Памятка как читать сказку

Уважаемые родители! Хотим предложить несколько простых советов, которые помогут  вам  заинтересовать вашего ребенка.

1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
3. Прежде чем рассказать сказку малышу,  убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.
4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.
5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.  Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.
6. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями!  В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.
7. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки,  фигурки,  нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
8. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.
9. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д..  Хотим  заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.
10. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.
11. Не выбирайте страшных сказок , будоражащих воображение.
12. Рекомендуется чтение  обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка  как с мамой, так и с папой.
13. Читайте сказку  медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.
14. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.
15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.  Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать . Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».
 Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.
16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».
20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него — нет.
23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
27. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям!  Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №2 поселка городского типа Смышляевка  структурное подразделение «Детский сад»

«Как правильно читать ребёнку сказку?»

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным

2015 – 2016 учебный год

Как читать сказки с дошкольником, чтобы развивать его речь

Дошкольный возраст — самый чувствительный для восприятия художественного слова, развития образной речи. Если в детском саду малыш правильно погружен в культуру чтения, то он лучше подготовится к переходу в первый класс. О том, какие книги выбрать и какие упражнения выполнять в саду и дома, рассказывает доктор педагогических наук, автор программы «Развитие речи детей дошкольного возраста» Оксана Ушакова.

Почему важно читать сказки 

Художественная литература воспитывает в человеке культуру речи. То есть учит соблюдать нормы литературного языка, передавать свои мысли грамматически правильно, логично и точно. Если ребенок с раннего детства погружен в культуру чтения, его речь будет образной и выразительной.

Художественные тексты дошкольники осваивают поэтапно. Сначала только выражают эмоциональный отклик на сказку, но со временем учатся понимать, анализировать связь между формой и содержанием. Постепенно у малышей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. 

Если «литературное поле» не вспахать вовремя, в развитии дошкольника останутся пробелы, которые придется устранять в школе. Это происходит, например, в тех случаях, когда взрослые обращают внимание детей только на содержание текста, а не на средства художественной выразительности. 

Избежать ошибок получится, если следовать нескольким простым правилам.

Как читать сказки с пользой

  1. Обращайте внимание ребенка на характерные признаки персонажей сказки, на логику ее изложения, меткость языка. Это поможет детям глубже понять сюжет и тонкий юмор народной сказки.  
  2. Читайте не торопясь, интонационно выделяйте голосом речь персонажей. Так малыш прочувствует все оттенки интонационной выразительности. А когда читаете сказку во второй раз, повторяйте слова, выражения и песенки действующих лиц вместе с ребенком. 
  3. Выбирайте книги и пособия с демонстрационными материалами: рассматривая картинки, дети будет проще пересказать содержание. Рисунки помогут им находить правильные грамматические формы, называть точные слова, которое обозначают предметы, действия, признаки, качества и характеристики персонажей. 
  4. После прочтения выучите с ребенком потешку, скороговорку, или песенку из сказки или на ее тему. Через какое-то время попросите малыша повторить текст и снова рассмотрите картинки.

Тексты сказок, упражнения, наглядные материалы и полезные идеи вы найдете в методическом пособии «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» от издательства «ТЦ Сфера». На официальном сайте компании, которая работает под девизом «На стороне ребенка» педагоги и родители могут детальнее ознакомиться с комплексной программой «Развитие речи детей дошкольного возраста».

«ТЦ Сфера» предлагает широкий выбор комплектов демонстрационных картин. Они помогут сформировать у ребенка реалистичные образы персонажей и дать их описание.

Подробнее о демонстрационных материалах

Пример: читаем сказку «Репка» с ребенком 3-4 лет

Заранее приготовьте карандаш и бумагу, на которой нарисовано семь кружков (по количеству персонажей). Это пригодится после прочтения сказки, чтобы помочь ребенку ее «смоделировать»: дорисовать кружки так, чтобы из каждого получился какой-то герой. Читать сказку удобно в два дня: чтобы познакомиться с ней и закрепить понимание.

