История памятника
Работу над проектом памятника императрице начал выдающийся художник и скульптор Михаил Осипович Микешин к 100-летнему юбилею переселения казаков Черноморского войска на Кубань. Заказ на скульптуру поступил художнику от Краснодарского казачьего общества. По замыслу М. О. Микешина, памятник должен был стать «наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до нынешних дней». В январе 1893 г. скульптор сделал первые наброски скульптурной композиции. Но завершить свою работу автор не успел, 31 января 1896 г. он скоропостижно скончался.
В августе 1896 г. в Большом Дворце Петербурга модель памятника осматривали император и императрица, при осмотре также присутствовали министр императорского двора генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков, военный генерал-адъютант Т. С. Вайновский и генерал-лейтенант В. А. Бунаков, начальник главного управления казачьих войск. Модель была представлена вдовой художника Марией Петровной, а описание и обоснование проекта давал архитектор Евгений Евгеньевич Баумгартен, зять Михаила Микешина, участвовавший в архитектурной работе над памятником и составлении смет. Проект монумента был одобрен высокой комиссией и допущен к установке.
Продолжение работы над монументом было поручено скульптору и графику Борису Васильевичу Эдуардсу под наблюдением войсковой строительной комиссии. Торжественная закладка памятника состоялась 9 сентября 1896 г., но его сооружение, в силу разных причин, растянулось на долгие 11 лет. Торжественное открытие памятника Екатерине Великой в Екатеринодаре состоялось лишь 6 мая 1907 года.
К сожалению, скульптурная композиция простояла недолго. Уже в 1920 г. в соответствии с решением Кубанского чрезвычайного революционного комитета памятник демонтировали, а в 1931 г. его сдали на переплавку.
В 2002 г. появилась идея восстановить монумент, инициатором восстановления стал губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачёв. Памятник воссоздавался авторской группой, возглавляемой заслуженным художником России Александром Алексеевичем Аполлоновым. В работе использовались чертежи, эскизы и архивные документы М. Микешина, фотографии памятника. Отливку монумента осуществила мастерская художественного литья РГУ (Ростовского государственного университета), архитектурно-скульптурную атрибутику изготовил Краснодарский компрессорный завод.
8 сентября 2006 г., спустя почти 100 лет после установки первого монумента, восстановленный памятник императрице Екатерине II был торжественно открыт на том же месте, где он находился до 1920 года. В одном из музеев Кубани хранится копия жалованной грамоты Екатерины от 30 июня 1792 г. Черноморскому казачьему войску на кубанские земли.
Описание
Скульптура Екатерины имеет высоту 4,2 метра и вес 3 тонны. Общая высота памятника вместе с постаментом – 13,8 м. На изготовление скульптурной композиции было затрачено 25 т бронзы, 12 т чугуна, 250 кг алюминия, а также 80 гр. сусального золота.
Монумент изображает императрицу в полный рост со скипетром и державой в руках, на мантии два ордена – Андрея Первозванного и Святого Георгия. У постамента по левую руку от Екатерины – фигура князя Потёмкина-Таврического, за спиной которого боевые знамена и войсковые знаки, по правую – фигуры трех первых кошевых атаманов Черноморского казачьего войска: Сидор Белый, Антон Головатый и Захарий Чепега. У задней части постамента установлена скульптурная композиция, изображающая слепого кобзаря с поводырем, за спиной которого на мраморной табличке перечислены победы, одержанные Российской империей при участии кубанских казаков. От ног императрицы на всю высоту постамента развернута Жалованная грамота от 30 июня 1792 г.
Памятник Екатерине Второй установлен в Екатерининском сквере, который принято считать местом основания Краснодара. В 1890-е годы на месте современного сквера располагался парк перед дворцом атамана, из окон которого открывался великолепный вид на живописные сады и аллеи. Современный монумент повернут относительно памятника, возведенного в 1907 г., на 90 градусов, что обусловлено нынешним расположением зеленой территории и окружающих зданий. Сегодня взгляд императрицы направлен на здание Законодательного собрания Краснодарского края.
Памятник в Краснодаре
Восстановленный в 2006 году монумент в честь императрицы Екатерины II в Краснодаре. Первоначальный памятник был открыт в 1907 году и разрушен большевиками в 1920 году.
Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу, её продолжателем стал скульптор Борис Эдуардс под непосредственным наблюдением особой войсковой строительной комиссии. Памятник был торжественно заложен осенью 1896 года, а его открытие состоялось лишь 6 мая 1907 года.
Новый памятник было создан известным кубанским скульптором, членом Союза художников России Александром Аполлоновым, использовавшим в своей работе снимки бронзовой модели и памятника, архивные документы и чертежи. Монументы был отлит в мастерской художественного литья Ростовского государственного университета, архитектурно-скульптурная атрибутика выполнена Краснодарским компрессорным заводом.
