, относящиеся к страстям и добродетелям. Эти слова не представляют собой систематического учения и не охватывают собой все страсти и добродетели: они…
Подробнее
Религия
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец Слова. Том III Духовная борьба Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта Москва. 2003
Подробнее
Отзывы читателей
-
О
Когда читаешь эти книги, становится тепло, светло и спокойно на душе! Чувствуешь огромную, но тихую любовь старца (уже теперь преподобного) ко всем людям, его боль и заботу о каждом. Его мудрые, очень точные и образные советы и ответы помогают понять, что происходит в твоей жизни, найти ответы на мучающие вопросы и найти верный путь.
Похожие авторы
Последние отзывы на книги автора
- Святой Арсений Каппадокийский
Т
Очень интересная книга. Переселение греков на родину, мудрость и чудеса святого Арсения, который при недостатке молитв, расписал всю Псалтирь — в каких случаях читать тот или иной псалом. Благодарю за…
подробнее
- Том 2. Духовное пробуждение
- Знамения времен, 666
- Возвращение к Богу от земли на Небо
А
Хочется, что б Господь послал ещё таких Святых на Земле, что б успеть пообщаться через них с Богом, много вопросов, иногда просто совет нужен , вот и ищу его в себе
- Паисий Святогорец О смерти и будущей жизни
В
Слава Богу!!! отличная книга! Стоит действительно задуматься!!! И начать хотя-бы ходить в Церковь по воскресеньем!!! А то и чаще по возможности! Я щас начал ходить в православною Церковь, и я очень…
подробнее
Детство и юность Паисия Святогорца
Паисий Святогорец родился 25 июля 1924 года, в селении Фарасы, в многодетной семье. Его отец, Продромос Эзнепидис, был человеком верующим. В обыденной жизни он занимался крестьянскою деятельностью, плавкой железа. По складу характера Продромос отличался отвагой, патриотизмом и справедливостью. Мать Паисия, Евлогия, глубоко верующая, трудолюбивая женщина, происходила из рода Франгопулосов и состояла в родстве с ныне прославленным Арсением Каппадокийским.
При Крещении родители хотели назвать сына в честь деда, но преподобный Арсений, прозрев его будущую жизнь и желая дать ему свое благословение, настоял на имени Арсений.
Ввиду притеснения православных со стороны турецких мусульман и по причине обмена населением между Турцией и Грецией семья Арсения (Паисия) вместе с единоплеменниками вынуждена была отправиться в эмиграцию. По прибытии в Грецию переселенцы какое-то время ютились в порту Пирея, затем — в крепости острова Керкира. Здесь умер и был погребен преподобный Арсений. Наконец, беженцы добрались до города Коницы, где и осели.
С детства Арсений (Паисий) мечтал стать монахом, приобщался к молитвенному деланию, учился смиренномудрию и воздержанию. Родители часто рассказывали ему о преподобном Арсении, чьё имя он носил от Крещения, и кого потом сам Арсений ставил в пример.
Научившись грамоте, Арсений часто читал Священное Писание и Жития Святых. Рассказывают, что иногда, возвращаясь из школы, он сходу брался за эти священные пособия, забыв про еду. Случалось, что его старший брат, видя чрезмерную, как ему казалось, увлечённость Арсения, прятал книги, но Арсений проявлял удивительную настойчивость: доходило до того, что он убегал читать в лес. Уже тогда он пытался использовать опыт святых в своей практике.
Начальную школу он закончил неплохо, однако дальше учиться не стал; в его селении не было гимназии. Подражая Христу, как известно воспитывавшемуся, в доме плотника, Арсений стал учиться плотницкому ремеслу. Одно время он работал с наставником, а впоследствии организовал собственную столярную мастерскую. Помимо предметов домашнего быта, он мастерил вещи церковного употребления и гробы. За последние он не брал платы, выражая своё сострадание и проникаясь болью тяжёлых утрат.
Утверждают, что в пятнадцатилетнем возрасте Арсений удостоился чудесного явления Спасителя, что ещё больше утвердило его в ревности о Господе и благочестии. Вскоре он обратился в епархиальное управление с просьбой о вступлении в монашество, но беседовавший с ним представитель ответил, что ему необходимо подрасти.
Во время Гражданской войны коммунисты заточили было Арсения в тюрьму, но впоследствии, разобравшись, освободили. В виду участия братьев в войне, Арсений вынужден был взвалить на себя бремя крестьянских работ, став помощником и опорой для матери. Мысль о вступлении в монашество пришлось отложить.