Первый день

Прежде чем начать читать, предложите детям посмотреть иллюстрации. Попросите описать репку, какая она: желтая, вкусная, сладкая, сочная. Потом деда: старый, бородатый, усатый, добрый. И далее каждого персонажа. Это фокусирует внимание детей на отдельных словах, словосочетаниях, пробудят у них интерес и любовь к родному языку.


Иллюстрация из пособия «Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет»

Далее прочитайте сказку. Следом повторите текст еще раз и предложите детям «нарисовать» ее персонажей. Точнее — символически их обозначить: кружку, который означает деда, дорисовать усы, кошке — ушки, собачке— хвост и т. д. После попросите ребенка самостоятельно рассказать сказку по нарисованной модели. Это упражнение разовьет у детей логику мышления и вызовет интерес к произведению. 

На этом первое знакомство со сказками можно закончить.

Второй день

На следующий день поиграйте с детьми и предложите им произнести строчки, которые понравились и запомнились больше всего. Научите озвучивать их громко-тихо-шепотом, быстро-медленно — такие упражнения развивают фонетические способности. 

Прочитайте сказку второй раз и снова показывайте ребенку иллюстрации. Можно рассказывать вместе с малышом, если он ее уже хорошо запомнил. Вы начинаете предложение, ребенок заканчивает его. Или наоборот: жестом предложите малышу начать предложение, а если он остановился, продолжаете вы.

Чтобы пересказывать было удобнее и веселее, добавьте настольный театр: деревянных фигурок персонажей сказки, которыми можно играть. 

После чтения обсудите с детьми характер и поведение персонажей. Что они делали: тянули, тащили, вытаскивали репку? Как они действовали: дружно, весело, слаженно?

— Скажи, мышка сама вытащила репку? Назови всех, кто ей помогал. Почему ей помогали?

Как и в первый день, вернитесь к нарисованным моделям персонажей — кружочкам. Попросите детей превратить их в героев, которые помогали тянуть репку. При этом каждый раз просите их описать. Репка какая? Большая, желтая, круглая. Дед какой? Старый, усатый. Пусть ребенок жестами покажет размер и форму персонажа, его атрибуты, а потом нарисует их карандашом в круге и раскрасит в нужный цвет.

Когда модель готова, попросите ребенка еще раз назвать всех персонажей и их характеристики:

  • репка — большая, круглая, с листочками;
  • дедушка — старый, усатый;
  • бабушка — старенькая, в платочке;
  • внучка — маленькая, с бантиком;
  • у собачки — хвостик как бублик;
  • у кошки — ушки и усы;
  • у мышки — тоненький длинный хвостик.

В завершение предложите ребенку отгадать загадки, в которых зашифрованы герои сказки: 

  • «Маленькая, серенькая, живет в норке, любит корки». (Мышка)
  • «Маленький рост, длинный хвост, серенькая шубка, остренькие зубки». (Кошка).

Партнерский материал

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Оглав­ле­ние

  • Какой должна быть сказка?
  • Как выбрать нуж­ную сказку?
  • Что же делать со сказками?
  • Какой должна быть тера­пев­ти­че­ская сказка?
  • Как рас­ска­зы­вать сказки?
  • Как закре­пить эффект?

Есть дети, кото­рые не могут жить без сказки. Есть те, кото­рые шара­ха­ются, услы­шав, что вы собра­лись рас­ска­зать им сказку, напу­ганы… Как пра­вильно читать сказки, как их подбирать?

Какой должна быть сказка?

