Юрий Яковлевич Яковлев
ПАМЯТЬ
ВЕЛИКОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ
После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги. Время от времени девочка отправляла кисточку в рот, и на губах виднелись следы всех красок ее небогатой палитры. За этим занятием ее и застала завуч Антонина Ивановна.
— Тебя оставили после уроков? — спросила строгая наставница, и в пустом классе ее голос прозвучал гулко и раскатисто.
— Нет, — отозвалась девочка и нехотя встала. — Я рисую.
— Почему не идешь домой?
— У меня скоро кружок. — Девочка по привычке отправила кисточку в рот. — Я хожу в танцевальный.
Антонина Ивановна собралась было уходить, но девочка остановила ее неожиданным вопросом:
— Вы Лиду помните?
— Какую Лиду? — Мало ли на своем веку завуч знавала Лид вроде этой черноголовой. — Какую Лиду?
— Лиду Демеш.
— Из какого класса? — почти механически спросила завуч.
— Она не из класса, — ответила девочка. — Она из Орши.
Слова «из Орши» почему-то заставили Антонину Ивановну задержаться. Учительница опустилась на краешек парты, задумалась.
— Она спала на минах, помните?
— На минах?
— Она спала на минах. Одна в холодной сараюшке. Мины могли взорваться. Вы приходили к Лиде за минами. Помните?
Черноголовая как бы взяла за руку пожилую учительницу и привела ее в покосившийся сарай с крышей из ржавого, отслужившего железа. Дверь открывалась со скрипом. Внутри было темно, пахло дровами и прелью. А в дальнем углу стояла койка на кривых ножках.
— Вспомнила, — с облегчением сказала Антонина Ивановна, и ее голос прозвучал задумчиво, приглушенно, словно донесся из Лидиной сараюшки. Мины лежали под койкой в груде битого кирпича.
— Верно, — подтвердила девочка.
Со стороны разговор завуча и девочки выглядел очень странно.
Девочка вспоминала то, чего она в силу своего возраста не могла помнить, и как бы задавала учительнице наводящие вопросы.
— А помните, как Лида торговала яйцами?
— Какими яйцами?
Антонина Ивановна слегка покраснела — уж слишком много получалось наводящих вопросов.
— Обыкновенными яйцами, — пояснила девочка. — Лида выносила на станцию полную корзину. А вы в это время подкладывали под состав мину.
— Верно! Немцы бежали от вагонов к Лиде, совали ей засаленные марки, а я делала свое дело… Что ты еще помнишь о Лиде?
Антонина Ивановна и не заметила, как вместо «знаешь» сказала «помнишь». На какое-то мгновение ей показалось, что обо всем, что в годы войны происходило в Орше, она впервые узнаёт со слов своей ученицы. И оттого, что маленькая ученица так уверенно ориентируется в ее военном прошлом, пожилая учительница почувствовала себя защищенной от разрушительной силы забвенья. Теперь она настойчиво прокладывала дорогу в свое прошлое, благо в этом трудном занятии у нее оказалась прекрасная помощница.
— Что ты еще помнишь о Лиде?
— Накануне праздников Лида всегда стирала свой пионерский галстук. Она же не носила его?
— Не носила. Но стирка галстука напоминала ей мирное время.
Хотя мыло было на вес золота.
— На вес золота? Мыло? — удивилась черноголовая и тут же продолжала свой рассказ: — Однажды Лиду застал полицай.
— Она мне об этом не рассказывала, — нерешительно сказала завуч.
— Застал, — уверенно повторила девочка. — Но Лида не растерялась выплеснула воду на кирпичи. Красный галстук слился с кирпичами.
В это время дверь отворилась, и в класс, очень невысоко от пола, просунулась стриженая голова. Тонкий голосок, заикаясь, произнес:
— Вв-вас директор зз-зовет!
Голова исчезла. Антонина Ивановна, однако, не спешила уходить.
— Ты откуда знаешь про Лиду? — спросила она.
— Знаю. — Девочка внимательно смотрела на завуча, при этом облизывала кисточку. — Я и про вас знаю… Юная партизанка Тоня Кулакова…
— Тоня Кулакова, — подтвердила Антонина Ивановна и посмотрела на свою маленькую собеседницу как бы издалека. — Я ведь тоже была девчонкой. На два года старше Лиды.
— Лида все время толкалась на станции. Среди фашистов. Считала вагоны. Заглядывала внутрь. И записывала.
— А я доставляла записочки партизанам.
Теперь разговор строгой наставницы и ученицы напоминал встречу двух бывалых людей, когда один помогает вспоминать другому, и две человеческие памяти сливаются в одну.
— Лида не только хранила мины, она собирала их, — говорила девочка. Она была ловкой и осторожной. Ни одна мина не взорвалась в ее руках.
— Мина не взорвалась, — подтвердила Антонина Ивановна и опустила голову, — но Лида погибла…
Две собеседницы замолчали, как бы сделали привал на своем трудном пути. Первой заговорила девочка:
— Дедушка говорит, что все равно от чего погибать — от мины или от пули.
— Это верно, — согласилась Антонина Ивановна, — вопрос — кому погибать.
Теперь девочка опустила голову. Она как бы затерялась на далеких сложных перекрестках прошлого и напряженно искала верную дорогу. На мгновенье она утратила уверенность. Кому погибать? Как ответить на этот бесконечно трудный вопрос? Тем более что погибнуть должна была Тоня, Антонина Ивановна.
Вместо привала наступил самый трудный участок пути. Девочка вдруг подняла глаза на учительницу и, как бы рассуждая сама с собой, заговорила:
— Лида спала на минах и приносила на станцию яйца… в корзине. И передавала вам записочки для партизан. Но на этот раз вы не пришли…
— Я не пришла! В том-то и дело!
— Вы не пришли, и Лида сама понесла записочку к партизанам.
