Памятник екатерине 2 в санкт петербурге сочинение

Вторая половина XVIII века в городе на Неве — время правления «просвещенной» императрицы. Этот период стал одним из основополагающих для формирования облика Северной столицы. И памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — это памятник целой эпохе.

Екатерина Великая: личность и вклад в историю

Австрийская принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, призванная в Россию Елизаветой Петровной, дочерью Петра I и самодержицей Всероссийской, для того, чтобы стать супругой Великого князя Петра Федоровича, стала истинно русской императрицей Государства Российского. Но путь, который она прошла до престола, а потом и до признания, был долог и труден.

памятник екатерине 2 в санкт-петербурге

Первый шаг — отречение от своей веры и принятие православия — продвинул ее по пути налаживания взаимопонимания с русским народом. Тем более что шаг этот был сделан неформально: Екатерина стала действительно истинно православной и глубоко верующей императрицей, полностью принявшей и выполнявшей все церковные догматы, придерживавшейся всех православных канонов. Благодаря императрице в Санкт-Петербурге и России возводилось большое количество православных церквей, причем многие финансировались на средства меценатов — соратников Екатерины.

Второй шаг — внимательное отношение к проблемам простого народа, неподдельный интерес к его традициям, стремление хоть чем-то облегчить жизнь каждого бедного и нуждающегося, сирого и убогого.

Третий шаг — политические и экономические реформы, направленные на упрочение позиций России на международной арене, в том числе успешное ведение войн с Турцией, Польшей, Пруссией, отвоевание и развитие Одесского порта. Важнейшими экономическими реформами стали: введение высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары, отмена пошлин на внутреннюю торговлю, введение особых привилегий для дворян, чтобы они имели возможность торговать излишками продуктов со своих имений, модернизация системы перевозки товаров внутри государства — в Петербурге это создание буянов на островах невской дельты, где товары с глубокоосадочных судов разгружались в амбары, а затем распределялись по мелкоосадочным лихтерным судам. Все это дало толчок к развитию отечественной промышленности и торговли, а также экономики в целом.

Четвертый шаг — проведение важных реформ в сфере культуры и образования. О них мы еще будем говорить более подробно дальше.

Место для монумента

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге был установлен возле Александринского театра (театра драмы им. А. С. Пушкина) на площади Островского возле главной городской магистрали — Невского проспекта. Место это было выбрано неслучайно. Вокруг находятся сооружения, которые так или иначе отражают основные вехи жизни и деятельности Екатерины Великой в России и для России.

памятник екатерине 2 в санкт-петербурге описание

Фигура Екатерины Великой повернута в сторону Невского проспекта, как аллегория того, что Ее Величество денно и нощно печется о своем народе и следит за жизнью в столице своего государства. А поскольку Невский проспект — главное место в городе, где встречаются иностранные титулованные особы с российскими аристократами и чиновниками высокого ранга для решения важных государственных дел в непринужденной обстановке, то и за жизнью всей империи.

Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге: общие сведения

Монумент был установлен на площади перед театром к юбилейной дате — 110-летию правления Екатерины Великой. Событие это состоялось 25 ноября 1873 года, а ровно сто десять лет назад — 25 ноября 1763 года Екатерина II, свергнув с престола законного наследника Петра Федоровича (императора Петра III), узурпировала трон при поддержке большого количества русских дворян и гвардейцев всех полков, приближенных к трону: Преображенского, Семеновского, Измайловского, Конной гвардии. Ей на верность присягнули Сенат и Синод. Церковь узаконила акт возведения на престол, провозгласив Екатерину Алексеевну законной императрицей, а ее сына Павла Петровича — наследником престола.

На памятнике можно прочитать надпись: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Алексанра II». Начало реализации идеи совпало со столетней годовщиной восшествия на престол блестящей Екатерины, но создание растянулось на десять лет. Сам памятник отлит из бронзы и установлен на гранитный постамент. Вес сооружения — 270 кг, а высота всего монумента — 14,2 м. Это один из самых крупных монументов Северной столицы. Автор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге не один, а целая группа петербургских мастеров.

Образ «просвещенной» императрицы

памятник екатерине 2 в санкт-петербурге оценка

Основное описание памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурга сводится, прежде всего, к описанию его персонажей. Гигантский перевернутый колокол венчает стоящая в полный рост «просвещенная» императрица в облике римской богини Правосудия Минервы. Плечи ей укрывает тяжелая мантия, через грудь перекинута орденская лента, на груди — орденский знак, на голове — лавровый венок — символ Победы, в правой руке императрица держит посох с гербовой символикой как символ власти над страной и ее подданными, в левой руке — опущенный вниз лавровый венок — символ мира и победы. У ног Екатерины возлежит большая императорская корона на медальоне с вензелем Ея Величества и гирляндой из лавровых листьев, прикрепленной с двух сторон к завиткам декоративного элемента — волюты.

Снизу медальон обрамляют листья греческого растения аканта — симолический знак триумфа и преодоления испытаний. Скульптор памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — Михаил Осипович Микешин.

