Loading…
Информация о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в 2022 году
для участников и их родителей (законных представителей) под подпись
1. Общие сведения о проведении итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) как одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА-11) проводится для обучающихся 11 классов и экстернов в образовательных организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
1.1. Срок действия результата итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) для выпускников общеобразовательных организаций, не завершивших среднее общее образование, как условие допуска к ГИА-11 – бессрочно.
Результат итогового сочинения в случае предъявления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действителен четыре года, следующих за годом получения такого результата.
2. Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении)
Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении) осуществляется не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения (изложения):
Наименование мероприятия |
Основной срок |
Дополнительные сроки |
|
Дата проведения итогового сочинения |
1 декабря 2021 года |
2 февраля 2022 года |
4 мая 2022 года |
Дата завершения подачи заявления на участие в итоговом сочинении |
17 ноября 2021 года |
19 января 2022 года |
20 апреля 2022 года |
Обратите внимание! Дополнительные сроки (2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года) предусмотрены для участников:
— получивших по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
— не явившихся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— не завершивших выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
удаленных с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения) и допущенных к повторному написанию итогового сочинения (изложения) решением педагогического совета образовательной организации.
3. Проведение итогового сочинения (изложения)
Вход участников в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09:00.При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
В здании, где расположено место проведения итогового сочинения (изложения), до входа выделяется место для хранения личных вещей участников и информационный стенд, на котором размещена информация по распределению участников итогового сочинения (изложения) в аудитории.
Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам запрещено иметь при себе и пользоваться средствами связи, фото-, аудио- и видеоаппаратурой, и иными средствами хранения и передачи информации, справочными материалами, письменными заметками, собственными орфографическими и (или) толковыми словарями, текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения). Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам выдаются черновики, а также для участников итогового сочинения – орфографические словари, для участников итогового изложения — орфографические и толковые словари.
Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.
На рабочем столе/парте участника итогового сочинения (изложения), помимо бланков итогового сочинения (изложения) и черновиков, могут находиться:
— документ, удостоверяющий личность;
— ручка гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета;
— лекарства и питание (при необходимости);
— специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов).
Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников итогового сочинения (изложения).
Обратите внимание! Черновики не проверяются, записи в них не учитываются при проверке. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10:00. Темы итогового сочинения становятся общедоступными в 9:45, тексты итогового изложения направляются в места проведения итогового
сочинения (изложения) не ранее 10:00.
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Участники итогового сочинения (изложения), завершившие написание итогового сочинения (изложения) раньше установленного времени, сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).
В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет (оформляется «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма ИС-08), соответствующие отметки вносятся в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» и в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения). Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
4. Ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения)
Ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется в образовательной организации по месту обучения, а также информация о результатах итогового сочинения (изложения) доступна для ознакомления участников и их родителей (законных представителей) на Портале.
5. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)
В соответствии с пунктом 29 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования от 07.11.2018 № 190/1512, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) участники:
— получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
— не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— не завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
— удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения) (допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) участники вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
С правилами проведения итогового сочинения (изложения) ознакомлен (а):
Участник итогового сочинения (изложения)
( )
Родитель/законный представитель несовершеннолетнего участника итогового сочинения (изложения)
( )
«_ »_ 20 г.
28 октября 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Рособрнадзор опубликовал методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.
→ Методические рекомендации: mr-its22-23.pdf
→ Правила заполнения бланков: pravila-blank.pdf
С 2022/23 учебного года расширяются возможности выбора темы сочинения: каждый комплект будет включать не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Как и в прошлые годы, комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
→ соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;
→ соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
→ соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);
→ нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
→ соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
→ быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.
→ Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?
→ Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?
→ Семейные ценности и их место в жизни человека.
→ В чём может проявляться любовь к Отечеству?
→ Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
→ Чему человек может научиться у природы?
Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?» (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести.
Образцы бланков
Составили подробный гайд по Итоговому сочинению 2022–2023: алгоритм работы, анализ тем, структура. Также наша преподавательница русского Агния Розенталь поделилась советами, которые дадут дополнительные баллы при поступлении.
Итоговое сочинение — сочинение-рассуждение, которое является допуском к ЕГЭ. Оно оценивается в формате «зачёт/незачёт».
💡 Итоговое сочинение при поступлении может дать до 10 дополнительных баллов. Это решение принимает вуз. Уточняйте условия на сайте конкретного учебного заведения.
