Памятка по написанию сочинения по огэ

Написание сочинения-рассуждения 9.2 ОГЭ по русскому языку. Памятка для учащихся.

В задании 9.2. предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста.
Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…»
Приведите в сочинении 
два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения 9.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление. Тезис.
2. Аргумент – пример-иллюстрация из теста 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример-иллюстрация из текста 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

ТЕЗИС — утверждение. Спорное суждение. Одно-два предложения. Мысль, требующая доказательства: «На мой взгляд, написать сочинение-рассуждение 9.2 очень легко», — это тезис, который, безусловно, требует доказательства.

Как сформулировать тезис для сочинения 9.2? Отталкиваемся от задания: Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Не лишним будет употребление  вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

А теперь рассмотрим разные варианты вступлений:

Пример тезиса: На мой взгляд, для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

АРГУМЕНТ — довод, приводимый в качестве доказательства тезиса. Аргументов в сочинении 15.2. должно быть два, они должны быть из прочитанного текста.

КОММЕНТАРИЙ — пояснение довода, аргумента. Является обязательным структурным элементом доказательной части любого сочинения-рассуждения.

Примеры-иллюстрации – это отрывки текста, которые нужно объяснить и интерпретировать.

Пример аргументов и комментариев к ним:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма «бесценными». 
Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом «листочками», имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых «листочков» для пожилой женщины.

Аргумент 2:  В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе («Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души»). С помощью данной метафоры автор показывает всю значимость, которую имели письма для старушки. 

Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) 
цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки
В некоторых случаях цитировать можно 
не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие
2) указывать 
номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное). 3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. 
• Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. 
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. 
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ —  вывод по тезису, умозаключение. Должно соотноситься с утверждением, высказанным в начале. Легче всего начать заключение с вводных слов и конструкций: Подводя итог всему вышесказанному, …, Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу, что …, Таким образом, можно сделать вывод, что… и т.д.

Пример заключения: Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что фронтовые письма были для Анны Федотовны настоящим сокровищем, они представляли для нее большую духовную ценность, поэтому, лишившись их, пожилая женщина словно лишилась части своей души.

Как найти аргументы в тексте? Поскольку собственных аргументов здесь выдумывать не нужно, все, что Вам требуется, — проанализировать текст, при необходимости внимательно его перечитав, и найти ключевые слова, предложения, мысли, высказанные автором текста с целью сделать свои слова более убедительными. Аргументы — это авторские доказательства. А затем использовать шаблонную конструкцию для оформления своего аргумента: Во-первых, в предложении № … говорится о … (употребляется …, используется такое средство как …). Это свидетельствует о том, что …, (это позволяет судить о том, что …, это говорит о том, что …).

Пример сочинения-рассуждения к заданию 15.2 по тексту Б.Л. Васильева «Письмо от сына».

         Финальные строки текста имеют переносное значение. Я понимаю их так: человека можно лишить смысла жизни, если бездушно украсть у него самое священное и дорогое. Попробую доказать справедливость своего суждения.

          Во время войны Анна Федотовна потеряла своего единственного сына. От  горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого женщина ослепла.  На память о сыне у неё осталось единственное письмо, полученное с фронта. Анна Федотовна очень дорожила этим письмом, что подтверждает предложение № 14. Каждый вечер перед сном она брала его в руки и вспоминала  навечно запечатлённые в сердце строки. Для неё это было настоящее вечернее «священнодействие», которое придавало ей силы и поддерживало в ней жизнь. 

          Но однажды Анна Федотовна столкнулась с неосознанной детской жестокостью и равнодушием. Это доказывают предложения № 24 и 27. Старательные пионеры пришли к ней в дом и, воспользовавшись доверием хозяйки,  украли ее реликвию. То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для них обычным музейным экспонатом. Анна Федотовна потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Но есть ещё одна причина, по которой душа героини  ослепла и оглохла. Женщина, пережившая войну и  смерть сына, не смогла пережить и жестокость нашего времени — непонимание, цинизм и равнодушие к чужому горю и памяти.

         Таким образом, героиня текста ослепла дважды: в первый раз — потеряв сына, а во второй раз – потеряв смысл жизни и веру в людей.

Сочинение ОГЭ по русскому языку

10.03.2020

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе — какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

  • Детально про структуру и план сочинения 9.3 здесь

Разбираем на примере 2021 года

  • ПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙ С БАЛЛАМИ!!!
  • Вся теория по русскому

Как должно быть построено сочинение?