памятник екатерине 2 в санкт-петербурге скульптор

Окружение Екатерины II в памятнике

У ног Вседержительницы сюжетными группками расположились особо приближенные дворяне, которые внесли огромный вклад в историю Отечества. Среди них:

  • Фельдмаршал Александр Васильевич Суворов, любимый полководец Екатерины II, командовал русской армией — воевал в Польше, на Украине, одержал множество славных побед, поднял тактику и стратегию боя на небывалую высоту.
  • Фаворит и, по некоторым предположениям, тайный муж Екатерины светлейший князь Григорий Александрович Потемкин, генерал-фельдмаршал и создатель Черноморского флота, внес неоценимый вклад в ход военной кампании по присоединению к России Таврии (Крыма), в результате чего был завоеван выход в Черное море, а сам князь получил вторую фамилию и стал именоваться Потемкин-Таврический.
  • Подруга императрицы Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, которая сопровождала будущую императрицу в ходе дворцового переворота, а история сохранила ее в своих анналах как первую женщину-директора Российской Академии наук.
  • Поэт Гаврила Романович Державин, участник пугачевского бунта, блестящий мастер стихосложения, он воспел восхождение на престол «блестящей» императрицы знаменитой «Одой о Фелице».
  • Фельдмаршал Петр Александрович Румянцев, выпускник Сухопутного Шляхетного кадетского корпуса, блестящий стратег и тактик, доблестный воин, командовал русской армией в русско-турецкой войне и прославился своими героическими поступками в битвах при Кагуле и Ларге, за что получил вторую фамилию и стал именоваться Румянцев-Задунайский.
  • Граф Алексей Григорьевич Орлов, генерал-аншеф, возглавлял морской флот России в русско-турецкой войне, прославился острым умом и дальновидностью в принятии решений, имел прямое отношение к поимке княжны Таракановой, один из сподвижников Екатерины, сопровождавший ее на всем пути царствования от дворцового переворота, в котором принимал непосредственное участие. За победу флота под его командованием в битве при Чесме получил титул Чесменский.
  • Граф Иван Иванович Бецкой, личный секретарь Екатерины II, основатель Смольного Института благородных девиц, Воспитательного дома, реформатор системы образования, Президент и реформатор Академии трех знатнейших художеств.
  • Канцлер Александр Андреевич Безбородко, граф и светлейший князь, член малороссийского государственного суда и видный военный деятель, сопровождавший П. А. Румянцева в битвах при Ларге и Кагуле и проявивший себя доблестным воином.
  • Василий Яковлевич Чичагов, величайший русский мореплаватель, адмирал русского флота, командовал Кронштадтским и Ревельским портом, отрядом Донской флотилии в русско-турецкой войне.

памятник екатерины 2 в санкт-петербурге фото

Вокруг монумента

Территория вокруг памятника Екатерины 2 в Санкт-Петербурге на фото хорошо просматривается: справа расположились корпуса Российской Национальной библиотеки, авторами которых стали архитекторы К. И. Росси и С. Соколов (угловое здание Невского пр. с ул. Садовой.), слева — северный павильон Аничкова дворца — прежней усадьбы фаворита Елизаветы Петровны Алексея Григорьевича Разумовского, архитектор все тот же Росси, сзади уходящая к мосту Ломоносова улица из двух одинаковых домов — улица Зодчего Росси, в одном из зданий которой разместилась Академия классического танца им. Агриппины Яковлевны Вагановой и Театральный музей с театральной библиотекой, в другом здании раньше находилось Управление императорскими театрами.

Зеленая зона вокруг монумента — Екатерининский (в народе — Катькин) сад. Автором архитектурного ансамбля, который в основном сложился в середине XIX века, был Карл Иванович Росси, итальянский архитектор. Памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге — центральный акцент этой блестящей композиции.

памятник екатерине 2 в санкт-петербурге архитектор

Легенды и мифы Петербурга о памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург — город, в котором живут и множатся мифы и легенды. Многие из них зафиксированы в книгах историка и петербурговеда Синдаловского.

В одной из таких легенд говорится о том, что под памятником захоронены огромные сокровища — перстни с драгоценными камнями невероятной стоимости, которые бросили в яму под фундамент петербургские аристократки во время заложения монумента.

Также бытует мнение, что вокруг царицы все скульптуры мужчин — изображения ее фаворитов, однако на самом деле это не так — фаворитом из них был только Г. А. Потемкин.

Существует и гипотеза про то, что большевики хотели демонтировать памятник Екатерине как прославляющий эпоху царской России и возвести на этом месте монумент Владимиру Ильичу Ленину — вождю пролетариата как символ победы над царизмом и капитализмом.

Памятник и современные петербуржцы

Памятник Екатерине II часто подвергается разорению со стороны вандалов: у скульптуры Суворова отламывают шпагу, у вельмож спиливают ордена, а у самой императрицы — цепь.

Но есть и положительные примеры внимания петербуржцев к монументу Правительницы. Екатерининский сад — это любимое место прогулок горожан, а у входа юные и не очень живописцы и графики демонстрируют свой талант прохожим, пишут их портреты и виды Санкт-Петербурга.

Около памятника устраиваются традиционные фестивали. Так, в апреле здесь состоялось открытие фестиваля света, несколько лет подряд проходил фестиваль мороженого, ежегодный фестиваль «Петроджаз», мотофестиваль и т.д. Такая популярность — подлинная оценка памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге.

Краткое описание

В центре расположенного на площади Островского Екатерининского сада, на фоне Александринского театра возвышается величественный памятник Екатерине II в обрамлении богатого разноцветья клумб и пышной зелени деревьев. Императрица властно взирает на вечно шумящий Невский проспект, располагаясь вполоборота к своему детищу — Императорской Публичной, ныне Российской национальной библиотеке.

История создания

Приближавшийся 100-летний юбилей со дня восшествия на престол великой императрицы российской Екатерины II позволил Александру II вернуться к планам установки памятника своей царственной прабабушке, которые зародились в умах прогрессивных государственных деятелей России ещё при её правлении. Из-за строгого запрета самой Екатерины II вопрос о памятнике был временно закрыт, но в свете готовившихся торжеств снова приобрёл актуальность.