Полу­ча­ется, сказ­кой можно все выле­чить, пре­одо­леть любые пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы и вос­пи­тать самое разум­ное и доб­рое? Конечно, уни­вер­саль­ного лекар­ства нет, все выле­чить невоз­можно. Но и недо­оце­ни­вать воз­мож­но­сти сказки неразумно.

thinkstockphotos 469092688 - Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказыватьВ заме­ча­тель­ной книге Р.М. Ткач “Сказ­ко­те­ра­пия дет­ских про­блем” все сказки рас­пре­де­лены по кон­крет­ным про­бле­мам детей ран­него возраста:

  • сказки для тех, кто боится врачей;
  • сказки для гипе­р­ак­тив­ных малышей;
  • для тех, кто испы­ты­вает про­блемы с при­е­мом пищи, с моче­вым пузырем;
  • сказки, помо­га­ю­щие малышу спра­виться с пере­жи­ва­ни­ями в связи с отно­ше­ни­ями между роди­те­лями, с появ­ле­нием малень­кого бра­тика или сестренки;
  • сказки для агрес­сивно настро­ен­ных детей;
  • сказки, помо­га­ю­щие пере­жить потерю люби­мых живот­ных или близ­ких людей.

Полу­ча­ется, сказ­кой можно все выле­чить, пре­одо­леть любые пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы и вос­пи­тать самое разум­ное и доб­рое? Конечно, уни­вер­саль­ного лекар­ства нет, все выле­чить невоз­можно. Но и недо­оце­ни­вать воз­мож­но­сти сказки нера­зумно. И тут, как и в меди­цине, важно пра­вильно выбрать метод и лекар­ство. И гра­мотно им воспользоваться.

Как выбрать нужную сказку?

Для начала стоит разо­браться, какие бывают сказки.

Сказки о живот­ных. Очень важны в воз­расте при­мерно пяти лет — как раз в этом воз­расте дети часто ассо­ци­и­руют себя с живот­ными. И в этот период им легче понять отно­ше­ния в мире через подоб­ные аллегории.

Быто­вые сказки. Содер­жат в себе рас­сказы о семей­ной жизни, опи­сы­вают кон­фликт­ные и комич­ные ситу­а­ции. Фор­ми­руют у детей стар­шего воз­раста здо­ро­вое чув­ство юмора по отно­ше­нию к труд­но­стям, помо­гают создать образ нор­маль­ных семей­ных отношений.

Худо­же­ствен­ные сказки. Сказки, содер­жа­щие в себе эле­менты мифов, притч, исто­рии. К этому виду можно отне­сти и автор­ские худо­же­ствен­ные сказки, кото­рые в зави­си­мо­сти от про­блемы могут содер­жать в себе пси­хо­кор­рек­ци­он­ный, дидак­ти­че­ский и меди­та­тив­ный материалы.

Страш­ные сказки. К этой кате­го­рии можно отне­сти сказки о нечи­стой силе, ведь­мах, леших и про­чих зага­доч­ных неве­до­мых суще­ствах. Слу­шая ( или читая) такую сказку, ребе­нок словно “про­жи­вает” заве­домо трав­ми­ру­ю­щую ситу­а­цию и выра­ба­ты­вает новую реак­цию, осво­бож­да­ясь от напря­же­ния и неиз­вест­но­сти. Подоб­ные сказки рас­счи­таны на детей от 7 лет. Сек­рет тера­пии — в актер­ском мастер­стве рас­сказ­чика и в обя­за­тельно неожи­дан­ном и смеш­ном счаст­ли­вом конце.

Вол­шеб­ные сказки. Больше всего они под­хо­дят для детей 6–7‑летнего воз­раста. Дети в этом воз­расте уже отдают себе отчет в “нере­аль­но­сти ” про­ис­хо­дя­щего, и жиз­нен­ная муд­рость хорошо усва­и­ва­ется их сознанием.

Дидак­ти­че­ские сказки. В основ­ном эти сказки пред­ла­га­ются на заня­тиях в дошколь­ных учре­жде­ниях. В про­цессе заня­тий дети часто высту­пают соав­то­рами сказки, они должны выпол­нять раз­лич­ные зада­ния, ведь только они, малыши, обла­да­ю­щие раз­ными каче­ствами, вла­де­ю­щие зна­ни­ями и уме­ни­ями, могут помочь герою, кото­рого в конеч­ном итоге ждет удача.

