Палата номер 6 это рассказ или повесть

Антон Павлович Чехов считается мастером малых литературных форм. Не просто так крылатой стала его фраза: «Краткость – сестра таланта». Его повесть «Палата №6» не раз была признана (в том числе и современниками писателя) его лучшим произведением, ведь в ней он сумел показать всю пошлость затхлой провинциальной жизни в российской глубинке, где человеческая личность неминуемо деградирует.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Критика

История создания

В 1890 году Антон Павлович Чехов путешествовал на остров Сахалин, где изучал быт каторжников и ссыльных. После поездки он написал книгу «Остров Сахалин», а после и ряд повестей, среди которых «Палата №6», изданная в 1892 году. Этот подвиг врача и художника слова стоил писателю жизни, ведь в результате опасного и холодного путешествия без необходимых удобств у него обострилась чахотка. От нее автор и скончается.

В повести заметны отголоски того путешествия. Это и Никита, явно напоминающий жестоких сахалинских надзирателей, и жильцы палаты №6, напоминающие заключенных, да и общая гнетущая атмосфера обреченности, царящая в городе. Жестокие нравы и несправедливое обращение с больными перекликаются с теми жуткими подробностями арестантской жизни, с которыми столкнулся автор.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести. Однако в России XIX века повестью называли и то, что сегодня соответствует термину «рассказ». Такие понятия как «рассказ» и «новелла» еще не были известны, так что термином «повесть» обозначали все, объем чего был меньше романа.

«Палата №6» целиком и полностью соответствует жанру повести. Объем произведения чуть больше среднестатистического рассказа, но явно меньше романа, к тому же, сюжет хроникален и воспроизводит естественное течение жизни, все это однозначно указывает на повесть.

Написана повесть в направлении реализма, который так характерен для творчества Чехова. Автор воспроизводит события из реальной жизни, все предельно достоверно.

Суть

Повесть рассказывает о небольшом больничном флигеле, в котором находится палата №6, предназначенная для душевнобольных. Главный герой – Андрей Ефимыч Рагин – врач этой больницы. Он по натуре своей добрый, воспитанный и умный человек, однако лишенный при этом «характера и веры в свое право». А потому, несмотря на то, что он однозначно недоволен антисанитарией, царящей в больнице, плохим отношением к пациентам и тем, как сотрудники воруют бюджетные деньги и медикаменты, он ничего не предпринимает, смиряясь с происходящим.

Однажды он посещает палату №6, где Громов – один из пациентов – обвиняет его в воровстве и недобросовестности, в результате чего между ними возникает спор. Беседа с Громовым так заинтересовала Андрея Ефимыча, что он приходит в палату снова и снова. Вскоре по больнице распространяется слух о том, что доктор все время навещает душевнобольных, об этом же становится известно и доктору Хоботову, который явно претендует на место Рагина и завидует ему, воображая, что Андрей Ефимыч скрывает целое накопленное состояние. Через некоторое время Рагина увольняют, а еще немногим позже признают невменяемым и упекают в палату №6, где тот вскоре и умирает. Его же персонал доводит несчастного до сердечного приступа.

Главные герои и их характеристика

Основных героев немного, но каждый из персонажей представляет собой цельный, законченный и интересный образ.

  1. Андрей Ефимыч Рагин, как говорилось ранее, человек добрый, но безвольный, не умеющий отдавать приказания и хоть как-то распоряжаться. Он умен, много читает и половину жалования тратит на покупку книг. Жизнь маленького городка кажется ему скучной, как и работа, которую он не выбирал, поэтому к пациентам он относится без должного внимания, оправдывая это «философскими размышлениями», согласно которым все мы все равно смертны, а, как и когда умирать, не имеет разницы. В спорах с Громовым занимает позицию стоиков, утверждая, что страдание – благо, а человек может быть одинаково счастлив и в камере, и в теплом кабинете.
  2. Иван Дмитриевич Громов с позицией Рагина решительно не согласен. Он считает рассуждения доктора не философией, а ленью и «сонной одурью». Громов также считает Рагина некомпетентным в этом вопросе, ведь тот за всю свою жизнь не познал страданий. Самому же Ивану Дмитриевичу в жизни не повезло. Автор достаточно подробно рассказывает нам его биографию. Громов – обнищавший дворянин, в жизни которого 12-15 лет назад началась «черная полоса». Сначала умер брат Ивана, потом был арестован и лишен имущества отец семейства, тогда Громов с матерью остались в нищете, и ему пришлось бросить университет и вернуться домой. В городе он работал учителем и судебным приставом, но вскоре был уволен по болезни. В этот же период у Ивана умерла мать. После смерти матери у Громова появилась мания преследования. Его положили в больницу сначала в обычную палату, а затем — в палату №6. Иван Дмитриевич человек очень умный и начитанный. Когда он был еще здоров, жители города принимали его за «ходячий справочный словарь». Он презирает горожан с их ленивой и «сонной животной жизнью». Рассуждения Рагина кажутся ему вздором оттого, что он не хочет больше страдать, хочет на волю, и с радостью бы променял ужасную палату на теплый кабинет.

Еще два очень важных для повести и весьма интересных образа — образы Михаила Аверьяныча и Евгения Федоровича Хоботова.

  1. Михаил Аверьянович – лучший друг Рагина. Разорившийся некогда богатый помещик, ныне работающий почтмейстером. В отличие от Андрея Ефимыча, он очень любит командовать, и раздает приказы даже тогда, когда этого не требуется. Из-за этой его привычки горожане даже боятся приходить на почту. Он очень шумный, и часто это быстро надоедает окружающим. Он любит громко рассказывать истории, многие из которых сомнительны и вряд ли правдивы. Его попытки «вылечить» Рагина, только раздражают Андрея Ефимыча, как раздражает и шумное поведение Михаила Аверьяныча, и его настойчивость. Как-то раз они поехали в путешествие, и почтмейстер крупно проигрался в карты. Он занял крупную сумму денег у друга, упорно не хотел их отдавать, и в результате после увольнения врач едва сводил концы с концами, на что его приятель отвечал лишь отговорками. Это расточительный и эгоистичный челоек.
  2. Евгений Федорович Хоботов – новый молодой врач, посланный земством на работу в больницу. Он завистлив и жаден. Завидует положению Рагина и деньгам, которые у него якобы есть. Он же и упекает Рагина в палату №6, причем обманом, заманив его на консилиум и насильно удерживая в палате. То, что ради достижения своей цели он готов на такое, говорит о многом.

Темы

Жизнь небольшого больничного флигеля наталкивает автора на необычные размышления.

  1. Тема пошлости. Весь город живет потребительскими целями и обывательскими темами для разговоров. Там нечем заняться, некуда сходить, нечего делать. Люди запираются наглухо в своих футлярах, игнорируя мир вокруг. Если единственным возможным собеседником предстает Михаил Аверьянович, можно представить, насколько хуже и глупее остальные жители этого уголка. Да и местная «элита» живет лишь сплетнями и пересудами, у них нет никакой духовной потребности в просвещении, поэтому вся жизнь строится на примитивных ценностях и старых догмах.
  2. Тема одиночества. Доктор был по-настоящему одинок, ему не с кем было поговорить, и, спасаясь от этого, он погубил свою карьеру. Никто не мог разделить с ним ученые споры и беседы, да и дела до него не было никому, ведь герой не был богачом. А если у него нет денег, что с него взять? Так размышляли почти все горожане и служащие. Даже находясь в обществе, можно быть в одиночестве, если с окружением нет взаимопонимания. Видны также и последствия такого замкнутого образа жизни: человек не видит жизни, уходит в иллюзии, будучи непригодным сотрудником, где бы то ни было.
  3. Тема призвания. Если бы герой сам выбрал себе путь, то его деятельность была бы более полезной. Повинуясь отцу, он сделал неправильный выбор. В результате он никому не принес пользы: ни обществу, ни семье, ни себе. Этот пример говорит о том, что человек сам должен определять себе род занятий, иначе толку от его действий не будет вообще.
  4. Тема ответственности. Увы, все герои демонстрируют полнейшую безответственность по отношению друг к другу. Доктор оправдывает свою бездеятельность, приводит целые философские теории, лишь бы ничего не делать. Он искренне сочувствует пациентам, но палец о палец не ударяет, чтобы вылечить хоть кого-то. Его друг и вовсе проигрывает целое состояние, доводя до нищеты своих же товарищей, выпрашивая деньги и не отдавая их.

Чехов не просто так выбрал объектом повествования больничный флигель небольшого городка. Это позволяет поднять большое количество сложных проблем и ярче выразить основную идею произведения.

Проблемы

В повести Чехов поднимает множество разных проблем. Он пишет о человеческом невежестве, жестокости, о всепоглощающем безразличии людей друг к другу. В «Палате №6» врачи безразличны к пациентам, судьи к подсудимым, даже друг Рагина Михаил Аверьяныч безразличен к нему. Чехов раскрывает все зло людского равнодушия, это основная проблема в книге. Оно правит бал во всех таких местах, оно же, в конце концов, убивает главного героя. Никто не пришел ему на выручку, потому что он за всю жизнь ни разу никому не помог, выстраивая систему оправданий.

