Ответы к стр. 34 — 35
- Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.
Розвальни – сани.
Башлык – это тёплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами.
Сени – нежилое помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.
Калоши – прочная резиновая обувь с низким верхом, надеваемая поверх туфель или ботинок для защиты от грязи и влаги.
Самоеды – старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.
Кучер – работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми; возница.
Людская – помещение, предназначенное для дворни, слуг при барском, помещичьем доме.
Флигель – небольшое здание (обычно жилое) на одной территории с более крупным зданием, во дворе оного; боковая пристройка к основному зданию.
Приказчик – человек, служащий по найму у купца или в каком-нибудь торговом заведении, выполнявшее поручения торгового характера, занимавшееся по доверенности хозяина торговлей в магазине.
Урядник – унтер-офицер в казачьих войсках армии Российского государства до 1917 г.
- Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.
Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы, ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…». Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».
Другой отрывок, где семейство Королёвых мастерит украшения для ёлки: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) И мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Отец «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».
Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи. То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…».
- Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.
Побег научил Володю ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.
УСТНО: Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.
Для Володи побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту».
Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Володя очень тяжело переживал своё безвыходное положение (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму.
Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».
- Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.
Мальчики совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.
УСТНО: За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причем Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга».
Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером Володя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр».
«Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».
Чечевицын увлечён книгами Майн Рида. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».
Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».
Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев».
Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Но если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».
- Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение.
Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и даёт нам понять, что мальчики поступили плохо.
- Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.
План:
1. Отдых на море.
2. Загадочные сталактиты и сталагмиты.
3. В поисках пещеры.
4. Встреча с родителями.
Загадочные сталактиты и сталагмиты
Однажды я с родителями и семьёй моего друга отдыхали на море. Вечером мы смотрели ночной город, а потом сидели у костра, пили чай. И папа моего друга Серёжи рассказал, что в детстве они с мальчишками недалеко отсюда нашли пещеру. Мы с Серёжкой ещё ни разу в жизни не видели настоящих сталактитов и сталагмитов и хотели на них посмотреть. И вот, отведя меня в сторонку, приятель предложил пойти, найти пещеру. Я очень боялся, что мама будет волноваться и оставил ей записку: «Скоро вернёмся. Не беспокойтесь.»
Затем мы с Серёжей отправились на поиски пещеры. Проискав пещеру часа два, поняли, что сбились с дороги и заблудились. Ночь была холодная, мы замёрзли и развели костёр. Благодаря ему нас нашли родители и очень поругали. Мама с папой очень рассердились на меня и утром, когда пошли в пещеру, нас с Серёжкой не взяли. И хотя нам было обидно, что мы так и не увидели сталактитов и сталагмитов, я был рад, что родители бросились искать нас вовремя.
ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.
А. П. Чехов. Мальчики, с. 34 – 35
3.5 (69.64%) от 504 голосующих
-
Оъясните значение слов:башлык,розвальни,сюртук,самоеды,бизон,пампасы,мустанг,индейцы,чечевицы,плантации,термит,москит,флигель,урядник,приказчик
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
natashajones843
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика1 минута назад
Помогите решить задание
-
Химия6 минут назад
Обменного взаимодействия нитрата бария с серной кислотой, если в результате образуются сульфат бария и азотная кислота
-
Математика6 минут назад
89 соток тысяч 2 еденицы тысяч 4 десятка
-
Русский язык6 минут назад
Найти значение выражения:
-
Алгебра6 минут назад
Помогите решить пожалуйста, с пояснением! Буду очень благодарна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
План-конспект
открытого урока русской литературы
в интегрированном 5 «Б» классе
учителя русского языка и литературы Тарасик Н. С.
А. П. Чехов. «Мальчики». Слово о писателе. Мир детства в рассказе
Тема: А. П. Чехов. «Мальчики». Слово о писателе. Мир детства в рассказе (Урок 1).