И попала в засаду…
В класс снова заглянула стриженая голова. И тонкий голосок, заикаясь, повторил:
— Вв-вас директор зз-зовет!
Завуч не услышала голоса и не увидела стриженой головы. Она как бы покинула класс и перенеслась в далекое тяжелое время, когда взрывались эшелоны врага, а тринадцатилетние девочки погибали наравне с взрослыми бойцами.
Девочка тоже не заметила посланца директора. Она продолжала отвечать на трудный вопрос:
— Вы не пришли, потому что были ранены. Раненые не могут ходить… Вы были ранены…
Антонина Ивановна молчала. Тогда девочка дотронулась до руки учительницы.
— Вы же были… были!..
Девочке казалось, что завуч никак не может вспомнить, была ли она ранена накануне того дня, когда схватили Лиду. Силится и никак не может вспомнить. И, чтобы помочь ей, девочка спросила:
— У вас болит плечо?
Антонина Ивановна как-то механически погладила левое плечо правой рукой.
— Болит временами, по погоде…
— Вот видите, болит по погоде! — обрадовалась черноголовая:
Читать дальше
Юрий Яковлевич Ховкин родился в Петрограде 26 июня 1922 года. Уже в 1940 г. его призвали на фронт. Он принимал участие в обороне Москвы, служил в зенитно-артиллерийском полку. В бою Ховкин был ранен, а в блокадном Ленинграде у него умерла мать.
После войны Юрий занялся своим образованием — он окончил Литературный институт имени Горького. После выпуска начал работать журналистом и взял псевдоним Яковлев. Благодаря тому, что он сотрудничал со многими журналами и газетами, ему удалось побывать в разных уголках СССР.
Юрий Яковлевич принимал участие в разных проектах:
- строительство ВДК;
- возведение Сталинградской ГЭС;
- учения ПрикВО;
- работа нефтяников в Баку;
- дежурство в ночную смену в цеху Уралмаша.
Писатель был близок с простым народом. Он ловил рыбу в Дунае вместе с опытными рыбаками, изучал особенности жизни населения Рязанской области, дежурил на пограничных заставах в Беларуси.
- Яковлев написал несколько поэтических книг, множество повестей и рассказов о детях и подростках.
- Все его произведения учили малышей заботиться об окружающем мире и сохранять в себе человечность в любой ситуации.
- Самые известные работы писателя:
- «Растут сыновья»;
- «Когда уезжает друг»;
- «Сердце земли»
- «Он убил мою собаку»;
- «Красавица»;
- «Колыбельная для мужчин»;
- «Мальчик с коньками»;
- «Верный друг».
По многим его текстам сняли фильмы. Самого автора наградили Орденом Трудового Красного Знамени, Государственной премией СССР и орденом Отечественной войны второй степени.
Но 29 декабря 1995 года Юрий Яковлев скончался. Его могила находится на Даниловском кладбище в Москве.
История создания
Юрий Яковлев оставил значительный след в истории советской литературе. Он смог соединить в своих текстах мечту и романтику, но они не выходили за границы реального мира. Лучшие его произведения датируются 1960−1970-ми годами.
Яковлев с помощью своих рассказов объяснил детям важные вопросы, описал духовные и нравственные проблемы подростков. Чаще всего литературный герой в его произведениях — ребенок. Это касается и рассказа «Он убил мою собаку».
Над этой работой Юрий Яковлев трудился недолго — он начал ее в 1961 году, тогда же она и вышла в публикацию. Рассказ содержит глубокий смысл. Автор пытался донести до детей умение любить живых существ. Способность сочувствовать обездоленным закладывается в ребенке с самого детства. В некоторых случаях ее развивают родители, но иногда малыши сами чувствуют всю боль бездомных животных.
Это относится и к главному герою рассказа Яковлева. Мальчик сжалился над брошенной собакой и решил ее приютить. Но он столкнулся с жестокостью и непониманием взрослых. Бесчеловечное поведение отца не загубило в герое любовь к животным.
Писатель пытался донести мораль произведения — уважать живых существ нужно несмотря на мнение окружающих. Не менее важно оставаться добрым в любой ситуации. Сашка — герой рассказа — благодаря такому печальному случаю смог понять принципы своей будущей жизни. Мальчик желает искоренить бесчеловечность и помогать животным, защищать и оберегать слабых.
Это похвальное стремление, именно такого поведения добивается писатель от своих юных читателей. А родители после прочтения этого рассказа должны захотеть подарить своему ребенку собаку, чтобы он научился самостоятельности и общению с животными.
Только так отец и мать разовьют в своих детях любовь к живым существам.
Основные персонажи
В рассказе Яковлева мало героев. Но это и к лучшему — писатель смог полностью раскрыть их характеры. Он мало описывает их внешний вид, но по словам и поступкам читатель сам может нарисовать психологический портрет персонажа. Основные герои:
- Саша Таборка;
- директор;
- учительница Нина Петровна;
- мама и папа Саши.
Главный герой рассказа — мальчик Саша. В школе его все называли Табором или Таборкой, он и сам так представлялся. Это добрый ребенок, который жалеет всех животных, но не может отстоять свою точку зрения перед родителями. Хотя некоторые взрослые его понимают, другие просто не обращают внимания на его доводы.
Директор школы только недавно занял свой пост. Он был высоким и худым, но довольно умным. Мужчина пытался разобраться в мотивах поступков, совершаемых его учениками. И он понимал, что иногда не правы учителя.
Поведение Саши ему было не только ясно, но и даже интересно. Когда мальчик рассказал о трагедии, которая произошла с его собакой, директор предложил подарить ему другого щенка.
Он не хотел, чтобы Таборка ругался с родителями и оставался таким же печальным.
Нина Петровна — учительница мальчика. Именно на ее урок Саша принес в класс собаку и спрятал ее под парту. Щенок сидел тихо, но сделал лужу, и в нее вступила учительница. Женщина разозлилась на ученика и испугалась, что собака ее покусает.