В 1860 году был объявлен конкурс на лучший проект задуманного памятника. Среди прочих соискателей свою модель представил совсем ещё молодой по тем временам Михаил Микешин. Жюри Академии художеств не сразу допустило его до участия в конкурсе. На это было две причины: возраст, всего 25 лет, и отсутствие образования по скульптурной дисциплине. Михаил с отличием закончил Петербургскую Академию художеств, получив образование художника.

Памятник Екатерине II фото

Из всех конкурсных работ Александр II выбрал проект М. Микешина, и через два года художник получил заказ на установку памятника. Осуществление проекта заняло более 10 лет – торжество по случаю открытия памятника состоялись в 1873 году.

Над скульптурной композицией вместе с Микешиным, который получал азы скульптурного дела в процессе работы, трудились известные русские скульпторы:

  • работы над фигурой императрицы проводил М. А. Чижов
  • автором остальных скульптур являлся А. М. Опекушин
  • за декорирование элементов сада отвечал В. А. Шрётер
  • проектирование нижнего яруса монумента было поручено Д. И. Гримму, и он же осуществлял полное руководство по изготовлению и установке памятника

Император предполагал создать грандиозный мемориал, в состав которого должны были помимо памятника Екатерине II войти фигуры 29 достойных сынов государства в виде их статуй и бюстов. Но нехватка средств и проблемы, связанные с военными действиями на русско-турецком фронте не позволили этому замыслу осуществиться.

Скульптурная композиция памятника была задумана автором М. О. Микешиным в виде огромного колокола, стоящего на гранитном постаменте и являющегося основанием для фигуры царственной особы. Рост бронзовой скульптуры Екатерины II составляет 4,35 метра, в то время как полная высота монумента достигает немногим более 10 метров.

памятник Екатерине 2 спб

Императрица изображена в парадном платье с горностаевой мантией, орденской лентой и орденом святого Андрея Первозванного на богато декорированной цепи

В левой руке Екатерина держит лавровый венок, как будто собирается возлагать его на голову героя. Правой рукой императрица уверенно сжимает символ царской власти – скипетр, а у её ног покоится корона Российской империи.

Этими символами М. Микешин хотел показать, как уверенно Екатерина II держала бразды правления в своих руках, и как легко и покорно страна подчинялась её царственной воле.

Поза императрицы отмечена горделивой осанкой, ведь ей выпало на долю управлять огромной и сильной державой, но в то же время вся фигура дышит покоем и умиротворением. На губах Екатерины II играет лёгкая полуулыбка, взор устремлён на Невский проспект, но совершенно понятно, что императрица видит не только всю свою столицу, но и огромные просторы управляемой ею страны. И она спокойна за судьбу государства.

В чертах красивого лица автор, возможно намеренно с целью отразить преемственность царской власти, показал отдалённое сходство с Петром I, хотя никаких родственных связей у них не было

Немного ниже императрицы на ободе колокола М. Микешин расположил девять бронзовых скульптур наиболее значимых во время правления Екатерины II государственных деятелей и персон, особо приближенных к царской особе. 

Памятник Екатерине Второй фото

Все фигуры изображены сидящими и стоящими в совершенно естественных позах, как будто скульптор застал их за обсуждением насущных вопросов государственной важности

Колокол с фигурами покоится на гранитном основании с широкими ступенями, с четырёх сторон ведущими к скульптурной композиции. У подножия колокола закреплена мемориальная бронзовая доска, гласящая о том, что памятник установлен при императоре Александре II и посвящён заслугам Екатерины II перед Российским государством.

Скульптор

Автором проекта памятника Екатерине II и разработчиком его художественно – композиционного решения является талантливый русский художник, а впоследствии и скульптор, Михаил Осипович Микешин. Волею случая сыну крестьянина удалось поступить в Петербургскую Академию художеств и получить диплом о её окончании с отличием.

Его картины всегда заслуживали высочайшие отзывы ценителей искусства, одну из них приобрёл для своей коллекции Николай I. Участие во всемирных выставках неизменно приносило Микешину похвалу и медали.

Кроме памятника Екатерине II М. Микешин создал Памятник тысячелетия крещения Руси, скульптуру императрицы в Краснодаре и несколько других значимых работ

Особенности композиции памятника

Очертания монументального памятника Екатерине II имеют некоторые узнаваемые особенности, характерные для скульптурного стиля М. Микешина и использованные им при создании других работ. Автору нравилось применять ярусное строение в своих скульптурных композициях, закладывая в это конкретный подтекст. Второй специфической чертой творений М. Микешина можно назвать использование в них большого числа государственных деятелей.

Первый ярус композиции посвящён самой Екатерине II: увеличенных размеров фигура императрицы вознесена на самую верхнюю точку памятника и является его наиглавнейшей доминантой.

Средний ярус памятника занят приближёнными и сподвижниками Екатерины II. Их скульптуры распределены отдельными композиционными группами, занятыми беседой или чтением. 

  • На главном фасаде, как бы ближе к императрице, что-то обсуждают генералиссимус А. В. Суворов, генерал – фельдмаршал Г. А. Потёмкин и генерал – фельдмаршал П. А. Румянцев – Задунайский
  • Справа от Румянцева застыла в размышлениях княгиня Е. Р. Дашкова, первой из женщин ставшая президентом Академии наук. Далее великий поэт Г. Р. Державин читает публике свои произведения
  • С противоположной стороны памятника активно спорят генерал – аншеф А. Г. Орлов – Чесменский и адмирал В. Я. Чичагов
  • За спиной А. В. Суворова увлечённо о чём-то беседуют президент Академии художеств И. И. Бецкой и государственный деятель А. А. Безбородко

Нижний ярус с гранитным основанием и ступенями не занят бронзовыми фигурами – он отведён автором для приходящих к памятнику горожан и приезжих посетителей. Отсюда они могут лицезреть всю красоту и мощь правительницы Российского государства.