Цель. 1) познакомить учащихся с отдельными эпизодами творческой биографии А. П. Чехова; прочитать рассказ; расширить кругозор учащихся (лексика); рассмотреть мир детства в рассказе, любознательность героев, их увлечённость мечтой;
2) развивать навыки выразительного чтения; учить выделять главное, оценивать поступки; развивать эмоциональную сферу мышления учащихся;
3) прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова А. П. Чехова; воспитывать культуру восприятия худ. текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Все сосредоточились и настроились на работу. Мы помним:
Невозможно без вниманья получить образованье!
Тема урока – А. П. Чехов. «Мальчики». Слово о писателе. Мир детства в рассказе.
Какие задачи мы поставим перед сосбой на сегодняшнем уроке?
1. Познакомиться с жизнью и творчеством А.П. Чехова.
2. Сравнить главных героев.
3. Понять, чему учит нас рассказ «Мальчики».
II. Слово учителя.
— Более 150 лет назад, может в такой же зимний денек, родился мальчик. И никто на земле не знал, что родился будущий знаменитый писатель Антон Павлович Чехов.
С творчеством Чехова мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнем с биографии писателя. Как вы думаете, почему? (Поможет лучше понять произведения писателя.)
Подготовленный учащийся рассказывает биографию А.П. Чехова. Краткое сообщение о творческой биографии А. П. Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в Таганроге в семье мелкого торговца.
Чехов – русский писатель, классик мировой литературы. По профессии врач. Произведения А. П. Чехова переведены на 100 языков мира. У Чехова много произведений написано для детей и о детях. Это и «Каштанка», и «Белолобый», и «Мальчики». Антон Павлович создал более 900 произведений за 26 лет творчества.
Светлый ключ таланта пробивался в семье чуть ли не в каждом. Павел Егорович, глава семейства, играл на скрипке, пел, рисовал. Мать, Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. Их дети, Александр и Михаил, стали писателями, Николай – художником, Иван – педагогом, а дочь Мария – художницей.
III. Сообщение темы, постановка целей урока.
Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» поможет нам попасть в замечательный мир детства, романтики, мечты.
— Вспомните всех героев этого произведения. (Мальчики Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник.)
— Назовите главных героев. (Володя и Чечевицын.)
— Скажите, а что является темой рассказа? (Желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений).
— Сегодня на уроке мы будем говорить о Володе и Чечевицыне, их мечтах, увлечениях, поступках и характерах.
IV. Проверка первичного восприятия.
-
Понравился ли вам этот рассказ?
-
Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните ответ.
-
Куда же хотели сбежать мальчики?
-
Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далёкое путешествие? Куда?
V. Словарная работа.
В рассказе встретилось много непонятных слов. Давайте поработаем с ними, чтобы затем при работе не встречались трудности. Помогите мне объяснить значение слов, которые вам знакомы.
(Слова размещены на доске, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах доски. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим ему словом.)
Розвальни – сани без спинки и сиденья.
Башлык – капюшон с длинными концами, надеваемый для теплоты поверх шапки.
Гимназист – ученик гимназии (школы в 19 веке).
Приказчик – управляющий имением.
Флигель – постройка с боку главного здания.
Сюртук – мужской длинный пиджак в талию с длинными полами.
Бизон – животное, дикий североамериканский бык.
Джин – крепкий спиртной напиток.
Самоеды – это старое название ненцев и некоторых северных народов.
Индейцы – коренные племена Америки.
Мустанги – одичавшая лошадь.
Пампасы – южноамериканские степи.
Москит – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.
Термиты – насекомые.
Сочельник – канун новогодних (рождественских) праздников.
Флигель – пристройка к дому или небольшой отдельный дом во дворе большого здания.
Урядник – полицейский, нижний чин в полиции.
VI. Беседа по вопросам. Анализ произведения.
— Поговорим о задаче нашего урока. Она вытекает из данной логической цепочки:
Событие – поступок – характер (Запишите в тетрадь)
-Почему именно такую цепочку я построила?
(Именно поступки героев помогают нам разобраться в его взглядах, понять его характер)
— Для начала попробуем понять, как развиваются события рассказа.
1. Когда происходят события? (В 19 веке, перед Рождеством).
2. Чем занята семья Королёвых накануне Нового года? Что автор называет «увлекательной и шумной работой»? (Изготовление елочных украшений.)