Представлена и социальная проблематика. Мы видим больничный флигель, который требует ремонта, в котором не хватает лекарств. Это проблема халатности и вороватости чиновников. Мы видим бедных людей, у которых нет выбора, и которым приходится обращаться в этот самый флигель к безразличным докторам. Это проблема социального неравенства: ради бедняков никто ничего не сделает.

Автор поднимает и философские проблемы самоопределения и сущности бытия: что есть жизнь? Что нужно человеку для счастья? Эти проблемы часто затрагивают Рагин и Громов в своих спорах. Один говорит, что люди должны быть равнодушны ко всему, что их окружает, и в этом безразличии скрыта подлинная гармония. Другой утверждает, что человек создан для радости, свободы и любви, и его смысл в том, чтобы расти самому и развивать этот мир. Кто прав – решает читатель, автор лишь сухо рассказывает основные события.

Смысл

Чехов осуждает людей, безразличных к другим. Он показывает, как много проблем в человеческой жизни возникают из-за безразличия. Он показывает грустные реалии уездной России, где люди бедны из-за безразличия государства, где они же умирают от безразличия врачей, бывают осуждены из-за безразличия судей, даже письмо вовремя отправить не могут из-за наплевательского отношения работников почтового отделения. Главная мысль писателя в том, чтобы показать роковые последствия равнодушия, чтобы открыть людям глаза на необходимость перемен.

Повесть должна быть предостережением и уроком всем нам. Она учит нас быть внимательнее к чужим проблемам, сочувствовать другим, забыть об эгоизме, ведь с маленького эгоизма начинаются проблемы большой страны. Основная идея Чехова – это горячий призыв к людям, которые могут только сообща решить проблемные вопросы. Никто не должен быть в стороне, каждый должен внести свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше.

Критика

Современникам повесть казалась целиком и полностью посвященной критике «толстовства» и «непротивления», философии равнодушия, которой страдало общество. Однако произведение оказалось намного глубже, что стало неожиданностью для самого писателя. Идейно-художественное своеобразие книги потрясло современников.

Николай Семенович Лесков писал:

В Палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия. Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!

Автор: Анастасия Лозенко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Анализ «Палата номер 6» Чехов

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 193.

Обновлено 16 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 193.

Обновлено 16 Июля, 2021

Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1892 год.

История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.

Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.

Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.

Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».

Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.

Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.

Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.

Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.

Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.

Композиция

Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:

  • экспозиция – знакомство с обстановкой психиатрической лечебницы и обитателями палаты номер 6;
  • завязка – подробное описание доктора Рагина, его жизненных принципов, особенностей его мировоззрения;
  • развитие событий – моральная усталость Рагина, его пресыщение работой, знакомство с Громовым;
  • кульминация – неожиданное водворение Рагина в палату для умалишенных, его переосмысление действительности;
  • развязка – смерть доктора.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Палаты номер 6».

Жанр

«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объёмом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.

Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Садовская

    8/10

  • Вероника Гвоздкова

    10/10

  • Марзия Ескалиева

    9/10

  • Анастасия Руссу

    8/10

  • София Рябоконь

    10/10

  • Любашка ***

    10/10

  • Алексия Хороших

    9/10

  • Эдгар Сарнацкий

    9/10

  • Юлия Неволина

    10/10

  • Никита Цыбиев

    9/10

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 193.


А какую оценку поставите вы?

Автор: ·
Опубликовано 26.07.2019
· Обновлено 31.03.2021

Многие творения А. П. Чехова, обладающего необычайным талантом раскрывать в маленьких своих работах множество актуальных общественных и философских проблем, удивляют своей проницательностью и реалистичностью. Такой является и повесть «Палата №6». В этом произведении мы видим историю, которая способна задеть струны души человека. Автор повести передал в ней свои размышления на разные социальные и нравственные темы. Многомудрый Литрекон предлагает  подробный разбор «Палаты №6», который поможет Вам полностью вникнуть в суть и смысл произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть: о чем повесть?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Смысл
  • 7 Критика

История создания

Повесть «Палата №6» стала результатом протеста А. П. Чехова против жалкого образа жизни душевнобольных людей в России. В 1887 году писатель ознакомился с «Отчетом по осмотру русских психиатрических заведений» врача А. П. Архангельского. Большой интерес вызвала у него последняя часть документа, где говорилось об условиях содержания душевнобольных, которых успокаивают при помощи избиений, а сами больницы по описаниям больше походят на тюрьмы. В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин. На этом «каторжном острове» писатель своими глазами увидел весь ужас быта каторжников и ссыльных, был свидетелем отвратительного отношения надзирателей к заключенным, прочувствовал всю ту тяжелую, спертую и мрачную атмосферу подобных мест. Впечатления от узнанного и увиденного отразились в «Палате №6».

Впервые упоминает о повести А. П. Чехов в переписке с журналистом и издателем А. С. Сувориным в марте 1892 года. В письме он немного рассказывает о начатом им произведении, говорит, что в нем преобладают рассуждения и нет любовной линии, а также отмечает, что направление у повести либеральное. Закончил Чехов написание «Палаты №6» уже в мае 1892 года. А впервые напечатано произведение было в ноябрьском номере журнала «Русская мысль» того же года.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести, которая, как правило, по объему больше рассказа, но не дотягивает до полноценного романа. Характерны для повести злободневный сюжет, разворачивающийся вокруг одного главного героя, основной смысл, который раскрывается только в финале произведения, а также описываемые события, происходящие в современные для автора времена. Все это мы можем увидеть и в «Палате №6».

Повесть написана в направлении реализма, которое было популярно в русской литературе рубежа двух веков. Произведение обладает многими чертами данного направления: объективное изображение жизни и быта, ярко выраженные социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации, конфликты и язык, приближенный к живой речи.

Суть: о чем повесть?

Главный герой произведения – доктор Андрей Ефимыч Рагин. Он – воспитанный, образованный, доброй души человек, но, к сожалению, слабохарактерный. Он сознает, что место, в котором он работает, находится в таком плачевном состоянии, что даже сложно назвать его больницей, но не видит ни малейшего смысла предпринимать хоть какие-то попытки исправить или улучшить ситуацию. Поначалу он пытался лечить пациентов, но со временем приходит к выводу, что толку от этого мало, ведь всех людей в итоге ждет один конец – смерть.

Рядом с больницей стоит запущенный флигель, в котором располагается палата под номером 6. В ней лежат душевнобольные, до которых мало кому есть дело. Как-то раз Рагин заглянул во флигель и завел разговор с одним из пациентов – Иваном Дмитриевичем Громовым – молодым образованным дворянином с манией преследования. Дискуссия с больным так сильно заинтересовала доктора, что он стал постоянно наведываться во флигель. Конечно же, этот факт не обошел стороной персонал больницы, люди стали распускать сплетни о странной дружбе Рагина с пациентом палаты №6.

Вдруг Андрея Ефимыча вызывает к себе городской глава. Герой после понимает, что это была своеобразная проверка его на адекватность. Через неделю после нее доктору мягко намекнули, что надо было бы покинуть пост по собственному желанию. Герой уезжает с другом — почтмейстером Михаилом Аверьяновичем в небольшое путешествие, по возвращении из которого узнает, что теперь его должность главного врача занята молодым фельдшером Хоботовым, и ему срочно необходимо съехать с больничной квартиры. Почтмейстер в путешествии знал у него крупную сумму, но так и не отдал, поэтому все накопления Рагина пошли прахом.

Теперь он постоянно сидит дома, за который отдает свои последние гроши и даже влезает в долги. Ежедневно его навещают Михаил Аверьяныч и Хоботов, которые вскоре надоедают ему, и он с криком выгоняет их. После этого инцидента Хоботов хитростью завлекает Рагина в палату №6 и оставляет его в ней для лечения. Сторож Никита тем же вечером сильно избивает некогда своего начальника. Пролежав в палате №6 лишь одни сутки, герой умирает от инсульта.

Главные герои и их характеристика

Главным героем произведения по праву является главный врач Рагин, но немалую роль в повести играет и его «закадычный друг» больной Громов.

герои «палаты № 6» характеристика
андрей ефимович рагин врач провинциальной городской больницы. пошел в медицину не по своему желанию, а по настоянию отца. сам же, по слухам, хотел поступить в духовную академию и стать священником. деликатный, честный, благоразумный, рассудительный и воспитанный человек. хоть и внешность у него «тяжелая, грубая, мужицкая», сам он весьма застенчив, тих и скромен. нрав у него слишком кроткий и мягкий, «приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет». из-за слабохарактерности и нерешительности из него не получается хорошего руководителя больницы. он не видит толка в том, чтобы ремонтировать помещение, покупать новое оборудование, увольнять некомпетентный персонал, так как от этого людей в этом захудалом месте не станет умирать меньше. его день проходит весьма скучно и уныло: с утра он принимает нескольких больных, после уходит домой, где читает, пьет пиво и чай, иногда к нему наведывается михаил аверьяныч, с которым они либо молча курят, либо философствуют. герой чувствует себя очень одиноко. он придерживается мнения, что в маленьком уездном городишке нет ни единого человека, который отличался бы умом, беседы с которым могли бы увлекать и интересовать, не беря в расчет сначала его друга – почтмейстера, а позже ивана дмитриевича громова.

