Картотека пальчиковых игр на основе сказки.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Пальчиковые игры по мотивам сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Данные пальчиковые игры, детям нашей группы очень нравятся, мы используем их в совместной деятельности в группе и на улице, во время прогулок. В группе можно использовать для проведения хороводов после чтения сказок. Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения, объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать следующие названия:
«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» — большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
«Коза» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;
«Маятник» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» — прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;
«Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
«Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
«Теремок»
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),
Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)
Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)
А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)
В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)
— Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок.(«Веер»).
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
«Зимовье зверей»
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья
Хрюкала с визгом: — Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
«Рукавица»
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).
«Заюшкина избушка»
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
«Дождь прошел»
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).
Колобок
За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская разведите их в стороны.)
За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны.)
Жили дед и баба,
(«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Тимофей да Капа.
«Как же, как же,
Как нам быть?
(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?
Надо нам совсем чуток –
(Покажите пальцами «чуть – чуть».)
Испекли бы колобок!
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
По амбарам пометем,
(Покажите, как метут пол веником.)
По сусекам поскребем,
(Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.)
Небольшой у нас роток –
(Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок
(Поднимите руку вверх и махните ею вниз – «Эх!»)
Наскребли и замесили,
(Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили,
(Покажите как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок,
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
Остывать на полку лег.
(Руки сложите ладонями, положите их под щечку –
«колобок» спит.)
А потом проснулся,
Сладко потянулся,
(Потянитесь.)
Выпрыгнул в окошко прямо на дорожку.
(Сделайте небольшой прыжок вперед.)
Перед колобком – лесочек,
На поляночке – пенечек,
Почему-то он дрожит…
(Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)
За ним заинька сидит!
«Ой, приветик, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, косой, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
И в лесу он очутился.
Видит, что стоит за ёлкой
(Пальчиковое упражнение «Елка».)
Зверь с глазами злого волка.
(Пальчиковое упражнение «Бинокль.)
«Здравствуй, здравствуй, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, волчок, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
На полянке очутился.
Но споткнулся он и с ходу –
(Покачайте туловищем из стороны в сторону.)
Бух в медвежью берлогу!
«Эй, ты кто , иди сюда!
Буду есть сейчас тебя!»
«Ты не съешь, медведь, меня
Укачусь я от тебя!»
Колобок дальше спешит,
А кругом трава шуршит.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису.
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
«Здравствуй, здравствуй, колобочек,
Откусить позволь кусочек!
Я голодная, устала,
Красоту всю растеряла.»
«Ты не съешь, лиса, меня –
Укачусь я от тебя!»
«Что? Тебя я плохо слышу,
Подойди ко мне поближе,
Сядь ко мне на носок,
Повтори еще разок».
«Нет, меня ты не обманешь!
Сесть на носик не заставишь!»
Побежал он прочь быстрее,
Своих ножек не жалея.
Через лес скорей к родному,
Дому, дому дорогому
(Пальчиковое упражнение «Дом».)
Видит – милое крылечко,
Из трубы – дымок от печки.
Баба с дедушкой сидят,
Ждут его и в лес глядят.
Колобок сказал: «Простите,
И меня домой пустите.
Буду теперь с вами жить,
В лес не буду я ходить,
Буду вам внучонком сладким,
Будет все у нас в порядке!»
Курочка Ряба
Дед и бабка жили-были,
(«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Поначалу не тужили,
Но состарились однажды,
Что же было с ними дальше?
«Ох-ох-ох, дожили дед,
Ничего нет на обед,
(Разведите руками в стороны.)
В подвале нашем пусто,
Закончилась капуста,
Пусто и в кладовке,
Ни свеклы, ни морковки.
(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)
Опустел давно сундук,
Там живет большой паук.
(Пальчиковое упражнение «Паучок».)
Что же делать?
Как же быть?
Из чего обед варить?»
Дед ответил ей устало:
«Что с тобою, бабка, стало?
Видно, памяти не стало –
Я вчера на рынке был,
И несушку там купил,
(Пальчиковое упражнение курочка)
За нее пятак отдал,
( Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая «пятак».)
Что на черный день лежал.
Цып-цып-цып, сюда иди,
Ты яичко нам снеси!»
(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)
«Хорошо! Давай-ка, дед,
Приготовлю я омлет!»
(«Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Дед, яичко-то не бьётся,
Даже в руки не даётся!»
«Дай-ка, бабка, посмотрю,
Его враз я разобью!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
«Говорю тебе: не бьется,
Даже в руки не даётся!
(Разведите руками в стороны.)
Да, пропал опять обед,
Не поели мы омлет.
(Покачайте головой из стороны в сторону)
Дед, за курицей сходи,
В дом ее ты приведи,
Цыпленочка из яйца
(Выполните пальчиковое упражнение «цыплёнок».)
Выведет нам курица.»
Мимо пробегала мышь.
(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Прочь, пошла, воровка! Кыш!
