Палеховская роспись по мотивам сказок пушкина

Я давно хотела показать свой набор иллюстраций палехских художников к сказкам А.С. Пушкина. Всего 12 открыток. 
И сегодня в день рождения Пушкина, думаю, — самое время.
Эти открытки были изданы в 1961 году. У них юбилей — 50 лет.
В детстве я их любила и внимательно рассматривала. К фамилиям  художников, написанных на обороте меленькими буковками, относилась без всякого интереса и очень зря. Потому что авторы — это сплошь Заслуженные художники РСФСР, и их работы находятся в  музеях нашей страны. С их краткими биографическими справками можно познакомиться по ссылке >>.
Подписи с обратных сторон открыток я воспроизвожу без изменений.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Художник А. Ковалев (Палех)

На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика в зашей затолкали.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина
Художник А. Катухина (Палех)

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой? »

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
Художник Г. Мельников (Палех)

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
Художник К. Бокарев (Палех)

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?»

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина
Художник Б. Ермолаев (Палех)


Встрепенулась, отряхнулась,
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина
Художник А. Борунов (Палех)

Воевода говорит:
«Петушок опять кричит,
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина
Художник В. Рожков (Палех)

Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя…

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина
Художник В. Рожков (Палех)

Старичок хотел заспорить,
Но с царями плохо вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком…

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина
Художник В. Рожков (Палех)

Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами…

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Художник Г. Буреев (Палех)

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина
Художник А. Зайцев (Палех)

А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина
Художник А. Зайцев (Палех)

А я тем временем продолжаю ходить по выставкам. И раз уж я зашла в палаты Постникова, где посетила выставки «Хранительница Пскова» и «Пакт Рериха. Мир через культуру», о которых писала в предыдущих публикациях, то, конечно не могла не побывать и еще на одной выставке, проходящей здесь же — «Сказки Пушкина в лаковой миниатюре», где представлены экспонаты из коллекции лаков, хранящейся во Всероссийском музее А. С. Пушкина.

IMG_20211007_124710.jpg

На выставке в основном представлены палехские миниатюры, но есть так же графические работы на пушкинскую тематику.

афиша.jpg
Афиша выставки

Коллекция лаков, хранящихся во Всероссийском музее А.С.Пушкина, сегодня включает в себя более 130 предметов. На выставке в залах Псково- Изборского объединённого музея-заповедника представлены наиболее яркие экспонаты собрания.

Сказочные сюжеты традиционно привлекали мастеров лаковой миниатюры и наиболее известного из народных промыслов — палехского. После 1917 г. бывшие иконописцы вынуждены были искать другое применение своим талантам, ведущей темой в их творчестве стала русская народная сказка и поэтические шедевры А.С. Пушкина.

Художники смогли перевести яркие литературные образы на язык особого изобразительного искусства. Используя традиционную технику живописи, они создали удивительный мир, в котором оживают произведения поэта. При этом декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов — красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи.

Тонкий и плавный рисунок, обилие золотой штриховки, четкость силуэта фигур характерны для произведений М.П. Вакурова (1890 — 1942), В.В. Жегалова (1898 — 1941), Н.М. Зиновьева (1888 — 1979), В.В. Котухина (1897 — 1957), А.А. Дыдыкина (1874 — 1954), Т.П. Лятова (1888 — 1961), И.М. Баканова (1878 — 1936), стоявших у истоков создания артели в 1920-е годы. Именно они заложили традиции известного сегодня во всем мире искусства Палеха. Развитие народного промысла продолжили их ученики — художники следующих поколений — А.В. Терехин (1916 — 1992), П.Ф. Чуланин (1918 — 1980), А.М. Куркин (1916 — 2004), В.А. Панин (1926 — 2009).

Мастера Палеха работали в самых разных техниках и жанрах — создавали театральные декорации, книжные иллюстрации, занимались росписью по фарфору и даже созданием скульптурных портретов. Палешанин Н. В. Дыдыкин стал автором памятника А.С. Пушкину, установленного в 1952 г. во дворе дома на Мойке, 12.

На выставке можно также увидеть произведения представителей других художественных школ: шкатулку «Сказка о царе Салтане» А.И. Козлова (г.р. 1932) из Федоскино, созданную в традиционной для этого промысла технике с использованием масляных красок; шкатулки «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Руслан и Людмила» двух представителей старшего поколения художников Мстёры А.Ф. Котягина (1882 — 1943) и Г. Дмитриева (1888 — 1939).

Основные особенности этого направления лаковой миниатюры заключаются в усложненности и многоплановости композиции, присутствии растительных и геометрических узоров, для них характера роспись в голубовато-серебристых, охристо-желтых и красных тонах.

Искусство лучших мастеров народных промыслов остается по-прежнему живым и современным. В их панно, шкатулках, марочницах и других произведениях декоративно-прикладного искусства есть высокая поэзия, они проникнуты музыкальностью, свойственной творениям любимого ими поэта.

IMG_20211007_123238.jpg
А.М.Куркин. Панно «Сказки Пушкина». Палех. 1974.

IMG_20211007_123446.jpg
А.А.Дыдыкин. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1933.

IMG_20211007_123519.jpg
Буторин Д.Н. Шкатулка «У Лукоморья дуб зеленый». Товарищество художников Палеха, 1949.

IMG_20211007_123706.jpg
Вакуров М.П. Пластина «Руслан и Людмила». Ратмир в волшебном замке. Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_123612.jpg
Лятов Т.П. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_123727.jpg
Баканов И.М. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1933.

