Палата номер 6 сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • По рассказу Палата номер 6

В повести А.П.Чехова «Палата № 6» затронуты актуальные проблемы общества. В своей повести автор старался найти решение вопроса, касающегося насильственного отношения к личности человека и несправедливости. Кроме того, для повести актуальны такие вопросы как право и произвол, покорность и борьба за правду.

События повести происходят в небольшом провинциальном городке. Центром происходящего Чехов выбрал психиатрическую лечебницу, а вернее одну из палат, палату №6. Эта палата стала зеркальным отражением всей русской жизни. Палата была подобна тюрьме, одежда пациентов похожа на арестантскую, на окнах железные решетки. Даже конвой имелся, в лице жестокого сторожа Никиты. Находящиеся там психически не здоровые люди, по сути, там не для того, чтобы выздороветь и вернуться в общество, а для того, чтобы медленно умереть. Они находятся в невыносимых условиях, и никому нет до этого дела.

Среди персонажей повести автор акцентирует внимание на пациенте, у которого мания преследования. Причиной заболевания Ивана Дмитриевича Громова были невыносимые условия жизни, непрекращающееся издевательство, полное бесправие других. Из – за нищеты он не смог закончить учебу и вернувшись домой начал мучиться душевной нищетой, все чаще размышляя о бессмысленности и несправедливости жизни. Состояние его усугублялось. Однажды он стал свидетелем убийства и в страхе, что именно его назовут виновником произошедшего, он бросился бежать и оказался в той самой палате.

Одним из докторов больницы был Андрей Ефимович Рагин, который считал, что это одно из самых безнравственных учреждений и лучшим решением было бы отпустить всех пациентов, закрыв лечебницу.  Но вскоре он оставил эти мысли, решив, что если предпосылок для перемен в лучшую сторону нет, то лучше оставить все как есть и даже не пытаться вступать в борьбу.  Рагин читал много журналов и газет, словно прячась за чтением от реальности. Его философское отношение к жизни сводится к терпению и смирению.

По воле автора пациент Громов и доктор Рагин столкнулись. Их разные взгляды на жизнь стали причиной споров и недопониманий.  Громов заставил доктора задуматься. Уволившись, он поехал путешествовать и во время этой поездки он все больше разочаровывался в философском взгляде на мир.

Один из его коллег ушлый Хоботов запер Рагина в ту самую палату под № 6, а сам заступил на его должность. И тут Рагин осознал, насколько губительна была его философия, и какие боли приходилось терпеть больным. Это стало для него своего рода возмездием за то, что он упорно не хотелось замечать того, то творилось в больнице.

2 вариант рассуждения

Как-то в одном из писем своему товарищу Чехов писал, что это одно из скучнейших его произведений, мол, нет любовной линии и вообще читать его нелегко. При всем уважении к классику, с ним следует не согласиться, поскольку это одно из его интереснейших произведений. К тому же, оно крайне поучительное, способное озадачить любого читателя.

Немного о сюжете. Дело происходит в маленьком провинциальном городе. Главный персонаж – главный врач больницы – Андрей Ефимыч. Он давно уже разочаровался во врачебном деле и ходит в больницу лишь для галочки. Большую часть времени он посвящает чтению

Другие главные герои – это психически больные люди, которые содержатся в шестой палате. Жид – Моисейка, который помешался после того, как у него сгорела шапочная мастерская, Иван Громов – молодой чиновник, одержимый манией преследования, пациент-овощ, которого сторож палаты нещадно бил.

Однажды, Андрей Ефимыч решил посетить палату. Это посещение не было для него бесплодным. Ему очень понравилось общение с больным Громовым. Он в нем нашел равного ему по умственному развитию человека.

Для других врачей больницы это стало звоночком. Появилось подозрение, что главный врач сошел с ума. Его оппонент, Хоботов, мечтающий занять его место, решил всеми силами доказать, что Андрей Ефимыч психически болен. К сожалению, это ему удается, и несчастный врач попадает в ту же шестую палату. Он понял, что ему уже не выбраться отсюда. Через сутки он отдает Богу душу в результате случившегося инсульта.

Как мы знаем, Чехов не обременяет себя предоставлением морали или поучений в своих произведениях. Он лишь ставить неочевидные вопросы. Давайте ответим на них. В первую очередь, какова основная мысль повести?

Мне кажется, что основная мысль повести сходна с таковой в «Идиоте» Достоевского. То есть, главный герой не был принят в обществе из-за того, что имел свою точку зрения на все события. Он был умнее, чем все окружающее его общество. Героя никто не понимал. Сам же он рьяно осуждал тупость и лень общества, но сделать ничего не мог. По этому, его и упекли в психиатрическое отделение, потому что он казался чужеродным элементом в уже существующей общественной системе.

Можно поддержать мысль Громова о том, что доктор ленив и слабоволен. Доктор прекрасно видел, что и в больнице, и во всем городе много проблем, требующих решения. Он посчитал, что так и должно быть, зачем бороться, все уже решено. И он просто уединялся в своей каморке со стопкой книг.

Произведение учит тому, что нужно всегда бороться за свои идеалы, даже если они не находят поддержки у общества.

10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Палата номер 6

По рассказу Палата номер 6

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Страх (Что такое страх)

    Все мы чего то боимся. Чувство страха дано человеку природой, ведь именно оно лежит в основе инстинкта самосохранения. Страх — это эмоция, а эмоция — это инструмент при помощи которого мы создаём реальность

  • Сочинение Один день из моей жизни

    Мой будний день начинает без пятнадцати семь утра. Я живу рядом со своей школой, но обычно долго собираюсь и люблю приходить в школу пораньше, поэтому встаю тоже рано. Просыпаться по утрам мне легко, я встаю сразу после будильника

  • Сочинение Тема войны в рассказе Шолохова Судьба человека

    Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» посвящен военным действиям. Главный герой рассказа — Андрей Соколов. Великая Отечественная война принесла ему много испытаний.

  • Сочинение на тему Что такое Ответственность 15.3 9 класс ОГЭ

    С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

  • Критика о рассказе Антоновские яблоки Бунина

    Произведение относится к раннему творчеству писателя и по жанровой направленности представляет собой рассказ, изложенный в нескольких частях в виде авторского монолога, имеющего признаки художественного очерка

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. По произведению Палата номер 6

В своем произведении автор не раз поднимает такие вопросы как пошлость и ограниченность. Он хотел донести до читателя то, что можно деградировать или вовсе погибнуть, если жить только лишь потребительскими интересами. Люди. Которые погрязли в мещанстве полностью потеряли потребность в развитии интеллекта, а также духовности. Социальное общество загоняется в тупик из- за того, что люди не хотят развиваться.

Также в произведении поднимается проблема одиночества. Это было показано на одном из героев, доктора, который был одинок, ем не с кем было пообщаться и поспорить. Доктор не был интересен для богатого общества, так как был не самодостаточным. Все горожане рассуждали так, что раз денег нету, то и общаться с такими не нужно.

Палата номер шесть является палатой для сумасшедших в психлечебнице, в этой палате присутствовало пять человек. Условия в палате ужасные, так же их охраняет сторож Никита, который периодически бьет пациентов и обворовывает их.

Пациентами палаты были такие люди, как мещанин худощавого телосложения, по соседству с ним находился еврей, попавший туда после того, как сгорела его мастерская. Также в палате присутствует дворянин, который раньше был судебным приставом и у него развилась мания преследования. Дворянин по фамилии Громов, пожалуй, самый главный герой этого произведения. Он очень умный и интеллигентный. Из за своего чувства, что его преследуют и могут за ним прийти, он и оказался пациентом этой больницы, отсюда же выйти же он уже никак не смог.

Пациенты поднимают вопрос о их ужасном и несправедливом существовании в стенах этой палаты. Врачам же этой больницы совершенно все равно на больных. Пациенты не понимают почем именно они сидят там как в клетке. И никто не может точно дать ответ на этот вопрос, и врачи тоже, получается, что это вышло чисто случайно.