Она накричала на мальчика и несчастное животное, заставила Таборку вытирать лужу и унести щенка из класса. Но на нее Саша не злился.
Родители мальчика были не рады новому члену семьи. Но мама нехотя согласилась с сыном. Она только предупредила его, что не будет следить за собакой, поэтому все обязанности по уходу лежат на Саше. А отец был категорически против щенка. И когда мальчика не было дома он совершил невероятно жестокий, бесчеловечный поступок.
Из-за этого родной сын практически возненавидел его и отказался общаться, как раньше. Их отношения свелись до вопросов и ответов.
Краткое содержание
Рассказ начинается с того, что мальчик вошел в кабинет директора. Последний спросил у него, как его фамилия. А ученик представился Таборкой — так его все называют. На самом деле мальчика звали Саша.
Директор внимательно рассмотрел Табора. Это был непримечательный ребенок с круглым лицом, такими же глазами и ртом. Он держал в руках большой портфель черного цвета, весь покрытый трещинками. Ручка у него была оторвана с одной стороны.
Директор долго вспоминал, что именно натворил этот ученик. Он предложил ему присесть и рассказать об этом. Мальчик, в свою очередь, оглядывал мужчину. Сам директор был высоким и худым, с длинными руками и густыми темными волосами. А на вешалке висела его одежда — коричневая шляпа и плащ.
Саша присел и рассказал, что подобрал собаку, которую оставили на улице хозяева и привел ее в школу. Он хотел, чтобы щенка поместили в живой уголок, но ему отказали. Тогда Таборка забрал его в класс и спрятал под партой. Собака не скулила, но сделала лужу.
Это заметила учительница и накричала на животного и мальчика. Она отошла в дальний угол, чтобы щенок ее не покусал, и заставила Сашу вытереть лужу тряпкой. Таборка взял вместо половой ту ткань, которой вытирают доску. За это учительница выгнала их из класса и рассказала обо всем директору.
Затем Саша рассказал, что по дороге домой он попал в милицию. Его собака играла и случайно порвала пальто одной женщине. Та испугалась и заявила в правоохранительные органы. Оказалось, что щенок должен быть в наморднике и с номером. Но ничего этого у собаки не было, мальчик не знал даже ее имени.
Так как ее уже как-то назвали старые хозяева, он не посчитал нужным переименовывать животное. Этот аргумент понравился директору.
Когда мальчик первый раз привел собаку домой, мама сказала ему: «Следить за твоим щенком я не буду». Но он этого и не просил, Саша сам хотел воспитывать щенка. Затем приехал отец и выгнал животное из дома. Таборка поселил его в сарае и постоянно волновался, не холодно ли собаке или одиноко в темноте.
Но отец выгнал щенка и из сарая, тогда мальчик и привел его в школу. А когда собака снова вернулась домой, Саши там не было. Его отец подозвал животное к себе и выстрелил ему в ухо. Директор тяжело воспринял эту весть, он помолчал и предложил подарить мальчику другую собаку. Но Таборка отказался, он хотел воспитывать именно того щенка.
Затем директор попросил ученика помириться с отцом, но мальчик сказал, что до конца школы будет только давать ответы на его вопросы и станет защитником собак в будущем. А затем он ушел из кабинета, захватив свой портфель с оторванной ручкой.
Мораль произведения
В военные годы Юрий Яковлев потерял мать. Она прислала ему на фронт последнее письмо, где старалась убедить сына, что с ней все в порядке. Женщина писала, что установила в комнате настоящую елку и украсила ее золоченными грецкими орехами и свечами, которые случайно нашла в шкафу.
На самом деле она жила в доме, где взрывная волна выбила окна. Его мать умирала от голода, но не жаловалась сыну.
Писатель очень тосковал по ней, поэтому практически все его произведения проникнуты темой единения матери и ребенка. Но это не относится к рассказу «Он убил мою собаку». Жестокость — основное понятие, с которым сталкивается его главный герой.
Мальчик Таборка не находит понимания у родителей и учительницы. Но он все равно проявляет доброту и знает, что и сам может содержать найденную собаку.
Только Саша не понимал, почему собака приносит всем столько неудобств, ведь для него она источник радости.
Единственный человек, который смог оценить благородство Таборки, — это директор школы. Он внимательно слушал мальчика и полностью поддерживал его стремление стать защитником собак. Хотя он и понимал, что отказ от общения с отцом — это плохо. Директор просил Сашу помириться с папой, но мальчик ответил, что они и не ругались.
После чтения рассказа можно сделать вывод: любое живое существо имеет право жить и быть любимым. У каждого животного есть шанс обрести семью, и человек не должен его отбирать. Нельзя издеваться над слабыми и беззащитными, даже если захотелось доказать свою правоту и силу. Домашнее животное — это не предмет для игр. За ним нужно следить, воспитывать и приучать к порядку.
Анализ рассказа
Некоторые рассказы автора помогают взрослым и детям лучше понять друг друга. Семьям полезно читать «Он убил мою собаку» Юрия Яковлева. В произведении скрыты рассуждения на тему взаимоотношений взрослых и ребенка, а связующим звеном служит собака.
Смысл рассказа заключается в восприятии окружающего мира главным героем. Мальчик Саша проявляет теплые чувства по отношению к животным, но его просто потрясла жестокость отца. Таборка не только возненавидел главу семейства, он перестал доверять всем взрослым. Навсегда в памяти мальчика отложился бесчеловечный поступок мужчины.
Даже само слово «отец» в этом сочинении не упоминается. Саша упорно говорит о папе «он». Так автор пытался придать ситуации загадочности, до конца скрывая от читателей страшную правду — кто же убийца беззащитного животного.