В руках императрицы — скипетр и держава, а сама она изображена мудрой и величавой, одетой в царскую порфиру. Центральную часть постамента занимает текст Жалованной грамоты от 30 июня 1792 года. Слева изображён князь Потёмкин-Таврический на фоне боевых знамён и войсковых знаков. Справа стоят три первых кошевых атамана Черноморского казачьего войска: Антон Головатый, Сидор Белый и Захарий Чепега. На задней стороне памятника изображён слепой кобзарь с поводырём, а также список побед, одержанных Россией при участии кубанских казаков.
Высота памятника – 13, 8 м, ширина всего комплекса 16 м. Фигура Екатерины высотой 4 м весит 3 т. Всего на скульптурную композицию ушло 25 тонн бронзы, 12 тонн чугуна, 250 кг алюминия и 80 г сусального золота.
Памятник расположен на главной оси города — улице Красной, на Соборной площади, в пешеходной зоне. Напротив памятника находится здание Законодательного собрания Краснодарского края. Справа находится войсковой собор названный в честь князя Александра Невского, заложенный на войсковые средства в 1853 году и восстановленный, как и памятник Екатерине, в 2006 году.
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Кафедра философии, истории и социальных коммуникаций
Специальность «Связи с общественностью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Мировая художественная культура»
на тему:
«Памятники монументального искусства города Краснодара»
Студентка группы 07з11 В.А. Деревянко
Научный руководитель,
преподаватель А.С. Милюк
Краснодар 2009
Содержание
Введение
1. Основные памятники в Краснодаре
1.1 Памятник императрице Екатерине II
1.2 Памятник А.В. Суворову
1.3 Памятник Кубанскому казачеству
1.4 Скульптура «Аврора»
1.5 Памятник А.С. Пушкину
2. Охрана памятников истории и культуры
Введение
Тема данной курсовой работы – «Памятники монументального искусства города Краснодара».
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенные на территории Краснодарского края, являются неотъемлемой частью национального богатства и достоянием народов Российской Федерации, частью всемирного культурного наследия и находятся под охраной государства в интересах настоящего и будущих поколений народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.
Целью работы является изучение памятников истории и культуры г. Краснодара.
Данная курсовая работа состоит из введения и двух основных глав.
1. Основные памятники в Краснодаре
1.1 Памятник императрице Екатерине II
Сооружение памятника было приурочено к столетнему юбилею переселения на Кубань казаков Черноморского войска. И сам он должен был стать по мысли замечательного русского скульптора Михаила Осиповича Микешина: «…наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до нынешних дней».
9 сентября 1896 года прошла торжественная закладка монумента, но его строительство завершилось лишь спустя одиннадцать лет, и причиной тому стала смерть Михаила Осиповича. Завершил работу над памятником Екатерине Великой ученик академика Микешина Борис Вениаминович Эдуардс.
6 мая 1907 года в торжественной обстановке памятник Екатерине II был открыт. Новый памятник стал символом Екатеринодара и ее едва ли не самой его большой достопримечательностью. Но, к сожалению, уже в 1920 году по решению Кубанского чрезвычайного революционного комитета он был демонтирован, а в 1931 году и вовсе сдан на переплавку.
В 2002 году по инициативе главы администрации Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева было подписано постановление «О воссоздании памятника Екатерине II в городе Краснодаре». Возглавил работу по восстановлению легендарного монумента заслуженный художник России Александр Алексеевич Аполлонов. В течение четырех лет в мастерской художника и в цехе Краснодарского художественного творческо-производственного комбината шла тяжелая и поистине уникальная работа. Сколько трудностей пришлось преодолеть, сколько неординарных задач пришлось решить творческому коллективу, ведь предстояло не просто создать памятник, а именно воссоздать один из лучших шедевров русской культуры.
8 сентября 2006 года в столице Кубани состоялась торжественная церемония открытия воссозданного памятника. Со всех концов нашего благодатного края съехались на это знаменательное событие казаки. Как и сто лет назад Екатерининская площадь Краснодара на несколько часов стала настоящим духовным центром Кубани. Тысячи людей смогли своими глазами увидеть легендарный памятник Екатерине Великой, предания о красоте и величии которого ходили по кубанским городам и станицам вот уже целое столетие.
1.2 Памятник А.В. Суворову
Имя этого выдающегося русского полководца известно каждому без исключения жителю нашей страны. Его жизнь стала легендой, в которую сложно что-либо добавить. Он достиг вершины в военном деле, дипломатии, строительстве, воспитании новых поколений защитников Родины, а самое главное он был настоящим Гражданином России, отдавшим все свои силы и огромный талант на благо своего народа.