Задача — написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление — тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить  потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац — тезис • 2,3 абзацы – аргументы  с  примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца. 

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением; 
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения  9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

 План написания сочинения 9.2

  1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
  2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…
  3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…
  4. В заключение хочется сказать, что…

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…).  (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста  (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Таким образом, мне удалось доказать, что значит «…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

1.  Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
2.  Яркий пример (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).
Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
3.  Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что …  Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …,  мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Б. Васильев рассказывает в данном тексте  о том, что две девочки и мальчик украли у Анны Федотовны, старой слепой женщины, самое дорогое, письмо с фронта погибшего сына. Дети, совершив бесчеловечный поступок, вышибли из сердца матери память о сыне. У неё уже ничего не осталось о сыне, «он погиб навсегда» (предложение 52). По-моему, никак нельзя назвать человечным поведение ребят. Это очень подло.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность,  мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность — это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?» 

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

3 сентября 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Памятка по работе с сочинением ОГЭ 9.3.

Структура

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку (на примере «Человечность – это…»)

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры
Тезис На мой взгляд, человечность — это…(или)
По моему мнению, человечность — это… (или)
Мне кажется, что человечность — это… (или)
Я думаю, что человечность — это… (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…
Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему…
В предложении № … автор говорит о том, что… (или)
Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или)
В жизни мы часто наблюдаем… (или)
Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или)
Таким образом, можно заключить, что… (или)
В заключение я хочу сказать, что…

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.

Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения.

Образец сочинения в формате задания 9.3

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека.

(125 слов)

Памятка по написанию сочинения в 9 классе. ОГЭ русский язык.

При написании сочинениярассуждения 9.2 учитывайте, что сочинение имеет определённую

структуру:

1. Вступление – тезис.

2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.

3. Заключение – вывод.

Начать можно с предложенного вопроса. В первом абзаце даем объяснение фрагмента.

Во втором абзаце приводим первый аргумент из текста. При этом сначала приводим его своими

словами, а затем можно сослаться на номер предложения в тексте или процитировать его.

В третьем абзаце приводим второй аргумент из текста аналогично первому.

В четвертом абзаце вывод. Вывод должен иметь прямое отношение к тезису, т.е. первому абзацу.

Как я понимаю смысл последней фразы (финала) текста? На мой взгляд, она означает, что … В

подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента.

Вопервых, … (предложение …).

Вовторых, … (предложение …).

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что…

Пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы эксперт смог прочитать написанное без

труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.

1. Тезис это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё

понимание смысла указанного фрагмента.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что

• Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте,

заключается в том, что …

• Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…

• По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая

заключается в следующем: …

• В этом отрывке автор говорит о том, что…

• Смысл данного отрывка я понимаю так: …

• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что

Будет не лишним употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению,

мне кажется, я убеждён и т.д.

! И помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

2. Основная часть.

Оформлять примеры в сочинении можно 3мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются

так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных

     Все секреты успешного выполнения задания 9.3 открываем сегодня. Готовьтесь скринить и копировать, потому что мы начинаем! 

Структура сочинения

     Итак, начнем с основного, а именно со структуры. В сочинении у вас должно быть три или четыре абзаца. Однако лучше, чтобы в вашей работе было все-таки 4, ведь так вы точно ничего не забудете. А то от волнения и не такое бывает, уж поверьте. 

     Из чего должна состоять ваша работа:

  1. Вступление;
  2. Пример из текста;
  3. Пример из жизни;
  4. Заключение; 

     Кстати, такая последовательность подходит не только для задания 9.3, но и для обычных сочинений-рассуждений, которые задают в школе. 

Вступление

     Что это такое? Все просто, вступление – это вводная часть вашего сочинения. Очень часто ребята встают в ступор, как же начать? Вот сейчас-то мы с этим и разберемся. 

     Лучше всего в первом абзаце смотрится определение, которое вам предстоит вывести самостоятельно. Но бояться не стоит, потому что супер сложности в этом нет. 

     Например: “Человечность – это такое качество, …” 

     Как бы банально это ни звучало, но главное в этом деле – не списывать. Почему? Да просто ни один девятиклассник и даже не каждый студент говорит и мыслит как создатель толкового словаря. Помните, что каждая работа будет проверена на антиплагиате, где ваша маленькая хитрость и превратится в роковую ошибку. 