Но при анализе «Он убил мою собаку» становится понятно, что Саша просто больше не хочет впускать отца в свою жизнь. Итоговый поступок мужчины навсегда разбил мальчику сердце. Даже предложение получить в подарок другую собаку больше не радовало Таборку. В нем остался жить страх, что отец уничтожит и второе животное.
Читатель понимает, что только директор разделяет мысли мальчика. А родной отец не смог его воспринять, и это уже никогда ему не удастся. В тексте словно противопоставлены два поколения.
Ребенок в рассказе представлен светлым и добрым, а взрослые играют отрицательные роли.
Именно поэтому произведение полезно и родителям: они могут узнать себя в некоторых героях, посмотреть на свое поведение со стороны и измениться в лучшую сторону ради собственных детей.
Читать рассказ Яковлева можно в бумажной версии или режиме онлайн. Текст включен в сборник «У человека должна быть собака».
В нем также есть произведения о других щенках и даже кошках. Ведь именно животные учат детей быть добрыми и великодушными.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/on-ubil-moyu-sobaku.html
«Багульник»: краткий пересказ произведения Ю. Яковлева
“Багульник” – рассказ, написанный Юрием Яковлевым в 1972 году. В 1984 году по мотивам книги вышел фильм под названием «Разрешите погулять с вашей собакой». Это история о мальчике, который присматривал за собаками, нуждающимися в уходе. Некоторых псов бросили, у других же болели хозяева, поэтому не могли полноценно воспитывать животных.
Кратко о персонажах
Прежде чем перейти к краткому содержанию произведения Ю. Яковлева «Багульник», следует познакомиться с главными героями:
- Коста – мальчик, который постоянно спит в школе. Дети и учительница считают, что он хулиган, не уважающий преподавателя. Но на самом деле он сильно устает, поскольку целый день присматривает за животными;
- Евгения Ивановна – учительница;
- Артюша – пес, которого выгуливал главный герой. Хозяин животного не может выйти на улицу, поскольку он инвалид;
- Атилла – боксер с поврежденной лапой, у которого уехали хозяева;
- Лапоть – такса, хозяин которой не может встать с постели;
- Пес на берегу, имени которого никто не знает – его хозяин уплыл в море и не вернулся.
Очень краткий пересказ
В кратком содержании произведения «Багульник» нас знакомят с персонажем по имени Коста. Главный герой часто зевает и спит на уроках. Преподавательница Евгения Ивановна считает такое поведение неуважением к ее труду.
Однажды мальчик принес в кабинет какое-то странное растение. Дети начали смеяться, считая, что это веник. Но как только ученик поставил растение в ведро с водой, оно зацвело красивыми сиреневыми цветами. Дети спросили, что это за цветок. Он сказал, что это багульник.
Однажды Евгения Ивановна решила последовать за учеником, чтобы узнать, почему же он всегда такой сонный. После уроков Коста пошел в дом, где его встретил пес по имени Артюша. Юноша каждый день выгуливал собаку, поскольку ее хозяин не мог ходить.
Затем юноша проведал другого пса – Атиллу. Питомец страдал из-за больной лапы. К тому же, хозяева бросили голодного и больного паса на балконе, а сам уехали. Парень просто не мог оставить друга в беде. Атилла благодарил главного героя.
Затем юноша пошел к другой собаке. На этот раз к таксе по имени Лапоть. Ее хозяин – ребенок, прикованный к постели, который просто не в состоянии выгуливать пса. Этим занимался Коста.
Ближе к вечеру главный герой посетил последнего друга возле моря. Там животное ждало хозяина, который уплыл, но так и не вернулся. Главный герой покормил пса и отправился домой.
На следующее утро Коста снова уснул во время урока. Как обычно, одноклассники начали над ним смеяться, но преподавательница попросила их больше этого не делать. Она рассказала о причине, по которой мальчик постоянно спит: он устает, помогая нуждающимся людям и их домашним питомцам. После звонка Коста снова пошел проведать друзей.
Собаки и цветок
Краткое содержание
Краткое содержание рассказа повествует о юноше по имени Коста и преподавательнице Евгении Ивановне. Ученик постоянно зевает на уроках, бывает, что даже засыпает во время занятий. Женщина считает, что таким поведением он выражает свое неуважение к ее труду.
Однажды главный герой принес в школу какие-то ветки и поставил их в ведро с водой. Остальные дети начали смеяться над мальчиком, некоторые даже желали подмести пол этими растениями.
Но вдруг веник начал покрываться зелеными листиками и красивыми сиреневыми цветами. Все вокруг были удивлены красотой загадочного растения, никто не мог отвести от него глаз.
Ребята спросили у Косты название этого растения. Он сказал, что это багульник.
После того, как мальчик принес растение в класс, отношение к нему улучшилось как со стороны детей, так и со стороны учителя.
Дети часто за глаза называли Евгению Ивановну Женечкой. Причина в том, что девушка была худенькой и маленькой. К тому же она носила прическу “конский хвостик”.
Однажды Женечка последовала за Костой. Она хотела узнать, как он проводит время после занятий. Главный герой пошел гулять с собакой по имени Артюша. Сам владелец животного не мог полноценно воспитывать питомца, поскольку был инвалидом. Мальчик помогал ему бескорыстно. К тому же, он искренне любил этого сеттера.
После прогулки с собакой ученик прошел несколько кварталов и остановился около двухэтажного дома. Там жил другой пес, которого звали Атилла. У него была больная лапа, к тому же хозяева уехали и бросили пса. Мальчик постоянно подкармливал боксера, а после гулял с ним. Во взгляде Атиллы можно было увидеть, насколько сильно он благодарен своему другу.
Затем Коста посетил еще один дом. Там находился больной ребенок, который не мог встать с постели. У него тоже была собака – такса по имени Лапоть. Родители даже собирались отнести животное другим хозяевам, но больной ребенок не хотел терять единственного друга. Коста решил пожалеть мальчика, поэтому ежедневно приходил, чтобы выгулять его таксу.