Много дорог пришлось пройти с боями Александру Васильевичу Суворову. Вместе со своими «Чудо-богатырями» он бил турок в Причерноморье и Балканах, продирался сквозь казалось непроходимые Альпы, сметая с их склонов бравых французов, наводил ужас на крымских татар и мятежных поляков, бил отмуштрованную прусскую армию. И всегда с минимальными потерями, до конца используя свои выдающиеся полководческие способности и лучшие черты русского солдата. Не раз бывал Александр Васильевич и на Кубани.
После присоединения правобережной части Кубани именно Суворову поручили навести здесь порядок. И он как всегда быстро справился с поставленной задачей – успокоил, взбунтовавшихся было, ногайцев, спроектировал, а затем организовал строительство укрепленной линии для защиты новых рубежей России.
К сожалению, в столице Кубани долгое время не было ни одного памятного знака, посвященному Александру Васильевичу Суворову. Хотя идея строительства памятника великому полководцу родилась более полувека назад, но по разным причинам претворить в жизнь ее не удавалось. Только в 2003 году, после многочисленных просьб со стороны общественности города, был объявлен конкурс на лучший проект и место размещения памятника. На суд компетентной комиссии лучшие архитекторы и скульпторы Кубани представили около тридцати проектов. Лучшим был признан проект Алана Петровича Корнаева.
24 ноября 2004 года в 275-й день рождения Александра Васильевича Суворова в Мариинском сквере напротив высшего военного училища имени С.М.Штеменко была торжественно открыта величественная статуя великого полководца. Место установки памятника было выбрано совсем не случайно. Именно здесь находилось одно из укреплений суворовской кордонной линии, так что вполне возможно Александр Васильевич прямо с этого места руководил возведением укреплений. Бронзовая фигура как раз и запечатлела образ Суворова строителя и дипломата, сумевшего раз и навсегда присоединить Кубань к России.
1.3 Памятник Кубанскому казачеству
7 апреля 2005 года на один из самых почитаемых праздников Православной церкви Благовещение в столице Кубани состоялось поистине историческое событие – торжественное открытие памятника Кубанскому казачеству. На площади перед зданием администрации Краснодарского края собрались сотни кубанцев. Почтить память о славных делах кубанского казачества пришли руководители края во главе с губернатором Александром Ткачевым и председателем Законодательного Собрания Владимиром Бекетовым, митрополит Кубанский и Екатеринодарский Исидор, представители кубанской интеллигенции и, конечно же, нынешнее поколение кубанских казаков во главе с атаманом Владимиром Громовым. Под бурные аплодисменты покрывало, скрывавшее доселе памятник, спустилось. Почетный караул осветил этот торжественный момент троекратным залпом, а затем над площадью прозвучали величественные и строгие российский и кубанский государственные гимны.
Взорам собравшихся открылась великолепная скульптура казака кубанца – символа всех предыдущих поколений, которым, как совершенно справедливо отметил Александр Николаевич Ткачев: «Мы обязаны освоением нашей благодатной земли и сегодняшней жизнью». Митрополит Исидор торжественно осветил памятник, попросив у Господа Бога многие лета, благополучие и спокойствие жителям Кубани. Православная церковь и казачество всегда были неразрывно связаны друг с другом, даруя Великой России новые земли, защищая ее от врагов и сохраняя древние традиции культуры славянских народов и христьянской морали.
С огромной благодарностью собравшиеся отметили авторов памятника известного краснодарского скульптора Александра Аполлонова и архитектора Виктора Сырмолотова. Добрым словом вспомнили руководителя ростовской художественной студии Валерия Тараненко. Кубанский губернатор лично вручил художникам благодарственные дипломы и поблагодарил всех тех, кто участвовал в создании и установке этого величественного памятника.
Работа по созданию памятника началась задолго до описываемых событий. 2 июня 2003 года был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.
Завершил открытие памятника Кубанскому казачеству торжественный парад нынешних казаков-кубанцев достойных продолжателей славных традиций. Стройными рядами по главной улице Краснодара прошли лучшие казаки Кубани и воспитанники Кадетского училища.
1.4 Скульптура «Аврора»
В самой высокой точке города Краснодара стоит величественное здание лучшего кубанского кинотеатра, а рядом олицетворение богини утренней зари, статуя «Авроры». Эта архитектурная композиция замыкает улицу Красную, являясь ее лучшим украшением. Правда перед нами не античная богиня из Древней Греции, а советская комсомолка – в шинели, с винтовкой за плечами, держащая в высоко поднятой руке звезду – символ веры в светлое будущее нашей страны.
Работа над памятником и строительство кинотеатра было начато в период подготовки к 50-летию Советской власти. Авторами памятника были выбраны лучшие мастера Кубани заслуженный скульптор РСФСР И.П. Шмагун и художник–архитектор Е.Г. Лашук, а автором проекта всего комплекса стал архитектор Сочинского отделения института Южгипрокомунстрой Сердюков Е.В. Причем всю работу по созданию памятника Шмагун и Лашук выполнили бесплатно и свой труд передали в дар городу.