Требования к Итоговому сочинению
Темы Итогового сочинения 2022/23
С 2022/23 учебного года поменялся подход к формированию комплектов тем Итогового сочинения. Теперь будет не пять направлений, а три раздела с подтемами.
👉 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
- Внутренний мир человека и его личностные качества.
- Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
- Познание человеком самого себя.
- Свобода человека и ее ограничения.
👉 «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
- Семья, род; семейные ценности и традиции.
- Человек и общество.
- Родина, государство, гражданская позиция человека.
👉 «Природа и культура в жизни человека»
- Природа и человек.
- Наука и человек.
- Искусство и человек.
Пояснения к темам по каждому разделу смотрите на сайте ФИПИ.
Орфография, пунктуация, орфоэпия — эти разделы необходимо успеть выучить к ЕГЭ по русскому языку. А ещё не забыть про паронимы, различные виды ошибок и сочинение. Не паникуем — время есть, весь кодификатор реально охватить за несколько месяцев подготовки. Как это сделать, рассказали в этой статье.
Алгоритм работы над Итоговым сочинением
Агния Розенталь поделилась пошаговым планом работы над Итоговым сочинением. Рекомендуем придерживаться этого алгоритма, чтобы соблюсти композицию текста и учесть все критерии оценивания.
Читаю шесть предложенных тем и думаю, какую главную мысль буду доказывать в своём сочинении. После этого выбираю тему, для которой у меня больше доказательств и прочитанного литературного материала.
Ищу в формулировке темы ключевые слова, которые помогают сузить тему до нужного ракурса.
Записываю на черновике проблему (главный вопрос), которую обозначу во вступлении к сочинению, и главную мысль, с которой начну основную часть.
Формулирую на черновике три-четыре тезиса для основной части, подбираю к ним аргументы и примеры из прочитанных произведений.
Записываю на черновике примерный план сочинения, выстраивая тезисы, аргументы и примеры в логической последовательности. После этого пишу на черновике основную часть работы. Перед написанием заключения перечитываю вступление, затем записываю выводы, отвечая на вопрос темы.
Перечитываю черновик и исключаю повторы одних и тех же мыслей. Редактирую текст так, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами и примерами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными.
Ищу в тексте речевые и грамматические ошибки. Переписываю работу начисто.
Если сомневаюсь, проверяю правописание слов, обращаясь к орфографическому словарю. Нахожу пунктуационные ошибки через анализ синтаксической структуры предложений.
Слежу на экзамене за временем и помню, что эксперты проверяют только текст в выданном бланке записи, а черновик не учитывается.
Во время экзамена работаю спокойно и уверенно, понимая, что иду по правильному пути, и всё у меня получится.
Думаете, что низкие баллы за ЕГЭ по русскому языку не позволят вам воплотить поставленные цели? Всегда есть вариант пересдать экзамены, перепоступить или взять свободный год. Наша стобалльница Яся Шкирандо как раз воспользовалась одним из этих способов. Читайте её интервью на Без Сменки.
Советы по Итоговому сочинению от Агнии Розенталь
Проверяйте работу до того, как писать её на экзаменационном бланке. Это сэкономит баллы вам, а время экспертам. Полезно перечитать свой текст спустя 10–15 минут после написания, чтобы увидеть повторы и заменить их синонимами или местоимениями.
Считайте количество слов в сочинении, можно и в отдельных предложениях. Старайтесь не начинать фразы с местоимений, не перегружайте текст причастными и деепричастными оборотами — это не деловые бумаги. Обособления и много придаточных, начинающихся со слова «который», — тоже неудачная идея. Писать на уровне пятиклассника тоже неудачная идея.
Находите новые решения. Избегайте тавтологии и других речевых ошибок.
Помните, что пересказ — это не анализ произведения.
Не осуждайте героев и избегайте слишком радикальных суждений.
Если вы планируете получить дополнительные баллы за сочинение при поступлении, обязательно посмотрите необходимые требования на сайте учебного заведения.
Чтобы написать Итоговое сочинение на высокий балл, приходите на спецкурс к Агнии Розенталь и Василисе Бродской. На нём вы:
- узнаете алгоритм написания сочинения и лайфхаки для получения 5/5;
- разберёте все разделы и подтемы;
- получите методичку с клише, планом написания сочинения и произведениями;
- напишете шесть сочинений и получите подробный разбор ошибок.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!