КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ
Картотека пальчиковых игр по мотивам сказок
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;
«Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Клювики» — большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;
«Коза» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;
«Маятник» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Цепочка» — соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;
«Коготки» — прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Бутон» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;
«Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
«Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
«Теремок»
В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)
Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)
Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,
Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)
Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево),
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
«Зимовье зверей»
Звери однажды избу срубили («Молоточки»)
Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)
Узнали про это волк и медведь («Колечки»)
Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)
Тихонько к зимовью они подошли
Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)
Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)
Петух кукарекал («Клювики»), бык в бок забодал («Коза»)
Кот с печки зафыркал («Волны»), ну а свинья
Хрюкала с визгом: — Здесь хата моя. («Лучики»)
Волк с перепугу выскочил прочь.
Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)
С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)
А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)
«Кот, петух и лиса»
Жили котик с петушком у лесной опушки.
НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)
Утащила петушка за высоки горы,
Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)
Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)
Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)
Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»)
И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)
«Рукавица»
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).
«Заюшкина избушка»
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).
«Дождь прошел»
Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»),
НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)
Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы…(«Колечки»)
Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)
Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»),
На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).
«Колобок»
За горами, за лесами, (Поднимите руки вверх, соедините над головой, а потом, опуская разведите их в стороны.)
За широкими морями (Выпрямите руки перед собой, соедините кисти, затем плавно разведите в стороны.)
Жили дед и баба,
(«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Тимофей да Капа.
«Как же, как же,
Как нам быть?
(Положите ладони на щеки и покачайте головой из стороны в сторону.)
Где муки на хлеб добыть?
Надо нам совсем чуток –
(Покажите пальцами «чуть – чуть».)
Испекли бы колобок!
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
По амбарам пометем,
(Покажите, как метут пол веником.)
По сусекам поскребем,
(Руки выставьте перед собой, «поскребите» ноготками.)
Небольшой у нас роток –
(Возьмитесь пальцами за губы.)
Соберем на колобок
(Поднимите руку вверх и махните ею вниз – «Эх!»)
Наскребли и замесили,
(Поднимите одну ладонь над другой и резко соедините ладони, затем поменяйте положение рук.)
Сахар в тесто положили,
(Покажите как сыплют сахар щепоткой.)
И слезинкой посолили
Потом в печку посадили.
Славный вышел колобок,
(Пальчиковое упражнение «Шарик».)
Остывать на полку лег.
(Руки сложите ладонями, положите их под щечку –
«колобок» спит.)
А потом проснулся,
Сладко потянулся,
(Потянитесь.)
Выпрыгнул в окошко прямо на дорожку.
(Сделайте небольшой прыжок вперед.)
Перед колобком – лесочек,
На поляночке – пенечек,
Почему-то он дрожит…
(Обхватите себя руками и покажите, как «дрожит» зайка.)
За ним заинька сидит!
«Ой, приветик, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, косой, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
И в лесу он очутился.
Видит, что стоит за ёлкой
(Пальчиковое упражнение «Елка».)
Зверь с глазами злого волка.
(Пальчиковое упражнение «Бинокль.)
«Здравствуй, здравствуй, колобок,
Дай-ка укушу за бок!»
«Ты не съешь, волчок, меня –
Укачусь я от тебя!»
Колобочек покатился,
На полянке очутился.
Но споткнулся он и с ходу –
(Покачайте туловищем из стороны в сторону.)
Бух в медвежью берлогу!
«Эй, ты кто , иди сюда!
Буду есть сейчас тебя!»
«Ты не съешь, медведь, меня
Укачусь я от тебя!»
Колобок дальше спешит,
А кругом трава шуршит.
Вдруг встречает он в лесу
Очень хитрую лису.
(Пальчиковое упражнение «Лиса».)
«Здравствуй, здравствуй, колобочек,
Откусить позволь кусочек!
Я голодная, устала,
Красоту всю растеряла.»
«Ты не съешь, лиса, меня –
Укачусь я от тебя!»
«Что? Тебя я плохо слышу,
Подойди ко мне поближе,
Сядь ко мне на носок,
Повтори еще разок».
«Нет, меня ты не обманешь!
Сесть на носик не заставишь!»
Побежал он прочь быстрее,
Своих ножек не жалея.
Через лес скорей к родному,
Дому, дому дорогому
(Пальчиковое упражнение «Дом».)