иван дмитриевич громов

психически больной пациент палаты №6, страдающий манией преследования. ему примерно 33 года, по происхождению дворянин. около 15 лет назад в его жизни началась череда горестей и неудач. сначала у него умер совсем еще молодой брат, а через неделю арестовали его отца, который погиб в тюремной больнице от тифа. после этого иван дмитриевич вместе с матерью остались без дома и имущества. он стал подрабатывать учителем за гроши, после смерти матери сначала какое-то время от горя слонялся без дела, живя на одной воде и хлебе, а потом получил должность судебного пристава. все эти свалившиеся несчастья и послужили причиной разыгравшегося расстройства. с самой молодости герой был весьма хилый и болезненный. он образован, учился в петербургском университете, но учебу закончить не удалось из-за семейных обстоятельств. он очень начитан, но из-за болезни потерял всякий интерес к книгам. громов очень воспитанный, умный, мыслящий и искренний. но одновременно он мнителый, пугливый и несдержанный, ему трудно завести какие-либо отношения с людьми, из-за чего друзей у него нет. презирает людей, живущих в городе, «их грубое невежество и сонная животная жизнь кажутся ему мерзкими и отвратительными».

михаил аверьянович почтмейстер, единственный друг андрея ефимыча в городе. разорившийся зажиточный помещик. характер у него непростой, он «добр и чувствителен, но вспыльчив». из-за этого посетители почты боятся там бывать. по мнению рагина, он является единственным человеком в городе, с которым можно поддержать увлекательную беседу. во время отдыха с доктором почтмейстер лишь пьет, объедается и играет в карты на деньги, успешно проигрывает их, и берет новые деньги в долг у своего друга, которые также продувает и не отдает.
евгений федорович хоботов

молодой врач, присланный на подмогу андрею ефимычу. он абсолютно безразличен и циничен по отношению к больным. его работа в больнице не приносит совершенно никакой пользы. надменный, чванливый и двуличный, он пытается хитростью подсидеть рагина, что ему успешно удается сделать.

никита сторож в больнице. старый солдат в отставке, внешность у него грозная, устрашающая. тупой и бездушный, считает, что ради порядка в больнице пациентов необходимо бить. издевается над душевнобольными, к которым приставлен охранником, без следа совести избивает и обирает их, и не несет за это никакой ответственности, поэтому чувствует себя очень свободно в своих ужасающих действиях.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика «Палаты № 6» весьма своеобразны:

  1. Пожалуй, основной темой повести является тема духовной нищеты. Весь провинциальный город полностью погряз в обывательщине и мещанстве. Его жители не видят смысла буквально ни в чем, каждый день проживают точно так же, как и предыдущий, не развиваются ни интеллектуально, ни духовно. Распускание сплетен, перешептывание за спиной – единственное развлечение, известное им. Весь этот маленький, тусклый и скучный городишко с его невежественными и тривиальными обывателями представляет собой своеобразный кокон, в котором правят устаревшие ценности и порядки. Сам главный герой говорит: «…в нашем городе совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную и интересную беседу». Насколько плохи дела в этом месте становится понятно, когда единственным интересным собеседником для доктора становится душевнобольной человек.
  2. Из этой темы плавно вытекает другая, а именно — тема одиночества. Одиноки были и Андрей Ефимыч, и Иван Дмитриевич. Им попросту не с кем было разделить свои мысли и чувства, все обитатели города были им чужды и скучны, поэтому они и сблизились друг с другом на какое-то время. Скорее всего, именно одиночество, замкнутость и необщительность привели этих героев в палату №6.
  3. Далеко не центральной, но довольно-таки весомой является тема жизненного призвания. Доктор Рагин пошел в медицину вовсе не из-за желания помогать людям, а по настоянию отца. Сам же герой мечтал стать священником, посвятить свою жизнь религии. Но став врачом из-за напора родителей, Андрей Ефимыч не принес никакой пользы ни себе, ни больным, которым «повезло» лечится у него. Жизнь героя от этого стала еще больше бесцельной, тщетной и печальной.
  4. Кроме этого, в «Палате №6» раскрыто множество важных проблем. В самом начале произведения перед нами сразу же встает социальная проблема безответственности и несправедливости. Мы видим запущенный флигель и больницу, врачей, фельдшеров и медсестер, которые наплевательски исполняют свою работу. Чиновники тратят деньги на «ненужные постройки и лишние должности», хотя могли на эти средства «содержать две образцовые больницы». Но им безразличны проблемы бедных людей, которые вынуждены лечиться в этом ужасной заведении, почему-то названном больницей.
  5. Пересекается с вышеописанной проблемой еще одна – проблема безразличия. Как уже было сказано, медицинскому персоналу наплевать на больных, сторожу Никите наплевать на пациентов палаты №6, Михаилу Аверьянычу наплевать на своего, казалось бы, друга Андрея Ефимыча, да и самому главному герою наплевать и на больницу, и на пациентов, и на свою жизнь в общем. В городе правит всеобщее равнодушие. Никого не заботит кто-то другой, никто не придет на помощь другому, и именно такое отношение людей и губит героя произведения.
  6. Довольно важная проблема раскрывается в спорах между Рагиным и Громовым о сути страданий. Доктор считает, что «мыслящий, вдумчивый человек… презирает страдание», оно ему чуждо. Иван Дмитриевич же придерживается мнения, что только по-настоящему живой человек способен страдать, а тот, кто не испытывает никаких чувств – пропащий человек. Говоря об этом, он показывает на одного из обитателей флигеля – заплывшего жиром, ни на что не реагирующего, даже на побои со стороны сторожа, мужика. Громов утверждает также, что доктор никогда в своей жизни не страдал, поэтому так и философствует. Андрей Ефимыч в полной мере начинает понимать Ивана Дмитриевича только тогда, когда сам оказывается пациентом палаты №6. В первый же вечер он был избит Никитой, именно тогда впервые доктор понял, что такое настоящее страдание, у него проскользнула мысль «…что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями… Он не знал, не имел понятия о боли…».

Смысл

Основная идея А. П. Чехова — это показать читателям, чем чревато безразличие. Мы видим небольшой серый уездный город, который находится в далеко не лучшем состоянии именно из-за наплевательского отношения ко всему людей, живущих в нем. Этот город является прообразом России времен Чехова. Таким образом, писатель хотел всколыхнуть в умах и душах своих современников мысль об изменении себя, об изменении отношения к окружающим людям, к своей родине, к жизни. Для этого он продемонстрировал читателям главного героя, которого на протяжении всего произведения окружают одиночество, жестокость и равнодушие, постепенно приводящие к его смерти.

Главной мыслью, которую хотел донести автор своим произведением является то, что общественные, нравственные и духовные проблемы затрагивают абсолютно каждого из нас, и мы ни в коем случае не должны отнекиваться от них, закрывать на них глаза. Не борясь с ними, любой из нас может так же, как и Рагин, оказаться в «палате №6»

Критика

Произведение имело оглушительный успех среди современников А. П. Чехова. Они отмечали правдоподобность характеров и событий, прозрачность и точность сюжета и важность поставленных вопросов и затронутых тем. Н. М. Ежов в письмах писателю писал, что журналы с повестью быстро скупались со всех прилавков магазинов по всей Москве.

Критик А. М. Скабичевский восторгался повестью, уверяя, что «Палата №6» является одной из самых лучших работ писателя, и после ее прочтения он целый день был под сильным впечатлением. С ним были солидарны также редактор и издатель В. Г. Чертков, писатель-юморист А. С. Лазарев (Грузинский) и писательница С. И. Смирнова-Сазонова.

Художник И. Е. Репин был совершенно поражен и очарован произведением, в своих письмах автору он искренне благодарит его за эту повесть. Л. Н. Толстой в своей оценке был краток и красноречив: «Какая хорошая вещь Чехова «Палата №6″…».

Писатель и публицист Н. С. Лесков смело утверждал, что в своей повести Антон Павлович показал истинную, неприкрашенную Россию: «В «Палате №6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата №6. Это — Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!».

Автор: Дарья Ефремчева

Метки: 11 классАнтон ЧеховПалата номер 6разбор

Читайте также:

«Ward No. 6»
by Anton Chekhov
Salle 6 - Anton Tchekhov.jpg

First Russian edition

Original title Палата № 6
Country Russia
Language Russian
Publisher Russkaya Mysl
Publication date 1892

«Ward No. 6» (Russian: Палата № 6, romanized: Palata nomer shest) is an 1892 novella by Anton Chekhov.