Вечером Коста отправился на берег моря. Там сидела еще одна собака. Евгении Ивановне было уже тяжело идти от усталости, у нее даже сломался каблук. Сидящая на берегу собака была большой, но худой.
Пес все время смотрел на море: он ждал хозяина, который отправился в плаванье, но так и не вернулся. Мальчик подкармливал пса, гладил его, а также уговаривал пойти в его дом. Но пес все продолжал ждать.
На этот раз учительница решила уже подойти к собаке и мальчику. Она хотела погладить пса, но тот начал лаять на нее. Питомец был напуган, он не любил незнакомцев. Коста, казалось, был совсем не удивлен встретить тут учительницу.
Главный герой сказал, что подкармливает пса, рассказал историю брошенного животного. Домой они шли вместе. Евгения Ивановна уже была истощена, ей было сложно идти из-за сломанного каблука. Главный герой предложил свою помощь.
Он смог найти камень и прибить отломанный каблук на гвоздь.
После юноша быстро побежал к себе домой. День уже закончился, а ему еще нужно очистить одежду от остатков шерсти, да и уроки, понятное дело, не сделаны.
Таким вот образом Евгения Ивановна смогла узнать тайну мальчика. Она чувствовала гордость, что среди ее учеников есть такой хороший парень.
На следующий день главный герой снова уснул во время занятий. И снова одноклассники начали смеяться.
Но Евгения Ивановна попросила учеников прекратить: она сообщила, что Коста чувствует себя уставшим, поскольку целый день тратит на ухаживание за питомцами, которые нуждаются в заботе.
После звонка с урока учительница разбудила главного героя, чтобы он снова смог пойти к своим друзьям. Коста немедленно отправился к тем, кто его ждет.
Основная идея произведения
Автор рассказывает нам про очень доброго мальчика, который не оставил собак в беде. Рассказ учит тому, что не следует винить людей, о которых мы ничего не знаем. Возможно, многие не понимают название рассказа – «Багульник».
Чем растение может быть связано с мальчиком или собаками? Причина в том, что главный герой, подобно цветку, ничего не говорит, но много делает и приносит радость другим. Он помогал хозяевам и их питомцам. По лицам последних можно было сказать, что они тоже цвели подобно багульнику.
После прочтения краткого содержания рассказа Яковлева «Багульник» нельзя не осознать важность сострадания и помощи ближним.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/yakovlev/bagulnik.html
О рассказе юрия яковлева «помните гришу»
После провала очередной операции подпольной организации, борющейся с фашистами, все ее пять членов были схвачены и преданы суду. Пятым в группе вместо ее командира стоял юноша Гриша Мезин, прозванный «лосенком».
Главу боевой организации звали Бурлак Николай Федорович. Он был паролем и шифром этой организации. Гриша Мезин, чтобы спасти его, выдал себя за него, осознавая, что идет на верную смерть. Хотя судьи и сомневались, Бурлак ли это, но Гриша так уверенно держался, на все вопросы следователя отвечал так, что убедил суд, что он и есть Бурлак Николай Федорович.
Всех пятерых, вместе с Гришей, немцы расстреляли. И в ту же ночь в городе произошли три взрыва: взлетела на воздух электростанция, рухнула на землю водонапорная башня, уничтожен немецкий эшелон со снарядами. Всем этим руководил Бурлак.
Рассказ ведется от имени переводчика, который присутствовал на следствии по делу подпольной организации. Он и рассказал позже Бурлаку, кто был на его месте в группе расстрелянных, кто его спас ценой собственной жизни. Никто не просил юношу назваться именем главы подпольной организации и погибнуть за него – Гриша это сделал добровольно и осознанно: «Чтобы остальные жили».
- В этом и состоит его подвиг, великий смысл которого и надо донести до читателей-слушателей.
- Юрий ЯКОВЛЕВ
- ПОМНИТЕ ГРИШУ!
Разрешите войти? Моя фамилия Маслов. Здравствуйте. Спасибо, я действительно сяду: наш разговор может затянуться. Нет, нет, я не по поводу квартиры, и с пенсией у меня тоже все в порядке. Я живу в другом городе, на Севере, а здесь проездом.
Совершенно случайно узнал от соседа по купе, что вы здесь работаете. И сошел с поезда. Да, исключительно ради вас, если вы действительно тот, за кого я вас принимаю.
Вас зовут Николай Федорович? Николай Федорович Бурлак? Вы родились в шестнадцатом году, 23 апреля? В деревне Колограды? Рост 176 сантиметров, густая черная шевелюра, лицо скуластое…Нет, это не допрос, это из материалов допроса.
Все это было подтверждено на заседании немецкого военного трибунала в городе К. И даже имеется ваша подпись. До войны – на комсомольской работе. В сороковом году вступили в партию. Правильно?
Моя фамилия Маслов, но она вам ничего не говорит. Мы с вами никогда не встречались. Не пытайтесь вспомнить. Не в этом дело… В сорок третьем году за активную подрывную деятельность против рейха вы были приговорены к расстрелу. И расстреляны. Все приметы сходятся. Только шевелюра теперь белая.
Я понимаю ваше нетерпение, но не забегайте вперед. Пусть лучше память вернет вас к тем дням, когда вы были членом подпольной партийной организации в городе К. и когда после взрыва интендантских складов все члены комитета были схвачены. Все, кроме Вас. Правильно?..
Вы остались единственным человеком на воле, который знал явки людей, тайники с оружием. Вы были паролем и шифром целой боевой организации. Вам в свое время не показалось странным, что немцы не схватили вас, вы успели сменить квартиру, предупредить людей? Я могу вам дать объяснение.
Фашисты искали пятерых членов комитета, и к ним в руки попали пятеро.
Кто оказался пятым? Совсем еще молодой парнишка. Он попался случайно. И его могли тут же отпустить, но он назвался вашим именем.