Видит – милое крылечко,
Из трубы – дымок от печки.
Баба с дедушкой сидят,
Ждут его и в лес глядят.
Колобок сказал: «Простите,
И меня домой пустите.
Буду теперь с вами жить,
В лес не буду я ходить,
Буду вам внучонком сладким,
Будет все у нас в порядке!»
«Курочка Ряба»
Дед и бабка жили-были,
(«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
Поначалу не тужили,
Но состарились однажды,
Что же было с ними дальше?
«Ох-ох-ох, дожили дед,
Ничего нет на обед,
(Разведите руками в стороны.)
В подвале нашем пусто,
Закончилась капуста,
Пусто и в кладовке,
Ни свеклы, ни морковки.
(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)
Опустел давно сундук,
Там живет большой паук.
(Пальчиковое упражнение «Паучок».)
Что же делать?
Как же быть?
Из чего обед варить?»
Дед ответил ей устало:
«Что с тобою, бабка, стало?
Видно, памяти не стало –
Я вчера на рынке был,
И несушку там купил,
(Пальчиковое упражнение курочка)
За нее пятак отдал,
( Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая «пятак».)
Что на черный день лежал.
Цып-цып-цып, сюда иди,
Ты яичко нам снеси!»
(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)
«Хорошо! Давай-ка, дед,
Приготовлю я омлет!»
(«Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Дед, яичко-то не бьётся,
Даже в руки не даётся!»
«Дай-ка, бабка, посмотрю,
Его враз я разобью!
(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по другому.)
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
«Говорю тебе: не бьется,
Даже в руки не даётся!
(Разведите руками в стороны.)
Да, пропал опять обед,
Не поели мы омлет.
(Покачайте головой из стороны в сторону)
Дед, за курицей сходи,
В дом ее ты приведи,
Цыпленочка из яйца
(Выполните пальчиковое упражнение «цыплёнок».)
Выведет нам курица.»
Мимо пробегала мышь.
(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
«Прочь, пошла, воровка! Кыш!
Ой-ой-ой, яйцо разбилось!
(Покачайте головой из стороны в сторону).
Дед! Сюда! Беда случилась!
Мышь по печке пробегала,
Я ее уже прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
В это время курочка
(Покажите пальчиковое упражнение «Курочка».)
Вышла из-за уголочка:
«Почему ты плачешь, дед?
Вкусный вышел ли омлет?»
«Ой, беда у нас случилась,
Горе, горе, приключилось.
Мышь по печке пробегала,
Бабушка ее прогнала,
Но она своим хвостом
Яйцо задела, а потом…
Покатилось, покатилось…
И упало…
И разбилось…»
Отвечала курочка:
«Хватит плакать, дедушка!
Хватит слезы вытирать,
Охать, ахать и вздыхать,
Я снесла для вас яйцо,
Новое, хорошее!
(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось «яичко».)
Не обычное оно –
Вот какое – золотое!
Вы с ним на базар идите,
Все, что надо, там купите:
(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)
Лука, перца и капусты,
На столе не будет пусто!
Мяса, хлеба, молока,
Чтоб бабка блинов спекла,
Да еще яиц мешок,
И все будет хорошо!
«Репка»
Как у деда в огороде
(«Дед» — покажите воображаемую бороду.)
Подрастала репка.
(Поднимите руки вверх, округлите и сомкните, затем плавно разведите в стороны и сомкните на уровне груди.)
И созрела она, вроде,
Но сидела она крепко.
Дергал-дергал репку дед, Наступил уже обед.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Он и эдак, он и так-
Не получается никак.
«Ох, спина моя болит,
Одолел радикулит!
Слаб я стал на старость лет,
Тяну, тяну, а толку нет!»
Похлебал дед пшенной каши,
Что варила баба Глаша,
«баба» — «наденьте» воображаемый платочек и «завяжите» его под подбородком.)
И надумал бабку звать,
Вместе репку чтоб достать.
«Ну-ка, бабка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Анечку позвать.
Внученька! Ты к нам иди!
Тянуть репку помоги!»
Ухватилась внучка крепко
За бабулю, та – за дедку.
«Ну-ка, внучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Жучку к нам позвать.
(Покажите пальчиковое упражнение «Собака».)
Жучка! К нам скорей беги!
Тянуть репку помоги!