Памятник Екатерине " Петербург

Памятник Екатерине 2

Где находится

Адрес

Невский проспект, 37 — 39

Метро

Гостиный двор

Как добраться

  • С платформы станции Гостиный двор необходимо выйти в направлении перекрёстка Невского проспекта и улицы Садовой, повернуть направо и пройти около 100 метров по проспекту до ансамбля площади Островского
  • При проезде на наземном транспорте следует доехать до остановки Дворец творчества юных, находящейся недалеко от искомой площади.

Интересные факты

  • По одной из окружающих памятник императрицы легенд под его основанием зарыты драгоценности знатных дам второй половины XIX столетия, которые во время церемонии закладки памятника бросали в котлован свои ювелирные украшения.
  • Академия художеств, объявляя конкурс на лучший памятник Екатерине II, намечала воздвигнуть его в Царском Селе. Но высокая оценка модели скульптурной композиции М. О. Микешина на Лондонской Всемирной выставке сделала возможным установку памятника в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте.
  • На все фигуры скульптурной группы было затрачено немногим более 50 тонн бронзы. А для доставки гранитных глыб, из которых изготовлен постамент памятника, потребовалось специальное сооружение железнодорожных путей от невской набережной.
  • Памятник Екатерине II чаще других произведений искусства Северной Пальмиры страдает от варварских выходок вандалов: с завидным постоянством они лишают скульптурную группу различных декоративных деталей и разрисовывают памятник.
  • После Октябрьской революции большевики предполагали реконструировать памятник: вместо скульптуры императрицы поместить на постамент фигуру В. И. Ленина и окружить его изображениями самых верных соратников. Но дальше планов дело у них не пошло.
  • В годы блокады Памятник Екатерине II не укрывали по идеологическим соображениям.
  • Екатерининский сад вокруг памятника при советской власти был любимым местом для шахматистов и передвижных художников.
  • Изображение памятника Екатерине II запечатлено на памятной сторублёвой серебряной монете.

Памятник Екатерине II находится в сквере у Невского, в саду называемом в народе «Катькин садик».
Памятник Екатерине Великой был установлен в 1873 году, а площадь ныне носит неожиданное название — Островского )))

Памятник Екатерине Великой

Запечатлен момент открытия памятника. Сквер и памятник овеян различными легендами и сказаниями ))) о которых я и хочу поведать )))

По легенде, обсуждая с Фальконе детали памятника Петру I, Екатерина заодно поручила ему сделать и проект памятника самой себе. Фальконе нарисовал несколько эскизов, но Екатерине не понравилось и она идею отложила… для потомков. Памятник был поставлен только в следующем веке, уже в столетнюю годовщину коронации Екатерины.

Молва гласит, что Николай I бабку свою, Екатерину II, не любил и не только не собирался каким-либо образом увековечить ее память, но даже сердился, когда при разрешении государственных вопросов делались ссылки на указы или распоряжения Екатерины.

Александр II не разделял нетерпимого отношения отца к великой женщине, однако, с памятником прабабушке не спешил.

Однажды канцлер Горчаков на приеме у царя посетовал, что гуляя по Петербургу, невозможно увидеть ни одного знака, напоминавшего бы о царствовании «Семирамиды Севера». Александр II промолчал, но к словам знаменитого дипломата прислушался. Спустя некоторое время Горчаков узнал, что решено поставить монумент Екатерине в ее любимом Царском Селе, и что модель уже готова. Александр Михайлович поспешил взглянуть на модель, и она совершенно ему не понравилась. Екатерину изобразили с лирой в руках, размеры модели были малы – она производила впечатление обычной садовой скульптуры.

Когда император спросил Горчакова, что он думает о модели памятника, Александр Михайлович не стал скрывать своего разочарования.

«Ваше величество, это может быть довольно для фамилии — но недостаточно для страны», — веско сказал он. И добавил: «Когда я рассматривал модель, мимо прошли две бабы и спросили меня: «Зачем это матушке-царице дали подкову в руки?»…

Глас народа – глас Божий: пресловутая модель была отвергнута, и скульптору Микешину пришлось создавать новую, и уже не для Царского Села, а для Петербурга.

В результате, в сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал.

Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктор Шрётера.

Петербуржцы не приняли и его. У нас в городе все новое долго вызывает отторжение. Памятник был сразу же подвергнут резкой критике, иначе как «микешинской сонеткой» (сонетка – это настольный колокольчик) петербуржцы его не называли.

Хотя теперь всем ясно — шедевр! Особенно, если учесть, что после Октябрьской революции все другие памятники Екатерине в России были уничтожены. Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора.

Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра.

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год».

В начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей «мудрого ленинского политбюро». В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор.

Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин.

Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло.

В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. Издавна в сквере назначали свидания люди нетрадиционной ориентации.

Памятник Екатерине — возможно самый любимый монумент у вандалов города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги). Как-то раз Екатерина была замечена с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки. Любит народ этот памятник. Инфа (С) инет.

Доходный дом Басина и борода императора Александра III

Ваш покорный слуга…)))

А рядом первый театр в России!  Александринка — театральная жемчужина Петербурга

Кстати!  Про «спереди не всякому доступно» (в афоризме). Имелся ввиду Елисеевский магазин ))) а вы о чем подумали?!