     Пишите естественно, как думаете и понимаете именно вы. Но при этом, конечно, не забывайте про грамотность. Вот и вся формула успешного вступления. 

Формулирование вступления

НЕЛЬЗЯ: 

  1. Использовать конструкцию: “Человечность – это когда…”, ведь это грубая грамматическая и речевая ошибка;

Во втором предложении:

  • Надо более узко написать о данном качестве, то есть конкретизировать определение;
  • В данном случае можно сказать: “Человек, обладающий данным качеством совершает те или иные поступки”;
  • От определения переходите к более частному случаю;
  • Таким образом, вводная часть состоит из тезиса, который вы будете доказывать впоследствии. 

Третьим предложением:

  1. Рекомендуется писать речевой мостик

Выбрать можно любой: 

  • “Докажу справедливость своих слов конкретным примером”;

или

  • “Докажу справедливость своих слов на примере из текста и из жизни”;
  1. Третье предложение является связкой между первым и вторым абзацами. 

Как ввести аргументы? 

     Аргументы важны не меньше, а то и больше вступления. Учимся органично вводить их в наше стройное сочинение. 

     Второй абзац – это пример из прочитанного текста. Для того, чтобы его начать, вам следует использовать какую-то вводную конструкцию. Например: 

  • “В прочитанном фрагменте текста известного публициста (ФИО  автора) говорится о том, что…”;

     То есть именно здесь вам следует описать какой-либо эпизод, подтверждающий ваше суждение. 

     Помните, что далее вам ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно выразить собственную позицию. 

     И немного о часто встречающихся ошибках: многие ребята слишком увлекаются и подаются в пересказ текста. Этого делать ни в коем случае нельзя, ведь наша задача – написать хорошее рассуждение, а не описать все происходящее в тексте. 

Где взять пример из жизни?

     Вам 15 и кажется, что жизненного опыта совсем нет? Поверьте, и мы, и экзаменаторы это прекрасно понимают. И, внимание, ни один из проверяющих не пойдет проверять, правда ли Вася Иванов спас 10 котят из горящего дома. 

     Конечно, писать фанфик и включать бурную фантазию на полную тоже не стоит. Однако примите на заметку, что примеры из жизни можно:

  1. Придумать (но не перебарщивать);
  2. Рассказать реальную жизненную историю (пускай она произошла не с вами, а с кем-то еще или же вы просто стали очевидцем событий);
  3. Привести пример из литературы;
  4. Привести пример из фильма или сериала;

Как закончить? 

     В четвертом абзаце от вас ждут вывод по всему вышесказанному. Например: 

“Таким образом, эмпатия – необходимая черта каждого человека, обозначающая способность понять другого, посочувствовать ему, помочь, если это нужно”.

или

“Итак, материнская любовь не знает границ: мать любит свое чадо безусловной любовью, каким бы ни был ребенок, она всегда найдет в себе силы понять и оправдать его”. 

     Вуаля, наше сочинение на 9 баллов готово! Помните, что краткость – сестра не только таланта, но еще и грамотности, логики и максимальной оценки на ОГЭ. Правда, меньше 70 слов все-таки писать не стоит, сами понимаете) 

     У вас все получится! Рассуждайте, сочиняйте, решайте КИМы и готовьтесь к ОГЭ с удовольствием вместе с Умскул. 

Девятиклассники впервые сталкиваются с процедурой сдачи государственной итоговой аттестации. Результаты экзаменов напрямую не влияют на зачисление в средние специальные образовательные учреждения или возможность продолжить учебу в 10-ом и 11-ом классе, но могут помочь улучшить итоговую оценку в аттестате или средний балл, учитывающийся при зачислении в колледж. Для успешной сдачи ОГЭ требуется планомерная и регулярная подготовка, подкрепленная высоким уровнем мотивации школьников и нацеленностью на результат. Для получения отличной оценки требуется изучить информацию о структуре экзамена, правилах проверки и выставления оценки и о том, как правильно писать сочинение ОГЭ.

 

Структура сочинения

Письменная работа для девятиклассников сформирована с учетом оценки:

  • Навыка использования правил русского языка в части грамматики, орфографии, стилистики и пунктуации;
  • Умения рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценку достоверности приводимых доводов;
  • Умения формировать гипотезу и идти в ее разборе в логической последовательности;
  • Общей эрудированности;
  • Упора на личный опыт;
  • Знание литературных произведений российских и зарубежных авторов;
  • Навыка использования художественных средств выразительности соответствующей стилистике.