Торжественное открытие комплекса состоялось 7 мая 1967 года. При огромном стечении краснодарцев и гостей города руководители Кубани перерезали ленту, со скульптуры спало светлое покрывало и перед собравшимися предстала величественная и неподражаемая скульптура «Авроры», которая стала за последние годы настоящим символом кубанской столицы.
Общая высота скульптуры, выполненной из кованного алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом общая высота памятника – 16,8 метра. К сожалению не сохранилась выбитая на постаменте надпись: «Власть – Советам, мир – народам», но размещенная у нас фотография передает изначальный внешний вид памятника.
1.5 Памятник А.С. Пушкину
Памятники, установленные людьми – словно маяки освещают путь для будущих поколений, направляют нас как корабли в обход рифов, мелей и скрытых течений современной жизни. Правда, часть памятников спустя некоторое время разрушаются самими людьми, а вместе с ними гаснет и свет. В некоторых случаях это оправдано, так как памятник, установленный тирану, завоевателю, ложному пророку ведет людей неправедной дорогой. Но, к счастью, есть люди, чья судьба и наследие во все века и для всех поколений останутся примером.
1999 год прошел под знаком двухсотлетнего юбилея великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. За два века многое менялось как в наше стране, так и во всем мире, но личность Пушкина, его вклад в мировую культуру никому и никогда не приходило в голову подвергать сомнению. Стихи Александра Сергеевича несут людям любовь, доброту, уважение к славным традициям прошлых поколений.
Кубань, как и вся страна торжественно отметила юбилей поэта. По всему краю шли концерты, театрализованные постановки, а кульминацией празднеств стало открытие памятника Александру Сергеевичу в центре кубанской столицы. На столь знаковое событие пришли все руководители края, многочисленные гости из других регионов, творческая интеллигенция и, конечно же, простые жители Кубани.
Под громкие аплодисменты с памятника спустилось белоснежное покрывало, и перед собравшимися появилась, сияющая на солнце, бронзовая фигура гениального поэта. Задумчивый взгляд, гордая осанка – именно таким представили себе Александра Пушкина авторы памятника скульптор Владимир Андреевич Жданов и архитектор Валерий Иванович Карпычев.
Создание памятника процесс долгий, очень трудоемкий, и тем приятней, что кубанские мастера в сжатые сроки сумели завершить свою работу. Памятник был установлен на постамент в ночь перед торжественным открытием, едва выйдя из цеха завода имени Седина, где его отливал опытнейший мастер Хамид Ачох.
Прошло всего несколько лет, а пушкинская площадь стала одним из самых любимых мест для краснодарской молодежи. Именно здесь встречаются влюбленные, гуляют с детьми молодые родители, и верится, что так будет всегда.
2. Охрана памятников истории и культуры
Недвижимые памятники истории и культуры составляют важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Они являются основным живым свидетельством развития цивилизации и подлинным отражением древних традиций. Их активная популяризация способствует взаимному пониманию, уважению и сближению народов, ведет к духовному объединению нации на основе пропаганды единых исторических корней, пробуждает гордость за Родину.
В настоящее время на в Краснодаре насчитывается примерно 100 объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Однако в это число не входят выявленные объекты, представляющие историко-культурную ценность, в том числе памятники археологии. При этом памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа.
К сожалению, органы юстиции не всегда владеют информацией при регистрации сделок на объекты недвижимости о том, являются ли или связаны с памятниками истории и культуры эти объекты, поэтому в свидетельствах о праве не фиксируются ограничения в пользовании объектами культурного наследия, что влечет за собой нанесение ущерба памятникам истории и культуры, вплоть до их утраты.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это уникальные, ничем не заменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития народа, общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную и (или) иную культурную ценность. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенные на территории Краснодарского края, являются неотъемлемой частью национального богатства и достоянием народов Российской Федерации, частью всемирного культурного наследия и находятся под охраной государства в интересах настоящего и будущих поколений народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.
Описание
Памятник императрице Екатерине Второй воздвигнут в центре площади Островского в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Специально для ландшафтного оформления монументально-скульптурной композиции, вокруг нее разбит Александринский сквер.
Площадь Островского обрамляют шедевры русской архитектуры разных эпох, в глубине площади по центральной оси расположен Александринский театр, главным своим фронтоном с изображением конной квадриги, которой управляет древнегреческий бог Аполлон, покровитель искусств, здание театра являет собой образец искусства русского классицизма. С правой стороны площади находится Санкт-Петербургская Публичная библиотека, основанная императрицей Екатериной II, памятник архитектуры 18 – 19 веков, вместилище исторических артифактов, выражающих идеи мировой человеческой мысли. С левой стороны на площадь боковым фасадом выходит Аничков дворец, бывшая дворянская усадьба 18 века, которой в разные исторические периоды владели сановные особы. Для устройства новой площади, центром которой должен был стать монумент Екатерине II, часть строений усадьбы Аничкова дворца были снесены.