Главная>Сочинения по темам

Памятник

Быстрый переход:

Вариант 1 — Минину и Пожарскому (Москва)

Вариант 2 — Пушкину (Москва)

Вариант 3 — Медный всадник (Санкт-Петербург)

Вариант 4 — Неизвестному солдату (Москва)

Вариант 5 — Екатерине II (Санкт-Петербург)

Вариант 6 — Абаю Кунанбаеву (Москва)

Похожие сочинения про памятник

Вариант 1 — Минину и Пожарскому (Москва)

19 предложений/ 243 слова

Этот замечательный памятник был открыт в 1818 году. Автором является скульптор Иван Мартос. Он расположен на Красной площади, между храмом Василия Блаженного и Лобным местом. Причём, изначально, он находился на Красной площади в другом месте, но был перенесён в 1931 году из-за строительства Мавзолея Владимиру Ленину.

Несмотря на то, что памятник был установлен в 1818 году, посвящён он событиям аж 1612 года. В те годы нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский были предводителями второго народного ополчения. В 1611 году они собрали войско и выдвинулись на Москву, чтобы освободить её от польских захватчиков. В 1612 году они достигли Москвы, соединились с первым ополчением и разбили польскую армию. Именно, в благодарность им за этот подвиг, и был установлен памятник.

В то время это был самый крупный скульптурный памятник в Москве. Он состоит из фигур Минина и Пожарского, а также постамента и барельефов. Минин одной рукой призывает людей на восстание, а другой рукой отдаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил народное ополчение. Пожарский приподнимается с ложа, опираясь на щит. Они решительны, они готовы выгнать врага из страны. Высота памятника более 8 метров. Он был изготовлен в Санкт-Петербурге, а затем по воде доставлен в Москву. Самое интересное, что деньги на его изготовление собирала вся Россия, в бюджете, после страшной войны с Наполеоном, денег не было. При его открытии присутствовало много народа, в том числе был и сам император Александр I.

Памятник часто упоминается в литературе и искусстве, его изображение неоднократно было использовано на марках и монетах.

Вариант 2 — Пушкину (Москва)

21 предложение/ 237 слов

Стихи Александра Сергеевича Пушкина знакомы каждому из нас с детства. Образ великого поэта навсегда увековечен не только в его произведениях, но и в портретах и скульптурах. Одной из таких скульптур является памятник гению русской литературы в Москве.

Стоящий на гранитном пьедестале бронзовый Александр Сергеевич возвышается на Пушкинской площади, в самом центре столицы. Ежедневно сотни туристов приходят полюбоваться этой скульптурой. Они читают высеченные на камне строки из стихотворения поэта «Памятник» и возлагают цветы к подножию монумента.

Скульптура эта была создана А. М. Опекушиным и установлена на площади в 1880 году. Пушкин представлен здесь стоящим в задумчивой позе. Поэт как будто бы размышляет над созданием нового произведения: голова его слегка опущена, взгляд устремлен вдаль.

Несмотря на то что с момента создания памятника прошло уже много лет и некогда блестящая бронзовая скульптура со временем приобрела зеленоватый оттенок, она не утратила своей выразительности. Поэт по-прежнему выглядит живым, словно бы готовым вот-вот сойти с пьедестала.

Такой эффект достигается за счет реалистичности памятника. Мы можем разглядеть каждую складочку на одежде Пушкина. Поза поэта очень естественна. Он стоит, заложив одну руку за борт сюртука, а другую — откинув назад и держа в ней шляпу. Именно такими мы привыкли видеть современников Пушкина на портретах той эпохи.

Памятник поэту не всегда находился на своем привычном месте. Изначально он был установлен на противоположном конце площади, в начале Тверского бульвара. Лишь в 1950 году его переместили на другую сторону улицы. И с тех пор положение монумента остается неизменным.

Вариант 3 — Медный всадник (Санкт-Петербург)

17 предложений/ 269 слов

Медный всадник — это один из главных памятников Санкт-Петербурга, уже давно ставший истинным символом города. Несмотря на то что статуя была установлена на Сенатской площади уже более двухсот лет назад — в 1782 году, она по-прежнему привлекает внимание туристов со всего мира.

Безусловно, этому есть объяснение, поскольку памятник посвящён ни кому бы то ни было, а отцу-основателю Северной столицы — императору Петру I. Монумент создавался по желанию самой Екатерины II, а для изготовления статуи из-за границы специально был приглашён французский скульптор Этьен Морис Фальконе.

Разве могло такое творение остаться незамеченным?! Конечно же, нет! Но я думаю, что популярным памятник сделал не только его прототип и значимые условия создания, но и величественный облик самого монумента.

Статуя Петра, сидящего на коне, грозно возвышается над городом. Под копытами скакуна находится гигантский гранитный валун — «Гром-Камень». Лошадь императора встала на дыбы, и зрителю, смотрящему на монумент снизу, неизменно кажется, что она вот-вот готова обрушиться на землю и поскакать прямо на людей. Недаром подобная ассоциация возникла у главного героя поэмы Александра Пушкина «Медный всадник» Евгения.

При этом сама фигура императора выглядит удивительно статичной. Лицо Петра I выражает спокойствие, взгляд его невозмутимо направлен вперёд, а правая рука в широком покровительственном жесте отведена в сторону. Это заставляет зрителей с интересом разглядывать статую царя, удивляясь точности её портретного сходства, и находить на Медном всаднике знаменитые символы, которыми щедро наделил свою работу автор.

Простая русская рубаха на плечах царя и медвежья шкура вместо седла, как доказательство принадлежности Петра I к русской нации и единства царя со своим народом. Змей под копытами лошади, как знак победы над злом и коварством. И гранитный камень, по форме напоминающий волну, как свидетельство покорения императором морской стихии.

Вариант 4 — Неизвестному солдату (Москва)

13 предложений/ 219 слов

Люди устанавливают памятники, чтобы таким образом отметить особо значимые события в своей жизни. Ну а что может быть важнее, чем воспоминания о Великой Отечественной войне и том подвиге, который совершили русские солдаты во имя спасения своей Родины?!