Publication[edit]

The story was first published in the No.11, November 1892 issue of Russkaya Mysl. Divided into chapters and with minor edits it was included into the 1893 collection called Ward No. 6, published in Saint Petersburg. Also in 1893 the novella (its text seriously mangled by censors) appeared in the Posrednik (Intermediary) Publishers’s series called For Intelligent Readership. With minor edits Chekhov included it into Volume 6 of his Collected Works published by Adolf Marks in 1899–1901.

Summary[edit]

Revolving around philosophical and social conflicts, this story is set in a provincial mental asylum and explores the interactions occurring between a doctor and the members of his town. Andrey Yefimitch Ragin is the head doctor of a small town and although his position is favorable, he finds himself distressed with the mediocrity surrounding him. His deep desire to be submerged in intellectual conversation is satisfied by one of the patients in the mental ward adjacent to the hospital. This ward consists of five patients, referred to as lunatics, and a behavior enforcing soldier. The doctor seldom visited the ward, but the one time he did, he became captivated by a paranoid patient who challenged his view on suffering. Ivan Gromov, although in a mental ward, was one of the sane members of the town, an eloquent man capable of engaging in the sort of intellectual conversation that the doctor had long been searching for. Gromov denounces the injustice he sees everywhere, while Dr. Ragin insists on ignoring injustice and other evils; partially as a result of this way of thinking, he neglects to remedy the shoddy conditions of the mental ward.

To the people of the town, it was quite flabbergasting that the doctor was spending an excess amount of time in the mental ward. Consequently, rumors were spread questioning the mental stability of Ragin, and whether or not he was fit to continue being the doctor of the town. Such was the concern of the townspeople, that they created a council to judge Ragin’s sanity, and ultimately deemed him insane. Ragin was not made aware of this absurd diagnosis but rather was persuaded by a man, Mihail Averyanitch, to go on vacation because he was not acting like himself lately, and surely a vacation would rid him of his peculiar behavior. Despondency followed Ragin on vacation, and isolated him further from society. Having spent all of his money on vacation and loaning it to Averyanitch, Ragin returned to town and found himself without a job and without a penny to fall on. With no where left to turn, Ragin moved in to the residency where the hospital chef lived and found himself spiraling down the rabbit hole.

The epitome of Ragin’s destruction was marked when Averyanitch along with the new doctor of the town, Hobotov, visited Ragin in his new living headquarters. Such social displeasure provoked Ragin to spew vile words and even launch a bottle of bromide at the horrified visitors. It was at that moment that all hope was lost for Ragin, and Dr. Hobotov was convinced that Ragin should be admitted to the mental ward. Discreetly, Hobotov lured Ragin into the mental ward under the pretext that there was a patient with a curious lung case. Once both of them were in the ward, Hobotov slipped out, and left Ragin trapped against his will. Now faced with the same future as Gromov’s, Ragin understood that suffering was not a creation of the mind that could be whisked away by changing one’s mentality. No longer an esteemed doctor, Ragin fought with futile efforts to be released from the ward but was instead faced with the beatings that were customarily given to the other members of the ward. Ragin’s enlightenment came at the cost of his destruction; becoming a patient of the asylum triggered an apoplectic stroke in Ragin that ended his life after one day in the ward. What once were five lunatics, became six, and marked Ward No.6.

Characters[edit]

  • Dr. Andrey Yefimitch Ragin— the doctor of a small town, had aspirations for a clerical career but was persuaded otherwise by his father. A man of tall stature with a simplistic means of living, who appreciated intelligence and honesty but lacked strength of will and leadership. Ragin possessed a thirst for intellectual conversation that was quenched when he met Ivan Gromov. His frequent visits to the mental ward of the hospital resulted in his involuntary admittance to the ward as a patient himself. Distraught with the turn of his fate and indignation, Ragin had a stroke after a day of incarceration at the mental ward no.6.
  • Ivan Dmitritch Gromov— one of the patients of ward no. 6, described to be excited, gentle, agitated, but most notably with a paranoia of persecution. The slightest of noises would cause Gromov to look over his shoulder in fear of the police arresting him for a crime he had not committed. Gromov challenged Ragin’s viewpoint on suffering, arguing that in order to understand the suffering of others, the doctor would have to experience suffering himself. He ultimately became the only person that Ragin wished to converse with and even fought alongside him to be released from the ward, with no success.
  • Mihail Averyanitch— a postmaster that believed himself to be friends with Ragin, feelings which were not reciprocated by the other party. Was often concerned with the mental state of Ragin and even dragged him along on a vacation in a futile attempt to restore the sanity of the doctor. Eventually, Ragin blew the fuse on Mihail, insulting him with words and even throwing a bottle of bromide at him.
  • Yevgeny Fyodoritch Hobotov— the young district doctor that arrived to the town to assist Ragin in the hospital. Formed part of the council that diagnosed Ragin to be mentally unstable and then took over Ragin’s post in the hospital. After having witnessed Ragin’s outburst provoked by his and Mihail’s visit, he lured Ragin into the mental ward under the pretext of visiting a patient with an interesting lung complication.
  • Sergey Sergeyitch— was the medical assistant of Ragin yet he had his own practice in the town. Spied on Ragin during one of his conversations with Gromov and found it odd that the doctor was spending an excess amount of time with a mental patient. Aided in the spread of rumors that Ragin should be institutionalized in the ward.
  • Nikita— the guard of the ward in charge of maintaining the behavior of the patients, a task which he executed happily with beatings and harsh treatment. Had respect for Ragin and referred to him as «your honour» however he did not release Ragin from the ward upon request, and instead gave him a beating as he often did to the other patients for misbehavior.[2]
  • Daryushka— was the chef of the hospital kitchen; would strictly follow Ragin’s meal schedules and became alarmed when instead of asking for his usual beer, Ragin was conversing with Gromov. After Ragin was forced to abandon his living quarters in the hospital, Daryushka covered for him when he could not pay the landlady due to loss of employment. She also visited the doctor in the mental ward once he was trapped.
  • Moiseika— «the Jew Moiseika» was the only patient of the ward that was allowed to leave. When venturing into the town, he would try and gather any scraps by begging.[2] All of which he brought back from town was confiscated by Nikita. He found pleasure in caring for his companions of the mental ward.
  • Semyon Lazaritch— barber of the ward patients, only mentioned once in the story but is noted to mistreat the patients in a similar manner as Nikita.

Themes[edit]

Existential Crisis[edit]

«Ragin’s illumination of truth comes at the moment of death, too late to live in wisdom.»[3]

Throughout the story, Ragin struggles with an internal battle of deciding whether or not his life is of any value. In the hospital, he behaves as if his actions as a doctor have no impact on the lives of others, deeming death to be the outcome of any medical situation. He is the doctor of the town and esteemed with honor, yet he does not use his position to make a difference in the conditions of the hospital and the ward. Ragin was a knowledgeable man that let life pass by him, merely repeating each day in a robotic manner. While on vacation with Mihail, Ragin spent his hours laying on the sofa contemplating life and death. Although a life span is the longest thing a person will experience, he felt that once death took place, one simply evaporated and left no trace in the universe. He found no point in living if the life would be forgotten once gone. And so he carried on each day not caring if the world around him was falling apart because for a very long time, the world in him was already lost.

Society[edit]

«A hospital where the sane are locked up for their madness and the cynical serve the state by acquiescing.»[3]

In Ward No.6 the asylum consisted of five patients, and then six once the doctor was admitted. Of those six patients, two were sane and locked up against their will. The determination of their sanity was not diagnosed by a doctor rather by society deeming their actions unfit. When Ragin was seen with Gromov more often than not, the town folk began spreading rumors behind his back about his actions instead of asking him why he was speaking to the mental patient. Such actions highlighted the misplaced value of the townspeople, more concerned with the latest gossip than with demonstrating compassion. The town constructed a council with unqualified people to judge the sanity of Ragin without his consent, and once a diagnosis was concluded, it was not communicated to Ragin. Furthering the crisis existing in the town created by Chekhov, it was socially acceptable for the patients of the ward to be punished with physical beatings. While Ragin was still in charge of the hospital, he made no efforts to put a stop to the abuse of the mental patients, and as a result he received the same treatment when he became a patient of the ward. Misplaced values were also observed in the hospital, where robbery was common and integrity was not. Had the town focused its energy on punishing the thieves instead of the mental patients, then perhaps their health care system would have been comparable to that of a larger city.

Neglect[edit]

«A physician could leave no human mark on human misery & nonetheless persisted in treating the sick, sowing corn and planting trees.»[3]

The hospital and ward that the story revolved around were both in dilapidating conditions. Maintenance of sanitation was nonexistent, thus probably why the majority of the patients in the hospital would be admitted but not released. The hospital was swarming with thieves composed of employees and patients that would rob food, medicine, and any readily available supply. All of the problems existing in the hospital were not unknown to Dr. Ragin but he felt no use in improving medical conditions because at the end of the day, death was inevitable so why prolong a life that had an expiration date. Even though a young Ragin had aspirations for a clerical career, he did not demonstrate the compassion of a priest when dealing with his patients, neglecting to perform surgery.

