Палочка выручалочка сутеев вопросы к сказке

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Викторина по сказке В. Сутеева
«Палочка-выручалочка»

    1 слайд

    Викторина по сказке В. Сутеева
    «Палочка-выручалочка»

  • 1. Кто главные герои этой истории?
а) Медведь и Волкб) Заяц и Ежв) Лисица и...

    2 слайд

    1. Кто главные герои этой истории?
    а) Медведь и Волк
    б) Заяц и Еж
    в) Лисица и Петух

  • 2. Что поднял по дороге домой Еж?
а) яблокоб) палкув) старый ботинок

    3 слайд

    2. Что поднял по дороге домой Еж?
    а) яблоко
    б) палку
    в) старый ботинок

  • 3. Как палочка-выручалочка помогла Ежу в первый раз?
а) помогла найти гриб по...

    4 слайд

    3. Как палочка-выручалочка помогла Ежу в первый раз?
    а) помогла найти гриб под ворохом листьев
    б) Еж опирался на нее, когда уставал идти
    в) помогла перебраться через ручей

  • 4. Как палочка-выручалочка выручила друзей во второй раз?
а) помогла отбиться...

    5 слайд

    4. Как палочка-выручалочка выручила друзей во второй раз?
    а) помогла отбиться от Волка
    б) вытянула Зайца, который чуть не утонул в болоте
    в) помогла вернуть птенца в гнездо

  • 5. Какое название палочке-выручалочке дал Еж, когда с ее помощью они вернули...

    6 слайд

    5. Какое название палочке-выручалочке дал Еж, когда с ее помощью они вернули птенчика в гнездо?
    а) палочка-выручалочка-по врагу-ударялочка
    б) палочка-выручалочка-наверх-поднималочка
    в) палочка-выручалочка-через-все-скакалочка

  • 6. От какого хищного зверя спасла Зайца палочка-выручалочка?
а) от Волкаб) о...

    7 слайд

    6. От какого хищного зверя спасла Зайца палочка-выручалочка?
    а) от Волка
    б) от Медведя
    в) от Лисицы

  • 7. Сколько раз палочка-выручалочка помогла друзьям?
а) дваб) четырев) один

    8 слайд

    7. Сколько раз палочка-выручалочка помогла друзьям?
    а) два
    б) четыре
    в) один

  • 8. Продолжи фразу: «Тут все понял Заяц: — Верно ты сказал: важна не палка, а...

    9 слайд

    8. Продолжи фразу: «Тут все понял Заяц: — Верно ты сказал: важна не палка, а …»
    а) умная голова да доброе сердце
    б) сильные руки
    в) быстрые ноги

  • ПРОВЕРЬ СЕБЯ:1. б                 5. б
2. б                 6. а
3. в...

    10 слайд

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
    1. б 5. б
    2. б 6. а
    3. в 7. б
    4. б 8. а

Владимир Сутеев
Палочка-выручалочка

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.

Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц.
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Описание исходного уровня знаний, умений и
навыков, необходимых для проведения урока по
данной теме:


  • учащиеся владеют слоговым чтением.
  • умеют моделировать произведение.
  • любят выполнять творческие работы по тексту.
  • учатся работать в группах.

Учебные задачи:


  • ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  • включить учащихся в эмоционально-творческую
    деятельность, связанную с читаемым
    произведением;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чувство взаимопомощи,
    взаимовыручки.

Учебные умения:


  • правильно называть произведение (фамилия
    автора, заглавие), определять жанр и тему;
  • выявлять авторскую точку зрения и выражать
    свою;
  • прогнозировать содержание на основе заголовка;
  • редактировать деформированный словесный и
    картинный план, создавая при этом диафильм;
  • разыгрывать диалог;
  • создавать продолжение сказки

Оборудование урока.


  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки
    слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1
    класса, с.114-117.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая
    тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
  • Листочки, цветные карандаши для моделирования.
  • Компьютерная презентация урока.
  • Выставка книг В. Г. Сутеева.
  • Костюмы Зайца, Ежа.
  • Карточки для рефлексии.