Безусловно, великая жертва этих людей не могла остаться незамеченной, поэтому после окончания боевых действий во многих городах России были возведены мемориалы, к подножию которых люди по сей день приносят цветы и венки. Пожалуй, самым известным подобным памятником стала Могила Неизвестного солдата в Москве.

Она расположена прямо у кремлёвских стен в Александровском саду. Здесь покоится прах одного из солдат, некогда захороненных в братской могиле под Зеленоградом. В 1967 году останки этого человека торжественно были перевезены в столицу, а на надгробной плите установлена символическая композиция: сложенное боевое знамя, а сверху на нём — военная каска и лавровая ветвь.

В центре мемориала выгравированы слова Сергея Михалкова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». Рядом расположена бронзовая пятиконечная звезда, из основания которой вырывается пламя вечного огня.

Надпись, размещённая на памятнике, наилучшим образом отражает суть монумента и мысленно возвращает всех нас к трагедии, постигшей родную страну в сороковые годы. Действительно, миллионы людей тогда пали в боях и были похоронены в братских могилах. Имена их так и остались неизвестны, но это не отменяет совершённого этими солдатами подвига — каждым в отдельности и всеми вместе. И мы просто обязаны помнить о случившемся.

Вариант 5 — Екатерине II (Санкт-Петербург)

12 предложений/ 244 слова

Мало кому неизвестен памятник Екатерине II, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга на площади Островского, перед Александринским театром. Почти каждый горожанин или турист хотя бы раз сворачивал с Невского проспекта и ненадолго заглядывал в уютный сквер, чтобы полюбоваться этим величественным сооружением.

За время своего существования, монумент успел обрасти множеством всевозможных мифов и легенд. Так, многие считают, что под памятником зарыты несметные богатства, поскольку в момент его открытия в 1873 году богатые горожане стали торжественно срывать с себя украшения и бросать их в котлован, тем самым прославляя великие деяния Екатерины II.

Люди также рассказывают, что бронзовая статуя императрицы в горностаевой мантии, со скипетром и лавровым венком в руках по ночам оживает и гордо прогуливается по своим владениям, шурша складками роскошного платья. Вместе с Екатериной оживают и другие статуи на монументе, поскольку памятник правительнице — это целая скульптурная композиция.

Девять знаменитых деятелей екатерининской эпохи изображены сидящими и стоящими у ног императрицы под короной российской империи. В их числе полководец Александр Суворов, поэт Гавриил Державин, князь Александр Безбородко и другие. И все они также по ночам бродят по улицам, следуя за Екатериной.

Конечно же, можно верить этим городским легендам, можно нет, но не любоваться красотой монумента очень сложно. В создании памятника принимала участие целая команда известных мастеров искусства: художник Михаил Микешин, скульпторы Матвей Чижов и Александр Опекушин, архитектор Давид Гримм. Этим людям удалось произвести на свет настоящий шедевр, который уже много лет является главным украшением площади Островского и, наряду со статуей Петра I, считается одним из главных символов Санкт-Петербурга.

Вариант 6 — Абаю Кунанбаеву (Москва)

16 предложений/ 202 слова

Памятник Абаю Кунанбаеву, установленный в центре Москвы на Чистопрудном бульваре, — это один из наиболее интересных современных монументов. Интересна скульптура прежде всего своим адресатом. Она была возведена вовсе не в честь какого-либо известного политического деятеля или героя войны, как это было принято ранее. Памятник является точным изображением известного казахского поэта и мыслителя, творившего на рубеже XIX—XX веков.

Статуя Абая Кунанбаева выполнена из бронзы. Поэт запечатлён задумчиво сидящим на стуле. На его левом колене покоятся листы бумаги. Вероятно, это рукописи произведений и философских размышлений творца.

Сама скульптура расположена на светлом гранитном постаменте, украшенном национальным казахским узором и надписью: «Вечен творец бессмертного слова». Справа стоят два небольших каменных истукана.

Когда я проходил мимо этого прекрасного памятника, мне всегда было интересно, почему именно Кунанбаев удостоился чести быть увековеченным в подобном виде. Познакомившись с творчеством поэта, я понял, что он многое сделал для популяризации русской культуры у себя на родине. Например, переводил произведения Пушкина, Лермонтова и Крылова на казахский язык.

Таким образом, установка памятника стала своеобразным жестом благодарности со стороны России. Поэтому 4 апреля 2006 года в присутствии президентов двух государств — Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева состоялось торжественное открытие монумента, создание и установку которого финансировала казахская сторона. Авторами памятника стали скульпторы Марат Айнеков и Саид Айнеков.

­

Похожие сочинения про памятник:

­ Архитектурный памятник

­ Описание памятника в поэме Медный всадник, Пушкин

­ Неизвестный солдат

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

Наследие правления Екатерины II имеет большое значение для исторического развития государства. Помимо успехов во внешней политике, императрица известна своими достижениями в области образования и просвещения. Ее личная жизнь также была охвачена вниманием со стороны народа, который любил распространять различные слухи на эту тему. Вся историческая значимость и мощь великой правительницы отражена в историческом монументе, который расположен в Санкт-Петербурге.

История создания памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге

Строительство и открытие этого монумента произошло во времена правления Александра II. Идея создания памятника была приурочена к столетней дате восхождения Екатерины II на престол. В честь этого грандиозного и исторически значимого события Александр II решил увековечить личность правительницы в вечном памятнике.

Первоначально архитекторы говорили о том, что монумент будет установлен в Царском Селе у Екатерининского дворца, но в последствии, в 1865 году, было решено реализовать воздвижение памятника у Александрийского театра. Первые работы, конструирование фундамента будущего строения, были проведены под вниманием Александра II и в присутствии членов его семьи.