Сочинение пишется в формате рассказа-рассуждения на одну из предложенных в задании тем.

Для быстрого оформления плана работы, стоит использовать стандартную структуру текста с элементами рассуждения:

  1. Вступление;
  2. Основная часть с развитием главной мысли, доказательством или опровержением высказанной гипотезы;
  3. Заключение в формате подведения итогов всему вышесказанному и формировании авторских выводов.

В плане основная часть может разделяться на более мелкие части для легкого написания рассуждения по отдельным пунктам аргументации авторской позиции.

Как сформулировать вступление

Другое название вступительной части – тезис – центральная мысль всего дальнейшего рассуждения.

Варианты оформления первого предложения вступления:

  • Риторический вопрос или серия вопросительных предложений без конкретного ответа;
  • Именительное предложение с главным смыслом темы сочинения;
  • Лирического размышления на заданную тематику;
  • Известного высказывания, подходящего фразеологизма или пословицы, цитаты из литературного ил публицистического произведения с указанием авторства.

На данный пункт стоит обратить отдельное внимание, так как быстрое принятие решения о первых строчках работы помогает собраться, сконцентрироваться на дальнейшем развитии темы и избежать ступора и «боязни белого листа».

Заключительная часть вступительного абзаца должна указывать на дальнейшую аргументацию приведенной авторской позиции и раскрытие гипотезы с использованием примеров. Аргументы могут представлять:

  • Отсылку к литературным произведениям популярных авторов;
  • Рассказы о ситуациях из личной жизни;
  • Приведение известных событий из культурной и общественно-политической жизни в настоящем или историческом аспекте.

Как оформить примеры

Для полноценного развития темы рекомендуется подобрать не менее трех обоснованных, точных и достоверных аргументов.

Каждое новое доказательство оформляется выделением в отдельный абзац.

Варианты примеров и их оформления:

Цитирование предложения или высказывания

Особенности:

  • Указание авторства;
  • Установка кавычек или скобок в зависимости от контекста;
  • Соблюдение авторских знаков препинания;
  • Возможность цитаты в формате части предложения;
  • Вариант самоцитирования.

Проще всего использовать отсылку на текст самого задания. Этот лайфхак поможет избежать ошибок с указанием автора и расстановкой знаков препинания. Пример: «В тексте…говорится…».

Речевые клише

Данные художественные средства подходят под любую стилистику сочинения и помогают гармонично вписать аргумент в связанный рассказ.

Упор на жизненный опыт

Демонстрирует общую эрудированность школьника, умение анализировать и логически мыслить. Пример: «В современной жизни немало похожих ситуаций…».

Для максимальной оценки сочинение ОГЭ аргументация должна быть конкретной, достоверной, правильно подобранной и разнообразной.

Где найти пример из жизни:

  • Придумать подходящую по смыслу ситуацию, не перебарщивая с реалистичностью;
  • Рассказать свою историю;
  • Описать пример, случившийся с друзьями или близкими;
  • Привести опыт литературного героя, подтверждающийся современными реалиями;
  • Сделать упор на сюжет из фильма или сериала.

Что написать в заключении

Финальный абзац работы состоит из выводов, сделанных автором в ходе проведенного рассуждения.

Заключение начинается или заканчивается возвращением к началу для объединения всего текста в единое целое.

Параметры грамотных выводов:

  • Короткие;
  • Емкие по содержанию;
  • Связанные с предыдущими высказываниями, ключевой гипотезой и примерами;
  • Без противоречий смыслу;
  • Правильно оформлены стилистически.

Школьник может согласиться или наоборот опровергнуть позицию автора отрывка предложенного для анализа.

Для написания рассуждения подбираются тексты в различных тематиках:

  • Лингвистической;
  • Морально-этической;
  • Литературной.

Ученики сами выбирают тему сочинения. Рассуждать на тему морали с объяснением личной позиции всегда проще.

Конструкции аргументов

Речевые клише помогают написать работу грамотнее. Они не режут слух и относятся к универсальным средствам художественной выразительности.

Задачи речевых формул:

  • Помощь в связках предложений;
  • Лаконичная передача информации;
  • Сохранение последовательности и логичности высказываний.