Вос­пи­та­тель дет­ского сада Марина Миро­нова каж­дый день перед тихим часом читает вос­пи­тан­ни­кам “Веж­ли­вые сказки”, “Осто­рож­ные сказки”, герои кото­рых попа­дают в раз­лич­ные опас­ные или забав­ные ситу­а­ции, в конце каж­дой сказки дети полу­чают цен­ный опыт и совет. По сло­вам Марины Алек­се­евны, “сказки помо­гают малы­шам выра­зить свои мысли и доступно объ­яс­нить важ­ность или опас­ность того или иного поступка”.

Что же делать со сказками?

В совре­мен­ной педа­го­гике все больше вни­ма­ния уде­ля­ется интел­лек­ту­аль­ному раз­ви­тию ребенка — вве­де­ние в его сло­вар­ный запас науч­ных, по мне­нию роди­те­лей, важ­ных для буду­щей жизни поня­тий. Дети полу­чают больше зна­ний в обла­сти мате­ри­аль­ной жизни взрос­лых, хотя часто они к этому не готовы пси­хо­ло­ги­че­ски. Совре­мен­ные роди­тели про­пус­кают очень важ­ный этап раз­ви­тия сво­его ребенка — ста­нов­ле­ние внут­рен­ней жизни, эмо­ций, твор­че­ства и чувств.

Что же делать роди­те­лям, кото­рые решили при­ме­нять “сказ­ко­те­ра­пию” как метод воспитания?

Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сде­лать чте­ние неким риту­а­лом. Не стоит пре­вра­щать пер­вое чте­ние в осо­бое собы­тие, тогда у ребенка будет больше воз­мож­но­сти без помех пофан­та­зи­ро­вать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через неко­то­рое время после такого “необре­ме­ни­тель­ного” чте­ния, можно попро­бо­вать про­ана­ли­зи­ро­вать сказку вме­сте с ребен­ком, задать ему вопросы по поводу пове­де­ния героев, узнать, как он оце­ни­вает это пове­де­ние. Стоит заме­тить, что взрос­лому не надо ждать быст­рой реак­ции и пра­виль­ного пере­сказа и суж­де­ний. Вы про­сто нена­вяз­чиво под­ска­жите ребенку, что он может само­сто­я­тельно оце­ни­вать пове­де­ние отри­ца­тель­ных и поло­жи­тель­ных героев, что он вообще может рас­суж­дать, оце­ни­вать, раз­мыш­лять, фан­та­зи­ро­вать! А это очень важно для малень­кой личности!

Дальше — больше: ребе­нок может сам при­ду­мы­вать про­дол­же­ние и окон­ча­ние сказки, а роди­тели могут ана­ли­зи­ро­вать состо­я­ние ребенка, наблю­дать, “под­смат­ри­вать”: что вол­нует его, какие у него отно­ше­ния с дру­гими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям млад­шего воз­раста было бы инте­ресно на этом этапе уви­деть люби­мую сказку в куколь­ном испол­не­нии, а стар­шим дошколь­ни­кам уже хочется самим при­ду­мать инсце­ни­ровку вол­шеб­ной исто­рии и стать глав­ными героями.

На этом этапе можно уже без­гра­нично фан­та­зи­ро­вать, сме­ши­вать сказки и пере­де­лы­вать их на свой лад, даже сочи­нять свои соб­ствен­ные сказки.

Какой должна быть терапевтическая сказка?

Для каж­дого воз­раста — свои герои. Детям 3–4 лет подой­дут рас­сказы о малень­ких чело­веч­ках или зверь­ках, игруш­ках. Детям с 5‑летнего воз­раста уже нужны сказки о феях, прин­цах, раз­лич­ных вол­шеб­ни­ках. Под­рост­кам больше всего подой­дут притчи или быто­вые сказки.

Сказка должна иметь чет­кий сюжет.

Завязка. Здесь мы зна­ко­мимся с геро­ями и окру­жа­ю­щей обстановкой.

thinkstockphotos 57433814 - Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказыватьНеожи­дан­ное собы­тие, обо­зна­че­ние про­блемы героя. Напри­мер, пло­хой посту­пок пер­со­нажа или посту­пок по отно­ше­нию к нему. Это может быть непред­ви­ден­ная ситу­а­ция, с кото­рой героям при­дется справиться.