Идея воздвигнуть монумент императрице Екатерине II возникла еще при ее жизни, но царица отвергла эту затею, решение увековечить образ великой Екатерины Второй пришло во время юбилейной даты – 100-летия со дня восшествия на престол всемилостивейшей государыни.
На открывшемся пространстве по указу императора Александра II 24 ноября 1869 года была произведена закладка памятника, дата была выбрана не случайно, 24 ноября – день Святой Екатерины. Фундамент под памятник соорудили сложно, вначале забили дубовые сваи, сверху уложили бутовый слой, потом гранитный.
Пьедестал, круглый в плане, изготовленный из различных пород карельских гранитов, широк в своем основании, составлен из четырех частей от большей к меньшей по восходящей, завершает композицию бронзовая фигура императрицы. Она расположена на бронзовом круглом постаменте, который несет на себе основной гранитный пьедестал.
Каменный постамент завершается широкой полкой, на которой вокруг главной фигуры располагаются скульптуры сподвижников. Она стоит всевластная, величественная, полная достоинства и покоя, ее окружают сподвижники – люди, воплотившие в жизнь идеи великолепного екатерининского века. Своим талантом, трудом на воинском и общегосударственном поприще они создавали величие и независимость Российской империи.
Над памятником Екатерине II работал творческий коллектив архитекторов, художников, скульпторов, мастеров-литейщиков. Руководство проектом было поручено архитектору Д. И. Гримму, скульптурные композиции выполнили художник и скульптор М. О. Микешин, скульптор А. М. Опекушин, мастер-литейщик М. А. Чижов (выполнил скульптуру Екатерины), архитектор В. А. Шретер работал над бронзовым обрамлением монумента.
На лицевой стороне пьедестала расположена бронзовая доска с посвятительной надписью “Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год”. Доска обрамлена предметами, символизирующими направления деятельности императрицы и ее сподвижников, это военные сухопутно-морские подвиги полководцев, выдающиеся открытия новых земель русскими мореплавателями, развитие наук, искусства, совершенствование государственного устройства и закона Российской империи.
Фигура императрицы гармонично воспринимается со всех ракурсов, с лицевой стороны она в своем точном портретном сходстве, одетая в ниспадающие одежды, предстает перед нами всевластной царицей. В правой руке она спокойно, но твердо держит жезл императорской власти, в левой руке покоится лавровый венок – символ величия и силы государственных деятелей всех времен и народов. Фигура ее одновременно торжественна и грациозна, она спокойна, но хочет идти вперед. Это движение усиливает ниспадающая мантия, зримое изображение которой говорит нам о том, какой неподъемный груз ответственности за свою страну несет матушка-императрица. Как истинная женщина, Екатерина предстает перед нами в изящном венце, у ног ее расположена императорская корона, под которой изображен свиток с именным вензелем.
Скульптурная композиция памятника Екатерине II состоит из двух частей, на нижней гранитной круговой полке расположены фигуры сподвижников, венчает памятник сама фигура императрицы, расположенная на бронзовом постаменте.
Кто же были эти люди, своим умом, трудом, подвигами, талантом, преданностью своей родине, которые создавали величие России.
На лицевой стороне постамента расположены фигуры П. А. Румянцева-Задунайского, Г. А. Потёмкина и В. А. Суворова, поражает портретное сходство великих полководцев разных периодов времени эпохи правления Екатерины. Между героями происходит живой диалог о судьбах народов и отечества.
Группа скульптурных изображений А. А. Безбородко и И. И. Бецкого повествуют языком искусства о развитии государственного строительства.
О расцвете просветительских мыслей и становления русского поэтического направления ведут беседу поэт и выдающийся государственный деятель Г. Р. Державин и президент Российской академии, одна из самых образованных женщин Европы Е. Р. Дашкова.
Отдельную группу представляют собой В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. Эти люди жили в разное время. Орлов-Чесменский защищал свободу своей отчизны и исторически близких православных христианских народов. Чичагов был выдающимся исследователем и мореплавателем, всю свою жизнь положившим на благо служения России.
Памятник Екатерине Второй был торжественно открыт 24 ноября 1873 года в присутствии государя. Событие сопровождалось военным парадом и салютом. Весь архитектурно – скульптурный комплекс сооружался в течение 12 лет, силы создателей, их воля, упорство и вера в победу увенчались блистательным результатом. Памятник, высотой в 15 метров, искусно вписан в относительно небольшое пространство площади Островского перед Невским проспектом. Императрица Екатерина Вторая взором, исполненным величия, всматривается в грядущее, ее сподвижники также думают о главном – о будущем родной страны.