Дайте мне глоток воды… А он действительно был совсем не похож на вас, даже если отбросить два десятка лет. Большие впалые от голода глаза, потрескавшиеся губы, чуть оттопыренные уши, голова подстрижена под машинку. Он стоял посреди камеры, вытянутый, длинноногий, похожий на молодого лосенка… Как немцы поверили ему? Он уговорил их.
«Ты родился в шестнадцатом году?» – спросил следователь, заглядывая в бумаги.
«Точно.– отозвался «лосенок», – 23 апреля. В деревне Колограды»
- Следователь посмотрел на арестованного и пробурчал.
- «Что–то молодо выглядишь…»
- «Так у нас воздух целебный. Люди медленно стареют»
А где твоя черная густая шевелюра?» Как где шевелюра? Остриг. Видите, какой ежик темный.
Он наклонил голову и провел рукой по стриженым волосам. Ежик был мягкий и светлый. Он золотился в тусклом свете лампочки. Но следователь не обратил на это внимания. Он не мог устоять перед соблазном отрапортовать, что все пятеро в его руках, – он дал себя уговорить.
Никто не просил юношу называться вашим именем. Когда немцы ушли, и железная дверь камеры захлопнулась, один из арестованных, приземистый, с рассеченной бровью, грозно шепнул ему:
- «Кто разрешил тебе самовольничать?»
- «Я не маленький, все сам понимаю».
- «Ты не понимаешь, чем это пахнет. Завтра на суде скажешь как надо»
- «Ладно,– буркнул «лосенок», – сутки – большое время».
Он, видимо, был близок к подпольщикам и понимал, что за эти сутки вы, Николай Федорович, успеете спасти от провала многих людей и сохранить организацию. Да так оно и получилось. Не правда ли?
На другой день состоялся суд. Пятерых подсудимых ввели в помещение трибунала и посадили на длинную узкую скамью. Когда было названо имя Бурлак и юноша встал, приземистый, с рассеченной бровью, тоже поднялся и сказал:
«Какой он, к черту, Николай Бурлак! Разве вы не видите – мальчишка!»
- Председатель трибунала, розовощекий старик, поднял маленькие брови и наклонил голову набок:
- «Значит, он не Бурлак?»
- «Нет»
- Господин секретарь, чья подпись стоит под протоколом допроса?»
«Бур–лак, господин майор!» – отрапортовал секретарь.
«Бурлак, это ты поставил подпись? А?» – обратился председатель трибунала к юноше.
«Я».
«Вот и прекрасно, господин Бур–лак. Вот и прекрасно»
«Да не Бурлак он!» – закричал приземистый, с рассеченной бровью.
«Молчать!»
Уж очень им хотелось, чтобы на скамье подсудимых сидело пять человек – пять членов комитета. Эта кругленькая цифра манила фашистов. Она нужна была им для донесения, для повышения по службе, для авторитета.
Подсудимые сидели на длинной узкой скамье, четверо взрослых и один юноша, «лосенок». Лицо его было удивительно спокойно, словно он не понимал, что ждет его за порогом этого неуютного, холодного помещения. Члены трибунала переговаривались между собой и не обращали внимания на этих русских, потому что уже списали их со счета живых людей.
«Зачем ты это сделал, Гриша? Видишь, как дело обернулось», – с горечью сказал человек с рассеченной бровью.
«Так надо», – отозвался ваш двойник.
«Надо–то надо. Но мы свое пожили, а ты молодой».
«Кто–то должен…чтобы остальные жили», – тихо сказал Гриша.
Когда членов подпольного комитета повели на расстрел, приземистый замедлил шаг и жестом подозвал переводчика.
«Послушай, – сказал он глухо, – если у тебя сохранилась хоть капля совести и тебя не убьют ни хозяева, ни наши, расскажи людям, что этого парня, добровольца, звали Гришей Мезиным. Пусть помнят Гришу!»
Переводчик кивнул и отвел глаза…
Источник: https://infopedia.su/1x14a3.html
Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе «Рассказы Юрия Яковлева». презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
- Слайд 1
- Слайд 2
- В еликая о течественная война 6- я зенитная батарея наводчик
- Слайд 3
«Я детский писатель и горжусь этим». Юрий Яковлев 1922 — 1996
« Я всегда любил животных » « В моей жизни собака – новый, с её помощью открытый, горизонт жизни. новая запевшая с труна». Ю. Яковлев
Слайд 4
Р ассказ « Б агульник » «Багульник – символ моего представления о людях, моих открытий: сухие, невидные прутики багульника могут неожиданно расцвести нежными цветами . Мои герои – мои бесценные прутики багульника !» Ю. Яковлев
- Слайд 5
- Ирландский сеттер
- Слайд 6
- Б оксёр т акса
- Слайд 7
- Сенбернар
- Слайд 8
« Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника».
- Слайд 9
- Цветущий багульник
- Слайд 10
«Я люблю своих маленьких героев…в детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека». Юрий Яковлев. Такой «распустившейся в еточкой багульника» можно считать и «рыцаря В асю», г ероя о дноимённого р ассказа .
- Слайд 11
- Для того чтобы совершить благородный поступок , совсем не обязательны блестящие латы…
- Слайд 12
Рассказ «Вратарь» Герои рассказов Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире. Они справляются с трудностями, выпавшими на их долю. Так же с неожиданной стороны раскрывается Санька Красавин, герой рассказа «Вратарь ».
Слайд 13
Из рассказа «Вратарь» «И вскоре игроки и болельщики забыли, что в воротах стоит не Санька Красавин , а его маленький друг. Слишком много в нём было Санькиного: зоркий глаз, ловкость, бесстрашие в самые критические минуты. И крепко стиснутому толпой болельщиков Саньке порой казалось, что в воротах стоит он сам, только совсем здоровый».