Ой-ой-ой, яйцо разбилось!
(Покачайте головой из стороны в сторону).
Дед! Сюда! Беда случилась!
Мышь по печке пробегала,
Я ее уже прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
В это время курочка
(Покажите пальчиковое упражнение «Курочка».)
Вышла из-за уголочка:
«Почему ты плачешь, дед?
Вкусный вышел ли омлет?»
«Ой, беда у нас случилась,
Горе, горе, приключилось.
Мышь по печке пробегала,
Бабушка ее прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
Отвечала курочка:
«Хватит плакать, дедушка!
Хватит слезы вытирать,
Охать, ахать и вздыхать,
Я снесла для вас яйцо,
Новое, хорошее!
(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)
Не обычное оно –
Вот какое – золотое!
Вы с ним на базар идите,
Все, что надо, там купите:
(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)
Лука, перца и капусты,
На столе не будет пусто!
Мяса, хлеба, молока,
Чтоб бабка блинов спекла,
Да еще яиц мешок,
И все будет хорошо!
Репка
Как у деда в огороде
(«Дед» — покажите воображаемую бороду.)
Подрастала репка.
(Поднимите руки вверх, округлите и сомкните, затем плавно разведите в стороны и сомкните на уровне груди.)
И созрела она, вроде,
Но сидела она крепко.
Дергал-дергал репку дед, Наступил уже обед.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Он и эдак, он и так-
Не получается никак.
«Ох, спина моя болит,
Одолел радикулит!
Слаб я стал на старость лет,
Тяну, тяну, а толку нет!»
Похлебал дед пшенной каши,
Что варила баба Глаша,
«баба» — «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
И надумал бабку звать,
Вместе репку чтоб достать.
«Ну-ка, бабка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Анечку позвать.
Внученька! Ты к нам иди!
Тянуть репку помоги!»
Ухватилась внучка крепко
За бабулю, та – за дедку.
«Ну-ка, внучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Жучку к нам позвать.
(Покажите пальчиковое упражнение «Собака».)
Жучка! К нам скорей беги!
Тянуть репку помоги!
«Ну-ка, Жучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Мурочку позвать,
(Покажите пальчиковое упражнение «Кошка».)
Вон и наша кошка,
Жмурится в окошке.
Мурка: «Мурр! Сейчас приду!
Тянуть репку помогу.»
«Ну-ка, Мурка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
Глубоко и крепко
Пустила корни репка.
«Видно, надо помощь звать,
Надо Мышку нам позвать.
Сторожила я с утра
Ее около окна.
Мышка, мышка, выходи!
Репку вынуть помоги!»
(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
« Я работы не боюсь!
Над лентяями смеюсь!
Пи-пи-пи, уже бегу!
Я сейчас вам помогу!»
«Становись, держись покрепче,
И тяни, тяни порезче!
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Раз, два, три, тяни-и-и-и!»
Разом вместе налегли,
Репку вынули из земли.
«Посмотри, какая –
Желтая, большая!
(Разведите руки в стороны, показывая, какая большая выросла репка.)
Мы ее запарим,
Мы ее пожарим,
Репу ест уже сто лет
Всякий русский человек!
Всем кусок достанется,
И еще останется!
Скажу я вам без лести!
Мы сильны, когда мы вместе!
Пальчиковые игры на основе сказок
Пальчиковые
игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи
ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует:
·
развитие
речи;
·
пространственного
мышления;
·
внимания;
·
Воображения;
·
воспитывает
быстроту реакции и эмоциональную выразительность;
·
память,
ребенок лучше запоминает стихотворные тексты;
·
речь
делается более выразительной.
Пальчиковые игры по мотивам
сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять
знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Книжки
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают
«книгу».)
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с
мизинцев.)
Сказки
Раз, два, три, четыре, пять —
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо —
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы
в кулачок, начиная с большого пальца.)
Сказки
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с
указательного.)
«Волк и семеро козлят» —
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)
Колобок
Жили
– были дед и баба на поляне у реки
И
любили очень-очень на сметане колобки.
(ходьба на месте).
Попросил
старик старуху:
«Испеки
мне колобка».
(наклоны
с вытянутыми руками вперёд).
Бабка
тесто замесила
(имитация
замеса теста).
Колобка
она слепила.
(круговые
движения рук).
В
печь его поставила
(вытянуть
прямые руки вперёд).
Там
его оставила.
(руки
на пояс).
Вышел
он румян – пригож
(повороты
туловища в стороны).
И
на солнышко похож.
(поднять
руки вверх).