Конспект урока

1. Организация класса.

— Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и
наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Сообщение темы.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас
ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Палочка —
выручалочка”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

— О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка
помогала кому – то? (Золушка)

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши
предположения

3. Чтение учителем произведения

(Книги закрыты).

4. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

5. Моделирование обложки

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала
сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто
написал эту сказку?

-В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

— Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке?

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой,
а рисовал левой.

-Художник и писатель в одном лице – это
настоящий волшебник! А если этот человек ещё и
режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов,
то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.

Обратите внимание на выставку, где собраны не
только книги, которые он сам писал и
иллюстрировал, но и произведения других авторов
с рисунками Сутеева.

-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть
замечательная книга, с которой она хочет вас
познакомить.

(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в
картинках В.Г.Сутеева”.)

-Это, действительно, удивительный человек. Его
рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы?
Отгадайте по моделям обложек.

-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”,
“Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная
кошка”.

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки.
Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью.

-Назовите правильно произведение, с которым мы
сегодня работаем на уроке.

Сутеев “Палочка — выручалочка”. Эта сказка о
животных.

6. Работа с произведением: анализ содержания,
определение темы чтения
.

-Вам встретились такие слова, значение которых
вам было непонятно?

(Если есть такие слова, то они заносятся в
“Словарь нашего класса”)

-Кто главные герои в сказке?

-Ёжик и Заяц.

-Переверните модели и запишите это на обратной
стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

-Каким был Ёжик? Заяц?

Ёжик Заяц
Воспитанный Невоспитанный
Вежливый Грубый
Смелый Трусливый
Добрый Благодарный
Умный  
Находчивый
Сообразительный
Скромный

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил
его?

-Как автор относится к ежу? К зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в
которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и степлером соединяет
в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)

-Где эта книга родилась?

-г. Урень, МОУ УСОШ №1

— Книга оформлена под руководством
С.Ф.Сироткиной.

-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке
развития” появилась ещё одна новая книга.

7. Релаксация. Музыкальная пауза

Дети исполняют песню “В мире много сказок”

В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.

8. Повторное слушание.

— Хотите послушать сказку в исполнении артиста
Всеволода Абдулова?

-На экране будут слайды – рисунки Сутеева

Прослушивание аудиокниги. Просматривание
иллюстраций к сказке

9. Творческая работа в группах.

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа “Мишки”– составить диафильм

2 группа “Белочки”- работа в книге
“Литературное чтение”, с. 117

-Задача вашей группы – прочитать отрывок из
сказки, проинсценировать диалог главных героев.

3 группа “Лисички”– придумать продолжение
сказки от имени Зайца

Презентация работы каждой группы.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

Вопросы учащимся после инсценирования сказки:

-Представьте, что перед вами настоящие герои
сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Ежу? Зайцу?

10. Рекомендации для самостоятельной работы.

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов,
мультипликаторов, артистов, хотите быть
иллюстраторами? Это вы по желанию сможете
сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому
отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу –
самоделку.

— Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица
Ёжика или Зайца своим младшим братьям,
сестричкам, родителям.

11. Итог урока. Рефлексия.

-Может ли простая палочка стать выручалочкой?
От чего это зависит? В чьих руках простая палочка
может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое
важное?

-“Важна не палка, а умная голова, да доброе
сердце!”

-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок”! Чему учит нас сказка?

— Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать
волшебной, если окажется в руках умного и доброго
человека.

-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?
Что понравилось? Что не понравилось? Чему
научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. (Графический
словарь)

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой
знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой

-Встаньте те, кто доволен своей работой на
уроке.

-Прикрепите на общий круг знак, который
соответствует вашему состоянию.

Приложение (презентация)

  • Памятка по итоговому сочинению
  • Палочка выручалочка как правильно пишется
  • Памятка написания сочинения рассуждения
  • Паломники или поломники как пишется
  • Памятка как читать сказку