Первоначальная модель памятника, по подобию которой и была выстроена конструкция, расположена в специальном павильоне «Грот», который находится в Царском Селе. Для постройки основания памятника были привезены строителями и архитекторами разные породы гранита. Обеспечивая безопасность доставки дорогого камня, грузчики сначала перевозили его по воде. Затем строили специальные рельсы, на которых материал доставлялся к месту строительства.

Строительство памятника Екатерине II затянулось на долгие десять лет. Он был освящен в 1873 году. В этом же году состоялось его торжественное открытие, на котором присутствовала императорская семья.

Авторы работы и элементы памятника Екатерине 2 в Санкт-Петербурге

Создателями и архитекторами величественного монумента выступили настоящие мастера своего дела. К ним относятся:

  • 1. М.О. Микешин, который выступал как художник в создании монумента;
  • 2. М.А. Чижов, выполнивший все сложные скульптурные работы;
  • 3. А.М. Опекушин, который работал над созданием фигур, обрамляющих памятник.

Пьедестал, посвященный Екатерине II, имеет интересную композицию, которая складывается из совокупности взаимосвязанных элементов. Сама императрица изображена в центре монумента с гордым взглядом и прямым станом. В руках у нее лежат императорский скипетр и лавровый венок. Возле ног расположилась великая российская корона, а на плечах возложена мантия.
Вокруг всего памятника Екатерине 2 в Петербурге расположены фигуры известных и прославленных деятелей, работы которых имели особое отличие во времена правления Екатерины II. К их числу относят следующих личностей: Г.А. Потемкин, А.А. Безбородко, А.Г. Орлов-Чесменский, А.В. Суворов и многие другие.

памятник Екатерине II

памятник Екатерине II

Интересные факты о памятнике Екатерине 2 в Петербурге

Многие полагали, что фигуры, которые расположены вокруг пьедестала, на самом деле являются фаворитами императрицы на разных порах ее правления. Но, основываясь на исторических фактах, стоит отметить, что из всех изображенных фигур «любимцем» императрицы был только Г.А. Потемкин.
Также, вокруг памятника ходят легенды о том, что под ним захоронено большое количество золота и других предметов богатства и роскоши. Некоторое время назад власти хотели провести исследования и организовать раскопки, но этого так и не произошло.

Таким образом можно сделать вывод о том, что памятник Екатерине 2 в Санкт-Петербурге несет в себе большое культурное и историческое наследие. Монумент возвеличивает личность императрицы и хранит вечную память о ее правлении.

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II был установлен в центре сквера перед зданием Александринского театра 24 ноября 1873 года.

Первоначальный эскиз значительно отличался от осуществленного памятника. Художник М.О. Микешин представил Екатерину в образе обаятельной женщины, с непринужденной грацией держащей в руках венок и лиру – символы славы и искусства. На четырехгранном постаменте должны были разместиться медальоны с портретами Румянцева, Суворова, Потемкина и Державина.

Модель памятника была отлита в бронзе на заводе Шопена и даже участвовала во Всемирной выставке в Лондоне, где ее высокое техническое качество отметили медалью. Памятник понравился Александру II, и в 1862 году модель установили в Царскосельском саду, отметив тем самым столетний юбилей восшествия Екатерины на престол.

В 1863 году петербургский генерал-губернатор князь А.А. Суворов, внук прославленного полководца, обратился с ходатайством к императору соорудить памятник Екатерине II не в Царском Селе, а в столице. Было обозначено и место для памятника  —  в сквере перед Александринским театром.

В июне 1863 году художник Микешин создает новый проект памятника. Высота монумента увеличилась до 21 аршин (около пятнадцати метров), изменена форма постамента, вырастающего на массивном, круглом в плане и суживающемся кверху основании. На сторонах постамента предполагалось поместить уже не медальоны, а  круглые статуи, причем в число сподвижников Екатерины, был включен еще и И.И. Бецкий, так что общее число фигур увеличилось до пяти. Проект был рассмотрен в Академии художеств, где пришли к мнению, что памятник не должен быть выше 15 аршин.

Микешин создал другой вариант, где вновь был изменен постамент (вернулись к четырехсторонней форме), причем на трех сторонах предполагалось поместить по два медальона с портретами. Число сподвижников также увеличилось: выбрали также А.Г. Орлова, В.Я. Чичагова и княгиню Е.Р. Дашкову. Тем не менее, академики высказали очень резкое суждение об этом памятнике. Несмотря на это, Микешин продолжал работу, шлифуя свой проект и не уступая в основных позициях своего замысла.

Модель памятника Екатерине II выполнил по рисунку Микешина его ближайший помощник  — Матвей Афанасьевич Чижов. Утверждение модели памятника последовало 4 февраля 1865 года. Началась работа по лепке из глины и отливке в гипсе больших фигур. В результате проблем с финансированием проекта, работы по созданию памятника затянулись.

3 февраля 1867 года была закончена четырехметровая статуя Екатерины, вылепленная М.А. Чижовым, и после внесения различных исправлений по замечаниям академических профессоров в июне этого же года фигура была отлита из гипса. Первыми выполненными из гипса фигурами для постамента оказались Державин и Дашкова, их приняли в апреле 1868 года.

К декабрю завершили работы над фигурами Румянцева и Суворова, которые, как и остальные портреты сподвижников Екатерины, выполнил Александр Михайлович Опекушин. 15 февраля 1871 года, когда модель  осматривал император Александр II, было принято решение увеличить число скульптур на постаменте. На стороне монумента, обращенной к Александринскому театру, художник предполагал поместить медальон с надписью, но в итоге вместо нее решили установить изваяния флотоводцев.