Автор: Надежда Лебедева
Информация
Мегамозг
Памятник в КраснодареВосстановленный в 2006 году монумент в честь императрицы Екатерины II в Краснодаре. Первоначальный памятник был открыт в 1907 году и разрушен большевиками в 1920 году.Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу, её продолжателем стал скульптор Борис Эдуардс под непосредственным наблюдением особой войсковой строительной комиссии. Памятник был торжественно заложен осенью 1896 года, а его открытие состоялось лишь 6 мая 1907 года.Новый памятник было создан известным кубанским скульптором, членом Союза художников России Александром Аполлоновым, использовавшим в своей работе снимки бронзовой модели и памятника, архивные документы и чертежи. Монументы был отлит в мастерской художественного литья Ростовского государственного университета, архитектурно-скульптурная атрибутика выполнена Краснодарским компрессорным заводом.В руках императрицы — скипетр и держава, а сама она изображена мудрой и величавой, одетой в царскую порфиру. Центральную часть постамента занимает текст Жалованной грамоты от 30 июня 1792 года. Слева изображён князь Потёмкин-Таврический на фоне боевых знамён и войсковых знаков. Справа стоят три первых кошевых атамана Черноморского казачьего войска: Антон Головатый, Сидор Белый и Захарий Чепега. На задней стороне памятника изображён слепой кобзарь с поводырём, а также список побед, одержанных Россией при участии кубанских казаков.Высота памятника – 13, 8 м, ширина всего комплекса 16 м. Фигура Екатерины высотой 4 м весит 3 т. Всего на скульптурную композицию ушло 25 тонн бронзы, 12 тонн чугуна, 250 кг алюминия и 80 г сусального золота.Памятник расположен на главной оси города — улице Красной, на Соборной площади, в пешеходной зоне. Напротив памятника находится здание Законодательного собрания Краснодарского края. Справа находится войсковой собор названный в честь князя Александра Невского, заложенный на войсковые средства в 1853 году и восстановленный, как и памятник Екатерине, в 2006 году.
Предложения интернет-магазинов
Памятник в Краснодаре
Восстановленный в 2006 году монумент в честь императрицы Екатерины II в Краснодаре. Первоначальный памятник был открыт в 1907 году и разрушен большевиками в 1920 году.
Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу, её продолжателем стал скульптор Борис Эдуардс под непосредственным наблюдением особой войсковой строительной комиссии. Памятник был торжественно заложен осенью 1896 года, а его открытие состоялось лишь 6 мая 1907 года.
Новый памятник было создан известным кубанским скульптором, членом Союза художников России Александром Аполлоновым, использовавшим в своей работе снимки бронзовой модели и памятника, архивные документы и чертежи. Монументы был отлит в мастерской художественного литья Ростовского государственного университета, архитектурно-скульптурная атрибутика выполнена Краснодарским компрессорным заводом.
В руках императрицы — скипетр и держава, а сама она изображена мудрой и величавой, одетой в царскую порфиру. Центральную часть постамента занимает текст Жалованной грамоты от 30 июня 1792 года. Слева изображён князь Потёмкин-Таврический на фоне боевых знамён и войсковых знаков. Справа стоят три первых кошевых атамана Черноморского казачьего войска: Антон Головатый, Сидор Белый и Захарий Чепега. На задней стороне памятника изображён слепой кобзарь с поводырём, а также список побед, одержанных Россией при участии кубанских казаков.
Высота памятника – 13, 8 м, ширина всего комплекса 16 м. Фигура Екатерины высотой 4 м весит 3 т. Всего на скульптурную композицию ушло 25 тонн бронзы, 12 тонн чугуна, 250 кг алюминия и 80 г сусального золота.
Памятник расположен на главной оси города — улице Красной, на Соборной площади, в пешеходной зоне. Напротив памятника находится здание Законодательного собрания Краснодарского края. Справа находится войсковой собор названный в честь князя Александра Невского, заложенный на войсковые средства в 1853 году и восстановленный, как и памятник Екатерине, в 2006 году.
-
Напишите пожалуйста сочинение описание памятника Екатерины второй на лист срочно
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
marshallorozco385
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика1 минута назад
Помогите решить задание
-
Химия6 минут назад
Обменного взаимодействия нитрата бария с серной кислотой, если в результате образуются сульфат бария и азотная кислота
-
Математика6 минут назад
89 соток тысяч 2 еденицы тысяч 4 десятка
-
Русский язык6 минут назад
Найти значение выражения:
-
Алгебра6 минут назад
Помогите решить пожалуйста, с пояснением! Буду очень благодарна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы35 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика1 час назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Вторая половина XVIII века в городе на Неве — время правления «просвещенной» императрицы. Этот период стал одним из основополагающих для формирования облика Северной столицы. И памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — это памятник целой эпохе.