Suffering[edit]

«To cultivate indifference to suffering is to aim at a living death for to feel is to live.»[2]

A vast dialogue occurred between Ragin and Gromov, exploring the fruiting of suffering and its relationship to love. As much as Ragin wanted to help and relieve the suffering of Gromov, the latter said it would be impossible for the doctor to do so because he had never felt suffering. Gromov argued that in order for one to be compassionate with the suffering of others, it was necessary to experience suffering first hand. Not only was suffering necessary for compassion, but it enabled a being to appreciate love and life, a message that Ragin did not understand until he became a member of the ward. As a doctor, Ragin argued that it did not matter if he was inside the ward like Gromov or outside, nor did the clothes and food that they ate matter, because suffering was mental and one could make it disappear upon request. Those words were easily said at the point in the story which he could leave the ward upon desire, but once his freedom was removed, he understood the suffering experienced by Gromov. Their shared suffering united them in an attempt to escape from the ward, a futile attempt, but for the first time, doctor and patient were on the same level.

Reaction[edit]

Literary critic William Lyon Phelps reacted positively to the story, writing:

In Ward No. 6, which no one should read late at night, Chekhov has given us a picture of an insane asylum, which, if the conditions there depicted are true to life, would indicate that some parts of Russia have not advanced one step since Gogol wrote Revizor…
The fear of death, which to an intensely intellectual people like the Russians, is an obsession of terror, and shadows all their literature,—it appears all through Tolstoi’s diary and novels,—is analysed in many forms by Chekhov. In Ward No. 6 Chekhov pays his respects to Tolstoi’s creed of self-denial, through the lips of the doctor’s favourite madman.[4]

Literary critic Edmund Wilson called it one of Chekhov’s «masterpieces, a fable of the whole situation of the frustrated intellectuals of the Russia of the eighties and nineties».[5]

Communist politician and political theorist Vladimir Lenin believed that his reading of Ward No. Six «made him a revolutionary».[6] Upon finishing the story, he is said to have remarked: «I absolutely had the feeling that I was shut up in Ward 6 myself!»[7]

Adaptations[edit]

The novella has been adapted to film several times, including the 1978 Yugoslav production Ward Six and a 2009 film with the same name as the original story.[8] «Ward No. 6» an episode from the 1986 Indian anthology series Katha Sagar was an adaptation of the story.

Cultural Influence[edit]

The play was mentioned in Andrei Tarkovsky’s Mirror (1975 film).

References[edit]

  1. ^ a b c Anton., Chekhov (2016). Great Stories by Chekhov. Dover Publications. ISBN 978-0486818733. OCLC 967836226.
  2. ^ a b c Sally Wolff (1990). «The Wisdom of Pain in Chekhov’s «Ward Number Six»«. Literature and Medicine. 9 (1): 134–141. doi:10.1353/lm.2011.0133. ISSN 1080-6571. PMID 11607976. S2CID 27760150.
  3. ^ «Essays on Russian Novelists: Chekhov»
  4. ^ Wilson, Edmund. To the Finland Station
  5. ^ Tallis, Raymond. «In Defence of Wonder and Other Philosophical Reflections.»
  6. ^ Pomper, Philip (1989). «The Family Background of V. I. Ulyanov’s Pseudonym, «Lenin»«. Russian History. Brill. 16 (2): 220. doi:10.1163/187633189X00112. JSTOR 24656505.
  7. ^ «Longing for the Old Days and Looking for Meaning.» New York Times movie review of Ward No. 6

External links[edit]

Wikisource has original text related to this article:

  • Ward No. 6 at Eldritch Press
«Ward No. 6»
by Anton Chekhov
Salle 6 - Anton Tchekhov.jpg

First Russian edition

Original title Палата № 6
Country Russia
Language Russian
Publisher Russkaya Mysl
Publication date 1892

«Ward No. 6» (Russian: Палата № 6, romanized: Palata nomer shest) is an 1892 novella by Anton Chekhov.

Publication[edit]

The story was first published in the No.11, November 1892 issue of Russkaya Mysl. Divided into chapters and with minor edits it was included into the 1893 collection called Ward No. 6, published in Saint Petersburg. Also in 1893 the novella (its text seriously mangled by censors) appeared in the Posrednik (Intermediary) Publishers’s series called For Intelligent Readership. With minor edits Chekhov included it into Volume 6 of his Collected Works published by Adolf Marks in 1899–1901.

Summary[edit]

Revolving around philosophical and social conflicts, this story is set in a provincial mental asylum and explores the interactions occurring between a doctor and the members of his town. Andrey Yefimitch Ragin is the head doctor of a small town and although his position is favorable, he finds himself distressed with the mediocrity surrounding him. His deep desire to be submerged in intellectual conversation is satisfied by one of the patients in the mental ward adjacent to the hospital. This ward consists of five patients, referred to as lunatics, and a behavior enforcing soldier. The doctor seldom visited the ward, but the one time he did, he became captivated by a paranoid patient who challenged his view on suffering. Ivan Gromov, although in a mental ward, was one of the sane members of the town, an eloquent man capable of engaging in the sort of intellectual conversation that the doctor had long been searching for. Gromov denounces the injustice he sees everywhere, while Dr. Ragin insists on ignoring injustice and other evils; partially as a result of this way of thinking, he neglects to remedy the shoddy conditions of the mental ward.

To the people of the town, it was quite flabbergasting that the doctor was spending an excess amount of time in the mental ward. Consequently, rumors were spread questioning the mental stability of Ragin, and whether or not he was fit to continue being the doctor of the town. Such was the concern of the townspeople, that they created a council to judge Ragin’s sanity, and ultimately deemed him insane. Ragin was not made aware of this absurd diagnosis but rather was persuaded by a man, Mihail Averyanitch, to go on vacation because he was not acting like himself lately, and surely a vacation would rid him of his peculiar behavior. Despondency followed Ragin on vacation, and isolated him further from society. Having spent all of his money on vacation and loaning it to Averyanitch, Ragin returned to town and found himself without a job and without a penny to fall on. With no where left to turn, Ragin moved in to the residency where the hospital chef lived and found himself spiraling down the rabbit hole.

The epitome of Ragin’s destruction was marked when Averyanitch along with the new doctor of the town, Hobotov, visited Ragin in his new living headquarters. Such social displeasure provoked Ragin to spew vile words and even launch a bottle of bromide at the horrified visitors. It was at that moment that all hope was lost for Ragin, and Dr. Hobotov was convinced that Ragin should be admitted to the mental ward. Discreetly, Hobotov lured Ragin into the mental ward under the pretext that there was a patient with a curious lung case. Once both of them were in the ward, Hobotov slipped out, and left Ragin trapped against his will. Now faced with the same future as Gromov’s, Ragin understood that suffering was not a creation of the mind that could be whisked away by changing one’s mentality. No longer an esteemed doctor, Ragin fought with futile efforts to be released from the ward but was instead faced with the beatings that were customarily given to the other members of the ward. Ragin’s enlightenment came at the cost of his destruction; becoming a patient of the asylum triggered an apoplectic stroke in Ragin that ended his life after one day in the ward. What once were five lunatics, became six, and marked Ward No.6.

Characters[edit]

  • Dr. Andrey Yefimitch Ragin— the doctor of a small town, had aspirations for a clerical career but was persuaded otherwise by his father. A man of tall stature with a simplistic means of living, who appreciated intelligence and honesty but lacked strength of will and leadership. Ragin possessed a thirst for intellectual conversation that was quenched when he met Ivan Gromov. His frequent visits to the mental ward of the hospital resulted in his involuntary admittance to the ward as a patient himself. Distraught with the turn of his fate and indignation, Ragin had a stroke after a day of incarceration at the mental ward no.6.
  • Ivan Dmitritch Gromov— one of the patients of ward no. 6, described to be excited, gentle, agitated, but most notably with a paranoia of persecution. The slightest of noises would cause Gromov to look over his shoulder in fear of the police arresting him for a crime he had not committed. Gromov challenged Ragin’s viewpoint on suffering, arguing that in order to understand the suffering of others, the doctor would have to experience suffering himself. He ultimately became the only person that Ragin wished to converse with and even fought alongside him to be released from the ward, with no success.
  • Mihail Averyanitch— a postmaster that believed himself to be friends with Ragin, feelings which were not reciprocated by the other party. Was often concerned with the mental state of Ragin and even dragged him along on a vacation in a futile attempt to restore the sanity of the doctor. Eventually, Ragin blew the fuse on Mihail, insulting him with words and even throwing a bottle of bromide at him.
  • Yevgeny Fyodoritch Hobotov— the young district doctor that arrived to the town to assist Ragin in the hospital. Formed part of the council that diagnosed Ragin to be mentally unstable and then took over Ragin’s post in the hospital. After having witnessed Ragin’s outburst provoked by his and Mihail’s visit, he lured Ragin into the mental ward under the pretext of visiting a patient with an interesting lung complication.
  • Sergey Sergeyitch— was the medical assistant of Ragin yet he had his own practice in the town. Spied on Ragin during one of his conversations with Gromov and found it odd that the doctor was spending an excess amount of time with a mental patient. Aided in the spread of rumors that Ragin should be institutionalized in the ward.
  • Nikita— the guard of the ward in charge of maintaining the behavior of the patients, a task which he executed happily with beatings and harsh treatment. Had respect for Ragin and referred to him as «your honour» however he did not release Ragin from the ward upon request, and instead gave him a beating as he often did to the other patients for misbehavior.[2]
  • Daryushka— was the chef of the hospital kitchen; would strictly follow Ragin’s meal schedules and became alarmed when instead of asking for his usual beer, Ragin was conversing with Gromov. After Ragin was forced to abandon his living quarters in the hospital, Daryushka covered for him when he could not pay the landlady due to loss of employment. She also visited the doctor in the mental ward once he was trapped.
  • Moiseika— «the Jew Moiseika» was the only patient of the ward that was allowed to leave. When venturing into the town, he would try and gather any scraps by begging.[2] All of which he brought back from town was confiscated by Nikita. He found pleasure in caring for his companions of the mental ward.
  • Semyon Lazaritch— barber of the ward patients, only mentioned once in the story but is noted to mistreat the patients in a similar manner as Nikita.