Отличие штампов от клише:

  • Штампы относятся к банальным фразам без выраженной смысловой нагрузки;
  • Упрощают текст;
  • Символизируют шаблонность предложений и мыслей автора;
  • Не отображают широкий кругозор школьника;
  • Относятся к высокопарной речи не всегда уместной стилистически.

Пример штампов: «проходит красной нитью», «целиком и полностью».

Варианты стандартизированных речевых формул:

  • Таким образом;
  • Это доказывается;
  • Обратим внимание на фразу (предложение)…;
  • В результате мы пришли к выводу.

Клише используются в любой части сочинения и помогают создать переходные мостики между абзацами и отдельными мыслями.

План написания сочинения

Подготовка каркаса текста позволяет структурировать информацию, сформулировать авторское мнение, заранее продумать аргументацию и выстроить логичное повествование.

Обязательные пункты сочинения:

  1. Вступление с указанием главной мысли в формате гипотезы и тезиса.
  2. Абзац с первым примером, основанным на литературных произведениях;
  3. Аргументация с рассказом о ситуациях из жизненного опыта.
  4. Заключение с формированием лаконичных и контекстных выводов.

Придать написанному эмоциональную окраску и лучше передать собственный взгляд на предложенные события помогают средства художественной выразительности:

  • Эпитеты – прилагательные, характеризующие ситуацию, героя или личное отношение;
  • Метафоры – сравнения для аргументации и упрощения интерпретации сказанного;
  • Гиперболы – преувеличения, помогающие выразить глубину чувств;
  • Аллегории – демонстрация эрудированности и широкого кругозора;
  • Олицетворение – воплощение неживого понятия в образе живого существа;
  • Синонимы – помощь в избежание тавтологий.

Без отсылки к авторской позиции и высказывания своего мнения получить высокую оценку за текст не получится.

Для обеспечения грамотности и проверки логичности и связанности текста после написания работы рекомендуется провести самопроверку и саморедактирование. Критерии оценки текста-рассуждения:

  • Наличие обоснования;
  • Качество аргументов;
  • Смысловая цельность;
  • Логика повествования;
  • Композиционная стройность;
  • Правильная трактовка смысла;
  • Фактическая точность.

Уменьшить количество пунктуационных ошибок поможет использование коротких предложений с минимумов оборотов. Часть правильной орфографии можно поискать в тексте задания и литературном отрывке.

Максимальное количество баллов за задания 9.1 и 9.2 – 9 баллов, за 9.3 – 10. Суммарный объем –140 и более слов. Для ознакомления с тематикой вопросов рекомендуется использовать сборник из банка ФИПИ в открытом доступе.

Написать сочинение ОГЭ не простая задача, с которой довольно сложно справится без предварительной подготовки, оттачивания навыка самопроверки и саморедактирования, проработки тем и устранения пробелов в знании грамматики, пунктуации и орфографии русского языка. Метод освоения материала и тренировок школьники выбирают исходя из собственных способностей и личностных характеристик: умения собраться, самостоятельно распланировать учебный график, усидчивость, целеустремленности и мотивации.

Адреса поступления:

Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская

Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол

Время работы:

Пн-пт: 09.00-20.00Сб-Вс: 10.00-17.00

Александра Юрченко

Эксперт в теме «ГИА»

Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет информационных технологий

В «Синергии» отвечает за:

разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов, и их оперативной корректировке.

Памятка для работы

над сочинением-рассуждением 15.2 ОГЭ по русскому языку?

Учитель МБОУ СОШ №20 города Невинномысска Васильченко Н.В.

Чаще всего выпускники 9-х классов выбирают задание 15.2, в котором предлагается написать сочинение на основе прочитанного текста. Для работы над сочинением-рассуждением предлагается следующая памятка.

Текст

(1) Это был очень пожилой человек с седой бородкой клинышком, в льняной косоворотке, подпоясанной ремешком, и старомодной шляпе. (2) На станцию Кратово он, видимо, приехал в гости: розовые щеки его были чисто выбриты, накрахмеленная косоворотка сияла бе­лизной. (3) Под мышкой он держал коробку с печеньем. (4) Сойдя с дачного поезда, он бодро зашагал по улице и исчез за углом.

(5) День был жаркий, в воздухе стоял смолистый зной. (6) Я долго шла по выбеленной солнцем дороге. (7) Неожиданно навстречу вы­нырнул уже знакомый старичок в косоворотке. (8) Вид у него был да­леко не такой бодрый и накрахмаленный, как в начале пути: лоб по­краснел, по щекам струился пот.