Воинская служба
В 1945 году Арсений был призван в Армию, получил воинскую специальность радиста. Подразделение, в котором служил будущий Святогорец, участвовало в боевых действиях. Арсению не раз приходилось испытывать смертельную опасность и трудности, но он не унывал, а уповал — на Бога. И Бог не оставил его.
Однажды на стрельбище Арсений стал свидетелем необыкновенного свечения, невидимого для других. Оно исходило из оврага. Позже он выяснил: на том месте расстреливали осужденных, среди которых, вероятно, были и невиновные. Промыслом Божьим Арсений был избавлен от участия в этих расстрелах.
Жизнь на Афоне
В 1950 году, после возвращения со службы и непродолжительного пребывания в Конице, Арсений отправился на Святую Гору. Он желал найти старца, который бы взял его в послушание. Однако поиски не привели к искомому результату. К тому же Арсений получил весть от отца о возникших трудностях. И он решил отправиться домой.
Вернувшись с Афона, Арсений занялся плотницким ремеслом. Из заработанных средств он уделял родным и жертвовал беднякам. Кому-то безвозмездно делал окна и двери. Несмотря на профессиональную деятельность, требующую сил, Арсений постился, по ночам предавался молитвам и совершал поклоны, спал же он прямо на полу.
В марте 1953 года, следуя призванию, Арсений принял окончательное решение оставить суету мира и посвятить свою жизнь монашескому подвигу. Раздав сбережения нищим, он вновь отправился на Афон. Поначалу его выбор остановился на монастыре Констамонит, однако ко времени его прибытия на место на стороне южного побережья разыгрался шторм. Признав это за действие Божьего Провидения, он сел на судно, маршрут которого пролегал вдоль северной стороны, и вышел к монастырю Эсфигмен. Монастырь отличался строгим порядком. Здесь было у кого учиться, и от кого перенимать духовный опыт.
Первое время Арсений исполнял послушание в трапезной и пекарне, затем — в столярке. Ещё одной зоной ответственности было два храма, находившихся вне пределов монастыря. Там он поддерживал чистоту и зажигал лампады.
Как ни тяжело было послушание, с завершением трудового дня, ночью, Арсений молился и славословил Творца. Постепенно, под контролем игумена, к одним своим подвигам он прибавлял другие. В церкви старался не садиться, зимой, в келье, обходился без печки, а на улице — без теплых одежд. Спал на кирпичах или каменных плитах.
Как и многие прославленные подвижники, Арсений не избежал диавольских приражений и козней. Одно время изобретатель греха смущал его разогревом воспоминаний и переживаний за родных, являл их во сне то больными, то умершими. Затем он являлся Арсению в чувственном виде, желая его устрашить, разговаривал с ним. При помощи Божьей, Арсений преодолевал его коварство, обходил сети и западни.
Начало монашеского пути
27 марта 1954 года Арсений, пройдя испытания, был пострижен в монашество. С тех пор он стал носить имя «Аверкий».
Однажды, находясь в алтаре и наблюдая за священником, совершавшим Проскомидию, он увидел, как Агнец на дискосе трепещет, будто ягненок.
В другой раз, ночью, во время молитвы, он ощутил, будто что-то нисходит на него сверху и омывает его. Аверкий исполнился слезами радости. Это было действие благодати.
В послушании у старца
Со временем в Аверкии больше и больше зрело стремление к безмолвной, уединённой жизни. И вот, однажды он испросил благословение на уход из обители. Отправившись после этого в Иверский монастырь, он приложился к иконе Божьей Матери и ощутил какую-то особую нежность. Из этого Аверкий заключил, что его уход соответствует Божьему произволению.
Будучи наслышан о добродетелях старца иеромонаха Кирилла, подвизавшегося в Култумушском скиту, Аверкий пришёл к нему и попросился в послушники. Старец дал согласие. Помимо общих для христиан добродетелей, он обладал даром прозорливости и даром изгнания бесов. Аверкий относился к нему с глубоким уважением и думал остаться при нём навсегда. Но диавол стал строить новые козни.
В какой-то момент, несмотря на то, что Аверкий ушёл из обители не по личному произволу, а по благословению игумена, антипросоп монастыря затребовал его возвращения. Обитель нуждалась в нём как в хорошем плотнике и антипросоп использовал угрозу: если Аверкий не возвратится, то будет изгнан со Святой Горы.
