Палеха иллюстрации к сказкам пушкина

Я давно хотела показать свой набор иллюстраций палехских художников к сказкам А.С. Пушкина. Всего 12 открыток. 
И сегодня в день рождения Пушкина, думаю, — самое время.
Эти открытки были изданы в 1961 году. У них юбилей — 50 лет.
В детстве я их любила и внимательно рассматривала. К фамилиям  художников, написанных на обороте меленькими буковками, относилась без всякого интереса и очень зря. Потому что авторы — это сплошь Заслуженные художники РСФСР, и их работы находятся в  музеях нашей страны. С их краткими биографическими справками можно познакомиться по ссылке >>.
Подписи с обратных сторон открыток я воспроизвожу без изменений.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Художник А. Ковалев (Палех)

На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика в зашей затолкали.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Художник А. Катухина (Палех)

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой? »

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Художник Г. Мельников (Палех)

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
Художник К. Бокарев (Палех)

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?»

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
Художник Б. Ермолаев (Палех)


Встрепенулась, отряхнулась,
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
Художник А. Борунов (Палех)

Воевода говорит:
«Петушок опять кричит,
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина
Художник В. Рожков (Палех)

Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя…

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина
Художник В. Рожков (Палех)

Старичок хотел заспорить,
Но с царями плохо вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком…

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина
Художник В. Рожков (Палех)

Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами…

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Художник Г. Буреев (Палех)

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина
Художник А. Зайцев (Палех)

А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина
Художник А. Зайцев (Палех)

Александр Михайлович Куркин родился в 1916 году на хуторе Сибилеве Ростовской губернии.

Член Союза художников РСФСР с 1950 года. В 1935-1940 годах учился в Палехском художественном училище.

В 1940-1976 годах работал в Товариществе художников Палеха, с 1954 года — Палехских художественно-производственных мастерских. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года.

Занимался монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, росписью мебели, книжной иллюстрацией (альбомы «Сказка о царе Салтане» (1972), «Русские народные сказки», «Смело мы в бой пойдём»).

Тематика произведений: фольклор, история, литература, жанровые сцены, Красная Армия, освоение космоса.

Работы А.М.Куркина хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, МНИ, ВМДПиНИ, Ивановском ОХМ, Ивановском ОКМ, ЦМР, ЦМВС, музее Пушкинского Дома, Мемориальном музее М.В.Фрунзе (г. Шуя), ХФ России.

Иллюстрации А.М.Куркина, Палехского художника, к сказкам А.С.Пушкина

У Лукоморья…

Замечательная палехская техника представляет просто уникальные возможности для выражения таланта художника именно в иллюстрировании сказок.

Можно сказать, что и сама эта манера как будто бы из русской народной сказки пришла.

На благородном темном фоне все эти яркие и красочные персонажи предстают просто в волшебной ипостаси, а герои Александра Сергеевича Пушкина оживают во всем своем великолепии.

Особенно запоминаются работы Александра Куркина, относящиеся к «Сказке о царе Салтане».

Обложка книги «Сказка о царе Салтане».
Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком……

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь…

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя…

Царь Салтан с женой простился..

Так велел — де царь Салтан……

И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян…
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят…

Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет…

И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему…

… море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;…

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…

«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви»…

Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;…

Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел….

отсюда

форзац книги

«Дрброе слово». Русские народные сказки.Из собрания А. Н. Афанасьева.Книга вторая.(Ил.Куркин,А.М.). М., Радуга, 2000

источник

И ещё, что сама нашла

«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ».

Конёк — горбунок

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
А сама пришла домой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.

(…)

Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;(…)

И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…

С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
(…)

К красну солнцу наконец
Обратился молодец.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».

Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

источник

А я тем временем продолжаю ходить по выставкам. И раз уж я зашла в палаты Постникова, где посетила выставки «Хранительница Пскова» и «Пакт Рериха. Мир через культуру», о которых писала в предыдущих публикациях, то, конечно не могла не побывать и еще на одной выставке, проходящей здесь же — «Сказки Пушкина в лаковой миниатюре», где представлены экспонаты из коллекции лаков, хранящейся во Всероссийском музее А. С. Пушкина.

IMG_20211007_124710.jpg

На выставке в основном представлены палехские миниатюры, но есть так же графические работы на пушкинскую тематику.

афиша.jpg
Афиша выставки

Коллекция лаков, хранящихся во Всероссийском музее А.С.Пушкина, сегодня включает в себя более 130 предметов. На выставке в залах Псково- Изборского объединённого музея-заповедника представлены наиболее яркие экспонаты собрания.

Сказочные сюжеты традиционно привлекали мастеров лаковой миниатюры и наиболее известного из народных промыслов — палехского. После 1917 г. бывшие иконописцы вынуждены были искать другое применение своим талантам, ведущей темой в их творчестве стала русская народная сказка и поэтические шедевры А.С. Пушкина.

Художники смогли перевести яркие литературные образы на язык особого изобразительного искусства. Используя традиционную технику живописи, они создали удивительный мир, в котором оживают произведения поэта. При этом декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи.