(9) — Вы не знаете, где улица Ломоносова? — спросил он и вытер шею платком.

(10) Видимо, он изрядно устал. (11) К сожалению, я не могла ему помочь: эту местность я знала плохо. (12) Впереди шагала молодая женщина, держа в обеих руках тяжело нагруженные сумки. (13) Он об­ратился с тем же вопросом к ней.

(14) — Да вы совсем не туда забрались! — сказала она не слишком приветливо. (15) — Идите до трансформаторной будки, а потом чет­вёртый переулок направо.

(16) До четвёртого переулка оказатось добрых сорок минут хода. (17) Но когда мы наконец дошли, выяснилось, что это вовсе не улица Ломоносова.

(18) Косоворотка старичка взмокла, на щеках выступили пятна. (19) Бабушки с детьми, попадавшиеся навстречу, знали только те ули­цы, где жили сами. (20) Путник шагал наугад, а я шла вслед за ним, направляясь к темнеющей впереди роще.

(21) — Что за пропасть! — сказал старичок с отчаянием и остано­вился. (22)— Хоть обратно возвращаться впору. (23) А ведь меня здесь товарищи ждут. (24) У нас сегодня традиционная встреча однокурсни­ков Московского университета. (25) Сорок шесть лет подряд собира­емся друг у друга, и вдруг опоздать из-за того, что улицы найти не могу!

(26) Раскалённая от солнца дорога была пустынна. (27) Нянька с детской коляской, идущая навстречу, оказалась глухой, как пень. (28) Махнув рукой, старичок повернул назад. (29) И в это время мы оба увидели быстро шагающую женщину с двумя сумками в руках. (30) Лицо её было более сердитым, чем при первой встрече.

(31) — Не угнаться за вами! — закричала она! (32) Улица Ломоно­сова будет не направо, а налево… (33) Полчаса за вами бегу, да ещё с тяжёлыми сумками…

(34) Старичок озадаченно смотрел на неё, вытирая платком пот­ные щёки.

(35) — Помилуйте, это вы из-за меня бежали? — наконец спросил он.

(36) — А из-за кого ещё? — сердито сказала женщина.

(37) — Благодарствуйте, но не стоило вам так утруждаться! — веж­ливо произнес старичок.

(38) -— Я бы рада не утруждаться, да не могу. (39) Не так вос­питана, — сказала женщина и вдруг засмеялась. (40) Лицо её сразу похорошело.

(41) — Когда сообразила, что ошиблась и послала вас не по той до­роге, побежала вслед, будто меня кипятком ошпарило. (42) Вы же, ду­маю, до вечера будете эту улицу искать…

(43) Оба красные, уставшие, они некоторое время молча смотрели друг на друга. (44) Потом женщина снова подхватила свои сумки и по­вернула назад, а старичок, церемонно приподняв шляпу, зашагал на улицу Ломоносова.

(45) Что заставило женщину, которую я встретила в Кратове, бежать за незнакомым ей человеком, чтобы сказать ему, что она по ошибке указала ему дорогу неверно? (46) Ничто, кроме уважения к его време­ни, его отдыху, его планам. (47) А если вдуматься, то и уважения к са­мой себе.

(48) Быть хорошо воспитанным человеком — это прежде всего зна­чит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…

(По Т. Тэсс)

Тэсс Татьяна Николаевна настоящая фамилия Сосюра (1906—1983) — советская писательница, журналистка.

Формулировка задания:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Быть хорошо воспитанным человеком — это прежде всего значит глубоко уважать тех, кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку:

1. Вступление (несколько общих слов о проблеме, которая обозначена в тезисе, + сам тезис + предложение поразмышлять над поставленным вопросом).
2. Первый аргумент: пример + комментарий.
3. Второй аргумент: пример + комментарий.
4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).

План работы над сочинением, рекомендации

1. Вступление. Объяснение -размышление о смысле приведённой цитаты, обозначение значимых понятий, выражение намерения доказать правильность высказывания примерами из текста.

Пример:

« На мой взгляд, такие понятия, как «воспитание» и » уважение», — тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста».

Речевые клише:

1)

— Действительно…

— Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

— В фрагменте произведения …

— Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

— Текст заканчивается словами: «…».

— На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

— Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

— Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…

Автор показывает формирование внутреннего…

— По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:

— В этом отрывке автор говорит о том, что…

— Смысл данного отрывка я понимаю так: …

— В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2)

— Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.

— Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

— Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

— Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

— Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

— Докажем эту мысль на примерах , взятых из текста.

— Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

2. Первый аргумент: пример + комментарий.
Пример:

«Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы, и шла она совсем в другую сторону».

Речевые клише:

1)

— Во-первых,…

— Давайте заглянем в текст. Вот предложение…

— Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …

— Проиллюстрировать данную мысль можно на примере предложения .. .

— Рассмотрим предложение… В нѐм говорится о том, как…

— Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор говорит…

— Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

— Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры…

— Убедимся в этом, обратившись к тексту…

— Присмотримся повнимательнее к словам в тексте…

— Обратимся к тексту русского писателя…

— Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …предложению из текста…

— Подтвердить данный аргумент можно примером из … предложения текста…

— В подтверждении собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста…

2)

— В нём автор говорит …

— Действительно, автор утверждает…

— Таким образом, автор считает…

— В данном предложении говорится о…

— Предложение №.. подтверждает мысль о том, что…

3. Второй аргумент: пример + комментарий.
Пример:

« Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Причитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может».

Речевые клише:

1)

— Следующим аргументом может служить пример из … предложения…

— Далее следует привести пример из … предложения…

— Пример из … предложения может стать иллюстрацией к ….

— Во-вторых,…

— Также пример можно найти в предложении № …

— Далее рассмотрим в качестве примера предложение №…

— Вот ещё одно предложение…, иллюстрирующее…

2)

— И мы понимаем, что….

— Нам открывается …

— Мне ясен смысл…

— Мы убеждены в том, что…

— Это позволяет судить о том, что…

— Это говорит о том, что…

4. Заключение (вывод по тезису, умозаключение).

Пример:

« Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, «кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…»

Речевые клише:

1)

— Таким образом, …

— Итак, …

— Можно сделать вывод…

— Следовательно…

— В итоге можно прийти к такому выводу…

— В заключении можно сказать, что…

— Обобщая сказанное…

— Из этого следует, что…

— Подводя итог вышесказанному…

— Делая выводы из выше изложенных умозаключений…

— Таким образом, можно сделать вывод, что…

— Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу…

— Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль… о том, что…

— Мы пришли к выводу…

— Итак, в заключении мы видим,…

— Итак, можно увидеть, что…

— В результате размышления мы пришли к выводу о том, что…

— Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

— Нам удалось доказать, что…

2)

— Автор убеждает нас в том …

— Автор раскрывает перед нами смысл….

— Автор приводит нас к выводу…

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать ряду критериев:

— цельность текста, последовательность, связность;

— соблюдение орфографических правил;

— соответствие пунктуационным нормам;

— отсутствие речевых и грамматических ошибок;

— фактическая точность написанного текста.

Пример сочинение 15.2 по тексту Тэсс Татьяны Николаевны.

На мой взгляд, такие понятия, как «воспитание» и » уважение», — тема для серьёзных размышлений. Поэты и писатели раскрывают важность данных понятий, укрепляя жизненные ориентиры в обществе. Об этом свидетельствует Тэсс Т.Н.в приведённом высказывании. Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

Проиллюстрировать данную мысль можно, обратив внимание на предложение № 41. В нём автор говорит о том, что женщина, неправильно указавшая дорогу пожилому человеку, побежала вслед за ним, чтобы исправить сою ошибку, хотя сумки в руках её были тяжелы и шла она совсем в другую сторону.

Далее рассмотрим в качестве примера следующие предложения (46 и 47). Причитав их содержание, мы осознаем, что заставило женщину сделать это. Перед нами человек воспитанный, уважающий не только себя, но и окружающих, который по-другому поступить не может.

Подводя итог вышесказанному, мы видим, что примеры из текста стали убедительным доказательством того, что воспитание глубоко связано с уважением тех, «кто живёт рядом с тобой на нашей земле, кто делит с тобой и труд, и хлеб, и солнце…».

В работе использованы материалы сайта

http://otvet2013.ucoz.com/load/poleznaja_inform acija/russkij_jazyk/kak_pisat_sochinenie_rassuzhd enie_na_moralno_ehticheskuju_temu/

38-1-0-78

8

  • Палочка выручалочка сутеев план к сказке
  • Памятка по написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе
  • Палочка выручалочка сутеев вопросы к сказке
  • Памятка по итоговому сочинению
  • Палочка выручалочка как правильно пишется