Позже, случилось то, что доктор сам оказался пациентом этой самой палаты. Случилось это из-за интриг, которые плелись в стенах больницы. Он очень часто приходил в палату к Громову и вел с ним долгие беседы. Врач сам столкнулся с такой жизнью, его сделали жертвой несправедливости. Его судьба очень печальна и закончилась трагически. Не выдерживая всего этого, врач помирает в палате номер шесть.

По мнению Чехова, слабые и пассивные люди в обществе, которые не стремятся что-то поменять, подвергаются страшным последствиям.  Ведь на месте несчастного человека, может оказаться любой. И чтобы что-то предпринимать и изменить в своей жизни нужно иметь активную жизненную позицию.

По произведению Палата номер 6

По произведению Палата номер 6

Несколько интересных сочинений

  • Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских (7 класс)

    События, описываемые в летописи, происходили в 1228 году, то есть задолго до канонизации святых Петра и Февронии. Первая часть произведения больше похожа на сказку. В ней говориться, как к жене князя Павла стал приходить змей.

  • Сочинение на тему Добрые поступки (рассуждение)

    В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам.

  • Сочинение на тему Слово как источник счастья рассуждение

    Все начинается со слов. Ребенок рождается, и уже понимает человеческую речь, накапливает пассивный словарный запас. Слышит голос родителей, перенимает их привычки в общении

  • Борис Друбецкой в романе Война и мир Толстого образ и характеристика сочинение

    Борис Друбецкийявляется одним из центральных персонажей романа «Война и мир». Его образ неоднозначный, с одной стороны положительный качества Бориса заставляют читателей подражать ему

  • Анализ произведения Гранатовый браслет Куприна

    В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве.

Сочинения по произведениям русских писателей на rus.fizolimpiada.ru

Сочинение по литературе: Рассказ Чехова Палата № 6

Рассказ А.П. Чехова Палата № 6.

Проблемно-тематический анализ произведения
План сочинения.:
1. Несколько слов о писателе (какое место он занимает в русской и мировой литературе), его творческой манере (чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях).
2. В каких произведениях данная тема (проблема) проявляется наиболее ярко. Какими критиками и писателями это отмечалось и каким образом.
3. Раскрыть суть данной проблемы (темы):
— в каких эпизодах произведения она проявляется наиболее ярко;
— с помощью каких элементов произведения (герои/сюжет/ вставные эпизоды/ эпилог/эпиграф/пейзаж и др.) она раскрывается;
— почему именно эту тему (проблему) затрагивает автор, почему она значима и важна; каков взгляд автора на эту проблему,как он решает ее.
4. Указать ее значение данной темы (проблемы) для раскрытия основной идеи произведения.

Рассказ А.П. Чехова «Палата № 6» ставит перед читателем сложные проблемы философского и социального характера. Сюжет произведения прост, но от этой простоты еще явственнее становится весь ужас описываемой Чеховым действительности.
Палата № 6 — это палата для умалишенных. В ней, в совершенно нечеловеческих условиях, обитают пятеро человек под охраной сторожа Никиты. Этот субъект отличается тем, что «бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».
Чехов показывает, что обитатели палаты — просто несчастные люди. Один из них — «высокий, худощавый мещанин с рыжими, блестящими усами и с заплаканными глазами, сидит, подперев голову, и глядит в одну точку». Рядом с ним находится еврей Мойсейка, который попал в палату после того, как у него сгорела шапочная мастерская.
Соседом этих людей является Иван Дмитрич Громов — дворянин, бывший судебный пристав и губернский секретарь. Рассказчик испытывает к этому человеку большую симпатию, и это неслучайно: «Гримасы его странны и болезненны, но тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск».
Мы узнаем, что у этого героя развилась мания преследования. Примечательны обстоятельства, при которых проявилась его болезнь: как-то раз Громов увидел, как мимо него ведут арестантов. Что-то переключилось в голове этого человека, знакомого с российской судебной системой, и ему стало казаться, что за ним непременно придут, его арестуют и посадят в тюрьму.
Казалось бы, почему вдруг этот образованный и умный человек стал одержим таким нелепым страхом? Но, мне кажется, именно потому, что Громов был образован и «вращался» в судебной системе, знал ее механизмы изнутри, его и одолела такая мания. Этим примером Чехов поднимает вопрос справедливости российского правосудия, под «ножом» которого может оказаться совершенно любой человек, в том числе и невиновный. Получается, что все люди в равной степени беззащитны перед русским судом. И в этом заключается колоссальная несправедливость и колоссальный произвол!
Вообще, тема насилия и справедливости — одна из ведущих в рассказе. Она продолжает развиваться на протяжении всего произведения в разных аспектах, с разных точек зрения.
Так, душевнобольные поднимают вопрос о справедливости их нахождения в палате № 6, в невыносимых условиях, где над ними издевается пьяница Никита, а врачи давно позабыли про их существование. Действительно, почему именно эти несчастные вынуждены сидеть взаперти, когда миллионы умалишенных разгуливают на свободе? Почему этих больных, но все же людей, держат, как в тюрьме, без суда и следствия, без приговора? Громов кричит доктору Рагину: «У меня мания преследования, постоянный мучительный страх, но бывают минуты, когда меня охватывает жажда жизни, и тогда я боюсь сойти с ума. Ужасно хочу жить, ужасно!»
И, что самое страшное, доктор и сам не видит в этом справедливости. Он может лишь сказать, что кто-то же должен сидеть в таких местах. Совершенно случайно получилось так, что именно эти люди попали в палату. Простая случайность, не более того… Злая судьба, рок, фатум… Что это, несправедливость судьбы? Или общество тоже «приложило к этому руку»? Думается мне, что писатель обвиняет в таком антигуманном отношении именно человеческое общество, способное, при желании, относиться к своим членам лучше.
Получается, что насилие и несправедливость пронизывает все общество, все стороны жизни человека, начиная от личных и заканчивая общественными, глобальными. Больше того, Чехов показывает, что апатия и стороннее отношение оборачиваются в такой ситуации трагедией — система уничтожает, затягивает в свои сети несправедливости и насилия.
Примером тому служит судьба доктора Рагина, принявшего позицию философствующего «лежебока». Этот добрый и справедливый по своей природе человек, к сожалению, не обладал сильным характером. Сталкиваясь с неразрешимыми противоречиями жизни — неизбежной смертью, болезнями, муками и страданиями людей, он наконец убедился в своем полном бессилии. Что ему оставалось делать? Рагин предпочел думать, что все это законы природы, которые не переспоришь. Для чего стараться что-то делать, улучшать жизнь, бороться за облегчение участи больных? «Все в тебе, и счастье, и горе» — решил герой и начал жить, руководствуясь такой философией.
Однако так было до тех пор, пока доктор сам не столкнулся с обратной стороной жизни. Он, из-за подковерных интриг, сам оказывается пациентом палаты №6! Пассивная позиция сделала и этого «благополучного» героя жертвой несправедливости и насилия.
Судьба Рагина печальна. Он, не выдержав такого поворота судьбы, умирает в палате для умалишенных. Заканчивается рассказ печально: «Через день Андрея Ефимыча хоронили. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка».
Таким образом, в своем рассказе Чехов выступает не только против насилия и несправедливости в обществе, но и против пассивности и слабости людей, боящихся что-то менять, бороться с чем-то. Это приводит к страшным последствиям, говорит Чехов. На месте несчастного и обездоленного может оказаться каждый. И только активная жизненная позиция способна что-то изменить в этом мире.

          Сочинения по литературе

Сочинение «Анализ рассказа А. П. Чехова «Палата № 6»»

А. П. Чехов написал рассказ «Палата № 6» в 1892 году. Это время правления императора Александра III. Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом.Это подавление и является темой рассказа «Палата № 6». В нем молодой врач, Андрей Ефимыч Рагин, приехал принимать должность в провинциальную больницу.

Больница содержится в ужасающем беспорядке, что показывает, что в данном городе больница, а в частности ее психиатрическая палата выполняет роль своеобразной помойки, куда попадают никому ненужные люди. Горожане, видя палату № 6 , создают себе иллюзию защищенности от психически больных людей.