Поступление в монастырь Филофей
В особножительном монастыре Филофей подвизался тогда дальний родственник Аверкия, иеромонах Симеон. В своё время он знал преподобного Арсения Каппадокийского. Имея это в виду, старец Кирилл посоветовал Аверкию перейти в эту обитель и встать под покровительство отца Симеона, что и было исполнено.
Согласно архивному свидетельству, Аверкий поступил в него 12 марта 1956 года. Подвизаясь в Филофее, он имел возможность посещать старца Кирилла и получать от него душеполезные разъяснения по насущным вопросам. Бывало, что старец, заранее прозрев время прихода Аверкия и содержание интересующей его темы, вместо словесного ответа указывал на уже отмеченный им в книге фрагмент.
В монастыре Филофей Аверкий имел послушание трапезника и келаря. Затем он был назначен старшим в столярку. Помимо этого трудился в пекарне. Однажды, увидев, как один из старцев запирает дрова, Аверкий опечалился, и попросил его больше так не поступать, сказав, что и сам готов носить дрова для него и для прочих братий, лишь бы никто не брал чужого. Свою же келью он традиционно не топил.
Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел.
Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой.
К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строгого и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила делать уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей.
3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского.
На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения.
Однажды он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался.
А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу.
Монастырь Стомион
В 1958 году Паисий, во исполнение Божественной воли, оказался в сгоревшем монастыре Стомион. Ни денежных средств, ни материалов, необходимых для восстановления обители, Паисий не имел. Христиане обрадовались появлению подвижника и готовы были оказывать ему посильную помощь.
Владыка благословил отца Паисия ездить по окрестным селениям с мощами святых и собирать пожертвования. Некоторые люди жертвовали по тарелке пшеницы, однако Паисий не приберегал её для продажи, а отдавал священникам, чтобы те раздавали её нуждающимся.
Ходатайством Пресвятой Богородицы нашлись люди, которые способствовали восстановлению монастыря денежными средствами, строительными и отделочными материалами, транспортом, личным трудом.
Помимо строительных работ Паисий прилагал много усилий в деле нравственного воспитания населения, отучал от разгульных пирушек и плясок, которые прежде устраивались возле монастыря. Рассказывают, что справа от входа он выкопал могилу и водрузил над ней крест, а потом зажигал там лампаду и кадил.
В какое-то время в Конице активизировались сектанты — евангелисты. Они настолько умело пропагандировали свою веру, что число их последователей неуклонно росло. В ответ Паисий составил письменное разоблачение и подвесил его к монастырским дверям. Кроме того, он неоднократно беседовал со слушателями еретических проповедей и своими ревностными увещеваниями отклонял их от опасности приобщения к секте.
Наряду с заботой о духовно-нравственном состоянии людей, отец Паисий проявлял заботу о материальной поддержке бедняков. По договоренности с властями, он установил в разных кварталах Коницы специальные благотворительные копилки, назначил ответственных за сбор и создал попечительский совет, распоряжавшийся распределением средств. Для ухода за стариками он направлял добровольцев. Сдавая в аренду беднякам монастырские земли, он не требовал за неё денег, а лишь просил, чтобы в случае хорошего урожая уделили монастырю столько, сколько сочтут необходимым.
Стараниями отца Паисия в Коницу были перенесены мощи преподобного Арсения Каппадокийского. Для этого он ездил на Керкиру, участвовал в обретении мощей и лично омывал их вином и водой.
К сожалению, не все относились к Паисию с пониманием. Кому-то не нравилось, что он запрещал неуместные развлечения, а кто-то заглядывался на монастырские владения. Нашлись и такие, которые требовали изгнать Паисия. Тогда он уехал на Святую гору, но жители стали просить его вернуться. Он и вернулся, а в 1961 году вновь отправился на Афон, затем вновь возратился.
Через какое-то время, вступив в переписку с Синайским архиепископом Порфирием и получив от владыки благословение жить на Синае, Паисий переселился на Синайскую Гору. Шел 1962-й год.
Жизнь пустынника на Синайской Горе
Рассказывают, что в первое время по прибытии Паисия на Синайскую Гору, там стояла тяжёлая засуха. Когда монастырь стал готовить к отправке за водой караван из верблюдов, старец попросил не отправлять его в этот день. Ночью он предался молитве, и пошёл дождь.