Слайд 14
Рассказ «А В оробьёв стекло не выбивал» О правде: У правды не выходит срок. Правда не бывает маленькой. Правда всегда большая. Стоит один раз изменить правде, и тогда уже не остановишься… Воробьёв стекло не выбивал! Несправедливость, обвинение невиновного заставили мальчика упорно искать правды.
Слайд 15
Рассказ «Перемена погоды» «И вдруг его слух наполнился торопливым перезвоном множества маленьких колокольчиков. Они звонили на все лады, заглушая шорох ветра и удары сердца ». «Он подошел к отцу и протянул руки. В ладонях лежало лиловое пятнышко. — Что это? — Фиалка ».
- Слайд 16
- Значительное место в творчестве писателя занимает тема войны Писателю важно, чтобы читатели почувствовали себя продолжателями подвигов своих отцов и дедов и не забывали павших за Родину.
- Слайд 17
Рассказ «Девочки с Васильевского острова » Маленькая записная книжка Тани Савичевой была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвинявшего фашизм. Валя считает Таню своей подругой и помогает возведению памятника .
Слайд 18
Рассказ «Память» Рассказ-воспоминание, рассказ-памятник маленькой Лиде Демеш , тринадцатилетней партизанке, прятавшей мины под своей кроватью. « –Передайте маме, что меня ведут на расстрел!» – были ее последние слова .
Слайд 19
Чему учат рассказы Ю рия Я ковлева? Всем строем своих произведений Юрий Яковлев говорит нам: «Смотри , читатель, сколько прекрасного вокруг, сколько настоящих героев жило и живёт под одним с тобой небом, следуй за ними, будь, как они, честным, отважным, верь в себя и не падай духом в трудную минуту».
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/10/14/prezentatsiya-k-uroku-vneklassnogo-chteniya-v-5-klasse-rasskazy
Краткое содержание рассказов Яковлева
А Воробьёв стекло не выбивал
Автор рассказывает необычную историю детства, которая приключилась с его школьным другом Семином. Как-то раз стекло в двери кабинета директора оказалось разбитым. В этом обвинили мальчугана Воробьева, постоянно бьющего стекла Читать далее
Баваклава
Двенадцатилетний Леня Шаров возвращается из школы. Он удивлен, что его, как обычно, не встречает бабушка, которая заботится о нем, пока родители на работе. Отец сообщает мальчику, что бабушка умерла. Читать далее
Багульник
Молчаливый мальчик Коста постоянно зевает на уроках. Учительница Евгения Ивановна сердится на него и думает, что Коста показывает неуважение к ней. Читать далее
Верный друг
В произведении «Верный друг», созданном советским писателем Юрием Яковлевым, рассказывается о дружбе между детьми разных национальностей. Читать далее
Всадник, скачущий над городом
Главного героя Рассказа звали Кирилл или же просто Кира и его одноклассница Айна. Место происходящего город Рига, или как называют жильцы этого города Северный Париж. Читать далее
Игра в красавицу
Действие рассказа происходит в предвоенные годы, когда автор произведения был еще ребенком. Главные герои — дети, жители одного двора в неком неназванном городе. Повествование ведется от первого лица. Читать далее
Мальчик с коньками
В один из солнечных зимних дней мальчик торопится на каток. Одежда у него старая и мала, но коньки дорогие. Катание на коньках было его страстным увлечением. Он испытывал большую радость, катаясь на коньках. Читать далее
Он убил мою собаку
Мальчик Саша, которого все вокруг называют Табором сидит в кабинете школьного директора. Он попал туда не случайно, а потому что привел в класс собаку. Во время урока она сидела под его партой смирно Читать далее
Полосатая палка
Юрий Яковлев является русским писателем советских времен. В своем рассказе «Полосатая палка» он повествует о двоечнике Мишке. На него жаловались учителя школы, соседи по дому и даже милиция. Он был настоящим бунтовщиком и не давал прохода другим. Читать далее
Разбуженный соловьями
Рассказ Яковлева был опубликован в советское время в 1963 году, но в отличие от многих подобных рассказов, той поры, идеологическая подоплека уступила место природе. Читать далее
Реликвия
Деревенские ученики собирали реликвию времен Великой Отечественной войны для школьного музея. Однажды ребята пришли к бабе Настасье. Они попросили у нее какую-нибудь реликвию. Читать далее
Рыцарь Вася
Мальчик Вася был полным, неуклюжим и постоянно все у него ломалось и падало. Друзья часто подшучивали над ним и думали, что он такой толстый, потому что много ест. Говорили, что на такого упитанного никакие доспехи не налезут Читать далее
Собирающий облака
Жил на свете мальчик Коля Малявкин, и, конечно, все вокруг обзывали его Малявкой. Скорее всего, и папу его, и даже дедушку окликали тем же прозвищем. Что же делать, если им такая незначительная фамилия досталась?! Читать далее
Стрекозиные крылья
Вошла учительница и спросила: «Почему в классе так грязно? Кто дежурный?» Ученики молчали. В этот день дежурила Алла Никольская, но она не успела справиться со своими обязанностями Читать далее
Цветок хлеба
Военное время заставило многих голодать. Не стало это исключением и для мальчика по имени Коля, который от недостатка нормальной еды напоминал «исхудалого волчонка». Лишь однажды его угостили настоящим хлебом бойцы Читать далее
Об авторе
Яковлев Юрий родился в 1922 году. В 1940 году пошел в армию для защиты г. Ленинграда от захватчиков.
Еще будучи ребенком Юрий начал заниматься творчеством писателя. Сочинял стихи в школе, а после начала войны это увлекательное для него занятие стало образом его жизни. В стихах он выливал все свои душевные переживания. По окончанию войны автором было написано ряд стихов на армейский мотив.