3. Почему рассказ начинается с радостных восклицаний домочадцев Володи? (Восклицания помогают нам понять, каким долгожданным был приезд Володи домой.)
4. Как Чехов передаёт весёлую суету, вызванную приездом Володи? (Перечисляются действия, обозначенные глаголами: крикнул, завопила, бросились обнимать и целовать, подняли визг, вбежал, закричал… Появлению Володи, кажется, рады даже двери, которые «скрипели, хлопали», не говоря уж о Милорде, который ревел басом от восторга, приветствуя Володю)
4. Откуда приехали мальчики? (Из гимназии, на каникулы).
5. Как относятся друг к другу члены семьи Королевых? Как вы смогли это определить?
(Дружески, сердечно, уважительно, заинтересованно. Все участвуют в общем деле. Члены семьи очень рады приезду гостей, встречают их шумно, с восторгом.)
6. Давайте разделим рассказ на отдельные эпизоды.
1. Приезд Володи и его друга. (Его ждут дома, ему очень рады).
2. Подготовка к побегу. (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи).
3. Побег.
4. Поиски мальчиков. (Напряженность действия).
4. Возвращение мальчиков. (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи).
5. Отъезд Чечевицына(Чечевицын не раскаивается в поступке).
7. Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)
8. Проведем небольшую исследовательскую работу по глобусу. Мы наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей. Володя: А Калифорния? Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.) Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь? (19.270 км)!!!!
9. В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи отличаются, чем они похожи? (Шум и суета в начале и в конце, а веселье только в начале рассказа).
10. Правильно ли поступили родители в этой ситуации? (Да.)
Физкультминутка.
Мы становимся всё выше,
Достаем руками крыши.
На два счета – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Поднимайтесь плечики,
Прыгайте, кузнечики..
VII. Сравнительная характеристика главных героев.
-Сейчас мы будем говорить о главных героях, учиться их сравнивать.
-Как мы можем сравнивать героев литературного произведения? Посмотрите на план, по которому мы будем работать.
План характеристики героев произведения (написан на карточках на всех столах)
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя.
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они? Володя и Чечевицын – мальчики одного возраста, учатся вместе.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
— Найдите описание мальчиков в тексте.
— У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам.
Работа в парах
Володя: Чечевицын:
пухл худ
бел смугл
весёлый угрюмый
разговорчивый малообщительный
странный некрасив
Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями.
— Из представленных на доске иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
Слайд 6. Портреты героев. Чечевицын, в отличие от Володи, «худ, смугл, покрыт веснушками». «Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив».
3. Речь героя.
Речь героев загадочна, много непонятных слов: Монтигомо Ястребиный коготь, пампасы, мустанги, бледнолицый, Майн-Рид. Это слова из произведений известного английского писателя Майн-Рида.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрываются характеры героев? (Чечевицын оказывает на Володю большое влияние. Домашние замечают, что поведение Володи изменилось: «Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад тому, что приехал домой». Он был занят какими-то тайными мыслями, переглядывался с Чечевицыным, о чем-то шептался с ним, не участвовал, как обычно, в рождественским приготовлениях, «не играл, а все думал о чем-то». Чечевицын разрабатывает маршрут путешествия, убеждает Володю не трусить, а бежать с ним в Америку, в конце концов уговаривает его.)
5. Что общего между героями? Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают.
6. Что отличает двух героев? Чем можно объяснить такое сильное влияние Чечевицына на Володю?
Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый. Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь.
Володя очень добрый, любит родителей, поэтому он нерешителен.
Можно ли назвать Володю трусом? Почему? Нет.
7. Ваше отношение к данным персонажам.
Для того чтобы определить своё отношение к героям, надо понять мотив их поступка (ПОБЕГА). Почему герои решились на побег? Давайте выберем.
Герои решились на побег, потому что:
-
Были смелыми и решительными
-
Были глупыми и самонадеянными
-
Мало знали и плохо представляли трудности пути
-
Не любили своих близких
-
Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
-
Любили путешествовать и узнавать новое.
— Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)
— Встреча после побега. (Прочитать)
— Можно ли так поступать?
— Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)
— Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?
— Могло случиться что-нибудь страшное.
— Правильно ли они поступили?