Они думают, что все сумасшедшие города находятся в ней, и их нет смысла лечить. В больнице их и не лечат.

Обратите внимание

Там их только содержат. Новый врач, хотя и имеет внушительную внешность, но к ней он еще имеет и слишком мягкий характер. Поэтому, видя все беспорядки и понимая необходимость борьбы с ними, он не смог вести эту борьбу. Он не умеет приказывать. В результате этого он смирился с существующем положением вещей.

Он перестал видеть необходимость облегчать страдания. Он стал думать, что нет разницы между больничной койкой и уютным кабинетом.Андрей Ефимыч, приходя в палату № 6, видит больного манией преследования Ивана Дмитриевича. Поговорив с ним, он понимает, что это умнейший человек в городе.

Доктор Рагин начинает ходить к нему разговаривать, чем вызывает гнев общества.

Оно не может понять, как среди огромного числа здоровых людей Андрей Ефимыч не мог найти умного человека, и почему он так быстро нашел его среди душевнобольных.

Его самого начинают подозревать в сумасшествии, чем воспользовался его конкурент врач Хоботов. Заручившись поддержкой властей города, Хоботов смещает Рагина с должности врача.

Михаил Аверьяныч, если можно так сказать — друг Рагина, тащит его в путешествие, на которое Андрей Ефимыч тратит последние деньги и по возвращении из которого живет в долг.

Но на смещении Рагина с должности врача Хоботов не успокаивается. И вскоре, он помещает Рагина в палату № 6 в качестве больного.

Теперь, уже не просто видя, а на себе чувствуя все беспорядки больницы, Андрей Ефимыч понял ошибочность своей жизненной философии.

Он протестует – в ответ получает побои. Через несколько дней он умер от апоплексического удара, не выдержав жизни в больнице.Торжество философии доктора Рагина при жизни в городе и ее полная несостоятельность в палате № 6 – это внешний конфликт рассказа.

Важно

Но более важен другой конфликт, противостояние незаурядной личности и общества, представленный в виде конфликта Ивана Дмитриевича с городом.

Общество всегда не любит выделяющихся из него людей, а плюс к этому в конце XIX века истребление таких людей было государственной политикой России.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-analiz-rasskaza-a-p-chexova-palata-6/

Анализ рассказа Чехова «Палата № 6»

Actionteaser.ru — тизерная реклама

«Палата №6» — произведение выдающегося писателя А.П. Чехова, которое не оставит равнодушным никого, кто решиться его прочесть. Ведь в нем автор затрагивает очень важные общественные и философские проблемы, такие, как насилие над человеческой жизнью, лицемерие, глупость, право и бесправие, смирение и борьба за справедливость.

Палата под номером 6 – это не только место, где происходят основные события, но и некий символ общества, в котором одни мучаются, а другие не понимают и не хотят понять этих людей. Автор сравнивает это место с тюрьмой, а душевнобольных – с заключенными, которые фактически обречены на медленную смерть.

Среди всех обитателей палаты особое внимание автор уделяет Ивану Дмитриевичу Громову. В отличие от всех остальных жителей палаты (еврея Мойсейки, бесчувственного толстого мужчины, молчаливого мещанина), Громов достаточно образован и умен.

Резкие перемены в жизни, болезни и разочарования поспособствовали тому, что он оказался в этой мрачной палате. Несмотря на все это, он единственный, кто сознательно ухаживает за своими товарищами по несчастью, бережливо с ними обращается.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Другой герой повести, который якобы находится по другую сторону завесы, — заведующий больницей, Андрей Ефимыч Рагин.

По своей натуре мягкий человек, который хоть и понимает, что в больнице твориться бардак, кругом антисанитария, больных плохо кормят, бьют; может, где-то в глубине души он и сочувствует им, но ничего не может поделать, чтобы изменить ситуацию.

Он руководствуется философией смирения, что приводит его к тому, что он отходит от житейский забот и смиряется с аморальностью и воровством.

Со временем, он сближается с Иваном Громовым, находит в нем интересного собеседника, так как любит честность и ум, но сам построить вокруг себя честную и умную жизнь не может, потому как не умеет приказывать, запрещать, настаивать, и считает все это не нужным. Неудивительно, что через время Рагин сам становится пациентом Палаты №6.

Совет

И только оказавшись на месте больных, он осознает, какие страдания выносят эти люди, что они чувствуют, когда к ним проявляют такое отношение. Этого всего Рагин не может вынести, с ним случается апоплексический удар, и он умирает.

В принципе смерть Андрея Ефимыча – есть логическое завершения такой жизни, в которой присутствуют обман, воровство, зло.

Тема, раскрытая в повести «Палата №6», актуальна и на сегодняшний день в современном обществе. Произведение заставляет нас будто бы посмотреть на жизнь со стороны, и выделить главные ценности жизни.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-rasskaza-chexova-palata-6/

«Палата №6» (Чехов): описание и анализ повести из энциклопедии

«Палата №6» — повесть А.П. Чехова. Первые упоминания о ней встречаются в письме А.С. Суворину в марте 1892 г. Повесть, принадлежащая к общепризнанным шедеврам Чехова, отразила философские поиски автора рубежа 1880—1890-х гг.

, явилась плодом его медицинских (Чехов внимательно изучал отчеты русских психиатрических заведений) и социологических изысканий (А.И. Роскин считал, что «Палата №6» «была продиктована» Сахалином, отсюда заменяющие друг друга метафоры сумасшедшего дома и тюрьмы в тексте произведения).

Необходимо обратить внимание на то, что повесть писалась вслед за книгой о «каторжном острове» и рассказом «В ссылке».

«Палата №6» Чехова была впервые напечатана в «Русской мысли» (1892 г., №11), а затем вышла отдельным произведением в издательстве А.С. Суворина в Петербурге.

Издавалась также в серии «Для интеллигентных читателей» московского издательства «Посредник» (1893 г.). «Палата №6» Чехова вошла в VI том собрания сочинений издания А.Ф. Маркса, где, отмечает Э.А.

Полоцкая, соединены рассказы с обостренным чувством трагедийности мира.

Об обобщающем смысле этого произведения говорили многие современники Чехова. Лесков писал: «Всюду — палата №6. Это — Россия…». А.М. Скабичевский высказал предположение о «психиатрической прозе», о «предвестии декадентства», заключенном в этом произведении.

В процессе обсуждения повести («Книжки недели», 1893, №1) прозвучала мысль, впоследствии ставшая центральной практически во всех литературоведческих трудах о «Палате №6», — о направленности повести против философии «непротивления злу».

Между тем автор статьи считал Андрея Ефимовича Рагина, прошедшего путь от врача-«угнетателя» до пациента палаты №6, «пособником зла», а вовсе не толстовцем.

Кто есть герои Чехова — Рагин и Громов, кто именно стоит за их словами? — такова главная проблема всех споров о данном произведении вплоть до нашего времени.

Если первоначально в советском чеховедении главное внимание уделялось социальным аспектам произведения (повесть Чехова «Палата №6» воспринималась как обличительная притча в защиту погубленного обществом не похожего на других человека, загнанного в тупик, в сумасшедший дом, в гроб, акцентировались картины больничного насилия, олицетворением его является «тупая скотина» санитар Никита, а также неприглядные сцены городской «сонной и животной жизни» и т.д.), то впоследствии главное внимание было сосредоточено на философском смысле произведения, диалогах-спорах пациентов палаты №6 — доктора Рагина и бывшего чиновника Громова. Построчная философская дешифровка рагинского пессимизма («Все равно… Все равно… что фрак, что мундир, что этот халат…»; «Между теплым уютным кабинетом и этой палатой нет никакой разницы») впервые была дана А.П. Скафтымовым в его работе «О повестях Чехова «Палата №6» и «Моя жизнь», где литературовед соотнес высказывания героя Чехова с «Афоризмами» Шопенгауэра. Тем самым исследователь отвечал интерпретаторам рассказа, видевшим в этом произведении лишь отголосок полемики с Л.Н. Толстым и Марком Аврелием, философия которого безусловно интересовала Чехова и нашла отражение в его творчестве.