«Ну-ка, Жучка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
«Видно, надо помощь звать,
Надо Мурочку позвать,
(Покажите пальчиковое упражнение «Кошка».)
Вон и наша кошка,
Жмурится в окошке.
Мурка: «Мурр! Сейчас приду!
Тянуть репку помогу.»
«Ну-ка, Мурка, раз, два, три,
Крепче ты давай тяни.
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
«Ну-ка, взялись крепко!
Не вытянуть нам репку…
Глубоко и крепко
Пустила корни репка.
«Видно, надо помощь звать,
Надо Мышку нам позвать.
Сторожила я с утра
Ее около окна.
Мышка, мышка, выходи!
Репку вынуть помоги!»
(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)
« Я работы не боюсь!
Над лентяями смеюсь!
Пи-пи-пи, уже бегу!
Я сейчас вам помогу!»
«Становись, держись покрепче,
И тяни, тяни порезче!
(Возьмитесь за воображаемую репку и потяните.)
Раз, два, три, тяни-и-и-и!»
Разом вместе налегли,
Репку вынули из земли.
«Посмотри, какая –
Желтая, большая!
(Разведите руки в стороны, показывая, какая большая выросла репка.)
Мы ее запарим,
Мы ее пожарим,
Репу ест уже сто лет
Всякий русский человек!
Всем кусок достанется,
И еще останется!
Скажу я вам без лести!
Мы сильны, когда мы вместе!
“Истоки способностей и дарования детей – на
кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и
изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем
сложнее движения необходимые для этого
взаимодействия, тем ярче творческая стихия
детского разума, чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее”. В.А. Сухомлинский
Известно, что между речевой функцией и общей
двигательной системой человека существует
тесная связь. Такая же тесная связь установлена
между рукой и речевым центром. Гармонизация
движений тела, мелкой моторики рук и органов речи
способствует формированию правильного
произношения, помогает избавиться от
монотонности речи, нормализовать её темп, учит
соблюдению речевых пауз, снижает психическое
напряжение.
Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство
для развития мелкой моторики и речи ребенка в их
единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием “пальчиковой” гимнастики
стимулирует развитие речи, пространственного
мышления, внимания, воображения, воспитывает
быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребенок лучше запоминает
стихотворные тексты; его речь делается более
выразительной.
Очень важным фактором для развития речи
является то, что в пальчиковых сказках-играх все
подражательные действия сопровождаются стихами.
Стихи привлекают внимание малышей и легко
запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов,
рифма для малыша являются чем-то магическим,
утешающим и успокаивающим.
На сегодняшний день методов нетрадиционного
воздействия известно достаточно много. Наряду с
пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой,
лепкой, рисованием в логопедических целях можно
и нужно использовать Су-Джок терапию, которая
активизирует развитие речи ребенка. Су-Джок
терапия — это высокая эффективность,
безопасность и простота, наилучший метод
самопомощи, существующий в настоящее время.
Исследования невропатологов, психиатров и
физиологов показали, что морфологическое и
функциональное формирование речевых областей
коры головного мозга совершается под влиянием
кинестетических импульсов, идущих от пальцев
рук. Поэтому Су-Джок терапия активизирует
развитие речи ребенка.
С помощью шариков (“ежиков”) и колец удобно
массировать пальцы в целях благотворного
влияние на весь организм. Это позволяет повысить
потенциальный энергетический уровень ребенка,
обогащает его знания о собственном теле,
развивает тактильную чувствительность.
Нетрадиционные методы воздействия в работе
логопеда становятся перспективным средством
коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющие нарушения речи. Эти методы терапии
принадлежат к числу эффективных средств
коррекции, все чаще применяемых в специальной
педагогике и помогающих достижению максимально
возможных успехов в преодолении речевых
трудностей детей дошкольного возраста. На фоне
комплексной логопедической помощи
нетрадиционные методы терапии, не требуя особых
усилий, оптимизируют процесс коррекции речи
детей логопатов и способствуют оздоровлению
всего организма ребенка.