— Мальчики поступили неправильно, потому что они думали только о себе.
8. Отношение автора к героям.
— Автор не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие.
(Автор осуждает мальчиков, потому что они доставили много хлопот и переживаний родственникам.)
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
VIII. Обобщение. Подведение итогов урока.
-Чему учит автор произведения?
— Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.
-Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
— Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.
— Какой вывод сделаем по уроку?
Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их.
— Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться.
Итоговые вопросы:
1. С творчеством какого писателя мы познакомились?
2. Что из жизни Чехова вам запомнилось?
3.Назовите произведение, с которым познакомились.
4. Назовите тему и основную мысль произведения.
5. Что вам понравилось на уроке?
6. Закончите фразу: «Я сегодня на уроке….»
IX. Домашнее задание. Выставление отметок.
1) перечитать рассказ;
2) составить план рассказа в тетрадь (70-10 пунктов) и подготовить по нему близкий к тексту пересказ фрагмента в полстраницы.
3) составить тест или викторину из 10 вопросов.
X. Рефлексия.
— Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.
Я прошу вас выразить своё мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку. (На парте у каждого ребёнка рисунок солнышка, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение.
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2. Внешность героя (его лицо, одежда, манера поведения).
3. Речь героя.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2. Внешность героя (его лицо, одежда, манера поведения).
3. Речь героя.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2. Внешность героя (его лицо, одежда, манера поведения).
3. Речь героя.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
2. Внешность героя.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах.
Володя |
Чечевицын |
Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями.
Из представленных иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
3. Речь героя.
Речь героев _______________ , в ней много _________ слов: пампасы,____________________. Это слова из произведений английского писателя ______________________ .
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
2. Внешность героя.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах.
Володя |
Чечевицын |
Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями.
Из представленных иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
3. Речь героя.
Речь героев _______________ , в ней много _________ слов: пампасы,____________________. Это слова из произведений английского писателя ______________________ .
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
2. Внешность героя.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах. Поставьте стрелочки к героям.
Володя |
Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями. |
Чечевицын |
Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями.
Из представленных иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
3. Речь героя.
Речь героев _________________________ , в ней много _________________ слов: пампасы,______________________________________________________. Это слова из произведений английского писателя ______________________ .
Карточки к словарной работе (распечатать на А4, печать альбомная)
Башлык
Гимназист
Приказчик
Розвальни
Сочельник
Сюртук
Урядник
Флигель
Чечевица
Бизон
Джин
Индейцы
Москит
Мустанги
Пампасы
Плантации
Самоеды
Термиты
сани без спинки
ученик гимназии
капюшон с длинными концами, надеваемый поверх шапки
управляющий имением
постройка с боку главного здания
бобовое растение с круглым семечком
нижний чин в полиции
мужской длинный пид-жак с длинными полами
канун рождественских праздников
одичавшие лошади
животное, дикий бык
насекомые
старое название северных народов
коренные племена Америки
крепкий спиртной напиток
южноамериканские степи
мелкое насекомое южных стран (больно кусает)
большие земельные владения в Америке
10
Содержание
- Основные персонажи
- Очень краткий пересказ
- Краткое содержание
- Основная идея рассказа
Существует предположение, что в основу рассказа «Мальчики» (1887) легло реальное событие: встреча Антона Павловича в Нескучном саду, в Москве, с двумя гимназистами, изображавшими индейцев. Наша статья передает кратко основные события рассказа, дает характеристику героев. Конечно, краткий пересказ не заменит произведения, для этого его нужно читать полностью, но представление о повествовании сложится. Прочитав краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Мальчики», вы сэкономите время, но будете иметь о нем полное представление.
Основные персонажи
- Володя – упитанный гимназист 2-го класса, старший ребенок в семье Королевых;
- Чечевицын – гимназический друг Володи; худой, некрасивый, в веснушках, не по-детски серьезный, угрюмый.
- Катя, Соня и Маша – младшие дети в семье Королевых, любознательные, симпатичные сестры.
- Иван Николаевич Королев – папаша, добродушный, заботливый, не лишенный чувства юмора.
- Мамаша и тетушка юного гимназиста – героини, всецело любящие сына и племянника, эмоционально переживающие за него.