Колобок
Бабка
с дедом дружно жили
Колобок
слепить решили
По
амбару помели
(двумя
руками сделать вид что метешь веником)
По
сусекам поскребли
(поскребите
двумя руками стол)
Получился
колобок
Вот
какой румяный бок
Выкатился
за порог
(вращать
руками
И
никто догнать не смог
Он
по лесу покатился
(продолжать
вращать руками)
И
у зайца очутился
Заяц
хотел его скушать
Но
решил песенку послушать
(приложить
руку к уху как будто хочешь прислушаться)
Рядом
серый жил волчище
Вот
с такими вот зубищами
(соединить
ладони у основания и постучать растопыренными пальцами как будто «зубами»))
Колобка
он съесть хотел
А
догнать то не сумел
Мишка
большой и лохматый
В
лесу сосал свою лапу
А
колобок мимо катился
(вращать
руками)
Взял
и остановился
Мишке
песенку пропел
(приложить
руку к уху как будто хочешь прислушаться)
И
к лисичке подоспел
А
лиса хитра была
Колобка
обманула она
Он
ей песенку спеть решил
И
на нос лисе вскочил
(дотронуться
до носа)
А
лиса свой нос подняла
И
колобка проглотила она
(широко
откройте рот, а затем закройте рот)
Сказке
нашей пришел конец
А
кто слушал молодец!
(погладить
себя по голове).
Репка
( на каждую строку дети сгибают и
разгибают пальцы)
Тянут, тянут бабка с
дедкой (Большие пальцы)
Из земли большую
репку. (Указательные)
К ним пришла тут внучка,
(Средние)
Подбежала
Жучка,
(Безымянные)
Кошка тоже потянула.
( Мизинцы)
Хоть держалась крепко, (
Берут репку всей кистью)
Вытянута репка
!
( Руки поднимают вверх)
Сварила бабушка вкусную кашу и
угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку.
пальчиковая сказка-игра «Теремок«
На полянке теремок
(ладошки соединяем домиком)
дверь закрыта на замок
(пальцы сомкнуты в «замок»)
Из трубы идет дымок
(сомкнуть пальцы в колечки)
вокруг терема забор
(руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
чтобы не забрался вор.
тук-тук-тук
тук-тук-тук
(кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг!
(Руки развести в стороны)
Мышка (Курочка Ряба)
Мышка
быстренько бежала (бег на месте)
Мышка
хвостиком виляла(имитация движения)
Ой,
яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка,
разбила («показать яичко» на вытянутых руках)
Гномики
Жили-были
в домиках маленькие гномики
(сжимают
и разжимают кулаки)
Токи,
Пики, Лики, Чики, Мики
(загибают
пальцы, начиная с большого пальца)
1,2,3,4,5
стали гномики играть
(стучат
пальцами по столу, имитируя игру на фортепиано).
Картотека пальчиковых гимнастик
по мотивам сказок
Автор: Плотникова Нина Михайловна
Организация: МБДОУ г. Иркутска детский сад №177
Населенный пункт: г. Иркутск
Сказки.
Будем пальчики считать
Будем сказки называть: (хлопок, кулачок)
Эта сказка – «Теремок»,
Эта сказка – «Колобок»,
Эта сказка – «Репка»
Про внучку и про дедку.
«Волк и семеро козлят» – (поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки)
Этим сказкам каждый рад! (сжать, разжать кулачок)
«Любимые сказки»
Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку – Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар – птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
«Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, (Дети вытягивают большие пальцы)
Из земли большую репку. (Указательные.)
К ним пришла тут внучка, (Средние.)
Подбежала Жучка, (Безымянные.)
Кошка тоже потянула. (Мизинцы.)
Хоть держалась крепко, (Берут репку.)
Вытянута репка! (Поднимают руки вместе с репкой.)
«Репка»
Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете ,как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)
Тянем – потянем (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не может (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет? (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)
Тянем – потянем, тянем – потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
Вытянули репку!
«Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок.(Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, невысок.(Приседают, опуская рук вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок(Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог? (Поднимают плеч и вверх, опускают.)
Слева зайка, справа мышка, (Повороты влево, вправо.)
Отодвиньте-ка задвижку.(Тянут руки в разные стороны, но пальцы в«замке»).
А лягушка, и медведь (Повороты влево, вправо.)
Тоже терем хотят отпереть. (Сильно сжимают пальцы.)
А лисичка и волчок открывают теремок!(Открывают «замок»—рассоединяют пальцы по одному и разводят руки в стороны).
«Рукавичка»
Из – за леса, из – за гор (Дети шлепают ладошками по коленям.)
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил, (Показывают обратную сторону ладони.)
Рукавичку обронил. (Вытянуты большим пальцем веер – показать жест«Рукавичка»)
Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)
Рукавичку увидала (Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)
Мышку здесь никто не ждет? (Грозят пальцем.)
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать. (Хлопки.)
Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка»)
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? (Хлопки.)
Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой.)
Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.)
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки.)
Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук.)
Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка».)
-Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)
Звонко песенку поет? (Хлопки)
И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук.)
Пирожками угостили. («Пекут» пирожки.)
Стала жить там, поживать,
Пол метелкой подметать. (Движение руками вправо – влево.)
Мишка по полю гулял. (Стучать по коленкам кулачками.)
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка».)
-Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)
Звонко песенку поет? (Хлопки)
Звери испугались. (Сжать пальцы в «замок».)
В страхе разбежались. (Развести руки в сторону.)
«Колобок»
За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская их в стороны.)
За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны)
Жили дед и баба, («Дед» – покажите воображаемую бороду, «баба»– «наденьте» воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком.)
Тимофей да Капа.
«Как же, как же,
Как нам быть? (Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?
Надо нам совсем чуток – (Покажите пальцами «чуть – чуть».)
Испекли бы колобок! (Пальчиковое упражнение «Шарик».)
По амбарам пометем, (Покажите, как метут пол веником.)
По сусекам поскребем, (Руки выставьте перед собой,«поскребите» ноготками.)
Небольшой у нас роток – (Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок (Поднимите руку вверх и махните ею вниз «Эх!»)
Наскребли и замесили, (Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили, (Покажите, как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок, (Пальчиковое упражнение «Шарик»)
Остывать на полку лег. (Руки сложите ладонями, положите их под щечку – «колобок» спит.)
А потом проснулся,
Сладко потянулся, (Потянитесь.)
Выпрыгнул в окошко
Прямо на дорожку. (Сделайте небольшой прыжок вперед.)
Перед колобком– лесочек,
На поляночке – пенечек,
Почему – то он дрожит… (Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)
За ним заинька сидит!
«Ой, приветик, колобок,
Дай – укушу за бок!»
«Ты не съешь, косой, меня-
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
И в лесу он очутился.
Видит, что стоит за елкой (Пальчиковое упражнение «Елка»)
Зверь с глазами злого волка. (Пальчиковое упражнение «Бинокль».)
«Здравствуй, здравствуй, колобок,
Дай – ка укушу за бок!
„Ты не съешь, волчок, меня-
Укачусь я от тебя!“
Колобочек покатился,
На полянке очутился.
Но споткнулся он и с ходу – (Покачайтесь туловищем из стороны в сторону.)
Бух в медвежью берлогу!
„Эй, ты кто, иди сюда!
Буду есть сейчас тебя!“
„Ты не съешь, медведь, меня
Укачусь я от тебя!“
Колобок дальше спешит,
А кругом трава шуршит.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису. (Пальчиковое упражнение „Лиса“.)
„Здравствуй, здравствуй, колобочек,
Откусить позволь кусочек!
Я голодная, устала,
Красоту всю растеряла“.
„Ты съешь, лиса, меня-
Укачусь я от тебя!“
Что я плохо слышу,
Подойди ко мне поближе.
Сядь ко мне на носок,
Повтори еще разок».
Нет, меня ты не обманешь!
Сесть на носик не заставишь!«
Побежал он прочь быстрее,
Своих ножек не жалея.
Через лес скорей к родному,
Дому, дому дорогому (Пальчиковое упражнение «Дом».)
Видит – милое крылечко,
Из трубы – дымок от печки.
Баба с дедушкой сидят,
Ждут его и в лес глядят.
Колобок сказал: «Простите,
И меня домой пустите.
Буду теперь с вами жить,
В лес не буду я ходить,
Буду вам внучонком сладким,
Будет все у нас в порядке!»
«Курочка Ряба»
Дед и баба жили – были, («Дед» – покажите воображаемую бороду, «баба» – «наденьте»
воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком.)
Поначалу не тужили,
Но состарились однажды,
Что же было с ними дальше?
«Ох – ох – ох, дожили, дед,
Ничего нет на обед, (Разведите руками в стороны.)
В подвале нашем пусто,
Закончилась капуста,
Пусто и в кладовке,
Ни свеклы, ни морковки. (Загните указательным пальцем одной руки указательный и
средний пальцы другой руки.)
Опустел давно сундук,
Там живет большой паук. (Пальчиковое упражнение „Паучок“.)
Что же делать?
Как же быть?
Из чего обед варить?»
Дед ответил ей устало:
«Что с тобою, бабка, стало?
Видно, памяти не стало –
Я вчера на рынке был,
И курочку там купил, (Пальчиковое упражнение „Курочка“.)
За нее пятак отдал, (Соедините большой и указательный пальцы одной руки и
округлите их, изображая „пятак“.)
Что на черный день лежал.
Цып-цып-цып, сюда иди,
Ты яичко нам снеси!» (Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев
одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)
«Хорошо! Давай-ка, дед,
Приготовлю я омлет!» ( «Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму! (Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Дед, яичко-то не бьется,
Даже в руки не дается!
«Дай-ка, бабка, посмотрю,
Его враз я разобью! (Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!»
«Говорю тебе: не бьется,
Даже в руки не дается! (Разведите руки в стороны.)
Да, пропал опять обед,
Не поели мы омлет. (Покачайте головой из стороны в сторону.)
Дед, за курицей сходи,
В дом ее ты приведи.
Цыпленочка из яйца (Выполните пальчиковое упражнение „Цыпленок“.)