IMG_20211007_123750.jpg
Серебряков И.Г. Шкатулка с портретом Пушкина. Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_123827.jpg
Блохин А.А. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1937.

IMG_20211007_123847.jpg
Дмитриев Г.Т. Шкатулка «Руслан и Людмила». Артель «Пролетарское искусство», г.Мстера, 1936.

IMG_20211007_123925.jpg
А.А.Дыдыкин. Шкатулка «Руслан и Людмила». Товарищество художников Палеха, 1936.

Вот витрина с экспонатами, где можно увидеть миниатюрные вещицы, например, марочницы. Но из-за их маленького размера я не смогла их хорошо сфоторграфировать на телефон.
IMG_20211007_124030.jpg

IMG_20211007_124103.jpg
Шаницин Д.Ю. Шкатулка «Три девицы». Палех, 1992

IMG_20211007_124240.jpg
С.И.Каманин. Шкатулка «Сказка о царе Салтане». Палех, 1993

IMG_20211007_124323.jpg

IMG_20211007_124427.jpg
Жегалов В.В. Пластина «Сказка о рыбаке и рыбке». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_124440.jpg
Зубков И.И. Шкатулка «Сказка о рыбаке и рыбке». Товарищество художников Палеха, 1934.

IMG_20211007_124510.jpg
Котухин В.В. Шкатулка «Сказка о золотом петушке». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_124602.jpg
Заварихина Е.В. Шкатулка «Сказка о золотом петушке». Палехская школа, 1999.

IMG_20211007_125334.jpg

IMG_20211007_124641.jpg
Панин В.А. «Руслан и Людмила». Эскиз обложки к изданию поэмы А.С.Пушкина, 1990

IMG_20211007_124656.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Детство». 1999

IMG_20211007_124710.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Руслан и Людмила». 1999

IMG_20211007_124719.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «А.С.Пушкин и герои его сказок». 1999

IMG_20211007_124731.jpg
Панин В.А. Эскиз иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, 1990

IMG_20211007_124824.jpg
Панин В.А. «Детство. Пушкин и персонажи его сказок». 1994

IMG_20211007_124843.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Сказка о царе Салтане». 1999

IMG_20211007_124849.jpg

IMG_20211007_124914.jpg
Зиновьев Н.М. Блюдо «Сцены из произведений Пушкина». Товарищество художников Палеха, 1936.

IMG_20211007_124904.jpg
Панин В.А. «Руслан и Людмила». Иллюстрация к прологу поэмы. 1993

IMG_20211007_124938.jpg
Панин В.А. «Руслан и Людмила». Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина. 1994

IMG_20211007_124946.jpg

IMG_20211007_125016.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Сказка о медведихе». 1999

IMG_20211007_125022.jpg
Панин В.А. Блюдо декоративное «Сказка о рыбаке и рыбке». 1999

IMG_20211007_125116.jpg

IMG_20211007_125143.jpg
Панин В.А. Яйца пасхальные «Руслан и Людмила». 1999

Текст, выделенный курсивом, взят из информационного сопровождения к выставке — ©Псково-Изборский музей-заповедник

Александр Михайлович Куркин родился в 1916 году на хуторе Сибилеве Ростовской губернии.

Член Союза художников РСФСР с 1950 года. В 1935-1940 годах учился в Палехском художественном училище.

В 1940-1976 годах работал в Товариществе художников Палеха, с 1954 года — Палехских художественно-производственных мастерских. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года.

Занимался монументальной живописью, театрально-декорационным искусством, росписью мебели, книжной иллюстрацией (альбомы «Сказка о царе Салтане» (1972), «Русские народные сказки», «Смело мы в бой пойдём»).

Тематика произведений: фольклор, история, литература, жанровые сцены, Красная Армия, освоение космоса.

Работы А.М.Куркина хранятся в музеях: ГМПИ, ГРМ, МНИ, ВМДПиНИ, Ивановском ОХМ, Ивановском ОКМ, ЦМР, ЦМВС, музее Пушкинского Дома, Мемориальном музее М.В.Фрунзе (г. Шуя), ХФ России.

Иллюстрации А.М.Куркина, Палехского художника, к сказкам А.С.Пушкина

У Лукоморья…

Замечательная палехская техника представляет просто уникальные возможности для выражения таланта художника именно в иллюстрировании сказок.

Можно сказать, что и сама эта манера как будто бы из русской народной сказки пришла.

На благородном темном фоне все эти яркие и красочные персонажи предстают просто в волшебной ипостаси, а герои Александра Сергеевича Пушкина оживают во всем своем великолепии.

Особенно запоминаются работы Александра Куркина, относящиеся к «Сказке о царе Салтане».

Обложка книги «Сказка о царе Салтане».
Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком……

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь…

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя…

Царь Салтан с женой простился..

Так велел — де царь Салтан……

И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян…
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят…

Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет…

И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему…

… море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;…

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…

«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви»…

Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;…

Царь глядит — и узнает…
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел….

отсюда

форзац книги

«Дрброе слово». Русские народные сказки.Из собрания А. Н. Афанасьева.Книга вторая.(Ил.Куркин,А.М.). М., Радуга, 2000

источник

И ещё, что сама нашла

«СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ».

Конёк — горбунок

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
А сама пришла домой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.

(…)

Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;(…)

И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…

С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
(…)

К красну солнцу наконец
Обратился молодец.

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».

Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

источник

Образ няни и сюжеты пушкинских сказок в миниатюрах художников Палеха

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Хусаинова С.Р. 1


1ГБОУ СОШ №4 г. Чапаевск Самарской области

Гвоздева О.А. 1


1ГБОУ СОШ №4 г. Чапаевск Самарской области


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Проблематика проведенного исследования

Есть в России в Ивановской области известное всей стране и далеко за ее пределами село под названием Палех. Думаем, многим приходилось видеть чудесные лаковые миниатюры, которые создаются в этом селе, а потом тиражируются на открытках, календарях, книжных иллюстрациях, конфетных коробках. Они легко узнаются по глубокому черному фону, сияющим подобно самоцветным каменьям ярким краскам, особым, слегка удлиненным силуэтам персонажей, по золотым завитушкам орнамента, окаймляющего миниатюры. Эти миниатюры невозможно спутать ни с какими другими.

Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. По всему свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши, портсигары и коробочки. Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций и просто используются в утилитарных целях, украшая быт их владельцев.

Любимые сюжеты палешан – русские былины с их замечательными героями – богатырями, народные песни. Любят палешане и темы отдыха, плясок, хороводов за околицей, среди березок под сиянием лучистого золотого солнца. Начиная с 1930-х годов в палехском искусстве особенно популярными стали темы русских сказок и, главным образом, сказки Пушкина. Палешане «взглянули на искусство Пушкина глазами живописцев» [5, 4]. «Побеседуйте с любым палехским художником, и он обязательно скажет вам – у Пушкина – что ни строка – то картина» [5, 8].

Почему же им так полюбился Пушкин? Попытка найти ответ на этот вопрос, который возникает у каждого, кто знакомится с праздничными, яркими и необычными лаковыми миниатюрами, и определяет актуальность нашего исследования.

Целью проведенного исследования был анализ образа няни в стихотворениях Пушкина и иллюстрациях Палеха.

Среди конкретных задач:

исследование пушкинских мотивов в произведениях палешан;

сопоставление языка пушкинских произведений и палехских миниатюр, иллюстрирующих их;

анализ пушкинских сюжетов и мотивов в интерпретации художников Палеха.

Для анализа были выбраны произведения А.С.Пушкина, в которых встречается образ няни («Зимний вечер», «Няне», «Мастерица ведь была…», «В вечерней тишине») и миниатюры К. Бокарева «Зимний вечер» и «Няне» (с ними проводилась основная работа), а также миниатюры Г. Буреева, А. Куркина и других на сюжеты пушкинских сказок.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы, подтверждается ее актуальность, выдвигаются цели и задачи исследования.

В Ι главе предпринимается попытка проанализировать образ няни в произведениях

А.С. Пушкина и миниатюрах художников Палеха.

Во ΙΙ главе содержится исследование сюжетов пушкинских сказок в интерпретации художников Палеха.

В заключении кратко обобщаются результаты исследования.

Исследуя образ няни и пушкинские сюжеты в миниатюрах художников Палеха, мы обращались к статьям журнала «Литература в школе», сборнику статей «Сказки Пушкина в школе» (Сост. В.Я Коровина), фотоальбому «Народные художественные промыслы. Палех».

Методы исследования: анализ литературы, обобщение, сопоставление (литературных произведений с миниатюрами художников Палеха).

ГЛАВА Ι

Образ няни в произведениях А.С. Пушкина и миниатюрах художников Палеха

В палехских миниатюрах мы часто видим и самого Александра Сергеевича Пушкина (например, миниатюра К. И Б. Кукулиевых), иногда он изображается в окружении своих героев, но чаще всего рядом с няней – удивительной русской женщиной Ариной Родионовной Матвеевой.

С 1797 года Арина Родионовна жила в семье Пушкиных, нянчила поэта, его брата и сестру. Была она неграмотна, но знала множество песен, прибауток. Обладая блестящей памятью и богатой фантазией, Арина Родионовна была большой мастерицей рассказывать сказки. Причем говорила она, как все жители Гатчины, нараспев. Именно няня познакомила Пушкина с богатейшим сказочным миром. Арина Родионовна, «детскую качая колыбель», «пленила» «юный слух» поэта своими «напевами». «И меж пелен оставила свирель,/ Которую сама заворожила».

Пушкин с восхищением говорит о няниной речи, ее сказках, прибаутках и шутках, небылицах, называет ее «мастерицей», имея в виду прежде всего ее талант сказительницы:

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел. [4, 32]

До поступления в лицей Александр Сергеевич рос под присмотром няни, потом обстоятельства их надолго разлучили, а в Михайловской ссылке поэт прожил бок о бок со своей Ариной Родионовной целых два года, которые особенно сблизили их.

Первый биограф А.С. Пушкина П.В. Анненков писал: «Родионовна принадлежала к благороднейшим типам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание. Он любил ее родственной неизменной любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с ней по целым часам…»

Кучер Пушкиных в Михайловском рассказывал: «Любил ли Пушкин Арину-то Родионовну? Как же еще любил-то… И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж бежит ее глядеть: «здорова ли мама», — он ее все мамой называл. А она ему, бывало, этак нараспев: «Батюшка ты, за что ты меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» «Разумеется, ты мне мать: не то мать, что родила, а то, что своим молоком вскормила». И уж чуть старуха занеможет, так что ли, он уж все за ней…» [10, 64]

Няня тоже была нежно привязана к своему питомцу. Вот строки из одного из ее писем: «…Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, всех лошадей на дорогу выставлю…»

Воспоминаниями о няне овеяны многие произведения А.С. Пушкина: «Сват Иван…», «Зимний вечер», романы «Евгений Онегин» и «Дубровский» и многие другие.

Обратимся к некоторым из них.