Спо­соб реше­ния про­блемы, попытки героев спра­виться со слож­но­стями. Попытки могут сопро­вож­даться труд­но­стями. Стоит про­ду­мать окру­жа­ю­щую среду, кото­рая может спо­соб­ство­вать созда­нию настро­е­ния. Напри­мер, это может быть дож­дик или даже ураган.

Куль­ми­на­ция — герои решают все труд­но­сти. Стоит отме­тить, что труд­но­сти должны решаться только бла­го­даря бла­го­ра­зу­мию пер­со­на­жей, их ста­ра­ни­ями (это может быть избав­ле­ние от дур­ной привычки).

Пози­тив­ная раз­вязка. Она очень важна, все герои должны быть счаст­ливы, и они должны понять, как пра­вильно себя вести. Не стоит “оби­жать” пло­хим фина­лом даже самых сквер­ных героев.

Мораль сказки. Как герои поняли при­чину воз­ник­но­ве­ния труд­но­стей, каковы даль­ней­шие вари­анты раз­ви­тия событий.

Сюжет сказки дол­жен напо­ми­нать про­блем­ную ситу­а­цию, но не повто­рять ее пол­но­стью. То есть герои должны носить дру­гие имена, обста­новка не должна пол­но­стью соот­вет­ство­вать реальной.

Как гово­рят пси­хо­логи, с помо­щью сказки дол­жен быть пред­ло­жен заме­ща­ю­щий опыт, посред­ством кото­рого ребе­нок при­мет соб­ствен­ное реше­ние. И ребе­нок с помо­щью полу­чен­ной инфор­ма­ции дол­жен “по умол­ча­нию” раз­би­раться в ситу­а­ции и знать, кто прав и кто вино­ват. Такой эффект дости­га­ется только при помощи пра­вильно выстро­ен­ного сюжета.

Герой дол­жен по воз­расту и тем­пе­ра­менту соот­вет­ство­вать малышу, и даже ска­зоч­ная страна должна напом­нить ребенку среду его про­жи­ва­ния. Малыш дол­жен узна­вать себя и обста­новку, но не пони­мать до конца, что это он и есть.

Пере­жи­ва­ния героя, кото­рого нужно искус­ственно направ­лять героя к изме­не­ниям, должны быть понятны ребенку. Можно даже при­ду­мать целую группу существ, ока­зав­шихся в слож­ной ситу­а­ции, и дать им пра­виль­ные настав­ле­ния, кото­рые в итоге при­ве­дут к счаст­ли­вому изменению.

Как рассказывать сказки?

При чте­нии или рас­ска­зы­ва­нии необ­хо­димо точно пере­да­вать эмо­ции и чув­ства. Нужно научиться с помо­щью голоса точно выра­жать любые эмо­ции. Грусть это, или вос­торг, или неуверенность.

Не стоит выдер­жи­вать слиш­ком дол­гих пауз, если же пауза все-таки воз­никла, необ­хо­димо обыг­рать сюжет в ее пользу. Или же нужно зара­нее под­го­то­вить ту сказку, в кото­рой вы хорошо ориентируетесь.

Не стоит “на блю­дечке” пре­под­но­сить ребенку реше­ние про­блемы. Ребе­нок не дол­жен слу­шать сказку как некое пра­вило, не стоит давать точ­ных “уста­но­вок” пове­де­ния, не сле­дует также “на ходу” давать свою оценку поступ­кам пер­со­на­жей, осо­бенно в виде “резо­нер­ских” реплик.

Как закрепить эффект?

Хорошо подо­бран­ная и про­чи­тан­ная на ночь сказка — это еще не пол­ный спи­сок “сказ­ко­те­ра­пев­ти­че­ских” при­е­мов. Есть несколько инте­рес­ных заня­тий, не только закреп­ля­ю­щих эффект, но и раз­ви­ва­ю­щих твор­че­ские способности.