Themes[edit]

Existential Crisis[edit]

«Ragin’s illumination of truth comes at the moment of death, too late to live in wisdom.»[3]

Throughout the story, Ragin struggles with an internal battle of deciding whether or not his life is of any value. In the hospital, he behaves as if his actions as a doctor have no impact on the lives of others, deeming death to be the outcome of any medical situation. He is the doctor of the town and esteemed with honor, yet he does not use his position to make a difference in the conditions of the hospital and the ward. Ragin was a knowledgeable man that let life pass by him, merely repeating each day in a robotic manner. While on vacation with Mihail, Ragin spent his hours laying on the sofa contemplating life and death. Although a life span is the longest thing a person will experience, he felt that once death took place, one simply evaporated and left no trace in the universe. He found no point in living if the life would be forgotten once gone. And so he carried on each day not caring if the world around him was falling apart because for a very long time, the world in him was already lost.

Society[edit]

«A hospital where the sane are locked up for their madness and the cynical serve the state by acquiescing.»[3]

In Ward No.6 the asylum consisted of five patients, and then six once the doctor was admitted. Of those six patients, two were sane and locked up against their will. The determination of their sanity was not diagnosed by a doctor rather by society deeming their actions unfit. When Ragin was seen with Gromov more often than not, the town folk began spreading rumors behind his back about his actions instead of asking him why he was speaking to the mental patient. Such actions highlighted the misplaced value of the townspeople, more concerned with the latest gossip than with demonstrating compassion. The town constructed a council with unqualified people to judge the sanity of Ragin without his consent, and once a diagnosis was concluded, it was not communicated to Ragin. Furthering the crisis existing in the town created by Chekhov, it was socially acceptable for the patients of the ward to be punished with physical beatings. While Ragin was still in charge of the hospital, he made no efforts to put a stop to the abuse of the mental patients, and as a result he received the same treatment when he became a patient of the ward. Misplaced values were also observed in the hospital, where robbery was common and integrity was not. Had the town focused its energy on punishing the thieves instead of the mental patients, then perhaps their health care system would have been comparable to that of a larger city.

Neglect[edit]

«A physician could leave no human mark on human misery & nonetheless persisted in treating the sick, sowing corn and planting trees.»[3]

The hospital and ward that the story revolved around were both in dilapidating conditions. Maintenance of sanitation was nonexistent, thus probably why the majority of the patients in the hospital would be admitted but not released. The hospital was swarming with thieves composed of employees and patients that would rob food, medicine, and any readily available supply. All of the problems existing in the hospital were not unknown to Dr. Ragin but he felt no use in improving medical conditions because at the end of the day, death was inevitable so why prolong a life that had an expiration date. Even though a young Ragin had aspirations for a clerical career, he did not demonstrate the compassion of a priest when dealing with his patients, neglecting to perform surgery.

Suffering[edit]

«To cultivate indifference to suffering is to aim at a living death for to feel is to live.»[2]

A vast dialogue occurred between Ragin and Gromov, exploring the fruiting of suffering and its relationship to love. As much as Ragin wanted to help and relieve the suffering of Gromov, the latter said it would be impossible for the doctor to do so because he had never felt suffering. Gromov argued that in order for one to be compassionate with the suffering of others, it was necessary to experience suffering first hand. Not only was suffering necessary for compassion, but it enabled a being to appreciate love and life, a message that Ragin did not understand until he became a member of the ward. As a doctor, Ragin argued that it did not matter if he was inside the ward like Gromov or outside, nor did the clothes and food that they ate matter, because suffering was mental and one could make it disappear upon request. Those words were easily said at the point in the story which he could leave the ward upon desire, but once his freedom was removed, he understood the suffering experienced by Gromov. Their shared suffering united them in an attempt to escape from the ward, a futile attempt, but for the first time, doctor and patient were on the same level.

Reaction[edit]

Literary critic William Lyon Phelps reacted positively to the story, writing:

In Ward No. 6, which no one should read late at night, Chekhov has given us a picture of an insane asylum, which, if the conditions there depicted are true to life, would indicate that some parts of Russia have not advanced one step since Gogol wrote Revizor…
The fear of death, which to an intensely intellectual people like the Russians, is an obsession of terror, and shadows all their literature,—it appears all through Tolstoi’s diary and novels,—is analysed in many forms by Chekhov. In Ward No. 6 Chekhov pays his respects to Tolstoi’s creed of self-denial, through the lips of the doctor’s favourite madman.[4]

Literary critic Edmund Wilson called it one of Chekhov’s «masterpieces, a fable of the whole situation of the frustrated intellectuals of the Russia of the eighties and nineties».[5]

Communist politician and political theorist Vladimir Lenin believed that his reading of Ward No. Six «made him a revolutionary».[6] Upon finishing the story, he is said to have remarked: «I absolutely had the feeling that I was shut up in Ward 6 myself!»[7]

Adaptations[edit]

The novella has been adapted to film several times, including the 1978 Yugoslav production Ward Six and a 2009 film with the same name as the original story.[8] «Ward No. 6» an episode from the 1986 Indian anthology series Katha Sagar was an adaptation of the story.

Cultural Influence[edit]

The play was mentioned in Andrei Tarkovsky’s Mirror (1975 film).

References[edit]

  1. ^ a b c Anton., Chekhov (2016). Great Stories by Chekhov. Dover Publications. ISBN 978-0486818733. OCLC 967836226.
  2. ^ a b c Sally Wolff (1990). «The Wisdom of Pain in Chekhov’s «Ward Number Six»«. Literature and Medicine. 9 (1): 134–141. doi:10.1353/lm.2011.0133. ISSN 1080-6571. PMID 11607976. S2CID 27760150.
  3. ^ «Essays on Russian Novelists: Chekhov»
  4. ^ Wilson, Edmund. To the Finland Station
  5. ^ Tallis, Raymond. «In Defence of Wonder and Other Philosophical Reflections.»
  6. ^ Pomper, Philip (1989). «The Family Background of V. I. Ulyanov’s Pseudonym, «Lenin»«. Russian History. Brill. 16 (2): 220. doi:10.1163/187633189X00112. JSTOR 24656505.
  7. ^ «Longing for the Old Days and Looking for Meaning.» New York Times movie review of Ward No. 6

External links[edit]

Wikisource has original text related to this article:

  • Ward No. 6 at Eldritch Press
Палата № 6
Жанр:

повесть

Автор:

Антон Павлович Чехов

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1892

Публикация:

1892

Wikisource-logo.svg Текст произведения в Викитеке

«Палата № 6» — повесть Антона Павловича Чехова. Впервые она была опубликована в 1892 году в журнале «Русская мысль»[1].

Персонажи

  • Андрей Ефимыч Рагин — главный врач городской больницы;
  • Иван Дмитрич Громов — пациент 33 лет, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования;
  • Евгений Фёдорыч Хоботов — уездный врач, молодой человек, послан земством на работу в больницу;
  • Михаил Аверьяныч — немолодой почтмейстер, разорившийся богатый помещик;
  • Сергей Сергеич — фельдшер, имеет врачебную практику в городе, набожен;
  • Никита — сторож, старый отставной солдат;
  • Семён Лазарич — цирюльник, приходит в больницу стричь пациентов;
  • Мойсейка — пациент, еврей, дурачок, помешавшийся лет двадцать назад, когда у него сгорела шапочная мастерская.

Сюжет

В небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. В палате обитают пять человек, среди которых дурачок Моисейка и бывший судебный пристав Иван Дмитрич Громов. После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. Когда он вступил в должность, больница находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнёсся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Поначалу он работает усердно, однако скоро начинает скучать и понимает, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. От таких рассуждений Рагин забрасывает дела и ходит в больницу уже не каждый день. Немного поработав, больше для вида, он идёт домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает солёным огурцом или мочёным яблоком. Потом обедает и пьёт пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает чтение. Он читает всё подряд, отдавая за книги половину жалованья; больше всего любит философию и историю. Читая, чувствует себя счастливым.