Выведет нам курица»
Мимо пробегала мышь. (Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Прочь пошла, воровка! Кыш!
Ой-ой-ой, яйцо разбилось! (Положите ладони на щеки ипокачайте головой из стороны в сторону.)
Дед! Сюда!
Беда случилась!
Мышь по печке пробегала.
Я ее уже прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
В это время курочка (Пальчиковое упражнение «Курочка».)
Вышла из-за уголочка:
«Почему ты плачешь, дед?
Вкусный вышел ли омлет?»
«Ой, беда у нас случилась,
Горе, горе, приключилось.
Мышь по печке пробегала,
Бабушка ее прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
Отвечала курочка:
«хватит плакать, дедушка!
Хватит слезы вытирать,
Охать и вздыхать.
Я снесла для вас яйцо,
Новое, хорошее! (Покажите «яичко», как описывалось выше.)
Не обычное оно-
Вот какое — золотое!
Вы с ним на базар идите,
Все, что надо, там купите: (Загибайте пальцы в такт стихотворению.)
Лука, перца и капусты,
На столе не будет пусто!
Мяса, хлеба, молока,
Чтоб бабка блинов спекла,
Да еще яиц мешок,
И все будет хорошо!
«Три поросёнка»
Жили – были поросятки (сжимаем и разжимаем кулачки)
На полянке у реки. (показать ладошки)
Рано утром просыпались (круговые движения кулачками)
Умывали пятачки (указательными пальчиками трём нос)
Мыли ушки и копытца. (ладошками проводим по ушам, затем трём ладошки друг об друга)
Ох, и тёплая водица! (выставляем ладошки перед собой)
«Бабушка Яга»
В темном лесе есть избушка (руки над головой в виде крыши)
Стоит задом наперед (повороты головы в одну, в другую сторону)
В той избушке есть старушка (грозят пальцами обеих рук)
Бабушка Яга живет (руками обхватывают голову и качают ей из стороны в сторону)
Нос крючком, (имитируют нос)
Глаза большие (кулачки в виде бинокля)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (покачивают головой из стороны в сторону)
Дыбом волосы стоят. (руки тянут вверх)
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
«Зимовье зверей»
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья
Хрюкала с визгом: – Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю – Петю – Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
- file0.docx.. 3,1 МБ
Опубликовано: 20.04.2022
Воспитатель: Карпенко Г.Н.
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыков захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Играя с детьми в пальчиковые игры, я обращаю внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям я дала следующие названия:
«КОЛЕЧКИ» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.
«КУЛАЧКИ» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«ЛУЧИКИ» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.
«ВЕЕР» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«ЗАМОК» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей.
«ГРЕБЕШОК» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.
«БОРОДКА» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить.
«КЛЮВИКИ» — большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
«КОЗА» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев, указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.
«ВОЛНЫ» — шевелить прямыми пальцами без напряжения.
«МАЯТНИК» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.
«КНОПОЧКИ» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).
«ХЛОПКИ» — ритмично хлопать в ладоши.
«ЦЕПОЧКА» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки.
«КОГОТКИ» — прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.
«МОЛОТОЧКИ» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой руки.
«БУТОН» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки.
«ЗДРАВСТВУЙ» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА
Жили Котик с Петушком Утащила Петушка
У лесной опушки, За высоки горы,
Но однажды Лисонька Утащила Петушка
Подкралась к избушке. В свою лисью нору.
(«Колечки») («Кулачки», «Лучики»)
Смелый Котик в лес пошел Живут Котик с Петушком
И нору Лисы нашел. У лесной опушки.
(«Колечки»,»Здравствуй») («Колечки»)
Умный Котик спас дружка И теперь уже Лиса
Петю-Петю-Петушка. Не ходит к их избушке.
(«Гребешок») («Маятник»)
РУКАВИЦА. РЕПКА.
На охоту вышел дед В огороде дедка
Зимнею порою Репку посадил,
(«Колечки»), И водой из лейки
Рукавицу потерял Репку он полил.
Под большой сосною. («Колечки»).
(«Лучики»)
Дома стал ее смотреть Расти, расти, репка,
(«Колечки») – И сладка, и крепка.
Не нашел на месте Расти, расти, репка,
(«Веер») И сладка, и крепка.
И отправился искать («Хлопки»)
(«Колечки»)
В лес с собакой вместе.
(«Кулачки») Выросла репка
Всем на удивленье
А в лесу в той рукавице («Колечки»)
(«Колечки») Большая — пребольшая,
Звери стали дружно жить: Всем хватит угощенья.
Мышь с лягушкой и лисицей, («Лучики»)
Заяц, волк, кабан, медведь.
(«Кнопочки»)
Выросла репка
В лес собака прибежала И сладка, и крепка.
(«Колечки»), Выросла репка
Всех зверей перепугала, И сладка, и крепка.
(«Лучики») («Хлопки»)
Рукавицу подняла,
(«Колечки»)
Деду в руки отдала.