Cказку можно нари­со­вать (на сле­ду­ю­щий день или сразу после про­слу­ши­ва­ния). Жела­тельно каран­да­шами или гуашью.

Сказку можно сле­пить. Заня­тие под­хо­дит для груп­по­вой тера­пии. По цве­то­вой гамме можно опре­де­лить сте­пень вли­я­ния сказки на ребенка. Насы­щен­ные цвета выра­жают бур­ные пере­жи­ва­ния и чувства.Сказку можно сшить или сде­лать из под­руч­ных мате­ри­а­лов. Вос­со­здать пер­со­нажа сказки, озву­чить его и, поме­щая его в раз­лич­ные про­блем­ные ситу­а­ции, нахо­дить раз­лич­ные пути решения.

При игре с вопло­щен­ной из мате­ри­ала сказ­кой, голос необ­хо­димо адап­ти­ро­вать к внут­рен­ней харак­те­ри­стике пер­со­нажа, также важно каж­дое дви­же­ние и дей­ствие персонажа.

Можно сде­лать сказку даже из песка! Для этого необ­хо­димо иметь под­нос с сухим или влаж­ным пес­ком. Здесь важно ощу­ще­ние “обла­че­ния” пере­жи­ва­ний в так­тиль­ную форму.

Суще­ствует осо­бая форма сказ­ко­те­ра­пии — так назы­ва­е­мый “ката­тим­ный под­ход в сказку”, суть кото­рого в том, что с помо­щью пси­хо­ло­ги­че­ских при­е­мов осу­ществ­ля­ется пол­ное “уча­стие” ребенка в сказке, однако эта мето­дика имеет мно­же­ство противопоказаний:

  • ост­рый и хро­ни­че­ский пси­хоз или пред­ше­ству­ю­щее ему состояние;
  • недо­ста­точ­ная мотивация;
  • цере­брально-орга­ни­че­ские синдромы;
  • недо­ста­точ­ное интел­лек­ту­аль­ное развитие.

Сказка — это не только мощ­ный вос­пи­та­тель­ный инстру­мент, но и спо­соб дости­же­ния дове­рия и поиска общего языка между ребен­ком и роди­те­лем или ребен­ком и педагогом.

Надо обя­за­тельно пом­нить о том, что под­би­рать сказки сле­дует в соот­вет­ствии с воз­рас­том и суще­ству­ю­щими про­бле­мами в вос­пи­та­нии, воз­раст­ными про­бле­мами. Осталь­ное решает только роди­тель­ская любовь и фантазия!

Вар­вара Стельмухова

7ya.ru

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ

УЧИТЕСЬ  ЧИТАТЬ  ПРАВИЛЬНО

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном  45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом.Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

 КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятных  слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро,  но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хо­рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц  в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе­чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель­ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле­ния и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8.  Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав­ленной цели.

КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ

  • Читай медленно, не спеши.

  • При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.

  • Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.

  • Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.

  • Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.

  • После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ

  • Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей стране и за рубежом.

  • Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.

  • Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?

  • Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.

  • При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.

  • Делись с товарищами о прочитанной газете или журнале.

Памятки по чтению

Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению — что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

Правила чтения и обращения с книгой

    1. Не берите книги грязными руками.

    2. Читайте, сидя за удобным столом.

    3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

    6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    8. Храните книги в закрытых полках.

Как надо готовить чтение

    1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

    2. Прочитайте несколько раз эти слова.

    3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

    4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

Учитесь читать правильно

    1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

    2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

    3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

    4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

    5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Учитесь читать выразительно

    1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

    2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь  при чтении передать его интонацией.

    4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

    6. Выделяйте голосом важные места.

Памятка к работе над сказкой

    1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

    2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. Какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

    8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

1.    Как называется басня? Кто ее автор?

    2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

    3. Кто действует в басне?

    4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    5. Что осуждается в басне?

    6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

    7. Что должен понять из этой басни читатель?