В один из весенних вечеров Рагин невзначай навещает палату № 6. Там он обвиняется Громовым в воровстве и втягивается в продолжительную беседу. Визиты доктора во флигель становятся ежедневными, разговоры с Громовым производят на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью. По больничному корпусу разносится слух о посещениях доктором палаты № 6. В конце июня это становится известно доктору Хоботову, молодому врачу, очевидно желающему занять место Рагина на посту главного врача. В августе Андрей Ефимыч получает письмо от городского головы с просьбой явиться в управу по очень важному делу. Состоявшийся разговор становится комиссией на освидетельствование его умственных способностей.

В тот же день почтмейстер предлагает ему взять отпуск и отправиться в путешествие. Через неделю Рагину предлагают отдохнуть, то есть подать в отставку. Он принимает это равнодушно и едет с Михаилом Аверьянычем в Москву, затем в Петербург и, наконец в Варшаву. По дороге почтмейстер надоедает ему своими разговорами, жадностью, обжорством; он проигрывается в карты и, чтобы отдать долг, занимает 500 рублей у Рагина. После этого они возвращаются домой.

Дома ждут финансовые трудности и продолжение разговоров о сумасшествии Андрея Ефимыча. Однажды он не выдерживает и, вспылив, выгоняет из своей квартиры Хоботова и почтмейстера. Ему становится стыдно и досадно за своё поведение, утром доктор идет извиняться к почтмейстеру. Михаил Аверьяныч предлагает ему лечь в больницу. В тот же вечер к нему приходит Хоботов и просит совета. Два доктора заходят в палату № 6 якобы на консилиум, Хоботов выходит за стетоскопом и не возвращается. Через полчаса входит Никита с охапкой одежды. Рагин всё понимает. Сначала он пытается выйти из палаты, но Никита не пускает. Рагин и Громов устраивают бунт, Никита бьёт Андрея Ефимыча в лицо. Доктор осознаёт, что из палаты ему никогда не выйти. Это ввергает его в состояние безразличия, и на другой день он умирает от апоплексического удара. На похоронах присутствуют только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.

История создания

Первое упоминание о повести встречается в письме Чехова к его издателю А. С. Суворину от 31 марта 1892 года:

Веду жизнь по преимуществу растительную, которая постоянно отравляется мыслью, что надо писать, вечно писать. Пишу повесть. Прежде чем печатать, хотел бы прислать Вам её для цензуры, ибо Ваше мнение для меня золото, но надо торопиться, так как нет денег. В повести много рассуждений и отсутствует элемент любви. Есть фабула, завязка и развязка. Направление либеральное. Размер — 2 печатных листа. Но надо было бы с Вами посоветоваться, а то я боюсь нагородить чепухи и скуки. У Вас превосходный вкус, и Вашему первому впечатлению я верю, как тому, что на небесах есть солнце. Если не будут торопиться печатать мой рассказ и дадут мне месяц-два для поправок, то разрешите мне прислать Вам корректуру.

— Письмо А. С. Суворину от 31 марта 1892 года[2]

16 апреля Чехов писал И. И. Ясинскому, что привёз рукопись в Москву, чтобы отдать её в редакцию «Русского обозрения»[3]. 29 апреля Чехов писал Л. А. Авиловой, что продолжает работу над «Палатой № 6»:

Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию. Могу прислать Вам оттиск, если буду знать Ваш адрес после июня.

— Письмо Л. А. Авиловой от 29 апреля 1892 года[4]

В письме А. С. Суворину от 15 мая он пишет, что послал конец повести и начал писать новую (вероятно, имеется в виду рассказ «Соседи»):

Я уже прочёл корректуру, послал конец, а ответа нет и нет! Вероятно, мне не заплатят, ибо дела и судьба журнала тесно связаны с крахом нотариуса Боборыкина. Потерпите, вышлю долг, ибо пишу ещё повесть.

— Письмо А. С. Суворину от 15 мая 1892 года[5]

Экранизации

  • 1974 — «Krankensaal 6» (ФРГ), — реж. Карл Фрухтман
  • 1987 — «Sala nr 6» (Польша), — реж. Кшиштоф Грубер, по сценарию Анджея Домалика
  • 2004 — «Рагин» (Россия), — реж. Кирилл Серебренников, по сценарию Михаила Угарова и Дмитрия Зверькова
  • 2009 — «Палата № 6» (Россия), — реж. Карен Шахназаров, по сценарию Александра Бородянского и Карена Шахназарова

Интересные факты

  • Выражение «Палата № 6» стало нарицательным в русском языке. Так обозначают что-либо ненормальное.
  • Дуэт Иваси в 1996 году написал песню «Ума палата номер шесть»[6].
  • У поэта и музыканта Александра Башлачева есть песня «Палата № 6»

Примечания

  1. Антон Чехов Палата № 6 // Русская мысль. — М., 1892. — № 11. — С. 76—123.
  2. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894.. — С. 41—42.
  3. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894. — С. 52.
  4. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894. — С. 58.
  5. Чехов А. П. Письма в 12 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 5. Письма, Март 1892—1894. — С. 66—67.
  6. Дуэт Иваси. «Ума палата номер шесть»

Литература

  • Чехов А. П. Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. — М.: Наука, 1977. — Т. 8. [Рассказы. Повести], 1892—1894. — С. 72—126, 446—464.
  • Скафтымов А. О повестях Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь» // Нравственные искания русских писателей. — М., 1972. — С. 381—386.
 Просмотр этого шаблона Антон Павлович Чехов
Пьесы Безотцовщина («Пьеса без названия», «Платонов»; 1870-е—1880-е) • На большой дороге (1884) • О вреде табака (1886) • Калхас (1887) • Иванов (1887—1888) • Медведь (1888) • Предложение (1888) • Свадьба (1889) • Леший (1889) • Татьяна Репина (1889) • Трагик поневоле (1889) • Юбилей (1891) • Дядя Ваня (1896) • Чайка (1895—1896) • Три сестры (1900) • Вишнёвый сад (1903)

Подпись Антон Чехов.png

Повести

Драма на охоте (1885) • Огни (1888) • Степь (1888) • Скучная история (1889) • Дуэль (1891) • Палата № 6 (1892) • Рассказ неизвестного человека (1892) • Чёрный монах (1894) • Моя жизнь (1896) • Мужики (1897) • В овраге (1899) • Дама с собачкой (Чехов) (1898) •

Рассказы Невеста  • Человек в футляре  • Загадочная натура  • Степь  • Студент  • В родном углу  • Ванька
«Маленькая
трилогия»
Человек в футляре  • Крыжовник  • О любви
Связанные
статьи
Библиография Антона Чехова • Чехов в филателии • Музей писем А. П. Чехова • Музей Чехова (Баденвейлер) • Дом-музей Антона Павловича Чехова в Москве • Дом-музей Чехова (Белая дача) • Южно-Сахалинский городской Литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» • Таганрогская городская публичная библиотека им. А. П. Чехова

Содержание

  1. Литературное направление
  2. История создания
  3. Тематика произведения
  4. Вывод

«Палата номер 6» — это повесть, в которой автор рассказывает нам о клинике для душевнобольных, её обитателях и всех, кто так или иначе с ней связан. Произведения Антона Павловича Чехова отличаются остротой поднятых в них проблем. Даже в небольших рассказах писатель умело раскрывает самые злободневные темы. Не стала исключением и «Палата номер 6». Разберемся, какой же смысл вкладывал автор в свое знаменитое произведение.

Литературное направление

Произведение написано в традициях реалистического направления, господствовавшего в литературе второй половины позапрошлого столетия. Его особенность состоит в том, что жизнь изображается такой, какая она есть, без прикрас. И этому более чем соответствует повесть. Так, в прошлом (да и в настоящем) встречается стремление романтизировать психические расстройства. «Палата» этой романтизация полностью лишена: жизнь душевнобольных показана во всех её ужасах. Не в меньшую печаль вводят читателя условия существования во флигеле: о пациентах никто не заботится, и даже доктор, для которого невыносимо всё происходящее в палате, заходит туда не каждый день.

Среди других особенностей реализма, отраженных в повести, можно выделить:

  • Поднятие автором тех проблем, которые актуальны в современном ему обществе. Порой эти проблемы не теряют своей остроты и спустя столетия.
  • Изображение многогранности человеческого характера. Люди не делятся на однозначно хороших или однозначно плохих — персонажи обладают как положительными, так и отрицательными душевными качествами и в зависимости от обстоятельств могут поступать различным образом.

История создания

На написание произведения писателя подтолкнул жёсткий режим правления тогдашнего монарха — Александра III. Свобода мысли в то время не приветствовалась, а интеллигенция подвергалась сильным гонениям со стороны властей. «Последней каплей» стала поездка автора на Сахалин, где он наблюдал ужасающие условия жизни арестантов. В названии произведения отражена печаль автора относительно судьбы свободомыслящих людей.

Тематика произведения

В повести писатель поднимает важную в то время проблему — проблему ограниченности мышления и его последствий. Читая «Палату номер 6», мы видим, к чему приводит жизнь, главная цель которой — удовлетворение исключительно своих низменных потребностей. Общество, которое живёт исключительно потребительством, по мнению Чехова, обречено на гибель.

Говорит писатель и об одиночестве. Одиноким здесь показан врач, которому не с кем поделиться своими размышлениями, обсудить волнующие его вопросы. Он не представляет абсолютно никакого интереса для окружающих, поскольку не является богатым человеком.

Также Чехов утверждает, что важно самостоятельно выбирать свой жизненный путь. Профессию главный герой выбрал только потому, что так хотел его отец. И от того, что он не «горел» своим делом, жизнь его была прожита без всякого смысла как для окружающих, так и для него самого.

И наконец, в повести показано, как важно воспитывать в себе чувство ответственности. Доктор, которому доверены пациенты, неспособные позаботиться о себе самостоятельно, не находит в себе силы навещать их хотя бы раз в день. Он, безусловно, испытывает к ним жалость, но постоянно находит причины, по которым его халатность может быть оправдана.

Вывод

В «Палате номер 6» показаны ужасающие последствия человеческого равнодушия, безразличия к своему внутреннему миру и к потребностям окружающих. Антон Павлович Чехов хотел донести до читателя мысль о том, что важно заботиться о своем нравственном развитии и в случае необходимости проявлять участие к судьбе других.

Произведение А.П. Чехова «Палата номер 6»

История создания

Жизнь каторжан

Во времена царствования Александра III в стране наблюдалось жесткое подавление индивидуального мнения интеллигенции. В 1890 г. Антон Николаевич совершил поездку на о. Сахалин, куда ссылали неугодных правительству граждан России. Жизнь каторжан до глубины души тронула писателя, что послужило поводом к написанию целого цикла повестей, который называется «Остров Сахалин» и критикует государственную политику.

Одним из ярких произведений этого цикла стала повесть «Палата № 6». Поскольку по основной профессии Чехов был врачом, он и выбрал место действия психиатрическую лечебницу, символизирующую болезнь общества и безысходность находящихся в нем мыслящих людей.

Впервые повесть была напечатана в журнале «Русская мысль» в 1892 г., редактором которой в то время был Виктор Александрович Гольцев. Именно он опубликовал произведение с минимальными цензурными поправками со стороны государственных критиков.

Действующие лица

Автор «Палаты номер 6» представляет читателю на рецензию не слишком много действующих лиц. Главными участниками событий, описанных в повести, являются:

Действующие лица «Палаты номер 6»

  • Андрей Ефимович Рагин, который возглавлял городскую больницу с отдельной палатой для людей с психическими расстройствами;
  • Иван Дмитриевич Громов — бывший служащий судебного аппарата и пациент психотерапевтической палаты в настоящем;
  • Евгений Федорович Хоботов — молодой специалист, присланный из области;
  • Михаил Аверьянович — бывший помещик, теперь служащий начальником почтового отделения;
  • Сергей Сергеевич — представитель младшего медицинского персонала, имеющий, однако, богатый врачебный опыт;
  • Никита — бывший солдат, работает сторожем;
  • Семен Лазаревич — специалист по стрижкам и бритью пациентов;
  • Моисейка — еще один узник палаты, помешавшийся после пожара собственной шапочной мастерской;
  • Дарьюшка — дворовая девка, помогающая Рагину вести домашнее хозяйство.

Все герои имеют свои характерные особенности и смотрят на мир через призму собственного мнения.

Краткое содержание

В мрачном здании больницы, похожем на тюремное помещение, грязно и тоскливо. Шестая палата клиники предназначена для содержания пациентов с психическими расстройствами. Автор знакомит читателя со всеми персонажами, обитающими в этом помещении. Особенно подробно он останавливается на Громове, который очень эмоционален и обладает собственным мнением, нехарактерным для сумасшедшего.

Доктор Рагин

После описания места действия повести и краткой характеристики сумасшедших, Чехов раскрывает перед нами образ главного действующего лица — доктора Рагина. По приезде в больницу по назначению земской управы врач сталкивается с запущенностью и безразличием властей к проблемам пациентов. Он отлично понимает всю сложность положения, но в силу своего характера не пытается что-то изменить.

Вначале своей трудовой деятельности он усердно работает, внимательно относится к больным, морально поддерживает их. Но со временем рутина поглощает Рагина и он окунается в безразличие (даже не каждый день посещает больницу). Основным времяпровождением вне лечебного учреждения он выбирает чтение. Книги настолько захватывают его сознание, что он тратит более половины своего жалованья на их приобретение.

Иногда к Рагину по вечерам заходит почтмейстер Михаил Аверьянович. Это крайне ограниченный в знаниях человек. Они подолгу беседуют на обыденные темы и выпивают.

Так происходит каждый день. Все скучно, однообразно и до смерти надоело.

Но однажды в серый осенний день у Рагина состоялся диалог с пациентом шестой палаты Громовым. Увлекшись беседой, они не заметили как перешли на обсуждение острых общественных проблем. С этого вечера посещения доктором Рагиным психиатрического отделения стали продолжительными и регулярными. Доктор призывает не обращать внимания на моральные и физические страдания, а Громов пропагандирует борьбу за свои интересы.

Молодой специалист Хоботов

Эту взаимную заинтересованность между главврачом и умалишенным не мог не заметить молодой специалист Хоботов. С начала работы в больнице он мечтал сместить Рагина и занять должность заведующего. Нужен был только повод. И вот об этих встречах становится известно городскому начальству, которое ставит под сомнение его психологическое здоровье.

Узнав о неприятностях Рагина, почтмейстер предлагает врачу срочно покинуть город. Отъезд ускоряет решение городской управы об освобождении Рагина от должности заведующего больницей. Рагин и почтмейстер отправляются в Москву, затем в Петербург и Варшаву. Во время поездки Михаил Аверьянович много пьет и играет в азартные игры. В итоге он занимает у Рагина большую сумму, чтобы рассчитаться с карточным долгом. С тем и возвращаются они домой.

А в городе доктора ожидают неприятности: отчуждение людей и финансовые затруднения. Не выдержав психологической нагрузки, Рагин в один из вечеров вспылил и прогнал из дома своих гостей: Хоботова и почтмейстера. Утром, остыв от вчерашней стычки, он решил пойти извиниться. Выслушав доктора, Михаил Аверьянович настоятельно советует ему обратиться за помощью в больницу.

В тот же день Рагина посещает Хоботов, которому якобы необходим совет опытного врача. Рагин обещает помочь и спешит за молодым специалистом в отделение психиатрии. Как только Рагин зашел в палату, дверь за ним затворилась. Через некоторое время сторож приносит ему больничную одежду. Доктор начинает скандалить, за что получает мощный удар в лицо от сторожа. К Рагину приходит отчетливое осознание того, что он никогда не покинет этих стен. Им овладевает полное безразличие к своей участи и ощущение безысходности.

На следующий день доктор Рагин умирает. На похоронах присутствуют лишь кухарка Дарьюшка и пьяница-почтмейстер.

Проблематика повести

Анализ «Палаты № 6» Чехова позволяет понять смысл произведения, осознать, почему такой образованный человек, как доктор Рагин, оказался никому не нужным, раскрывает перед читателем суть проблем, существующих в обществе при правлении Александра III. Основными острыми вопросами в повести являются:

Анализ «Палаты № 6» Чехова

  1. Мещанство. Государство, в котором к высшим слоям общества относятся необразованные, занятые только физическим благополучием люди, обречено на деградацию.
  2. Одиночество. Представителем крайне одинокого человека является Рагин. Профессию ему выбрал отец, сам Андрей Ефимович не испытывал особого чувства к делу, которым занимался. А его личные интересы, увлечения, познания и мысли никого не интересовали. Поскольку для высшего общества главным критерием достойности являлось наличие капитала.

Композиция «Палаты № 6»

План композиции произведения соответствует классической модели. В нем присутствуют все составляющие повесть элементы: экспозиция (описание здания больницы и черт характера обитателей палаты № 6), завязка действия (образ Рагина, его жизненная позиция), основное действие (осознание доктором собственной никчемности), кульминация (неожиданный поворот в жизни врача, его пожизненное заключение в психиатрической палате) и развязка (кончина Рагина).

Отзывы читателей

С удовольствием прочла повесть «Палата № 6». Считаю, что Чехов — один из самых доступных пониманию подростков писатель, который открывает нам все подробности чудовищного положения интеллигенции в царское время.

Изучая биографию и творчество Чехова, наткнулся в Википедии на рассказ «Палата номер 6». Будучи подростком, читал его и даже писал в школе сочинение. Сейчас, в зрелом возрасте, решил перечитать. Совсем другие впечатления. Более глубоко и проникновенно прочувствовал проблемы общества.

Сергей, 32 года, г. Красноярск

  • Пальчиковый театр из бумаги распечатать шаблоны по русским народным сказкам
  • Палата номер 6 чехов суть рассказа
  • Пальчиковые сказки из фетра шаблоны
  • Палата номер 6 сочинение
  • Пальчиковые сказки из фетра своими руками