В стихотворении «Зимний вечер» мы чувствуем, что поэта и няню объединяет не просто жизненная ситуация, а духовное родство: им хорошо вдвоем, они необходимы друг другу, близость помогает им пережить трудные минуты и, когда они рядом «в бедной лачужке», даже ненастье и глушь не кажутся тоскливыми и безысходными. В самом тексте стихотворения нет указания на вечер, но вечернее настроение чувствуется во всем его тоне, содержании, во всех эмоционально окрашенных деталях. В первых двух строфах исключительно одни только печальные краски: «завыванье» бури, однообразное «жужжанье веретена». В последних двух – выход из тоски. Песни, «кружка» создают ощущение какого-то домашнего уюта, в противоположность бушующей за окошком буре, и подводят к некоторому просветлению в концовке: «Серду будет веселей». В «печальной и темной лачужке» точно становится светлее.

Рассмотрим палехскую миниатюру К. Бокарева «Зимний вечер». В центре ее какая-то необыкновенная избушка, маленькая и теплая, освещенная единственной свечой. Поэт и няня еле помещаются в ней, и от этого делаются еще ближе друг другу. Няня прядет и что-то рассказывает Пушкину, у ног его трется белый кот, придавая картине дополнительное ощущение тепла и уюта. А избушку заметают какие-то таинственно голубоватые снега, перерастающие из снежных вихрей в прекрасные узоры. И мало того – из этих таинственных снегов прямо у избушки вырастает невиданной красоты цветок.

Может быть, это цветок няниной речи, красивой и самобытной, из которой складываются чудесные волшебные сказки, поются песни, «как синица /Тихо за морем жила», «как девица/За водой поутру шла». Цветок, который своим ароматом и красотой возбуждает воображение поэта, подсказывает ему новые образы и сюжеты. Недаром он не сводит глаз со своей удивительной сказительницы.

Духовная близость поэта и няни, так четко прослеживаемая в стихотворении «Зимний вечер», показана и в миниатюре. Взгляды прикованы друг к другу. Няня с увлечением рассказывает Пушкину одну из своих сказок, радуясь, что ему интересно, а он весь поглощен ее причудливым повествованием. Они на миниатюре одно целое.

Нам показалось, что задушевнее и нежнее других звучит стихотворение «Няне», обращенное к «подруге дней… суровых» издалека. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер», поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена.

«Подруга дней моих суровых»- образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Строки стихотворения рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь…вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством.… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки.…

Поэт сердцем видит свою любимую няню, ее «наморщенные руки», в которых «медлят поминутно спицы», ее напряженно устремленный в окно взгляд, чувствует ее тоску и хочет согреть няню добрым, ласковым словом, которое само изливается из его сердца: «Голубка дряхлая моя».

В иллюстрации к стихотворению «Няне», выполненной палехским художником, нет ничего сказочного. Напротив, храм, погост, подле него, няня, пригорюнившаяся рядом, тройка, мчащая гроб – все явно не из сказки, а из жизни. Няня сгорбилась на маленьком стульчике, подперла рукой подбородок и неотрывно смотрит вдаль, ожидая своего воспитанника. Вспоминается ее трогательное письмо и пушкинское:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…[10, 34]

Изображение погоста, монастыря, саней с гробом усиливают печаль, помогают угадать невеселые нянины мысли, почувствовать ее тоску. Погост и храм изображены здесь не случайно. Это Святогорский монастырь, который находится неподалеку от Михайловского, где не раз бывал Пушкин, когда был в ссылке, и куда был привезен гроб с его телом. Здесь и покоится прах великого поэта. Няня умерла еще раньше своего любимца. Таким образом, миниатюра рассказывает не только о няниной тоске, но и о посмертной судьбе своего воспитанника.

На наш взгляд, прослеживается связь между двумя рассмотренными миниатюрами. В обеих иллюстрациях звучит тема человеческой привязанности, любви, духовной близости, которые так необходимы всем. В центре внимания обеих – няня: ведь именно она «пленила» слух юного поэта напевами, оставила «меж пелен» «свирель», ставшую символом вдохновения и поэзии, она стала для него «подругой дней суровых».

Все выше сказанное позволяет прийти к некоторым выводам:

1.Воспоминаниями о няне овеяны многие произведения А.С. Пушкина.

2.В палехских миниатюрах мы часто видим самого А.С. Пушкина, иногда он изображается в окружении своих героев, но чаще всего рядом с няней.

3. Все рассматриваемые стихотворения Пушкина посвящены няне и проникнуты любовью к ней.

4. Пушкин восхищается добротой и терпением няни, ее талантом сказительницы.

5. Миниатюра «Зимний вечер» ближе к сказке.

6. На миниатюре Пушкин и няня одно целое.

7. В иллюстрации к стихотворению «Няне» нет ничего сказочного.

8. Миниатюра рассказывает не только о няниной тоске, но и о посмертной судьбе ее воспитанника.

9. В обеих иллюстрациях звучит тема человеческой привязанности, любви, духовной близости.

Глава ΙΙ

Сюжеты пушкинских сказок в интерпретации художников Палеха

Сказки Пушкина – тайна; особенно для того, кто берется их анализировать. Они ошеломляют сочетанием бесшабашного, азартного простодушия, классической строгости глубокой, почти скорбной серьезности и ускользают, как ускользает горизонт. [7, 43]

Сказочная поэзия Александра Сергеевича Пушкина нашла яркое образное воплощение в искусстве мастеров палехской лаковой миниатюры. Многие десятилетия она является для них источником вдохновения для создания многочисленных произведений изобразительного искусства. Всем естеством художника связанные с поэтикой древнерусского искусства и народного творчества, палешане воспринимают мир в ритме и мелодиях старинной русской поэзии, ощущая ее певучую гармонию. Такое мировосприятие сродни природе сказочной поэзии Пушкина, восходящей к тем же истокам многовековой народной культуры. То, что Пушкин гениально воплотил в слове, художники Палеха отобразили в красках и линиях, в золотом и серебряном орнаменте.