Очень краткий пересказ
Королевых в канун Рождества навещает сын, гимназист второго класса. Вся семья радостно встречают Володю. Мальчик привез гостя – друга, одноклассника Чечевицына.
Сестры Катя и Соня замечают, что мальчишки ведут себя странно, и начинают подслушивать их разговоры. Оказывается, друзья собрались бежать в Америку, стать охотниками, золотоискателями или разбойниками. Катя и Соня решают сохранить тайну. В сочельник гимназисты исчезают. Их ищут, но тщетно. Сообщают о случившемся в полицию. Наутро беглецов находят и возвращают. Иван Николаич отчитывает друзей, телеграфирует родителям Чечевицына. Приезжает мать и забирает гостя домой.
Краткое содержание
Семья Королевых (сестры, тетка, мамаша и папаша, а также пес Милорд) встречает любимого сына Володю, приехавшего перед Рождеством отдохнуть от учебы. Сын прибыл не один.
Все с удивлением обнаруживают закутанного во всевозможные платки и накидки маленького человечка. Володя представляет домочадцам своего гимназического товарища – Чечевицына. Королевы знакомятся с гостем. Особое любопытство проявляют младшие Володины сестренки. Гимназист совершенно некрасив: худенький, веснушчатый, со щетинистыми волосами, толстогубый, узкоглазый. Его можно счесть за кухаркиного сына, только форма гимназиста не дает этого сделать.
Сестры отмечают, что Чечевицын угрюм, постоянно о чем-то думает, следовательно, умен и начитан. Старшая Катя, которой 11 лет, и средняя Соня, замечают, что брат изменился: не интересуется играми, строительством горки и украшением елки. Он ведет себя необычно: хмур, чем-то озадачен, неразговорчив.
Однажды Чечевицын остается наедине с девочками. После неловкого молчания он вдруг начинает рассказывать о Диком Западе, где живут индейцы. Сестры узнают много интересного из жизни коренных американцев. В рассказе, как в сказке, звучат волшебные слова: мустанги, пампасы, бизоны, москиты. В конце повествования рассказчик признается, что не тот, за кого его принимают — он индеец Монтигомо, по прозвищу Ястребиный Коготь.
Тайные разговоры брата с Чечевицыным, подогревают интерес сестер к непонятному поведению ребят. Катя и Соня постоянно следят за ними и слышат тайный разговор друзей-гимназистов. Оказывается, мальчишки собираются в Америку, и к этому все готово. Сестры договариваются не разглашать взрослым о подслушанном: они надеются, что брат будет присылать им из далекой страны подарки — золото и слоновую кость.
Володя в последний момент отказывается от путешествия. Ему жалко маму, ведь она будет огорчена его поступком.
Но Чечевицын все же уговаривает друга совершить побег, и товарищи тайно покидают дом Королевых. Друзей ищут целый день. Их нет в имении, нет в ближайшей деревне. О случившемся сообщают в полицию. Приезжает урядник, пишет какую-то бумагу.
Утром следующего дня беглецов привозят. Оказывается, они ночевали на вокзале. Их обнаружили в момент, когда они искали и хотели купить порох. Володя плачет и раскаивается в содеянном. Николай Иваныч ведет беглецов в кабинет, где отчитывает их за проступок. Чечевицыну он сообщает, что выслал телеграмму его родителям и надеется, что те непременно накажут сына, зачинщика побега, по заслугам.
Володя впадает в горячку, ему делают примочки из уксуса. Приезжает мать Чечевицына и забирает сына домой. Уезжая, невозмутимый и надменный Чечевицын в знак прощания пишет в тетрадке Кати слова: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Основная идея рассказа
Завершая статью «А.П. Чехов «Мальчики», краткое изложение», необходимо сказать, что автор в своем произведении показывает читателям, как происходит становление мужчины. Жизнь подростка всегда связана с романтическим представлением о путешествиях, благородстве и подвигах. Неизбежно, с годами интересы и взгляды на жизнь у мальчиков поменяются, но сейчас в них силен дух авантюризма, страсть к путешествиям, они хотят быть самостоятельными, они хотят быть героями.