Екатерина Великая: личность и вклад в историю
Австрийская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, призванная в Россию Елизаветой Петровной, дочерью Петра I и самодержицей Всероссийской, для того, чтобы стать супругой Великого князя Петра Федоровича, стала истинно русской императрицей Государства Российского. Но путь, который она прошла до престола, а потом и до признания, был долог и труден.
Первый шаг — отречение от своей веры и принятие православия — продвинул ее по пути налаживания взаимопонимания с русским народом. Тем более что шаг этот был сделан неформально: Екатерина стала действительно истинно православной и глубоко верующей императрицей, полностью принявшей и выполнявшей все церковные догматы, придерживавшейся всех православных канонов. Благодаря императрице в Санкт-Петербурге и России возводилось большое количество православных церквей, причем многие финансировались на средства меценатов — соратников Екатерины.
Второй шаг — внимательное отношение к проблемам простого народа, неподдельный интерес к его традициям, стремление хоть чем-то облегчить жизнь каждого бедного и нуждающегося, сирого и убогого.
Третий шаг — политические и экономические реформы, направленные на упрочение позиций России на международной арене, в том числе успешное ведение войн с Турцией, Польшей, Пруссией, отвоевание и развитие Одесского порта. Важнейшими экономическими реформами стали: введение высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары, отмена пошлин на внутреннюю торговлю, введение особых привилегий для дворян, чтобы они имели возможность торговать излишками продуктов со своих имений, модернизация системы перевозки товаров внутри государства — в Петербурге это создание буянов на островах невской дельты, где товары с глубокоосадочных судов разгружались в амбары, а затем распределялись по мелкоосадочным лихтерным судам. Все это дало толчок к развитию отечественной промышленности и торговли, а также экономики в целом.
Четвертый шаг — проведение важных реформ в сфере культуры и образования. О них мы еще будем говорить более подробно дальше.
Место для монумента
Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге был установлен возле Александринского театра (театра драмы им. А. С. Пушкина) на площади Островского возле главной городской магистрали — Невского проспекта. Место это было выбрано неслучайно. Вокруг находятся сооружения, которые так или иначе отражают основные вехи жизни и деятельности Екатерины Великой в России и для России.
Фигура Екатерины Великой повернута в сторону Невского проспекта, как аллегория того, что Ее Величество денно и нощно печется о своем народе и следит за жизнью в столице своего государства. А поскольку Невский проспект — главное место в городе, где встречаются иностранные титулованные особы с российскими аристократами и чиновниками высокого ранга для решения важных государственных дел в непринужденной обстановке, то и за жизнью всей империи.
Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: общие сведения
Монумент был установлен на площади перед театром к юбилейной дате — 110-летию правления Екатерины Великой. Событие это состоялось 25 ноября 1873 года, а ровно сто десять лет назад — 25 ноября 1763 года Екатерина II, свергнув с престола законного наследника Петра Федоровича (императора Петра III), узурпировала трон при поддержке большого количества русских дворян и гвардейцев всех полков, приближенных к трону: Преображенского, Семеновского, Измайловского, Конной гвардии. Ей на верность присягнули Сенат и Синод. Церковь узаконила акт возведения на престол, провозгласив Екатерину Алексеевну законной императрицей, а ее сына Павла Петровича — наследником престола.
На памятнике можно прочитать надпись: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Алексанра II». Начало реализации идеи совпало со столетней годовщиной восшествия на престол блестящей Екатерины, но создание растянулось на десять лет. Сам памятник отлит из бронзы и установлен на гранитный постамент. Вес сооружения — 270 кг, а высота всего монумента — 14,2 м. Это один из самых крупных монументов Северной столицы. Автор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге не один, а целая группа петербургских мастеров.
Образ «просвещенной» императрицы
Основное описание памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурга сводится, прежде всего, к описанию его персонажей. Гигантский перевернутый колокол венчает стоящая в полный рост «просвещенная» императрица в облике римской богини Правосудия Минервы. Плечи ей укрывает тяжелая мантия, через грудь перекинута орденская лента, на груди — орденский знак, на голове — лавровый венок — символ Победы, в правой руке императрица держит посох с гербовой символикой как символ власти над страной и ее подданными, в левой руке — опущенный вниз лавровый венок — символ мира и победы. У ног Екатерины возлежит большая императорская корона на медальоне с вензелем Ея Величества и гирляндой из лавровых листьев, прикрепленной с двух сторон к завиткам декоративного элемента — волюты.
Снизу медальон обрамляют листья греческого растения аканта — симолический знак триумфа и преодоления испытаний. Скульптор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — Михаил Осипович Микешин.
Окружение Екатерины II в памятнике
У ног Вседержительницы сюжетными группками расположились особо приближенные дворяне, которые внесли огромный вклад в историю Отечества. Среди них:
- Фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, любимый полководец Екатерины II, командовал русской армией — воевал в Польше, на Украине, одержал множество славных побед, поднял тактику и стратегию боя на небывалую высоту.