В современном отечественном и западном чеховедении «Палата №6» все чаще получает иные истолкования. Как показал в своей монографии В.Б. Катаев, в повести «Палата №6» Чехов выступил как предтеча экзистенциализма, подняв вопросы одиночества, утраты смысла человеческого существования, разобщенности людей.

Социологические интерпретации повести разбиваются именно о композиционные и сюжетные ходы автора, уравнивающего пребыванием в трагической палате носителей различных социальных «футляров». Это «равенство» и духовное преображение человека перед лицом смерти становится темой ряда произведений Чехова.

Обратите внимание

Собственно, с самого начала накапливаются детали-символы, ведущие читателя к образу смерти, тщеты жизни.

Убеждение в бессмысленности своей деятельности приводит бывшего доктора Рагина в притягивающую его как магнитом «Палату №6» — причем, вначале добровольно, по собственному влечению, что воспринимается как своеобразный вызов общепринятым поведенческим нормам.

Ощущение, что само попадание в «заколдованный круг» этой больницы неизбежно есть путь к смерти, не покидает каждого из двух героев. И, как часто это бывает у Чехова, реальная смерть, воспринимаемая (и соответственно описанная художником) здесь как дело рутинное, становится моментом освобождения «гордого» изнемогшего ума от насилия жизни. Во многих современных работах повесть Чехова сравнивается с произведениями Т. Манна, Ф. Кафки.

Один из самых трагических рассказов Чехова имел, по воспоминаниям современников, «оглушительный успех», «самую счастливую судьбу». В ряде откликов талант автора «Палаты №6» сравнивался с Достоевским, причем, говорилось, что Чехов заглянул «еще дальше».

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/palata_6_chekhov_opisanie_i_analiz_povesti_iz_ehnciklopedii/79-1-0-1381

Проблематика повести А.П.Чехова «Палата №6»

    Повесть А.П.Чехова «Палата №6» затрагивает острые общественные и философские проблемы. В этом произведении автор пытается решить вопрос о насилии над человеческой личностью, праве и бесправии, смирении и борьбе за справедливость.

    В этом рассказе изображен маленький захолустный городок. Но подробно автор останавливается на местной больнице, точнее, на одной палате — №6. В ней, как в фокусе, отразилась вся русская жизнь. Это мрачное помещение сравнивается с тюрьмой. Душевно больные фактически обречены на медленную смерть.

Условия существования для них просто невыносимы. Судьба этих пациентов никого не волнует. В городе больница значится только формально, потому что она должна быть по предписанию. Чехов проводит прямое сравнение ее с тюрьмой. У больных свои арестантские одежды, решетки на окнах, жестокий сторож Никита.

    Среди хмурых обитателей палаты №6 автор уделяет особое внимание Ивану Дмитриевичу Громову. Он болен манией преследования. Повествователь дает нам его предысторию. Эта болезнь вызвана невыносимыми условиями жизни, постоянным насилием одних и полным бесправием других. Нужда не дала герою возможности окончить университет.

Громов был вынужден вернуться в родной город.

Но здесь он начал страдать от нищеты духовной: «О чем, бывало, ни заговоришь с ним, он все сводит к одному: в городе душно и скучно жить, у общества нет высших интересов, оно ведет тусклую и бессмысленную жизнь, разнообразя ее насилием, грубым развратом и лицемерием; подлецы сыты и одеты, а честные люди питаются крохами».

    Мысль о насилии все больше овладевает сознанием впечатлительного героя. А жизнь на каждом шагу дает ему новую пищу для худших опасений. Он видит вооруженных конвойных, которые ведут закованных в цепи арестантов.

Перед Громовым постоянно мелькают полицейские надзиратели, исправники, городовые.

При этом герой трагически чувствует полную беззащитность: «А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна, и ничего в ней нет мудреного».

Важно

    Это и есть самое страшное. Человеку негде искать защиты, справедливости. Его жизнь ничего не стоит. В обществе насилие считается «разумной, целесообразной необходимостью». 

    Чехов очень точно описывает ход развития душевной болезни. Однажды в городе, на кладбище произошло убийство. Нервы Громова не выдержали. Он подумал, что его могут подозревать в убийстве. Громов вдруг побежал по улице, а вокруг кричали люди, лаяли собаки. Так он оказался в палате №6.

    В больнице работает скромный доктор Рагин. Когда он прибыл в город осмотреть больницу, то сразу понял, что это «учреждение высшей степени безнравственное и вредное для здоровья жителей».

По его мнению, «самое лучшее, что можно было сделать это – выпустить больных на волю, а больницу закрыть». Это были здравые мысли, но вслед за ними возникли другие, которые позволили молодому врачу оставить в больнице все, как было.

Коллеги помогли Рагину увидеть в этом решении «истинную мудрость».

    У доктора своя жизненная философия. Он считает, что все в мире – «суета сует». Он привык лишь созерцать. Если нет условий для положительных изменений, то незачем и бороться.

Рагин утверждает, что на этом свете все незначительно и неинтересно, «кроме высших духовных проявлений человеческого ума». Жизнь – это досадная ловушка. Но это общее несчастье объединяет людей.

Они чувствуют себя лучше, когда «сходятся вместе и проводят время в обмене гордых, свободных идей. В этом смысле ум есть наслаждение незаменимое».

    Каждый день Рагин выписывает много газет, журналов. Он словно закрывается ими от реальной жизни. Философия Рагина заключена в смирении и терпении. Андрей Ефимович понимает, что жизнь неизбежно состоит из потерь, страданий, несправедливости, приводит человека к смерти.

Какой смысл тогда с этим бороться? Философия Рагина подчинена главной задаче – оправдать, обосновать его жизненную ничтожную практику. Рисуя образ Рагина, А.П.Чехов думал не столько о тех философах, на имена которых ссылается Рагин, о другом вопросе.

Совет

Если вдуматься в позицию этого героя, то можно прийти к выводу, что она порождена атмосферой насилия и деспотизма в обществе.

    Один из исследователей творчества Чехова высказал интересную мысль. Для того чтобы на самом деле презирать страдания, ничему не удивляться, быть всем довольным (как утверждает о себе Рагин), надо довести себя до животного состояния. В таком состоянии находился один из самых мрачных обитателей палаты – заплывший жиром мужик.

    Жизнь сталкивает доктора Рагина и пациента Громова. Происходит конфликт их жизненных позиций. Громов не любит высокопарных слов. Он защищает естественные человеческие порывы. Когда человеку плохо, он кричит, протестует, реагирует. Человеку не все равно, что происходит с ним. Рано или поздно любому терпению приходит конец.

Никакая философия не может остановить естественные чувства, желания. Учения, проповедующие равнодушие к богатству, удобствам жизни, страданиям и смерти, непонятны «для громадного большинства, так как это большинство никогда не знало ни богатства, ни удобств жизни. А презирать страдания значило бы для него презирать самую жизнь».

    Философия доктора Рагина для Громова – это философия «российского лежебока»: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь».

    Эти слова Громова заставили Рагина о многом задуматься. Его философия оказалась не жизнеспособна. После увольнения со службы Рагин отправился в путешествие вместе с развязным Михаилом Аверьянычем. Во время поездки доктор очень быстро стал утрачивать философский взгляд на мир. Его коллеге, хитрому Хоботову, удается упрятать Рагина в палату №6. А сам он занял место Андрея Ефимыча.

    Только тогда Рагин почувствовал всю губительность своей философии. Никита жестко ударил своего бывшего начальника.

Рагин закричал, стиснул подушку и впервые осознал, что такую же невыносимую боль должны были испытывать изо дня в день эти люди: «Как могло случиться, что в продолжение больше, чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого?». Так сама жизнь разрушает все философские иллюзии доктора, совершает трагическое возмездие.

Обратите внимание

    Авторские симпатии принадлежат больному Громову за его ненависть к пассивности и насилию. Чехов подчеркивает его отзывчивость, порядочность, нравственную чистоту. В искренних словах Громова автору «слышится что-то чрезвычайно хорошее». Вся его несчастная судьба, облик внушали повествователю «хорошее, теплое, грустное чувство».

    Название повести символично. Палата №6 – это образ патологии общества, его реальное, неприглядное лицо. Это мрак, на который закрывают глаза одни и в котором беспомощно страдают другие.

Думаю, Чехов хотел подчеркнуть, что серьезные общественные проблемы касаются каждого человека.

Если их не решать, не бороться с ними, то никто из нас не может ручаться за то, что рано или поздно ему не грозит попасть в палату №6.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/palata-6/9644-problematika-povesti-a-p-chekhova-palata-6

Реферат: Анализ рассказа Чехова «Палата №6»

Государственная Классическая Академия имени Маймонида

Контрольная работа по введению в литературоведение.

Анализ литературного произведения:

А.П.Чехов «Палата №6»

Студент: Мочунова Елена

1 курс, группа иврита

Москва, 2005г.

У А.П. Чехова много рассказов. Некоторые из них мы знаем со школы, с другими знакомимся позже. Каждый из них создан автором для выявления какого-либо порока в обществе, его причин и последствий. Примером могут служить рассказы и «маленькой трилогии», и «Ионыч», и «Палата №6».

 «Палата №6», наверное, один из самых увлекательных рассказов Чехова с интересным сюжетом. Герой его – доктор Рагин, который заведует больницей, прекрасно зная, что условия в ней невыносимые. Здесь царит антисанитария, больных плохо кормят, бьют. Больница эта похожа на тюрьму. В полном запустении находится и флигель, где располагаются душевнобольные.

Но Рагин не реагирует на то, что творится в больнице, оправдывается, говоря, что изменить жизнь нельзя. Эта философия примирения приводит героя к тому, что он отходит от  житейских забот, примиряется с безнравственностью и воровством. Рагин сближается с одним из обитателей палаты №6, Иваном Дмитриевичем Громовым, и вскоре сам оказывается там.

Но не прожив и одного дня, Андрей Ефимович умирает от «апоплексического удара».

На первый взгляд, может показаться довольно странным, как уважаемый во всем городе доктор мог оказаться в этой, похожей на тюрьму, палате. На самом же деле, это логическое завершение жизни Рагина, и по-другому просто не могло быть. Почему же?

История жизни Рагина чем-то сходна с судьбой Ионыча из одноименного рассказа, но не идентична. В отличие от Ионыча, где описано падение человека, его деградация, в «Палате №6» Чехов рассказывает об уже сложившейся личности. В город молодой врач приезжает уже со своей устоявшейся философией. Суть её – смирение.

Именно поэтому Рагин, видя все, что творится в больнице, ничего не предпринимает. «Нужно ждать, когда нравственная нечистота сама выветрится, » – решает он.

Да, Рагин духовно выше всех, работающих в больнице, Андрей Ефимович любит ум и честность, но он не в состоянии построить умную и честную жизнь вокруг себя лишь потому, что не умеет приказывать, запрещать, настаивать, да и считает, что этого делать не нужно. Такова его философия.

Постепенно Рагин перестает принимать больных, отходит от житейских забот. Он все больше погружается в чтение, а потом, найдя умного собеседника в лице сумасшедшего Ивана Дмитриевича Громова, совсем перестает что-либо замечать.

Важно

Андрей Ефимович примиряется со всем, что его окружает: с невежеством, с безграмотностью, с обманом и, наконец, со злом. И поэтому, столкнувшись с серьезной жизненной проблемой, он не в силах ее решить.

Его приемник, Хоботов, признает Андрея Ефимовича больным и изолирует его от общества, помещая в палату №6. И я согласна с таким решением, ведь человек, примирившийся со злом, вскоре сам начинает его творить, не сознавая этого.

Рагин, оказавшись в палате, поняв действительность, признается Ивану Дмитриевичу: «Я пал духом». А через день, не выдержав «заключения», он умирает.

Психология примирения Рагина, которой он не изменял всю жизнь, привела его к сумасшествию, а в конечном итоге и к смерти. Вот почему такое завершение рассказа логично.

Понятно и его название – палата №6, ведь вокруг неё и развивается весь сюжет. Но, по-моему, заглавие должно не только отражать сюжет произведения, но и помогать читателю в понимании его идеи. Мне кажется, что рассказу подойдет и другое название – «От веры к сумасшествию».

Оно заставляет задуматься над проблемой, поставленной в произведении, понять замысел писателя. Хотя иногда читатель видит не только то, что вложил в произведение автор. Для каждого человека оно открывается новой гранью, каждый осмысливает его по-своему.

Но все равно в рассказе есть та основная мысль, что называется идеей. Какая же идея в «Палате №6»?

Выделить её очень сложно, ведь она переплетается с темой – с историей о докторе Рагине. Идея произведения пронизывает его от начала до конца, она красной лентой проходит сквозь весь рассказ, ведя нас к логическому завершению, к развязке. Ее можно проследить.

Совет

Чехов, сам человек высокой нравственности, презирал людей, потерявших это свойство. В своей «Маленькой трилогии» он обличал пошлость, пошлостью считал и смиренческую  философию доктора Рагина. Выявление пошлости – вот для чего был написан этот рассказ.

Автор предостерегает нас, показывая к чему может привести такое отношение к жизни на примере уже сложившейся личности.

Но идея не единственный критерий оценки рассказа. Обратимся к другим. Хотя сюжет не является обязательным элементом художественного произведения, в данном случае он есть. Его легко проследить. Рассказ построен довольно традиционно, в нем присутствуют все основные элементы сюжета.

«Палата №6» начинается с экспозиции, читатель попадает в обстановку больницы, знакомится с обитателями палаты №6. Затем Чехов подробно описывает жизнь доктора Рагина, дает представление о его мировоззрении.

На мой взгляд, это и есть завязка рассказа, тот исходный материал, вокруг которого и развиваются последующие события: пресыщение Рагина работой, знакомство с Громовым.

Кульминацией рассказа является «заключение» доктора в палате для душевнобольных, переосмысление Андреем Ефимовичем своей философии примирения. И завершается конфликт развязкой – смертью Рагина.

По аналогии можно провести и другую сюжетную линию, связанную с Громовым. Но особенность их в том, что ни первая, ни вторая не имеют право на самостоятельное существование, так как в этом случае они становятся бессмысленными. Кроме этого в «Палате №6» можно выделить и фабулу, организацию повествования.

Она, как правило, является формой воплощения сюжета, выражает идею произведения через систему образов. В «Палате №6» фабулой являются все события, происходящие в рассказе. Сами по себе они ничего не значат, но отсутствие их приводит к разрушению целостности рассказа. Нарушается композиция.

Создать композиционно целостное произведение – тяжелейший труд для писателя. Этот рассказ выстроен очень последовательно, каждое новое событие преподносится автором только тогда, когда понято предыдущее. Это очень важно для понимания идеи  произведения.

Обратите внимание

Ведь если бы Чехов не показал читателю как «действует» философия Рагина, было бы непонятно появление Андрея Ефимовича в палате №6. Непонятно было бы для чего дана другая сюжетная линия – история Ивана Дмитриевича Громова.

Это человек, кардинально отличающийся от Рагина, он представитель другой философии, другой веры. Вот почему Андрей Ефимович нашел в нем умного собеседника – противоположности сходятся.  В отличии от доктора, Иван Дмитриевич живет в реальности, считает, что «нельзя презирать страдания».

«С действительностью Вы совершенно не знакомы!» – с раздражением говорит Громов и оказывается прав. Попав в реальную жизнь, Рагин не выдерживает и умирает, в то время, как  Громов продолжает жить.

Даже отвратительные условия палаты №6 не убили в Иване Дмитриевиче человека, способного чувствовать, мыслить, страдать.