(«Здравствуй»)
ТЕРЕМОК. ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА
В чистом поле теремок В лубяной избушке
Был ни низок, ни высок. Жил заяц на опушке
(«Веер») («Колечки»),
Звери разные в нем жили, А в ледяной избушке
Жили дружно, не тужили. Лисица на горушке.
(«Здравствуй») («Лучики»)
Там и муха, и лягушка, Растаяла весною
Зайчик с лисонькой – подружкой, Избушка на горушке
Еж колючий, серый волк – («Волны»)
В дружбе знали они толк. Лисица побежала
(«Колечки») К зайцу на опушку
(«Колечки»)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый Выгнала зайчишку
(«Замок» Из лубяной избушки
(«Лучики»),
, поворачивать Да сама жить стала
его влево – вправо), В избушке на опушке.
Раздавил он теремок («Кулачки»)
Своей огромной лапой.
(«Лучики»)
И ни волк, и ни медведь
Звери очень испугались, Не смогли помочь.
Поскорее разбежались. («Колечки»)
(«Волны») Петушок отважный
А потом собрались снова, Прогнал лисицу прочь.
Чтоб построить терем новый. («Гребешок»)
(«Здравствуй»)
Так остался петушок
В нем теперь живут все вместе У заюшки в избушке
И поют такие песни («Здравствуй»),
(«Колечки»): В лубяной избушке,
-Стоит в поле теремок, Избушке на опушке.
Он ни низок, ни высок… («Колечки»)
(«Веер»)
ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ
Звери однажды избу срубили
(«Молоточки»),
Печь в ней сложили и счастливы были.
(«Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь
(«Колечки»),
Им захотелось хозяев всех съесть.
(«Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли,
Дверь приоткрыли и в сени вошли…
(«Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран
(«Лучики»),
Петух кукарекал («Клювики»),
Бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны»),
Ну а свинья хрюкала с визгом:
— Здесь хата моя («Лучики»).
Волк с перепугу выскочил прочь,
Медведь за ним следом, бежали всю ночь («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»),
А звери в избушке счастливо жили («Здравствуй»).
ПТИЧИЙ ДВОР.
Цикл пальчиковых игр, которые позволяют не только закреплять знания детей о домашних животных, но, кроме того, могут быть использованы в работе по автоматизации и дифференциации звуков.
ПЕТУШОК
У цыпляток папа – важный петушок («Лучики»)
На головке у него красный-красный гребешок («Гребешок»),
Под головкою бородка, он трясет ей очень ловко («Бородка», шевелить согнутыми пальцами),
Хвост красивый и большой,
Перья выгнулись дугой («Колечки»)
-Ку-ка-ре-ку! – он кричит («Клювики»),
Просыпаться всем велит. («Лучики»)
КУРИЦА
Курица по саду ходит, целый день цыпляток водит («Колечки»)
Учит зернышки клевать («Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о левую ладонь),
Червячков в земле искать. («Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о правую ладонь)
ГУСИ
Гусь с гусынею идут, за собой гусят ведут. («Колечки»)
Все гогочут: — Га-га-га, мы ходили на луга («Клювики»),
Там щипали всю траву, потом плавали в пруду («Лучики»).
УТКИ
Утки крякают: — Кря – кря — кря! («Клювики»)
У нас дружная семья («Здравствуй»),
У утяток мама – утка, папа – селезень, друзья («Колечки»).
ИНДЮК
Индюк очень важный («Замок»), трясет бородой («Бородка»),
Ведет идюшат с прогулки домой («Колечки»).
А мама – индюшка стоит у ворот («Замок»),
Она уж давно («Колечки») индюшат своих ждет («Лучики»).
“Истоки способностей и дарования детей – на
кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем
сложнее движения необходимые для этого
взаимодействия, тем ярче творческая стихия
детского разума, чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее”. В.А. Сухомлинский
Известно, что между речевой функцией и общей
двигательной системой человека существует
тесная связь. Такая же тесная связь установлена
между рукой и речевым центром. Гармонизация
движений тела, мелкой моторики рук и органов речи
способствует формированию правильного
произношения, помогает избавиться от
монотонности речи, нормализовать её темп, учит
соблюдению речевых пауз, снижает психическое
напряжение.
Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство
для развития мелкой моторики и речи ребенка в их
единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием “пальчиковой” гимнастики
стимулирует развитие речи, пространственного
мышления, внимания, воображения, воспитывает
быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребенок лучше запоминает
стихотворные тексты; его речь делается более
выразительной.
Очень важным фактором для развития речи
является то, что в пальчиковых сказках-играх все
подражательные действия сопровождаются стихами.
Стихи привлекают внимание малышей и легко
запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов,
рифма для малыша являются чем-то магическим,
утешающим и успокаивающим.