Колобок (по мотивам русской народной
сказки для детей 3-4 лет) дети повторяют слова
и выполняют действия с шариком в соответствии с
текстом
Колобок румяный бок, | (катаем шарик по ладошке круговые движения) |
Покатился за порог | (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ) |
Покатился за порог, | |
Скок – поскок, | (сжимаем шарик ладошкой правой и левой) |
Покатился он в лесок, | (катаем шарик по ладошке движения вверх в низ) |
Скок-поскок, | (сжимаем шарик ладошкой правой и левой) |
Повстречал в лесу зайчонка | (имитирующие изображающие животных ) |
И зубастого волчонка, | |
Мишку косолапого, | |
А лисичка колобка ам взяла и сцапала! | (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его) |
Колобок (по мотивам русской народной
сказки для детей 5-7 лет)
дети повторяют слова и выполняют действия с
шариком и колечком в соответствии с текстом
1,2,3,4,5 | (поочередно одевать колечко, на пальцы правой руки, начиная с большого) |
Сказку будем начинать | (Держа шарик подушечками пальцев, |
Старик старухе говорит | делайте вращательные движения вперёд |
По амбару помети, | (как будто закручиваете крышку)). |
По сусекам поскреби | (Держа шарик подушечками пальцев, |
Да и тесто замеси. | делайте вращательные движения назад |
Колобок ты испеки, | (как будто открываете крышку)). |
На окошко положи. | |
Колобок румяный бок, | (дети катают Су-Джок между ладоней круговые движения) |
Покатился за порог | (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз) |
Покатился за порог, | |
Скок – поскок, | (обхватываем ладонью правой и левой рукой) |
Покатился он в лесок, | (дети катают Су-Джок между ладоней вверх-вниз) |
Скок-поскок, | (обхватываем ладонью правой и левой рукой) |
Повстречал в лесу зайчонка | (имитирующие движения |
И зубастого волчонка, | изображающие животных ) |
Мишку косолапого, | |
А лисичка колобка, ам взяла и сцапала! | (Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его) |
Пальчиковые сказки-игры с использованием
нетрадиционных логопедических технологий
Су-Джок терапии по мотивам русских народных
сказок, помогают не только совершенствовать
мелкую моторику, но и закреплять знание
содержания сказок, развивать речь и образное
мышление.
Играя с детьми в пальчиковые сказки-игры,
следует обратить внимание на точность и качество
выполнения движений, на согласованность речи с
работой пальцев и кистей рук. Так как движения в
ходе игр могут повторяться, для упрощения,
объяснения и запоминания этим движениям
целесообразно дать названия движениям.
Эффективность применения нетрадиционных
методов коррекционной логопедической работы во
многом зависит от их сочетания с традиционными
средствами коррекции. В процессе сочетания этих
приемов ребенок постепенно овладевает
необходимыми речевыми навыками и умениями.
Название статьи:
Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок
Дата публикации:
15.09.2022
Автор:
Семченко Татьяна Станиславовна
Описание:
Автор: Семченко Татьяна Станиславовна
Дождик»
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик, посильней, — машем открытыми ладошками вверх – вниз.
Будет травка зеленей, — ставим на стол открытые ладошки
растопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! — свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
«Жук, жук»
(Русская народная потешка)
Жук, жук не жужжи!- изображаем жука с длинными усиками.
Где ты прячешься, скажи!- разводим руками в стороны и
пожимаем плечами.
Мой дом под кустом,- изображаем ладонями крышу.
Под берёзовым листом!- опять одной рукой изображаем жука,
а второй – листик, под который и залетает жук.
«Муха строит дом»
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
«Кораблик»
По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем
ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты.-приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им только кошки,только кошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
«Тетери»
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу — разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашка творогу.- ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери, — машем пальчиками обеих рук,
«слетаемся» с разных сторон в середину.
Наклевались, улетели.- указательный и средний палец –
клювы – тыкают в сложеннуюгорстью вторую ладонь.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад №138
Пальчиковые игры по мотивам русских народных потешек в средней группе №6
Выполнила: воспитатель
высш.категории
Семченко Т.С.
Оренбург, 2022г.
О пользе пальчиковой гимнастики знает каждый педагог, каждая мама — у детей благодаря подобным развлечениям развивается мелкая моторика рук, речь и правильное звукопроизношение, а также улучшается общее физическое состояние. А если пальчиковые игры сопроводить народными потешками, то получится двойная польза: помимо развития, ребёнок познакомится с фольклором и историей своего народа.
Пять братьев – пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стал,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну а этот лишь глядел!
Соня-пастушок
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он созвал, собрал бурёнок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А коль волк придёт, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул.