Чехову (да и мне) больше симпатичен этот герой рассказа. Он призывает бороться, а не смиряться. Пускай в рассказе эту идею автор высказывает устами сумасшедшего, но к ней стоит прислушаться. Только борясь со злом и делая добро, человек способен выжить, сохранить в себе личность. Это самая благородная цель. Тот же, кто смиряется, теряет все свои лучшие качества.

Писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пороки общества, их зачатки. Благородная цель, труд и любовь – вот то, что может победить пошлость.

К этому и призывал Чехов в своих  произведениях. Рассказы его актуальны и сегодня, так как многие пороки, которые бичевал писатель, ещё не изжиты.

Потому чеховские произведения популярны не только в России, но и за рубежом. 

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/49/referatmix_46110.htm

Автор: ·
Опубликовано 26.07.2019
· Обновлено 31.03.2021

Многие творения А. П. Чехова, обладающего необычайным талантом раскрывать в маленьких своих работах множество актуальных общественных и философских проблем, удивляют своей проницательностью и реалистичностью. Такой является и повесть «Палата №6». В этом произведении мы видим историю, которая способна задеть струны души человека. Автор повести передал в ней свои размышления на разные социальные и нравственные темы. Многомудрый Литрекон предлагает  подробный разбор «Палаты №6», который поможет Вам полностью вникнуть в суть и смысл произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть: о чем повесть?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Смысл
  • 7 Критика

История создания

Повесть «Палата №6» стала результатом протеста А. П. Чехова против жалкого образа жизни душевнобольных людей в России. В 1887 году писатель ознакомился с «Отчетом по осмотру русских психиатрических заведений» врача А. П. Архангельского. Большой интерес вызвала у него последняя часть документа, где говорилось об условиях содержания душевнобольных, которых успокаивают при помощи избиений, а сами больницы по описаниям больше походят на тюрьмы. В 1890 году Чехов отправился на остров Сахалин. На этом «каторжном острове» писатель своими глазами увидел весь ужас быта каторжников и ссыльных, был свидетелем отвратительного отношения надзирателей к заключенным, прочувствовал всю ту тяжелую, спертую и мрачную атмосферу подобных мест. Впечатления от узнанного и увиденного отразились в «Палате №6».

Впервые упоминает о повести А. П. Чехов в переписке с журналистом и издателем А. С. Сувориным в марте 1892 года. В письме он немного рассказывает о начатом им произведении, говорит, что в нем преобладают рассуждения и нет любовной линии, а также отмечает, что направление у повести либеральное. Закончил Чехов написание «Палаты №6» уже в мае 1892 года. А впервые напечатано произведение было в ноябрьском номере журнала «Русская мысль» того же года.

Жанр, направление

«Палата №6» написана в жанре повести, которая, как правило, по объему больше рассказа, но не дотягивает до полноценного романа. Характерны для повести злободневный сюжет, разворачивающийся вокруг одного главного героя, основной смысл, который раскрывается только в финале произведения, а также описываемые события, происходящие в современные для автора времена. Все это мы можем увидеть и в «Палате №6».

Повесть написана в направлении реализма, которое было популярно в русской литературе рубежа двух веков. Произведение обладает многими чертами данного направления: объективное изображение жизни и быта, ярко выраженные социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации, конфликты и язык, приближенный к живой речи.

Суть: о чем повесть?

Главный герой произведения – доктор Андрей Ефимыч Рагин. Он – воспитанный, образованный, доброй души человек, но, к сожалению, слабохарактерный. Он сознает, что место, в котором он работает, находится в таком плачевном состоянии, что даже сложно назвать его больницей, но не видит ни малейшего смысла предпринимать хоть какие-то попытки исправить или улучшить ситуацию. Поначалу он пытался лечить пациентов, но со временем приходит к выводу, что толку от этого мало, ведь всех людей в итоге ждет один конец – смерть.

Рядом с больницей стоит запущенный флигель, в котором располагается палата под номером 6. В ней лежат душевнобольные, до которых мало кому есть дело. Как-то раз Рагин заглянул во флигель и завел разговор с одним из пациентов – Иваном Дмитриевичем Громовым – молодым образованным дворянином с манией преследования. Дискуссия с больным так сильно заинтересовала доктора, что он стал постоянно наведываться во флигель. Конечно же, этот факт не обошел стороной персонал больницы, люди стали распускать сплетни о странной дружбе Рагина с пациентом палаты №6.

Вдруг Андрея Ефимыча вызывает к себе городской глава. Герой после понимает, что это была своеобразная проверка его на адекватность. Через неделю после нее доктору мягко намекнули, что надо было бы покинуть пост по собственному желанию. Герой уезжает с другом — почтмейстером Михаилом Аверьяновичем в небольшое путешествие, по возвращении из которого узнает, что теперь его должность главного врача занята молодым фельдшером Хоботовым, и ему срочно необходимо съехать с больничной квартиры. Почтмейстер в путешествии знал у него крупную сумму, но так и не отдал, поэтому все накопления Рагина пошли прахом.

Теперь он постоянно сидит дома, за который отдает свои последние гроши и даже влезает в долги. Ежедневно его навещают Михаил Аверьяныч и Хоботов, которые вскоре надоедают ему, и он с криком выгоняет их. После этого инцидента Хоботов хитростью завлекает Рагина в палату №6 и оставляет его в ней для лечения. Сторож Никита тем же вечером сильно избивает некогда своего начальника. Пролежав в палате №6 лишь одни сутки, герой умирает от инсульта.

Главные герои и их характеристика

Главным героем произведения по праву является главный врач Рагин, но немалую роль в повести играет и его «закадычный друг» больной Громов.

герои «палаты № 6» характеристика
андрей ефимович рагин врач провинциальной городской больницы. пошел в медицину не по своему желанию, а по настоянию отца. сам же, по слухам, хотел поступить в духовную академию и стать священником. деликатный, честный, благоразумный, рассудительный и воспитанный человек. хоть и внешность у него «тяжелая, грубая, мужицкая», сам он весьма застенчив, тих и скромен. нрав у него слишком кроткий и мягкий, «приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет». из-за слабохарактерности и нерешительности из него не получается хорошего руководителя больницы. он не видит толка в том, чтобы ремонтировать помещение, покупать новое оборудование, увольнять некомпетентный персонал, так как от этого людей в этом захудалом месте не станет умирать меньше. его день проходит весьма скучно и уныло: с утра он принимает нескольких больных, после уходит домой, где читает, пьет пиво и чай, иногда к нему наведывается михаил аверьяныч, с которым они либо молча курят, либо философствуют. герой чувствует себя очень одиноко. он придерживается мнения, что в маленьком уездном городишке нет ни единого человека, который отличался бы умом, беседы с которым могли бы увлекать и интересовать, не беря в расчет сначала его друга – почтмейстера, а позже ивана дмитриевича громова.

иван дмитриевич громов

психически больной пациент палаты №6, страдающий манией преследования. ему примерно 33 года, по происхождению дворянин. около 15 лет назад в его жизни началась череда горестей и неудач. сначала у него умер совсем еще молодой брат, а через неделю арестовали его отца, который погиб в тюремной больнице от тифа. после этого иван дмитриевич вместе с матерью остались без дома и имущества. он стал подрабатывать учителем за гроши, после смерти матери сначала какое-то время от горя слонялся без дела, живя на одной воде и хлебе, а потом получил должность судебного пристава. все эти свалившиеся несчастья и послужили причиной разыгравшегося расстройства. с самой молодости герой был весьма хилый и болезненный. он образован, учился в петербургском университете, но учебу закончить не удалось из-за семейных обстоятельств. он очень начитан, но из-за болезни потерял всякий интерес к книгам. громов очень воспитанный, умный, мыслящий и искренний. но одновременно он мнителый, пугливый и несдержанный, ему трудно завести какие-либо отношения с людьми, из-за чего друзей у него нет. презирает людей, живущих в городе, «их грубое невежество и сонная животная жизнь кажутся ему мерзкими и отвратительными».