    8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка к работе над стихотворением

    1. Назовите стихотворение и его автора.

    2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

    4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

    5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    6. Что вам понравилось в стихотворении?

    7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Работа над лирическим стихотворением

    1. Прочитайте стихотворение.

    2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

    3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

    4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

Памятка к работе над статьей

    1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

    2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

    3. О ком или о чем эта статья?

    4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

    5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте  каждую часть? Составьте план.

    6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

    предложение, где автор говорит о самом главном.

    7. Что нового вы узнали из прочитанного?

    8. Что вы читали об этом раньше?

Памятка к работе над рассказом

    1. Как называется рассказ? Кто его написал?

    2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

    3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    5. О чем вы думали, читая рассказ?

Выделение главной мысли рассказа

    1. Внимательно прочитайте рассказ.

    2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

    3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

    4. Определите главную мысль рассказа.

Составление плана

    1. Разделите рассказ на части.

    2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

Выработка умения пересказывать полно

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

    1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

    последовательность событий).

    2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

    3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Выработка умения пересказывать кратко

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

    1. Перечитайте текст.

    2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

    3. Расскажите о главном в каждой части.

    4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  главное в каждой части.

    5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

Задание. Ответьте на вопросы.

    1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

    2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

    3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

    4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

Выработка умения составлять план текста

Задание. Составьте план рассказа.

    1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

    2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

    3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

    4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

    5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

    6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

Задание. Составьте рассказ о герое.

    1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

    2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

    3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

    4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

    5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

    6. Составьте рассказ про себя.

    7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

    8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Какие сказки, для какого возраста лучше читать?

В возрасте от 1 года и до 2 лет малыш совершает простые манипуляции и воспроизводит несложные действия сказочных героев. Для такого возраста подходят, например, короткие сказки «Репка»«Теремок».В них много повторений, что важно для маленького слушателя. Деткам нравятся бытовые сказки о животных. Они знакомятся с образом жизни и характером героев. Им пока сложно понять взаимоотношения людей.

Детямот 2 до 5 лет нравятся волшебные сказки. Они любят фантазировать. Лучше начать чтение произведений с простым сюжетом и хорошим концом. Детям очень нравятся сказки с красочными иллюстрациями.

С 5 до 7 лет детям интересны сказки с разным сюжетом.

Особенно хороши те, что развивают воображение, возбуждают любознательность. Этот жанр литературного творчества несет полезную информацию и помогает осмыслить и понять жизненные ситуации.

Взрослые не только должны читатьсказки детям, но помогать их осмысливать. В процессе чтения происходит воспитание определенных качеств личности.

После прочтения нужно обязательно обсудить содержание, задать вопросы по сюжету. Это поможет постепенно приобретать жизненный опыт, учит общению с другими детьми. Развивается творческое мышление, память, способность к анализу.

Памятка для педагогов:

«Как правильно читать сказки?»

Составила: Романова Е.В.

педагог-психолог

МБДОУ № 85 «Малиновка»

2022г.

Правила, которые сделают

чтение вслух привлекательным:

1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2.Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру.

3.Прежде чем рассказать сказку, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею.  Важно подбирать сказки по возрасту и развитию детей.

4.Поучительные беседы должны быть короткими.

5.Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.

6.Очень интересно поиграть в сказку,инсценировать её.

7.Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд.

8.Читайте сказку медленно, выразительно, но не моннотонно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.

9.Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизироватьего внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят.

10.Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие.

11.Во время чтения сохраняйтезрительный контакт с ребёнком.

12.Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей.

13.Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

14.В каждой сказке заключена мораль, которая может помочь детям в конкретных жизненных ситуациях.

15.Демонстрируйте ребенкууважение к книге. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, после рассматривания уберите книгу на место.

  • Памятка как составить рассказ по картине 4 класс
  • Паломка или поломка как пишется
  • Памятка как работать над сочинением
  • Паллетоместо как пишется слитно или раздельно
  • Памятка как писать сочинение описание помещения