Да под белою березкой уснул.
Птички-невелички
Скрестить большие пальцы рук и изобразить крылья, приговаривая:
Птички-невелички по небу летели,
По небу летели, на ладошку сели! (накрыть своей ладонью ладошку ребенка)
Будем птичек привечать, будем птичек величать! (погладить своей ладонью ладошку ребенка) А воробушка узнаем, сразу милого поймаем. (погрозить пальцем на ладошку ребёнка)
Будет петь для деточки в золочёной клеточке (поглаживать пальчик ребенка от кончика к основанию, приговаривая) Воробушек, воробушек, воробушек.
Банька
Над трубою дым поднимается, (сложить ладони вместе и сделать несколько волнообразных движений снизу вверх)
Да по небу дым расстилается (раскрыть ладони и развести руки в разные стороны)
Не хлебы пекут – банька топится,
А народ спешит к ней, торопится (соединить кончики пальцев своих рук, а ладони не соединять)
Прибежала нянька: Ой, пустите в баньку!
Не стопилась банька, Обожди-ка, нянька!Прибежал Нафанька: Ой, пустите в баньку!
Не стопилась банька, Обожди, Нафанька!
Прибежала Анька: Ой, пустите в баньку!
Не стопилась банька, Обожди-ка, Анька!.Прибежала Манька: Ой, пустите в баньку!
Не стопилась банька, Обожди-ка, Манька!
Прибежал наш Ванька: Ой, пустите в баньку!
Заходи-ка в баньку, Мы помоем Ваньку!
Жарко-жарко-жарко!.
Яблочко
(Русская народная потешка)
Катилось яблочко по огороду-сложите руку в кулак и покрутите
кулаком.
И упало прямо в воду –бульк!-уроните руку вниз.
Дождик
(Русская народная потешка)
Дождик, дождик,посильней,-машем открытыми ладошками вверх – вниз.
Будет травка зеленей,-ставим на стол открытые ладошки
растопыренными пальчиками вверх.
Вырастут цветочкина кругленькомлужочке!-свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.
Жук, жук
(Русская народная потешка)
Жук, жук нежужжи!-изображаем жука с длинными усиками.
Где ты прячешься,скажи!-разводим руками в стороны и
пожимаем плечами.
Мой дом подкустом,-изображаем ладонями крышу.
Под берёзовымлистом!-опять одной рукой изображаем жука,
а второй – листик, под который и залетает жук.
Муха строит дом
(Русская народная потешка)
Ох, ох, что за гром?-ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.-изображаем ладонями крышу.
Молоток: стук – стук,-изображаем рукой движения молотком.
Помогать идёт петух -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.
Кораблик
По реке плывёт кораблик,он плывет из далека,-сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.
На кораблике четыреочень храбрых моряка.-Показываем поднятые вверх четыре пальца.
У них ушки на макушке,-поднимаем руки к голове, показываем
ушки согнутыми ладонями.
У них длинныехвосты.-приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.
Не страшны им толькокошки,толькокошки да коты.
Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
Тетери
(Русская народная потешка)
Как на нашем на лугу-разводим руки в стороны, изображая простор.
Стоит чашкатворогу.-ладони вместе – горстью.
Прилетели две тетери,-машем пальчиками обеих рук,
слетаемся с разных сторон в середину.
Наклевались,улетели.-указательный и средний палец –
клювы – тыкают в сложеннуюгорстью вторую ладонь.
Ах ты, радуга-дуга…
(Русская народная потешка)
Ах ты, радуга-дуга,ты высока и туга!
Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны
в сторону.
Не дай дождичка,-машем открытыми от себя ладонями
из стороны в сторону, изображая отказ.
Дай намвёдрышко.-ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.
Чтобы деткампогулять, чтобтеляткам поскакать,
В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы
напевая песенку.
Нужно солнышко –колоколнышко!
Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, — изображаем солнышко.
Синий чиж
(Русская народная потешка)
По дубочкупостучишь-стучим кулачком по столу.
Прилетает синийчиж. — машем крыльями.
У чижа, учиженькихохолочек рыженький.
Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные
движения, пёрышки на хохолке развеваются.
А на лапке маленькойсапожочекаленький.
Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца
другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.
Чиж под солнышком леталиголовкою кивал.
Машем крыльями, киваем головой.
Скачать работу