михаил аверьянович почтмейстер, единственный друг андрея ефимыча в городе. разорившийся зажиточный помещик. характер у него непростой, он «добр и чувствителен, но вспыльчив». из-за этого посетители почты боятся там бывать. по мнению рагина, он является единственным человеком в городе, с которым можно поддержать увлекательную беседу. во время отдыха с доктором почтмейстер лишь пьет, объедается и играет в карты на деньги, успешно проигрывает их, и берет новые деньги в долг у своего друга, которые также продувает и не отдает.
евгений федорович хоботов

молодой врач, присланный на подмогу андрею ефимычу. он абсолютно безразличен и циничен по отношению к больным. его работа в больнице не приносит совершенно никакой пользы. надменный, чванливый и двуличный, он пытается хитростью подсидеть рагина, что ему успешно удается сделать.

никита сторож в больнице. старый солдат в отставке, внешность у него грозная, устрашающая. тупой и бездушный, считает, что ради порядка в больнице пациентов необходимо бить. издевается над душевнобольными, к которым приставлен охранником, без следа совести избивает и обирает их, и не несет за это никакой ответственности, поэтому чувствует себя очень свободно в своих ужасающих действиях.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика «Палаты № 6» весьма своеобразны:

  1. Пожалуй, основной темой повести является тема духовной нищеты. Весь провинциальный город полностью погряз в обывательщине и мещанстве. Его жители не видят смысла буквально ни в чем, каждый день проживают точно так же, как и предыдущий, не развиваются ни интеллектуально, ни духовно. Распускание сплетен, перешептывание за спиной – единственное развлечение, известное им. Весь этот маленький, тусклый и скучный городишко с его невежественными и тривиальными обывателями представляет собой своеобразный кокон, в котором правят устаревшие ценности и порядки. Сам главный герой говорит: «…в нашем городе совершенно нет людей, которые бы умели и любили вести умную и интересную беседу». Насколько плохи дела в этом месте становится понятно, когда единственным интересным собеседником для доктора становится душевнобольной человек.
  2. Из этой темы плавно вытекает другая, а именно — тема одиночества. Одиноки были и Андрей Ефимыч, и Иван Дмитриевич. Им попросту не с кем было разделить свои мысли и чувства, все обитатели города были им чужды и скучны, поэтому они и сблизились друг с другом на какое-то время. Скорее всего, именно одиночество, замкнутость и необщительность привели этих героев в палату №6.
  3. Далеко не центральной, но довольно-таки весомой является тема жизненного призвания. Доктор Рагин пошел в медицину вовсе не из-за желания помогать людям, а по настоянию отца. Сам же герой мечтал стать священником, посвятить свою жизнь религии. Но став врачом из-за напора родителей, Андрей Ефимыч не принес никакой пользы ни себе, ни больным, которым «повезло» лечится у него. Жизнь героя от этого стала еще больше бесцельной, тщетной и печальной.
  4. Кроме этого, в «Палате №6» раскрыто множество важных проблем. В самом начале произведения перед нами сразу же встает социальная проблема безответственности и несправедливости. Мы видим запущенный флигель и больницу, врачей, фельдшеров и медсестер, которые наплевательски исполняют свою работу. Чиновники тратят деньги на «ненужные постройки и лишние должности», хотя могли на эти средства «содержать две образцовые больницы». Но им безразличны проблемы бедных людей, которые вынуждены лечиться в этом ужасной заведении, почему-то названном больницей.
  5. Пересекается с вышеописанной проблемой еще одна – проблема безразличия. Как уже было сказано, медицинскому персоналу наплевать на больных, сторожу Никите наплевать на пациентов палаты №6, Михаилу Аверьянычу наплевать на своего, казалось бы, друга Андрея Ефимыча, да и самому главному герою наплевать и на больницу, и на пациентов, и на свою жизнь в общем. В городе правит всеобщее равнодушие. Никого не заботит кто-то другой, никто не придет на помощь другому, и именно такое отношение людей и губит героя произведения.
  6. Довольно важная проблема раскрывается в спорах между Рагиным и Громовым о сути страданий. Доктор считает, что «мыслящий, вдумчивый человек… презирает страдание», оно ему чуждо. Иван Дмитриевич же придерживается мнения, что только по-настоящему живой человек способен страдать, а тот, кто не испытывает никаких чувств – пропащий человек. Говоря об этом, он показывает на одного из обитателей флигеля – заплывшего жиром, ни на что не реагирующего, даже на побои со стороны сторожа, мужика. Громов утверждает также, что доктор никогда в своей жизни не страдал, поэтому так и философствует. Андрей Ефимыч в полной мере начинает понимать Ивана Дмитриевича только тогда, когда сам оказывается пациентом палаты №6. В первый же вечер он был избит Никитой, именно тогда впервые доктор понял, что такое настоящее страдание, у него проскользнула мысль «…что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями… Он не знал, не имел понятия о боли…».

Смысл

Основная идея А. П. Чехова — это показать читателям, чем чревато безразличие. Мы видим небольшой серый уездный город, который находится в далеко не лучшем состоянии именно из-за наплевательского отношения ко всему людей, живущих в нем. Этот город является прообразом России времен Чехова. Таким образом, писатель хотел всколыхнуть в умах и душах своих современников мысль об изменении себя, об изменении отношения к окружающим людям, к своей родине, к жизни. Для этого он продемонстрировал читателям главного героя, которого на протяжении всего произведения окружают одиночество, жестокость и равнодушие, постепенно приводящие к его смерти.

Главной мыслью, которую хотел донести автор своим произведением является то, что общественные, нравственные и духовные проблемы затрагивают абсолютно каждого из нас, и мы ни в коем случае не должны отнекиваться от них, закрывать на них глаза. Не борясь с ними, любой из нас может так же, как и Рагин, оказаться в «палате №6»

Критика

Произведение имело оглушительный успех среди современников А. П. Чехова. Они отмечали правдоподобность характеров и событий, прозрачность и точность сюжета и важность поставленных вопросов и затронутых тем. Н. М. Ежов в письмах писателю писал, что журналы с повестью быстро скупались со всех прилавков магазинов по всей Москве.

Критик А. М. Скабичевский восторгался повестью, уверяя, что «Палата №6» является одной из самых лучших работ писателя, и после ее прочтения он целый день был под сильным впечатлением. С ним были солидарны также редактор и издатель В. Г. Чертков, писатель-юморист А. С. Лазарев (Грузинский) и писательница С. И. Смирнова-Сазонова.

Художник И. Е. Репин был совершенно поражен и очарован произведением, в своих письмах автору он искренне благодарит его за эту повесть. Л. Н. Толстой в своей оценке был краток и красноречив: «Какая хорошая вещь Чехова «Палата №6″…».

Писатель и публицист Н. С. Лесков смело утверждал, что в своей повести Антон Павлович показал истинную, неприкрашенную Россию: «В «Палате №6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата №6. Это — Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата его — это Русь!».

Автор: Дарья Ефремчева

Метки: 11 классАнтон ЧеховПалата номер 6разбор

Читайте также:

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Чехов

Сперва, попав на работу в больницу, Рагин пытался изменить положение и привести больницу в пристойный вид. Работал он много, однако спустя время в своих усилиях разочаровался — средств не было, а заменить старый, хамоватый и грубый персонал доктор не смог. В итоге, он смирился с положением дел и счёл, что помощи пациентам оказать не сможет. Рагин даже перестал посещать больницу ежедневно. Интерес к прежней профессии доктору вернуло только посещение самой палаты № 6, а конкретно — общение с одним из её пациентов — Иваном Дмитриевичем Громовым.

нейросеть

История Громова в повести раскрывается довольно подробным образом. Он является самым интересным и значимым для сюжета обитателем палаты. Громов «из благородных» — сын чиновника и бывший судебный пристав. Несмотря на неоконченное образование, Ивану Дмитриевичу удалось найти работу в судебных органах и даже приобрести какую-никакую репутацию — люди в городе к нему относились к нему хорошо, даже несмотря на категоричность в суждениях. Более того, Громов был вежлив и деликатен, эти качества он сохранил даже после попадания в больницу. Причиной сумасшествия для него стала нарастающая мания преследования.

Общение Громова с Рагиным нельзя назвать тёплым и комфортным, однако общество друг друга им приятно. Несмотря на вполне понятные странности в поведении бывшего пристава, доктор считает его приятным молодым человеком. Люди спорят, в том числе на философские темы, рассказывая о мировоззрениях друг друга. Громову взгляды врача не нравятся — позиции стоицизма, на которых настаивает Андрей Ефимович, кажутся пациенту смешными и неприменимыми к жизни. Громов критикует греческих философов, живших в достатке и проповедовавших умеренность, а также самого доктора. Возразить ему Рагин не может, так как стоические, диогеновские взгляды приобрёл от собственного бессилия. Такое общение врача с пациентом не остаётся в тайне от окружающих, и Рагина начинают постепенно подозревать в сумасшествии. В немалой степени подозрения исходят от коллег доктора в лице фельдшера Сергея Сергеевича и уездного врача Евгения Фёдоровича Хоботова, присланного земством для работы в больнице. Молодому Хоботову такие события на руку, так как Рагина он считает нечистым на руку и заведует его положению главного врача.

После разговора с коллегами в управе, Рагин убеждается в том, что его подозревают в помешательстве. Эти мысли подтверждает почтмейстер и предлагает доктору поехать в отпуск по городам в Европе, посетить Петербург, Москву и Варшаву. Более того, Рагину поступило мягкое предложение подать в отставку. Доктор, пусть и без энтузиазма, но соглашается на приглашение своего приятеля, однако поездка не приносит ему удовлетворения — поведение Михаила Аверьяновича становится практически невыносимым. Чем больше почтмейстер мешал Рагину думать и читать, грубил окружающим и лицемерил, тем более доктор убеждался в ограниченности и глупости своего бывшего товарища. В конце поездки Михаил Аверьянович, увлёкшись карточной игрой, занимает у Рагина крупную по тем временам сумму в 500 рублей, оставляя последнего практически ни с чем.

После возвращения в уездный город жизнь доктора не становится лучше. Он вынужден освободить казённое жильё и переселиться в дом мещанки. Рагину не хватает денег, он беднеет и влезает в долги, а Громов, оставшийся для него единственным достойным собеседником, разговаривать не желает. Философия стоиков, которой врач когда-то придерживался и которую уважал, на деле оказывается совсем неспособной утешить его в нужде. Более того, Рагина продолжают считать душевнобольным, а Хоботов наведывается к нему с попытками лечения. В один из дней такое положение дел доводит врача до злости, и он выгоняет из своего дома как почтмейстера, так и бывшего коллегу. Несмотря на последовавшие за этим извинения, Рагин начинает понимать, что попал в безвыходное положение, из которого уже не выберется.

Доктор оказывается прав. Завистливый Хоботов, не желая упускать возможности занять место Рагина, обманом приводит его в пресловутую палату № 6, якобы в целях посовещаться, но затем пропадает. Бывший главврач осознаёт, что теперь в больные записали и его. Когда же после попытки вырваться доктор получает удар от сторожа, Рагин чувствует, что ему настал конец. Не находя в себе сил пережить происходящее, Рагин вскоре умирает от апоплексического удара, а на его похороны приходят только почтмейстер и кухарка Дарьюшка.

Повесть завершается на трагической ноте, оставляя читателю мрачные картины и гнетущее впечатление. Ветхая и грязная больница, бедный провинциальный городок, полный ограниченных и подчас злобных людей. Палата для душевнобольных становится единственным местом, где можно встретить порядочного человека, понимающего, где на самом деле он находится.

Но где же находятся герои произведения Чехова? На первый взгляд, художественное пространство и время повести определить довольно легко. Для определения времени автор даже даёт конкретные даты, в произведении встречаются 1863 и 1881 года. Можно считать, что действие повести происходит ближе ко второй дате, в 80-х годах XIX века. Конкретный год в этом случае не важен — жизнь уездного городка сера и бедна на события, поэтому для нахождения художественного времени достаточно определения его примерного отрезка. Более того, статичность окружения, давящее однообразие дней подчёркивает сам автор. Повесть начинается в больничном флигеле, в нём же происходит развязка.

Вопрос художественного пространства повести на первый взгляд также довольно прост. Читатель может легко запомнить и воспроизвести образы тесной палаты, дома Рагина, убогой больницы и её грубого, вороватого персонала. Главный герой живёт и работает в маленьком провинциальном городке России. Его положение не указывается — нет упоминания ни реки, на которой он построен, ни губернии, к которой относится, ни каких-либо ещё отличительных черт. Сказано лишь, что находится поселение «за двести вёрст от железной дороги». Таким образом, сказать, где конкретно происходят события повести, нельзя. Таких забытых всеми, бедных городков в России в чеховские времена было много. Есть они даже сейчас. Поэтому и история Рагина могла развернуться практически где угодно.

В повести, однако, упоминаются и конкретные города. Так, поездка Рагина и его приятеля проходила по Москве, Петербургу и в своей западной оконечности имела Варшаву. В Петербурге с семьёй когда-то жил Иван Дмитриевич Громов. Рагин и Хоботов также были рождены где-то вне уездного города, в который были направлены на работу. Таким образом, географическое место действия повести значительно расширяется.

Иносказательным же местом действия «Палаты № 6» можно считать всю Россию или даже весь мир. Рассматривая конкретную историю, происшедшую в стенах небольшого казённого учреждения, А. П. Чехов поднимает широкий и обширный вопрос — вопрос несовершенства самого общества. Общество, которым правят такие, как сторож Никита и доктор Хоботов, само превращается в палату для душевнобольных. Не высказывая этой мысли напрямую, автор подтверждает её описаниями действующих лиц. Герои повести, даже здоровые психически, в своём большинстве неприятны — завистливый и жестокий Хоботов, лицемерный почтмейстер Михаил Аверьянович, фельдшер, набожный и благообразный обладатель пухлого лица и дорогого костюма, ограниченный и угрюмый сторож, признающий только авторитет кулака. Порядочным, интеллигентным людям, не желающим идти по головам других, в этом мире нет места — подобно Рагину, они сначала ломаются, а после уходят на самое дно. Палата негласно сравнивается со всем обществом, бездуховным и тесным.

Подлинный масштаб действия повести раскрывается в разговорах Рагина с Громовым. Найдя общий язык, они обращаются не к бытовым проблемам, а к вопросам духовного толка, обсуждая мыслителей Греции и бессмертие человеческой души. Эти герои задают себе и друг другу вопросы, которые можно счесть актуальными для всех времён, раздвигая рамки действия произведения на весь мир. В центре внимания автора, говорящего их языками — проблемы не современные героям, а вечные, что позволяет расширить границы времени повести.

Таким образом, А. П. Чехов своим литературным мастерством сумел передать картину целого мира, отразив её, как в призме, в образе больничной палаты. Маленькая и тесная, палата № 6 по сути бесконечна, как человеческое общество.

`

По повести Палата номер 6

По повести Палата номер 6

Популярные сочинения

  • Сочинение Интервью с писателем

    Вот, если бы мне выпала в жизни такая удача – взять интервью у известного писателя. О чём бы я его или её спросила? Пофантазирую немного.

  • Чацкий — победитель или побежденный? — сочинение-рассуждение (9 класс)

    Комедия под названием «Горе от ума» описывает достаточно сложный и проблематичный период, который пришлось пережить Руси в тот момент. Тогда старые дворянские идеалы меняются на новые и прогрессивные идеи человечества.

  • Сочинение Образ и характеристика мещанина во дворянстве

    Основным персонажем комедии Мольера является господин Журден, представленный в образе мелкого буржуа, стремящегося к получению статуса полноправного члена высшего света.

  • Пальчиковые игры по сказкам для детей 3 4 лет в детском саду картотека
  • Пакт кабельное программа передач канал в гостях у сказки
  • Пальчиковые игры по русским народным сказкам
  • Пакостить как пишется пакостить или
  • Пальчиковые игры по мотивам народных сказок