На сегодняшний день методов нетрадиционного
воздействия известно достаточно много. Наряду с
пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой,
лепкой, рисованием в логопедических целях можно
и нужно использовать Су-Джок терапию, которая
активизирует развитие речи ребенка. Су-Джок
терапия — это высокая эффективность,
безопасность и простота, наилучший метод
самопомощи, существующий в настоящее время.
Исследования невропатологов, психиатров и
физиологов показали, что морфологическое и
функциональное формирование речевых областей
коры головного мозга совершается под влиянием
кинестетических импульсов, идущих от пальцев
рук. Поэтому Су-Джок терапия активизирует
развитие речи ребенка.
С помощью шариков (“ежиков”) и колец удобно
массировать пальцы в целях благотворного
влияние на весь организм. Это позволяет повысить
потенциальный энергетический уровень ребенка,
обогащает его знания о собственном теле,
развивает тактильную чувствительность.
Нетрадиционные методы воздействия в работе
логопеда становятся перспективным средством
коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющие нарушения речи. Эти методы терапии
принадлежат к числу эффективных средств
коррекции, все чаще применяемых в специальной
педагогике и помогающих достижению максимально
возможных успехов в преодолении речевых
трудностей детей дошкольного возраста. На фоне
комплексной логопедической помощи
нетрадиционные методы терапии, не требуя особых
усилий, оптимизируют процесс коррекции речи
детей логопатов и способствуют оздоровлению
всего организма ребенка.
Колобок (по мотивам русской народной
сказки для детей 3-4 лет) дети повторяют слова
и выполняют действия с шариком в соответствии с
текстом
Колобок румяный бок, | (катаем шарик по ладошке круговые движения) |
Покатился за порог | (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ) |
Покатился за порог, | |
Скок – поскок, | (сжимаем шарик ладошкой правой и левой) |
Покатился он в лесок, | (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ) |
Скок-поскок, | (сжимаем шарик ладошкой правой и левой) |
Повстречал в лесу зайчонка | (имитирующие изображающие животных ) |
И зубастого волчонка, | |
Мишку косолапого, | |
А лисичка колобка ам взяла и сцапала! | (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его) |
Колобок (по мотивам русской народной
сказки для детей 5-7 лет)
дети повторяют слова и выполняют действия с
шариком и колечком в соответствии с текстом
1,2,3,4,5 | (поочередно одевать колечко, на пальцы правой руки, начиная с большого) |
Сказку будем начинать | (Держа шарик подушечками пальцев, |
Старик старухе говорит | делайте вращательные движения вперёд |
По амбару помети, | (как будто закручиваете крышку)). |
По сусекам поскреби | (Держа шарик подушечками пальцев, |
Да и тесто замеси. | делайте вращательные движения назад |
Колобок ты испеки, | (как будто открываете крышку)). |
На окошко положи. | |
Колобок румяный бок, | (дети катают Су-Джок между ладоней круговые движения) |
Покатился за порог | (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз) |
Покатился за порог, | |
Скок – поскок, | (обхватываем ладонью правой и левой рукой) |
Покатился он в лесок, | (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз) |
Скок-поскок, | (обхватываем ладонью правой и левой рукой) |
Повстречал в лесу зайчонка | (имитирующие движения |
И зубастого волчонка, | изображающие животных ) |
Мишку косолапого, | |
А лисичка колобка, ам взяла и сцапала! | (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его) |
Пальчиковые сказки-игры с использованием
нетрадиционных логопедических технологий
Су-Джок терапии по мотивам русских народных
сказок, помогают не только совершенствовать
мелкую моторику, но и закреплять знание
содержания сказок, развивать речь и образное
мышление.
Играя с детьми в пальчиковые сказки-игры,
следует обратить внимание на точность и качество
выполнения движений, на согласованность речи с
работой пальцев и кистей рук. Так как движения в
ходе игр могут повторяться, для упрощения,
объяснения и запоминания этим движениям
целесообразно дать названия движениям.
Эффективность применения нетрадиционных
методов коррекционной логопедической работы во
многом зависит от их сочетания с традиционными
средствами коррекции. В процессе сочетания этих
приемов ребенок постепенно овладевает
необходимыми речевыми навыками и умениями.
Взаимосвязь движения и речи
Живое общение вытесняют гаджеты, не требующие объяснять, делиться эмоциями. Кроме того, жизнь облегчена удобными вещами, которые не требуют приложения больших усилий в пользовании: застежки-молнии на одежде, липучки вместо шнурков на обуви. Между тем, уже давно установлена взаимосвязь между мелкой моторикой рук и активизацией речевых центров головного мозга. Работая над координацией тела, ребенок учится говорить, речь становится плавной, выразительной, нормализуется темп, выдерживаются паузы.
Такому направлению в развитии детей помогут пальчиковые игры. Этот элемент народной педагогики помог в воспитании многих поколений. Всем знакома «Сорока – белобока» или «Коза рогатая», и еще много потешек, прибауток, скороговорок. В наше время эта копилка продолжает пополняться стараниями педагогов. Народные сказки вместе с пальчиковой гимнастикой помогут и родителям, и воспитателям в детском саду.