Со слов няни Пушкин записал семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для «Сказки о царе Салтане…», другая – для «Сказки о попе и о работнике его Балде», третья – для «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Одну запись Пушкин передал поэту В.А. Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее. [7, 47] Записи показывают, как складно и певуче рассказывала няня сказки своему 25-летнему питомцу и как гениально поэт расцветил их своей фантазией.

Все сказки Пушкина иллюстрировались палехскими художниками. Возникли целые сюиты на темы произведений – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и др.

Ларец «Сказки Пушкина» (художник В. Борунов) украшен миниатюрами на темы четырех сказок и вступления к поэме «Руслан и Людмила». Изображенная художником форма старинного русского ларца-теремка с четырехскатной крышкой подсказала характер живописного оформления. Это поистине драгоценный ларец сказок: кажется, если откинуть крышку, то и изнутри польются сказочные речи.

На крышке изображены герои пролога «У лукоморья дуб золеный»: страшный леший в просвете призрачно-зеленой пещеры, лохматая баба-яга, могучие витязи, выходящие из моря. Но главное действующее лицо — сам поэт.

Под раскидистым дубом сидит в мечтательной позе А. С. Пушкин. Художник передает портретные черты, и в то же время создает образ условный, сказочный. Об этом говорят романтические одежды, фантастическое окружение. Герои пролога как бы появляются из глубины черного фона, будто витают в воображении поэта.

В ларце Борунова орнамент покрывает закругленные скаты крышки сетью тончайших вьющихся линий. Он органично вплетается в сюжетную роспись и обрамляет изображения золотого петушка, золотой рыбки, бочки в волнах, хрустального гроба мертвой царевны. Скаты представляют своеобразные орнаментальные заставки к живописному «тексту» сказок на стенках ларца.

Художник не старается показать развитие сюжета. Избирая одну линию повествования, в росписи стенки ларца на тему «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Борунов рассказывает историю царевны и королевича Елисея.

Избегая драматически напряженных сцен, художник ведет рассказ плавно, неторопливо, особо отмечая лирические эпизоды. Так, в одном из эпизодов он образно передает обращение королевича за помощью к природе — к цветку, растущему па горе, в которой лежит хрустальный гроб.

Борунов придает в миниатюрах большое значение пейзажу. Живое чувство природы, сочетаясь с тонким пониманием духа сказки, помогает художнику создать образ могучего дуба — центра волшебного мира Лукоморья и раскидистой ели в «Сказке о царе Салтане». Художник видит в каждом дереве, цветке сказочный образ, выявляет в них особое поэтическое содержание.

Одно из первых мест в палехской пушкиниане по праву занимает миниатюра И. Баканова «Сказка о золотом петушке». Баканов рисует толпы народа, воинов, горожан, детей – они оживленно жестикулируют, обсуждают дерзкую просьбу звездочета к царю Дадону. Фигуры людей как бы грациозно передвигаются, и этим плавным движением вторят изгибы невиданных деревьев – цветов, поднимающихся над стенами и шпилями сказочного города. Живопись миниатюры – нежная, серебристая – сродни фресковой росписи ярославских церквей XVΙΙ века.

В. Смирнова сказочная поэзия Пушкина привлекла своим фольклорным началом, живописным воплощением каждого слова, ритмикой и музыкальностью стиха. Художник украшает миниатюрной росписью броши, шкатулки, ларчики, ларцы различных форм и размеров, настенные панно, он может выбрать для декорировки предмета какой-то один мотив сказки, например: «Царевна Лебедь», «Флот царя Салтана». [2, 103] Но, как правило, художник, изображая сказку от зачина до финала, располагает последовательно каждое ее действие на плоскости шкатулки или настенного панно, сплетая композицию в непрерывный ритмически организованный узор. Расписывая ларцы и ларчики, он на поверхности крышки предмета изображает ключевой сюжет сказки, а на боковых поверхностях развертывает сказочное повествование, следуя ритму пушкинского стиха. Мастер использует ритмические повторы, созвучия и контрасты, филигранно оттачивает каждую деталь. И все это сказочное пиршество красок обогащается золотым и серебряным орнаментом, создавая эстетику драгоценного предмета.

Палех и сказка — понятия неразрывные, почти синонимы. Эта художественная идея воплощена В. Смирновым в вариациях произведений «Сказочный Палех» и «Пушкин и Палех сказочный». В этих его миниатюрах село, где живут художники-сказочники, зримо окружают персонажи русских волшебных сказок, летающие на ковре-самолете, на деревянном орле; среди деревьев живут русалки, лешие, Баба-яга. Вместе с героями народной сказки органично уживается ершовский «Чудо-юдо, рыба-кит», а также сказочные образы Пушкина. В разных вариантах художник воплощает образ самого поэта и Арины Родионовны. Он изображает Палех со всеми узнаваемыми его чертами. А вокруг села художник располагает развернутые сюжеты сказок «О попе и о работнике его Балде», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О мертвой царевне и о семи богатырях», «О золотом петушке» и поэмы «Руслан и Людмила». В некоторые композиции, такие как «Пушкин и Палех сказочный», В. Смирнов помещает палехского миниатюриста, которому вдруг открылось сказочное видение, и он стремится запечатлеть этот волшебный мир в красках, линиях и орнаменте.