Творчество писателя было, в основном, направлено на описание образа жизни детей и молодежи того времени. Писателю нравились маленькие читатели. Он является автором мистерии «Страсти по четырем девочкам». Также, Яковлев был автором сценариев для мультфильмов («Красавица», «Умка», «Зимородок» и другие).
Первая детская книга писателя вышла в издательстве «Детгиз» и имела название «Наш адрес». Первый рассказ под названием «Огонек» опубликовали в 1960 году. Вторая книга – «В нашем полку». Она содержала стихотворения о событиях войны, а именно о детстве и войне. Автор описал свои детские переживания.
В своих трудах, писатель призывал детей к добру. он считал, что доброта должна быть мужественной и сильной. Лишь тогда она одержит победу над злом.
Кроме писательской деятельности, автор занимался актерством. Играл он в театрах. Сначала это были эпизодические роли. Например, жандарм в спектакле «Отверженные». Первой большой ролью актерской карьеры Яковлева стал сыгранный им образ Ленского (пьеса С. Михалкова «Раки»). Также, плодотворно писатель сотрудничал с Э. Рязановым. Принял участие в съемках таких кинолент, как «Человек ниоткуда», «Гусарская баллада» и «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Во время съемок в кинофильмах, актерская игра писателя в театрах отходила на второй план. Однако, последняя роль писателя была сыграна именно в театре (в 2011 году).
Также, автор обладал хорошим голосом, благодаря которому озвучил много мультипликационных фильмов и грампластинок. Например, его голос присутствует в мультфильмах «Музыкальный магазинчик» и «Улыбка Леонардо да Винчи».
Роман-эссе включает в себя многоплановое повествование о малоизвестных страницах истории и культуры России.
Первая книга — воспоминания о предвоенном детстве и военном отрочестве самого писателя, которое запомнилось больше работой, чем учебой, о знакомстве с Москвой. Поездка в Чернигов и «Слово о полку Игореве» стали толчком к изучению истории родной земли – автор поступил на филологический факультет столичного университета.
Он с жадностью набрасывался на книги, радуясь каждому открытию. Анализируя прочитанное, докапывается до малоизвестной истины. Он дает собственные заключения о творчестве Пушкина, Лермонтова и других выдающихся личностей, исходя из биографических данных.
Описание собственной жизни автор переплетает повествованиями о судьбах людей разных эпох. Можно узнать много нового о декабристах, писателях и поэтах, о зодчестве и культуре. В центре второй книги – героическое средневековье, сопротивление россиян вражеским нашествиям.
В 1238 году степное грабительское войско под руководством поседевших в боях полководцев семь недель штурмовало северный лесной Козельск. Осадная техника и богатый опыт штурмов неприступных твердынь были бессильны перед твердостью духа жителей деревянного городка. Козельск по праву должен занимать место в истории наравне с Троей и Сталинградом. Автор считает: историки доныне не пытались разгадать тайну длительной обороны Козельска. Батый все же взял город, но летописцы не сообщают каким образом. Собирая данные из разных источников, Чивилихин реконструирует события тех далеких лет и предлагает читателю свои суждения.
Повороты повествования непредсказуемы. Автор открывает читателю имена известных узкому кругу героев: мыслителя-тираноборца М.Лунина, узника камеры-одиночки Н.Морозова, декабриста Н. Мозгалевского и многих других. Описывает сложные отношения Н.Гоголя и бывшей фрейлины императрицы А. Смирновой-Россет. Писатель дает подробный анализ незабвенному «Слову о полку Игореве».
Роман заставляет пристально всматриваться в богатую славными примерами историю России. Объем фактического документального материала поражает. Вникать в глубины повествования не слишком просто, но интересно и поучительно.
- Краткие содержания
- Яковлев
Краткое содержание рассказов Юрия Яковлева
- Баваклава
- Багульник
- Бамбус
- Верный друг Санчо
- Вратарь
- Игра в красавицу
- Мальчик с коньками
- Он убил мою собаку
- Полосатая палка
- Разбуженный соловьями
- Реликвия
- Рыцарь Вася
- Цветок хлеба
В детской литературе немало произведений, которые читаются легко и с огромным интересом. Среди авторов, пишущих прекрасные вещи для ребят, был Яковлев. Писатель сумел сочинить великолепные труды, в которых показаны образы детей в годы войны и изображено бесценное отношение человека к животным.
Свою творческую деятельность он начал с написания стихотворений. Он начал заниматься этим в школьные годы, посещая литературный кружок, и продолжил, находясь на боевых позициях. Патриотический дух помог ему создать множество творений. Помимо этого он еще работал корреспондентом в газете «Тревога», где также много печатался. Поступив в Литературный институт, он знакомится с М. А. Светловым, который стал впоследствии его учителем. Первый его сборник для маленьких читателей под названием «Наш адрес» издается в 1949 году. А позже в книге «в нашем полку» он включил свои работы о годах войны, о доблести советских солдат.
Для того, чтобы собрать ценный материал для своих рассказов, писатель много путешествовал по стране. Он изучал характеры и образ жизни будущих персонажей. Первое прозаическое произведение было опубликовано в «Огоньке» в начале 60-х годов. Потом появилось другое его творение «Мальчик с коньками». Он очень сильно уважал свою мать, которая всегда помогала ему в трудную минуту, и посвятил ей произведение собственного сочинения.
Многие труды появлялись с историй, которые он слышал от своих друзей и знакомых. Например, ученики А. Обранта поделились с ним историей о том, как они вместе со своим руководителем прибыли на фронт и показали замечательные танцы. Об этом Яковлев изложил в повести «Балерина политотдела», а на киностудии поставили фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Любовь к четвероногим друзьям проявляется в его работах «Багульник» и «Он бил мою собаку», где автор пытается каждого читателя задуматься о своих поступках и поведении.
Произведения писателя помогают относиться к окружающим с добром, с пониманием, а также рассудительно оценивать свое поведение, что особенно актуально в наше время.