Как и любую гимнастику, пальчиковые игры лучше проводить в проветренном помещении. Хотя ограничений нет: этим можно занять ребенка во время прогулки, в очереди в поликлинику, в дороге.
Развитие мелкой моторики
Однако, выполняя подобные манипуляции с пальчиками малышей, нужно быть осторожными: это большая нагрузка для мозга. Поэтому любая игра, направленная на развитие мелкой моторики, должна быть закончена раньше, чем малыш начнёт капризничать.
Игры с пальчиками малыша рекомендуется начинать уже с двух месяцев, в это время они будут выглядеть как простые движения и нежные прикосновения:
• лёгкими движениями потягивать пальчики, будто «вытаскивая» их;
• аккуратно взяться за пальчик и выполнять им круговые движения то в одну, то в другую сторону (если получится, проделать такие движения по отдельности с каждым пальчиком);
• для развития моторики в этом возрасте хорошо использовать маленькие рельефные шарики из латекса, их можно просто вкладывать в ладошки ребёнка.
В 4 месяца маленький шарик можно заменить более крупным, а в 6 месяцев в качестве тренажёра для ладошки можно использовать грецкий орех.
В 8-10 месяцев игры с пальчиками принимают уже более активный характер. В этом возрасте полезны активные упражнения со всеми пальчиками. Для этого можно использовать всеми любимые детские потешки «Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ладушки». Во время таких игр (например, «Сорока-ворона») важно не просто загибать каждый пальчик, но и полностью проглаживать его (от основания до подушечки).
Кот, петух и лиса
Жили кот да петушок на лесной опушке.
Как-то раз Лиса-краса прокралась к их избушке (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)
Утащила петушка за высокую горку (руки над головой горкой)
Притащила рыжая в лисью свою норку (прижимать кулачки к ладошкам)
Храбрый котик в лес пошел (подушечками больших пальцев поочередно надавливать на остальные)
И в норе Лису нашел (ритмично пожимать руки)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. (изображая гребешок, скрестить пальцы рук)
Вот еще примеры сказок с пальчиковой гимнастикой: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Сидит Белка на тележке», «Заюшкина избушка» и множество других.
Пальчиковая гимнастика в сказке не требует никаких дополнительных материальных затрат, лишь немного свободного времени и немного внимания, а также желание развить здорового, умного и гармоничного ребенка. Упражненя способствует формированию грамотной устной, а затем и письменной речи. Речь ребенка становится более выразительной, красочной, эмоционально наполненной.
Пальчиковая гимнастика в стихах(гр.»Теремок)
Пальчиковая гимнастика в стихах для детей
Дом
Я хочу построить дом,(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)
Друзья – садоводы
Палец толстый и большой В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз) Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем») Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками) А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)
Кораблик
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем «кораблик») Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам – «смотрим вдаль») На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем – получаются «коготки») В конце этой игры можно спросить у ребёнка: -Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки
Лодочка
Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы) Две ладошки, друзья, — Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт») Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы) Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой») А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут»)
Мышка
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку – кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас – беда! (Складываем руки домиком) В домик прячемся – сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут) Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел — (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками) Летела сова, Весёлая голова. Летела-летела, (Кладём руки на голову) На головку села. Села, посидела, Головой повертела (Снова машем руками) И опять полетела.
Пятачок
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо) Поросенок Пятачок Отлежал себе бочок! (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся) Встал на ножки, Потянулся! (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой) А потом присел, Нагнулся! (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте) И немножко поскакал, И на месте пошагал. (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево) А потом опять прилёг, — Но уже на левый бок!
Белка
(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) Этот пальчик большой — Это папа дорогой. Рядом с папой – наша мама. Рядом с мамой – брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш.
Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. («Лепим» комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.) Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, («Паучки» ползают по голове.) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Берёза
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх) Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой) Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох) Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Посредь долинушки, (подъём рук, вдох) На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Листья зелёные, (Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох) Девицы красные Венки вьют, плетут…
Рыбки
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.) Пять маленьких рыбок играли в реке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.) Лежало большое бревно на песке, (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.) И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.» (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.) А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Быстро качаем ладонями – дрожь.) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.) А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.) Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Шла кукушка
(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) Шла кукушка мимо рынка, (Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.) У неё была корзинка, (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) А корзинка на пол – бух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.) Полетело десять (девять, восемь) мух!
Пчёлки
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».) Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в «улей».) Надо в дом постучать, (Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.) Стали вдруг вылетать: (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.) Раз два, три, четыре, пять!
На постой
Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы – порог избы. (Ночь, в избе все спят. Раздается стук.) Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.) Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.) Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.) Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.) Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.) Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.) Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.) Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.) Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.) Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.) Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.) Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.) Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.) Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.) (Руки вытягиваются вперед.)
Медузы
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнее- Вот как гнуться мы умеем!
Ладушки ладошки
(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.) Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!