- Фаворит и, по некоторым предположениям, тайный муж Екатерины светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, генерал-фельдмаршал и создатель Черноморского флота, внес неоценимый вклад в ход военной кампании по присоединению к России Таврии (Крыма), в результате чего был завоеван выход в Черное море, а сам князь получил вторую фамилию и стал именоваться Потемкин-Таврический.
- Подруга императрицы Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, которая сопровождала будущую императрицу в ходе дворцового переворота, а история сохранила ее в своих анналах как первую женщину-директора Российской Академии наук.
- Поэт Гаврила Романович Державин, участник пугачевского бунта, блестящий мастер стихосложения, он воспел восхождение на престол «блестящей» императрицы знаменитой «Одой о Фелице».
- Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев, выпускник Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, блестящий стратег и тактик, доблестный воин, командовал русской армией в русско-турецкой войне и прославился своими героическими поступками в битвах при Кагуле и Ларге, за что получил вторую фамилию и стал именоваться Румянцев-Задунайский.
- Граф Алексей Григорьевич Орлов, генерал-аншеф, возглавлял морской флот России в русско-турецкой войне, прославился острым умом и дальновидностью в принятии решений, имел прямое отношение к поимке княжны Таракановой, один из сподвижников Екатерины, сопровождавший ее на всем пути царствования от дворцового переворота, в котором принимал непосредственное участие. За победу флота под его командованием в битве при Чесме получил титул Чесменский.
- Граф Иван Иванович Бецкой, личный секретарь Екатерины II, основатель Смольного Института благородных девиц, Воспитательного дома, реформатор системы образования, Президент и реформатор Академии трех знатнейших художеств.
- Канцлер Александр Андреевич Безбородко, граф и светлейший князь, член малороссийского государственного суда и видный военный деятель, сопровождавший П. А. Румянцева в битвах при Ларге и Кагуле и проявивший себя доблестным воином.
- Василий Яковлевич Чичагов, величайший русский мореплаватель, адмирал русского флота, командовал Кронштадтским и Ревельским портом, отрядом Донской флотилии в русско-турецкой войне.
Вокруг монумента
Территория вокруг памятника Екатерины 2 в Санкт-Петербурге на фото хорошо просматривается: справа расположились корпуса Российской Национальной библиотеки, авторами которых стали архитекторы К. И. Росси и С. Соколов (угловое здание Невского пр. с ул. Садовой.), слева — северный павильон Аничкова дворца — прежней усадьбы фаворита Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Разумовского, архитектор все тот же Росси, сзади уходящая к мосту Ломоносова улица из двух одинаковых домов — улица Зодчего Росси, в одном из зданий которой разместилась Академия классического танца им. Агриппины Яковлевны Вагановой и Театральный музей с театральной библиотекой, в другом здании раньше находилось Управление императорскими театрами.
Зеленая зона вокруг монумента — Екатерининский (в народе — Катькин) сад. Автором архитектурного ансамбля, который в основном сложился в середине XIX века, был Карл Иванович Росси, итальянский архитектор. Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — центральный акцент этой блестящей композиции.
Легенды и мифы Петербурга о памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург — город, в котором живут и множатся мифы и легенды. Многие из них зафиксированы в книгах историка и петербурговеда Синдаловского.
В одной из таких легенд говорится о том, что под памятником захоронены огромные сокровища — перстни с драгоценными камнями невероятной стоимости, которые бросили в яму под фундамент петербургские аристократки во время заложения монумента.
Также бытует мнение, что вокруг царицы все скульптуры мужчин — изображения ее фаворитов, однако на самом деле это не так — фаворитом из них был только Г. А. Потемкин.
Существует и гипотеза про то, что большевики хотели демонтировать памятник Екатерине как прославляющий эпоху царской России и возвести на этом месте монумент Владимиру Ильичу Ленину — вождю пролетариата как символ победы над царизмом и капитализмом.
Памятник и современные петербуржцы
Памятник Екатерине II часто подвергается разорению со стороны вандалов: у скульптуры Суворова отламывают шпагу, у вельмож спиливают ордена, а у самой императрицы — цепь.
Но есть и положительные примеры внимания петербуржцев к монументу Правительницы. Екатерининский сад — это любимое место прогулок горожан, а у входа юные и не очень живописцы и графики демонстрируют свой талант прохожим, пишут их портреты и виды Санкт-Петербурга.
Около памятника устраиваются традиционные фестивали. Так, в апреле здесь состоялось открытие фестиваля света, несколько лет подряд проходил фестиваль мороженого, ежегодный фестиваль «Петроджаз», мотофестиваль и т.д. Такая популярность — подлинная оценка памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге.