Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Викторина по сказке В. Сутеева
«Палочка-выручалочка» -
2 слайд
1. Кто главные герои этой истории?
а) Медведь и Волк
б) Заяц и Еж
в) Лисица и Петух -
3 слайд
2. Что поднял по дороге домой Еж?
а) яблоко
б) палку
в) старый ботинок -
4 слайд
3. Как палочка-выручалочка помогла Ежу в первый раз?
а) помогла найти гриб под ворохом листьев
б) Еж опирался на нее, когда уставал идти
в) помогла перебраться через ручей -
5 слайд
4. Как палочка-выручалочка выручила друзей во второй раз?
а) помогла отбиться от Волка
б) вытянула Зайца, который чуть не утонул в болоте
в) помогла вернуть птенца в гнездо -
6 слайд
5. Какое название палочке-выручалочке дал Еж, когда с ее помощью они вернули птенчика в гнездо?
а) палочка-выручалочка-по врагу-ударялочка
б) палочка-выручалочка-наверх-поднималочка
в) палочка-выручалочка-через-все-скакалочка -
7 слайд
6. От какого хищного зверя спасла Зайца палочка-выручалочка?
а) от Волка
б) от Медведя
в) от Лисицы -
8 слайд
7. Сколько раз палочка-выручалочка помогла друзьям?
а) два
б) четыре
в) один -
9 слайд
8. Продолжи фразу: «Тут все понял Заяц: — Верно ты сказал: важна не палка, а …»
а) умная голова да доброе сердце
б) сильные руки
в) быстрые ноги -
10 слайд
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
1. б 5. б
2. б 6. а
3. в 7. б
4. б 8. а
Владимир Сутеев
Палочка-выручалочка
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц.
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
Описание исходного уровня знаний, умений и
навыков, необходимых для проведения урока по
данной теме:
- учащиеся владеют слоговым чтением.
- умеют моделировать произведение.
- любят выполнять творческие работы по тексту.
- учатся работать в группах.
Учебные задачи:
- ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
- включить учащихся в эмоционально-творческую
деятельность, связанную с читаемым
произведением; - развивать творческое воображение;
- воспитывать чувство взаимопомощи,
взаимовыручки.
Учебные умения:
- правильно называть произведение (фамилия
автора, заглавие), определять жанр и тему; - выявлять авторскую точку зрения и выражать
свою; - прогнозировать содержание на основе заголовка;
- редактировать деформированный словесный и
картинный план, создавая при этом диафильм; - разыгрывать диалог;
- создавать продолжение сказки
Оборудование урока.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки
слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1
класса, с.114-117.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая
тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
- Листочки, цветные карандаши для моделирования.
- Компьютерная презентация урока.
- Выставка книг В. Г. Сутеева.
- Костюмы Зайца, Ежа.
- Карточки для рефлексии.
Конспект урока
1. Организация класса.
— Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Сообщение темы.
-Сегодня на уроке литературного слушания вас
ждёт встреча с новым произведением.
-Заголовок произведения “Палочка —
выручалочка”.
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)
— О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка
помогала кому – то? (Золушка)
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши
предположения
3. Чтение учителем произведения
(Книги закрыты).
4. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
5. Моделирование обложки
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала
сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных.
-Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто
написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
— Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора.
-Что вы знаете об этом человеке?
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой,
а рисовал левой.
-Художник и писатель в одном лице – это
настоящий волшебник! А если этот человек ещё и
режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов,
то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.
Обратите внимание на выставку, где собраны не
только книги, которые он сам писал и
иллюстрировал, но и произведения других авторов
с рисунками Сутеева.
-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть
замечательная книга, с которой она хочет вас
познакомить.
(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в
картинках В.Г.Сутеева”.)
-Это, действительно, удивительный человек. Его
рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы?
Отгадайте по моделям обложек.
-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”,
“Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная
кошка”.
-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки.
Обозначьте заголовок в модели.
-Сравните с моей моделью.
-Назовите правильно произведение, с которым мы
сегодня работаем на уроке.
Сутеев “Палочка — выручалочка”. Эта сказка о
животных.
6. Работа с произведением: анализ содержания,
определение темы чтения.
-Вам встретились такие слова, значение которых
вам было непонятно?
(Если есть такие слова, то они заносятся в
“Словарь нашего класса”)
-Кто главные герои в сказке?
-Ёжик и Заяц.
-Переверните модели и запишите это на обратной
стороне.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
-Каким был Ёжик? Заяц?
Ёжик | Заяц |
Воспитанный | Невоспитанный |
Вежливый | Грубый |
Смелый | Трусливый |
Добрый | Благодарный |
Умный | |
Находчивый | |
Сообразительный | |
Скромный |
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил
его?
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в
которой каждая страничка – это ваша работа.
(Учитель собирает модели и степлером соединяет
в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)
-Где эта книга родилась?
-г. Урень, МОУ УСОШ №1
— Книга оформлена под руководством
С.Ф.Сироткиной.
-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке
развития” появилась ещё одна новая книга.
7. Релаксация. Музыкальная пауза
Дети исполняют песню “В мире много сказок”
В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.
8. Повторное слушание.
— Хотите послушать сказку в исполнении артиста
Всеволода Абдулова?
-На экране будут слайды – рисунки Сутеева
Прослушивание аудиокниги. Просматривание
иллюстраций к сказке
9. Творческая работа в группах.
-Сейчас будем работать по группам.
1 группа “Мишки”– составить диафильм
2 группа “Белочки”- работа в книге
“Литературное чтение”, с. 117
-Задача вашей группы – прочитать отрывок из
сказки, проинсценировать диалог главных героев.
3 группа “Лисички”– придумать продолжение
сказки от имени Зайца
Презентация работы каждой группы.
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
Вопросы учащимся после инсценирования сказки:
-Представьте, что перед вами настоящие герои
сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?
-Что посоветуете Ежу? Зайцу?
10. Рекомендации для самостоятельной работы.
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов,
мультипликаторов, артистов, хотите быть
иллюстраторами? Это вы по желанию сможете
сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому
отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу –
самоделку.
— Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица
Ёжика или Зайца своим младшим братьям,
сестричкам, родителям.
11. Итог урока. Рефлексия.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой?
От чего это зависит? В чьих руках простая палочка
может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое
важное?
-“Важна не палка, а умная голова, да доброе
сердце!”
-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок”! Чему учит нас сказка?
— Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать
волшебной, если окажется в руках умного и доброго
человека.
-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?
Что понравилось? Что не понравилось? Чему
научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение. (Графический
словарь)
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой
знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на
уроке.
-Прикрепите на общий круг знак, который
соответствует вашему состоянию.
Приложение (презентация)