Тонкий и плавный рисунок, обилие золотой штриховки, четкость силуэта фигур характерны для произведений М.П. Вакурова (1890 — 1942), В.В. Жегалова (1898 — 1941), Н.М. Зиновьева (1888 — 1979), В.В. Котухина (1897 — 1957), А.А. Дыдыкина (1874 — 1954), Т.П. Лятова (1888 — 1961), И.М. Баканова (1878 — 1936), стоявших у истоков создания артели в 1920-е годы. Именно они заложили традиции известного сегодня во всем мире искусства Палеха. Развитие народного промысла продолжили их ученики — художники следующих поколений — А.В. Терехин (1916 — 1992), П.Ф. Чуланин (1918 — 1980), А.М. Куркин (1916 — 2004), В.А. Панин (1926 — 2009).

Мастера Палеха работали в самых разных техниках и жанрах — создавали театральные декорации, книжные иллюстрации, занимались росписью по фарфору и даже созданием скульптурных портретов. Палешанин Н. В. Дыдыкин стал автором памятника А.С. Пушкину, установленного в 1952 г. во дворе дома на Мойке, 12.

На выставке можно также увидеть произведения представителей других художественных школ: шкатулку «Сказка о царе Салтане» А.И. Козлова (г.р. 1932) из Федоскино, созданную в традиционной для этого промысла технике с использованием масляных красок; шкатулки «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Руслан и Людмила» двух представителей старшего поколения художников Мстёры А.Ф. Котягина (1882 — 1943) и Г. Дмитриева (1888 — 1939).

Основные особенности этого направления лаковой миниатюры заключаются в усложненности и многоплановости композиции, присутствии растительных и геометрических узоров, для них характера роспись в голубовато-серебристых, охристо-желтых и красных тонах.

Искусство лучших мастеров народных промыслов остается по-прежнему живым и современным. В их панно, шкатулках, марочницах и других произведениях декоративно-прикладного искусства есть высокая поэзия, они проникнуты музыкальностью, свойственной творениям любимого ими поэта.

IMG_20211007_123238.jpg
А.М.Куркин. Панно «Сказки Пушкина». Палех. 1974.

IMG_20211007_123446.jpg
А.А.Дыдыкин. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1933.

IMG_20211007_123519.jpg
Буторин Д.Н. Шкатулка «У Лукоморья дуб зеленый». Товарищество художников Палеха, 1949.

IMG_20211007_123706.jpg
Вакуров М.П. Пластина «Руслан и Людмила». Ратмир в волшебном замке. Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_123612.jpg
Лятов Т.П. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_123727.jpg
Баканов И.М. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1933.

IMG_20211007_123750.jpg
Серебряков И.Г. Шкатулка с портретом Пушкина. Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_123827.jpg
Блохин А.А. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1937.

IMG_20211007_123847.jpg
Дмитриев Г.Т. Шкатулка «Руслан и Людмила». Артель «Пролетарское искусство», г.Мстера, 1936.

IMG_20211007_123925.jpg
А.А.Дыдыкин. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1936.

Вот витрина с экспонатами, где можно увидеть миниатюрные вещицы, например, марочницы. Но из-за их маленького размера я не смогла их хорошо сфоторграфировать на телефон.
IMG_20211007_124030.jpg

IMG_20211007_124103.jpg
Шаницин Д.Ю. Шкатулка «Три девицы». Палех, 1992

IMG_20211007_124240.jpg
С.И.Каманин. Шкатулка «Сказка о царе Салтане». Палех, 1993

IMG_20211007_124323.jpg

IMG_20211007_124427.jpg
Жегалов В.В. Пластина «Сказка о рыбаке и рыбке». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_124440.jpg
Зубков И.И. Шкатулка «Сказка о рыбаке и рыбке». Товарищество художников Палеха, 1934.

IMG_20211007_124510.jpg
Котухин В.В. Шкатулка «Сказка о золотом петушке». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_124602.jpg
Заварихина Е.В. Шкатулка «Сказка о золотом петушке». Палехская школа, 1999.

IMG_20211007_125334.jpg

IMG_20211007_124641.jpg
Панин В.А. «Руслан и Людмила». Эскиз обложки к изданию поэмы А.С.Пушкина, 1990

IMG_20211007_124656.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Детство». 1999

IMG_20211007_124710.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Руслан и Людмила». 1999

IMG_20211007_124719.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «А.С.Пушкин и герои его сказок». 1999

IMG_20211007_124731.jpg
Панин В.А. Эскиз иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, 1990

IMG_20211007_124824.jpg
Панин В.А. «Детство. Пушкин и персонажи его сказок». 1994

IMG_20211007_124843.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Сказка о царе Салтане». 1999

IMG_20211007_124849.jpg

IMG_20211007_124914.jpg
Зиновьев Н.М. Блюдо «Сцены из произведений Пушкина». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_124904.jpg
Панин В.А. «Руслан и Людмила». Иллюстрация к прологу поэмы. 1993

IMG_20211007_124938.jpg
Панин В.А. «Руслан и Людмила». Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина. 1994

IMG_20211007_124946.jpg

IMG_20211007_125016.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Сказка о медведихе». 1999

IMG_20211007_125022.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Сказка о рыбаке и рыбке». 1999

IMG_20211007_125116.jpg

IMG_20211007_125143.jpg
Панин В.А. Яйца пасхальные «Руслан и Людмила». 1999

Текст, выделенный курсивом, взят из информационного сопровождения к выставке — ©Псково-Изборский музей-заповедник

  • Палех сказки пушкина картинки
  • Палящий сорняки как пишется
  • Палето место как пишется
  • Палящий грядки как пишется
  • Палетный борт или паллетный борт как пишется