Тем временем на площади перед Александринским театром под руководством профессора Давида Ивановича Грима уже велись строительные работы. Для устройства фундамента для постамента вынималась земля в диаметре девяти сажень (около двадцати метров) и на глубину до пяти аршин (три с половиной метра).

Торжественная закладка памятника состоялась в присутствии императора 24 ноября 1869 года, в день Святой Екатерины. В основание памятника положили ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. Перед началом работ по отливке статуй в бронзе 14 июня 1872 года, гипсовые модели еще раз осмотрел император Александр II. По совету царя, около фамилий сподвижников Екатерины были поставлены их графские и княжеские титулы. С июня 1872 по май 1873 года все бронзовые деатли памятника были отлиты на литейном заводе Кохуна, принадлежавшем торговой фирме «Никольс и Плинке». Бронзы на памятник ушло почти пятьдесят тонн. Общая высота памятника, как и задумывал Микешин, -пятнадцать метров. Осенью 1873 года шли работы по шлифовке постамента и установке бронзовых деталей монумента. Наконец, 24 ноября памятник Екатерине II был торжественно открыт.

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших
значимых
объектов.

Фото: Памятник Екатерине II

Фото и описание

На площади Островского в Санкт-Петербурге в 1873 году в центре сквера
Александровской площади был открыт памятник императрице Екатерине II. С того
дня, как его представили публике, вокруг памятника ходили разного рода легенды,
а городские острословы всячески подтрунивали над изваянием Российской
самодержицы. Говорили о том, что изваяния фаворитов императрицы на пьедестале
жестами указывают на размер своих достоинств, а Державин лишь разводит руками,
что под постаментом зарыт огромной ценности клад – перстень, который при
закладке некая высокопоставленная дама бросила в котлован. Что касается первой
истории, то она – вымысел. Из всех фаворитов Екатерины на памятнике есть
изображение только Г.А. Потемкина. А вот ко второй легенде вроде бы отнеслись
всерьез – при Советской власти в Екатерининском саду собирались проводить
раскопки. Правда, они так и не были начаты.

С монументом Екатерины постоянно происходили различные курьезы и
неприятности. Некоторые детали – цепи, ордена, шпаги – периодически пропадали,
во время реставрационных работ в короне на голове императрицы нашли осколки
стеклянных бутылок, из рук скульптуры полководца А. Суворова несколько раз
вырывали шпагу, причем покушения продолжаются и сейчас, а однажды шутники наряд
Екатерины превратили в матросскую тельняшку. Вандалов в большинстве случаев
находили. В прежние времена в Екатерининском саду любили собираться шахматисты.

Идея установки монумента возникла в 1860 году, спустя 100 лет после воцарения
Екатерины II. Автор памятника – художник М. Микешин. Гранитный пьедестал
выполнен из камня, который доставляли к набережной Невы по воде с Карельского
перешейка. Затем по специально проложенным железнодорожным путям гранит
доставляли к месту.

Нижняя часть пьедестала выполнена из гранита каменоломен Путсало, база и
карниз – из серого гранита карьера Янисари, постамент – из серого гранита
Снескесальми. Фигуры в пьедестале были отлиты мастерами-бронзолитейщиками завода
«Николс и Плинке».

Стоимость работ по сооружению памятника составила 316 тысяч рублей.
Изготовление памятных медальонов, переустройство сквера и церемонии открытия
стоила порядка 456 тысяч рублей. Памятник изготавливался и поэтапно монтировался
с 1862 по 1873 гг. Церемония освящения прошла в ноябре 1873 г.

При Советской власти в начале 30-х годов памятник планировалось
демонтировать, а на место Екатерины поставить скульптуру Ленина. В пьедестал
вмонтировать фигуры 9 членов ленинского политбюро.

С 1988 года Екатерининский сад был взят под государственную охрану. В конце
90-х-начале 2000 года была проведена реконструкция сквера и возвращена
планировка 1878 года.

Авторство памятника принадлежит художникам М. Микешину, А. Опекушину, М.
Чижову, архитекторам Д. Гриму, В. Штереру. Высота скульптуры императрицы
Екатерины II — 4,35 м. В руках – лавровый венок и скипетр, у ног – корона
Российской империи. На груди императрицы – орден Андрея Первозванного. По кругу
пьедестала фигуры сподвижников императрицы: государственный деятель Алексей
Орлов-Чесменский, поэт Гавриил Державин, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский,
полководец Александр Суворов, государственный деятель Григорий Потемкин,
полярный исследователь Василий Чичягов, президент Российской Академии Екатерина
Дашкова, президент Российской академии художеств Иван Бецкой, князь Александр
Безбородко.

Мемориал планировалась расширить, но русско-турецкая война и другие события
царствования императора Александра II помешали этому. Архитектор Д. Гримм
представил проект, согласно которому рядом с монументом Екатерине II должны были
располагаться бронзовые изваяния видных общественных и политических деятелей
эпохи ее царствования. Среди них должны были быть драматург А.П. Сумароков,
писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор сената А.А. Вяземский, адмирал флота
Ф.Ф. Ушаков.

some Добавить отзыв

some Добавить фото

some Дополнить описание

Фотографии

Карта

Расположение объекта Памятник Екатерине II на интерактивной
географической карте.

Большая карта

Памятник Екатерине II: что рядом?

Памятник Екатерине II находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.

Теги

Это интересно

  • Памятник героям сказки волшебник изумрудного города
  • Памятник русской культуры сочинение
  • Памятник герою сочинение не прервется связь поколений
  • Памятник ростова на дону сочинение
  • Памятник воинам интернационалистам в арзамасе сочинение