Многообразно варьируя композиционные приемы, цветовую гамму, линейную орнаментацию, художник стремится раскрыть многогранность сказочной пушкинской поэзии, на основе словесно-литературного образа создать свой гармоничный сказочный мир.

Читая «Сказку о царе Салтане», мы попадаем в какой-то другой – светлый, праздничный мир. Все блещет здесь радужными красками, дышит непринужденным весельем, верой в жизнь и в непобедимую силу добра. Кажется, что здесь, в лице князя Гвидона, раскрывается сама душа русского народа, воплощаются его лучшие качества – ясный ум, великодушие, терпение, не смущаемые никакими испытаниями стойкость. Сам стих здесь как будто играет и веселится, обнажая свою первоначальную основу – плясовой ритм народных песен.

Иное настроение господствует в «Сказке о мертвой царевне…». Она отличается мрачным колоритом. Героине сказки приходится пройти через ряд тяжелых испытаний, прежде чем достигнуть счастья. В обращениях королевича Елисея, разыскивающего свою невесту, к солнцу, месяцу и ветру, — та же экспрессия печали, как в народных заплачках и в плаче Ярославны (который, несомненно, повлиял на данный эпизод).

Рассмотрим миниатюры К. Бокарева, Г. Буреева, И. Голикова к «Сказке о мертвой царевне…», «Сказке о царе Салтане…», «Сказке о попе и работнике его Балде».

Поражает радостная палитра палешан, их звонкие краски. Именно в яркости и звонкости мы видим близость миниатюр пушкинским сказкам. Их мир такой же необыкновенный и причудливый, затейливый и очарованный. Сказки Пушкина (даже те, где есть печальные ноты) излучают свет добра и красоты, такой же свет идет от палехских миниатюр.

Почти все миниатюры сделаны на черном фоне – это палехская традиция. Но от этого они не становятся мрачными, наоборот, краски еще ярче сияют из его черной глубины, придавая миниатюрам ощущение таинственности и чуда. А золотой или цветочный орнамент, заключающий иллюстрацию в своеобразную раму, придает ей нарядность и праздничность.

Пушкинские сказки необычайно музыкальны. Не случайно они так легко запоминаются, не случайно так легко ложатся на музыку.

И музыка, и стихи основаны на ритме – чередовании определенных элементов, повторении их в определенной последовательности. В палехских миниатюрах тоже есть свой ритм – живописный. И помогают его создать развевающиеся одежды героев, узоры, которыми украшены их костюмы, травы и цветы, сопровождающие их путь, завитки волн, облаков, декоративные кроны деревьев, состоящие из отдельных тщательно прописанных листиков, тонкие золотистые лилии, которыми очерчены все силуэты. Да и орнамент тоже вносит в изображение ритмичность: ведь он основан на чередовании отдельных элементов.

Язык пушкинских сказок очень выразителен, ярок, емок. Пушкинский язык – не имитация, не подражание, а совершенно естественная свободная авторская речь. [8, 445] Отсюда изумительная гибкость, разнообразие языка пушкинских сказок. Значительную роль играют здесь песенные элементы, окрашивающие повествование и придающие ему лирическое звучание: эпитеты, сравнения, обращения песенного типа. Сюда присоединяются разного рода чеканные обрядовые формулы и изречения типа пословиц и поговорок. С этим соприкасается народно-бытовая речь старинного склада, куда входят слова, чуждые литературному языку и принадлежащие исключительно народному, или слова, употребляемые в их коренном, старинном значении, как они употребляются народом.

Все это нашло свое отражение в палехских миниатюрах, иллюстрирующих пушкинские сказки. Художники сумели показать и нежность и кротость царевны, и юную красоту Гвидона, и ловкость Балды, то есть они нашли удачное живописное воплощение пушкинских персонажей: они так же просты, понятны и выразительны, как и в сказках, в них нет ничего надуманного и лишнего, что увело бы нас от сути этих героев. И потому иллюстрации палешан к пушкинским сказкам так любимы читателями.

В них фантастическое тесно сплетено с жизнью. Каждый художник, работая над пушкинскими сюжетами, нашел свое решение. И их миниютюры оказались удивительно созвучны пушкинским шедеврам.

Представленные наблюдения позволяют сделать некоторые обобщения:

Палех и сказка — понятия неразрывные, почти синонимы.

Все сказки Пушкина иллюстрировались палехскими художниками.

То, что Пушкин гениально воплотил в слове, художники Палеха отобразили в красках и линиях, в золотом и серебряном орнаменте.

Одно из первых мест в палехской пушкиниане по праву занимает миниатюра И. Баканова «Сказка о золотом петушке».

В яркости и звонкости красок палешан прослеживается близость миниатюр пушкинским сказкам.

Сказки Пушкина излучают свет добра и красоты, такой же свет идет и от палехских миниатюр.

Пушкинские сказки необычайно музыкальны, не случайно они так легко ложатся на музыку.

И музыка, и стихи основаны на ритме.

В палехских миниатюрах тоже есть свой ритм – живописный.

Язык пушкинских сказок очень выразителен, ярок. Это нашло отражение и в палехских миниатюрах, иллюстрирующих их.

Каждый художник, работая над пушкинскими сюжетами, нашел свое решение, и их миниатюры оказались удивительно созвучны пушкинским шедеврам.