Какое-то время отец Паисий участвовал в столярных работах, связанных с реставрацией икон. Затем, испросив благословение на уединенную жизнь в пустыне, он поселился в келье святых Галактиона и Епистимии. Недалеко от этого места был небольшой родник. Воды было мало, но старец делился с животными и птицами.
По воскресеньям, а иногда реже он посещал монастырь: причащался, помогал петь и читать, принимал участие в монастырских работах, наставлял обращавшихся к нему за советами.
Диавол не оставлял Паисия и здесь. Однажды, когда он потряхивал старый будильник, диавол стал внушать ему мысль, что если бы он был женат, то качал бы не будильник, а ребёнка. Старец тут же его зашвырнул.
К 1964 году здоровье Паисия сильно ухудшилось. Как ни жаль было расставаться с любимой пустыней, Паисий вынужден был возвратиться на Афон.
Ухудшение здоровья
Вернувшись на Святую Гору, отец Паисий поселился в Иверском скиту. Он охотно помогал окружавшей его братии, а по возможности предавался безмолвному уединению, занимался молитвенным деланием и богомыслием.
Между тем болезнь прогрессировала. Оказалось, что диагноз, поставленный в прошлые годы, был неправильным. Тогда как Паисия лечили от туберкулеза, в действительности его мучил бронхоэктаз. В 1966 году ему сделали операцию, удалив почти всё левое легкое.
Паисий вернулся в скит, а затем, по рекомендации батюшки Тихона, удалился на Катунаки. Ему было необходимо сменить климат. Это произошло в 1967 году.
Помимо аскетических подвигов, он занимался резьбой. Часть изделий продавал, обеспечивая себе скромное пропитание; большую же часть раздавал.
Когда Священный Кинот поручил иеромонахам Василию и Григорию, насельникам Иверскиго скита, преобразовать жизнь монастыря Ставроникита, они обратились к Паисию за советом. Он поддержал это решение и пообещал помочь. 12 августа 1968 года Паисий перебрался в Ставроникитский монастырь.
10 сентября 1968 года отошел ко Господу старец Тихон. Перед смертью он высказал Паисию желание, чтобы тот стал его преемником по келье. Сам Паисий считал это большим благословением. Оказав посильную помощь братиям Ставроникитской обители, он перешел в каливу Честного Креста.
21 февраля 1971 года Паисий удостоился явления преподобного Арсения Каппадокийского. В это время он читал рукописное, составленное им Житие святого Арсения. Тот ласково погладил Паисия по голове. Впоследствии описание увиденного в этом явлении облика преподобного Арсения, а также написанный Паисием рисунок легли в основу его иконографического образа.
В 1972 году Паисий сподобился посетить место своего рождения, Фарасы. А в 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, он посетил эту страну, совместно с отцом Василием, игуменом обители Ставроникита.
Сообщают, что однажды старец стал очевидцем явления Господа Иисуса Христа. Он узрел Его в сиянии света.
Келья «Панагуда». Последние годы жизни святого Паисия
Пробыв в каливе Честного Креста приблизительно одиннадцать лет, старец Паисий переселился в келью «Панагуда». Эта келья менее других удовлетворяла условиям уединенной жизни, но зато более других соответствовала удобству паломников, искавших у старца духовной поддержки и утешения. Келья была очень ветхой и нуждалась в ремонте. Отец Паисий приложил немало усердия, чтобы привести её в подобающий вид.
В 1982 году отец Паисий посетил Иерусалим. А после Иерусалима отправился на Синай, в монастырь святой Екатерины. Пробыв там непродолжительное время, он вернулся на Афонскую Гору.
Последнее время старца мучила боль. Он чутко реагировал на холод и уже с сентября начинал отапливать келью. Телесные силы иссякали.
22 октября 1993 года отец Паисий покинул территорию Святой Горы и направился в монастырь Суроти. На Афонскую Гору он больше не вернулся. В Суроти ему сделалось плохо и он был доставлен в больницу. Там обнаружилось, что у него — рак. 4 февраля 1994 года сделали операцию, затем ещё одну.
Отец Паисий хотел было отправиться на Афон и там завершить земной путь, но этому препятствовало ухудшение его состояния. Он решил остаться в Суроти. 11 июля отец Паисий причастился Святых Христовых Тайн. 12 июля 1994 года сердце подвижника остановилось.
13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.
Тропарь преподобному Паисию Святогорцу
Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:
Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и утеше́ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.
Кондак преподобному Паисию Святогорцу
Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:
А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.