Заключение

Кратко обобщим результаты проведенного исследования.

Палехское искусство неразрывно связано с литературой. Сказочная поэзия Александра Сергеевича Пушкина нашла яркое образное воплощение в искусстве мастеров палехской лаковой миниатюры. Многие десятилетия она является для них источником вдохновения для создания многочисленных произведений изобразительного искусства.

Всем естеством художника связанные с поэтикой древнерусского искусства и народного творчества, палешане воспринимают мир в ритме и мелодиях старинной русской поэзии, ощущая ее певучую гармонию. Такое мировосприятие сродни природе сказочной поэзии Пушкина, восходящей к тем же истокам многовековой народной культуры. То, что Пушкин гениально воплотил в слове, художники Палеха отобразили в красках и линиях, в золотом и серебряном орнаменте.

В палехских миниатюрах мы часто видим самого А.С. Пушкина, иногда он изображается в окружении своих героев, но чаще всего рядом с няней. И в произведениях А.С. Пушкина, и в палехских миниатюрах звучит тема человеческой привязанности, любви, духовной близости. В центре внимания произведений – няня, ведь именно она пленила слух юного поэта своими напевами, оставила «меж пелен» «свирель», ставшую символом вдохновения и поэзии, она стала для него «подругой дней… суровых».

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
[4, 34]

Все сказки Пушкина иллюстрировались палехскими художниками. Возникли целые сюиты на темы произведений – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и др.

Поражает радостная палитра палешан, их звонкие краски. Именно в яркости и звонкости мы видим близость миниатюр пушкинским сказкам. Их мир такой же необыкновенный и причудливый, затейливый и очарованный. Сказки Пушкина (даже те, где есть печальные ноты) излучают свет добра и красоты, такой же свет идет от палехских миниатюр.

Почти все миниатюры сделаны на черном фоне – это палехская традиция. Но от этого они не становятся мрачными, наоборот, краски еще ярче сияют из его черной глубины, придавая миниатюрам ощущение таинственности и чуда.

Пушкинские сказки необычайно музыкальны. В палехских миниатюрах тоже есть свой ритм – живописный.

Язык пушкинских сказок очень выразителен, ярок, емок. Все это нашло свое отражение в палехских миниатюрах, иллюстрирующих пушкинские сказки.

Отмечается удивительная гармония, которая возникла между поэтом и художниками Палеха. Наверное, основа этой гармонии – живой источник народного творчества, который питает и поэзию Пушкина, и живопись художников, — источник, бьющий из родной земли и полный ее соками: речью, музыкой, ритмами, красками. И покуда бьет этот источник и припадают к нему творцы и просто русские люди, неисчерпаема любовь к родному и близкому, бесконечна фантазия и нет конца новым образам.

Список использованной литературы

1. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М., 2020.

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 2015.

3. Воспоминания о детстве А.С.Пушкина (со слов сестры его Павлищевой О.С.)//А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: 2 т. – М., 1985.

4. Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. М., Ленинград, 1968.

4. «И меж пелен оставила свирель…». Соловей Т.Г. //Литература в школе. 2019. №9.

5. Коромыслов Б.И. Народные художественные промыслы. Палех. М., 1970.

6. Непомнящий В. С. Лирика Пушкина как духовная биография. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 2019.

7. Сказки Пушкина в школе. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «У лукоморья дуб зеленый». Сборник статей. Сост. В.Я. Коровина. М., 2019.

8. Слонимский А.Л. «Мастерство Пушкина». М., 1963.

9. Попова О.С. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 2019.

10. «Яковлева Арина Родионовна». Чаурина Р.А./ /Литература в школе. 2018. № 7.

Просмотров работы: 22

Сказки А.С. Пушкина. Иллюстрации палехских художников. 1961 год

Сказки А.С. Пушкина. Иллюстрации палехских художников. 1961 год

Иллюстрации палехских художников Презентация к заключительному уроку в 5 классе по изучению «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина   Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева» Чемезова Татьяна Фёдоровна

Иллюстрации палехских художников

  • Презентация к заключительному уроку в 5 классе по изучению «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №1 имени А.А. Иноземцева»

Чемезова Татьяна Фёдоровна

Палех Вид народной русской миниатюрной живописи тЕмперой на лаковых изделиях из папье-маше ( Папье-маше – это  масса из бумаги и клея; материал, из которого изготавливают художественные и бытовые изделия) . Активная ссылка на видео https:// www.youtube.com/watch?v=NcPl5eregYo

Палех

Вид народной русской миниатюрной живописи тЕмперой на лаковых изделиях из папье-маше ( Папье-маше – это  масса из бумаги и клея; материал, из которого изготавливают художественные и бытовые изделия) .

  • Активная ссылка на видео
  • https:// www.youtube.com/watch?v=NcPl5eregYo

ТÉМПЕРА   Слово «тЕмпера» происходит от латинского  temperare , что означает «смешивать», «смягчать». Темперой называют  краски , которые изготавливают из сухих порошковых пигментов. От масляных красок они отличаются связующим веществом. Для темперы традиционно использовали составы на основе цельного яйца или яичного желтка, тогда как для масляных красок — льняное или другие растительные масла.   Темперой называют также живопись, выполненную темперной краской. Ее свойства позволяют перекрывать большую поверхность и писать тонкими длинными линиями. Темперные краски более устойчивы к внешним воздействиям, чем масляные, и дольше сохраняют яркость и цвет.   Темпера появилась намного раньше масляных красок: она была известна уже в  Древнем Египте . В Средневековье темперой  писали иконы . Мастера хранили технологию изготовления красок и передавали ее подмастерьям. На  Руси  техника появилась в X веке, она пришла из Византии вместе с иконописью.

ТÉМПЕРА

Слово «тЕмпера» происходит от латинского  temperare , что означает «смешивать», «смягчать». Темперой называют  краски , которые изготавливают из сухих порошковых пигментов. От масляных красок они отличаются связующим веществом. Для темперы традиционно использовали составы на основе цельного яйца или яичного желтка, тогда как для масляных красок — льняное или другие растительные масла. Темперой называют также живопись, выполненную темперной краской. Ее свойства позволяют перекрывать большую поверхность и писать тонкими длинными линиями. Темперные краски более устойчивы к внешним воздействиям, чем масляные, и дольше сохраняют яркость и цвет. Темпера появилась намного раньше масляных красок: она была известна уже в  Древнем Египте . В Средневековье темперой  писали иконы . Мастера хранили технологию изготовления красок и передавали ее подмастерьям. На  Руси  техника появилась в X веке, она пришла из Византии вместе с иконописью.

Назовите сказку А.С. Пушкина по иллюстрациям художников

Назовите сказку А.С. Пушкина по иллюстрациям художников

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Художник А. Ковалев (Палех)   Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Художник А. Ковалев (Палех)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Назовите сказку А.С. Пушкина по иллюстрациям художников

Назовите сказку А.С. Пушкина по иллюстрациям художников

  «Сказка о рыбаке и рыбке»  А. С. Пушкина  Художник А. Катухина (Палех)      На него старуха не взглянула, Лишь с очей прогнать его велела. Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина Художник А. Катухина (Палех)  

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашей затолкали.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина  Художник Г. Мельников (Палех) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой?»

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина Художник Г. Мельников (Палех)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?»

 «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина  Художник К. Бокарев (Палех)   Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет: Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина Художник К. Бокарев (Палех)

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет:

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

«Сказка о царе Салтане» А. С. ПушкинаХудожник Б. Ермолаев (Палех) Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда?»

«Сказка о царе Салтане» А. С. ПушкинаХудожник Б. Ермолаев (Палех)

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?»

 «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина  Художник А. Борунов (Палех)   Встрепенулась, отряхнулась, И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава.

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина Художник А. Борунов (Палех)

Встрепенулась, отряхнулась,

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

«Сказка о золотом петушке»  А.С. Пушкина Художник В. Рожков (Палех) Воевода говорит: «Петушок опять кричит, Страх и шум во всей столице». Царь к окошку — ан на спице, Видит, бьется петушок, Обратившись на восток.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина Художник В. Рожков (Палех)

Воевода говорит:

«Петушок опять кричит,

Страх и шум во всей столице».

Царь к окошку — ан на спице,

Видит, бьется петушок,

Обратившись на восток.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина Художник В. Рожков (Палех) Шамаханская царица, Вся сияя как заря, Тихо встретила царя.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина Художник В. Рожков (Палех)

  • Шамаханская царица,
  • Вся сияя как заря,
  • Тихо встретила царя.

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина Художник А. Зайцев (Палех) Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда.

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С. Пушкина Художник А. Зайцев (Палех)

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина  Художник Г. Буреев (Палех)   Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина Художник Г. Буреев (Палех)

Гроб разбился.

Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами.

Замечательные  иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина в стиле Палех   нарисовал известный советский художник-иллюстратор   Александр Куркин.

Замечательные 

иллюстрации к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина в стиле Палех

  нарисовал известный советский

художник-иллюстратор

  Александр Куркин.

  Задание к слайдам  26-39: Озаглавьте эпизод сказки. Подберите стихотворный отрывок из сказки к данному эпизоду

Задание к слайдам 26-39:

Озаглавьте эпизод сказки. Подберите стихотворный отрывок из сказки к данному эпизоду

Экранизации сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 1914г.   – немой фильм « Сказка о спящей царевне и о семи богатырях» , производство Александр Ханжонков. Режиссёр – Петр Чардынин; 1951г.  – рисованный мультфильм Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях , режиссёр – Иван Иванов-Вано; 1978г.   – художественный фильм по мотивам сказки А.С. Пушкина « Осенние колокола» режиссёр - Владимир Гориккер. (Текст за кадром читает И. Смоктуновский)

Экранизации сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1914г.   – немой фильм « Сказка о спящей царевне и о семи богатырях» , производство Александр Ханжонков. Режиссёр – Петр Чардынин;

1951г.  – рисованный мультфильм Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях , режиссёр – Иван Иванов-Вано;

1978г.   – художественный фильм по мотивам сказки А.С. Пушкина « Осенние колокола» режиссёр — Владимир Гориккер.

(Текст за кадром читает И. Смоктуновский)

Источники: 1.https ://needlewoman.ru/articles/illyustratsii-hudozhnikov-paleha-k-skazkam.html 2. https :// 100urokov.ru/predmety/skazka-o-myortvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah 3. https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/tempera / 4. https:// www.youtube.com/watch?v=NcPl5eregYo

Источники:

1.https ://needlewoman.ru/articles/illyustratsii-hudozhnikov-paleha-k-skazkam.html

2. https :// 100urokov.ru/predmety/skazka-o-myortvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah

3. https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/tempera /

4. https:// www.youtube.com/watch?v=NcPl5eregYo

  • Палеха иллюстрации к сказкам пушкина
  • Палящим солнцем как пишется
  • Палех сказки пушкина картинки
  • Палящий сорняки как пишется
  • Палето место как пишется